Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Что означает знак, когда на линии сердца вилка
  • Знаки на ладони- значение знаков на руке
  • Пепельная угроза: крупнейшие извержения вулканов в XXI веке - Давыдов
  • Откуда берутся молнии в плазменном шаре
  • Венера Милосская – идеал женской красоты
  • Какой материк пересекается всеми меридианами Земли
  • Последняя информация о поисках янтарной комнаты. Где же подлинная янтарная комната? Поиски Янтарной комнаты

    Последняя информация о поисках янтарной комнаты. Где же подлинная янтарная комната? Поиски Янтарной комнаты

    Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал.

    Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря». Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».

    1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

    Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

    В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

    Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением - прекратить поиски. В 1987 г. в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке». Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве.

    Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы.

    В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли… Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь.

    Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке… Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это - подлинный элемент декора Янтарной комнаты. Случайность? Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России.

    Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

    В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней - цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков.

    После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.

    об обнаружении Янтарной комнаты — на этот раз ее «нашла» в Германии команда из 73-летнего гомеопата , 71-летнего специалиста по георадарам Петера Лора и 67-летнего , чья специальность обозначена в прессе просто как «ученый». Первым о находке сообщило немецкое издание Bild .

    По мнению группы, утраченная Янтарная комната спрятана в пещере Принца неподалеку от Дрездена.

    О местонахождении комнаты им сообщил еще в 2001 году «надежный источник». Энтузиасты утверждают, что пещера использовалась нацистами, но упоминаний о ней в документах нет, так как они были стерты.

    Просканировав пещеру Принца с помощью георадара, исследователи обнаружили в ней полости. На этих основаниях они заключили, что Янтарная комната может храниться именно там.

    «Укрытие находится над железнодорожной линией, где в апреле 1945 был остановлен поезд из Кенигсберга», — утверждает Лор.

    Кенигсберг, ныне Калининград, ранее был столицей Восточной Пруссии, где когда-то хранилась Янтарная комната.

    Также Лор считает, что в пещере спрятан клад, принадлежавший последнему монарху развалившейся в 1918 году Германской империи, Вильгельму II, после поражения во Второй мировой войне бежавшему в Нидерланды.

    «Мы обнаружили на деревьях следы стальных тросов, использовавшихся для спуска ящиков в пещеру. Измерения показали, что под пещерой находится система скрытых туннелей», - говорит Экардт.

    Годом ранее Янтарную комнату польские исследователи. По их мнению, она может находиться на территории Варминьско-Мазурского воеводства, расположенного на севере Польши.

    Поляки заявили, что в течение долгого времени изучали местность с помощью георадара и выяснили, что под землей располагается таинственное замурованное помещение. Это, по мнению ученых, и есть знаменитая Янтарная комната.

    В 2010 году калининградские краеведы и физики в центре города под бункером последнего коменданта Кенигсберга генерала Отто фон Ляша большое подземелье.

    В ходе работ исследователи двухметровую кирпичную стену и наткнулись на слой резины толщиной 20 см. Когда просверлили и его, щуп уперся в металл — по мнению ученых, там находились железные ящики.

    Однако региональная служба государственной охраны объектов культурного наследия продлить исследовательской группе разрешение на работы.

    Хотя прямого запрета не последовало, краеведы побоялись, что в случае форс-мажорной ситуации вся вина ляжет на них.

    А еще раньше, в 2007 году, группа немецких спелеологов предположила, что Янтарная комната под рекой Преголей — у них на руках имелись чертежи, согласно которым там находился туннель. Вышедшее из строя подземелье XIV века, по их данным, было достроено в конце 1930-х — начале 1940-х годов XX века и тянулось от орденского Королевского замка Кенигсберга (ныне несуществующего) к Преголе, переходя в бетонный рукав. Выходит туннель на остров Центральный к Кафедральному собору XIV века, у стен которого находится могила философа Иммануила Канта.

    Изучив территорию, спелеологи пришли к выводу, что вход в туннель взорван, скорее всего, нацистами, чтобы исключить советским властям доступ к богатствам.

    Немцы собирались обратиться к своему правительству, чтобы оно в свою очередь начало вести переговоры с российской стороной о технической стороне дела.

