Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Побочные эффекты от употребления включают
  • Самый большой бодибилдер — Грег Ковач: биография, интересные факты и причина смерти Грег Ковач в профессиональных рейтингах
  • Перуанская мака — что это такое
  • Февральская революция: кратко
  • Вся правда о шоколадных десертах — как правильно выбрать какао Чем заменить шоколад в выпечке
  • Как закрывать компот на зиму?
  • Горские евреи: чем они отличаются от «равнинных». Евреи и Кавказ

    Горские евреи: чем они отличаются от «равнинных». Евреи и Кавказ

    Переселяться за пределы этой черты европейским евреям было запрещено. Но евреям, призванным в армию и отслужившим свой срок в русских военных частях, дислоцированных на Кавказе, разрешалось оседать в этом крае на постоянное жительство.

    Несколько позднее право на постоянное проживание на Кавказе было дано также и некоторым категориям купцов из «черты оседлости». Таким образом, к концу XIX века сложились сравнительно крупные группы ашкеназского населения в таких городах Дагестанской области, как Темир-Хан-Шура (совр. Буйнакск) и Дербент. Кроме того, довольно значительная группа ашкеназов проживала к этому времени в Кизляре, который тогда не входил в состав Дагестанской области.

    В советский период в Дагестан постоянно направлялись выходцы из западных областей Советского Союза - врачи, учителя, инженеры, бухгалтеры, среди которых было довольно много европейских евреев.

    Небезынтересно, что первое тесное знакомство горских евреев и ашкеназов, происходившее в XIX веке, не привело к их сближению, и это не удивительно, так как, несмотря на общую религию и общие исторические корни, они имели немало различий. Так, если в представлении горских евреев ашкеназы являлись европейцами, то, по оценкам ашкеназов, горские евреи выглядели типичными кавказцами - и в своем повседневном поведении, и в отношении своей материальной культуры, и в отношении ментальности, и в отношении многих неписаных этических и юридических норм (адатов). Лучшему пониманию друг друга мешал и языковой барьер: разговорным языком ашкеназов являлся идиш, в основе которого лежал один из немецких диалектов, а горские евреи говорили на джуури (жугьури), в основе которого лежал среднеперсидский диалект. Кроме того, русским языком горские евреи владели плохо, а европейские евреи, как правило, не знали ни азербайджанского, ни кумыкского языков, которые тогда использовались всеми восточнокавказскими народами как языки межнационального общения. Невозможно было активное общение и на древнееврейском языке, так как, во-первых, он был знаком очень немногим из горских евреев, а, во-вторых, горские евреи и ашкеназы пользовались двумя различными системами огласовки древнееврейских слов. Кстати, этот же факт усложнял сближение горских евреев и ашкеназов на почве общей религии. Другим препятствием такого же рода являлось некоторое отличие синагогальной службы ашкеназов - так называемого ашкеназского носаха - от принятого в то время у горских евреев сефардского носаха. Все это приводило к тому, что во всех городах, где складывались достаточно многочисленные группы ашкеназов, они стремились открывать свои собственные синагоги - и в Темир-Хан-Шуре, и в Дербенте, и в Баку, и во Владикавказе и т.д.

    Культурные и физико-антропологические различия между ашкеназами и горскими евреями являлись очевидными и для представителей русских властей. Именно ими в XIX веке и были введены в оборот сочетания «европейские евреи» и «горские евреи», которые затем попали и в этнографическую литературу. Определение же восточнокавказских евреев как горских объясняется тем, что в официальной русской административной номенклатуре все кавказские народы числились как «горские». Самоназвание же горских евреев - джуур, мн. ч. джууру или джууръо (жугьургьо).

    Появление предков горских евреев на Восточном Кавказе исследователи относят к периоду правления в Иране династии Сасанидов (226-651 гг.). Вероятнее всего, переселение евреев в этот край было осуществлено Хосровом Ануширваном (531-579) в 532 году или несколько позднее. Это было время, когда персы активно укрепляли свою северную границу на Кавказе. Особенно много оборонительных укреплений было возведено в прикаспийской зоне. Для их охраны Хосров Ануширван переселил в этот край несколько сотен тысяч персов и несколько десятков тысяч евреев из юго-западных областей Сасанидского государства.

    Современными потомками персов, переселенных на Восточный Кавказ Ануширваном, являются кавказские таты, живущие в Азербайджанской Республике и в Дербентском районе Дагестана. До недавних времен они сохраняли так называемое среднеперсидское наречие («татский язык»), унаследованное от своих предков, но в настоящее время уже полностью перешли на азербайджанский язык. Почти все кавказские таты являются мусульманами, и только жители нескольких селений исповедуют христианство армяно-григорианского толка.

    Горские евреи тоже говорят на одном из среднеперсидских диалектов («еврейско-татский язык»), но он отличается от языка кавказских татов большим числом заимствований из арамейского и древнееврейского языков.
    Исторические предания горских евреев свидетельствуют, что их предки первоначально были поселены в Ширване и Арране (на территории современной Азербайджанской Республики), а оттуда они переселились в более северные районы. Упоминал евреев и Мовсэс Каланкатуаци (VII в.), автор «Истории страны Алван». Это единственное упоминание о восточнокавказских евреях в столь отдаленную эпоху. Все остальные упоминания такого рода относятся к XIII веку и еще более позднему времени.

    Согласно тем же преданиям, наиболее древним местом поселения евреев в Дагестане является ущелье Джууд-Гатта или Джутла-Катта («Еврейское ущелье») в Кайтаге, где находилось семь еврейских селений. Другое древнее еврейское село - Салах - было расположено в Табасаране на реке Рубас.

    В XVII-XIX веках местами наибольшего скопления еврейских селений являлись равнинно-предгорная зона Южного Дагестана и историческая область Кайтаг: в Южном Дагестане - селения Мамрач, Хошмемзиль, Джууд-Араг, Ханджелкала, Джарах, Нюгди, или Мюшкюр, Абасово и, частично, Аглаби, Мугарты, Карчаг, Бильгади, Хели-Пенджи, Сабнава и Джалган, а в Кайтаге - Маджалис, Нюгеди (Янгиюрт), Гимейди. Кроме того, небольшие группы горских евреев жили на Кумыкской плоскости и в Нагорном Дагестане.

