Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Что означает знак, когда на линии сердца вилка
  • Знаки на ладони- значение знаков на руке
  • Пепельная угроза: крупнейшие извержения вулканов в XXI веке - Давыдов
  • Откуда берутся молнии в плазменном шаре
  • Венера Милосская – идеал женской красоты
  • Какой материк пересекается всеми меридианами Земли
  • Введенская церковь – самый древний храм Сергиева Посада. Введенская церковь Храм, возвращенный в собственность РПЦ

    Введенская церковь – самый древний храм Сергиева Посада. Введенская церковь Храм, возвращенный в собственность РПЦ

    Самая знаменитая Введенская церковь в Москве, выдающаяся своей славной историей, находилась на Большой Лубянке перед угловым с Кузнецким мостом серым домом, рядом с нелепым памятником Воровскому. К несчастью, она была разрушена большевиками и вошла в скорбный список церквей, уничтоженных в самом начале советской эпохи - одной из первых в Москве.
    Местность, где стояла церковь, по преданию, самая древняя в первопрестольной. Когда-то вся территория между нынешней Б.Лубянкой и Сретенкой называлась Кучковым полем. И будто бы именно здесь находились владения легендарного боярина Кучки, казненного князем Юрием Долгоруким за негостеприимство и крутой нрав: богатые села Кучки он забрал себе и основал на их месте город Москву, названный по главной реке. И в московскую "седую старину" долгое время на Кучковом поле происходили смертные казни политических преступников.
    В 1510 году великий князь Василий III поселил здесь перевезенных новгородцев и псковичей, дабы ослабить вражду этих прежде самостоятельных "республиканских" городов к Москве. От них и произошло старинное имя этой местности - Лубянская, которое ей дали новгородцы в память улицы своего родного города - Лубяницы. (В старой Москве долгое время нынешняя Большая Лубянка называлась Сретенской и была началом Сретенки от центра.)
    По другой версии здесь продавали столь популярные на Руси лубки - дешевые лубочные картины, или же находились лубяные лавки, в которых делали телеги и сани, покрытые лубком и тут же их продавали. Или же в каких-то "лубяных шалашах" здесь торговали овощами и фруктами.
    Введенская церковь же была больше связана с Псковом. Старое ее название "в Псковичах" связано с тем, что храм поставили здесь те самые переселенцы из Пскова и еще потому, что здесь было первое Псковское подворье.
    Так или иначе, только построена эта церковь была по личному указу московского государя Василия III, который повелел то ли перестроить для переселенцев уже стоявшую здесь каменную (!) церковь, то ли возвести новую.
    И построил ее в 1514-1518 г.г. не московский или псковский мастер, а итальянский архитектор Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле, Предтеченской церкви в Замоскворечье и Владимирской церкви на Ивановской горке - все три по высочайшему заказу. Значит, и в строительстве лубянской церкви московская власть имела свой политический замысел, дабы усмирить жителей опальных городов и установить с ними официальные отношения.
    А в 1551 году Введенская церковь даже стала одним из семи московских соборов, учрежденных властью для решения духовных дел каждого из семи церковных сороков, на которые Стоглавым собором была тогда поделена православная Москва - Кремлевский, Китайгородский, Замоскворецкий, Пречистенский, Сретенский, Никитский и Ивановский. Духовенство, причисленное к Сретенскому сороку, с тех пор обращалось сюда, в Введенскую церковь с различными прошениями.
    Прославилась эта церковь тем, что в первой половине XVII века была приходским храмом князя Дмитрия Пожарского, и именно в ней с 1612 года до строительства Казанского собора на Красной площади находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, спасшая Москву во время войны с поляками.
