Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Побочные эффекты от употребления включают
  • Самый большой бодибилдер — Грег Ковач: биография, интересные факты и причина смерти Грег Ковач в профессиональных рейтингах
  • Перуанская мака — что это такое
  • Февральская революция: кратко
  • Вся правда о шоколадных десертах — как правильно выбрать какао Чем заменить шоколад в выпечке
  • Как закрывать компот на зиму?
  • Основные идеи в социологии м ковалевского. Социологические идеи м.ковалевского

    Основные идеи в социологии м ковалевского. Социологические идеи м.ковалевского

    ковалевский социология демократия

    О том, что Ковалевского постоянно тянуло к России и к русским в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 г, в которой слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь. В этой школе наряду с такими профессорами, как К. А. Тимирязев, Н. И. Кареев и многие другие, некоторое время читали лекции В. И. Ленин и Г. В. Плеханов.

    Русский ученый выступал с лекциями также в университетах Франции, Бельгии, Англии, США, Швеции. Его избрали членом общества социологии в Париже, а затем Международного института социологии, в котором он стал сначала вице-председателем, ас 1907 г. возглавил это международное сообщество.

    Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он опубликовал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.

    Результатом исследования социологических проблем явились две книги, а именно: «Современные социологи» и два тома «Социология».

    Ковалевский вернулся в Россию в 1905 г. Сторонившийся в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом -- участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной программой, становится депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.

    Ни общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившихся у него конституционно-монархических убеждений. Если прежде, в 80-90-х гг., обоснование и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе с самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

    Иное дело - научные занятия. Здесь он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

    В 1916 г. Ковалевский внезапно заболел и умер.

    Социологическая концепция Ковалевского сложилась под влиянием двух источников: позитивизма и марксизма (он называл себя учеником Конта и последователем Маркса). Такой необычный на первый взгляд синтез противоположных друг другу теорий на самом деле был распространен в 70-90-х гг. как в Западной Европе, так и в России. К этому времени вышли в свет основные труды основоположников марксизма, и ни один исследователь в области общественных наук, к какой бы политической платформе он ни примыкал, уже не мог пройти мимо «Капитала».

    Ковалевского в высшей степени возмущало то отношение к социологии, которое сложилось в России. Связывая большие надежды на признание социологии с началом издания «Новых идей в социологии», Ковалевский подчеркивал, что это «...до некоторой степени рассеет предубеждения наших руководящих сфер против науки, не допускающей чистого эмпиризма в деле общественного и государственного строительства... Русские ученые и интеллигенты давно... стали на сторону восполнения положительного знания наукой, которая охватила бы необозримую массу конкретных обобщений, даваемых историей, экономикой, статистикой, политикой, правом, этикой, коллективной психологией, эстетикой, и установила бы вместе с тем элементарнейшие законы человеческого общежития».

    Среди работ М. Ковалевского непосредственно к социологической тематике относятся: «Современные социологи» (1905); «Очерк развития социологических учений» (1906); «Социология» (1910); «Современные французские социологи» (1913); «Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии» (1914), а также большое количество статей, напечатанных как в русских, так и зарубежных журналах. Кроме того, перу Ковалевского принадлежат крупные работы в области истории, этнографии и правоведения: «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» ; «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» и др.

    В этих и других работах М. Ковалевского исторический подход сливается с широкими социологическими обобщениями, в которых прослеживаются динамика общества, его движущие силы, вскрывается социальная структура, т.е. ведущим является социологический анализ. В своих социологических исследованиях Ковалевский уделял большое внимание исторической науке и широко использовал сравнительно-исторический метод. Н. Кареев назвал Ковалевского «историком-социологом». Историко-сравнительный метод Ковалевский считал наиболее эффективным, способным открыть законы социального развития и наметить основные этапы развития общества.

    Смысл этого метода заключается в том, что социолог и историк, подобно биологу, придерживающемуся эволюционной теории, при рассмотрении ступеней в развитии общества, следующих одна за другой, а также при рассмотрении жизни различных народов, прибегает к сопоставлениям, устанавливая степени сходства и различия однотипных явлений, в результате чего в объективном ходе исторических событий выявляются общие и частные закономерности. Согласно требованиям этого метода, социолог должен охватить весь естественно-исторический процесс, историю народов, находящихся на разных ступенях развития. Общество -- это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное -- совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности.

    Историко-сравнительный метод давал большие возможности познания самых различных аспектов социального развития не только в региональном, но и в глобальном, общечеловеческом плане, ибо этот метод основывался на признании единства и целостности человеческой истории. Как считал М. Ковалевский, объектом наблюдения должны быть не отдельные исторические явления, а «эволюция форм общественной жизни всего человечества». Он исходил из того, что сравнение необходимо строить на предельно широком материале, брать общество в связи всех его сторон.

    Ковалевский критиковал О. Конта за то, что тот ограничивал сферу исследования лишь римско-католическим миром. Полный оптимизма по отношению к историко-сравнительному методу, он считал возможным «постепенное восхождение до познания общих мировых причин развития» социальной жизни. И хотя это было преувеличением по отношению к одному методу познания, однако в нем были заложены значительные научные возможности, поскольку соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов. Недаром социологию Ковалевского называют генетической. «Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...».

    Сравнительный (генетический) метод высоко ценился О. Контом и социологами органической школы. Как вспоминал Н. Кареев, брошюра М. Ковалевского «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории и права» (1880) была длительное время его единственным трактатом в области социологии.

    Социологические взгляды Ковалевского складывались под воздействием различных идейных течений. Его социологическая деятельность во многом определялась позитивистскими принципами философии О. Конта, с которой он познакомился в 70-х годах во Франции. Сильно укрепили в Ковалевском позитивистскую методологию личные встречи со Спенсером, хотя идею «спонтанной эволюции» Спенсера он не разделял и считал возможным изменение общественного строя через политические действия органов государственной власти. Ковалевский пронес верность идеям позитивизма через всю свою научную жизнь. М. Ковалевский -- наиболее яркий представитель «классического позитивизма» в России.

    Ковалевского привлекал позитивизм, прежде всего, подходом к развитию общества как к закономерному процессу, его также привлекала Контовская идея прогресса и Контовский же принцип «консенсуса». Вместе с тем, Ковалевский не разделял предубеждения Конта против психологии и приветствовал возникновение коллективной психологии, хотя он не соглашался с идеей о том, что она может заменить собой социологию. Он полемизировал с Г. Тардом, у которого социология фактически растворялась в коллективной психологии, но к психологическому направлению, в частности Л. Уорду, относился положительно. Этому в немалой степени способствовало то, что Л. Уорд с признанием эволюционного (генетического) процесса утверждал и антропо-телеологический подход, согласно которому люди способны ставить себе цели и совершать действия по их достижению. Мысль о таком воздействии людей на общественную жизнь соответствовала и взглядам М. Ковалевского.

    Отпечаток на социологию Ковалевского наложили его знакомство с теорией марксизма и личные встречи с Марксом. М. Ковалевский признавал, что, несмотря на различие их политических и философских взглядов, общение с Марксом до некоторой степени определило направление его научной деятельности. Вместе с тем позитивизм Конта и Спенсера он рассматривал как более универсальную систему и пытался соединить положения Маркса с воззрениями Конта и Спенсера.

    Ковалевского не увлекала разработка общих теорий путем дедуктивно-гипотетических посылок, и он строил свою социологию не сверху, а снизу, опираясь на фактический материал, доставляемый различными историческими науками. У Ковалевского и нет работ, в которых бы его социологические взгляды были изложены систематическим образом. К таким основополагающим принципам научного подхода Ковалевского относятся генетический метод и теория факторов, которые органически вписывались в основные положения и идеи классического позитивизма, а все это завершала теория прогресса. «Без идеи прогресса, подчеркивал Ковалевский вслед за О. Контом, -- не может быть и социологии». Важной частью его социологической деятельности являлся историко-критический анализ концепций многих современных ему авторов: Тарда, Гиддингса, Уорда, Гумпловича, Дюркгейма, Зиммеля, Маркса и др.

    Для М. Ковалевского социология -- это прежде всего, «синтез результатов, полученных конкретными общественными науками». Сравнительная история права, история различных учреждений (институтов), этнография служат социологии, доставляя огромный материал для ее общих построений. Частные науки (история, этнография, право и др.) могут дать лишь эмпирические обобщения.

