Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • К чему снится людоед по соннику К чему снится быть каннибалом
  • Подарили во сне цветы: что это значит?
  • К чему снится терка по соннику К чему снится терка
  • Создание ркка Николай Ильич Подвойский
  • Зачем нужно пить рыбий жир?
  • Апрельский кризис 1917 г
  • Летоисчисление древних греков. В

    Летоисчисление древних греков. В
    Древнегреческий календарь

    В начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции начали создаваться лунно-солнечные календари, причем каждый полис (город-государство) имел свою календарную систему. Несмотря на их сходство, каждый календарь имел свою особенность и несколько отличался от всех остальных. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался с неомении. Для связи с временами года периодически вставлялся добавочный, 13-й месяц.

    В разных городах Греции месяцы носили свои названия, однако наибольшее распространение получили названия афинские, а именно:

    В скобках указывается примерное соответствие нашим месяцам.

    Год чаще всего начинался с месяца летнего солнцестояния, приходившегося в то время на гекатомбеон (июль).

    В високосные годы в качестве эмболисмического месяца вставлялся второй посейдеон; иногда добавочным месяцем являлся второй скирофорион.

    В разное время эмболисмические годы чередовались по-разному. Так, в VI в. до н. э. в некоторых местах Греции применялась октаэтерида, в которой 3 года из 8 являлись високосными - 2-й, 5-й и 8-й годы цикла.

    Наиболее популярным в Греции был календарь, разработанный Метоном. В 432 г. до н. э., во время празднеств, посвященных 86-й олимпиаде, в центре Афин была установлена парапегма - каменная плита с отверстиями, в которые вставлялись штифты с обозначением чисел текущего месяца. Рядом с отверстиями имелся высеченный на камне текст, указывающий предстоящие астрономические явления, например восход и заход некоторых звезд, положение Солнца в созвездиях и другие явления.

    Дальнейшее совершенствование греческого календаря связано с именами Калиппа и Гиппарха, о которых мы говорили в разделе о математической теории лунных и лунно-солнечных календарей.

    Хронология . В Древней Греции до середины первого тысячелетия до н. э. события датировались по именам должностных лиц. Так, в Афинах счет годов велся по именам эпонимов - глав исполнительной власти (архонтов), ответственных за исправность календаря.

    В IV в. до н. э. распространилось общеэллинское летосчисление по олимпиадам. История этого летосчисления такова. В Древней Греции широко были развиты спортивные игры. Начиная с 776 г. до н. э. в городе Олимпии один раз в 4 года происходили игры, принимавшие характер больших народных торжеств. По месту их проведения они были названы олимпийскими. Олимпийские игры приурочивались к началу года, но так как это время не было связано с определенной датой из-за обилия календарных систем, то перед проведением игр приходилось во все города посылать гонцов для оповещения населения о предстоящих торжествах.

    Олимпийские игры настолько вошли в жизнь древних греков, что они начали считать время по олимпиадам и начало своей эры условно отнесли к 1 июля 776 г. до н. э. Считается, что в этот день состоялись первые олимпийские игры.

    Летосчисление по олимпиадам впервые было применено в 264 г. до н. э. древнегреческим историком Тимеем, и этот счет продолжался около семи столетий. Хотя в 394 г. н. э. император Феодосий I отменил олимпийские игры, исчисление времени по олимпиадам применялось и несколько позже.

    В летосчислении по олимпиадам годы обозначались порядковым номером олимпиады и номером года в четырехлетии. Так, победа греков над персами в морской битве в Саламинском проливе датируется цифрами «75. 1», что означает «первый год 75-й олимпиады».

    Перевод этих дат на наше летосчнсление производится по формуле

    А = 776 - [(Оl - 1) × 4 + (t - 1)],

    где А - искомая дата, O1 - номер олимпиады, (t - номер года в олимпиаде.

    Саламинская битва произошла в первом году 75-й олимпиады. Переведем эту дату на наше летосчисление.

    Подставляя в формулу значения О1 = 75 и I = 1, получим

    А = 776 - [(75 - 1) × 4 + (1 - 1)1 = 480.

