Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Павел Петрович Кирсанов: характеристика персонажа Кто такой павел петрович отцы и дети
  • Маяковский послушайте история создания
  • Часть грудины. Грудная клетка. Особенности и возрастные изменения
  • Харьковский патентно-компьютерный колледж Компьютерно патентный колледж
  • Значение имени эрик, происхождение, характер и судьба имени эрик Имя эрих значение
  • Магия чисел К чему снятся красные цветы на земле
  • Сколько лет новому президенту эстонии. Демократия по-эстонски: президентом выбрали «какую-то женщину из Люксембурга

    Сколько лет новому президенту эстонии. Демократия по-эстонски: президентом выбрали «какую-то женщину из Люксембурга
  • Правительство
  • Президент Эстонской Республики (эст. Eesti Vabariigi President ) - глава Эстонской Республики .

    При Президенте Республики на правах совещательного органа существует т. н. «Совет государственной обороны» (эст. Riigikaitse Nõukogu ), в состав которого входят председатель Рийгикогу, премьер-министр, председатель комиссии Рийгикогу по государственной обороне, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, министр юстиции и командующий силами обороны . Возглавляет совет сам президент.

    Задачей совета является обсуждение важных с точки зрения государственной обороны вопросов и формирование общего мнения. Заседания проводятся по мере необходимости (в реальности они обычно проводятся от 1 до 3 раз в год.

    Неформальные полномочия

    Помимо прописанных в конституции и законах полномочий, Президент Республики имеет также ряд неформальных функций, которые обусловлены традициями и личностными качествами занимающих пост главы государства людей. Так, устоявшейся традицией являются новогоднее выступление президента, принятие президентом парадов вооружённых сил Эстонии в честь Дня независимости 24 февраля и праздника победы под Вынну 23 июня . Президент Республики отвечает за организацию ежегодного приёма в честь Дня независимости, на который приглашаются все первые лица страны и видные общественные деятели (для многих это является большой честью и знаком признания). Произносимая президентом 24 февраля речь (эст. iseseisvuspäeva kõne ) является важным политическим событием, поскольку президент имеет возможность выразить в ней своё видение происходящего в стране и критиковать действия исполнительной и законодательной власти .

    Президент Республики также осуществляет патронаж над многими общественными организациями и кампаниями, такими как:

    Порядок избрания и прекращения полномочий

    На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

    Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в специальной коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого проголосовали не менее 2/3 состава парламента или 68 депутатов), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений . Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере 21 член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

    Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

    «Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики»

    С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности президент обязан приостановить членство в какой-либо партии .

    Полномочия президента прекращаются в связи с:

    • добровольной отставкой;
    • вступлением в должность вновь избранного президента;
    • смертью;
    • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
    • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственным судом .

    При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента временно переходят к председателю Рийгикогу .

    История института президентства

    Указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса

    Сообщение государственного секретаря о принесении членами правительства Барбаруса должностной присяги

    Решение парламента об отставке Пятса с поста президента

    Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с по 1938 года . Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и государственным старейшиной , который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был сам полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен парламентом в отставку.

    После включения Эстонии в состав СССР на правах отдельной союзной республики (в современной Эстонии трактуется, как изначально нелегитимная оккупация) была принята новая конституция по образцу конституции СССР , в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР , полномочия которого были минимальными.

    В период советской власти за пределами СССР также действовало правительство Эстонской Республики в изгнании, глава которого официально назывался «премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики». Однако легитимность правительства в изгнании ставится некоторыми историками под вопрос, поскольку, по их утверждению, оно не было официально признано ни одним государством мира. Первое правительство Эстонии в изгнании состояло из лиц, назначенных последним законным премьер-министром Эстонии Юри Улуотсом (после предъявления Советским Союзом ультиматума, включавшего требование о формировании дружественного СССР правительства Эстонии, 21 июня 1940 года кабинет министров Улуотса был отправлен в отставку указом президента

    Гость программы "Немцова.Интервью" - президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Депутаты эстонского парламента выбрали ее на должность главы государства в 2016 году. Кальюлайд - первая женщина в Эстонии, занявшей этот пост. Ранее она была представителем страны в Европейской счетной палате, занималась аудитом и работала экономическим советником премьер-министра Марта Лаара.

    В своих интервью Керсти Кальюлайд обычно подчеркивает необходимость единства ЕС с НАТО. Жанна Немцова выяснила у президента, как она видит свою миссию, зачем Эстонии батальон НАТО и сколько русских в правительстве страны.