    Князь Дмитрий Пожарский жил прямо напротив церкви, в чудом сохранившихся до наших дней палатах (дом N14) по Большой Лубянке, а тогда, в его времена, еще Сретенской улице. Еще в XIX веке ученые краеведы долго искали его дом, и когда обнаружили, что лубянские палаты были постоянным местом жительства князя, а не просто принадлежавшим ему московским владением, то это была целая историческая сенсация.
    Вскоре после смерти Лжедмитрия II, известного по прозвищу "Тушинский Вор", поляки, находившиеся в Москве, ждали час от часу народного восстания и готовились к обороне - дружины первого народного ополчения уже приближались к Москве. Первый бой ожидали на Вербное воскресенье - 17 марта 1611 года, но вспыхнул он два дня спустя и, согласно легенде, по чистой случайности. Будто бы поляки стали упрашивать московских извозчиков помочь им втащить на башни Китайгородской стены тяжелые пушки. Те отказались, и началась перебранка. Иностранцы же, не понимавшие русского языка, решили, что это началось народное восстание, и с оружием напали на русских первыми.
    Тогда и завязался бой. Особенно сильным он был в Белом городе, где на поляков бросились толпы успевшего вооружиться народа. На помощь горожанам пришли ратные люди под командованием князя Пожарского: он оттеснил поляков обратно в Китай-город и у церкви Введения близ своего дома поставил укрепление - "небольшой острог", что-то вроде баррикады. Но в тот день князь был сильно изранен и увезен с поля боя для излечения в свою вотчину. Оправившись от ранений, в 1612 году он вместе с нижегородским купцом Мининым возглавил II русское ополчение.
    А чудотворный Образ Богоматери из Казани прислали еще князю Дмитрию Трубецкому, руководителю первого народного ополчения. Какое-то время продержав Казанскую икону у себя, Трубецкой отпустил ее обратно в Казань. По пути икона прибыла в Ярославль в тот день, когда туда же пришли из Нижнего Новгорода войска II ополчения во главе с князем Пожарским. "Столь нечаянно благословенная встреча", как назвал это событие один старинный московский историк, принята была за доброе предвещение, и икону решили взять с собой обратно в Москву - где она и осталась навсегда.
    Во время войны Введенская церковь была сожжена и ограблена поляками. Ее восстановление молва приписывала самому Пожарскому: 26 октября 1612 года, сразу же после победы, князь поставил Казанскую икону в свой Введенский храм на Лубянке, где она пребывала до окончания строительства Казанского собора. И именно туда, на Лубянку, дважды в год - 8 июля, в праздник обретения Казанского образа, и 22 октября, в праздник победы русского воинства и чудесного спасения Москвы, - ходили из Кремля с крестным ходом.
    А когда икону торжественно перенесли в новопостроенный Казанский собор - князь Пожарский нес ее на руках с Лубянки на Красную площадь, - то в память о пребывании чудотворного образа в Введенской церкви, патриарх Филарет установил к ней на Лубянку особый крестный ход, а царь Михаил Федорович накануне праздника ездил в Введенскую церковь к вечерне.
    Примечательно, что против ее колокольни стоял двор боярина Никиты Зюзина, который впоследствии пострадал за то, что необдуманно решил примирить царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном.
    Сам князь Пожарский много старался о благолепии Введенского храма: он подарил в него богато украшенный список Казанской иконы в золоченой ризе с жемчугами, и еще в храме находился образ Спасителя с изображением святителей Петра и Алексея, расшитый руками одной из дочерей князя.
