Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Южное общество декабристов Из «Русской правды» П
  • Сечин должность сейчас. Сечин Игорь Иванович. Биография. Начало политической деятельности
  • Период феодальной раздробленности польши В каком году началась феодальная раздробленность польши
  • Толкование сна карты играть в сонниках
  • К чему может присниться стол и что он означает по сонникам
  • К чему снится Птица в Руках?
  • Декабристское движение: программы и тактика действий. Южное общество декабристов Из «Русской правды» П

    Декабристское движение: программы и тактика действий. Южное общество декабристов Из «Русской правды» П

    Истоки движения

    В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства понимает губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

    • Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;
    • Патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;
    • Влияние работ западных просветителей: Вольтера , Руссо , Монтескье ;
    • Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.

    Вместе с тем необходимо отметить, что идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены на реформирование, были настроены против самодержавного режима и крепостного права.

    «Союз спасения» (1816-1818)

    Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А.И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу . Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях в Испании , Неаполе , Португалии и бунта Семёновского полка ().

    Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля , принятая на съезде в Киеве в 1823 году . П. И. Пестель был сторонником революционной для того времени идеи верховной власти народа. В «Русской правде» Пестель описывал новую Россию - единую и неделимую республику с сильной централизованной властью.

    Он хотел разделить Россию на области, области - на губернии, губернии - на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», то есть местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь свое наместное народное собрание. Главой наместного волостного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского собраний - выборные «посадники». Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган гос. власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды - представителей в высшие органы государства. Верховный законодательный орган будущей России - Народное вече - избирался сроком на 5 лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло собой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Верховным исполнительным органом являлась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на 5 лет из членов Народного веча.

    Помимо законодательной и исполнительной властей в государстве должна быть и власть «блюстительная», которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти - Верховный собор - состоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.

    Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать эту землю в свободное пользование крестьянам. Пестель считал, что все земли волости следует разделить на 2 равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни заложена, и землю «частную».

    Правительство в новой России должно всемерно поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».

    Пестель подчеркивал, что люди совершенно независимо от их расовой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать свое превосходство для их угнетения.

    Южное общество признало опорой движения армию, считая ее решающей силой революционного переворота. Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру - Директории.

    Во 2-й армии независимо от деятельности Васильковской управы возникло ещё одно общество - Славянский союз , более известное как Общество соединённых славян . Оно возникло в 1823 году в среде армейских офицеров и насчитывало 52 члена, выступало за демократическую федерацию всех славянских народов. Оформившееся окончательно в начале 1825 года , оно уже летом 1825 года примкнуло к Южному обществу в качестве Славянской управы (в основном, стараниями М. Бестужева-Рюмина). Между членами этого общества было много предприимчивых людей и противников правила не спешить . Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешеными собаками».

    Оставалось до начала решительных действий войти в сношение с польскими тайными обществами. Подробности этих сношений и последовавшее соглашение не выяснены с должной ясностью. Переговоры с представителем польского Патриотического общества (иначе Патриотического союза ) князем Яблоновским вёл лично Пестель. Велись переговоры с Северным обществом декабристов о совместных действиях. Соглашению об объединении препятствовали радикализм и диктаторские амбиции лидера «южан» Пестеля, которых опасались «северяне»).

    Пестель разработал программный документ «южан», названный им «Русской Правдой». Задуманное переустройство России Пестель предполагал осуществить при содействии возмущения войск. Смерть императора Александра и истребление всей царской семьи были признаны членами Южного общества необходимым для успешного исхода всего предприятия. По крайней мере, не подлежит сомнению, что между членами тайных обществ велись разговоры в этом смысле.

    В то время, как Южное общество готовилось к решительным действиям в 1826 года , замыслы его были открыты правительству. Ещё до выезда Александра I в Таганрог , летом 1825 года , Аракчеевым были получены сведения о заговоре, посланные унтер-офицером 3-го Бугского уланского полка Шервудом (которому впоследствии император Николай даровал фамилию Шервуд-Верный). Он был вызван в Грузино и лично доложил Александру I все подробности заговора. Выслушав его, государь сказал графу Аракчееву: «отпусти его к месту и дай ему все средства к открытию злоумышленников». 25 ноября 1825 года Майборода, капитан Вятского пехотного полка, которым командовал полковник Пестель, сообщил во всеподданнейшем письме различные разоблачения относительно тайных обществ.