    Жанна Немцова: Вы были избраны президентом в октябре прошлого года. Каковы ваши главные достижения за это время?

    Керсти Кальюлайд: Я предпочитаю, чтобы мои достижения оценивали другие люди. Возможно, еще слишком рано подводить какие-то итоги, но я чувствую поддержку эстонского народа и поддержку со стороны лидеров других государств, с которыми мне удалось поговорить и познакомиться.

    - В таком случае какие цели вы ставите перед собой как перед президентом Эстонии?

    Моя цель, как, наверное, у каждого лидера на данном этапе, состоит в том, чтобы придать Европейскому союзу уверенность в себе, помочь людям осознать, что с ЕС не происходит ничего ощутимо плохого, несмотря на то, что глобальная ситуация вокруг Европы - сложная и, возможно, менее устойчивая, чем пять или десять лет назад. Главные ценности Евросоюза проверялись на прочность и остались неизменными. Европейский проект доказал свою экономическую эффективность в большинстве стран ЕС. На этой основе мы можем построить более сильную объединенную Европу.

    - Каковы основные вызовы для вас лично как для президента и для страны?

    Главный вызов для любой страны - добиться экономического роста, а также справедливого перераспредления благ, которое бы устроило большинство людей. Для меня это означает, что государство должно гарантировать всеобщее образование. Его качество никогда не должно зависеть от уровня благосостояния родителей или от того, где живут люди - в городах или сельской местности.

    Здравоохранение также должно быть доступно каждому, независимо от уровня дохода. Если государство может обеспечить качественное образование и доступ к здравоохранению, то люди будут готовы смириться с разницей в доходах и в уровне жизни. Они не будут думать, что, возможно, демократия не работает, или рыночная экономика не работает, или глобализация, а может, и весь Европейский союз не работает. В этом состоит цель политической деятельности.

    - Какие внешние вызовы стоят перед вашей страной?

    Нет ничего, что относилось бы исключительно к нашей стране. Но вся ситуация с безопасностью в Европе непредсказуема и изменчива. Существует Россия, которая показала, что готова использовать силу. Я сейчас говорю об оккупации Крымского полуострова. Кроме того, мы знаем, что РФ не исполняет свои международные обязательства, которые сама же взяла на себя.

    Давайте возьмем, к примеру, Будапештский меморандум или минские соглашения. Минские соглашения постоянно нарушаются - а значит, санкции в отношении России должны оставаться в силе. Все это свидетельствует о том, что ситуация с безопасностью остается сложной. Кроме того, посмотрите, что происходит в Сирии. Ливия - фактически несостоявшееся госдударство. Мы видим, что мир нестабилен.

    - Госпожа президент, вы упомянули Россию как один из вызовов для безопасности. В интервью The Washington Post вы говорили, что РФ - это не физическая опасность, а скорее угроза для всей архитектуры международной безопасности, не представляющая угрозы ни для одной из стран НАТО. Для Эстонии Россия представляет физическую опасность или нет?

    Нет, не думаю. Россия не стала бы атаковать страну, входящую НАТО, или НАТО как таковую. Неважно, о какой именно стране мы говорим. Пространство безопасности НАТО неделимо, поэтому я не думаю, что РФ будет нападать на НАТО.

    - Тем не менее 8 мая именно здесь, в Эстонии, начались крупные военные учения "Весенний шторм", которые продлятся до 26 мая. В них участвуют 9 тысяч человек из разных партнерских стран и стран-союзников. Какой сигнал вы тем самым посылаете Рос c ии?

    Наш сигнал - это оборонительные учения, а НАТО - это оборонительный союз. Эстонская армия называется Силы обороны Эстонии. По эту сторону границы никто ни для кого не представляет угрозы.

    - В Эстонии в апреле был дислоцирован батальон НАТО. Зачем вам понадобился этот батальон, если Россия не представляет угрозы, и вы говорите, что не верите, что РФ однажды вторгнется в Эстонию?

    На самом деле все совсем наоборот. НАТО надежна, если обеспечивает сдерживание любого врага, с которым может столкнуться. Альянс в 100 процентах случаев успешно обеспечивает адекватное сдерживание, и именно поэтому, я думаю, никто не будет нападать на НАТО.

    - Вы сказали "враг". То есть, Россия - это вражеская страна?