    Во время гражданской войны большая часть евреев переселилась из селений в города - Дербент и др. После Великой Отечественной войны начался значительный отток горских евреев из Дагестана в города Северного Кавказа, а также в Москву. А в 70-х годах ХХ века начался процесс эмиграции горских евреев в Израиль, страны Западной Европы и Северной Америки.

    Примерно в этот же период в Дагестане был реанимирован старый тезис о том, что горские евреи ничего общего с другими субэтническими группами еврейского народа не имеют. Утверждалось также, что предки горских евреев принадлежали к иранскому племени татов и что они еще в Иране - до переселения на Кавказ - приняли иудейство, то есть горские евреи по своему происхождению являются татами, отличаясь от них лишь своим вероисповеданием. Все эти надуманные утверждения стали поводом для навязывания горским евреям этнонима «тат». При этом игнорировался тот факт, что никакого иранского племени «тат» в Иране никогда не было: «тат» - это распространенное в Западном Иране тюркское наименование персов (термин «тат» известен и в Средней Азии, но там он имеет несколько иное содержание). На Кавказе татами тоже называют персов, и кавказские таты - это именно персы, причем они не пользуются термином «тат» как самоназванием и свой язык называют не татским, а фарси или парен.

    Можно было бы думать, что в прошлом горские евреи действительно являлись частью кавказских татов и в средневековую эпоху приняли иудейство. Однако данные физико-антропологических измерений свидетельствуют о том, что тип горских евреев не имеет ничего общего с татским.
    Все эти более чем очевидные факты не принимались во внимание теми пропагандистами из числа самих горских евреев, которые включились в проводившуюся в советской прессе антисионистскую кампанию. Одним из элементов этой кампании и стало навязывание горским евреям этнонима «тат». Именно тогда и именно под воздействием пропаганды около половины дагестанских евреев поменяло запись в документах - «горский еврей» на «тат». Таким образом сложилась казусная ситуация: этноним «тат», который не применяют к себе даже сами таты (персы), вдруг стал применяться к горским евреям.

    Другим следствием проводившейся преимущественно в Дагестане кампании по «татизации» горских евреев стало то, что в сознание горских евреев (и не только горских евреев) был внесен полнейший сумбур относительно их этнического происхождения и этнической принадлежности. И даже этнографы, знакомые с историей этого вопроса, не всегда ясно представляют себе суть проблемы.

    В последнее время в этом отношении наметился некоторый перелом: проводятся научные конференции, в названиях которых фигурирует сочетание «горские евреи», например, «Первый Международный симпозиум «Горские евреи: история и современность» (Москва, Академия госслужбы при Президенте Российской Федерации, 29 марта 2001 года). Еще один научный форум проходил с 26 по 29 апреля 2001 года в Баку - «Научно-практическая конференция «Горские евреи Кавказа». Кстати, в Азербайджанской Республике горским евреям этноним «тат» никогда не навязывался; это происходило, преимущественно, в Дагестане, да и в наше время Дагестан является единственным уголком мира, где горских евреев все еще пытаются выдать за татов.class="eliadunit">

    Семенов И.Г.

    Горские евреи (самоназвание - джугьур, джуургьо) являются одной из этнических групп евреев Кавказа,формирование которой происходило на территории Дагестана и Северного Азербайджана. Значительная часть горских евреев под влиянием политико-идеологических причин,в том числе проявлений антисемитизма, примерно с конца 1930-х годов и особенно активно с конца 1960 - начала 1970-х годов стала называть себя татами, мотивируя тем, что они говорят на татском языке.

    Горские евреи насчитывают в Дагестане вместе с другими группами евреев 14,7 тыс. человек (2000 г.). В подавляющем большинстве (98%) они живут в городах: Дербенте, Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске, Кизляре. Сельскме жители, составляющие около 2% горско-еврейского населения, рассеяны небольшими группами в местах традиционного обитания: в Дербентском, Кейтагском, Магарамкентском и Хасавюртовском районах Республики Дагестан.

    Горские евреи говорят на северо-кавказском (или еврейско-татском) диалекте татского, правильнее средне-персидсского, языка,входящего в состав заподно-ирансской подгруппы иранской группы индоевропейской языковой семьи. Первый исследователь татского языка академик В.Ф.Милер еще в конце XIX в. дал характеристику двух его диалектов, назвав один мусульмано-татским наречием (на котором говорят собственно таты - один из иранских по происхождению и языку народов), другой еврейско-татским наречием (на котором говорят горские евреи). Диалект горских евреев получил дальнейшее развитие и идет по пути формирования самостоятельного татского литературного языка.

    Литературный язык создан на основе дербентского говора. На язык горских евреев сильное влияние оказали тюркские языки: кумыкский и азербайджанский; об этом свидетельствует большое число тюркизмов, встречающихся в их языке. Владея уникальным историческим опытом специфического языкового поведения в диаспоре, горские евреи легко воспринимали языки страны (или аула в условиях полиэтничного Дагестана) проживания в качестве средства бытовой коммуникации.

    В настоящее время татский язык является одним из конституционных языков Республики Дагестан, на нем издавался альманах "Ватан Советиму", ныне издается газета "Ватан"("Родина"), учебники, худоственная и научно-полицистическая литература, ведутся республиканские радио- и телепередачи.

    Вопросы происхождения и формирования горских евреев как этноса остаются до настоящего времени дискуссионными. Так, А.В.Комаров пишет, что "время появления евреев в Дагестане с точностью неизвестно, есть однако предание, что севернее Дербента они начали селиться вскоре после пришествия арабитян, т.е. в конце VIII в. или начале IX в. Первыми местами их обитания были: в Табасаране Салах (уничтоженное в 1855 г., жители, евреи, переведены в разные места) на Рубасе, недалеко от сел. Хушни, где жили кадии, управляющие Табасаранью, а в Кайтаге, ущелье близ Кала-Корейша, еще и теперь известно под названием Жиут-Катта, т.е. Еврейское ущелье. Около 300 лет тому назад евреи пришли отсюда в Маджалис, а впоследствии часть их перешла в Янгикент, вместе с уцмиями... Евреи, живущие в Темир-Хан-Шуримском округе, сохранили предание о том, что предки их пришли из Иерусалима после первого разорения в Багдад, где жили весьма долгое время. Избегая преследований и притеснений от мусульман, они постепенно переходили в Тегеран, Гамадан, Решт, Кубу, Дербент, Манджалис, Карабудахкент и Таргу; на этом пути во многих местах часть их оставалась на постоянное житье". "Воспоминания о происхождении из колен Иуды и Вениамина горские евреи,- как справидливо пишет И.Семенов, - сохранили до настоящего времени, а своей древней родиной считают Иерусалим".

