Формирование европейского парламента. Порядок формирования европейского парламента Европарламент имеет в своем составе палаты
Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документо в ЕС.
Порядок формирования: представители государств– членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств– членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.
Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях изаседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вицепредседателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов.
Вопрос 14. Функции и полномочия Европейского Парламента.
Функции. Осуществляет функции консультаций и контроля; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.
Полномочия в области контроля. Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать санкции в отношении Комиссии, например, вынести ей вотум недоверия, заставить ее уйти в отставку. В соответствии с Маастрихтским договором, Парламенту отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.
Законодательные полномочия. Римский договор 1957 г. отводил Парламенту исключительно консультативную роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Современный процесс законотворчества в ЕС предусматривает обязательные процедуры взаимодействия Комиссии и Совета с Парламентом, в которых последнему отводится различная роль в зависимости от обсуждаемого предложения. Амстердамский договор закрепил три основные процедуры: консультации, совместное принятие решений, согласие.
Полномочия в области бюджета. Процедура принятия бюджета, предусматривающая два чтения в Парламенте, позволяет ему вносить поправки в разработанный Советом проект. В исключительных случаях Парламент, если его мнение не было принято в расчет, может отклонить бюджет в целом. Он дает заключение о деятельности Комиссии, связанное с выполнением бюджета (на основе выводов Палаты аудиторов).
Европейский парламент - представительный институт Сообщества и Союза. Он состоит «из представителей народов государств, объединенных в Сообщество» (ст. 189 Договора о ЕС). Все члены (депутаты) Европарламента избираются всеобщими прямыми выборами сроком на пять лет.
Общее число членов (депутатов) Европейского парламента после последнего расширения Союза достигло 732 (ранее - 626). Количество депутатов, избираемых на территории разных стран, определяется квотами, закрепленными непосредственно в Договоре о ЕС (ст. 190): Германия - 99 депутатов; Великобритания, Италия, Франция - 87 ... Люксембург, Кипр, Эстония - 6, Мальта - 5.
При этом граждане Союза вправе избирать и быть избранными в Европейский парламент как в своем родном государстве, так и в любом другом государстве-члене, в котором они имеют свое место жительства (ст. 19 Договора о ЕС).
Несмотря на неоднократные инициативы Европарламента, до сих пор не принят единый закон о выборах его депутатов. По этой причине европейские парламентарии в разных государствах-членах избираются согласно правилам, содержащимся в национальном законодательстве: Закон Бельгии «О выборах Европейского парламента» 1989 г., британский «Акт о выборах в Европейский парламент» 1978 г. и т.д. -
Эти документы, однако, должны соответствовать общим принципам, которые закреплены в особом источнике первичного права Европейского Союза - Акте об избрании членов Европейского парламента прямым всеобщим голосованием от 20 сентября 1976 г. (см. вопрос № 24). Согласно Акту 1976 г. (в редакции 2002 г.):
Во всех государствах-членах депутаты должны избираться на основании системы пропорционального представительства (система партийных списков или единого передаваемого голоса);
Выборы должны проводиться на основе всеобщего прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании;
Государства-члены могут устанавливать заградительный пункт (т.е. минимальное количество голосов, которое должна получить партия, чтобы участвовать в распределении мандатов), но не свыше 5% поданных голосов;
Членам Европарламента запрещено одновременно являться депутатами национальных парламентов государств-членов. Установлены также другие условия несовместимости мандата европарламен-тария: с членством в правительствах государств-членов или в Комиссии, в судах Союза, с должностью Европейского омбудсмана и т.д.;
Выборы депутатов в Европарламент во всех государствах-членах проводятся в течение одной недели месяца (на практике - июнь), с четверга по воскресенье. Подсчет голосов и оглашение результатов производятся только после завершения процесса голосования во всех странах Союза.
Лица, избранные в состав Европейского парламента, обладают свободным мандатом (т.е. не связаны наказами своих избирателей и не могут быть досрочно отозваны) и наделяются депутатским иммунитетом, который может быть снят самим Парламентом. В настоящее время ведется подготовка специального нормативного акта ЕС о статусе членов Европейского парламента, в котором будут закреплены, в частности, правила о вознаграждении депутатов, гарантиях и компенсациях депутатской деятельности.
Независимо от того, в какой стране избраны парламентарии, они выступают представителями всех народов Сообщества и Союза в целом и объединяются друг с другом в «политические группы (фракции) исходя из своей партийной принадлежности. Роль фракций в Европейском парламенте «всегда была и остается фундаментальной» 2 .
Появление Европейского парламента дало импульс консолидации однородных политических сил из разных государств-членов в политические партии на европейском уровне, называемые также европейскими политическими партиями. Самыми крупными фракциями в стенах Европарламента традиционно располагают Европейская народная партия (правоцентристская) и Партия Европейских социалистов, а также Партия Европейских либералов, демократов и реформаторов 3 .
Для признания политической партии действующей «на европейском уровне» требуется, чтобы она располагала поддержкой избирателей минимум в четверти государств-членов (т.е. в семи). Для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы в семи странах кандидаты заинтересованной партии были избраны в представительные органы (Европейский парламент, национальный парламент, региональные представительные органы) либо чтобы партия в семи государствах-членах собрала не менее 3% поданных голосов (ст. 3 Регламента Европейского парламента и Совета от 4 ноября 2003 г. «О статусе и финансировании политических партий на европейском уровне»). По своей форме политическая партия на европейском уровне может являться как объединением граждан, так и союзом (альянсом) политических партий государств-членов".
Функции и полномочия Европарламента. Современный Европейский парламент в качестве основных направлений деятельности осуществляет те же функции, что и одноименные органы суверенных государств: рассмотрение и принятие законодательных актов (законодательная функция), обсуждение и утверждение бюджета (бюджетная функция), политический контроль за исполнительной властью в лице Комиссии (контрольная функция).
Реальный объем полномочий Европарламента, однако, меньше, чем у его национальных аналогов. Прежде всего это касается полномочий в законодательной сфере (принятие регламентов, директив и т. д., в будущем - европейских законов и рамочных законов):
а) в отличие от парламентов суверенных государств, Европарламент не вправе самостоятельно издавать нормативные акты, а может делать это лишь с одобрения Совета Европейского Союза - второго института данной организации;
б) законодательные полномочия Европейского парламента неодинаковы в разных сферах общественной жизни. Они зависят от вида законодательной процедуры, которую предусматривает по конкретному вопросу статья учредительного договора:
Если предписана процедура совместного принятия решений, то документ издается Европарламентом и Советом в качестве совместного нормативного акта (регламент Европейского парламента и Совета и т.д.). Оба института соответственно имеют право абсолютного вето на законопроект;
Если установлена консультативная процедура, то в окончательном виде документ принимает Совет (регламент Совета и т.д.), а мнение депутатов носит совещательный (консультативный) характер. В рамках данной процедуры Европейский парламент может отсрочить принятие документа, но не воспрепятствовать ему, т.е. располагает правом отлагательного вето на законопроект.
В настоящее время процедура совместного принятия решений используется, например, для формирования законодательства о защите прав потребителей, в области внутреннего рынка, консультативная процедура - в сфере уголовного, налогового права.
В будущем, согласно проекту Конституции, европейские законы и рамочные законы, по общему правилу, станут издаваться совместно Европарламентом и Советом в рамках обычной законодательной процедуры (аналог нынешней процедуры совместного принятия решений). По некоторым вопросам, в порядке исключения, сохранится специальная законодательная процедура, дающая право решающего слова Совету (как ныне консультативная процедура). Подробнее об особенностях законодательного процесса в Европейском Союзе рассказано в разделе VII (вопрос № 61).
Полномочия Европейского парламента в бюджетной сфере состоят в обсуждении и принятии общего бюджета Европейского Союза (в будущем - европейского закона о бюджете). Бюджет Союза принимается Европарламентом совместно с Советом, причем эти институты имеют неодинаковые права в отношении разных категорий бюджетных расходов (см. вопрос № 75).