    Действительно, Саламинская битва произошла в сентябре 480 г. до н. э.

    Если бы выражение в квадратных скобках в этой формуле оказалось равным 776 или больше, то из него следовало бы вычесть 775. В этом случае мы получили бы год нашей эры.


    Нильссон, чье произведение „Primitive Time-Reckoning” («Первобытное времясчисление») является самым авторитетным в вопросах древней истории календаря, утверждает, что греческий календарь не был греческим по своему происхождению и что он был введен не ранее VII столетия или самое большее в VIII столетии до н. э. под надзором дельфийского жречества.
    Первая часть этого заключения, несомненно, правильна в том смысле, что греческий календарь не принадлежал к местным традициям говоривших по-гречески иммигрантов в районе Эгейского j моря. Они переняли его из тех культур, с которыми соприкасались ранее. Но когда? Если это был продукт религиозного верования, как полагает Нильссон, то весьма вероятно, что, подобно многому другому в греческой религии, он был унаследован от минойской эпохи. Имеются положительные основания для того, чтобы считать его более древним и менее зависимым от Дельфов, чем допускает Нильссон.
    Если этот календарь был составлен в сравнительно недавнее время в Дельфах, следовало бы ожидать, что мы найдем некоторое единообразие в начале календарного года и в названиях месяцев. Но это не так. Только в Афинах и на Самосе год начинается, как в Дельфах, с летнего солнцестояния. Дельфийские названия пяти месяцев встречаются спорадически кое-где еще, но остальные названия уникальны. Более того, сравнение аттическо-ионийских и дорических названий заставляет предполагать, что их история следовала за историей самих диалектов.
    Аттические названия близко согласуются с делосскимиа, что указывает на аттическо-ионийский прототип, более древний, чем ионийская миграция. Мы, естественно, обращаемся к Беотии. Там мы находим месяц леней, упоминаемый Гесиодом; он встречается и на Делосе, и по всей Ионии. В Афинах праздник Леней устраивался в том же самом месяце, и, без сомнения, подобно другим культам Диониса, этот культ пришел в Афины из Беотии. Подобно этому, месяц посейдеон, который можно найти только в ионийских календарях, напоминает панионический культ Посейдона Гелико- ния, который, как указывает название, произошел из Беотии.

    Афины Гекатомбий* Метагейтний Боэдромий Пианопсий Маймактерий Посейдеон Г амелий Анфестерий Элафеболий Мунихий Таргелий Скирофорий
    Делос
    Г екатомбий
    Метагейтний
    Буфоний
    Апатурий
    Аресий
    Посейдеон
    Леней*
    Гиерос
    Галаксий
    Артемисий
    Таргелий
    Панемос
    Родос. Панамос Карней Далий
    Фесмофорий*
    Сминтий
    Диостий
    Теудейсий
    Педагейтний
    Бадромий
    Артамитий
    Агрианий
    Гиакинтий
    Дельфы Апеллей* Букатий і
    Боатой;- Герей
    Дайдофорий
    Пойтропий
    Амалий
    Бисий
    Теоксений
    Эндиспойтропий
    Гераклий
    Илей