    Северное общество (1822-1825)

    Северное общество образовалось в Петербурге в из двух декабристских групп во главе с Н. М. Муравьёвым и Н. И. Тургеневым . Его составили нескольких управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский , позже - С. П. Трубецкой , К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев (Марлинский)).

    Северное общество по целям было умереннее Южного, однако влиятельное радикальное крыло (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин) разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля.

    Программным документом «северян» была «Конституция» Н. М. Муравьёва . Она предполагала конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей. Законодательная власть принадлежала двухпалатному Народному вече, исполнительная - императору.

    Восстание

    Среди этих тревожных обстоятельств стали обнаруживаться все яснее нити заговора, покрывшего, как сетью, почти всю Российскую империю . Генерал-адъютант барон Дибич , как начальник Главного штаба, принял на себя исполнение необходимых распоряжений; он отправил в Тульчин ген.-адъютанта Чернышева для ареста главнейших деятелей Южного общества. Между тем в Петербурге члены Северного общества решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей цели водворения республики при помощи военного мятежа.

    Казнь

    Следствием были привлечены к ответственности более 500 человек. Результатом работы суда стал список из 121 «государственного преступника», разделенных на 11 разрядов, по степени провинности. Вне разрядов были поставлены П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский, приговоренные к смертной казни четвертованием. В число тридцати одного госпреступника первого разряда, осужденных к смертной казни отсечением головы вошли члены тайных обществ, давшие личное согласие на цареубийство. Остальные были приговорены на различные сроки каторжных работ. Позже «перворазрядникам» смертная казнь была заменена вечной каторгой, а пятерым главарям восстания четвертование было заменено смертной казнью через повешение.

    Примечания

    Литература

    • Труайя (Troyat) Анри (литературный псевд. Льва Тарасова) (р. 1911), французский писатель. Беллетризованные биографии Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя. Серия исторических романов («Свет праведных», 1959-63) о декабристах. Роман-трилогия «Семья Эглетьер» (1965-67); новеллы; пьесы на нем. языке: Винсей «Братья Христа в России» (2004)ISBN 978-3-8334-1061-1
    • Е. Туманик. Ранний декабризм и масонство // Туманик Е. Н. Александр Николаевич Муравьев: начало политической биографии и основание первых декабристских организаций. - Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2006, с. 172-179.

    Источники по истории декабристов

    • «Донесение следственной комиссии г.».
    • «Донесение Варшавского следственного комитета».
    • М. Богданович, «История царствования императора Александра I» (том шестой).
    • А. Пыпин, «Общественное движение в России при Александре I».
    • бар. М. А. Корф , «Восшествие на престол императора Николая I».
    • Н. Шильдер, «Междуцарствие в России с 19 ноября по 14 декабря» («Русск. старина», г., т. 35-й).
    • С. Максимов, «Сибирь и каторга» (СПб., ).
    • «Записки Декабристов», изданные в Лондоне А. Герценом.
    • Л. К. Чуковская «Декабристы - исследователи Сибири» .

    Записки декабристов

    • «Записки Ивана Дмитриевича Якушкина» (Лондон , ; вторая часть помещена в «Русском архиве» г.);
    • «Записки кн. Трубецкого» (Л., );
    • «Четырнадцатое декабря» Н. Пущина (Л., );
    • «Mon exil en Sibérie. - Souvenirs du prince Eugène Obolenski» (Лпц., );
    • «Записки фон Визина» (Лпц., , в сокращенном виде напечатаны в «Русской старине» г.);
    • Никита Муравьев, «Разбор донесения следственной комиссии в г.»;
    • Лунин, «Взгляд на тайное общество в России 1816-1826»;
    • «Записки И. И. Горбачевского» («Русский архив» );
    • «Записки Н. В. Басаргина» («Девятнадцатый век», 1-я часть);
    • «Воспоминания декабриста А. С. Гангеблова» (М., );
    • «Записки декабриста» (барона Розена, Лпц., );
    • «Воспоминания декабриста (А. Беляева) о пережитом и перечувствованном, 1805-1850 гг.» (СПб., ).