    Определяя предмет социологии, он писал, что социология, в отличие, например, от истории, отвлекается от массы конкретных фактов. Ее задача -- указывать их общую тенденцию, а главное -- никогда не терять из виду основной своей цели: раскрывать причины покоя (стабильности) и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственно причинной связи между собой.

    Предмет социологии, как его определял Ковалевский, почти тождествен с определением О. Конта -- у обоих социология есть наука «о порядке и прогрессе человеческого общества».

    Занимаясь исследованиями истории отдельных стран, историей экономического, социально-политического развития Западной Европы, М. Ковалевский видел сложность, многоплановость и взаимодействие огромного числа социальных факторов.

    Он отрицал наличие единого определяющего фактора. По Ковалевскому, говорить о главном факторе, увлекающем за собой все остальные, -- то же самое, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обуславливают ее течение. В действительности, считал он, мы имеем дело со множеством факторов, каждый из которых так или иначе связан с массою остальных, ими обуславливается к их обуславливает. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни.

    Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать все то положительное в подходе к обществу, что имеется у различных социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма. Подобный интегративизм сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой социологии.

    Принцип «плюрализма факторов» был результатом эволюции взглядов русского социолога. П. Сорокин писал, что в более ранних работах (например, «Экономический рост Европы») Ковалевский еще не акцентирует внимание на множественности факторов. Причем его эволюция в отношении признания теории множественности факторов шла по пути замены причинной связи функциональными отношениями. «...Если фактор в начале рассматривался в качестве некоторой "силы", "влияющей" на те "или иные стороны общественной жизни, "вызывающей" те или иные социальные эффекты, то в позднейших работах целиком уничтожается такое понимание фактора и связь его с эффектами превращается в простую функциональную связь двух или больше чисел рядов, где фактор становиться условной, чисто методологической независимой переменной, а его эффекты -- функционально связанными с ним зависимыми переменными». К числу работ, написанных с позицийплюралистической теории, относятся прежде всего, работы «Современные социологи» (1909) и «Социология» (1910).

    В работе «Современные социологи» Ковалевский однозначно определил свою позицию: «.. .социология в значительной степени выиграет от того, если забота об отыскании фактора, да вдобавок еще первичного и главнейшего, постепенно будет исключена из сферы ее "ближайших" задач, если в полном соответствии с сложностью общественных явлений она ограничится указанием на одновременное параллельное воздействие и противодействие многих причин».

    Ковалевский считал, что нельзя сводить историю той или другой эпохи к решению уравнения с одним неизвестным, ибо общественные явления взаимно обусловлены и вызываются «не только влиянием внешней среды,... но еще массой взаимоотношений между отдельными проявлениями общественности, хозяйственными, правовыми, государственными, религиозными, художественными и т.п.».

    Как отмечает П. Сорокин, вся книга «Современные социологи», а равно и «Социология» представляют сплошную и систематическую критику теорий «монизма факторов» и обоснование плюралистической точки зрения. Подход Ковалевского не отрицание методологической теоретико-познавательной ценности причинных и функциональных связей, а лишь отказ от упрощенного понимания самих факторов и их деления на главные и второстепенные.

    В то же время Ковалевский проводит мысль о великом значении для прогресса развития знания. «Факторы -- рост населения и рост знаний -- находятся между собою в постоянном взаимодействии». Эти выводы не лишены основания. Так, в «Очерке истории развития социологии» (1914), написанном Ковалевским в конце жизни, отчетливо проступает идея, связанная если не с переходом от плюрализма к монофакторному объяснению тенденций общественного развития, то, по крайней мере, к значительному акцентированию его роли, в частности роли знания. «Успехи техники, вызванные ростом знания... очевидно, рано или поздно ведут к освобождению народных масс от тех, кто монополизирует в своих руках орудия производства. А это равносильно переменам и в обмене, и в распределении, и скажется также и на демократизации государственных порядков». Здесь он провел идею Е. де Роберти, которая была четко обозначена еще О. Контом. В этом плане М. Ковалевский -- дитя своего времени, и в теоретическом плане он не вышел за пределы «классического позитивизма».

    Ковалевский считал «главным двигателем экономической эволюции рост населения». Об этом говорится в его фундаментальной трехтомной работе «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства», а также в других работах, например «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (1906). Наряду с утверждением принципа множественности факторов Ковалевский признавал для отдельных сфер общества и единственную, главную причину изменения. В работе «Экономический рост Европы» Ковалевский пишет: «Важнейшим фактором эволюции (форм народного хозяйства) является в каждый данный момент и в каждой данной стране рост населения, большая или меньшая его густота, от которой зависит, прежде всего, выбор форм производства, а затем зависят и размеры, и порядки фактического владения землей, и сам характер общественных отношений».

    По Ковалевскому, именно рост числа населения, его плотности был определяющей причиной замены непроизводительного рабского труда более производительным -- крепостным. Этим же он объяснял и переход в первобытном обществе от рыболовства и охоты к земледелию и скотоводству, который привел к значительным социально-экономическим изменениям. Правда, детерминирующую роль отдельных фактов он никогда не абсолютизировал, ибо считал, что с течением времени всегда возможно появление новых причин.

    Ковалевского интересовали не только общие социально-философские проблемы общественного развития, но и характер, специфика и функционирование отдельных сфер социальной системы. Причем этот подход носил комплексный характер, ибо он рассматривал процесс взаимосвязи и взаимодействия между различными подсистемами общества: политика, экономика, государство, право и др.

    Безусловная заслуга Ковалевского в том, что в своих исследованиях он объяснял многие социальные явления и процессы путем анализа их происхождения. Здесь Ковалевский наиболее ярко проявил свое амплуа историка. Именно генетическая социология занимается проблемами происхождения и образования социальных институтов общества. Наиболее подробно Ковалевский исследовал происхождение семьи, собственности и государства.

    Глубокий историзм в подходах к изучению социальных институтов позволил Ковалевскому встать на передовые для того времени позиции. Важной составляющей социологической концепции Ковалевского явился его историзм в понимании характера частной собственности, взгляды на общинную собственность как предшествующую частной собственности.

    Значительное место в социологии Ковалевского заняла проблема государства, его происхождение. Как представитель либеральной идеологии, он не был согласен с марксистским учением о государстве как особой политической организации господствующего класса, как аппарате диктатуры этого класса.

    По Ковалевскому, государство есть расширение «замиренной сферы», т.е. орган согласования интересов, обретения консенсуса в обществе. Именно эта функция является, как показало современное развитие государства, одной из центральных.

    В соответствии с принципом плюрализма Ковалевский видел причину возникновения государства в совокупном воздействии ряда факторов. Он не отрицал роли экономического фактора и отмечал, что наследственная власть, как один из важных моментов процесса образования государства, стала возможной при наличии накопления богатства в одних руках. Однако большее внимание у Ковалевского было направлено на психологический фактор.

    Государство, по Ковалевскому, исторически возникло под воздействием психологической склонности людей признавать над собой власть тех, кто наделен магической силой, кто мог заклинаниями управлять природой. Позднее верховной власти стали приписывать божественный характер. Особое значение в становлении государственности Ковалевский придает «сильной личности», которая благодаря «гипнотическому влиянию» на народ, оказывается творцом государства. Это далеко не беспочвенный подход к пониманию механизма политической власти, и образования государства в частности. В исследованиях Ковалевского, касающихся проблем государства, можно провести параллели с теорией господства М. Вебера, особенно с тем, что относится к харизматическому типу господства.

    Генезис государства и генезис классов, составляющих социальную базу государственности, Ковалевский разводит в разные стороны. Вернее, он рассматривает их в различных плоскостях, которые у него оказываются фактически не соприкасающимися друг с другом. Социальная дифференциация, по Ковалевскому, зависит от общественного разделения труда, которое, согласно его теории, по большей части вызвано ростом плотности населения. Следовательно, причины образования сословий и классов лежат в сфере экономики и биологии, в то время как главная причина возникновения государства -- в сфере человеческой психологии.

    Социальный аспект теории Ковалевского наиболее отчетливо выражался в понимании им социального прогресса. О том, какое большое значение придавал Ковалевский теории социального прогресса в общей системе социологического знания, говорит не раз повторяющееся утверждение, что «без идеи прогресса не может быть и социологии». Прогресс он рассматривал какосновной закон социальной жизни, а содержание прогресса -- как расширение сферы солидарности, понимая солидарность не просто как психологический феномен, а как социальное единство людей. Взгляды Ковалевского на прогресс и связанную с ним солидарность формировались не только под влиянием идей О. Конта, но и под влиянием социальной обстановки, которая складывалась в России после реформ 60-70-х годов.