    В этот же храм благодарный Пожарский поместил и принадлежавший ему образ Знамения, а список с него был помещен на каменном столпе около его дома. Около этого столпа с иконой остановился великий московский пожар 1737 года, названный Троицким, потому что произошел он в Троицын день. Пожар это печально знаменит - именно в нем погиб в литейной яме кремлевский Царь-колокол.
    В дальнейшем этот столп с иконой включили в усадебную ограду, а после революции икону с него сняли и передали во Введенскую церковь. Там она и хранилась до сноса храма.
    И еще Пожарский устроил во Введенской церкви придел во имя св. великомученицы Параскевы Пятницы - в память своей первого супруги, скончавшейся в 1635 году. В этой церкви ее отпевал сам патриарх, и дореволюционные историки предполагали, что супруга Пожарского была погребена здесь, а Пятницкий придел был основан и выстроен над ее могилой.
    И до 1771 года во Введенской церкви хоронили славных и богатых прихожан. В их числе были и потомки Пожарского, и его свояк князь Хованский. Сам Пожарский умер 20 апреля 1642 года, на вторую неделю после пасхи и был похоронен в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
    А в 1722 году согласно вышедшему тогда особому петровскому указу праздник Введения включили в список церковных и государственных праздников, в дни которых высочайше запрещалось работать (в том числе и государственным учреждениям, например, присутственным местам) и торговать. В этом петровская политика развивала ранее существовавшую традицию: и при Алексее Михайловиче в воскресные и праздничные дни нельзя было работать, "судить" и торговать - разрешалась только продажа съестных припасов и конского корма.
    В середине XVIII века Введенская церковь на Лубянке была заново перестроена архитектором Постниковым и тщанием прихожан. Освящал ее сам московский архиепископ Платон (Левшин), будущий знаменитый митрополит.
    А во время нашествия Наполеона в бывшем доме Пожарского находилась усадьба главнокомандующего московским ополчением, знаменитого градоначальника Москвы графа Ф.Ф.Растопчина, автора популярных антинаполеоновских "афишек". Их вывешивали у Казанского собора на Красной площади вместе с карикатурами на французов для поддержания духа москвичей. Растопчина часто считают и инициатором московского пожара 1812 года.
    Сюда, на Лубянку, привезли генерала Багратиона, смертельно раненного на Бородинском поле. Этот дом попал на страницы романа Льва Толстого "Война и мир": во дворе усадьбы действительно произошла расправа разъяренных москвичей над молодым человеком по фамилии Верещагин - купцом, обвиненном в пособничестве врагу за распространение наполеоновских прокламаций.
    Это была запутанная история. Семья Верещагиных имела в Москве собственный пивоваренный завод. Молодой купеческий сын был непомерно образован для того времени, знал французский и немецкий языки и читал в московских кофейнях иностранные газеты. Видимо, иногда вслух.
    В то время в Москве очень боялись французских шпионов, и быстро понеслось, что он распространяет из "Гамбургских ведомостей" перевод прокламации Наполеона, объявленной императором в Дрездене перед походом в Россию.
    По этому обвинению 26 июня 1812 года Верещагина арестовали и приговорили к ссылке на каторгу в Нерчинск. До отправки он содержался в "яме" - городской тюрьме.
    Однако ранним утром 2 сентября, перед самым заходом Наполеона в Москву Растопчин вытребовал арестанта в свой дом на Лубянку и прокричал толпившемуся во дворе народу, что Верещагин - "изменник, злодей, губитель Москвы" и подлежит только смертной казни. Квартальные надзиратели, охранявшие дом, ударили его саблями, и толпа привязала к хвосту лошади тело Верещагина, "видя в нем глас Наполеона", как писал позднее Растопчин в своем докладе министру юстиции.
    В 1826 году графа Растопчина отпевали во Введенской церкви, а позднее в знаменитом доме на Лубянке находилась обыкновенная московская гимназия.