    Анализ этих и других легенд, косвенных и прямых исторических данных и лингвистических изысканий позволяет утверждать, что предки горских евреев в разультате вавилонского пленения были переселены из Иерусалима в Персию, где, живя среди персов и татов в течение нескольких лет, адаптировались к новой этноязыковой ситуации и усвоили тетский диалект персидского языка. Примерно в V-VI вв. во времена сасанидских правителей Кавада / (488-531 гг.) и особонно Хосрова / Ануширвана (531-579 гг.) предки горских евреев вместе с татами в качестве персидских колонистов были переселены на Восточный Кавказ, в Северный Азербайджан и Южный Дагестан для обслуживания и охраны иранских крепостей.

    Миграционные процессы предков горских евреев продолжались в течение длительного времени: в конце XIV в. они подверглись гонениям со стороны войск Тамерлана. В 1742 г. горско-еврейские поселения были разрушены и разграблены Надир-Шахом, а в конце XVIII в. они подверглись нападению со стороны Казикумухского хана, разрушившего ряд сел (Аасава близ Дербента и др.). После присоединения Дагестана к России н начале XIX в. положение горских евреев несколько улудшилось: с 1806 г. они, как и остальные жители г.Дербента, были освобождены от таможенных пошлин. Во время национально-освободительной войны горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля мусульманские Фундаменталисты ставили своей целью истребление "неверных", разрушали и грабили еврейские селения и их кварталы. Жители вынуждены были прятаться в русских крепостях или были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. Процессы этнической ассимиляции горских евреев дагестанцами сопровождали, пожалуй, всю историю развития их как этноса. Именно в период переселения и первые века пребывания их на территории Северного Азербаджана и Дагестана горские евреи, видимо, окончательно утратили древнееврейский язык, который превращается в язык религиозного культа и традиционного еврейского образования.

    Ассимиляционными процессами можно объяснить сообщения многих путешественников средневекового и нового времени, данные полевых этнографических экспедиций о еврейских кварталах, существовавших до XIX в. включительно в ряде азербайджанских, лезгинских, табасаранских, татских, кумыкских, даргинских и аварских селениях, а также еврейскую топонимику, встречающуюся в равнинных, предгорных и горных районах Дагестана (Джувудаг, Джугьут-аул, Джугьут-булак, Джугьут-куче, Джуфут-катта и др.). Еще более убедительным свидетельством этих процессов являются тухумы в некоторых дагестанских селениях, происхождение которых связывается с горскими евреями; такие тухумы зафексированы в селениях Ахты, Араг, Рутул, Карчаг, Усухчай, Усуг, Убра, Ругуджа, Араканы, Салта, Муни, Мекеги, Дешлагар, Рукель, Мугатыр, Гимейди, Зидьян, Марага, Маджалис, Янгикент,Доргели, Буйнак, Карабудахкент, Тарки, Кафыр-Кумух, Чирюрт, Зубутли, Эндирей, Хасавюрт, Аксай, Костек и др.

    С окончанием Кавказской войны, в которой принемала участие часть горских евреев, их положение несколько улучшилось. Новая администрация обеспечила им личную и имущественную безопасность, либерализовала существующие в крае юридические нормы.

    В советский период произошли существенные преобразования во всех сферах жизни горских евреев: заметно улучшились социально-бытовые условия, широкое распространение получила грамотность, выросла культура, умножились элементы европейской цивилизации и т.д. В 1920-1930 гг. создаютсямногочисленные любительские театральные коллективы. В 1934 г. был организован ансамбель танцев горских евреев под руководством Т.Израилова (выдающегося мастера, возглавлявшего в конце 1958-1970 гг. профессиональный танцевальный ансамбель "Лезгинка", прославивший Дагестан на весь мир).

    Специфической чертой материальной культуры горских евреев является схожесть с аналогичными элементами культуры и быта соседних народов, которые сложились в результате устойчивых многовековых хозяйственных и культурных связей. Горские евреи имели почти одинаковые с соседями строительную технику, планировку жидищ (с некоторыми особенностями в интерьере), орудия ремесла и сельскохозяйственного производства, оружие, укрвшения. Собственно горско-еврейских поселений было немного: сел. Ашага-Араг (Джугут-Араг, Мамраш, Ханджал-кала, Нюгди, Джараг, Аглаби, Хошмемзиль, Янгикент.

    Основным типом семьи у горских евреев, примерно до первой трети XX в., была большая нераздельная трех-четырехпоколенная семья. Численным состав таких семей колебался от 10 до 40 человек. Большие семьи, как правило, занимали один двор, в котором у каждой отдельной семьи имелись свои дома или несколько изолированных комнат. Главой большой семьи являлся отец, которому все должны были подчиняться, он определял и решал все первоочередные хозяйственные и другие проблемы семьи. После смерти отца главенство переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших от оющего предка, образовывали тухум, или тайпе. Гостеприимство и куначество были жизненно важными общественными институтами, помогавшими горским евреям выдерживать многочисленные притеснения; институт побратимства с соседними народами также являлся своего рода гарантом поддержки горских евреев со стороны окружающего населения.