    Безгранично веря в процесс «замирения» в обществе, «рост человеческой солидарности», Ковалевский знал и о существующих в действительности противоречиях -- экономических, политических, духовных и др. Он считал солидарность нормой, а борьбу в человеческом обществе и ее крайнее проявление -- борьбу классовую -- отклонением от нормы.

    Во взглядах М. Ковалевского, составивших целую научную эпоху в истории русской социологии, важным аспектом является его понимание социального прогресса. Свои представления о социальном прогрессе он связывал с существованием исторической закономерности. Социальный прогресс, у Ковалевского -- это выражение господствующей в истории закономерности, проходящей через всю жизнь общества, а не результат случайного волеизъявления. В первом томе «Социологии» он пишет, что «общественные феномены» не являются результатами свободного выбора, а «управляются известными законами». Исследования Ковалевского пронизаны мыслью, что все народы «проходят одинаковые стадии развития». Прогресс представлялся ему в виде последовательной смены определенных общественных и политических состояний. В начале существовал родовой быт, который в дальнейшем заменялся феодальным и затем капиталистическим бытом «гражданского равенства». Причины того, что, несмотря на существующие пространственно-временные различия, повторяются практически однохарактерные общественные явления, он видел в тождестве физической и психической природы людей, в их возможностях развития под влиянием приспособления и воспитания.

    Таким образом, можно сказать, что социологическая система Ковалевского весьма содержательна и оригинальна. Во-первых, она характеризуется историчностью анализа и широтой сравнительных обобщений. Этому способствовал активно развиваемый им историко-сравнительный метод, как метод социологического исследования истории. Во-вторых, социологическая доктрина Ковалевского, носит плюралистический характер, что уже было оригинально для социологии того времени. Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, им была сформулирована теория социальных фактов. То есть, М. Ковалевским вместо теории фактора была создана впоследствии теория функциональной связи общественных явлений, которая была им же реализована в многочисленных работах. Третьим моментом социологической системы Ковалевского является генетическая социология. Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда оставался верен позитивистской методологии, и он никогда ей не изменял. Основные идеи М. Ковалевского говорят об индивидуальности, самобытности его социологической системы. В работах Ковалевского мы находим громадную эрудицию и широкие выводы, основанные на огромном эмпирическом материале, который, нам хотелось бы отметить, социолог черпал не из чужих работ, а добывал его самостоятельно, о чем было сказано выше.


    УДК 340.115.4(094)

    Страницы в журнале: 144-148

    А.В. ПЕТУХОВА,

    аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского

    Анализируются особенности социологического подхода к праву выдающегося дореволюционного русского ученого М.М. Ковалевского, рассматривавшего право как средство создания замиренной среды, общественной солидарности.

    Ключевые слова: социологический подход к праву, право, замиренная среда, общественная солидарность.

    Socialogical conception of Kovalevsky

    Petuhova A.

    The paper ivestigates specialities of socialogical approach to law of the russian scientist Kovalevsky. He concidered law as a tool for peace enviroment and social solidarity.

    Keywords: socialogical approach to law, law, peace enviroment, social solidarity.

    В юридической науке вопрос об определении права всегда был актуальным, важным и спорным. Сложность состоит в том, что необходимо в узких рамках дефиниции раскрыть многоплановую суть данного явления. Подход к пониманию права имеет важную практическую значимость, с его помощью формируются правовая доктрина, основные понятия, концепция правоприменения, определяется толкование законов, разрабатываются методы, позволяющие восполнять пробелы в законодательстве, и пр.

    В XIX -XX вв. господствующим направлением в развитии теории права был позитивизм. В конце XIX века появилось новое направление - социологическая юриспруденция, или социология права. Причиной возникновения социологического подхода к изучению права явилась попытка выработать альтернативу формально-догматическому подходу, который на тот момент испытывал кризис. Несостоятельность позитивистских концепций права проявилась в том, что они не могли раскрыть сложную социальную структуру права, не были способны рассмотреть право как много-

    аспектное социальное явление, а также не сумели решить проблему взаимосвязи юридической нормы и правоотношений. Как реакция на сложившуюся ситуацию возникла социологическая концепция права.

    Одним из ярких представителей данной концепции в дореволюционной России был русский социолог, историк, этнограф и правовед Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Г.В. Плеханов относил М.М. Ковалевского к числу людей, внесших своими трудами существенный вклад в общественную науку. «Он принадлежит к кругу очень немногих русских авторов, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями», - писал он.

    Являясь высокообразованным человеком, М.М. Ковалевский находился под влиянием социологических концепций О. Конта, идей Г. Спенсера, сравнительно-исторического метода Г. Мена, психологии Г. Тарда, солидаристской доктрины Э. Дюркгейма и Л. Дюги.

    Отдельных работ, посвященных исключительно праву и правовым явлениям, у Ковалевского нет, однако в своих социологических исследованиях он часто обращался к вопросам происхождения права и государства, к роли правовых явлений в обществе, взаимному влиянию социальной сферы и правовых явлений.

    Право тесно связано с историческим процессом, именно история помогает раскрыть особенности развития правовых явлений. Так, Ковалевский пишет: «Ведь что такое догма, как не, возможно, логическая передача действующего права, не заключающая в себе самой никакого критерия его пригодности в настоящем и путей дальнейшего развития: только при помощи истории можно ответить на вопрос, в какой мере данное право является продуктом всего предшествующего наслоения юридических норм, а это значит, что без истории нельзя указать ни органического характера законодательства, ни скрывающихся в нем несовершенств, источник которых всецело лежит в том, что жизнь обогнала юридическое творчество».

    М.М. Ковалевский большое внимание уделял изучению внутренних причин, породивших право. Так, желание «жертвовать ближним в интересах самосохранения», по его мнению, косвенно стало причиной образования права. Обращаясь к древним обществам, ученый указывал на психологическую, антропологическую составляющую процесса: «Инстинкт самосохранения подсказал участникам борьбы за существование необходимость организоваться в группы для более успешного ее ведения; но всякая группа, будет ли ею муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стадо или орда кочевников, с необходимым подразделением на более тесные союзы хотя бы временно сожительствующих мужчин и женщин, прежде всего является замиренной средой, из которой устранен элемент борьбы, место ее занимает солидарность, или осознание общности интересов и взаимной зависимости друг друга»(здесь и далее - курсив наш. - А.П.). Именно на почве этой солидарности возникает право, ничем не отличающееся от нравственности и религии. Именно теория замиренной среды стала одной из главных в учении М.М. Ковалевского. В.Д. Зорькин обращает внимание, что Ковалевский, подобно О. Конту, Л. Буржуа, Л. Дюги, видит в праве не орудие эксплуатации, а средство обеспечения общественной солидарности, создания замиренной среды, из которой устранена борьба и в которой установлены мир, взаимозависимость и общность интересов.

    Право, по Ковалевскому, появляется вместе с общественными союзами, является наследием предков, а никак не даровано природой (как это отстаивает естественная школа) и не выводится из обычая, народного юридического сознания (историческая школа), поскольку с изменением общества, социальной реальности изменяется и право. Факт человеческой солидарности, ее требования признаются обществом и становятся социальными нормами. Право - «нормы, ставящие себе целью поддержание и развитие этой солидарности» и «приводимые в жизнь организованной силой общества - государством, также служащим осуществлению задач общественной солидарности и имеющим своих предшественников в целом ряде мелких общественных союзов, наделенных подобно ему принудительной силой».

    Государство появляется намного позже права, в результате эволюции в сфере солидарности (замиренной среды), когда «союзы бродячих орд превращаются в рода или семьи, а они, в свою очередь, уступают место федерациям племен и территорий, объединенным завоеваниям, насильственно сближенным народностям, образующим одно политическое целое - государство». Следовательно, право возникает раньше государства и не зависит от него. Здесь очень важно отметить, что, в соответствии с учением М.М. Ковалевского, государство не создает право. Право стоит вне и над государством, непосредственно вытекает из факта общественной солидарности, замиренной среды и поэтому обязательно (с точки зрения естественной необходимости) для самого государства. Государство, восставая против права, принимало бы тем самым меры против собственного существования. Закон правомерен только в том случае, если он соответствует социальной солидарности. Идея первичности права и его обязательности для государства обосновывает концепцию правового государства.