    В 1920 году в трапезной Введенской церкви обрушился потолок, но все было восстановлено. А уже в 1924 году церковь снесли как "помеху" автомобильному движению. Ее убранство передали в близлежащую церковь Вознесения бывшего Варсонофьевского монастыря в одноименном переулке, но потом и та была снесена.
    На Лубянке же, на месте, где стоял Введенский храм, образовалась площадь Воровского, и во дворе дома, где тогда работал Наркомат Иностранных дел, 2 февраля 1924 года революционеру был поставлен уродливый памятник работы скульптора Каца - один из редчайших в Москве памятников ранней советской эпохи, дошедший до нашего времени.
    И до сих пор на месте Введенской церкви - автомобильная стоянка.
    Ныне действующая церковь Введения в Барашах находится в Подсосенском переулке поблизости с Воскресенской церковью, о которой мы писали 26 сентября сего года.
    В древности здесь находилось урочище (местность) "под сосенками", что и дало название переулку, который раньше по церкви назывался еще Введенским.
    Сама местность Бараши была связана с деятельностью государевых слуг. С 1410 года здесь селились бараши - так назывались шатерники, возившие в походах за великими князьями, а потом и царями, шатры и умевшие их ставить в поле. В Барашевской слободе находились казенные склады, где хранились и сами шатры, и материалы для их изготовления.
    Есть и другая версия - барашами первоначально назывались арендаторы земли, которые должны были платить за нее оброк, а потом, возможно, на них была возложена деятельность шатерников.
    Они и выстроили здесь свою приходскую церковь. Впервые деревянный храм на этом месте упоминается еще в 1476 году, освященной тогда во имя Илии "под Сосною". А в 1620 году подсосенская церковь уже была Введенской, с Ильинским приделом, но еще деревянная. При ней стояла придельная церковь во имя Лонгина Сотника, который считался покровителем московского царствующего рода - и на праздничной обедне в Барашевской государевой слободе присутствовали высочайшие особы.
    Видимо, поэтому уже в 1647 году Введенская церковь была впервые перестроена в камне, с приделами Ильи Пророка и Лонгина Сотника. В 60-х годах XVII века при ней открылась начальная школа, устроенная священником И.Фокиным на свои средства.
    А вскоре, на рубеже XVII-XVIII столетий, последовала и новая перестройка Введенской церкви - тогда в стиле нарышкинского барокко было возведено ее ныне существующее здание. На поновление придела Лонгина, освященного уже в 1698 году, было выдано сто тысяч жженых кирпичей, а главный престол освятили в 1701 году.
    Подсосенский храм был закрыт в 1932 году по ходатайству коллектива фабрики "Руссолент". И в том же году его предназначили к сносу для строительства на том месте многоэтажного дома. Многие иконы из него передали в запасники Третьяковской галереи, а икона Богородицы "Умягчение злых сердец" 1713 года отправили в Новодевичий монастырь, в то время филиал Государственного Исторического музея.
    Но храм почему-то уцелел. В подвале его долгое время сохранялись могилы со старинными надгробными плитами. И старожилы рассказывали, что будто бы в 1948 году здесь обнаружили три замурованных в нишу скелета с золотыми крестами на груди и с золотыми коронами на головах, которые немедленно забрал НКВД - явно сказочная легенда советского времени, выдержанная в московских традициях: и тайна, и золото, и замурованные скелеты, короны, кресты...
    В 60-х годах в здании храма помещался... завод электроизделий, сильно обезобразивший облик церкви. Спустя столетие началась медленная реставрация храма, и в 1983 году на его колокольню уже водрузили крест. В ней сейчас идут богослужения.

    Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 127
    Дата постройки 1547 год
    Координаты: 56°18"30.5"N 38°07"58.4"E

    Содержание:

    В историческом центре старого русского города Сергиева Посада , у подножья высокого холма Троицко-Сергиевской Лавры стоит красивая церковь, освященная в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она составляет единый архитектурный ансамбль с рядом расположенным храмом Параскевы Пятницы . Обе эти две церкви были возведены в середине XVI века. Сегодня это самые старые храмы Сергиева Посада.

    История Введенской церкви

    Место, где расположен храм, в старину было очень оживленным, многолюдным и носило название Подола. Здесь располагалась базарная площадь на торговом пути, который вел из Москвы в Александровскую слободу.

    Еще при втором игумене Троицкого монастыря преподобном Никоне (1352-1426), ученике Сергия Радонежского, на этом месте был возведен деревянный храм. Его освятили в память о Введении во храм Пресвятой Богородицы, а созданный храмовый придел – в честь Параскевы Пятницы. Церковь использовали как приходскую в Нижней Служней Слободе для живших подле монастыря чиновников, которые управляли большими монастырскими вотчинами.

    Строительство каменного храма связано с именем боярина и воеводы Ивана Ивановича Хабарова. Именно на его деньги в 1547 году вместо старого деревянного храма были выстроены две новые каменные церкви. В конце своей жизни боярин и его жена приняли монашеский постриг. Иван Хабаров умер в 1583 году под именем Иосафата, а принадлежащие ему родовые вотчины завещал передать Троицкому и Суздальскому монастырям.

    Введенская церковь стала главным храмом Нижнего Пятницкого (или Подольного) монастыря, который зависел от Троицкой обители. После осады польско-литовскими войсками в начале XVII века Введенская церковь, как и все храмы города, сильно пострадала. И в 1621 году были переложены часть ее разрушенных стен, своды и закомары.

    В записи, сделанной в 1641 году, отмечается, что Введенский храм был крыт тесом, а его глава и крест обиты немецким железом. В 1679 году Подольный монастырь упразднили, и Введенская церковь стала приходской. Но в самом конце XIX века приход из-за бедности и малочисленности ликвидировали, а храм был возвращен Лавре.

    С наступлением советской власти, в 1919 году Троицко-Сергиевскую Лавру закрыли, и монахи были вынуждены покинуть свою обитель. Часть из них переселилась в Гефсиманский скит, образовав там трудовую артель. А другая часть обосновалась в Пятницком подворье, которое стали называть Малой Лаврой. Здесь также стали жить профессора и студенты выгнанной из Лавры духовной академии. В храме вплоть до 1928 года проводили занятия и совершали богослужения. Потом Введенскую и рядом находящуюся церковь Параскевы Пятницы закрыли. И с 1931 года во Введенском храме разместили склад зерна .

    В 1960-е годы Введенскую церковь забрал Загорский музей. И в 1968 году здесь начались большие реставрационно-восстановительные работы. В 1991 году Введенский храм в достаточно разрушенном состоянии был передан Лавре. Здесь было организовано Пятницкое подворье. И было положено начало его долгой реставрации.

    Архитектура и внутреннее убранство Введенской церкви

    Веденская церковь - это двухъярусный храм крестово-купольного типа. Его единственная глава светится позолотой. По своим пропорциям и оформлению эта церковь имеет много общего с храмом Святого Духа, построенным на территории Лавры в 1476-1477 гг. Два этих православных храма имеют общие художественные формы - идентичные прямоугольные планы, похожие профили и размеры лопаток, а также сходный характер декора. Все архитектурные детали Введенского храма заимствованы у псковских зодчих, семьюдесятью годами ранее возводивших подобный храм в Троицком монастыре. Только во Введенской церкви, в отличие от Духовской, нет звонницы под главкой и она поставлена на высокий подклетный этаж, перекрытый сводами.

    Верхняя часть Введенского храма многократно перестраивалась, и его первоначальный облик был во многом со временем утрачен. При восстановлении церкви в 40-е годы XVIII века разобрали оба ее западных столба, переложили свод, подзакомарное покрытие заменили более практичной четырехскатной кровлей, и, кроме того, почти до самого верха четверика наложили абсиды. Сомкнутый свод стал завершаться барочным барабаном, увенчанным главкой. А в 1822 году к храму с западной стороны пристроили паперть.

    В 1968 году, когда храм реставрировали, его четырехскатную кровлю снова заменили на подзакомарное покрытие с диагональными кокошниками, а западную паперть разобрали. Это сделало церковь гораздо стройнее и наряднее.

    Восстановительными проектами руководили вначале директор Загорского музея В.И. Балдин, а затем архитектор-реставратор и исследователь русской и западноевропейских архитектур В.В. Кавельмахер. Сегодня стройный и величавый Введенский храм собрал в себе архитектурные традиции нескольких веков.

    Во внешнем декоре церкви сохранились фрагменты фриза из терракоты, на рельефах которого изображены дельфины. Подобный терракотовый фриз украшает и пояс Духовской церкви Троицко-Сергиевской Лавры. А исторический иконостас в XX веке был утрачен.