Европейский парламент активно осуществляет контроль за другими институтами и органами Союза, главным образом за Комиссией. Результатом этого контроля может служить вынесение ей вотума недоверия, влекущего отставку. Контрольные полномочия Европар-ламента реализуются в разных формах, большинство из которых известны парламентскому праву современных государств: устные и письменные вопросы, в том числе «час вопросов» (введен в начале 1970-х гг. по образцу британской Палаты общин), заслушивание докладов и отчетов, создание следственных комиссий и др.
Кроме законодательных, бюджетных и контрольных полномочий Европейский парламент также располагает рядом других прерогатив, в частности:
Дача согласия на заключение важнейших международных договоровЕС с иностранными государствами и международными организациями (соглашений с третьими странами);
Разрешение на вступление в Европейский Союз новых государств-членов;
Назначение или участие в формировании ряда институтов и органов Союза: Омбудсмана, Комиссии, а также (с правом совещательного голоса) Счетной палаты и Дирекции Европейского центрального банка;
Право на получение своевременной информации и проведение дебатов о развитии общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза.
Организация работы и принятия решений Европарламента. Европейский парламент работает в сессионном режиме. Его ежегодная сессия открывается во второй вторник марта и подразделяется на 11 сессионных периодов (каждый месяц, кроме августа). Сессионный период длится в течение одной недели и включает в себя множество пленарных заседаний. Кроме участия в пленарных заседаниях «европейские» парламентарии осуществляют свою работу в рамках парламентских комиссий и политических групп (фракций).
Кворум на заседаниях Европарламента составляет "/з от списочного числа депутатов, однако его проверка не обязательна (проводится по требованию депутатских групп).
По общему правилу Европейский парламент принимает решения простым большинством голосов, которое отсчитывается от числа присутствующих и голосовавших депутатов (например, если в принятии решения участвовали 400 депутатов, то достаточно 201 голос «за»).
Лишь в отдельных исключительных случаях учредительные документы требуют, чтобы решения Европарламента принимались большинством от списочного состава депутатов. К этому условию может добавляться условие о том, что проект решения должен также получить поддержку 3 пятых поданных голосов.
Например, согласие Европейского парламента на вступление новых государств-членов в Европейский Союз дается абсолютным большинством всех парламентариев (т. е. 367 из 732). Вотум недоверия Комиссии считается одобренным при выполнении двух условий:
во-первых, при поддержке Уз ОТ числа поданных голосов; во-вторых, количество депутатов, проголосовавших «за», должно быть больше половины от списочного состава Европарламента.
В целях более эффективной организации работы Европейского парламента из числа депутатов образованы постоянные комиссии, осуществляющие подготовку вопросов для рассмотрения на пленарных заседаниях: комиссия по внешним сношениям, комиссия по правам и свободам граждан, комиссия по конституционным делам, комиссия по региональной политике, транспорту и туризму и т.д.
Наряду с постоянными комиссиями Европейский парламент может учреждать временные комиссии, в том числе комиссии по расследованию противоправных действий и других нарушений в ходе претворения в жизнь права Сообщества, («следственные комиссии»). В целях полдержания контактов с иностранными парламентам»:
из числа депутатов Европарламента создаются также межпарламентские делегации.
В качестве руководящих органов и должностных лиц Европарламента выступают:
- Председатель и его заместители (вице-председатели), которые избираются депутатами на 2,5 года (т.е. на половину легислатуры Европарламента);
Председатель вместе с его заместителями составляют Бюро, которое отвечает за административные, организационные и финансовые вопросы функционирования Европарламента, например определяет структуру и штатную численность аппарата, устанавливает порядок использования электронной системы голосования и т.п.;
Бюро в выполнении его задач помогают пять квесторов, избираемых Европарламентом из числа депутатов. В частности, квесторы ведут специальный реестр, куда заносятся данные о профессиональной деятельности и финансовых доходах парламентариев. Квесторы участвуют в заседаниях Бюро с правом совещательного голоса;
Главным органом политического руководства Европейским парламентом выступает Конференция председателей, в состав которой входят руководители политических групп (фракций) и Председатель самого Европарламента. Именно Конференция председателей разрабатывает проект повестки дня пленарных заседаний Европейского парламента;
В структуре Европарламента также имеются Конференция председателей комиссий и Конференция председателей делегаций (в целях координации работы данных подразделений).
В качестве вспомогательного органа Европейского парламента, как и других институтов Союза, выступает Генеральный секретариат. В Генеральном секретариате работают чиновники, состоящие на гражданской службе Европейских сообществ (примерно 3500 постоянных сотрудников и 600 временных).
Европейский парламент - относительно «недорогой» институт. По его собственным подсчетам, функционирование Европарламента обходится каждому гражданину Союза в среднем в 2,5 евро в год.
Сотрудничество Европарламента с национальными парламентами. После того как Европейский парламент стал избираться прямым голосованием (с 1979 г., до этого он состоял из делегатов национальных парламентов), возникла потребность установить контакты между корпусом «европейских» парламентариев и представительными органами государств-членов.
Первым шагом в организации этого взаимодействия стало проведение регулярных встреч председателей Европейского и национальных парламентов (с 1983 г.). В 1989 г. учрежден специальный форум межпарламентского сотрудничества - Конференция органов, специализирующихся в делах Сообщества, сокращенно - COSAC (от франц. Conference des organes specialises dans les anaires communautaires).
Членами Конференции являются представители специализированных органов (комиссий) национальных парламентов по вопросам деятельности Европейских сообществ и Союза (шесть депутатов из каждого государства-члена). Вместе с национальными парламентариями в работе COSAC участвуют члены Европарламента (также шесть человек).
В рамках COSAC происходит обсуждение законопроектов, которые намечено принять на уровне Европейского Союза. По итогам обсуждения COSAC вправе представлять рекомендации политическим институтам Союза, которые, однако, не являются обязательными для последних, равно как и для парламентов и правительств государств-членов.
Существование COSAC было юридически признано в Протоколе «О роли национальных парламентов в Европейском Союзе» (см. вопрос № 15); 6 мая 2003 г. утвержден новый Регламент (правила процедуры) COSAC.
Согласно последнему документу заседания Конференции должны проводиться минимум один раз в полугодие, а ее решения подлежат принятию «широким консенсусом». Если последний недостижим, то достаточно 3 /^ поданных голосов, причем делегация каждого парламента располагает двумя голосами.
Совет Европейского Союза"
Состав и порядок формирования. Совет Европейского Союза - «межправительственный» институт, состоящий из должностных лиц исполнительной власти государств-членов, обычно в ранге министра. «В Совет входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства этого государства-члена» (ст. 203 Договора о ЕС).
В отличие от Европейского парламента, члены Совета выражают и защищают интересы своих государств и связаны указаниями органов, их направивших (т.е. национальных правительств).
Договор о ЕС, как видно из процитированной статьи, не определяет, каких министров государства-члены должны направлять для участия в заседаниях Совета. Поскольку на этих заседаниях обсуждаются и принимаются решения по широкому кругу общественных проблем. Совет стал собираться в разных составах. Они получили название формации Совета.
Так, Совет по вопросам правосудия и внутренних дел принимает нормативные акты и другие решения в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также в области гражданского судопроизводства, визовой, иммиграционной политики и убежища. Членами " Совета данной формации выступают министры внутренних дел или юстиции государств-членов.
Совет по вопросам окружающей среды в составе компетентных министров государств-членов рассматривает и утверждает мероприятия в сфере экологической политики ЕС.
Всего в настоящее время в Совете функционируют девять формаций. Среди них приоритетную роль играет Совет по общим вопросам и внешним сношениям (в составе министров иностранных дел), который отвечает за принятие решений в сфере внешней политики, а также решает другие вопросы «общего» характера (в том числе о распределении обязанностей между прочими формациями Совета).