    Объективность юридических норм заключается в том, что они, по концепции Ковалевского, независимы не только от произвола отдельного индивида, но и от воли государства. Таким образом, государство не создает право, а лишь признает его как факт общественной солидарности. Тогда остается нераскрытым вопрос, как разграничиваются правовые нормы и нормы морали и нравственности, также признанные регулировать общественные отношения. «Возможность признавать правом сегодня одно, а завтра другое и признавать государственной изменой сегодня одно, а завтра совершенно обратное показывает те практические последствия, которые вытекают из несвязанности государства им самим же издаваемым правом».

    М.М. Ковалевский считал, что право изменяется вместе с изменением нашего представления о нравственных идеалах, поэтому в разное время образовывалось столь различное по содержанию естественное право. Солидарность интересует Ковалевского не в ее статическом состоянии, а в динамике: как она изменяется, какие стадии развития проходит, на какие социальные процессы влияет. В частности, Ковалевский указывал на три стадии развития замиренной среды. Он писал: «Создание родового единства, патриотизма, космополизма - таковы последовательные стадии в развитии того чувства солидарности, окончательное упрочение которого в такой же мере обусловит собою в будущем радикальную перемену в наших современных понятиях о неотъемлемых правах личности, в какой самое его появление вызвало зарождение идеи права вообще». Еще раз отметим, что расширение сферы солидарности, или замиренной среды, выступает как механизм возникновения государственности, а рост замирения рассматривается как признак прогресса. Исследователи творчества М.М. Ковалевского (в частности, Б.Г. Сафронов) подчеркивают особенности движения солидарности: «Говоря о прогрессе, Ковалевский имеет в виду не наличие самого факта солидарности, которая в той или иной форме существовала на всем протяжении истории человеческого общества, а ее рост, повышение удельного веса, расширение ее среды, области применения и проявления. В этом движении солидарности собственно и проявляется социальный прогресс».

    Право между тем связано с психологическими особенностями личности. В частности, Ковалевский пишет: «Как отражение степени достигнутой обществом солидарности, оно изменяется вместе с расширением ее основ, вызывая прежде всего в отдельных выдающихся личностях неудовлетворенность существующими нормами и новые запросы, которые сила подражания обращает сперва в требования общественного мнения, в юридическое сознание масс, а затем в обычай или закон». Именно эти психологические свойства личности являются причиной возникновения и развития права. Подобную роль выдающихся личностей и происходящей в этой связи эволюции права и государства ученый видел «в психической природе человека, в преобладании в ней чувств над разумом, в естественном отвращении к напряжению мыслительных способностей, в происходящей отсюда склонности держаться старого, в предпочтении пассивного восприятия самостоятельному творчеству. Отсюда готовность подчиняться чужому руководству тех, кто признается обладателем большей физической и психической энергии», т. е. в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению.

    Рассуждая над психологической теорией Г. Тарда, Ковалевский отмечает возможность существования у индивида способности сознательной инициативы, что-либо открывающей в области знания и практического опыта. «Его открытие, вызывая ряд подражаний, тем самым ведет к изменению общественной среды, к изменению резкому и полному в том случае, когда впервые высказанная мысль не встречает противодействия во взглядах, разделяемых массою индивидов, составляющих общественную среду».

    «По своим умственным, физическим и другим естественным свойствам, рассуждает М.М. Ковалевский, люди неравны от природы и потому распадаются на две противоположные категории: с одной стороны, меньшинство, выдающиеся творческие личности, вожди-инициаторы, с другой - большинство, серая заурядная “масса”, “толпа”, которая испытывает “естественное отвращение к напряжению мыслительных способностей”, “склонность держаться старого”, “предпочтение пассивного восприятия самостоятельному творчеству”, “готовность подчиняться чужому руководительству”».

    В итоге именно в «психическом», «гипнотическом» воздействии выдающихся творческих личностей на пассивную массу, способную лишь к «подражательным процессам», к «подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству», и заключалась, по мнению Ковалевского, причина возникновения права, политической власти и государства. В данном подходе при рассмотрении вопроса о происхождении права объединились социологическая и психологическая концепции.

    Право, наравне с иными социальными факторами, влияет на общество, его культуру, политику и экономику. Однако и право, в свою очередь, испытывает влияние общества: «как отражение степени достигнутой обществом солидарности, оно изменяется вместе с расширением его основ». Цитируя Р. Иеринга, Ковалевский пишет: «Сравнительное правоведение должно отрешиться от химеры самопроизвольного развития в той же степени, в какой уже освободились от него естествознание и медицина, ищущие ныне источник происходящих в организмах изменений во внешних воздействиях. Замена учения о самопроизвольном развитии теорией посторонних импульсов, другими словами - признание той связи, в какой внутренние явления стоят с действующими на нас извне причинами, - в этом и следует видеть важнейшее приобретение, сделанное в наше время точным знанием, в частности, науками естественными. Заслуга Иеринга в сделанном им выводе: “право не развивается само из себя”». Именно поэтому за основу социологического понимания права, по мнению М.М. Ковалевского, должна быть взята «идея внутреннего развития и тесной зависимости, существующей в каждый данный момент между правом и экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом».

    Право представляет собой факт общественной жизни. Однако сам процесс превращения правовых норм из факта общественной солидарности (из сущего) в должное (в законодательство) Ковалевский не раскрывает. Так, видный представитель теории естественного права начала XX века. П.И. Новгородцев следующим образом критиковал идеи Ковалевского: «Социальная солидарность есть факт, это бесспорно; но социальная солидарность, согласно этой доктрине, есть также и долг»; «доктрина солидаризма утверждает в качестве своего основания нечто большее, чем указанное фактическое положение: она говорит о социальном долге человека, о том, что его права суть лишь последствия его обязанностей». «И мы, - пишет П.И. Новгородцев, - вправе спросить, откуда это вытекает? Вывести долг из факта немыслимо; ab esse ad necesse n оn valet consequentia ... и пока нам не указали иных оснований социального, мы имеем право утверждать, что доктрина солидарности покоится на априорном и недоказанном утверждении». Поскольку государство не создает и не отрицает права, то у него нет другого выбора, как признать право, что оно и делает в форме проводимых им положительных норм. Именно поэтому М.М. Ковалевский критиковал тех, кто считал, что государство создает право и что последнее немыслимо до и вне тесного союза с ним, например, представителей естественно-правовой школы, в частности Т. Гоббса и современного ему немецкого правоведа Г. Еллинека.

    Положительное влияние взглядов М.М. Ковалевского на развитие юриспруденции бесспорно. Социологический подход к праву и построенная на его основе историко-сравнительная юриспруденция позволили ставить и решать новые проблемы, не умещавшиеся в рамки юридического позитивизма, которые выдвигались самим ходом развития буржуазного общества. Право, в отличие от легистского подхода, с точки зрения социологической концепции тесно связано с социальной практикой, переплетается с общественными явлениями, социальными институтами, находится под влиянием различных социальных факторов и само влияет на их развитие.

    Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы.

    Право, по М.М. Ковалевскому, выступает средством создания замиренной среды, общественной солидарности. Оно не зависит от воли законодателя, стоит как бы вне и над государством, вытекает из факта общественной солидарности, замиренной среды и поэтому обязательно (с точки зрения естественной необходимости) для самого государства. Закон является объективным, так как процесс законотворчества не подчинен воле индивидов (чиновников) и всего государства в целом.

    Большое значение М.М. Ковалевский уделяет психологическим факторам формирования права. Право возникает и видоизменяется в результате того, что прежде всего у отдельных выдающихся личностей вызывается состояние неудовлетворенности существующим положением вещей и появляются новые запросы, которые переходят сначала в общественное мнение, в юридическое сознание масс, а затем - в обычай и закон.

    В соответствии с теорией М.М. Ковалевского, государство не создает право, а лишь признает его как факт общественной солидарности. Замиренность сфер рассматривается как фактор, определяющий прогресс развития общества, рост замирения - критерий прогресса, а важнейший социальный закон - закон роста человеческой солидарности.

    Недостатком концепции, по нашему мнению, является отсутствие четкого механизма превращения права из социальной нормы в юридическую.