    Ссылки

    • Проекты конституции П. И. Пестеля и Н. Муравьёва
    • Краткое содержание (синопсис) оперы Шапорина «Декабристы» на сайте «100 опер»
    • Николай Троицкий Декабристы // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

    «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Во время войн с Наполеоном многим русским офицерам пришлось подолгу находиться в Европе, где они не только воевали, но и знакомились с жизнью европейцев. Их впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные законом общественные порядки.

    Русскую армию везде встречали с восторгом. Власти почти всех городов и стран, где останавливались русские полки, проявляли к ним, в первую очередь к «офицерам-освободителям», повышенное внимание, окружали заботой, демонстрировали то лучшее, что есть в стране. А всякие жестокости и несправедливости, то, что называется общественными язвами, на обозрение, естественно, не выносили. Эту выставку жизни некоторые наши соотечественники восприняли как истинную картину. Главное же было в том, что, возвратившись на родину, они вновь столкнулись с абсолютистской властью, засильем помещиков-крепостников, полным отстранением народа, даже его состоятельных слоев от управления государством, нищетой и безысходностью жизни в русской деревне. Честные и пылкие молодые люди стали задумываться над необходимостью коренным образом изменить порядки в России.

    После окончания наполеоновских войн в офицерской среде начали возникать тайные сообщества с политическими целями. Первое, «Союз спасения», появилось в 1816 году. Его организаторами и активными участниками являлись старшие офицеры, которые сыграли заметную роль в антиправительственной деятельности и позже: А. Н. Муравьев, Н. М. Муравьев, князь С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П. И. Пестель и др. Всего в этот тайный союз входило около 30 человек.

    Чего же хотели эти молодые дворяне, старшему из которых, князю С.П. Трубецкому, исполнилось всего 27 лет? Они выступали за введение в России конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Члены «Союза спасения» требовали также ликвидации военных поселений. Большинство заговорщиков были убежденными монархистами и верили, что Александр I сумеет ввести конституцию в России. Ему лишь надо помочь в этом. Поэтому средством достижения своих идей они считали мирные методы борьбы - пропаганду своих взглядов, продвижение своих людей на государственные посты. Народу они не доверяли и боялись народной революционной стихии.

    Желая ускорить этот процесс, некоторые офицеры начали вынашивать план цареубийства. Но отступать от военной присяги и тем более стать цареубийцами были готовы далеко не все из числа заговорщиков. Начались разногласия, и в 1817 году «Союз спасения» распался.

    1816 - создание тайного общества «Союз спасения»

    В 1818 году возникла новая тайная организация - «Союз благоденствия», включавшая около 200 человек, почти исключительно дворян. Его цель заключалась в том, чтобы освободить Россию от крепостного права и самодержавия. Но и это общество, несмотря на его более решительные цели, не использовало револю-ционных методов действия, полагаясь на легальные меры, пропаганду своих идей, просветительскую и благотворительную деятельность. Когда от одного из заговорщиков Александру I стало известно о создании тайного общества, о его программе и даже о составе участников, император отнесся к этому сдержанно. «Не мне карать», - сказал он, а потом пояснил, что подобные взгляды и сам исповедовал в молодости.

    «Союз благоденствия» просуществовал чуть дольше прежнего тайного общества. Время стремительно меняло настроение его членов. В Европе прогремели революции 1820-1821 годов. В России восстал гвардейский Семеновский полк (1820). Все большее число членов союза требовало решительных революционных действий. П. И. Пестель призывал предать смерти всю царскую династию. Другие стояли на более умеренных позициях.

    1818 - возникновение тайной организации «Союз благоденствия»

    В 1821 году «Союз благоденствия» был распущен. Его руководители начали создавать еще более законспирированные организации.

    Северное и Южное общества. В 1821 году в Петербурге возникло Северное общество, основателями которого стали Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин и С. П. Трубецкой. В уставе общества определялась главная цель - созыв Учредительного собрания и установление республики. Важнейшим документом Северного общества являлась «Конституция», разработанная Н. М. Муравьевым. Она предусматривала установление в России конституционной монархии, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, собраний и вероисповедания. Для избирателей в законодательное собрание вводился высокий имущественный ценз. Крепостное право предполагалось отменить, но землевладение помещиков оставить в неприкосновенности. Крестьянам при освобождении решено было отвести по 2 десятины на двор.