    * Первый месяц календарного года.
    Дорические названия иные, но внутри самих себя они удивительно единообразны. Карней и гиакинтий, имеющие отношение к древним дорическим празднествам, есть почти всюду. То же самое верно и в отношении к педагейтнию, бадромию и теудейсию. Два первых, хотя и помещены в разных местах, являются теми же названиями, что и аттическо-ионийские метагейтний и боэдромий, а бадромий или боэдромий соответствуют по своему значению дельфийскому боатою. Но, поскольку они занимают разные места в календаре, трудно предположить, что они заимствованы в Дельфах столь поздно - в VIII или VII столетии. И, наконец, дорический агрианий, который встречается в Эгине, Спарте, на Родосе, Косе, Калимносе и в Византие, не обнаружен больше нигде, кроме Фив и трех других городов Беотии (Херонея, Либадея, Оропос). Подобно этому, праздник Агриании известен только в Беотии и Аргосе (см. т. I, стр. 192-193) и ясно, что он пришел в Аргос из Беотии. В Аргосе он связывался с Пройтидами, которые повторяли Миниады из Орхомена, и с Мелампом, который происходил от Миния (см. т. I, стр. 222). Где и когда это название месяца попало в дорический календарь? Не в Аргосе, потому что это не объяснило бы его широкого распространения в других дорийских общинах. Скорее всего, дорийцы заимствовали его из Беотии до того, как вступили на Пелопоннес.
    Если аттическо-ионийский и дорический календари восходят к общему источнику в Беотии, их зарождение следует отнести к минойскому периоду. Это ставит перед нами следующий вопрос. Каково соотношение между беотийским и дельфийским календарями? Что ответить на это - мы не знаем, потому что материалы по Беотии сохранились лишь в отрывках. Если календари восходят к минойскому веку, тогда нет оснований приписывать Дельфам приоритет перед Фивами и Орхоменом. Все, что мы можем сказать с уверенностью, состоит в том, что и аттическо-ионийский, и дорический календари происходят от доисторического оригинала, находившегося в центральной Греции.
    Если принять эту гипотезу, она сейчас же обеспечит нам связь с Востоком, которую мы искали. Кадм, основатель Фив, был финикийцем, связанным через Европу с Миносом из Кносса. Следует вспомнить, что Европа была похищена из Финикии Зевсом в образе быка и что в одном из религиозных текстов из Угарита сообщается, как бык-бог Эль соединился с матерью-богиней Ашерат (см. т. I, стр. 376-377).
    Если греческий календарь был минойского происхождения, как же, можно спросить, получилось, что только одно название месяца упомянуто в «Трудах и днях» Гесиода - поэме, посвященной ежегодному кругу сельскохозяйственных работ, и ни один из месяцев вовсе не упомянут у Гомера? Что касается Гесиода, то ответ " таков: из-за греческой системы вставки, о чем пойдет речь в следующем параграфе, календарные названия месяцев были бесполезны для его цели, которая состояла в том, чтобы предписать точное время года, когда земледелец должен приступать к разным работам. Это можно было сделать лишь путем ссылки на солнечный год, как он раскрывается в годичном движении звезд. Что касается Гомера, то было бы ошибкой предполагать, как это сделал Нильссон, что греки гомеровских времен не имели названий месяцев потому лишь, что эти названия не упоминаются в гомеровских поэмах. Поскольку целью эпических поэтов было представить идеализированную картину героического прошлого, они избегали всякого упоминания тех институтов, которые имели только местное или кратковременное значение; и на этом основании исключались ссылки на календарь, ибо названия месяцев были различны в разных городах. *
    В «Трудах и днях» мы найдем определенное подтверждение той гипотезы, что греческие календари, как мы их знаем, происходят из доисторической Беотии; но, прежде чем перейти к этому вопросу, мы должны разобрать греческую систему вставки в календарь.

    11.01.2016

    Древнегреческий календарь – система исчисления, которой пользовались в Древней Греции и сопредельных государствах в первом тысячелетии до н.э. В настоящее время данный календарь не употребляется. Любые знакомые нам настенные календари , настольные, перекидные и карманные календарики представляют григорианскую систему исчисления, принятую на несколько столетий позже эллинской.

    Что представляет собой древнегреческий календарь

    Солнечно-лунный календарь, которым пользовались древние греки, был создан с учётом астрономических циклов. Год состоял из 12 месяцев, ориентированных на лунный цикл. В каждом месяце содержалось 29 или 30 дней, год равнялся 354 суткам. Примерно раз в три года добавлялся ещё один месяц.

    Календарь древних греков несколько раз подвергался коррекции. Был введён цикл из 8 лет, в котором добавочный месяц вставлялся в 3, 5 и 8 годы. 8-летний цикл впервые ввели в Афинах в 594 г. до н.э., идея принадлежала политическому деятелю и поэту Солону. Примерно 50 лет спустя астроном Метон предложил использовать более точный 19-летний цикл, в котором было 7 вставных месяцев. Новый стиль вводился в употребление довольно долго; позже от его использования решили отказаться.