    Современное состояние храма и время работы

    Введенская церковь - действующий православный храм. Утренние службы проходят здесь с 8.00 до 10.00, вечерние – с 17.00 до 19.00. По воскресным дням в церкви проходит ранняя Божественная литургия, которая начинается в 6.30.

    В храме продолжаются реставрационные работы по восстановлению иконостаса и внутреннего убранства. При Пятницком подворье для детей от 3 до 16 лет действует также воскресная школа.

    Как добраться до Введенской церкви

    Введенская церковь находится в городе Сергиев Посад на улице Красной Армии, 127, возле юго-восточного угла Троицко-Сергиевской Лавры. От железнодорожной станции и расположенной возле нее автостанции вначале нужно спуститься к улице Красной Армии, и по ней дойти до Введенской церкви. Путь этот недолог и составляет около 1 км.

    В Басманном районе столицы, на углу Подсосенского и Барашевского переулка, расположена древняя Свято-Введенская церковь, фото которой представлены в статье. Построенная и освященная в честь памятного евангельского события - Введение во Храм Пресвятой Богородицы, она уже на протяжении почти трех с половиной веков неразрывно связана с жизнью Москвы и всей России.

    Храм, построенный в Барашевской слободе

    Существуют достоверные сведения о храме, являвшемся предшественником ныне существующей Введенской церкви. Ряд исторических документов позволяет заключить, что построен и освящен он был в 1647 году. Кроме того, известно, что в середине 60-х годов при храме действовала начальная школа, открытая на собственные средства священником И. Фокиным. Расположен он был в Барашевской слободе именно на том месте, где ныне помещается церковь, о которой идет речь в нашей статье, и, следовательно, являлся ее предшественником.

    Попутно отметим, что свое название слобода получила от старинного слова «бараши», которым обозначались царские слуги, ведавшие изготовлением, хранением и установкой его шатров. Они же исполняли обязанности армейских квартирмейстеров и, по своей многочисленности, селились отдельной слободой. Кроме Свято-Введенского храма, поблизости был возведен еще один - Воскресенский, о котором также упоминается в документах той эпохи.

    Постройка и освящение ныне существующей церкви

    В 1688 году повелением царя Ивана V Алексеевича началась подготовка к строительству нового здания Введенского храма. До наших дней сохранились хозяйственные документы, свидетельствующие о том, что для возведения его стен было изготовлено 100 тыс. обожженных кирпичей, а также заготовлено много иных потребных делу материалов.

    Работы по возведению стен и кровли продолжались в течение целого десятилетия, и в 1698 году, то есть уже в правление его единокровного брата − государя Петра I, был торжественно освящен придел святого Лонгина Сотника, считавшегося покровителем царствующего дома. Спустя еще год освятили придел Ильи Пророка. Окончательная же отделка всего здания была завершена 11 октября 1701 года.

    Архитектурные особенности храма

    По мнению искусствоведов, построенная в Москве Введенская церковь, являет собой яркий образец стиля, который принято называть московским барокко. Об этом свидетельствует, в частности, обилие и характер украшений, используемых во внешней отделке здания. Создатели храма украсили его декоративными кокошниками, венчающими стены, живописными группами колонок, расположенных по углам главного четверика, а также пышными и весьма изысканными наличниками окон.

    Не поскупились они и на создание огромного числа мелких деталей, гармонично вписывающихся в общий облик постройки. Известно, что в связи с временным запретом Петра I на использование железа в кровельных работах крыша Введенской церкви имела особое покрытие, выполненное из цветной черепицы и белого камня, что придавало ей праздничный вид. К 1770 году она порядком обветшала, а поскольку запрет к тому времени был снят, ее заменили обычным листовым железом.

    Пожар 1737 года и последующие восстановительные работы

    Одним из первых бедствий, пережитых храмом, стал пожар, охвативший его в 1737 году и причинивший значительный ущерб как стенам здания, так и его внутреннему убранству. В ходе восстановительных работ, продолжавшихся в течение нескольких лет, в общую архитектурную композицию был добавлен новый элемент, которым стала многоярусная колокольня, сохранившаяся до наших дней без существенных изменений. Характерно, что своим внешним обликом она близка колокольне храма возведенного в 1741 году на Варварке - одной из улиц в центре Москвы.