    Я говорю скорее о потенциальной угрозе, которая может исходить со всех сторон. Это обобщающее слово. Речь также может идти о террористической угрозе и так далее.

    - Вернемся к батальону НАТО, который сейчас дислоцирован в Эстонии. Можно ли сказать, что это также инфраструктурный проект, который может послужить стимулом для экономического развития региона, где он дислоцирован?

    Мы так не думаем. Чтобы принять у себя батальон НАТО, мы выделили сумму в объеме 0,2 процента нашего ВВП. Это наш вклад в безопасность НАТО в дополнение к расходам на оборону в размере 2 процентов ВВП, которые мы в соответствии со статьей 3-й Североатлантического договора выделяем на общую неделимую безопасность НАТО, включая нашу собственную безопасность.

    Оборонная промышленность действительно может подстегнуть экономическое развитие нашей страны. У нас есть несколько IT-проектов в военной сфере, можете называть их стартапами. Мы достаточно известны своим количеством IT-стартапов. Мы очень надеемся, что однажды они обеспечат серьезную поддержку нашему экономическому росту.

    - Вы сказали, что Эстония лидирует в сфере IT . Между тем Россия все чаще упоминается в связи с хакерскими атаками. Как Эстония может справляться с возможными кибернападениями, или же ваша страна не является целью атак российских хакеров?

    Никто не может сказать, является он целью или нет. К тому же кибератаки могут произойти с разных сторон.

    - Вы затронули вопрос санкций в отношении России, и я знаю, что вы сторонник того, чтобы они оставались в силе. Но если вы посмотрите на российскую экономику, вы увидите, что она в значительной степени адаптировалась к санкционному режиму. Теперь санкции играют скорее символическую роль. Что можно добиться с помощью санкций на нынешнем этапе? Ведь минские договоренности так и не были выполнены…

    Вы сами ответили на свой вопрос. Минские соглашения не были выполнены, поэтому санкционный режим остается в силе.

    - Вы думаете, что эти санкции, которые имеют символическое значение, могут заставить Россию выполнить эти договоренности? Вы видите, что Россия сейчас ничего не делает.

    Страны-партнеры собрались и решили, что введут санкционный режим. Они понимают, почему пошли на это, и также понимают, что необходимо сделать для того, чтобы санкции были сняты. Этого сделано не было, поэтому санкции остаются в силе.

    - Но, возможно, есть другие средства заставить Россию выполнять соглашения? Ведь санкции не работают.

    Страны-партнеры периодически встречаются и обсуждают эти вопросы. Обсуждалось и возможное ужесточение санкций. Пока что общая позиция заключается в том, что мы придерживаемся нашей выбранной точки зрения.

    - В одном интервью вы сказали, что ваш визит в Россию вам нужно координировать и обсуждать с вашими союзниками, и это никогда не будет вашим собственным решением. Почему вы не хотите поехать в РФ?

    Я не говорю, что я никогда не поеду в Россию. Просто при нынешних отношениях между ЕС и РФ мы тщательно координируем наши дипломатические шаги в отношении России, и именно это я и сказала. Может представится случай - скажем, ратификация договора о границе между Эстонией и РФ, кто знает.

    - В Эстонии, как известно, большая русскоязычная община. Некоторые люди до сих пор имеют так называемый статус "неграждан". Вы понимаете, почему они чувствуют себя дискриминированными?

    Я не думаю, что они чувствуют себя дискриминированными, потому что иначе они решили бы эту проблему.

    - Но они сами так говорят.

    Нет, не говорят. Одно дело, что ты говоришь, и другое, как ты действуешь. Мы знаем, что большая доля людей, имеющих неопределенное гражданство, могут без визы путешествовать в Европу и Россию. Их паспорт дает им самую большую свободу, которую только можно иметь.

    - Но у них нет политических прав.

    Да, это правда. С другой стороны, в Эстонии относительно простая процедура получения гражданства. Вы учите язык до определенного уровня, проходите тестирование и получаете гражданство. Это абсолютно нормально. И добровольно не делать этого тоже абсолютно нормально. Именно потому, что мы не дискриминируем этих людей, они не предпринимают никаких шагов, чтобы вообще получить гражданство, эстонское или какое-то другое.

    Мы готовы помочь им выучить эстонский язык, помочь им закрепиться в эстонском обществе. Но раз в отношении этих людей действительно нет никакой дискриминации, они могут оставаться в этом неопределенном статусе, если это именно то, чего они хотят. Также важно отметить, что с тех пор, как мы обрели независимость, количество людей, не имеющих гражданства, снизилось в три раза. Это существенное достижение.