    «Конституция» Муравьева не была принята в качестве программного документа Северного общества, но ее с интересом обсуждали в кругу заговорщиков. Постепенно в Северном обществе возобладали революционные идеи, выразителем которых стал поэт К. Ф. Рылеев.

    В 1821 году возникла еще одна влиятельная организация - Южное общество. Ее центр находился в городе Тульчине, где размещался штаб русской армии на Украине. Во главе Южного общества стояла управа, главными деятелями которой были П. И. Пестель и С. И. Муравьев-Апостол.

    1821 - возникновение тайных Северного и Южного обществ

    Пестель разработал конституционный проект, получивший название «Русская правда» и ставший программным документом Южного общества. «Русская правда» предназначалась в качестве наказа будущему Временному революционному правительству, которое возьмет власть после свержения царя.

    Пестель выступал за республику, считал, что крепостное право должно быть безусловно и сразу же отменено, признавал равенство всех перед законом и предлагал наделить гражданскими правами каждого человека при достижении им совершеннолетия. Высшим органом страны Пестель предлагал сделать однопалатное Народное вече, исполнительной властью наделить Державную думу, а контрольной - Верховный собор.

    Члены Северного и Южного обществ часто устраивали обсуждения своих программных документов. Заговорщики были убеждены, что в случае победы им удастся покончить с бесправием народа, принести ему счастье и процветание.

    Члены Северного и Южного обществ приняли решение начать выступление в 1826 году. Но непредвиденные обстоятельства изменили их планы.

    Вопросы и задания

    1. Тайные общества возникли в офицерской среде в России после окончания наполеоновских войн. Как вы думаете, почему?
    2. Назовите тайные организации, возникшие в России в 1816-1821 гг., и их руководителей. Что сближало и что отличало их друг от друга?
    3. Какие события 1820-1821 гг. вызвали усиление революционных настроений среди членов тайных обществ?
    4. Сравните программные документы Южного и Северного обществ. Выделите их общие черты и отличия.
    5. Как вы думаете, отвечали ли планы, мечты, надежды членов тайных обществ потребностям исторического развития России? Определите и обоснуйте свою точку зрения.

    Документы

    Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствие оной, введение представительного правления в некоторых государствах; сочинения политические, являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностию молодежью; дух времени, наконец обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства государства, - вот источники революционных мнений в России.

    Молодые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре восчувствовали желание видеть в Отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, соединились единством желаний, - и вот зародыш тайного общества политического.

    1. Что вы знаете об авторе этого документа, его жизни и судьбе?
    2. Каковы источники «революционных мнений» в России?
    3. Как повлияли на взгляды С. И. Муравьева-Апостола и его соратников Отечественная война 1812 г., заграничный поход русской армии и «пример Европы» ?

    Из речи М. П. Бестужева-Рюмина:

    Век славы военной кончился с Наполеоном. Теперь настало время освобождения народов от угнетающего их рабства, и неужели русские, ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно Отечественной - русские, исторгшие Европу из-под ига Наполеона, не свергнут собственного ярма <...>

    Взгляните на народ, как он угнетен. Торговля упала, промышленности почти нет, бедность до того доходит, что нечем платить не только подати, но и недоимки. Войско все ропщет.

    1. Как объясняет М. П. Бестужев-Рюмин причины революционных настроений в России?
    2. О каких настроениях в обществе свидетельствует документ?

    Из «Русской правды» П. И. Пестеля:

    Все должны быть перед законом равны <...> Освобождение крестьян от рабства не должно лишить дворян дохода, ими от поместий своих получаемого; освобождение не должно произвести волнений и беспорядков в государстве, для чего и обязывается верховное правление беспощадную строгость употреблять против всяких нарушителей общего спокойствия; освобождение сие должно крестьянам доставить лучшее положение противу теперешнего, а не мнимую свободу им даровать <...> Военные поселения немедленно уничтожаются.

    1. Почему программный документ получил название «Русская правда» ?
    2. Как в «Русской правде» рассматривается проблема ликвидации крепостничества?

    Из проекта «Конституции» Н. М. Муравьева:

    Власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества <...>

    Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства <...>

    Гражданство есть право участвовать в общественном управлении <...> быть избранными в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной части <...>

    Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия: не менее 21 года возраста <...>известное и постоянное жительство <...> исправность платежа общественных повинностей <...> непорочность перед лицом закона <...> собственность отдельная на свое имя <...> Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается.