    Большое влияние на семейный быт и другие стороны социальной жизни оказывала иудейская религия, регулирующая семейно-брачные отношения и другие сферы. Религия запрещала горским евреям вступать в брак с иноверцами. Религия разрешала многоженство, однако на практике двоеженство наблюдалось большей частью среди зажиточных слоев и раввинов, особенно в случаях бездетности первой жены. Права женщины были ограничены: она не имела права равной доли в наследстве, не могла развестись и т.д. Браки заключались в 15-16 лет(девушки) и 17-18 (юноши), как правило,между двоюродными или троюродными братьями и сестрами. За невесту платили калым (деньги в пользу ее родителей и на покупку приданого). Сватовство, обручение и особенно свадьбу горские евреи отмечали весьма торжественно; при этом обряд венчания происходил во дворе синагоги (хупо), затем следовал свадебный ужин с поднесением подарков молодым (шермеку). Наряду с традиционной формой брака по сговору существовал брак похищением (умыканием). Рождение мальчика считалось большой радостью и встречалось торжественно; на восьмой день совершался обряд обрезания (мило) в ближайшей синагоге (или дома, куда приглашался равин), который завершался таржественным пиром с участвием близких родственников.

    Похоронные обряды совершались в соответствии с установками иудаизма; вместе с тем прослеживаются следы языческих ретуалов, характерные для кумыкского и других тюркских народов.

    В середине XIX в. в Дагестане насчитывалось 27 синагог и 36 училищ (нубо хундес). Сегодня в РД 3 синагоги.

    В последние годы, в связи с ростом напряженности, из-за войн и конфликтов на Кавказе, отсутствия личной безапасности, неуверенности в завтрашнем дне многие горские еврем вынуждены принимать решение о репотриации. На постоянное жительство в Израель из Дагестана за 1989-1999 гг. выехало 12 тыс. человек. Возникла реальная угроза исчезновения горских евреев с этнической карты Дагестана. Для преодоления этой тенденции необходимо разроботать эффективную государственную программу возрождения и сохронения горских евреев как одного из самобытных этносов Дагестана.

    ГОРСКИЕ ЕВРЕИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ

    Сейчас много пишут в прессе, говорят по радио и телевидению о событиях, происходящих на Кавказе, в частности, в Чечне и Дагестане. При этом мы очень редко вспоминают первую чеченскую войну, которая длилась без малого 49 лет (1810 - 1859 гг.). И особенно она усилилась при третьем имаме Дагестана и Чечни Шамиле в 1834-1859 гг.

    В те времена вокруг городов Кизляр, Хасавьюрт, Кизильюрт, Моздок, Махачкала, Гудермес и Дербент жили горские евреи. Они занимались ремеслом, торговлей, врачеванием, знали местный язык и обычаи народов Дагестана. Носили местную одежду, знали кухню, внешним видом походили на коренное население, но крепко держались за веру своих отцов, исповедуя иудаизм. Еврейскими общинами руководили грамотные и мудрые раввины. Разумеется, во время войны евреи подвергались нападениям, грабежам, унижениям, но без помощи лекарей-евреев горцы обойтись не могли, как не могли обойтись без товаров и продовольствия. Евреи обращались к царским военачальникам за защитой и помощью, но, как это часто бывает, просьбы евреев либо не слышали, либо не обращали на них внимания - выживайте, мол, сами!

    В 1851 году командующим левого фланга Кавказской линии фронта был назначен князь А. И. Барятинский - потомок обрусевших польских евреев, чьи предки при Петре I сделали головокружительную карьеру. С первого дня своего пребывания в Дагестане Барятинский начал претворять в жизнь свой план. Он встречался с лидерами общин - раввинами, организовал агентурную, оперативную и разведывательную деятельность горских евреев, ставя их на довольствие и приводя к присяге, не посягая при этом на их веру.

    Результаты не заставили себя ждать. Уже в конце 1851 года была создана агентурная сеть левого фланга. Джигиты горских евреев проникали в самое сердце гор, узнавали местоположение аулов, наблюдали за действиями и передвижениями отрядов войска неприятеля, успешно заменяя продажных и лживых дагестанских лазутчиков. Бесстрашие, хладнокровие и какое-то особенное прирождённое умение внезапно застать неприятеля врасплох, хитрость и осторожность - вот главные черты джигитов горских евреев.

    В начале 1853 года пришло предписание иметь в конных полках по 60 человек евреев-горцев, в пеших - по 90 человек. Кроме того, призванные на службу евреи и члены их семей получали российское гражданство и значительное денежное довольствие. В начале 1855 года имам Шамиль стал нести существенные потери на левом фланге кавказского фронта.

    Немного о Шамиле. То был умный, коварный и грамотный имам Дагестана и Чечни, проводивший собственную экономическую политику и даже имевший свой монетный двор. Руководил монетным двором и координировал экономический курс при Шамиле горский еврей Исмиханов! Однажды его хотели обвинить в том, что он тайно передал евреям пресс-формы для чеканки монет. Шамиль приказал "хотя бы отрубить ему руку и выколоть глаза", но формы неожиданно были найдены у одного сотников Шамиля. Шамиль лично уже ослепил его на один глаз, когда сотник извернулся и нанёс ему удар кинжалом. Раненый Шамиль с неимоверной силой стиснул его в своих объятиях и зубами разорвал ему голову. Исмиханов был спасён.

    Имам Шамиль Лекарями у Шамиля были немец Сигизмунд Арнольд и горский еврей Султан Горичиев. Мать его была повитухой в женской половине дома Шамиля. Когда Шамиль умер, на его теле нашли 19 колотых и 3 огнестрельных ранения. Горичиев оставался с Шамилем до самой его смерти в Медине. Был вызван как свидетель его благочестия в муфтият, и видел, что Шамиля похоронили неподалёку от могилы пророка Магомеда.

    На протяжении всей жизни Шамиля у него было 8 жён. Самым долгим был брак с Анной Улухановой - дочерью горского еврея, купца из Моздока. Поражённый её красотой, Шамиль взял её пленницей и поселил в своём доме. Отец и родственники Анны неоднократно пытались выкупить её, но Шамиль оставался неумолим. Спустя несколько месяцев красавица Анна покорилась имаму Чечни и стала самой любимой его женой. После пленения Шамиля брат Анны пытался вернуть сестру в отчий дом, но она отказалась возвращаться. Когда Шамиль умер, его вдова перебралась в Турцию, где доживала свой век, получая пенсию от турецкого султана. От Анны Улухановой у Шамиля было 2 сына и 5 дочерей...