    Библиография

    1 Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова. - М., 1973. Т. 1. С. 27.

    2 Ковалевский М.М. Социология: Соч.: В 2 т. / Под ред. А.О. Бороноева - СПб., 1997. Т. 1. С. 83.

    3 Там же. С. 84.

    4 См.: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. - М., 1978. С. 128.

    5 См.: Ковалевский М.М. Общее учение о государстве. - Спб., 1909. С. 74.

    6 Там же. С. 47, 74.

    7 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 84.

    8 См.: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 128.

    9 Ковалевский М.М. Общее учение о государстве. Указ. изд. С. 50-51, 59-60, 63-64.

    10 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 85.

    11 См.: Сафронов Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог. - М., 1960. С. 113.

    13 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 88.

    14 Там же. Т. 2. С. 11.

    16 Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 126.

    17 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 88.

    18 Ковалевский М.М. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 88.

    19 Он же. Сравнительно-историческое правоведение и его отношение к социологии. Методы сравнительного изучения права: Сб. по обществ.-юрид. наукам. Вып. 1 / Под ред. Ю.С. Гамбарова. - Спб., 1899. С. 1, 3, 9; Он же. Социология. Указ. изд. Т. 1. С. 65-66.

    20 Цит. по: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 135.

    21 Новгородцев П.И. Предисловие к русскому переводу работы Леона Дюги «Конституционное право». - М., 1908. С. XXIV ; см. также: Он же. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма / Под ред. П.И. Новгородцева. - М., 1902. С. 268-269, 272-273, 280-281.

    22 См.: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 123.

    2-й Ректор НГУ им. П.Ф.Лесгафта
    1910 год - 1911 год
    Предшественник Лесгафт, Пётр Францевич Преемник Николай Александрович Морозов
    Член I Государственной Думы
    27 апреля (10 мая) - 8 (21) июля
    Рождение 27 августа (8 сентября) (1851-09-08 )
    Харьковская губерния , Российская империя Смерть 23 марта (5 апреля) (1916-04-05 ) (64 года)
    Петроград , Российская империя Место погребения
    • Никольское кладбище Александро-Невской лавры
    Род Ковалевские Партия
    • Конституционно-демократическая партия
    Образование Харьковский университет (1871) Учёная степень (1914) Автограф Место работы
    • Императорский Московский университет
    Максим Максимович Ковалевский на Викискладе

    Биография

    Образование

    После окончания 3-й Харьковской гимназии в 1868 году поступил в Харьковский университет на юридический факультет. Специализировался по государственному праву западноевропейских стран. В 1872 году окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д. И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы «О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции».

    В 1872-1876 годах продолжил образование за границей сначала в Берлине , затем в Париже , где слушал лекции во Французском коллеже , и Школе хартий и Лондоне , где занимался в Британском музее .

    Деятельность в России

    После защиты магистерской диссертации, он с сентября по 1887 год преподавал в Московском университете , читал курс по истории зарубежных государственных учреждений; с 1878 года - профессор юридического факультета. В 1880 году защитил докторскую диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков».

    В апреле 1879 года участвовал в работе первого земского съезда в Москве.

    Зарубежный период

    В 1887 по приказу министра народного образования И. Д. Делянова уволен из университета и с этого времени жил преимущественно за границей, в основном, в Лондоне, Париже, на своей вилле Батава в Болье-сюр-мер около Ниццы . Выступал с лекциями в Стокгольме , Оксфорде , Брюсселе , Чикаго и др. городах по приглашениям от университетов и частных фондов.

    Роман с Софьей Ковалевской

    После изгнания из России Ковалевский близко сошёлся с женой своего однофамильца, математиком Софьей Ковалевской . По её инициативе он приехал в Стокгольм , где читал лекции в местном университете . Несмотря на искренние чувства, Ковалевская не пожелала оформить их отношения. В 1890 году после совместной поездки по Ривьере они расстались.

    После возвращения в Россию

    В августе 1905 года во время революции Ковалевский возвратился в Россию и активно включился в политическую жизнь. В сентябре 1905 года участвовал в съезде земских и городских деятелей в Москве. Стал одним из основателей Партии демократических реформ , в которую также входили В. Д. Кузьмин-Караваев и С. Д. Урусов . Активно сотрудничал в различных газетах.

    В 1906 году избран членом первой Государственной думы от Харьковской губернии. Председатель комиссии по составлению наказа, входил в четыре другие комиссии, выступал в Думе 62 раза по большинству обсуждавшихся вопросов. В июле 1906 года возглавлял думскую делегацию на 14-й международной межпарламентской конференции в Лондоне. После роспуска думы первого созыва отказался подписать Выборгское воззвание .

    С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете в 1912 году.

    В 1912 году являлся номинантом на Нобелевскую премию мира .

    Ученики

    Членство в масонских ложах

    Посвящён в степени ученика, подмастерья и мастера в один день - 14 марта 1888 года в Париже в ложе «Космос» . С 1906 года член-основатель ложи «Возрождение» Великого востока Франции в Москве, был её досточтимым мастером и 1-м стражем . Практически одновременно стал основателем и досточтимым мастером петербургских лож «Полярная звезда» Великого востока Франции и «Феникс » Великой ложи Франции . С ноября 1908 года 1-й страж Совета 18-ти (фактически розенкрейцерского капитула 18-й степени ДПШУ).

    Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

    Социологические концепции права и государства

    Исторической закономерностью является необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит «противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими». Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.

    При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции ; прогресс желателен только под условием сохранения порядка.

    Наряду с преподавательской деятельностью М. М. Ковалевский много работал как этнограф и социолог, изучая общинное землевладение, историю государства и права. В 1880 году вышла его программная методологическая работа «Историко-сравнительный метод в юриспруденции».

    Во время пребывания за границей Ковалевский продолжил активную научную деятельность, принёсшую ему мировую известность. Наиболее значительные работы этого периода - четырёхтомное исследование «Происхождение современной демократии» (СПб., 1895-1897), а также первоначально трёхтомная, а позднее доведённая до семи томов работа «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (М., 1898-1903). К этому же времени относится работа «Этнография и социология», начавшая цикл его специальных трудов по социологии .

    В мировую науку Ковалевский вошёл как выдающийся юрист, социолог и историк. В своих работах М. М. Ковалевский большое внимание уделял пропаганде социологических знаний. По инициативе его и Е. де Роберти были изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913-1914). Много сил отдавал Ковалевский формированию традиций научного общения и сотрудничества российских социологов, поиску путей их вхождения в международное социологическое сообщество.

    Будучи прежде всего государствоведом, М. М. Ковалевский изучал государственно-правовые институты в их историческом развитии, в контексте историко-сравнительного анализа, а также опираясь на этнографические и социологические исследования.

    Теоретико-методологическую основу творческого наследия М. М. Ковалевского составляли философия и методология позитивизма . Вместе с тем, заметную роль в формировании его научного мировоззрения сыграл К. Маркс, с которым он познакомился и близко общался в период своего обучения за границей и личность которого он оценивал очень высоко. Именно под влиянием Маркса Ковалевский начал впоследствии серьёзно заниматься историей экономики. Однако он не стал сторонником материалистического понимания истории (то есть не принял тезис об обусловленности социальной жизни материальными производственными отношениями), считая такой подход односторонним. Он был далёк от марксизма и по своим идейно-политическим убеждениям, будучи сторонником конституционной монархии. Он придерживался позитивистской теории множественности факторов общественного развития, которая впоследствии трансформировалась в его работах в теорию функциональной связи общественных явлений.

    Юридико-социологическая концепция М. М. Ковалевского исходит из положения о том, что право - это продукт развития общества, обусловленный потребностью общества в социальной солидарности. С этих позиций он полемизировал со сторонниками концепции естественного права.

    В частности, в своей работе «Социология» (в главе «Социология и право») он писал:

    «Многие думают найти критерий для оценки действующего законодательства в каком-то метафизическом представлении об абсолютной справедливости и прирождённых человеку правах, слывущих под названием прав естественных… Но если природа обучила чему всех живущих, то отнюдь не праву, а бесправию, состоящему в том, чтобы жертвовать ближним в интересах своего самосохранения».