    - Сколько русских в правительстве Эстонии?

    Несколько. Но я никогда не спрашивала людей из нашего правительства, у которых имена звучат как русские, действительно ли они русские. Я не знаю. Например, у моих детей фамилия Максимовский, но они не русские, они эстонцы. Может быть и так, что фамилия эстонская, а человек русский, как, например, в случае с одним министром.

    - Вы можете назвать этого министра? Я просмотрела список всех министров в правительстве и так и не поняла, русские они или эстонцы.

    - Потому что все имена эстонские.

    Нет, Евгений Осиновский - однозначно русское имя и фамилия. Но я разговариваю с ним на чистом эстонском языке. И я не знаю, какой он национальности. Честно говоря, я никогда не спрашивала.

    - Необходимо ли делать больше для того, чтобы упростить процесс интеграции русских, у которых до сих пор неопределенное гражданство?

    Контекст

    Мы предлагаем возможность учить эстонский язык и через наше общественно финансируемое русскоязычное вещание также даем понять, что путь открыт, приглашение сделано. Каждый, кто хочет, может принять это приглашение, выполнить критерии и получить гражданство.

    - Теперь у меня есть несколько гипотетических вопросов. Что если вам позвонит Владимир Путин?

    Я подойду к телефону и поговорю с ним, а потом я дам знать всем своим партнерам и союзникам, зачем он звонил, и о чем мы говорили.

    - Что если Россия присоединится к НАТО?

    Я не вижу логики в этом вопросе.

    - Что если президентом Эстонии станет русский по происхождению?

    Ваши корни, язык, на котором вы говорите, не имеют значения. Нет никакой проблемы в том, чтобы Эстонию возглавлял эстонец, латыш, финн. Вы - эстонский гражданин, вы взаимодействуете с эстонским обществом на эстонской платформе. Для нас этого достаточно.

    - Два года назад в этой самой комнате я брала интервью у тогдавшнего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса. Мы говорили по-английски, но два слова он сказал по-русски: это были слова "дезинформация" и "некультурно". Какие слова, на ваш взгляд, лучше всего определяют современную Россию?

    Русские люди - это люди с великой культурой, у них отличное чувство юмора. В России прекрасная научная сфера. Я очень ценю русских людей. Если я думаю о российском государстве, то на сегодняшний день это угроза для ценностно-ориентированной системы международной безопасности. Но в моем понимании эти два аспекта полностью разделены.

    Полная версия интервью:

    Смотреть видео 15:21

    Президент Эстонии в "Немцова.Интервью": Россия – угроза для системы международной безопасности

    • "Железный меч" в Литве

      В Литве до 2 декабря проходят военные учения "Железный меч" ("Iron Sword") сил НАТО, в которых, помимо литовских военнослужащих, принимают участие солдаты из Германии, США, Великобритании и Польши. В Литве разместится дополнительный батальон сил НАТО. На фото: военные учения солдат НАТО, которые прошли в литовском местечке Рукла этой осенью.

    • Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

      Россия укрепляет свои позиции на Балтике

      Группировка войск в Калининградском особом районе в 2016 году была усилена дивизионом берегового ракетного комплекса "Бастион". На вооружение Балтийского флота в 2016 году, по утверждению российского Минобороны, пришли новые ракетные комплексы. На фото: летние учения российской армии на Балтике

      Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

      Наращивание сил с обеих сторон

      На этой инфографике видно, что с обеих сторон ведется наращивание военного потенциала. Россия на своих западных границах формирует три новых дивизии общей численностью до 30 тысяч военнослужащих. НАТО отправляет четыре батальона в страны Балтии и в Польшу, каждый численностью по тысяче солдат.

      Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

      НАТО устанавливает систему ПРО в Европе

      В Румынии в 2016 году заработала наземная база противоракетной обороны "Иджис". Аналогичная станция есть в Польше. Вместе с рядом других наземных объектов, а также группой эсминцев румынская база является составной частью программы построения европейской поэтапной адаптивной системы противоракетной обороны (ПРО). Россия считает, что ПРО направлена против нее.

      Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

      "Искандеры" в Калининграде

      Между тем Россия продолжает укреплять Калининградскую область. Министерство обороны РФ объявило о том, что реализует намерение разместить в западном эксклаве ракетные комплексы "Искандер-М". По данным Минобороны, они способны поражать цели на расстоянии до 500 км, "Искандеры" могут быть оснащены двумя типами ракет - баллистическими и крылатыми, а также теоретически нести ядерный боезаряд.

      Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

      Латвия потратится на оборону

      Осенью в различных точках Латвии проходили военные учения, в том числе совместные маневры военнослужащих НАТО "Серебряная стрела". На фото: министр обороны Латвии Раймондс Бергманис (в центре) и военнослужащие США после военных учений в латвийском местечке Адажи. Бергманис может рассчитывать в 2017 году на то, что расходы на оборону вырастут почти на 100 миллионов евро.

      Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

      Новые дивизии

      Долгое время после распада Советского Союза численность российской армии сокращалась. Но объявление о создании новых дивизий, прежде всего вблизи российско-украинской границы, может повернуть этот тренд вспять. Специалисты пока не знают, как Минобороны собирается укомплектовать новые дивизии личным составом. Необходимо найти порядка 30 тысяч военнослужащих дополнительно.

      Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

      Крупные учения в Польше

      В балтийском регионе этим летом прошли крупные военные учения НАТО под названием "Baltops". В них принимали участие военнослужащие из 17 стран - всего свыше 6000 солдат. Генсек альянса Йенс Столтенберг сообщил, что в планах блока перевести на усиленный режим службы несколько сотен тысяч солдат в странах-членах организации.

      Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

      От гаубиц до тяжелых бомбардировщиков

      Россия активно тестирует и вводит на вооружение новые виды военной техники. Это и истребители Су-35С, и зенитно-ракетные комплексы "Тор", "Панцирь-С", ПЗРК "Верба", реактивные системы залпового огня "Торнадо-Г" и беспилотники. Сейчас уровень перевооружения армии, по данным российского Минобороны, составляет 50 процентов.

      Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

      "Мы не в состоянии холодной войны с Россией"

      В недавнем интервью DW Йенс Столтенберг заявил, что НАТО не находится в состоянии холодной войны с Россией, призвав к поиску более умеренного определения. Масштабы наращивания военного потенциала обеими сторонами, действительно, несравнимо меньше, чем когда полным ходом шла гонка вооружений между СССР и НАТО, о чем напоминает эта графика времен ГДР.



    Joonistus: Aivar Juhanson

    Eesti Ekspress ранее писала, что второй муж Кальюлайд Георг-Рене Максимовский с большой вероятностью работает или работал в Департаменте информации Эстонии или в связанном с ним учреждении. Сама Кальюлайд подтвердила, что ее муж занимался секретной работой. Позже правда ее команда уточнила, что ее муж работал в Целевом учреждении государственных инфокоммуникаций, поэтому и имел допуск к государственной тайне.

    Даже глава Департамента информации сообщил, что человек с именем Максимовский в департаменте не работает и никогда не работал. Однако стоит учитывать, что сотрудники Департамента информации получают новое секретное имя, приступая к работе - быть может не все так просто?

    Муж выиграл кроссовки

    О секретной деятельности мужа Кальюлайд можно только предполагать. Если общественности ничего не полагается знать об этом, то остаются только те небольшие детали, что точно известны. Например, в 2002 году на соревнованиях по бегу Георг-Рене Максимовский выиграл кроссовки для бега ASICS.

    Вражда с Кроссом

    Когда Керсти Кальюлайд искала поддержку в , многие утверждали, что активно работает против нее, хотя сам он это отрицает. Согласно слухам, между Кроссом и Кальюлайд что-то произошло, когда она занимала должность советника премьер-министра в 1999–2002 годах.

    В 2001 году Лаар уволил Кросса с поста координатора разведки. Официальная причина - использование рабочей кредитки в личных целях. СМИ приводили в качестве причины возможную связь Кросса с подозрительными приватизациями железных дорог и другие его шаги. Один источник сообщил Eesti Ekspress, что именно Кальюлайд дала совет Лаару: от спекулянтов надо избавляться. Оттуда и вражда Кальюлайд с Кроссом.

    Кальюлайд приглашали возглавить IRL

    В 2011–2012 годах Март Лаар готовился покинуть пост председателя . Друзья Лаара советовали ему позвать Кальюлайд стать новым лидером партии. Лаар хорошо понимал, что члены захватили партию, а в Кальюлайд видел шанс вернуть бразды правления ”Исамаалийту”. В 2012 году из-за инсульта Лаара эти планы пришлось отложить.