В случаях особой важности, прямо предусмотренных учредительными договорами, Совет обязан собираться на уровне не «просто» министров, но высших руководителей исполнительной власти государств-членов - Совет в составе глав государств или правительств. В будущем (согласно проекту Конституции) эта формация должна исчезнуть.
Из сказанного следует, что Совет - единственный из институтов Европейского Союза, который не имеет фиксированного состава членов и срока полномочий. Подобная многоликость Совета создает некоторые проблемы, но в целом заметно повышает профессионализм и компетентность «межправительственного» института Европейского Союза.
Председательство в Совете. Так как Совет заседает в разных составах (формациях), руководство данным институтом не может быть поручено отдельному человеку.
В этой связи Договор о ЕС установил, что председательство в Совете осуществляют государства-члены, которые руководят работой всех его формаций и вспомогательных органов через своих должностных лиц (министр иностранных дел государства-председателя возглавляет Совет по общим вопросам и внешним сношениям и т.д.).
Пост Председателя Совета не является выборным. Государства-члены занимают его поочередно, в порядке ротации, каждое в течение одного полугодия. Очередность замещения поста Председателя определяет сам Совет, принимая на этот счет специальное решение (Решение от 1 января 1995 г. «Об установлении порядка осуществления председательства в Совете»). Так, в 2003 г. председателями Совета являлись Греция (первое полугодие) и Италия (второе полугодие), в 2004 г. - Ирландия и Нидерланды.
Государство-председатель не только направляет работу Совета Европейского Союза (в частности, путем составления программы его деятельности на конкретное полугодие и предварительных повесток дня сессий разных формаций), но и обладает важными полномочиями общеполитического характера.
Согласно Договору о Европейском Союзе именно государство-председатель является высшим представителем Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, ведет международные переговоры и делает официальные заявления от имени данной организации в целом. Ввиду этого обстоятельства пост Председателя Совета для государств-членов является очень престижной должностью, а в средствах массовой информации государство-председателя часто называют Президентом Европейского Союза.
В будущем, после принятия Конституции, действующая система замещения поста Председателя Совета останется в силе с одним существенным изменением: с целью обеспечить большую последовательность и преемственность председательство в Совете планируется сделать коллективным (вероятно, сроком на полтора года). Если бы новая модель действовала сейчас, то с 1 июля 2003 г. по 31 декабря 2004 г. «коллективным председателем» Совета являлись бы совместно Италия, Ирландия и Нидерланды с соответствующим распределением обязанностей между собой.
С другой стороны, у Председателя Совета планируется забрать общеполитические полномочия, в том числе право представлять Европейский Союз за рубежом в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Эти прерогативы должны перейти к новым должностным лицам Союза - Председателю Европейского совета и Министру иностранных дел.
Функции и полномочия совета. Несмотря на то что членами Совета являются представители исполнительной власти государств-членов, данный институт Европейского Союза выступает, прежде всего, в роли законодателя по общему праву 1 . В настоящее время Совет реализует законодательную функцию совместно с Европейским парламентом, однако, в отличие от последнего, вето Совета на законопроекты всегда носит абсолютный характер.
В сферах, где законопроекты издаются на базе консультационной процедуры (см. вопрос № 70), именно Совет принимает документ в окончательной редакции, в том числе вопреки возможным возражениям Европарламента. Как уже отмечалось, подобные документы оформляются как единоличные акты Совета Европейского Союза:
регламент Совета, рамочное решение Совета и т.п.
Совет осуществляет бюджетную функцию, принимая совместно с Европейским парламентом бюджет Европейского Союза, а также утверждая автономные бюджеты некоторых органов последнего (например, бюджет Европола).
Наряду с законодательной и бюджетной, Совет Европейского Союза осуществляет также функции определения политики и координации (так они названы в проекте Конституции). Основными полномочиями в рамках этих функций выступают:
Принятие ежегодно «широких ориентиров экономической политики», адресуемых всем государствам-членам, а также иных мер по координации и контролю за их экономической политикой и финансовым положением (в том числе санкции по отношению к государствам-членам, в которых существует чрезмерный бюджетный дефицит). Специальные «ориентиры» Совет издает также в сфере политики занятости ЕС, направленной на сокращение безработицы;
Утверждение всех мероприятий, в том числе правовых актов, в рамках общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (т.е. второй и третьей опор Европейского Союза), а также контроль за их исполнением государствами-членами (через собственного Председателя и Генеральный секретариат)";
Заключение соглашений Европейских сообществ и Союза с третьими странами и международными организациями.
Среди иных полномочий Совета важно отметить назначение на многие должности в институтах и органах Европейского Союза, единолично или с согласия Европарламента (Председатель и члены Европейской комиссии; члены Счетной палаты, Экономического и социального комитета и др.), а также отдельные права в сфере учредительной власти. Именно Совет созывает конференцию по пересмотру учредительных документов Европейского Союза и может самостоятельно вносить поправки в некоторые их статьи без ратификации государствами-членами (см. вопрос № 69).
Организация работы Совета и принятия решений. Совет Европейского Союза, как и Европейский парламент, работает в сессионном порядке. Однако, поскольку членами Совета выступают министры правительств государств-членов, его сессии не могут продолжаться длительное время. В течение года проходят в среднем 100 сессий Совета в разных формациях; каждая сессия длится, как правило, один день (реже два дня). Количество сессий Совета и даты их проведения определяются заранее, в программе государства-председателя, рассчитанной на срок его полномочий (шесть месяцев).
Наряду с официальными сессиями, где принимаются нормативные акты и другие решения, в практике Совета получили широкое распространение неформальные заседания Совета (также в разных формациях), на которые министры съезжаются для обсуждения текущих проблем развития Европейского Союза.
Кворум на заседаниях Совета составляет большинство от его списочного состава (т.е. 13 из 25), причем один член Совета может делегировать свое право голоса другому члену (такая возможность используется очень редко).
В качестве основных способов принятия решений Советом выступают единогласие и квалифицированное большинство; какой именно способ подлежит использованию в конкретном случае, определяют уполномочивающие статьи учредительных договоров. Например:
«Совет, постановляя единогласно... может принимать любые регламенты» в целях регулирования вопросов государственной помощи предприятиям (ст. 89 Договора о ЕС); «пошлины общего таможенного тарифа устанавливаются Советом, постановляющим квалифицированным большинством...» (ст. 26 Договора о ЕС).
Единогласие в Совете предполагает, что проект решения получил поддержку со стороны всех его членов. Голосование, тем не менее, не проводится: документ считается одобренным, если никто из присутствующих на заседании министров не выступил против. Таким образом, на практике в Совете вместо единогласия используется консенсус (принятие решений без голосования при отсутствии прямо заявленных возражений).
В связи с тем что единогласие (de facto консенсус) дает возможность государствам-членам через собственных министров накладывать вето на проекты, данный способ принятия решений постепенно заменяется другим, более гибким и эффективным - квалифицированным большинством.
В соответствии с проектом Конституции именно этим способом Совет по общему правилу будет утверждать европейские законы и рамочные законы, а также иные правовые акты. Единогласие сохранится лишь как исключение, в наиболее «чувствительных» для государств сферах жизни.
Особенность квалифицированного большинства в Совете заключается в том, что оно учитывает дуалистическую (двойственную) природу организации Европейский Союз: объединение государств к союз народов. Соответственно для принятия решения в данном случае необходимо выполнить два основных условия:
Проект должны поддержать абсолютное большинство членов Совета (т.е. 13 из 25), а по некоторым вопросам - Уз (" ] " e ^ и3 25)";
- «за» должно быть подано не менее 232 из 321 так называемых взвешенных голосов. «Взвешивание» голосов представителей разных стран производится в соответствии с численностью их населения, причем соответствующие квоты (как и для числа избираемых депутатов Европарламента) жестко зафиксированы в Договоре о ЕС (ст. 205). Так, министры из Германии, Великобритании, Франции и Италии имеют каждый по 29 «взвешенных голосов»; испанский и польский министры - по 27; нидерландский - 13 и т.д. Наименьшее число «взвешенных голосов» у представителя Мальты (3);
Зафиксированные в Договоре о ЕС квоты государств-членов не являются строго пропорциональными (т.е. неточно отражают соотношение их по численности населения). По этой причине Ниццкий договор 2001 г. наделил каждого члена Совета правом требовать проверки того, что «государства-члены, образующие это квалифицированное большинство, представляют не менее 62% всего населения Союза. Если окажется, что данное условие не выполнено, то соответствующее решение не принимается» (новый параграф 4 ст. 205 Договора о ЕС).