    Право же, полагал Ковалевский, выросло в условиях борьбы за выживание из потребности людей объединяться с себе подобными, руководствуясь инстинктом самосохранения. Вначале это были объединения в рамках стада, орды кочевников, племени и рода. Позднее,

    «когда под влиянием универсалистских религий и международного торгового обмена сфера солидарности начинает обнимать собою ряд народов и государств, мнимоприрождённые нам понятия о праве и справедливости меняются так радикально, что взамен прежнего воззрения на чужеземца, как на врага, против которого всё дозволено, постепенно развивается понятие о поставленном под защиту собственного очага и потому неприкосновенном госте, о брате-единоверце…; наконец, и всего, позднее, вырабатывается в нашем сознании… отвлечённое представление о человеке вообще и его неотъемлемых правах».

    Говоря об обусловленности права и государства интересами общественной солидарности, М. М. Ковалевский считал, что право возникло из необходимости солидарности до государства и независимо от него. Государство и право он рассматривал не как продукт борьбы классов, а как выражение «замирённости» и социальной солидарности. Всякая группа, писал Ковалевский, будь то «муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стадо или толпа кочевников,- является, прежде всего, замирённой средой, из которой устранены элементы борьбы; место борьбы занимает в ней солидарность или сознание общности преследуемых целей и взаимозависимости членов группы друг от друга». Дальнейшее развитие человеческого общества определяется, согласно Ковалевскому, ростом солидарности: от союзов бродячих орд до современного государства. Перспективу же этого развития он видел во всемирном объединении.

    Право, говорил он, возникает раньше государства и независимо от него. Государство не создаёт право, а лишь позитивирует фактически складывающееся право, то есть признаёт его в форме позитивного права.

    Значительное внимание М. М. Ковалевский уделил вопросу происхождения государства. При этом он отвергал как теорию божественного происхождения государственной власти, так и теорию общественного договора. В вопросе об источнике и природе государственной власти позиция М. М. Ковалевского была близка психологической школе права, рассматривающей право как психическое явление. Основой всякого государственного общежития, писал Ковалевский, является психологический мотив - готовность к подчинению. Власть, возникает в результате психического воздействия на массы со стороны одарённой личности. Источник возникновения власти надо искать «ни в каком-то никогда не имевшем место договоре народа с избранным им вождём…, а в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству».

    Большой вклад Ковалевского в развитие методологии исследования социальных явлений связан с развитием им историко-сравнительного метода. Демонстрируя возможности данного метода исследования на богатом историческом и этнографическом материале, Ковалевский постоянно подчёркивал необходимость сравнения лишь сопоставимых объектов:

    «Сравнение только тогда будет плодотворным, если будут взяты законодательства двух или более народов, стадия развития которых тождественна. Можно поэтому сопоставлять родовые порядки кельтов, германцев или славян с римскими и греческими, хотя по хронологии эти народности и отстоят друг от друга на целые столетия и даже тысячелетия… но бесполезно для указанной цели, то есть для выделения общих черт исследуемых явлений, сопоставлять Русскую Империю с Империей Карла Великого или Священной Римской Империей и классовые деления современных народностей Европы со средневековыми сословиями и религиозными кастами древности».

    Такой метод, основанный на сравнении сопоставимых эмпирических данных о состоянии и развитии различных обществ с целью выявления черт сходства или различия между ними, Ковалевский называл научным сопоставлением.

    М. М. Ковалевский среди российских социологов считается первым социологом-профессионалом.

    Как социолог, М. М. Ковалевский внёс большой вклад в разработку концепции генетической социологии, которая, по его словам, представляла собой «ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается происхождением общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право…». М. М. Ковалевский стремился изучать историю с позиций социологического подхода, рассматривая социологию как общую дисциплину.

    Исторические взгляды

    Входил, наряду с И. В. Лучицким , Н. И. Кареевым и П. Г. Виноградовым , в знаменитую в своё время «Русскую школу» («Ecole russe») историков и социологов, которую высоко ценили К. Маркс и . Энгельс . Последний отмечал, что ей свойственны «и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории», что она «стоит бесконечно выше всего того, что создано в этом отношении в Германии и Франции официальной исторической наукой». Но впоследствии в советской критике её несправедливо критиковали за «субъективно-психологический подход» к анализу общества и его истории.

    Основные произведения

    • «История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I » (1877, магистерская диссертация)
    • «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (М., 1879)
    • «Общественный строй Англии в конце средних веков» (1880, докторская диссертация)
    • «Историко-сравнительный метод в юриспруденции» (М., 1880)
    • Иванюков И. И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых. 2009 - 80 с.
    • «Закон и обычай на Кавказе» (1887)
    • «Происхождение современной демократии» (т. , , , , 1895-97)
    • «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства » (т. 1-3, 1898-1903)
    • «Этнография и социология» (М. 1904)
    • «Современные социологи» (1905)
    • Ковалевский М. М. «Политическая программа новаго союза народнаго благоденствія» 1906 г. С.-Петербургъ. 23 с.
    • «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к

    В конце XIX в. в русской социологии зарождается плюралистический подход к обществу, наиболее полное выражение нашедший в работах М.М. Ковалевского. Это было связано с тем, что географический детерминизм, биологическое и психологическое направления не смогли объяснить существующие проблемы и не получили широкого распространения. Стало очевидным, что для решения сложных социологических проблем недостаточно учитывать какой-то один фактор или момент, появилась необходимость рассматривать сразу всю совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов.

    Максим Максимович КОВАЛЕВСКИЙ (1851-1916) - один из ведущих русских немарксистских социологов, историк, правовед и этнограф. Г.В. Плеханов высоко оценивал вклад Ковалевского в общественную науку и считал, что он относится к кругу “очень немногих русских авторов, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями” /160, с.27/.

    Социологическими являются следующие работы Ковалевского: “Очерк происхождения и развития семьи и собственности” (1895), “Современные социологи” (1905), “Очерк развития социологических учений” (1906), “От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму” (1906, т. 1-3), “Социология” (1910, т.1-2), “Современные французские социологи” (1913), “Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии” (1914) и др.

    На взгляды Ковалевского оказали влияние многие идейные течения как Запада, так и России (О. Конт, Г. Спенсер, Е.В. Де Роберти, К. Маркс). Он был лично знаком со многими известными социологами, принимал активное участие в работе ряда социологических организаций и журналов.

    Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, многофакторности социального развития, а также социальным закономерностям и прогрессу.

    Он считал, что социология “является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками” /62, с.66/. Социология, в отличие от истории, этнографии, права и других наук, которые изучают общество лишь с какой-либо одной стороны, например, с точки зрения развития хозяйства, права, государства и т.п., дающих только эмпирические обобщения, способна отвлечься от случайных событий. Благодаря ей можно определить общую тенденцию. По мнению Ковалевского, цель социологии состоит в том, чтобы “раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой” /66, т.1, с. 9/.

    Он считал также - что социология,- это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. По мнению Ковалевского: “Социолог устанавливает одни верховые столбы, указывает общую тенденцию, приводя каждый раз свои выводы в соответствие с другими, столь же общими” /64, с.260/. Поэтому особое внимание он уделял исследованию сходных и типичных черт в истории различных народов и стран.

    Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.

    Ученик и секретарь Ковалевского П. Сорокин отмечал, что центральной социологической проблемой была проблема факторов социальной жизни. Именно она привлекла к себе основное внимание социологов, и в конце XIX - начале XX в. вокруг нее велись наиболее оживленные споры. Проблема факторов общественного развития была основным стержнем, вокруг которого группировались уже все остальные вопросы. Насколько важным было решение данной проблемы, говорит уже тот факт, что выделение ведущего фактора, повлияло на название ряда социологических школ и направлений.

    Ковалевский верно отметил, что: “Главный и коренной вопрос, вокруг которого вращаются все разногласия, лежит в том, каковы важнейшие и в частности важнейший фактор общественных изменений” /65, с.7-8/. Однако, поставив этот вопрос, он вместо того, чтобы решать, снимает его как метафизический. “По природе своей этот вопрос,- пишет Ковалевский, - принадлежит к категории метафизических. В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый так или иначе связан с массой остальных, ими обусловливается и их обусловливает” /65, с.8/.

    Понимая, что исторический процесс есть результат сложных общественных взаимодействий, он подчеркивал: “Я думаю, что выражу не только кратко, но и весьма определенно мою заветную точку зрения, сказавши, что социология в значительной степени выиграет от того, если забота об отыскании фактора, да вдобавок еще первичного и главнейшего, постепенно исключена будет из сферы ее ближайших задач, если в полном соответствии с сложностью общественных явлений она ограничится указанием на одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин”/65, с. 14/.