    В прошлом году и другие партии хотели привлечь Кальюлайд в свои ряды. Приближался срок окончания ее работы в Европейской контрольной палате, и некоторые партии связались с ней и спрашивали, какие у нее планы на будущее и не хотела бы она заниматься политикой.

    Притворяйся, пока это не станет правдой

    Выдвижение Керсти Кальюлайд в кандидаты на пост президента, как и ее назначение на должность, прошли довольно быстро и спонтанно. Реформистская фракция спросила у нее, готова ли она к тому, чтобы стать президентом?

    Например, Кальюлайд успешно предсказала, что: Эстония сделает большие успехи в сфере ИТ; начнется движение за ”зеленую энергию”, и возобновляемая энергия составит 30%-40% от общего объема производства; транзит из начнет пропадать; станет сильнее, а сотрудничество крепче, чем во время вступление Эстонии в альянс.

    Были и не сбывшиеся предсказания: учителя будут зарабатывать столько же, сколько и их западные коллеги; население Эстонии превысит 2 миллиона человек; женщины в среднем будут рожать 2,2 детей; в будут отправляться поезда четыре раза в день.

    И одно интересное совпадение: эссе Кальюлайд вышло вторым в серии мнений, а ему предшествовало эссе, чьим автором был… .

    Eesti Vabariigi President ) является главой эстонского государства.

    Поскольку Эстония является парламентской республикой, полномочия президента в значительной степени ограничены, он не входит в систему исполнительной власти и является, главным образом, символической фигурой. Президент не может быть членом какой-либо политической партии и не может занимать никакой иной выборной или назначаемой должности. Эти ограничения направлены на обеспечение независимости и политической беспристрастности президента при исполнении его должностных функций.

    Избрание президента проходит путём голосования в парламенте или в специальной коллегии выборщиков (в том случае, когда парламент оказывается неспособным избрать главу государства). Президент избирается сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть избрано президентом более, чем на два срока подряд. Ныне действующий президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес был избран коллегией выборщиков 23 сентября 2006 года, получив уже в первом туре голосования поддержку 174 выборщиков (при необходимых для победы 173). Его единственный конкурент, действовавший на тот момент президент Арнольд Рюйтель , получил поддержку 162 членов коллегии.

    История института президентства

    Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с 1918 по 1938 года. Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Это в конечном итоге привело к созданию ультра-парламентской системы, в которой полномочия парламента были практически неограничены, а правительство было полностью подчинено воле депутатов. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и так называемым государственным старейшиной, который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен ими в отставку.

    Пост президента был впервые введён в 1938 году после принятия новой конституции. Согласно новому основному закону, президент обладал очень широкими полномочиями и фактически возглавлял исполнительную ветвь власти. Первым президентом Эстонской Республики стал Константин Пятс . Срок полномочий президента должен был длится шесть лет, однако Константин Пятс был вынужден покинуть свой пост в 1940 году с связи с присоединением Эстонии к СССР . Впоследствии он был арестован НКВД и депортирован в Россию. Константин Пятс умер в 1956 в психиатрической больнице в Калинине .

    После провозглашения советской власти была принята новая конституция по образцу конституции СССР, в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР, полномочия которого были минимальными.

    В период советской власти за пределами СССР также действовало так называемое "правительство Эстонской Республики в изгнании", глава которого официально назывался "премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики". Однако легитимность "правительства в изгнании" может быть поставлена под вопрос, поскольку оно не было признано ни одним государством мира и состояло из членов правительства Юри Улуотса , которое в реальности уже в 1940 году было отправлено в отставку указом президента Константина Пятса. Вместо правительства Юри Улуотса президент Пятс успел назначить новое правительство во главе с Йоханнесом Варесом Барбарусом. Таким образом, члены данного "правительства в изгнании" после 1940 года формально не могли считаться министрами.

    Однако официально принятая в современной Эстонии трактовка заключается в том, что указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса являлись недействительным ввиду неспособности президента Пятса на тот момент принимать самостоятельные решения. Стоит отметить, что утверждение о легитимности так называемого "правительства в изгнании" является одним из краеугольных камнев теории правопреемственности Эстонской Республики, а также одним из обоснований проводимой политики в области гражданства и языка.

    Пост Президента Республики был восстановлен в 1992 году после принятия новой конституции. С этого момента выборы президента были проведены 4 раза (в 1992, 1996, 2001 и 2006 годах).