    Для калининградских историков поиск Янтарной комнаты — вопрос чести, поскольку найти ее в городе пытались все кому не лень, причем еще с 1945 года.

    Янтарная комната — знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны. Янтарная комната была создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, а затем подарена Петру I. Она считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе.

    Исчезновение Янтарной комнаты является, пожалуй, одной из главных загадок XX века. Ни для кого не секрет, что Янтарная комната, выставленная сегодня в Екатерининском дворце является лишь копией, хотя и максимально близкой к оригиналу. А вот судьба настоящей Янтарной комнаты, той самой, что была подарена российскому императору Петру I, окутана тайной. С тех пор как она была похищена во время Второй мировой войны и вывезена за пределы России, о ее судьбе почти ничего неизвестно.

    Копия Янтарной комнаты в Екатерининском дворце

    Изначально янтарный шедевр был изготовлен в 1709 году для прусского короля Фридриха I, но затем его сын подарил этот кабинет российскому императору Петру I. В 1717 году янтарные панно были доставлены в Россию и установлены в одном из залов в Летнем саду Санкт-Петербурга.

    Позднее дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна решила преобразовать Янтарный кабинет, сделав его больше и роскошнее. Под руководством Ф. Б. Растрелли в отделке янтарного кабинета появились зеркала, мозаичные панно и другие декоративные элементы. В результате реконструкции кабинет стали именовать «Янтарной комнатой», так как она существенно увеличилась в размерах и была дополнена роскошными деталями. Янтарная комната с конца XVIII века располагалась в летней резиденции российских императоров - в Екатерининском дворце Царского Села (современный город Пушкин).


    Фотография подлинной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце, 1911 год

    В результате вторжения немецко-фашистских войск Екатерининский дворец оказался на оккупированных территориях. Сегодня трудно сказать, почему Янтарную комнату не вывезли в эвакуацию, как это было сделано, например, с другими шедеврами Екатерининского дворца. По одной из версий, когда сотрудники музея приступили к демонтажу комнаты, хрупкие янтарные панно стали осыпаться, поэтому было решено ее оставить на месте, предварительно защитив от воздействия бомбардировок.

    Согласно сохранившимся свидетельствам, после захвата фашистами Екатерининского дворца Янтарная комната была демонтирована немецкими солдатами всего за 36 часов и вывезена в Кёнигсберг (современный российский город Калининград). С 1942-го по 1944-ый год Янтарная комната была выставлена в Королевском замке города Кёнигсберг. Как отмечают исследователи, помещение, где демонстрировалось «достояние немецкой нации», как стали называть Янтарную комнату, было меньше того зала, в котором она была установлена ранее. По этой причине часть панелей уже тогда хранилась отдельно. В 1944 году, когда авиация союзных войск приступила к воздушным атакам города, Янтарную комнату вновь демонтировали, и она хранилась в подвалах замка. Во время штурма города советскими войсками Янтарная комната исчезла, и следы ее были потеряны навсегда.

    Фрагмент Янтарной комнаты

    Как выяснилось позже, исчезновение части Янтарной комнаты произошло еще во время ее вывоза немецкой армией из России. Один из немецких офицеров, участвовавших в разграблении Екатерининского дворца, прихватил часть янтарного шедевра с собой, что в условиях военного времени было вполне ожидаемо. Одна из флорентийских мозаик совершенно неожиданно обнаружилась в 1997 году, когда ее пытались продать. В результате длительных разбирательств мозаика оказалась в собственности города Бремен, который передал ее вместе с янтарным комодом музею Царское Село.

    Исследователи высказывают несколько версий по поводу местонахождения Янтарной комнаты. Она могла сгореть еще во время бомбардировок Кёнигсберга (эта версия считалась приоритетной долгое время после передачи Кёнигсберга советскому государству), а могла быть вывезена на территорию Германии, где ее следы в условиях отступления немецкой армии и неразберихи последних месяцев войны невозможно проследить.