    Ковалевский подчеркивал, что в различные эпохи на какое-то время выдвигались на первое место и доминировали отдельные факторы, данные факторы являлись объективными причинами развития общества. Он всегда выступал против субъективизма в социологии. Несмотря на высказывание о множественности факторов” каждая отдельная сфера общества имела свою единственную главную причину изменения. Так, по мнению Ковалевского, “главным двигателем экономической эволюции является рост населения” /62, с.99/. Экономическое развитие общества зависит от биосоциального фактора. Например, он считал, что увеличение количества населения было в первобытном обществе главной причиной перехода от рыболовства и охоты к земледелию и скотоводству, впоследствии по этой же причине общество перешло от непроизводительного труда рабов к более производительному труду крепостных.

    При изучении семьи он применил метод историзма. Попытался проследить эволюцию семьи, начиная с группового брака, с матриархата. Переход от матриархата к патриархату Ковалевский также связывал с ростом плотности населения. Нехватка пищи, голод заставляли людей искать новые плодородные места. Это вело к тому, что родственники, расселяясь, стали утрачивать сознание своего общего происхождения, а для жены муж становился единственной опорой. Поэтому он обретал власть над женой и детьми. При объяснении перехода от матриархата к патриархату, Ковалевский выдвигал два фактора: биосоциальный - увеличение населения - и психологический - осознание женщиной (женой) своей беззащитности.

    В центре социологической теории Ковалевского находится учение о солидарности. С его помощью он объяснял все историческое движение человечества как постоянный рост солидарности. В соответствии с этим строится и концепция прогресса. Под социальным прогрессом он подразумевал расширение сферы солидарности между социальными группами, классами и народом. Поэтому основной задачей социологии, по мнению Ковалевского, является выявление сущности солидарности, а также описание и объяснение ее многообразных форм и видов.

    Ковалевский считал, что социальный прогресс связан с существующей исторической закономерностью. В истории господствует закономерность, строгая последовательность, проходящая через всю жизнь общества. Свое выражение социальный прогресс находит в строгой последовательности, закономерности развития всей жизни общества. Он не может быть результатом случайного субъективного влияния. Ковалевский писал: “Общественные феномены управляются известными законами. Они не являются продуктами свободного выбора” /66, т.1, с. 4/. Все народы “проходят одинаковые стадии развития” /62, с.33/. Прогресс, по его мнению, выступал в виде последовательной с мены определенных общественных и политических состояний. Он отрицательно относился к революции как источнику общественного прогресса, считал ее патологией.

    Только система продуманных реформ являлась необходимым благом для общества.

    Социологическая теория Ковалевского тесно связана с его историческими исследованиями. Он один из первых России использовал и развивал во всех своих трудах сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, является основным в социологии. С помощью этого метода социология должна решить проблему происхождения и развития общественной жизни социальных институтов.

    В своих работах по истории семьи, собственности и гоcyдарства Ковалевский социологически обосновывает сравнительно-исторический метод. Так, он выдвигает идею необходимости всемирно-исторических сравнений, для которых следует привлекать не только западный, но и восточный материал. Он указывал, что “всякое социологическое обобщение останется неполным, пока Восток не выдаст тайны происхождения социальных явлений. Для того чтобы выводы социологии стали вполне убедительными, ее наблюдения и опыт не должны замыкаться в какие-нибудь определенные границы. Основатель социологии Огюст Конт,- продолжает Ковалевский, - сделал, по-моему, большую ошибку тем, что не разделял этого убеждения. Он воздвиг величественное здание на фактах, которые вовсе не являются общераспространенными, как он это предполагал, так как чести быть объектом его позитивистских исследований удостоился лишь римско-католический мир. И всякая новая попытка установить какое-нибудь социологическое положение может иметь значение только при условии, что она введет в поле нашего изучения жизнь Востока, в особенности же славянского мира” /63, с. 18/.

    Также Ковалевский выдвинул идею эволюции, т.е. органической смены стадий общественного развития. Он считал, что, используя сравнительно-исторический метод через “параллельное изучение факторов и явлений общественной эволюции народов, можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни”. С помощью этого метода он пытался выявить общее и особенное в социальных явлениях.

    Необходимо признать важность представления Ковалевского об объективном и поступательном характере развития общества, что как раз и влияет на определенную последовательность перехода от одной стадии развития к другой. Например, он отмечал невозможность заимствования разных социальных и правовых учреждений одной страны у другой, если страна объективно для этого еще не готова и эти страны находятся на различных ступенях развития.

    Ковалевский поставил перед собой задачу выявить в истории различных народов однотипные институты, всесторонне их изучить, используя письменные и этнографические данные, а также сравнительно-исторически их осмыслить. Главным образом его интересовал генезис, истоки основных социальных институтов. Предметом его изучения и социологического осмысления были следующие важнейшие институты - род, семья, община, институт частной собственности и государство.

    Необходимо отметить, что Ковалевский не был непосредственным создателем сравнительно-исторического метода. Уже Монтескье в своих работах применял сравнения. Первоначально этот метод был методом правовой науки. С помощью его устанавливались общие юридические нормы, а также выяснялось происхождение, развитие и функционирование этих норм в законодательствах разных стран. В XIX веке сравнительно-исторический метод становится общепризнанным и получает разнообразное применение во многих науках. Сравнительно-исторический метод - это разновидность исторического метода. С его помощью “путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений” /131, с.328/.

    Следует подчеркнуть, что социологическая теория Ковалевского - это очень сложное и многообразное явление, которое органически слито с его историческими исследованиями.

    Социолог, правовед, экономист, историк, этнограф, антрополог, общественный и политический деятель Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - представитель "классического позитивизма" в России. По мнению известного французского социолога Р. Вормса, М.М. Ковалевский был "соединительным звеном между двумя мирами - Западом и Востоком". Он много сделал для того, чтобы в России социология получила статус самостоятельной науки.

    М.М. Ковалевскому принадлежит важная роль в процессе институциализации социологии в России. В 1908 г. при его участии начала функционировать первая в России кафедра социологии в Психоневрологическом институте, в 1912 г. создана секция социологии при Историческом обществе Петербургского университета, в 1910-1913-х гг. инициировано издание пяти томов первоисточников "Родоначальники позитивизма", в 1913-1914-х гг. осуществлен выпуск сборников "Новые идеи в социологии".

    Социологические воззрения М.М. Ковалевского формировались в основном под влиянием позитивистской социологии О. Конта. Большое влияние оказали на него идеи и личные контакты с Г. Спенсером и К. Марксом. Оценивая влияние эволюционной теории Г. Спенсера и экономического учения К. Маркса, М.М Ковалевский признавал, что они "направляли до некоторой степени" его научную деятельность. Первое укрепило в нем позитивистскую методологию, хотя идею "спонтанной эволюции" он не разделяет; второе - развило интерес к экономической теории, но не поколебало приверженности к позитивизму.

    Социологические воззрения М.М. Ковалевского нашли отражение в работах: "Социология и сравнительная история права" (1902), "Этнография и социология" (1904), "Современные социологи" (1905), "Очерк развития социологических учений" (1906), "Две жизни: Маркс и Спенсер" (1909), "Социология": в 2 г. (1910), "Современные французские социологи" (1913), "Социология на Западе и в России" (1913), "Очерк развития социологии в конце XIX - начале XX века" (1914), "Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии" (1914).

    М.М. Ковалевский, следуя в русле контовского позитивизма, признавал самостоятельность и равноправие социологии с другими отраслями естествознания. По его мнению, социология как молодая наука, которая делает свои первые шаги и может "стать на ноги только с момента установления ею собственных законов". Особенность социологии он видел в том, что в отличие от других общественных наук (экономической, юридической и исторической), которые изучают отдельные стороны и периоды общественного развития, социология способна дать целостное и развернутое представление об обществе.

    В понимании предмета социологии М.М. Ковалевский соглашался с О. Контом о необходимости различать социальную статику и социальную динамику. Однако если французский позитивист определял социологию как науку о социальном порядке и общественном прогрессе, то русский социолог, доказывая, что в общественном развитии имеет место как беспорядок, так и регресс, предложил вместо понятий "порядок" и "прогресс" использовать в определении социологии более широкие понятия "организация" и "эволюция".