    Особенности употребления

    Неудобство древнегреческой системы состояло в том, что в каждом городе жители использовали свой собственный календарь и свои наименования месяцев. Обычно они совпадали с названиями праздников, которые в этом месяце отмечались.

    В теории каждое новолуние должно было давать начало новому месяцу, но на практике так выходило не каждый раз, что вносило путаницу и вынуждало использовать такие термины как «лунное новолуние» и «гражданское». Таким образом, астрономический календарь расходился с общественным.

    Путаница возникала и с началом года. По календарю Афин началом года считалось первое после летнего солнцестояния новолуние, по календарю города Фивы (беотийский календарь) год начинался после зимнего солнцестояния. Беотийский календарь был наиболее приближен к современной григорианской системе.

    Общеэллинское летоисчисление основывалось на традиционных греческих спортивных состязаниях – олимпийских играх. Соревнования проводились каждые 4 годы в городе Олимпия и принимали характер народных торжеств. Открытие игр приурочивали к началу года. Начало древнегреческого летоисчисления относится как раз к году проведения первых олимпийских игр.

    Благозвучные названия эллинских месяцев – Посейдон, Гекатомбеон, Элафеболион и др. – ныне почти забыты. Люди пользуются более точным с точки зрения астрономии и удобным в обращении григорианским календарём. Эта система исчисления времени прочно устоялась в общественном сознании. Календарями пользуется каждый из нас – это доступное и полезное приспособление.

    Полиграфическая отрасль достигла в последние десятилетия небывалого развития. Сегодня печать календарей стала оперативным и относительно недорогим мероприятием.

    ХроникаРимский календарь задавал официальную
    и религиозную основу 12-месячного года,
    который продолжался 355 дней, пока не
    был введен юлианский календарь.

    Краткий обзор

    Юлианский календарь Цезаря был основан на
    математических и астрономических расчетах
    греческого мира, где были заимствованы египетские и
    вавилонские модели. Преемник Цезаря, Август,
    продемонстрировал свою обширную эрудицию,
    установив в Риме большие общественные солнечные
    часы, использовавшие обелиск в качестве стрелки.
    Здесь римское увлечение восточной астрономией
    слилось воедино с предположением, что правление
    Августа было предопределено божественным циклом.

    Солнечные часы

    Время и календарь

    Римский год управлялся календарями, которые
    определяли дни, подходящие и не подходящие для
    общественной деятельности, религиозных праздников и
    других событий. Также был 8-дневный недельный цикл,
    который в находившихся на всеобщем обозрении
    календарях обозначался буквами от A до H. С течением
    времени этот гражданский календарь начал сильно
    расходиться с естественным солнечным годом. Юлий
    Цезарь выправил это, сделав 46 г. до н.э. 445-дневным и
    затем введя юлианский календарь, который был основан
    на точных астрономических расчетах и до сих пор
    используется православной церковью.

    Время и календарь (2)

    Юлианский календарь оказался недостаточно
    точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г.
    весеннее равноденствие сместилось назад на (1582325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника
    для христианского мира католическая церковь была
    убеждена в необходимости календарной реформы.
    Пришедший в 1572 г. следующий Папа - Григорий
    XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582 г.
    (всем христианам повелевалось считать 5 октября
    1582 г. - 15 октября). Календарь стал именоваться
    Григорианским.

    Время и календарь (3)

    Римляне, как и греки, датировали события годами
    правления консулов (в свою очередь, греки –
    магистратов). Также могла указываться и точная дата,
    которая отсчитывалась от основания Рима в 753 г. до
    н.э. Для определения времени и ночь, и день были
    разделены на 12 равных часов. Т.к.
    продолжительность дня зависела от даты и от
    географической широты, в разные сезоны и в разных
    местах часы тоже были разной длины в солнечном
    Средиземноморье.