Проект Конституции Союза предусматривает отмену «взвешенного голосования» (вместе с дополнительным условием о перепроверке 62%) и определяет квалифицированное большинство следующим образом: «большинство государств-членов, представляющих не менее трех пятых населения Союза». Для некоторых вопросов предусмотрено также «суперквалифицированное» большинство: Уз государств-членов плюс ^ населения Союза 2 .
Кроме единогласия (консенсуса) и квалифицированного большинства Совету известен и такой способ принятия решений, как простое большинство (большинство от списочного состава). Он используется, в основном, для принятия процедурных решений 3 .
С учетом непостоянного характера работы Совета в функционировании данного института огромную роль играют вспомогательные органы (комитеты). Важнейший среди них - Комитет постоянных представителей, обозначаемый также аббревиатурой Согерег (от франц. Comite des representants permanents). В его состав входят главы официальных представительств государств-членов при Европейском Союзе (в ранге послов) либо их заместители.
Согерег в предварительном порядке рассматривает проекты, вносимые на утверждение Совета, и старается достигнуть консенсуса между представителями государств-членов. Если это удалось, то Совет, как правило, автоматически (без обсуждения) утверждает текст, согласованный в Согерег. Так происходит примерно в 75-80% случаев, т. е. Согерег своей деятельностью существенно «разгружает» Совет".
Наряду с Согерег в структуре Совета имеются ряд специальных комитетов (по сельскому хозяйству, по вопросам политики и безопасности и др.), а также создаются рабочие группы по отдельным вопросам, число которых варьируется от 250 до ЗОО 2 .
Аппарат Совета представлен его Генеральным секретариатом (примерно 3000 сотрудников). Руководитель последнего с 1999 г. совмещает две должности: Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель Европейского Союза по общей внешней политике и политике безопасности (сокращенно: «Генеральный секретарь - Высокий представитель»). В качестве Высокого представителя это должностное лицо помогает Председателю Совета в осуществлении внешнеполитических функций Европейского Союза.
Европейская комиссия 3
Состав и порядок формирования. Европейская комиссия - институт, сходный по составу и способу формирования с национальными правительствами. Она включает 27 человек: Председателя и 26 комиссара, отвечающих за определенную сферу управления (комиссар по внешним сношениям, комиссар по вопросам правосудия и внутренних дел и т.д.).
Председатель и комиссары должны быть гражданами Европейского Союза, причем от каждого государства-члена назначается по одному гражданину . Подобные квоты, вероятно, сохранятся и после вступления в силу Конституции. В то же время, согласно ее проекту, членов Комиссии планируется разделить на две категории: с одной стороны, коллегия в составе Председателя, Министра иностранных дел (в ранге вице-председателя) и тринадцати «европейских комиссаров»;
Несмотря на существование национальных квот, Председатель и комиссары, в отличие от членов Совета, не связаны указаниями своих государств и обязаны действовать только в интересах Сообщества и Союза в целом. Независимость комиссаров служит важнейшим условием назначения их на должность и гарантируется запретом для членов Комиссии получать или запрашивать указания от кого бы то ни было, в том числе от властей родных государств.
Члены Комиссии могут быть отрешены от должности только Судом Европейских сообществ в случае, если они перестают соответствовать установленным требованиям или совершат серьезный проступок. Возможна также принудительная отставка отдельных комиссаров по требованию Председателя (при условии поддержки этого требования большинством членов Комиссии).
Отправить в отставку Комиссию в целом может лишь Европейский парламент путем вынесения ей вотума недоверия, причем в усложненном порядке (абсолютное большинство депутатского корпуса и Уз поданных голосов). На практике таких случаев еще не было.
Комиссия формируется сроком на пять лет совместно Советом Европейского Союза и Европейским парламентом: назначение членов Комиссии производит Совет (квалифицированным большинством), а утверждение Комиссии в форме «вотума доверия» - Европейский парламент (простым большинством).
Председатель Комиссии назначается первым, отдельно от других комиссаров, и также отдельно утверждается Европейским парламентом. Согласно проекту Конституции назначение этого должностного лица должно будет производиться с учетом результатов, выборов в Европарламент, вероятно, из представителей той «европейской политической партии», которая сформировала наибольшую по численности фракцию в представительном институте Союза.
Функции и полномочия Комиссии. В институционном механизме Европейского Союза Комиссия отвечает за выполнение в основном тех же задач, которые на уровне государств решают национальные правительства. Отсюда в политическом лексиконе ее часто характеризуют в качестве «главного исполнительного органа» или даже «европейского правительства».
При этом полномочия Комиссии, аналогично полномочиям правительств государств, проистекают из двух источников - непосредственно из «конституции» (учредительных договоров), а также из текстов законодательных актов, издаваемых Советом и Европарла-ментом (производные или делегированные полномочия). Благодаря этому реальный круг прав и обязанностей Комиссии постоянно возрастает. .,
В западной доктрине сложилась классификация основных направлений деятельности Комиссии на три функции. В рамках каждой она наделяется соответствующими властными прерогативами:
- охранительная функция, т.е. обеспечение соблюдения учредительных договоров, правовых актов институтов и других источников права Европейского Союза его государствами-членами, а также физическими и юридическими лицами.
Наиболее важное полномочие в рамках этой функции - это расследование противоправных действий и бездействия государств-членов и привлечение их к ответственности перед Судом Европейских сообществ. Сама по себе Комиссия правом наказывать государства-члены не обладает (см. вопрос № 50). Таким полномочием она может наделяться в отношении предприятий в соответствии с правовыми актами (регламентами) Европейского сообщества. При этом понятие «предприятие» охватывает как юридических, так и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на внутреннем рынке ЕС.
Регламенты, предоставляющие Комиссии право налагать штрафы на предприятия, изданы в ряде отраслей законодательства Сообщества, прежде всего антимонопольном, транспортном и энергетическом. Например, согласно Регламенту Совета от 27 июня 1960 г. «Об отмене дискриминации в области цен и условий транспортных перевозок» Комиссия вправе штрафовать перевозчиков на сумму до 10 тыс. евро.
Многомиллионные штрафы (до 10% годового оборота предприятия) Комиссия налагает на крупные компании, нарушающие правила конкуренции в ЕС, к примеру «Фольксваген» (решением Комиссии от 29 июня 2001 г. оштрафован на сумму 30,96 млн евро), sn «Даймлер-Крайслер» (10 октября 2001 г. наложен штраф на сумму около 72 млн евро), «Нинтендо» (оштрафован на 149 млн евро согласно решению от 30 октября 2002 г.).
В рамках охранительной функции Комиссия наделяется правом санкционировать определенные действия государств-членов и предприятий (форма предварительного контроля). В частности, предварительного согласия Комиссии требуют слияние крупных компаний, предоставление государственной помощи предприятиям и нормативные акты государств-членов по ряду вопросов (например, в области стандартизации).
Законодательством ЕС Комиссии также может предоставляться право предписывать или запрещать определенные действия. Например, посредством своих решений она вправе приказать государствам-членам запретить сбыт или изъять с рынка любой товар, который представляет серьезную угрозу для потребителей (Директива Европейского парламента и Совета от 3 декабря 2001 г. «Об общих условиях безопасности продукции»);
- инициативная функция, т.е. подготовка новых нормативных актов и иных мер, подлежащих принятию на уровне Европейского Союза.