    Под влиянием социологического учения Г. Спенсера М.М. Ковалевский предложил в качестве третьего раздела предмета позитивной социологии включить изучение социальных изменений таких социальных общностей, как семья, община, каста, сословие, нация. Этот раздел он назвал генетической социологией, которая должна исследовать "эволюцию форм общественной жизни всего человечества".

    Взаимодействие социологии с другими общественными и гуманитарными науками М.М. Ковалевский определял следующим образом: конкретные науки об обществе, представлял социологии материал для умозаключения, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на общие законы сосуществования и развития, которые призвана устанавливать социология. По его мнению, социология, будучи "абстрактной наукой человеческого общежития", предоставляет конкретным общественным наукам общую концепцию социальных изменений, синтезирует их результаты и сводит их в систему. Отсюда основными задачами социологии как позитивной науки должны быть следующие:

    • - сведение в единую систему разнообразных социологических концепций и синтез научных исследований об обществе;
    • - установление связей между различными сторонами жизни общества и выявление общих законов общественного развития;
    • - исследование коллективного сознания социальных общностей в аспекте их организации и эволюционных изменений;
    • - выяснение сущности общественного прогресса и выявление фаз социальной эволюции.

    М.М. Ковалевский был сторонником объединения в социологии разнородных течений, призывал не ниспровергать существующие социологические концепции, а находить в них позитивные моменты. Он осуждал те социологические школы, которые претендуют на монопольное право истинности своих выводов. Русский социолог выступал за сближение различных подходов и синтез их в позитивной социологии. В то же время он критиковал тех, кто заявлял о непознаваемости законов развития общества или объяснял их с позиций теологии и мистики.

    М.М. Ковалевский ратовал не только за эклектизм социологии, но и за ее плюрализм - признание множественности причин общественного развития. В связи с этим он в своих поздних трудах отказывался от свойственного ему ранее монистического подхода, согласно которому определяющим фактором эволюции форм народного хозяйства признавался только демографический - рост численности и плотность населения. Русский ученый утверждал, что нельзя сводить историю той или другой эпохи "к решению уравнения с одной неизвестной". По его мнению, социолог должен исследовать "одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин", стремясь к всестороннему охвату объекта познания.

    Призывая социологов отказаться от поиска "причины причин" и изучать взаимодействие и взаимовлияние как можно большего количества факторов, М.М. Ковалевский предлагал отказаться от употребления самого термина "фактор", так как позитивная социология признает лишь факты. Однако он допускал возможность при изучении отдельных сторон или периодов общественной жизни выделять преобладающее воздействие какого-либо наиболее важного факта.

    М.М. Ковалевский выступал против использования в социологии оценочных суждений и субъективного метода. Он заявлял, что социологии должен быть свойственен такой же объективизм, как в науках о природе. Поэтому в качестве ведущего метода социологического познания предлагал пользоваться сравнительно-историческим методом. До него западные социологи за сравнительно-исторический метод выдавали простое сопоставление двух или нескольких развивающихся обществ с целью выяснить либо их сходные черты, либо различия. Русский социолог считал, что из факта случайного сходства или различия нельзя выводить научные заключения. Сравнение, которое ограничено только, например, "римско-католическим миром", как у О. Конта, без учета Востока и особенностей "славянского мира" будет неполным. А простое сопоставление без ссылки на то, в какой мере одно общественное явление отстало от другого, "бесполезно и опасно".

    Суть сравнительно-исторического метода, по мнению М.М. Ковалевского, составляет параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, "дать общую формулу поступательного движения общественной жизни". Сравнивать можно однотипные и сходные социальные факты при условии достижения обществами одинаковой ступени развития. Недостаточно добыть факты, нужно еще показать, что изучаемое явление тесным образом связано со всей совокупностью условий переживаемой стадии развития общества. Факты необходимо зафиксировать во времени исторической эволюции. Соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов.

    В качестве основных принципов сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский выделял:

    • - отказ от любых оценочных суждений;
    • - рассмотрение фактов в тесной связи со временем и местом их проявления;
    • - изучение только закономерных изменений в общественной жизни;
    • - учет последовательности перехода одной стадии общественного развития в другую.

    При использовании сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский советовал следовать трем правилам. Первое - сопоставления должны строиться на максимально широкой основе, учитывая данные истории самых разнообразных народов. Второе - социолог обязан опираться на материалы всех наук, имеющих отношение к объекту исследования, и применять все возможные их методы. Третье - при анализе социальных закономерностей следует исходить из того, что общество представляет собой органическое единство различных своих сторон. Соблюдение этих правил, по мнению М.М. Ковалевского, позволит социологам уяснить "естественную историю общества" и выявить этапы его "внутреннего развития".

    Центральное место в позитивной социологии М.М. Ковалевский отводил учению об общественном прогрессе. Общественный прогресс он определял как "основной закон социологии" и утверждал, "что без идеи прогресса не может быть социологии". Согласно его представлению, все народы проходят приблизительно одинаковые ступени эволюции, хотя по времени у разных народов прогресс может не совпадать.

    Сущность общественного прогресса М.М. Ковалевский видел в постоянном росте социальной солидарности. Вслед за Э. Дюркгеймом и Л.И. Мечниковым он выдвигал идею общественной солидарности в качестве основополагающей в учении об общественном прогрессе. Под социальной солидарностью социолог понимал осознание социальной общностью "целей и взаимной зависимости членов группы друг от друга". Солидарность, полагал он, возникает уже в процессе биологической эволюции человеческого рода, когда индивидуальная борьба за существование сменяется стремлением индивидов к объединению и появляется разделение труда. Дальнейший рост социальной солидарности, по его мнению, связан с объединением индивидов в крупные социальные образования: племена, нации, государства и с социальной дифференциацией внутри них. Наличие солидарности в социальных образованиях им было обозначено понятием "замиренная среда", понимаемой как наличие в социальной общности осознания "общности интересов и взаимной зависимости друг от друга".

    Тенденцию исторического развития социальной солидарности М.М. Ковалевский представил в виде ряда "концентрических кругов, выражающих собой расширение человеческой солидарности" от первобытного рода до современного человечества. На пути расширения социальной солидарности им было выделено три исторических этапа:

    • 1) "родовое единство", связанное с возникновением племен;
    • 2) "патриотизм", вызванный к жизни образованием наций и государств;
    • 3) "космополитизм", наступление которого будет обусловлено появлением региональных союзов государств и образованием всемирной федерации.

    Одновременно с развитием социальной солидарности вширь, отмечал М.М. Ковалевский, происходит и ее движение внутрь. Так, с появлением наций и государств внутри них образуются меньшие социальные общности: касты, сословия, классы. "Касты, - писал он, - сменяются менее замкнутыми сословиями, а последние уступают место изменчивым по своему составу классам". Он приводил доказательства ослабления противостояния классов и свидетельства их "замирения" в процессе смены рабства крепостничеством, а последнего - наемным трудом. Примером классового "замирения", с его точки зрения, может служить характерное на рубеже ХIХ-ХХ вв. сотрудничество предпринимателей с рабочими.

    Среди основных видов социальной эволюции М.М. Ковалевский особое внимание уделил экономическому и политическому прогрессам. Экономический прогресс им рассматривался как переход от натурального хозяйства непосредственного потребления к международному рыночному меновому хозяйству, а политический - как переход от национального государства к всемирной федерации государств.

    Объявляя общественный прогресс магистральным путем эволюции человечества, М.М. Ковалевский в социальной поляризации и классовой борьбе видел препятствие укреплению социальной солидарности и движению общества к социальной гармонии. Другим тормозом общественного прогресса он, как и О. Конт, признавал преобладание в человеке эгоизма над альтруизмом, чувственности над разумностью. Преодолению этих препятствий, по его мнению, может способствовать не столько ликвидация социально-политической дифференциации в обществе, сколько изменение природы и характера людей, упрочение союза внутри социальных образований, замена классовой борьбы сотрудничеством классов.

    Социология М.М. Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось и подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития. Исследователи социологического наследия М.М. Ковалевского отмечают что, с одной стороны, он придал российской социологии европейские формы, а с другой - обозначил вектор ее самоопределения, открыв исследованиями своих учеников К.М. Тахтарева и П.А. Сорокина новый этан развития отечественной социологической мысли.