    Нумерация годов

    В Древней Греции каждый год в каждом городе
    имел свое название по главному должностному лицу
    этого года – в Афинах по первому архонту, в Спарте
    по первому эфору и т.д. Так же названия месяцев в
    каждом городе были собственные.
    Когда на смену грекам придут римляне, у них все то
    же: годы не нумеруются, а обозначаются именами
    должностных лиц («в консульство такого-то»).

    Хронологические таблицы

    Настоящие хронологические
    таблицы, которые были у
    греков и римлян, имели вид
    длинных списков имен – как
    телефонные книги. Например,
    «В архонтство Каллиада… в
    архонтство Евфина… в
    архонтство Херонда».

    Время

    Греки представляли себе время движущимся на
    одном месте – как звездный небосвод, который
    вращается над миром одинаково и неизменно.
    Для грека прогресс если и существовал, то когда-то
    в незапамятном начале, при титане Прометее, а после
    этого жизнь казалась вечной, устойчивой и
    неизменной и все годы похожими друг на друга.

    Факты врут

    Информация, где пишут: «Греки так чтили Олимпийские
    игры, что вели свое летоисчисление по Олимпиадам» ошибочна. Т.к. счет времени по Олимпиадам вели некоторые
    греческие историки, чтобы уследить за длинным рядом событий.
    Но это была их кабинетная выдумка, и не более того. Ни в одном
    документе, ни в одной надписи таких дат не было. Греки не вели
    летоисчисления по Олимпиадам, они не вели вообще никакого
    летоисчисления. Годы в их сознании были как бы рассыпаны
    пестрой неподвижной россыпью.

    В начале 1 тысячелетия до н. э. Греция, состоявшая из отдельных городов-государств (полисов), находилась под культурным влиянием многих стран Востока. Древние греки колонизовали соседние острова и побережья от Малой Азии до Южной Италии и даже северных берегов Черного моря. И тем из них, кто плавал, и тем, кто занимался земледелием, нужны были определенные знания, нужен был календарь,

    Для своевременного проведения земледельческих работ древние греки согласовывали свою жизнь со сменой времен года, с видимым годичным движением Солнца по небу. Потому-то уже в поэмах Гомера (VIII в. до н. э.) засвидетельствовано, что древние греки имели понятие о солнечном годе, хотя... нет доказательств того, что они пользовались солнечными календарями в то время. Можно лишь утверждать, что уже где-то в IX в. до н. э. древние греки знали, как в ритме со сменой сезонов изменяется вид звездного неба. Эту ежегодно повторяющуюся смену видимости отдельных групп звезд и созвездий они и использовали в быту как своеобразный солнечный календарь.

    Сказанное подтверждается советами, которые поэт Гесиод (VIII в. до н. э.) давал сельским труженикам:

    «Начинай жатву, когда Плеяды восходят, а пахоту, когда собираются заходить. Когда Сириус над головой - руби деревья. Появляется вечером Арктур - подрезай виноградные лозы. Орион и Сириус выходят на середину неба - собирай виноград. Через пятьдесят дней после солнцеворота можно везти товары морем на продажу... С заходом Ориона и Плеяд год завершен».

    Как видно, здесь четко сопоставлены начала конкретных полевых работ с видом звездного неба. В частности, за серп следует браться во время первого утреннего (гелиакического) восхода Плеяд (для времен Гесиода на широте Греции это около 12 мая по современному календарю), когда Плеяды на рассвете заходят (начало ноября), наступает время пахать. Под конец февраля, когда вечером с моря поднимается звезда Арктур, надо подрезать виноградные лозы и т. д.

    Моменты утренних и вечерних восходов и заходов нескольких наиболее примечательных звезд, на широте Афин в 501 г. до н. э. и 300 г. н. э. приведены в табл.

    Таблица. Восход и заход «календарных» звезд на широте Афин по григорианскому календарю

    до н. э. (-)

    Вечерний

    Утренний

    Вечерний

    Утренний

    Альциона

    Бетельгейзе

    (α Ориона)

    (α Волопаса)

    Легко заметить, что за счет прецессии условия видимости конкретных звезд и их групп непрерывно изменяются. Поэтому в наше время советы Гесиода уже не могут быть использованы...