Правом вносить в Совет и Европейский парламент проекты регламентов, директив и иных правовых актов Комиссия обладает в рамках всех трех опор Союза. Однако в рамках Европейского сообщества, где издается наибольшая часть законодательства Союза, данное право носит исключительный (монопольный) характер. Другими словами, в рамках ЕС законодательные институты - Европейский парламент и Совет, - как правило, могут принимать решения лишь по предложению Комиссии, но не по собственной инициативе. Более того. Комиссия вправе в любой момент изменить или отозвать внесенное предложение. Если окончательное решение должен принимать Совет, то поправки, с которыми не согласна Комиссия, он может вносить лишь единогласно.
Монополия Комиссии на правотворческую инициативу - особенность механизма сдержек и противовесов в ЕС, благодаря которой Комиссию принято характеризовать как «мотор Сообщества». Данную особенность планируется сохранить и в будущей Конституции Союза. Согласно ее проекту европейские законы и рамочные законы будут издаваться по предложению Комиссии. Лишь в сфере уголовного права и полицейского сотрудничества инициаторами законодательных актов наряду с Комиссией смогут выступать государства-члены (не менее четверти от общего их числа).
К другим важным полномочиям Комиссии в рамках инициативной функции относятся разработка проекта бюджета Европейского Союза и ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями по вопросам, которые входят в компетенцию ЕС и Евратома (первой опоры);
- исполнительная функция (в узком смысле слова), под которой понимается самостоятельное претворение в жизнь Комиссией предписаний учредительных договоров и других источников права Союза.
К главным полномочиям в этой области относится, прежде всего, издание делегированного законодательства и принятие других «мер по исполнению» регламентов, директив, решений Европейского парламента и Совета, исполнение бюджета Европейского Союза, а также управление структурными фондами Сообщества (Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития и др.).
Организация работы и принятия решений. Европейская Комиссия - постоянно действующий институт, которому в силу характера ее функций и полномочий приходится принимать огромное число решений (в среднем около 10 тыс. каждый год).
По этой причине в Комиссии осуществляется распределение обязанностей («портфелей») между отдельными членами - комиссарами. Общее руководство Комиссией возложено на Председателя, который из числа комиссаров вправе назначать себе заместителей (вице-председателей).
В дальнейшем, согласно проекту Конституции, один из вице-председателей Комиссии будет являться Министром иностранных дел Европейского Союза. Это должностное лицо получит ряд дополнительных полномочий, в частности право самостоятельно вносить проекты внешнеполитических акций в Совет и право представлять Европейский Союз в рамках общей внешней политики и политики безопасности (должность Высокого представителя по ОВПБ, совмещаемая ныне с постом Генерального секретаря Совета, будет ликвидирована).
В качестве отраслевых подразделений (ведомств) Комиссии выступают генеральные директораты (или генеральные дирекции), обозначаемые аббревиатурой DG 1 и номерами в виде римских цифр, например: DG II «Экономические и финансовые вопросы», DG VI «Сельское хозяйство» и т.д. Руководителем генерального директората является генеральный директор (должностное лицо, назначаемое из числа гражданских служащих Европейских сообществ). Генеральный директор, в свою очередь, подчиняется комиссару, который отвечает за соответствующую отрасль управления.
Кроме генеральных директоратов в структуре Комиссии имеются специализированные службы (Служба переводов, Юридическая служба и др.) и Генеральный секретариат (вспомогательный аппарат).
Большая загруженность Комиссии обусловливает существование у нее обширного персонала (около 25 тыс. служащих - больше, чем в любом другом институте или органе Союза), а также практику внутреннего делегирования, т.е. передачу полномочий принимать решения отдельным комиссарам или генеральным директорам.
Так, в первом полугодии 2003 г. Комиссия в коллегиальном порядке утвердила около трети своих решений, из них лишь 2,3% на заседаниях, другие - с помощью письменной процедуры (29,2%). Остальные решения от имени Комиссии были приняты единолично комиссарами (27,1%) или генеральными директорами (41,4%)".
Европейский парламент – представительный орган ЕС, осуществляющий свои полномочия на основании учредительных документо в ЕС.
Порядок формирования : представители государств– членов ЕС избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием. Каждое из государств– членов ЕС обладает в Парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест – не более 750 мандатов. Периодичность всеобщих прямых выборов в Европейский парламент составляет 5 лет.
Внутренняя структура и порядок работы Европейский парламент обладает однопалатной структурой, работает на постоянной основе. Сессии Парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По инициативе депутатов и полномочных органов может быть назначено чрезвычайное заседание. Все заседания носят открытый характер. Депутаты работают на ежемесячных пленарных заседаниях изаседаниях комитетов. Работой Парламента руководит Председатель, избираемый на 2,5 года. Он руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Председателю помогают 14 вицепредседателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента. Определением повестки дня и проведением прений в ходе заседания ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов.
Полномочия Европейского парламента :
1) участие в нормотворческом процессе (законодательные полномочия);
2) вотирование бюджета и утверждение отчета о его исполнении;
3) участие в формировании других институтов и контроль над их деятельностью;
4) осуществление внешних связей.
Статус депутата : закрепляется в общих чертах учредительными актами и детально регулируется Регламентом Парламента. Регламент определяет объем и порядок осуществления депутатских полномочий, требования к их осуществлению и ответственность за их нарушение. Правомочность полномочий депутата, устанавливаемая по итогам голосования на выборах, подтверждается самим Парламентом. Полномочия осуществляются каждым депутатом самостоятельно. Депутат не связан императивным мандатом. Он пользуется всеми правами, закрепленными в Договорах и Регламенте, участвует в обсуждении вопросов, включаемых в повестку дня, и принятии решений, выносимых на голосование.
Судебная система европейского союза
Суд Европейских сообществ (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд сформулировал многие жизненно важные для развития интеграционного процесса концептуальные положения. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы.
Суд сформулировал основные квалификационные признаки права ЕС. Посредством судебного толкования он восполнил многие пробелы и уточнил содержание многих постановлений учредительных договоров и актов вторичного права. Согласно Ниццскому договору 2001 г. и приложенному к нему Уставу Суда ЕС с последующими поправками существенно изменяются структура судебной системы и статус судебных учреждений ЕС. Эти изменения состоят в создании практически трехзвенной судебной системы ЕС :
2) Суд первой инстанции (СПИ);
3) специализированные судебные палаты.
В соответствии с реформой Суд ЕС приобретает статус высшего судебного органа ЕС .
Он рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел, решение которых имеет существенно важное значение для обеспечения единства и целостности европейского права. За ним в основном сохраняется преюдициальная юрисдикция. Он выполняет функции кассационного и конституционного судов.
СПИ становится самостоятельной судебной инстанцией . К его подсудности отнесена основная масса дел прямой юрисдикции. Он выступает кассационной инстанцией по отношению к специализированным судебным палатам (ССП).
ССП призваны оказывать содействие СПИ при рассмотрении некоторых дел, выделенных в особую категорию. Это, например, споры между Сообществами и их служащими или споры, представляющие особую сложность в силу технических причин (проблемы интеллектуальной собственности, патентного права и т. п.).
Более четко структурирует судебную систему Конституция ЕС. Эта система включает три самостоятельные судебные инстанции :
2) Суд общей юрисдикции;
3) специализированные суды, являющиеся не просто вспомогательными палатами, а самостоятельной судебной инстанцией.
Одновременно Конституция вносит изменения в порядок формирования и юрисдикцию судебных учреждений.
Судебная защита прав и интересов субъектов права ЕС осуществляется не только судами, действующими на уровне ЕС, но и национальными судебными учреждениями государствчленов.