    Фрагмент восстановленной Янтарной комнаты

    В руки исследователей попала переписка директора Прусского музея, где выставлялось «достояние немецкой нации», доктора Альфреда Роде с Адольфом Гитлером. В конце 1944 года фюрер требовал доставить Янтарную комнату в Берлин, на что доктор Роде отвечал, что панно спрятаны в надежном бункере, а отправка может быть небезопасна. Но обширные поиски на территории Калининграда и всей области не дали никаких результатов. По итогам многочисленных не только советских, но и международных расследований по поиску Янтарной комнаты, возникает вывод о том, что комната может находиться где угодно - от тайных захоронений на территории Европы, до частных коллекций любителей искусства в США.

    В 2003 году завершились работы по созданию точной копии Янтарной комнаты, которой можно полюбоваться в Екатерининском дворце. Но копия - это копия, а судьба подлинной Янтарной комнаты до сих пор будоражит умы историков, криминалистов, журналистов, политиков и общественных деятелей. Эта детективная история не дает покоя уже не одному поколению исследователей. Несмотря на то, что в разных уголках мира периодически всплывают фрагменты подлинного янтарного шедевра, его судьба до сих пор неизвестна.


    Посетители музея в восстановленной Янтарной комнате

    Янтарная комната является огромной ценностью, не только для России, но считается шедевром мирового ювелирного искусства.

    После пропажи Янтарной комнаты во время Второй мировой войны, многие ученые искали ее, но тайн стало еще больше, чем вначале поиска.

    Напомним. Сам Янтарный кабинет был задуман талантливым немецким скульптором и архитектором Андресом Шлютером по заказу прусского монарха Фридриха I. Король решил превзойти роскошь Версаля и планировал украсить янтарем свой кабинет и галерею загородной резиденции в Потсдаме. Работы по созданию Янтарного кабинета были завершены в 1709 году. Но произошел несчастный случай: плохо закрепленные янтарные панно неожиданно обрушились. В гневе король выгнал А. Шлютера из страны. При жизни Фридриха I работа над янтарной галереей и кабинетом так и не была закончена. Его приемник Вильгельм I, осуждавший любовь отца к роскоши, приказал остановить работы. Но уже готовые фрагменты, представляли собой настоящие ювелирные шедевры: панно удивительной красоты с уникальными орнаментами, цветочные гирлянды, выполненные из многочисленных, со вкусом подобранных, кусочков солнечного камня, картины и гербы, в изготовлении которых использовался янтарь разных оттенков. Уникальность работы немецких мастеров в том, что они впервые использовали янтарь для создания картин – раньше этот камень применялся только при изготовлении украшений, шкатулок, инкрустации мебели. Янтарные панно состояли из тысяч полированных пластинок: лучистые и прозрачные они создавали непередаваемый эффект солнечного света.

    Спустя несколько лет, Вильгельм I обменял это янтарное сокровище на 55 русских солдат, рост которых был более двух метров. Так янтарная комната оказалась в России, в сокровищнице русского царя Петра I. Эти ценности не заинтересовали русского монарха, поэтому длительное время находились в подсобных помещений Летнего дворца. Только в 1743 году дочь Петра I, Елизавета Петровна решила украсить покои Зимнего дворца Янтарным кабинетом.

    Поручили создать кабинет из солнечного камня гениальному архитектору Варфоломею Растрелли. В подсобке находились панно площадью около 55 кв.м, но планируемый Янтарный кабинет, был в шесть раз больше размером, чем кабинет Фридриха I. Растрелли блестяще справился с этой проблемой: он использовал для дополнительной отделки деревянную позолоченную резьбу, картины из яшмы и агата, зеркала, золотые бра. Комната получилась удивительной и изысканной красоты.

    200 лет Янтарная комната не подвергалась никаким переделкам. В сентябре 1941, оставшаяся охрана Царского Села была выведена на Пулковские высоты, Янтарную комнату никто не демонтировал, поэтому вовремя вывезти ее не удалось.

    Только после снятия блокады с Ленинграда удалось подсчитать невозвратные потери сокровищ города. Фашисты ограбили до нитки Екатерининский дворец. Вывезено было все: от шелковых обоев и паркетных полов до всех дверей. Янтарная комната также была вывезена гитлеровцами в конце 1941 года в Кенигсберг – столицу Восточной Пруссии. С тех пор следы ее теряются.