    «...В днях и месяцах - с Луной»

    Как отметил древнегреческий ученый I в. до. н. э. Гемин в своих «Элементах астрономии», греки должны были приносить жертвы своим богам по обычаям предков, а поэтому «они должны сохранять в годах согласие с Солнцем, а в днях и месяцах - с Луной». И в самом деле, в своей деловой и общественной жизни греки пользовались лунно-солнечными календарями. Названия месяцев этих календарей происходили обычно от названий празднеств, отмечавшихся в соответствующем месяце. Так, афиняне в первом месяце своего календаря торжественно приносили в жертву сто быков - «гекатомбу», поэтому и месяц получил название Гекатомвеона. В первое число его вступали в свои должности государственные служащие, на 12-й день приходились праздники, посвященные богу Хроносу, олицетворявшему время. В седьмой день третьего месяца - Воидромиона - отмечался праздник в честь Аполлона Воидромия - «помогающего в сражении криком», а днем раньше греки чествовали умерших. В месяце Пианепсион 7-го числа греки отмечали праздник виноградных гроздьев, 10-14-го - женский праздник, на 28-е число в каждом четвертом году приходились сопровождавшиеся факельным шествием гефестии - празднества в честь Гефеста - бога огня и кузнечного ремесла, следующие два дня и были праздниками кузнецов. На восьмой месяц - Анфестирион- приходился праздник начала разлива нового вина («малые дионисии»), соответствующий же событию «праздник цветов» назывался Анфестирии. В месяце Гамилионе совершались бракосочетания.

    Наибольшую известность имели афинский и македонский лунно-солнечные календари. Первым из них, в частности, пользовались греческие астрономы, второй получил широкое распространение на Востоке после завоеваний Александра Македонского. Вот примерное соответствие месяцев афинского (слева), македонского и нашего календарей:

    По некоторым данным, первоначально древние греки начинали свой год около зимнего солнцестояния. Потом его начало было перенесено на летнее солнцестояние, так как в это время обычно происходили собрания, на которых избирались должностные лица.

    Сутки у древних греков начинались с заката Солнца и состояли из ночи и следующего за ней дня. Дни месяца делились на три декады (такое деление встречается уже у Гесиода). Первые 10 дней просто считались - с первого по десятый, 9 следующих назывались «первым», «вторым» и т. д. с прибавлением слов «после десяти», остальные дни считались в обратном порядке: «девятый от конца месяца», «восьмой от конца месяца» и т. д. 30-й день имел название «старый и новый», а предыдущий 29-й был «предваряющим»; в месяце, состоящем из 29 дней, его исключали из счета.

    В названии 30-го дня кроется глубокий смысл. Им греки в счете дней как бы «отрывались» от наблюдений: следующий день они считали 1-м числом нового календарного месяца независимо от того, виден на небе серп Луны или нет (ведь осенью на широте Афин его можно увидеть лишь на третий день после конъюнкции).

    Примечательно, что древние греки в каждый день месяца чествовали одного или нескольких богов, которым был посвящен этот день. В Афинах, в частности, первый и последний день каждого месяца посвящался Гекате - богине, сначала считавшейся покровительницей человеческих дел, позже - богиней призраков, ночных кошмаров, повелительницей теней в подземном царстве, иногда ее отождествляли с богиней Луны Селеной. 1-й день месяца посвящался также Аполлону и Гермесу, 3-й, 13-й и 23-й дни - Афине. Три последних дня каждого месяца считались несчастливыми, они посвящались умершим, а также подземным богам.

    У Гемина находим и некоторые сведения о структуре древнегреческих лунно-солнечных календарей: «Для деловой и общественной жизни продолжительность месячного периода была округлена до 291/ 2 дней, так что два месяца составляли 59 дней». Календарный год состоял из 12 месяцев. Чтобы согласовать продолжительность гражданского года с солнечным, по Гемину, «древние вставляли дополнительный месяц (в Афинах им был обычно зимний Посидеон) через каждый год». Это значит, что греки в то время использовали триэтериду-наиболее примитивный двухлетний лунный цикл. Как долго это продолжалось, как греки приводили в согласие свой лунный календарь с солнечным, неизвестно.