    В 1856 году князь Барятинский был назначен наместником Кавказа. На протяжении всей линии кавказского фронта были прекращены бои, и развернулась разведывательная деятельность. В начале 1857 года, благодаря разведке горских евреев в Чечне были нанесены сокрушительные удары по жилым пунктам и продовольственным базам Шамиля. И к 1859 году Чечня была освобождена от деспотического правителя. Его отряды отступили в Дагестан. 18 августа 1859 года в одном из аулов последние остатки войска имама были окружены. После кровопролитных боёв 21 августа в ставку российского командования отправился посол Исмиханов и, проведя переговоры, договорился о том, что Шамиль будет приглашен в ставку главнокомандующего и сам сложит оружие. 26 августа 1859 года под селением Ведено Шамиль предстал перед князем А. И. Барятинским. До первой встречи Шамиля с императором российским Александром II Исмиханов состоял при нём переводчиком. Он же свидетельствует, что царь обнял и поцеловал имама. Одарив Шамиля деньгами, шубой из чёрного медведя и раздарив подарки жёнам, дочерями невесткам имама, государь отправил Шамиля на поселение в Калугу. Вместе с ним туда отправилось 21 человек родственников.

    Кавказская война постепенно завершилась. Русские войска потеряли за 49 лет военных действий около 100 тысяч человек. Высочайшим указом все горские евреи за доблесть и храбрость были освобождены от уплаты податей на 20 лет и получили право свободного передвижения по территории Российской Империи.

    С началом новой современной войны на Кавказе из Чечни уехали и были вывезены в землю предков все горские евреи. Из Дагестана уехала их большая часть, осталось не больше 150 семей. Хотелось бы спросить, кто будет помогать российской армии в борьбе с бандитами?..

    Новая еврейская централизованная организация — Федерация общин горских евреев России (ФОГЕР) — появилась в этом году в РФ, в феврале она получила регистрационные документы. Об истории и культуре горских евреев, целях и задачах новой организации рассказал РИА Новости раввин общин горских евреев Москвы Анар Самайлов. Беседовал Радик Амиров.

    — Сразу возникает вопрос: зачем создавать новую организацию, ведь в России уже есть различные еврейские центры?

    — Новая еврейская организация в РФ не означает, что горские евреи перестают быть евреями или сеют разобщенность. Это не так. У нас хорошие отношения с Федерацией еврейских общин России (ФЕОР), Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) и другими.

    Но отмечу, что мы, горские евреи, имеем немного иной уклад жизни, традиции, культуру. Мы решили, что духовное богатство нашего народа, за многие века существования сохранившего все лучшее, что у нас есть, не должно быть забыто — оно должно быть многократно приумножено. И этот аспект не вступает в противоречие с идеями других еврейских организаций, преследующих те же цели сохранения религии и общности.

    Мы, горские евреи, немного, на первый взгляд, отличаемся от привычных евреев, но тем не менее остаемся и останемся ими — евреями. Да, у нас чуть-чуть по-другому проводятся те или иные обряды, например свадьба, обрезание. У нас отсутствует привычный для иудеев еврейский суд. И культура воспитания чуть-чуть другая. Но в общем и целом мы — евреи. Для нас Тора — одна, закон — один, конституция — одна.

    Многие условно делят еврейскую общину на ашкенази и сефардов. Вы относите себя к последним?

    — Да. Ашкенази — это европейские евреи, а мы — восточные евреи. Наши предки преимущественно жили в Персии и на Кавказе. Если посмотреть на современную карту мира, то отметим, что сефарды проживали в Иране, Ираке, Турции, на территории нынешнего Азербайджана — это Баку, Шамахи, Куба, Красная, а до революции 1917 года — Еврейская Слобода. А еще Таджикистан, Узбекистан.

    Большая община существовала и на территории России: Нальчик, Грозный, Хасавюрт, Буйнакск и, конечно же, легендарный Дербент. В этих городах горские евреи жили дружной общиной, в мире и дружбе с соседями — христианами, мусульманами. Вспомните, что еврейские погромы были только на территории Европы, восточных евреев погромы не коснулись. Очевидно, этого не было по одной простой причине — восточные народы очень веротерпимы.

    Вполне очевидно и то, что мы многое впитали из чужой культуры, но при этом не растворились в другой общине. Мы сохранили язык (джури), религию, культуру, обряды, традиции, пронеся их через века. Думаю, для любого народа это очень и очень важно — не ассимилироваться, а остаться самим собой.

    Правда ли то, что горские евреи очень религиозны?

    — Мы первыми в Москве в 1993 году создали общину горских евреев. Известная семья Гилаловых оказала большую помощь в возведении синагоги "Бейт-Талхум" для горских евреев в российской столице в 1998 году. В то время только-только начинали говорить о строительстве культовых зданий, а у горских евреев свой храм уже был. Построена иешива (религиозный образовательный центр — ред.) в подмосковной Хрипани. Культовые здания для горских евреев при поддержке этой семьи появились и в Израиле — Тират-Кармеле и Иерусалиме. Гилаловы инициировали в 2003 году создание Всемирного конгресса горских евреев, о котором в свое время говорил весь мир, причем не только еврейский.

    Сегодня Акиф Гилалов является организатором и председателем Совета централизованной ортодоксальной иудейской организации "Федерации общин горских евреев России". Он очень много сделал для нас. Это не столько деньги, сколько внимание и забота о народе и его будущем.

    Горские евреи реализуют сегодня проекты в области благотворительности, образования, это детские лагеря, проведение праздников, да и просто собрания общины, ведь для нас живой разговор является обязательным условием жизнедеятельности.

    В каких еще странах дальнего зарубежья действуют религиозные организации горских евреев?

    — География обширна. Канада, США, страны Латинской Америки, Европы, Грузия, Турция и, конечно, Израиль. В этих странах работают более полутора десятков общин горских евреев общей численностью 120 тысяч человек. У нас с зарубежными организациями тесные контакты, совместные проекты, отвечающие нашим общим интересам.

    Появится ли в Москве крупный общинный центр горских евреев?