Согласно ст. 190 Договора о Сообществе «представители народов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием». Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европейского парламента были внесены Договором о ЕС. Общее определение круга лиц, участвующих в голосовании и наделяемых правом избирать и быть избранным в Европейский парламент, соотнесено этим Договором с институтом гражданства ЕС. Оно является производным от национального. Им обладают все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Правом избирать и быть избранным граждане Союза наделяются независимо от места их проживания на территории Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на территории Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом избирать и быть избранным на тех же основаниях, что и граждане страны его проживания. Практика не только подтверждает факт участия в голосовании и пользования активным избирательным правом граждан одного государства-члена на территории другого государства-члена, но и знает случаи выдвижения и избрания кандидатов, состоящих в гражданстве другого государства -- члена ЕС. Порядок осуществления права избирать и быть избранным устанавливается Советом, принимающим решение на основе единогласия по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом.
Учредительные акты предусматривают введение единообразного порядка проведения выборов в государствах -- членах Союза. Соответственно, сам Парламент разрабатывает проект нормативного акта, устанавливающего процедуру выборов. Он должен соответствовать демократическим принципам, которые являются общими для всех государств-членов. Первый такого рода акт был одобрен 20 сентября 1976 г. Акт о выборах принимается Советом на основе принципа единогласия. Согласно действующему ныне порядку принятию решения должно предшествовать получение совпадающего позитивного заключения самого Парламента, которое одобряется большинством голосов его списочного состава. Решение Совета должно содержать рекомендацию, адресованную всем государствам-членам, в соответствии с которой одобрение акта о выборах должно быть осуществлено на национальном уровне в порядке, предусмотренном действующими конституционными процедурами.
До тех пор, пока не принят единый избирательный закон, на уровне ЕС устанавливаются лишь общие принципы проведения выборов. Организация и процедура голосования регулируются в каждом из государств-членов в соответствии с национальным избирательным законодательством. Во всех странах Союза, кроме Великобритании, они проводятся на основе пропорциональной системы. Это значит, что каждая политическая партия или иная организация, допущенная к участию в выборах, выдвигает список кандидатов и получает количество мест пропорционально числу собранных голосов. Следует, однако, иметь в виду, что пропорциональная система выборов знает целый ряд разновидностей и применяется неодинаково в различных государствах -- членах Союза. Так, во Франции в соответствии с действующим законодательством вся страна образует единый избирательный округ. Список, предлагаемый избирателям, должен включать количество кандидатов, равное числу мест, подлежащих замещению. В ряде стран при применении пропорциональной системы действует заградительная оговорка, например, в ФРГ и Испании. В ФРГ пропорциональная система выборов используется на основе многомандатных округов, образуемых в пределах земель. Свои особенности организации и проведения выборов, а равно подсчета голосов имеются практически во всех государствах -- членах ЕС. В Великобритании применяется мажоритарная система относительного большинства. Выборы проводятся на базе одномандатных округов и избранным считается кандидат, собравший относительное большинство голосов.
Каждое государство -- член ЕС обладает в Европейском парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего численности его населения. Общее число мест в Парламенте было ограничено Амстердамским договором 1997 г. в количестве, не превышающем 700 мандатов. Ницц-ский договор 2001 г. в преддверии расширения довел эту планку до 732. Согласно Протоколу о расширении ЕС, приложенному к этому Договору, к 1 января 2004 г., т. е. начиная с парламентской легислатуры 2004--2009 гг., число представителей, избираемых в каждом государстве, было определено в следующих размерах: ФРГ -- 991; Франция, Италия и Великобритания -- по 79 (87)2; Испания -- 50 (64); Нидерланды - 25 (31); Бельгия, Греция и Португалия -- по 22 (25); Швеция -- 18 (22); Австрия -- 17 (21); Дания и Финляндия -- по 13 (16); Ирландия -- 12 (15); Люксембург -- 6. Одновременно Декларацией о расширении ЕС, принятой на саммите в Ницце в декабре 2000 г., были предусмотрены определенные квоты мандатов для вновь вступающих государств. Польша -- 50; Чехия и Венгрия -- по 20; Словакия -- 13; Литва -- 12; Латвия -- 8; Словения -- 7; Эстония и Кипр -- по 6; Мальта -- 5. (В таблице фигурировали также Румыния -- 33 и Болгария -- 17, что давало в сумме 732 места. Однако их прием в ЕС отложен до 2007 г. Возможность перераспределения мест отнесена к компетенции Совета.) Приведенные цифры показывают, что предоставленная квота мест в Парламенте не вполне адекватна численности населения страны. Так, например, представительство в Парламенте со стороны ФРГ и Великобритании оказывается почти в 15--20 раз ниже нормы представительства Люксембурга. Очевидно, этими обстоятельствами продиктовано то, что ни в учредительных договорах, ни в других нормативно-правовых актах, относящихся к выборам и устанавливающих принцип всеобщего и прямого голосования, ничего не говорится о равных выборах. По Конституции общее число мест не должно превышать 750. Максимальная квота для одного государства -- 96, минимальная -- 6.
Первые всеобщие прямые выборы в Европейский парламент прошли в 1979 г. Их периодичность соответствует сроку полномочий Парламента, который составляет пять лет. Последние парламентские выборы, прошедшие в 2004 г., положили начало пятой легислатуре. Поскольку официальный прием новых государств в члены ЕС прошел 1 мая 2004 г., все они принимают участие в работе Парламента и формировании его органов и политических групп.
Условия неизбираемости или несовместимости мандата устанавливаются по общему правилу национальным законодательством государств-членов. Однако некоторые из постановлений, относящихся к несовместимости мандата, установлены нормативно-правовыми актами Сообществ и Союза. Так, депутат Европейского парламента не может быть членом национального правительства, членом Комиссии, судьей Суда ЕС и СПИ, генеральным адвокатом, секретарем Суда либо являться должностным лицом одного из институтов ЕС в период выполнения им своих обязанностей. Досрочная вакансия депутатского мандата может иметь место в силу кончины депутата, добровольной отставки независимо от мотивов и принудительной отставки, вызванной лишением депутатского мандата. Последнее решение выносится большинством голосов самими парламентариями. Замещение вакантного мандата производится на оставшийся срок полномочий.
Европейский парламент обладает однопалатной структурой. Он работает на постоянной основе. Сессии парламента проводятся ежегодно. Каждая очередная сессия собирается во второй вторник марта месяца календарного года. По просьбе большинства депутатов, Комиссии или Совета Председатель Парламента, консультируясь с Конференцией председателей, может созвать чрезвычайное заседание. По общему правилу заседания носят открытый характер. Стенографический отчет публикуется в Официальном вестнике ЕС. В начале каждой сессии депутатами утверждается программа работы. Основную массу времени депутаты проводят, однако, не на пленарных заседаниях, а участвуя в работе комитетов. Ежемесячно пленарные заседания, проводимые в Страсбурге (Франция), занимают одну неделю. Для заседаний комитетов, проходящих в Брюсселе (Бельгия), отводится не менее двух недель в месяц.
Работой Парламента руководит его Председатель, который избирается на половину срока самой легислатуры, т. е. на два с половиной года (последние выборы состоялись в 2004 г.
Председателем был избран депутат из Испании). Председатель руководит заседаниями палаты, осуществляет административные и дисциплинарные функции. Он может наряду с Председателем Комиссии и лицом, осуществляющим председательст-вование в Совете, участвовать в представительстве Сообществ и Союза. Председателю помогают 14 вице-председателей и 5 квесторов, которые избираются одновременно и образуют под руководством Председателя бюро парламента (квесторы имеют совещательный голос; ведают организационными, хозяйственными и финансовыми вопросами). Определением повестки дня и проведения прений в ходе заседаний ведает Конференция председателей. Она включает Председателя Парламента и председателей политических групп (фракций), а также двух представителей от независимых депутатов. Конференция председателей должна стремиться к достижению консенсуса по обсуждаемым вопросам. При его отсутствии проводится голосование с использованием взвешенных голосов. Их число зависит от суммы представляемых депутатов. Предусмотрено также функционирование Конференции председателей парламентских комиссий и Конференции председателей межпарламентских групп. Они обладают в основном совещательными функциями.