    Другое свидетельство о древнегреческих календарях исходит от Геродота (484-425 гг. до н. э.): «Греки вставляли месяц в каждый второй или третий год ради (соответствия) времен года». По-видимому, здесь уже говорится об использовании греками 8-летнего цикла - октаэтериды, которую в Греции будто бы ввел еще поэт и политический деятель Солон (640-560 до н. э.) в 593 г. до н. э.

    На самом же деле сведения о проведенной в то время реформе весьма противоречивы. Плутарх (46-126) о Солоне говорит так: «Заметив неравенство месяца и то, что движение Луны не согласуется ни с заходом, ни с восходом Солнца, но часто в один и тот же день Луна нагоняет Солнце и удаляется от него, он постановил называть этот день «старым и новым», полагая, что часть этого дня до соединения (Луны с Солнцем) принадлежит истекающему месяцу, остальная же часть начинающемуся».

    Писатель Диоген Лаертий (1-я пол. III в. до и. э.) ограничился утверждением, что Солон велел афинянам считать дни по Луне. Согласно философу Проклу (410-485), до Солона греки вообще будто бы не знали, что лунные месяцы не всегда бывают в 30 дней.

    По-видимому, Солон согласовал календарь с Луной вставкой добавочных дней, а возможно - не Солнцем, выбросив вставной месяц для приведения начала лунного года к летнему солнцестоянию. Не исключено, конечно, что он действительно ввел октаэтериду. Эмболисмическими годами были 1-й и 3-й годы нечетной и 2-й год четной олимпиады.

    Казалось бы, наблюдая фазы одной и той же Луны, те же неомении, горожане различных полисов должны были бы начинать счет суток в месяцах от одних и тех же дней (другое дело, что сами месяцы могли называться по-разному). Но этого как раз и не было. Частично, видимо, потому, что система октаэтерид не была принята тогда повсеместно, да и «работала» она все же плохо. В итоге, как отмечал Плутарх, между отдельными календарями не было согласия в счете дней в месяцах. Ограничимся лишь одним примером. Описывая одно из событий войны 431-421 гг. до н. э., ученик Аристотеля Аристоксен (впрочем, более чем через сто лет) писал, что в то время «десятый день месяца у коринфян соответствовал пятому дню у афинян и восьмому по какому-то другому календарю». Видимо, этот конкретный день соответствовал 7-му или 8-му дню Луны, но в Афинах календарь на два-три дня отставал от смены фаз Луны, тогда как в Коринфе опережал ее...

    Можно поэтому понять тот огромный энтузиазм, с которым в 432 г. до н. э. во время проведения Олимпийских игр было встречено открытие астронома Метона. Метон вывел соотношение, связывающее тропический год с синодическим месяцем, а также рассчитал и сопоставил на специальных таблицах смену годичных восходов и заходов звезд с изменением фаз Луны в 19-летнем цикле. Эти таблицы высекались на каменных плитах и устанавливались на городских площадях для всеобщего обозрения. Такой каменный календарь получил название парапегмы.

    Похвала парапегме

    Само слово «парапегма» означает «прикреплять», «вкалывать». Но какое отношение имеет оно к календарям, удалось установить лишь в 1902 г., когда при раскопках театра в г. Милете (бывшей греческой колонии на юго-западном берегу Малой Азии) были найдены обломки такой парапегмы. Один из ее фрагментов показан на рис.

    Рис. Фрагмент древнегреческого календаря-парапегмы

    Здесь видны надписи, расположенные по строкам, слева от которых, а также между ними имеется ряд отверстий, всего их на правом столбце 30. Чтобы лучше понять принцип работы этого календаря, пронумеруем все отверстия, проставив перед строками числа (на памятнике их нет). Надписи говорят о следующем:

    1 О Солнце в Водолее 2 О Лев на утренней заре заходить начинает и Лира заходит О О 5 О Лебедь на вечерней заре заходит ООООООООО 15 О Андромеда утром на заре восходить начинает О О 18 О Водолея середина восходит 19 О Пегас утром на заре восходить начинает О 21 О Кентавр целиком утром заходит 22 О Гидра целиком утром заходит 23 О Кит на вечерней заре заходит 24 О Стрела заходит, пору Зефира (весну) приводя О О О О 29 О Лебедь целиком на вечерней заре заходит 30 О Арктур на вечерней заре восходит

    Анализ этих надписей показывает, что речь идет об изменении условий видимости восхода и захода звезд в Греции на время прохождения Солнца через созвездие Водолея. Левая часть таблицы говорила, очевидно, об аналогичных явлениях, происходящих тридцатью днями раньше. Можно предполагать, что всего было шесть таких таблиц и на каждой было «расписано» по 61 дню. Продолжительность одного года в метоновом цикле составляет в среднем 6940:19 = 365,26 суток. За это время, считал Метон, Солнце проходит через 12 зодиакальных созвездий, задерживаясь в каждом из них на 365,26:12 = 30,4 суток.

    Итак, на парапегме был сопоставлен гражданский лунно-солнечный календарь с изменениями вида звездного неба на протяжении солнечного года и с соответствующим ему изменением сезонов. Попытаемся вслед за Метоном «пустить в ход» имеющийся в нашем распоряжении фрагмент парапегмы. Предположим, что в году, который мы принимаем за исходный (назовем его условно первым годом цикла), новолуние (или неомения) имело место в момент, когда «Лебедь целиком на вечерней заре заходит», соответствующий отверстию 29. Вставим в это отверстие штифт с числом 1, в следующее отверстие (30) - с числом 2 и т. д. Это будут календарные числа лунного месяца данного года. Аналогично, через 29 и 30 дней такие же штифты будут установлены и на других таблицах (включая левую сторону парапегмы и верхнюю часть правой стороны). Тем самым смена вида звездного неба (не так уж четко бросающаяся в глаза!) будет сопоставлена с хорошо заметным явлением-сменой фаз Луны. Где-то на одной из таблиц будет зафиксировано, в какое число и которого лунного месяца «Утром Плеяды восходят», возвещая время жатвы...

    Через 12 лунных месяцев то же новолуние наступит на 11 дней раньше. Поэтому в следующем, втором году 19-летнего цикла тот же месяц начнется, когда «Водолея середина восходит» - отверстие 18 (=29- 11). Следовательно, и все штифты с числами дней необходимо передвинуть в отверстиях на 11 позиций назад. На третий год цикла начало месяца передвигается еще на 11 дней назад (на этом фрагменте парапегмы оно придется на отверстие 18-11 = 7). Соответственно переставляем и все штифты с числами дней. За эти два года начало месяца сдвинулось назад на 11 11 = 22 дня. Поэтому в третьем году будет сделана вставка 13-го месяца. В результате штифт с началом месяца в четвертом году передвинется на 30-11 = 19 дней вперед - в отверстие 7 + 19 = 26. В целом номера отверстий данного фрагмента парапегмы, соответствующие началу лунного месяца в последующих годах 19-летнего лунного цикла, можно записать в виде таблички:

    Через 19 лет цикл полностью повторяется. Любопытно здесь следующее. На фрагменте парапегмы имеются отверстия, соответствующие 30 дням. Между тем, как видно из таблички, если бы цикл Метона был идеально точным, новолуние может наступить лишь в 19 из них. Эти дни можно как-то выделить, например, позолотив соответствующие отверстия и записав около каждого из них золотыми цифрами номер года в 19-летнем цикле, в котором от этого отверстия (соответствующего определенному положению звезд на небе!) идет отсчет лунного месяца. Если это сделано, то ничего страшного, что при перевозке парапегмы штифты выпали из отверстия или же любознательные мальчишки шутки ради ночью переставили их. Вспомнив номер года в 19-летнем цикле, мы сразу отыщем места (отверстия) для первых чисел месяцев, после чего нетрудно установить и все другие.

  • Многолетнее травянистое растение, цветущее рано весной, до распускания листьев. Цветки крупные, ширококолокольчатые, светло-лиловые, в начале