    Существует множество версий, где же может находиться Янтарная комната. У каждой версии есть свои противники и сторонники. И хотя найдено достаточно много документов, сопровождающий любой поиск, всемирно известный шедевр так и не нашли. Создается впечатление, что кто-то, очень влиятельный, не хочет, чтобы эта тайна была раскрыта. Многие утверждают, что как только исследования подходят к какой-то результирующей точке, так что-то случается: либо внезапно пропадают документы, либо умирает важный свидетель и т.д. Если это действительно так, то поиски Янтарной комнаты могут продолжаться вечность.

    Но остановимся на самых интересных версиях. Иосиф Сталин никогда особо не интересовался Янтарной комнатой, занимаясь более важными государственными делами. Однажды, после подписания с Германией в 1939 году «пакта о ненападении», Сталин разговаривал с графом Алексеем Николаевичем Толстым. Вопрос представителю культуры был задан конкретный – как можно укрепить наметившуюся «хрупкую дружбу» с Германией? Поскольку А. Толстой длительное время проживал в Пушкине, он предложил в подарок немцам преподнести… Янтарную комнату. Сталин не ожидал такого предложения и был возмущен. Но граф объяснил, что якобы эта комната находится в плачевном состоянии, денег на реставрацию потребуется много, а тем более, ее, в свое время русским подарил монарх Фридрих I и ничего плохого не будет, если этот шедевр вернется в Германию. Но Сталин решил этот вопрос по-своему: был найден талантливый резчик по камню Анатолий Осипович Барановский, ему были предоставлены все необходимые материалы. От реставратора требовалось изготовить копию Янтарной комнаты. Барановский предупредил вождя всех народов, что детально повторить этот шедевр ювелирного искусства за такие короткие сроки, как желает Сталин, невозможно. Но Сталина это не смутило, ему нужно было срочно «укрепить дружбу» с Гитлером.

    Вместе с учениками, Барановский работал над правительственным заказом днем и ночью. А надзирающим, за работой, был назначен А. Толстой. Работе очень мешали многочисленные высокие чиновники, которые узнав о талантливом мастере, досаждали ему просьбами сделать на заказ кулоны, браслеты, броши и иные украшения из янтаря. После вмешательства Сталина поток просителей сразу прекратился. Барановский перенес инфаркт, но продолжал работу. Создавалось две копии Янтарной комнаты: копию делал сам мастер, а макетом комнаты в масштабе 1:1 занимались его ученики. Спустя два года обе копии Янтарной комнаты были готовы! Конечно, при внимательном рассмотрении копия оказалась не совсем точной: другие цветовые соотношения, вместо зеркальных пилястров, были изготовлены пилястры из янтаря и т.д.

    За два дня до начала войны, подлинник Янтарной комнаты заменили на копию Барановского. Затем ее тщательно сфотографировали, разобрали и отправили на хранение в подвал Екатерининского дворца. А вот макет, который создали ученики мастера, собрали в том зале, где ранее находилась подлинная Янтарная комната. Вот только вручить немцам подарок не успели – ранним утром 22 июня немцы бомбили советские города.

    Итак в Пушкино оказалось три Янтарные комнаты: подлинник, копия Барановского и, установленный в зале дворца, макет. Только Алексей Толстой и директор музея Павловского дворца знали, что подлинник, тщательно упакованный, был 6 июля 1941 года отправлен в Москву. Сопровождали этот груз два ученика Барановского. Но о судьбе этих людей долгое время было ничего не известно.

    Очень странно выглядит тот факт, что об этой перевозке Янтарной комнаты Алексей Толстой ничего не сказал, когда после войны создавали комиссию по ее розыску, хотя входил в состав этой комиссии.

    Один из исследователей, посвятивший себя поиску Янтарной комнаты — Александр Кучумов, в последствие, с горечью говорил: «Даже если она жива, то искать ее не имеет смысла!».

    Только чудом можно считать то, что в восьмидесятых годах прошлого столетия нашелся один из учеников Барановского – Андрей Николаевич Воробьев. Именно он якобы сопровождал перевозку подлинника Янтарной комнаты в 1941 году. Из его рассказа следует, что в Москве подлинник Янтарной комнаты был помещен в запасники Третьяковской галереи. В то время весь персонал этой галереи был уже отправлен за Урал, а помещения Третьяковки были в полном распоряжении НКВД. В одной из комнат галереи Янтарная комнаты была установлена – ее тщательно сфотографировали и измерены. Сталин вроде тоже приезжал посмотреть на этот шедевр ювелирного искусства.