Маастрихтский договор 1992 г. (ст. 191) подтвердил принцип формирования в Парламенте политических групп, создаваемых не на основе национальной или национально-территориальной принадлежности, а на основе совместных политических интересов. Договор подчеркивает, что политические партии, создаваемые на европейском уровне, являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они должны способствовать формированию общего сознания европейцев и служить выражению политической воли граждан Союза. Той же поправкой включено положение, касающееся статуса политических партий и условий их финансирования. Соответствующий нормативный правовой акт принимают на основе процедуры совместного принятия решений. Порядок формирования парламентских политических групп определяется ст. 29 Регламента. Она устанавливает прямую зависимость обретения статуса политической группы от ее транснационального характера. Чем большее число стран представлено в составе политической группы, тем ниже порог численности. В легислатуре 1999-- 2004 гг. насчитывалось восемь политических групп. В их числе Европейская народная партия -- 232 депутата; Партия европейских социалистов -- 179; Европейская партия либералов, демократов и реформаторов -- 53; Партия зеленых -- 44; Конфедеративная группа левых Европейского Союза и зеленых левых Скандинавии -- 44; Союз национальных групп за Европу -- 22; Группа за Европу демократии и разнообразия -- 18. Неприсоединившихся депутатов было 32. Всего было замещено, по данным 2002 г., 625 мест из 626. Одно место оставалось вакантным. Очередные парламентские выборы состоялись в июне 2004 г. Как и в Парламенте предыдущего созыва, доминирующие позиции вновь заняли Европейская народная партия и Партия Европейских социалистов. На их долю приходится почти 2/3 всех мандатов.
Европейская народная партия и Партия европейских социалистов располагают абсолютным большинством мест в составе Европейского парламента всех последних созывов. Именно из представителей этих партий и замещаются главные руководящие должности в Европейском парламенте. Численность фракций предопределяет представленность в органах Парламента и количество взвешенных голосов, которыми располагает ее лидер при принятии решения голосованием на заседании Конференции председателей.
Решения самого Парламента принимаются по общему правилу абсолютным большинством голосов его членов, присутствующих на заседании. Оригинально решается вопрос о минимальной численности депутатов, необходимой для принятия решения. Презюмируется, что число присутствующих парламентариев всегда достаточно для проведения дебатов, решения вопроса о повестке дня и одобрения протокола. Что же касается общего кворума, необходимого для принятия решений по существу, его составляет присутствие в зале заседаний не менее 1/3 депутатов от всего списочного состава. Однако проверка кворума проводится только, если это потребуют не менее 32 депутатов. При отсутствии кворума решение переносится на следующее заседание. Специальные кворум и большинство требуются при вотировании бюджета, одобрении соглашений о присоединении, принятии порицания Комиссии и в некоторых других случаях. Так, для принятия позитивного совпадающего заключения по вопросу о нарушении государством-членом общих принципов, установленных ст. 6 Договора о ЕС, требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов депутатов, представляющих абсолютное большинство всего списочного состава депутатов.
Члены комиссий избираются на основе предложений и обычно пропорционально численности политических групп. Одновременно принимаются во внимание факторы географического порядка. Различают постоянные комиссии, специализированные временные комиссии и следственные комиссии. Комиссии, создаваемые на постоянной основе, образуются в зависимости от предметов ведения. Их состав и компетенция определяются Конференцией председателей. Они избирают свои руководящие органы, в том числе председателя и генерального докладчика. Постоянные комиссии могут рассматривать как вопросы, переданные на их обсуждение по решению руководящих органов парламента, так и вопросы, вносимые в повестку дня по их собственной инициативе. Ни один существенно важный вопрос не должен решаться пленумом палаты без предварительного обсуждения в комиссии и заслушания ее доклада. Впрочем, заключение комиссии обязательным не является. Заседания комиссий образуют интегральную составную часть парламентской сессии. В легислатуре четвертого созыва было 17 постоянных комиссий. Их перечень и полномочия закреплены в приложении VI к Регламенту Парламента. Это комиссия по иностранным делам, правам человека, общей безопасности и оборонной политике (65 членов); бюджетная комиссия (45); комиссия по контролю за исполнением бюджета (21); комиссия по свободам и правам граждан, по делам юстиции и внутренних дел (43); по экономике и финансам (45); по вопросам права и по вопросам внутреннего рынка (35); по делам промышленности, внешней торговли, исследованиям и энергетике (60); по занятости и социальным вопросам (55); по Окружающей среде, здравоохранению и защите прав потребителей (60); по сельскому хозяйству и сельскохозяйственному раз-нитию (78); по рыболовству (20); региональной политике, транспорту и туризму (59); по делам культуры, молодежи, образования, средств массовой информации и спорту (35); по разпитию и сотрудничеству (34); по конституционным вопросам (30); по правам женщин и равенству возможностей (40); комиссия по петициям (30). Кроме того, на постоянной основе действует комиссия по проверке полномочий и протестов, приносимых на результаты выборов. Каждая из постоянных комиссий может создавать свои подкомиссии. Временные специализированные комиссии создаются по решению Конференции председателей на срок до 12 месяцев. Их задачи определяются в самом решении о создании комиссии. Работа такой комиссии завершается представлением итогового доклада.
Следственные комиссии создаются для расследования конкретных фактов или событий, связанных с обвинениями в правонарушении или ненадлежащем управлении, выдвигаемом против института или органа Сообщества, администрации государства-члена или любого иного лица, наделенного правом Сообществ полномочиями по его реализации. Работа комиссии носит строго закрытый и конфиденциальный характер. Однако сообщение о создании следственной комиссии обязательно публикуется в Официальном вестнике ЕС. Срок полномочий комиссии 12 месяцев. Он может быть продлен Парламентом дважды по три месяца. Итоговый доклад представляется Парламенту, публикуется и может стать предметом обсуждения на пленарном заседании Парламента.
Большинство обычных рутинных заседаний Парламента проходит при весьма низкой активности депутатов. Нередко на этих заседаниях присутствует всего лишь несколько десятков парламентариев. И только в тех случаях, когда обсуждаются наиболее важные и существенные вопросы или заслушиваются выступления руководителей Совета или Комиссии, зал бывает заполнен до отказа.
Об интенсивности работы Европейского парламента можно судить по статистическим данным. Ежегодно поводится семь очередных заседаний легислатуры: в январе, марте, мае, июле, октябре, ноябре и декабре. В ходе этих заседаний вотируются консультативные заключения, главным образом, содержащие предложения о поправках, адресованные Комиссии. Рассматриваются предложения на основе процедуры сотрудничества в первом и втором чтениях. Проекты, вносимые Советом в рамках процедуры совместного принятия решений, рассмотрение которых может иметь место в трех чтениях, требуют обязательного одобрения Парламента. Парламент вотирует также предложения о принятии совпадающей позитивной резолюции.
По характеру и предмету обсуждаемых проблем в последние годы зачастую на первом месте оказываются вопросы внешнеполитического характера. В период зимних заседаний 2002-- 2003 гг. за ними следовали вопросы сотрудничества в области внутренних дел и правосудия, сельского хозяйства и рыболовства, деятельности институтов, защиты прав потребителей, транспорта и связи, социальной политики и занятости, конкуренции и внутреннего рынка, экологии, образования и науки.
15 января 2007 года их стало 785. Председатель второго полупериода - Ганс Герт Поттеринг. В настоящее в парламенте представлены 7 фракций , а также ряд беспартийных делегатов. В своих родных государствах парламентарии являются членами около 160 различных партий, которые объединились во фракции на общеевропейской политической арене. Начиная с седьмого избирательного периода 2009-2014 гг. Европейский парламент должен снова состоять из 736 делегатов (согласно ст. 190 EG-Договора); Лиссабонский договор устанавливает количество парламентариев на уровне 750 человек, включая председателя.
Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.