    1. Что вы знаете об авторе этого документа?
    2. Какой государственный строй предполагается в России согласно «Конституции» Н. М. Муравьева?
    3. В чем состояло принципиальное отличие «Конституции» Н. М. Муравьева от «Русской правды» П. И. Пестеля?

    Крупнейшим общественно-политическим движением в России в первой половине XIX в. являлось декабристское движение (1815-1825 гг.). Участниками данного движения были представители высшего слоя поместного дворянства, в основном гвардейские офицеры. Их программа декларировала общедемократические принципы, ставила задачи буржуазного преобразования общества.

    Предпосылки декабристского движения:

    Крепостнический строй.
    - Отечественная война 1812г.
    - политика Александра I.
    - наличие самодержавия как политической надстройки российского общества.
    - психологическая атмосфера начала XIX в.
    Декабристские организации:
    Артель офицеров (1815 г.) Н. М. Муравьев. (15-20 человек).

    «Союз спасения» (1816-1818 гг.). А. Н.Муравьев, С.Трубецкой, Н. Муравьев, братья М. и С. Муравьевы-Апостолы, И. Якушкин.
    «Союз истинных и верных сынов Отечества (1817 г.) А. Н. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, братья М. и С. Муравьевы-Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель (около 30 чел.).

    «Союз благоденствия» (1818-1821 гг.) А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, П. Пестель и др. (около 200 человек) была открытой.

    В ходе деятельности в «Союзе» выделилось два идейно-политических направления:

    Умеренно-либеральное - за ликвидацию крепостничества, конституционную монархию, против республики и революционной диктатуры;

    Республиканское - за радикальное решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей за счет помещиков, за республику.

    В 1821 году на съезде было принято решение о самороспуске «Союза», реорганизации общества, т. к. стало известно, что власти располагали информацией о его деятельности. На основе распавшегося «Союза» образовались «Южное общество» во главе с Павлом Пестелем и «Северное общество» под руководством Никиты Муравьева. Они составляли программы действий и искали пути и средства изменить существующие порядки.

    «Южное общество» (1821-1825 гг.) во главе с П. Пестелем, С. Волконским, С. Муравьевым-Апостолом, А. Юшневс- ким действовало на Украине.

    Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем и включавшая следующие положения:

    Критика абсолютной монархии как формы правления;

    Уничтожение самодержавия и установление республики;

    Уничтожение сословий, равноправие всех граждан перед законом: введение суда присяжных для всех граждан; введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий.
    Однако Пестель допускал и ограничения этих прав: христианской религии оказывалась государственная поддержка, а создание политических партий вообще запрещалось, последнее автор мотивировал опасениями разрушения единства народа и нового общественного порядка;

    Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении;

    Россия остается единым унитарным государством (а не федерацией). Только Польша получает право на автономию, но при условии неукоснительного введения на ее территории порядков, предусмотренных «Русской Правдой»;

    Вводится разделение властей на законодательную власть - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебную) - Верховный Собор;

    Уничтожается крепостное право, крестьянам передается половина помещичьих и удельных земель;

    Создаются два фонда земель - частный и общественный, из последнего каждый мог получить участок земли, определенного размера;

    Частная собственность - священна и неприкосновенна.

    Средством достижения предлагаемых социально-политических преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях ликвидации возможностей реставрации этой формы правления.

    «Северное общество» (1822-1825 гг.) во главе с Н. Муравьевым, С. Трубецким, а с 1823 г. К. Рылеевым действовало в Петербурге и Москве.

    Программным документом организации стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым и содержавшая следующие положения:

    Отрицание самодержавия и введение конституционной монархии;
    - равноправие всех жителей России, уничтожение гражданских чинов и классов;
    - демократические свободы: слова, совести, занятий, передвижений;
    - избирательным правом пользуются все совершеннолетние граждане (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущества в размере 500 рублей серебром;
    - разделение властей на законодательную (парламент) и исполнительную (во главе с императором);
    - федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей;
    - ликвидация крепостного права;
    - сохранение права помещиков на землю в определенных размерах;
    - наделение крестьян приусадебным участком в 2 десятины, остальная земля должна арендоваться у помещика.