    В тоже время, сенсацией стало событие, произошедшее в декабре 1994 года на лондонском аукционе антиквариата. Там была выставлена на торги гемма с изображением римского воина, которая, по уверениям экспертов, являлась частью подлинной Янтарной комнаты. Еще одна часть, утерянного шедевра, появилась в 1997 году. Полиция Потсдама обнаружила четыре мозаичных картины, относившихся к Янтарной комнате. Подлинность находки подтвердили сотрудники Царскосельского музея. Там же в Германии были найдены два комода, входившие в состав Янтарной комнаты.

    Возможно, эти факты подтверждают версию, что подлинник Янтарной комнаты все же был вывезен гитлеровцами при грабеже музеев Санкт-Петербурга во времена Второй мировой войны.

    Активный поиск Янтарной комнаты начался с 1949 года, после того как Молотов, позвонив секретарю калининградского обкома, спросил: «Товарищ Сталин интересуется, где Янтарная комната?». К поиску были подключены практически все спецслужбы и специалисты-музейщики. Поисковики выяснили, что именно в Кенигсберг немцы свозили все предметы искусства, награбленные в странах Европы, поскольку гитлеровцы считали его самым спокойным местом: военные действия шли далеко, американские и английские бомбардировщики туда не долетали. Только в середине 1944 года город бомбили американцы. В результате налета в городе возникли пожары, пострадал и замок, где, предположительно, могла находиться Янтарная комната.

    Также, для хранения ценностей, немцы строили большое количество бункеров. Возможно, Янтарная комната находилась в одном этих многочисленных подземных хранилищ. Так, из протоколов допроса сотрудников СД, в обязанности которых входила охрана ценностей, выяснилось, что они укладывали в одном из бункеров ящики с особо ценными экспонатами. Сегодня уже многие бункеры гитлеровцев исследованы, там, действительно нашли оружие, деньги, произведения искусств, но следов Янтарной комнаты не найдено.

    Существует еще и некая «морская версия», суть которой в следующем: Янтарная комната была погружена на транспорт «Вельгельм Густлоф» для перевозки на Земланский полуостров, но корабль был потоплен русской подводной лодкой. Пока этот транспорт не удалось поднять из морских глубин, но подготовительные работы уже ведутся.

    Начиная с 1979 года, в Петербурге приступили к восстановлению знаменитой Янтарной комнаты. Планировалось открыть ее для посещений к празднованию 300-летия города. Реставраторам понадобилось более 6 тонн янтаря и 7,754 миллиона долларов и еще $3,5 млн, были переданы в фонд восстановления немецкой фирмой ‘Рургаз АГ’.

    Сегодня восстановленную Янтарную комнату можно увидеть в Царкосельском музее. Она является жемчужиной Екатерининского дворца и, несомненно, одним из чудес света.

    Подпишитесь на нас

    Необыкновенно интересной и красивой является Янтарная комната в Екатерининском дворце. Ее даже вполне заслуженно называют чудом света. Появление этого уникального помещения овеяно мифами и легендами. А исчезновение данного шедевра в военное время до сих пор волнует воображение. К счастью, Янтарную комнату все же удалось восстановить. В этой статье мы расскажем подробно о ее истории, а также о том, где находятся Екатерининский дворец, Янтарная комната. Стоимость билетов и время работы музея также можно узнать из данной статьи.

    Прусский период

    Прусские короли Курфюрсты Бранденбургские (а Пруссия считалась знаменитым центром янтарного промысла в Европе) с 1618 года в качестве подарков другим князьям стали по традиции дарить янтарь, это "золото" Балтийского моря, как его именовали. Благодаря чему искусство обработки этого камня стремительно развивалось, а одной из его вершин и стала Янтарная комната. Она была создана в период расцвета прусского и в целом немецкого искусства, а именно на рубеже XVII и XVIII веков.