    — Да, это крайне для нас необходимо. Поэтому мы обратимся к федеральным и региональным властям с просьбой выделить площадь для строительства Общинного центра горских евреев, а их в Москве проживает порядка 10-15 тысяч человек. Это будет, согласно нашим планам, не только религиозный, но и культурный центр, где, помимо духовного образования, можно будет приобщиться к своим корням, традициям и обрядам. И меценаты, и желающие помочь в возведении общинного центра есть.

    Наши планы на предстоящий период — это создание общинного центра для всех ответвлений сефардских евреев именно в Москве.

    "Еще раз о евреях в папахах. Горские евреи: история и современность"

    КТО МЫ И ОТКУДА?
    - Мам, а кто мы? - как-то раз спросил меня сын, и тут же последовал ещё один вопрос: - Мы лезгины?
    - Нет, мой мальчик, не лезгины - мы горские евреи.
    - А почему горские? Что, ещё бывают лесные или морские евреи?

    Чтобы остановить поток нескончаемых “почемучек”, мне пришлось рассказать сыну притчу, которую слышала в детстве от отца. Помню, как в шестом классе, повздорив со мной, одна девочка обозвала меня “жууд”. И первое, что я спросила у родителей, вернувшись со школы, было:

    А мы что, “жууды”?

    Тогда папа рассказал мне вкратце об истории еврейского народа, как наши соплеменники появились на Кавказе, и почему нас называют горскими евреями.

    Видишь, доченька, крепость над нашим городом Дербентом, - начал свой рассказ отец. - В древние времена при её строительстве использовали труд пленников-рабов, пригнанных из Ирана по указанию шаха Кавада из династии Сасанидов в пятом веке нашей эры. Среди них были и наши предки, потомки тех евреев, которые были изгнаны из Эрец-Исраэль после разрушения Первого Храма.

    Большинство из них так и остались жить в окрестностях крепости Нарын-Кала. В восемнадцатом веке город Дербент был захвачен персидским Надир-шахом. Это был очень жестокий человек, но особенно беспощаден он был с теми, кто исповедовал иудаизм. За малейшую провинность евреев подвергали варварским пыткам: им выкалывали глаза, отрезали уши, отрубали руки… А вон, видишь, под крепостью виднеется купол Джума-мечети? По преданию, именно во дворе мечети, между двумя огромными платиновыми деревьями находится древний камень “Гузь Даш”, что в переводе с персидского означает “глазной камень”. Именно там и похоронены глаза тех несчастных рабов. Не выдерживая адского труда и жестоких наказаний, рабы устраивали побеги. Но лишь немногим удавалось вырваться из крепости. Лишь те счастливчики, которые смогли уйти, поднимались высоко в горные районы Кавказа. Там постепенно у них налаживалась жизнь, но горские евреи всегда держались обособленно в своей общине. Соблюдая обычаи предков, они донесли до своих потомков веру в еврейского Бога. Лишь только при советской власти евреи постепенно стали спускаться с гор на равнину. Поэтому с тех пор нас так и называют - горскими евреями.

    ГОРСКИЕ ЕВРЕИ ИЛИ ТАТЫ?
    Когда я окончила школу, это было в конце восьмидесятых годов, папа вручил мне паспорт, в котором в графе “национальность” было отмечено “татка”. Меня очень смутила эта запись в паспорте, потому что в метрике была другая запись - “горская еврейка”. Но отец объяснил, что так, мол, легче будет поступить в институт, да и вообще сделать неплохую карьеру. Поступив в московский вуз, я была вынуждена объяснять моим однокурсникам, что же это за национальность такая.

    Казус с национальностью случился у моего старшего брата. После службы в армии брат отправился строить Байкало-Амурскую магистраль. При регистрации прописки ему в пятой графе к слову “тат” добавили несколько букв, и получилось “татарин”. Всё бы ничего, но при репатриации в Израиль это стало большой проблемой: он никак не мог доказать свое еврейское происхождение.

    В последние годы многие ученые и историки обращаются к исследованию истории горских евреев. Издано немало книг на разных языках (русский, английский, азербайджанский, иврит), проводятся различные конференции и научно-исследовательские поездки на Кавказ. Но историческое прошлое горских евреев всё ещё недостаточно изучено и вызывает споры о том, когда же они появились на Кавказе. Увы, об истории переселения не сохранились никаких письменных документов. Имеются разные версии о появлении евреев на Кавказе:

    * Евреи Кавказа имеют глубокие исторические корни - это потомки изгнанников из Иерусалима после разрушения Первого Храма;

    * Горские евреи ведут своё происхождение от израильтян, они потомки десяти колен, выведенных из Палестины и поселенных в Мидии ещё ассирийскими и вавилонскими царями;

    * Евреи, оказавшиеся под властью Ахеминидов, будучи купцами, чиновниками и администраторами, могли легко передвигаться по всей территории Персидской державы;

    * В Вавилонии и сопредельных территориях, входящих в состав Новоперсидского царства, евреи в основном жили в больших городах. Они успешно занимались ремеслом и торговлей, содержали караван-сараи, среди них были и врачи, ученые, учителя. Евреи активно участвовали в торговле на Великом шелковом пути, который проходил и по Кавказу. Первые представители иудеев, впоследствии названные горскими евреями, начали переселяться из Ирана на Кавказ прикаспийскими путями через Огненную Албанию (ныне Азербайджан).

    Вот что пишет в своей статье “Взошедшие на Кавказ” известный дагестанский историк Игорь Семенов:

    “Горские евреи как особая часть еврейского мира сформировались на Восточном Кавказе в результате нескольких волн миграций, преимущественно из Ирана. Кстати, тот факт, что последние две волны приходятся на относительно недавнее время, отразился во многих элементах культуры горских евреев, в частности в их именнике. Если у любой этнической группы именник содержит до 200 мужских имен и около 50 женских, то у горских евреев мною было выявлено более 800 мужских и около 200 женских (по состоянию на начало XX века). Это может говорить о том, что волн еврейских миграций на Восточный Кавказ было не три, а больше. Говоря о миграциях евреев на Восточный Кавказ, не следует упускать из виду и вопрос об их переселениях внутри региона. Так, в отношении территории современного Азербайджана имеются сведения, что до образования Еврейской Слободы города Кубы еврейские кварталы существовали в таких населенных пунктах, как Чирахкала, Кусары, Рустов. А село Кулькат имело исключительно еврейское население. В XVIII-XIX веках Еврейская Слобода являлась самым крупным горско-еврейским центром и в этом качестве сыграла значительную роль в консолидации различных горско-еврейских групп. Позднее такую же роль выполняли те населенные пункты, которые являлись центрами притяжения для сельских евреев, - города Дербент, Баку, Грозный, Нальчик, Махачкала, Пятигорск и др.”