История
Зал пленарных заседаний Брюссельской резиденции Европейского парламента
C 10 по 13 Сентября 1952 года проходило первое заседание в рамках ЕОУС (Европейское объединение угля и стали) в составе 78 представителей, которые были выбраны из числа национальных парламентов. Это собрание обладало только рекомендательными полномочиями, но также обладал правом отправлять в отставку высшие исполнительные органы ЕОУС. В 1957 году в результате подписания Римского договора были основаны Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии . Парламентарное собрание, которое на тот момент состояло из 142 представителей, относилось ко всем этим трем сообществам. Несмотря на то, что собрание не получило никаких новых полномочий, тем не менее, оно стало себя называть Европейским парламентом - наименование, которое было признано независимыми государствами. Когда 1971 году Европейский союз обрел свой бюджет, Европарламент начал участвовать в его планировании - во всех его аспектах, кроме планирования расходов на общую сельскохозяйственную политику, которые, на тот момент, составляли около 90 % расходов. Эта явная бессмысленность парламента, привела даже к тому, что в 70-х годах была в ходу шутка: «Пошли своего старого дедушку заседать в европарламент» («Hast du einen Opa, schick ihn nach Europa»).
С 80-х годов ситуация начала постепенно меняться. Первые непосредственные выборы парламент в 1976 году еще не были связаны с расширением его полномочий, но уже в 1986 году после подписания Единого Общеевропейского Акта, парламент стал принимать участие в процессе законодательства и мог теперь официально делать предложения по изменению законопроектов, хотя последнее слово все же оставалось за Европейским советом . Это условие было упразднено в результате следующего шага по расширению компетенций европарламента - Маастрихтского договора 1992 года , который уравнял в правах Европейский парламент и Европейский совет. Хотя парламент все еще не мог выдвигать законопроекты против воли Европейского совета, это стало большим достижением, так как теперь никакое важное решение не могло быть сделано без участия парламента. Кроме того, парламент получил право формировать Следственный комитет, что значительно расширило его контролирующие функции. В результате реформы Амстердам 1997 и Ниццы 2001, парламент стал играть большую роль в политической сферы Европы. В некоторых важных областях, таких как, общеевропейская Сельскохозяйственная политика, или совместная работа полиции и судебных органов, Европарламент все еще не обладает полными полномочиями. Тем не менее, вместе в Европейским советом, он занимает прочную позицию в законодательстве.
Цели и задачи
Логотип Европейского парламента
Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской Комиссии.
Законодательные функции
Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-Договора), согласно которому Европейский парламент и Совет Европы обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в 2х чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.
В целом эта система напоминает разделение законодательной власти в Германии между бундестагом и бундесратом. Тем не менее, Европейский парламент, в отличие от Бундестага, не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право, на общеевропейской политической арене имеет только Европейская Комиссия. Европейская Конституция, и Лиссабонский договор не предусматривают расширения инициативных полномочий для парламента, хотя Лиссабонский Договор все же допускает в исключительных случаях ситуацию, когда группа стран-членов Евросоюза вносит на рассмотрение законопроекты.
Кроме системы взаимного законотворчества, существует также еще две формы правового регулирования (аграрная политика и антимонополистическая конкуренция), где парламент обладает меньшими правами голоса. Это обстоятельство после Договора в Ницце распространяется только на одну политическую сферу, а после Лиссабонского договора должно и вовсе исчезнуть.
Бюджетная политика
Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС (например в 2006 году он составил около € 113 млрд.)
Существенные ограничения на бюджетную политику налагает так называемые «Обязательные расходы» (то есть расходы, связанные с совместной аграрной политикой), которые составляют почти 40 % от совокупного европейского бюджета. Полномочия Парламента в направлении «Обязательных расходов», сильно ограничены. Лиссабонский Договор должен ликвидировать разницу между «Обязательными» и «необязательными» расходами и наделить Европейский парламент теми же правами в области бюджетирования, что и Совет ЕС.
Контролирующие функции
Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской Комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент в праве принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных ее членов. Председателя Комиссии Парламент не назначает (в отличие от правил, действующих большинстве национальных парламентов стран-членов Евросоюза), он может лишь принимать либо отклонять кандидатуру, предложенную Советом Европы. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать ее отставку.
Это право Европейский парламент использовал, например, в 2004 году, когда Комиссия свободных городов высказалась против оспариваемой кандидатуры Рокко Бутиглионе на пост Комиссара по делам юстиции. Тогда Социал-Демократическая, Либеральная фракции, а также фракция Зеленых, высказали угрозу распустить, Комиссию, после чего вместо Бутглионе на пост комиссара юстиции был назначен Франко Фраттини.
Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европы и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены (см. Три кита Европейского союза)
Рост числа депутатов
Сен 1952 |
Мар 1957 |
Янв 1973 |
Июн 1979 |
Янв 1981 |
Янв 1986 |
Июн 1994 |
Янв 1995 |
Май 2004 |
Июн 2004 |
Янв 2007 |
Июн 2008 |
|
Германия | 18 | 36 | 36 | 81 | 81 | 81 | 99 | 99 | 99 | 99 | 99 | 99 |
Франция | 18 | 36 | 36 | 81 | 81 | 81 | 87 | 87 | 87 | 78 | 78 | 72 |
Италия | 18 | 36 | 36 | 81 | 81 | 81 | 87 | 87 | 87 | 78 | 78 | 72 |
Бельгия | 10 | 14 | 14 | 24 | 24 | 24 | 25 | 25 | 25 | 24 | 24 | 22 |
Нидерланды | 10 | 14 | 14 | 25 | 25 | 25 | 31 | 31 | 31 | 27 | 27 | 25 |
Люксембург | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Великобритания | 36 | 81 | 81 | 81 | 87 | 87 | 87 | 78 | 78 | 72 | ||
Дания | 10 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 14 | 14 | 13 | ||
Ирландия | 10 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 13 | 13 | 12 | ||
Греция | 24 | 24 | 25 | 25 | 25 | 24 | 24 | 22 | ||||
Испания | 60 | 64 | 64 | 64 | 54 | 54 | 50 | |||||
Португалия | 24 | 25 | 25 | 25 | 24 | 24 | 22 | |||||
Швеция | 22 | 22 | 19 | 19 | 18 | |||||||
Австрия | 21 | 21 | 18 | 18 | 17 | |||||||
Финляндия | 16 | 16 | 14 | 14 | 13 | |||||||
Польша | 54 | 54 | 54 | 50 | ||||||||
Чехия | 24 | 24 | 24 | 20 | ||||||||
Венгрия | 24 | 24 | 24 | 20 | ||||||||
Словакия | 14 | 14 | 14 | 13 | ||||||||
Литва | 13 | 13 | 13 | 12 | ||||||||
Латвия | 9 | 9 | 9 | 8 | ||||||||
Словения | 7 | 7 | 7 | 7 | ||||||||
Кипр | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||||||
Эстония | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||||||
Мальта | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||||
Румыния | 36 | 33 | ||||||||||
Болгария | 18 | 17 | ||||||||||
Всего | 78 | 142 | 198 | 410 | 434 | 518 | 567 | 626 | 788 | 732 | 786 | 732 |
Фракции
- Европейская народная партия /Европейские демократы - консерваторы и христианские демократы
- Партия Европейских социалистов - социал-демократы и социалисты
- Альянс либералов и демократов Европы - либералы
- Европейские зелёные/Европейский свободный альянс - экологисты и регионалисты
- Европейские объединенные левые/Лево-зелёные севера - левые социалисты и коммунисты
- Независимость/Демократия - евроскептики
- Идентичность, традиция, суверенитет - радикальные националисты
См. также
- Латиноамериканский парламент
- Центральноамериканский парламент
- Потрясающие рецепты пупырчатых, хрустящих, румяных чебуреков из теста на водке
- Картофель запеченный в пакете с чесноком, посыпанный сыром и зеленью Как приготовить картошку в пакете для запекания
- Приготовление вкусного и пышного манника на кефире
- Избранные рецепты грибных супов с чечевицей Суп из гороха чечевицы и шампиньонов рецепт
- Простые диетические рецепты блюд из творога
- Сонник: к чему снится Икра
- К чему снится влюбленная пара