    Курфюрст Фридрих III (годы правления - 1657-1713 гг.) в 1701 году взялся за реконструкцию своей столицы и в частности королевской резиденции - целого комплекса зданий, относившихся к XVI-XVII векам. Придворный архитектор короля И. Ф. Эозандер сделал загородное владение настоящим дворцом, построенным по версальскому образцу. В наши дни доподлинно известно, что этот архитектор создал проект Янтарного кабинета. Литценбург и Ораниенбург, два дворца короля Пруссии, с которыми связывают судьбу Янтарной комнаты, с 1707 года стали местом деятельности Эозандера. Сначала Янтарная комната была предназначена для оформления дворца Литценбург. При жизни не удалось увидеть эту комнату законченной. Работа была в 1709 году еще в самом разгаре. К тому времени скончалась София-Шарлотта (в 1705 году). Фридрих I принял решение остановить реализацию проекта и украсить панелями из янтаря галерею в другом своем дворце - Ораниенбурге. Скорее всего, король решил прекратить строительство, чтобы сохранить дворец Литценбург, резиденцию своей супруги, таким, каким он был при ее жизни. Стены зала, в которые предполагалось установить янтарные панели, украсили золотым галуном и дамастом. И сегодня во дворце Литценбург можно полюбоваться Красной дамастовой комнатой. В память о королеве Софии-Шарлотте этот дворец стал называться Шарлоттенбургом.

    Затем король поручил Эозандеру увеличить дворец в Ораниенбурге, добавив туда Янтарную галерею длиной 30 метров, превосходившую своими размерами первоначальный проект. Однако, несмотря на активные работы, эта галерея не была закончена при жизни Фридриха I, умершего в 1713 году.

    Подарок Петру I

    Русский император был восхищен работой Эозандера и не скрывал своего желания иметь подобное произведение искусства у себя в стране. Фридрих-Вильгельм I, наследник короля (годы жизни - 1688-1740, правление - с 1713 года), ввел в своей стране жесткую дисциплину, целью которой была практическая польза, и решил прекратить столь дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Но нескрываемое восхищение многочисленных гостей побудило его вмонтировать янтарные панели в кабинет, принадлежащий парадным покоям Берлинского королевского замка. Это был единственный пдтвержденный факт пребывания этого шедевра в Берлине до отправки в русскую столицу, Санкт-Петербург.

    Петр I еще при жизни Фридриха I лично осмотрел панели для Янтарной галереи во время своего визита в Берлин. В ноябре 1716 года во время встречи с его сыном, состоявшейся ради заключения союза между Пруссией и Россией, Фридрих-Вильгельм I преподнес императору дорогие подарки, среди которых значился и Янтарный кабинет. 13 января 1717 года Янтарная комната была доставлена в Петербург в 18 ящиках, в которых, кроме готовых панелей, было большое количество не использовавшихся ранее фрагментов.

    Свидетельств о том, где царь Петр I планировал установить эти панели, не сохранилось, поэтому предположения об их предполагаемом использовании в интерьере Зимнего дворца остаются беспочвенными.

    Янтарная комната во время правления Елизаветы Петровны

    В 1743 году дочь императора Елизавета Петровна после вступления на царство велела поместить подарок в новую строившуюся резиденцию - Третий Зимний дворец. Для проведения работ был приглашен итальянский архитектор А. Мартелли. Под руководством другого великого архитектора - Ф. Б. Растрелли - уже в 1746 году преображенный Янтарный кабинет появился в Зимнем дворце. Однако некоторых элементов для нового интерьера недоставало, поэтому Растрелли принял решение установить зеркальные пилястры и вставить дополнительные панно, расписанные "под янтарь". В 1745 году король Пруссии Фридрих II подарил русской императрице еще одну исполненную по проекту А. Рейха янтарную раму, в украшении которой использовались мотивы и аллегории, прославлявшие величие Елизаветы Петровны. В 1746 году Янтарная комната стала использоваться для официальных приемов, хотя ее много раз во время неоднократных реконструкций Зимнего дворца переносили с места на место.

    Янтарная комната в Екатерининском дворце

    Через 12 лет, в июне 1755 года, уже в Царском Селе по указу императрицы начинает создаваться под руководством Растрелли Янтарная комната (где находится Екатерининский дворец, сегодня знает каждый). Так наступила новая эпоха славы этого шедевра в России, продолжавшаяся около двухсот лет.