    Но почему горских евреев в Советское время называли татами?

    Во-первых, это связанно с их татско-еврейским языком. Во-вторых, из-за некоторых представителей, занимающих руководящие партийные посты, изо всех сил доказывавших, что горские евреи, мол, вовсе и не евреи, а таты. Но на Восточном Кавказе проживали не только таты-иудеи, но и таты-мусульмане. Правда, последние в своих паспортных данных указывали у себя в графе “национальность” - “азербайджанец”.

    Тот же Игорь Семенов пишет:

    “Относительно происхождения горских евреев высказывались самые разные точки зрения. Одна из них сводится к тому, что горские евреи являются потомками тех татов, которые, будучи иудаизированы еще в Иране, были переселены Сасанидами на Кавказ. Данная версия, возникшая в среде горских евреев в начале XX века, получила в научной литературе наименование татского мифа… Необходимо также указать, что в действительности племени татов в Сасанидском государстве никогда не было. Термин “тат” появился в Иране значительно позднее, в период тюркских (сельджукских) завоеваний, причем в узком смысле тюрки обозначали им персов Средней Азии и Северо-Западного Ирана, а в широком - все покоренное тюрками оседлое население. На Восточном Кавказе этот термин применялся тюрками в своем первом, основном значении - по отношению к персам, предки которых были переселены в этот регион при Сасанидах. Необходимо также принять во внимание, что сами кавказские персы “татами” себя никогда не называли. И свой язык они называли не “татским”, а “парси”. Тем не менее, в XIX веке понятия “таты” и “татский язык” вошли сначала в официальную российскую номенклатуру, а затем и в языковедение и этнографическую литературу.

    Разумеется, основой для появления и развития татского мифа явилось языковое родство между татским и горско-еврейским языками, однако и здесь игнорировался факт весьма существенных различий между собственно татским и горско-еврейским языками. Кроме того, не принималось во внимания, что в основе всех языков еврейской диаспоры - идиша, ладино, еврейско-грузинского, еврейско-таджикского и многих других - лежат нееврейские языки, что отражает историю формирования той или иной еврейской группы, но при этом данное обстоятельство не дает повода считать носителей ладино испанцами, идиша - германцами, грузинско-еврейского - грузинами и т.д.”

    Заметим, что во всех близких к еврейским наречиям языках нет заимствований из иврита. Так что наличие элементов древнееврейского языка - верный признак того, что данное наречие имеет самое непосредственное отношение к еврейскому народу.

    * * *
    В настоящее время община горских евреев рассеяна по всему миру. Несмотря на малочисленность (хотя и нет точного количества их переписи), в мире приблизительно насчитываются в среднем до 180-200 тысяч человек. Одна из самых больших общин в Израиле - до 100-120 тысяч человек, остальная часть горских евреев проживает в России, США, Канаде, Германии, Австрии, Австралии, Испании, Казахстане, Азербайджане и других регионах мира.

    Легко придти к выводу, что абсолютное большинство горских евреев являются не принявшими иудаизм инородцами, а потомками древних переселенцев с Земли Обетованной. Насколько нам известно, генетические исследования подтверждают этот факт. По внешности, в отличие от татов, горские евреи в большинстве своем - типичные семиты. Есть еще один аргумент: достаточно взглянуть в глаза наших соплеменников с Кавказа, чтобы уловить в них всю тоску мирового еврейства.

    На фото: Горские еврейки, 30 -е годы, Дагестан.

    Горские евреи не являются отдельным народом. Они представляют группу евреев, которые в результате массового переселения обосновались на территории Азербайджана и Дагестана. Их характеризует уникальная культура, которая сформировалась благодаря собственным знаниям и представлениям о жизни, а также под влиянием других народов.

    Название

    Горские евреи не является самостоятельным названием. Так называли людей их соседи, которые подчеркивали пришлость. Сами же люди именовали себя джуур. Обосновались джуур на Кавказе приблизительно в 5 веке нашей эры.
    В последние десятилетия горские евреи покидают родные земли. В основном люди переселяются в Израиль и Соединенные Штаты Америки. Общины в России насчитывают приблизительно 30 тысяч. Некоторые джуур живут в Европе и Канаде.

    Язык

    Многие лингвисты полагают, что язык джуур можно отнести к татскому диалекту. Горские евреи же называют язык джуури. Необходимо уточнить, что татами называют выходцев из Персии, которые ушли из региона из-за возникших междоусобиц. Аналогично горским евреям, они оказались на Кавказе. Сам по себе татский диалект относится к иранской группе. Сейчас многие горские евреи используют иврит, английский, русский. Некоторые изучили азербайджанский. В то же время существует несколько книг и учебники, написанные на еврейско-татском языке.

    Нация


    Окончательного ответа на вопрос о том, к какой нации относятся джуур, сейчас нет. Ряд ученых, поддерживающих Константина Курдова, выдвигает версию, согласно которой джуур происходит от лезгинов. Однако есть немало несогласных, которые идентифицируют горских евреев как осетинов, чеченцев и аварцев. Это связано со сложившейся материальной культурой и организацией, аналогичной перечисленным народам.

    • У джуур всегда был распространен патриархат;
    • Иногда встречалось многоженство, иудеи даже поддерживали особенности обычаев гостеприимства, характерных именно для соседних регионов;
    • Джуур готовят кавказскую кухню, знают лезгинку, в культуре схожи с дагестанцами и азербайджанцами;
    • Одновременно наблюдаются различия, выраженные в соблюдении иудейских традиций, в том числе праздников. Среди горских евреев есть много тех, которые почитают раввинов и живут по их наставлениям;
    • Генетическое родство с евреями подтверждается анализами британских генетиков, которые изучали Y-хромосомы.