    Ремонт и реконструкция храма, проводившиеся в первой половине XIX века

    В период наполеоновского нашествия и связанного с ним пожара, охватившего Москву, Свято-Введенская церковь получила значительные повреждения, ввиду чего, тремя годами позже началось ее восстановление и реконструкция, продлившаяся до 1837 года. В ходе работ, которыми руководил московский зодчий П. М. Казаков, были учтены недостатки прежнего архитектурного проекта.

    В частности, для улучшения освещенности внутренних помещений, в стенах здания прорубили несколько дополнительных окон овальной формы. Разобрали и заново выложили западную часть свода трапезной, а внутри нее две тяжелые четырехугольные опоры заменили легкими круглыми в сечении колоннами, между которыми были оставлены широкие просветы. Кроме того, был установлен новый иконостас, автором эскизов которого также стал архитектор П. М. Казаков. В таком обновленном виде Свято-Введенская церковь просуществовала вплоть до 1917 года, когда приход к власти большевиков обусловил величайшую трагедию в истории российского православия.

    В обстановке воинствующего атеизма

    До начала 30-х годов приход Свято-Введенского храма продолжал свою религиозную жизнь, хотя и многократно подвергался нападкам со стороны городских властей. Но в 1931 году было объявлено, что, согласно пожеланиям трудящихся фабрики «Руссолент», церковь должна быть закрыта, снесена, а занимаемый ей участок передан под строительство многоэтажного жилого дома.

    В те годы подобные акты вандализма, ставшие вполне обыденным явлением, лишили Россию многих памятников ее культурного и исторического наследия. Приговор был подписан и Введенской церкви в Барашевском переулке. Однако судьбе было угодно распорядиться иначе. Церковный приход упразднили, но само здание сносить не стали. Что послужило тому причиной - неизвестно.

    Возможно, возведение на этом месте жилого дома не соответствовало общему градостроительному плану или не было выделено достаточных средств, но церковь уцелела, и в ней устроили общежитие для тех самых рабочих, которые якобы ходатайствовали о ее закрытии. Несколькими годами позже тружеников-богоборцев выселили, и в освободившихся помещениях вплоть до 1979 года размещался один из цехов «Московского завода электроизделий».

    Безмолвные хранители сокровищ

    К этому периоду относится весьма любопытный случай. В 1948 году для установки в цеху нового оборудования потребовалось пробить стену. Когда рабочие углубились в толщу кирпичной кладки, в ней вдруг обнаружилась обширная полость, в которой были найдены три человеческих скелета и множество различных золотых изделий, включая монеты царской чеканки.

    Кто были те люди, чьи останки покоились много лет в церковной стене, и кому принадлежали найденные там же сокровища, осталось неизвестным. По крайней мере, информация об этом не получила огласку. Рабочим же было приказано помалкивать, что те и делали, опасаясь нежелательных последствий излишней болтливости. Лишь в годы перестройки этот случай стал достоянием общественности, но и тогда не получил сколько-нибудь убедительного объяснения.

    Первые шаги к возрождению святыни

    В 1979 году «Завод электроизделий» выехал из здания Введенской церкви, и городские власти отдали его в распоряжение научно-реставрационного комбината, который разместил в нем свою мастерскую. Таким образом, известное утверждение о том, что «свято место пусто не бывает», нашло свое реальное подтверждение. Надо отдать должное ученым-реставраторам: в отличие от своих предшественников, они не только не стали разрушать здание храма, подгоняя его под свои сиюминутные надобности, но даже озаботились его восстановлением.

    Ими были начаты комплексные реставрационные работы в результате чего, вскоре вернулись на свои места главки, венчавшие некогда боковые приделы, а на колокольне появился крест, исчезнувший с нее много лет назад. Само же здание покрылось строительными лесами, которые были сняты с него лишь в 1990 году, когда основной объем работ был завершен, и Введенская церковь обрела свой прежний вид.