    Дворцовый зал, отведенный для нее, был площадью 96 квадратных метров, что существенно превышало размер прежней комнаты. Поэтому панели были размещены в среднем ярусе на трех стенах и разделены пилястрами с зеркалами и золоченой резьбой по дереву. Там, где янтаря недоставало, стены зала были затянуты холстом и украшены росписью "под янтарь", выполненной художником И. И. Вельским. Растрелли блестяще справился со своей задачей, усилив интерьер прекрасными бронзовыми светильниками, живописным плафоном, позолоченной резьбой, зеркалами и паркетом из различных драгоценных пород дерева.

    Центр потолка украшала огромная по размерам картина неизвестного художника из Венеции XVIII века, изображающая Мудрость, оберегающую Юность от соблазнов любви.

    Средний, центральный ярус составили 8 вертикальных панно, из которых в четырех были помещены мозаики из цветных камней, выполненные во Флоренции в 1750-х годах, образно изображавшие пять основных чувств: Слух, Зрение, Осязание, Вкус и Обоняние.

    Янтарный кабинет Екатерининского дворца имел роскошное убранство. Его составляли китайский фарфор и комоды русской работы. В Янтарной Комнате хранилось и одно из самых больших собраний изделий из янтаря в Европе, а со временем появился музей янтарных вещей, где были шахматы, ларцы и шашки.

    Личные предметы членов королевской семьи

    С середины XVIII века в Царское Село, где к тому времени появились высококлассные мастера по обработке янтаря, стали поступать из Камерцалмейстерской кладовой для ремонта различные предметы, принадлежавшие членам королевской семьи. В документах указано, что в 1765 году сюда привезли для починки более 70 изделий из этого камня, среди которых были предметы культа (распятия и кресты), мебель (поставцы, кабинеты и шкафы) и предметы домашнего обихода. Особую группу вещей времени Елизаветы составляют настольные украшения, выполненные в виде створки раковины с акантовыми листьями и барочной волютой. Все они декорированы резными изображениями. Эти изделия, видимо, украшали праздничный стол императрицы Елизаветы Петровны во время торжественных приемов.

    Янтарная комната во времена Екатерины II

    В 1763 году императрица Екатерина II издала указ, по которому все холсты, расписанные "под янтарь", должны были быть заменены настоящей мозаикой из янтаря. На грандиозную работу ушло 4 года и 450 килограммов этого камня. В 1770 году работы были завершены.

    По указу Екатерины II, уделявшей большое внимание развитию мебельного дела в России, Янтарная комната пополнилась многочисленными шедеврами этого ремесла.

    По описи, составленной Д. Григоровичем, к концу XIX века во дворце имелось большое количество мебели, в основном комоды и столы. В основном она была французского происхождения. Там, где место изготовления указано не было, скорее всего речь шла о русских изделиях. Один из экспонатов, комод, особенно интересен. Необычная судьба его и парного к нему комода весьма любопытна. В годы Великой Отечественной войны они были оставлены во дворце и вывезены в Германию оккупантами, а через полвека один из них вернулся на прежнее место. В довоенных фотографиях Янтарной комнаты были зафиксированы оба комода, они также были включены в описи музея в 1938-1940 годах. Возвращенный предмет интерьера имеет маркировку, которая соответствует номерам из учетных документов дворца. В 1990-х годах комод был обнаружен в Берлине, в частной коллекции, и выкуплен у ее обладателя по инициативе журнала "Spiegel", а позже, уже в 2000 году, вновь обрела этот шедевр Янтарная комната Екатерининского дворца (г. Пушкин). Комод, помимо своей интересной судьбы, любопытен сам по себе, как образец одного из первых опытов создания мебели в России по образцам французских изделий, относящихся к 1760-м годам.

    Поскольку сильные перепады температуры, сквозняки и разрушали янтарь, только в XIX веке трижды осуществлялась реставрация Янтарной комнаты.