    Полномочия

    Порядок избрания и прекращения полномочий

    На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

    Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в Коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого прологосовали не менее 2/3 состава парламента), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений. Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере двадцать один член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в Коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

    Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

    "Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать Конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики"

    С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности Президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности Президент обязан приостановить членство в какой-либо партии.

    Полномочия президента прекращаются в связи с:

    • добровольной отставкой;
    • вступлением в должность вновь избранного президента;
    • смертью;
    • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
    • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственный судом.

    При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента переходят в председателю Государственного собрания.

    Эстонская Республика обрела свою государственную независимость после развала Российской империи в 1918 году, и развивалась как демократическая страна с парламентской формой правления традиционной для эстонского народа.

    Единственным периодом за это время, который не отвечал требованиям демократии, стала диктатура президента Константина Пятса (1934 – 1939 года) в результате которой действия парламента были фактически парализованы, а власть сконцентрировалась в руках нескольких человек.

    Эстония утратила свою независимость в 1940 году, став частью СССР. В 1992 году страна вновь обрела свою независимость. По принятой тогда конституции вся законодательная власть принадлежит парламенту, который называется Рийгикогу.

    Он избирается всеми гражданами Эстонии, которые имеют возраст 18 лет. Полномочия парламента длятся четыре года. Он имеет право:

    • избирать президента;
    • принимать законы;
    • подписывать договоры с другими странами;
    • принимает бюджет страны.

    Всего в Рийгикогу 101 депутат. По его полномочиям можно охарактеризовать Эстонию, как типичную парламентскую республику.

    Должность президента

    Парламент избирает президента на срок пять лет. Кандидат должен быть человеком, достигшим 40 лет, родившийся в Эстонии. Нельзя избираться президентом более двух сроков подряд.

    Президента выбирает парламент, за него должно проголосовать 2/3 депутатов. Голосование за кандидата осуществляется в течение трех туров, если после этого выборы не происходят, то права избрания переходят к выборщикам.

    Они, совместно с депутатами, избирают президента большинством голосов. Полномочия президента в парламентской республике, достаточно серьезно ограничены, но при этом он может:

    • предлагать поправки в конституцию;
    • кандидатуру на должность премьер-министра выдвигать;
    • предлагает парламенту кандидатов на должности: председателей государственного суда, банка, контролера.

    Президент выдает награды, присваивает звания, возглавляет национальную оборону, и представляет страну в отношениях с другими государствами. Полномочия главы государства ограничены законами. Однако президент на внутреннюю и внешнюю политику страны имеет большое влияние.

    Президент Эстонии 2019

    Прежний президент Тоомас Хендрик Ильвес продержался у власти два срока, начиная с 2006 года. В октябре 2016 года его не сменила Керсти Кальюлайд.

    Экс президент Эстонии — Тоомас Хендрик Ильвес (с 2006 по 2016)

    Избрание нового президента походило на затяжной психологический триллер, в ходе которого парламент не смог избрать никого из предложенных кандидатур и право выбора перешло к Коллегии выборщиков, но и они не смогли выбрать президента.

    В этом случае полномочия по избранию снова перешли к Рийгикогу, т.е. теперь парламент снова должен был выбирать главу государства, и на этот раз уже никаких отступлений не могло быть.

    В этот момент на одном из заседаний Государственного собрания (так можно перевести Рийгикогу на русский язык), была вдвинута кандидатура Керсти Кальюлайд. Голосовали за нее 90 депутатов парламента, а это подавляющее большинство. Таким образом, был избран очередной президент Эстонской Республики.

    Личность действующего президента Эстонии

    Керсти Кальюлайд родом из Тарту. Она родилась в 1969 году, 30 декабря. Окончила обычную советскую школу в Таллинне в 1987 году. После окончания школы поступила в университет города Тарту, который закончила в 1992 году со специальностью – генетика. Однако по избранной профессии ей так и не удалось поработать.

    В период после окончания университета была менеджером телефонных станций, затем работала в банковской сфере. В 1999 году Керсти советник премьер-министра Эстонии Марта Лаара.

    В 2002 году ее карьера резко меняется – будущий президент становится директором Ируской электростанции, на этой должности она пробыла до 2004 года, когда начала работать в структурах Евросоюза. Кальюлайд занимала разные ответственные должности в Европейской контрольной палате, до того как стала президентом Эстонии.