    Жизнь


    Основное занятие жителей - садоводство. Горские евреи любят заниматься виноделием, торгуют коврами, изготавливают ткани и занимаются рыболовством. Все это традиционные промыслы для жителей Кавказа. Уникальными занятиями джуур можно считать изготовление скульптур. Именно выходец из общин горских евреев участвовал в создании памятника Неизвестному солдату. Немало среди горских евреев оказалось и писателей, в том числе Миши Бахшиев.

    Религия

    Для горских евреев принципиально важно было сохранить иудаизм. В результате влияние их религии оказалась достаточно велико, чтобы хазарский каганат принял еврейскую веру. В дальнейшем хазары вместе с евреями противостояли арабам, чтобы предотвратить экспансию. Однако половцы сумели разбить армии, а после пришли монголо-татары, которые заставляли людей отказываться от религии. С пришествием войск имама Шамиля джуур пришлось заключать союз с Российской империей, чтобы отстоять веру.

    Еда


    На кухню горских евреев повлияли соседние народы, однако многие из рецептов людям удалось сохранить. Так, в их блюдах преобладает множество специй. Многие соблюдают требования кашрута, предписывающие не есть мясо хищной птицы и не смешивать любые виды мяса с молоком. Более того, запрещено есть молочные продукты (сыр, творог, сливки), смешанные с мясными блюдами. Овощи могут употребляться любые, однако они проходят строгий отбор через представителей кашрута. Важнейшая кулинарная традиция - выпечка субботнего хлеба. Его пекут перед шаббатом (субботой) и называют хала. Этот хлеб может подаваться одновременно с мясом. Есть халу можно прямо с утра, таким образом открывая шаббат.
    Слово «хала» означает кусок теста, который отделяли от пирога, чтобы преподнести иерусалимскому храму. Интересно, что хала может иметь разную форму, например, быть исполненной в виде ключа или грозди винограда. Праздничная хала имеет вид круга, что указывает на единение с Всевышним. Традиционная выпечка представляет собой несколько сплетенных косичек.

    1. Во время встречи шаббата приглашают раввина, на стол ставят две зажженные свечи, раввин отламывает кусок теста, макает в соль и передает халу дальше.
    2. На завтрак горские евреи всегда предпочитали сыр, сливки, творог, чтобы насытиться перед началом трудового дня, но не слишком нагружать организм.
    3. После работы наступало время шульхана, на который накрывали достаточно большой стол. Шульхан обязательно подразумевал употребление закусок, в роли которых были кинза, петрушка и прочая зелень. Травам всегда отводилось особое место в рационе, поскольку они позволяли укреплять десны и содержали много витаминов. Вместе с зеленью ели овощи, вяленую рыбу. В качестве горячего блюда джуур едят дюшпере - пельмени с бульоном и большим количеством специй. В него обязательно добавляли лук, а тесто делали очень тонким. Дополнительно в блюдо клали чеснок и сдабривали уксусом. Такой рецепт необходим для приготовления сытного и жгучего блюда, ведь джуур приходилось всегда жить в горах, где климат зимой довольно суров.
    4. Тару готовили из говяжьего бульона, в который добавляется сушеная алыча, лук и много мяса. Также в блюдо кладут травы. Особенностью супа является чрезмерная густота, поэтому едят его с помощью лепешек, на которых намазывают готовую смесь.
    5. Из рыбьих голов, хвостов и плавников делают буглеме-джахи. Рыбу варят на медленном огне, затем добавляют к бульону предварительно протушенный лук, рыбу, алычу, кладут соль, перец и вареный рис.
    6. Излюбленным блюдом джуур стали ягни. Это блюдо тоже готовится на бульоне, который делают из курицы или говядины. Бульон кипятят 15 минут, затем добавляют томатную пасту с луком.
    7. Популярную долму готовят из говяжьего фарша, риса и лука. Все ингредиенты смешивают, затем добавляют кинзу, петрушку, соль, перец. Все это заворачивают в виноградные листья. Получаются своего рода голубцы. Листья должны быть проварены минимум 10 минут, затем, после формирования, голубцы кладут в кастрюлю и заливают кипятком. Варить долму нужно на медленном огне.
    8. Другой вариант голубцов называют япраги. Это знакомое каждому жителю России и Украины блюдо отличается лишь тем, что в него добавляют больше воды.
    9. Из напитков горские евреи предпочитают чай, сухие вина.

    Одежда

    Одежда горских евреев идентична той, которую носят дагестанцы и кабардинцы. Черкеска шьется из сукна, основой для шапки служит каракуль или овечья шерсть. Многие джуур носят длинные кинжалы, которые являются обязательным атрибутом одежды. Некоторое время такое оружие запрещали носить, но после окончания 30-х годов прошлого века запрет сняли. Для утепления пользовались кафтанами, которые подвязывали ремешками. Такой предмет гардероба характерен для ортодоксальных жителей.
    Женщины украшают наряды металлическими изделиями и бижутерией. На тело надевали белую рубашку. На ногах обязательно нужно носить штаны, так как религия предписывает женщине закрывать ноги. Голову закрывают платком, волосы могут видеть только отец или муж. Из головных уборов женщине дозволено носить чудку (чутху).

    Традиции

    Горские евреи, которых часто называют кавказскими или персидскими, помимо традиционного иудаизма, отличаются верой в добрых и злых духов. Представители ортодоксальных общин отрицают возможность существования таких созданий, однако здесь налицо влияние сторонних культур. Удивительно, что подобное явление возникло в их обществе, ведь для него это совсем нехарактерно. В остальном джуур следуют сефардской ветви.

    Горских евреев называют персидскими, кавказскими. Их до сих пор не выделяют как отдельный народ, но они сумели сформировать уникальную культуру, вобрав традиции других народов и при этом не ассимилировали. Это уникальный случай для переселенцев, что только подчеркивает необычность и разнообразие жизни людей в разных уголках света.

    Из этого видео вы сможете узнать подробно о жизни горских евреев. Особенностях их истории и становления.