    Снимок Янтарной комнаты

    В 1907 году выпустили первые пластинки-"автохромы", разработав трехцветный мозаичный растр. Это были одни из первых цветных изображений в истории фотографии. В 1917 году Лукомский, глава Художественно-исторической комиссии, работавшей во дворцах, получил разрешение осуществить съемку во дворцах Царского Села. В том числе планировалось снять и в г. Пушкин Екатерининский дворец, Янтарная комната также должна была быть сфотографирована. Это являлось необходимостью для создания каталогов музейных экспонатов. Съемка была проведена А.А. Зеестом. В Екатерининском дворце фотографии были сделаны в июне, а в Александровском - с 14 августа 1917 года, сразу же после того, как последний русский император Николай II вместе с семьей был отправлен в Тобольск. П. К. Лукомский 11 октября 1917 года получил 140 снимков, на одном из которых была запечатлена и Янтарная комната в Екатерининском дворце. Вплоть до 1941 года он остается единственным цветным ее изображением.

    В 1933-1935 годах мелкие работы по реставрации проводил скульптор И. Крестовский.

    Утрата интерьера

    Летом 1941 года планировалась грандиозная реставрация шедевра, однако начавшаяся Великая Отечественная Война помешала ее осуществлению. Янтарную комнату хотели эвакуировать, для чего мозаики были заклеены тонким слоем специальной Но пробное снятие панно показало, что янтарь осыпается. Очень важно было сохранить от разграбления Екатерининский дворец. Янтарная комната, цена которой была поистине огромна, непременно должна была быть скрыта от оккупантов. Поэтому было принято решение подвергнуть ее консервации на месте. Панно заклеили марлевой тканью, заложили чехлами из ватина и закрыли их деревянными щитами.

    Когда Янтарная комната (Екатерининский дворец, г. Пушкин) подверглась нападению немецких солдат, среди которых была команда специалистов по вывозу художественных ценностей, панно сняли и отправили в Кенигсберг.

    Здесь она находилась вплоть до весны 1945 года. По сообщению немецкой газеты "Кенигсберг альгемайне цайтунг", искусствовед Альфред Роде 13 ноября 1941 года организовал выставку драгоценных камней и некоторых элементов убранства Янтарной комнаты (укрытой в безопасном месте) в Прусском художественном музее. В 1944 году, когда немцы отступали, панели снова разобрали, сложили в ящики и отправили в неизвестном направлении. С тех пор Янтарная комната остается утерянной.

    Возрождение шедевра

    В 1979 году Советом Министров РСФСР было принято решение о воссоздании янтарных панно.

    В 1983 году по фотографиям и негативам Янтарная комната в Екатерининском дворце начала возрождение по проекту архитектора А. А. Кедринского. В 1994 году установили первые панели в нижнем ярусе, а еще через два года была завершена работа над мозаикой "Зрение". В апреле 2000 года в музей возвратились обнаруженные в Германии комод русской работы и мозаика "Осязание и Обоняние", которые входили в убранство комнаты.

    В июне 2003 года, в честь трехсотлетия (Екатерининский дворец) Янтарная комната была открыта для посещения. В торжественной церемонии приняли участие руководители России и Германии. Работа, продолжавшаяся 24 года, была завершена. Начался новый период в истории этого грандиозного произведения искусства!

    Янтарная комната (Дворец Екатерининский): где находится, часы работы

    Город Пушкин, в котором расположен музей, находится в 25 километрах от Санкт-Петербурга.

    В настоящее время Екатерининский дворец (Янтарная комната) работает ежедневно с 10 до 17 часов, единственный выходной день - вторник, а каждый последний понедельник месяца является санитарным днем.

    В летний период обслуживание туристических групп и официальных делегаций осуществляется с 10 до 16 часов, а с 16 до 17 - вход по билетам для индивидуальных посетителей. Если заказные группы отсутствуют, обслуживание отдельных посетителей может осуществляться и в другое время. Билеты предварительно не продаются, их нужно купить в кассе, находящейся в вестибюле дворца (г. Пушкин, Царское Село, Екатерининский дворец).

    Янтарная комната, посещение которой является платным, предлагает скидки для некоторых категорий населения. Так, стоимость билетов для взрослых составляет 400 рублей, а для учащихся, студентов вузов России, а также пенсионеров РФ и Белоруссии - 300 рублей. Такие цены на билеты установил Екатерининский дворец. Экскурсия по залам (Янтарная комната в том числе) оплачивается отдельно.