    Храм, возвращенный в собственность РПЦ

    Процесс перестройки, охвативший страну в последнем десятилетии минувшего века и коснувшийся всех областей ее жизни, кардинально изменил отношение правительства к вопросам религии. Началось возвращение Церкви незаконно отнятого у нее движимого и недвижимого имущества. В числе прочих объектов верующие получили в свое распоряжение и отреставрированный к тому времени Введенский храм. Расписание богослужений, сменившее на его дверях казенные таблички с указанием помещавшихся внутри госучреждений, как нельзя красноречивей свидетельствовало о наступивших переменах.

    Современное состояние храма

    С этих пор ежедневно в 8:00 его двери открываются для всех желающих присутствовать на Божественной литургии или особых молебнах, приуроченных к различным календарным датам. В 18:00 в нем проводятся вечерние богослужения, в преддверии праздников сопровождаемые чтением акафистов. О разного рода внеплановых мероприятиях прихожане узнают из объявлений, помещенных при входе в храм или на принадлежащем ему интернет-сайте.

    В настоящее время еще не все ценности, принадлежавшие когда-то церковной общине и отнятые у нее большевиками, вернулись на свои места. Многие иконы, представляющие высокую художественную ценность, по сей день находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Однако и сегодня посетители могут поклониться таким святыням, как чудотворный образ Казанской Божьей Матери, иконам «Благовещение», «Сретение Господне» и хранящимся в храме мощам многих православных святых.

    В начале сентября 2015 года решением руководства Московского патриархата храм был предоставлен для размещения в нем представительства Православной Церкви Молдовы и его настоятелем назначили Кишиневского митрополита Владимира (Кантаряна). Таким образом, находясь в собственности РПЦ Московского патриархата, он состоит под административным управлением Кишиневско-Молдавской митрополии.

    Для всех желающих посетить проводимые в нем богослужения сообщаем адрес: Москва, Барашевский переулок, дом 8/2, строение 4.

    Ликвидированный храм на Большой Лубянке .

  • Введенская церковь в Новинском - несуществующий храм в бывшем Новинском монастыре .
  • Введенская церковь у Салтыкова моста - единоверческий православный храм в Лефортово .
  • Введенская церковь в Семёновской слободе - ликвидированный храм в Семёновской слободе .
  • Введенская церковь в Чернево - предполагаемый к строительству храм в Южном Бутове .
    • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Липецкая область) - в селе Введенка Хлевенского района Липецкой области .
    • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Воронеж) - храм XVIII века в Воронеже .
    • Введенская церковь (Каргополь) - храм XVIII века в городе Каргополь Архангельской области .
    • Введенская церковь (Орёл) - ликвидированный орловский храм.
    • Введенская церковь (Санкт-Петербург) - ликвидированный Санкт-Петербургский храм.
    • Введенская церковь (Соликамск) - храм бывшего Преображенского женского монастыря в Соликамске .
    • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Спирово) - в селе Спирово . Волоколамского района Московской области .
    • Введенская церковь (Курск) - храм в Железнодорожном округе города Курска .
    • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Тургенево) - храм в Тульской области .
    • Введенская церковь - соборный храм возрождённого Петропавловского монастыря Русской православной церкви в г. Брянске.
    • Введенская церковь - православная церковь в селе Пёт Рязанской области.
    • Введенская церковь - православный храм Пекинской духовной миссии на станции КВЖД «Ханьдаохэцзы».
    __DISAMBIG__

    Напишите отзыв о статье "Введенская церковь"

    Отрывок, характеризующий Введенская церковь

    Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
    Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
    Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
    – Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
    Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
    – Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
    – Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
    – Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
    – Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
    – А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
    – Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
    – Где ж главная квартира?
    – В Цнайме ночуем.
    – А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
    – Ничего, – отвечал князь Андрей.
    Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
    – Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
    – Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
    – Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
    Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.