    «Конституция» должна была рассматриваться и приниматься Учредительным собранием.
    Оба проекта и П. Пестеля, и Н. Муравьева ставили перед собой задачу радикального, и даже, революционного преобразования социального и политического устройства России, предполагая введение существенных изменений, как в отношения собственности, так и в политический статус государства, а именно: в форму правления и политический режим.

    14 и 19 декабря 1825 года декабристы поднимают восстания в Петербурге и Чернигове соответственно, но без поддержки народных масс. Оба восстания были подавлены.

    Причины поражения:

    Узкая социальная база;
    - ориентация на военную революцию и заговор;
    - недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков;
    - отсутствие необходимого единства и согласованности действий;
    - неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;
    - культурная и политическая отсталость крестьянства и рядового состава армии.

    Исходя из конкретно-исторической ситуации, поражение декабристов, с одной стороны, ослабило интеллектуальный потенциал русского общества и спровоцировало длительное усиление правительственной реакции. С другой стороны, декабристское восстание всколыхнуло Российскую империю и положило начало революционно-освободительному движению, впервые выступив против существующего порядка с четко разработанной программой действий.

    Хронология

    • 1816 — 1817 гг. Деятельность “Союза Спасения”.
    • 1818 — 1821 гг. Деятельность “Союза благоденствия”.
    • 1821 г. Образование “Южного общества”.
    • 1821 — 1822 гг. Образование “Северного общества”.
    • 1825 г., 14 декабря Восстание декабристов в Петербурге.
    • 1825 г., 29 декабря Восстание Черниговского полка.

    Общественное движение в России в XIX — начале ХХ вв.

    В истории общественно-политической мысли России XIX век занимает свое особое место. В эти годы особенно быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Как писал Герцен, в начале XIX века “революционных идей почти не встречалось, но власть и мысль, императорские указы и гуманное слово, самодержавие и цивилизация не могли больше идти рядом”.

    В России постепенно выдвигается на политическую арену внутренне свободный слой интеллигенции, которой предстоит сыграть выдающуюся роль в XIX веке. Осознание необходимости перемен было и в правительственном лагере. Однако представления о путях перемен у самодержавия и различных политических сил существенно отличались. В соответствии с этим в истории России рельефно выделяются три основные течения в развитии общественно-политической мысли: консервативное, либеральное и революционное .

    Консерваторы стремились сохранить основы существующего общественно-политического строя. Либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ. Революционеры добивались различными путями глубоких перемен, в том числе и путем насильственного изменения политического строя страны.

    Особенностью общественного движения в начале XIX века было доминирование дворянства. Это объясняется прежде всего тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая начала осознавать необходимость политических преобразований в стране и выдвигать конкретные политические доктрины.

    Русская буржуазия в эти годы не выступала активно в общественном движении потому, что была поглощена накоплением, наживой в условиях первоначального накопления. Ей нужны были не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствовавшие развитию капитализма. Русскую буржуазию вполне устраивала экономическая политика царизма, направленная на развитие капитализма. Политическая дееспособность русской буржуазии намного отставала от ее экономической мощи. Она вступила в экономическую борьбу в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл российский пролетариат, создавший свою политическую партию.

    В годы, когда власти отказывались от реформ, четко проявилось революционное политическое течение. Это было движение декабристов . Главным фактором его возникновения стали социально-экономические, в особенности, политические условия развития России.

    В 1825 г. наиболее дальновидные дворяне уже понимали, что судьба страны и самого дворянства не исчерпывается царскими льготами и милостями. Освободить крестьян и учредить представительные органы власти люди, вышедшие на Сенатскую площадь, хотели сами. Жертвуя для народа своими судьбами и жизнями, они не могли пожертвовать своей привилегией решать за народ, его не спрашивая.

    “Мы дети 1812 года”, — писал Матвей Муравьев-Апостол, подчеркивая, что Отечественная война стала исходным моментом их движения. Свыше ста декабристов участвовали в войне 1812 года, 65 человек из тех, кого в 1825 году назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Знакомство с передовой мыслью французских и русских просветителей укрепило стремление декабристов покончить с причинами отсталости России и обеспечить свободное развитие ее народа.

    Академик М.В. Нечкина, известный исследователь истории декабристского движения называла главной причиной его зарождения кризис феодально-крепостнической, самодержавной системы, т.е. саму русскую действительность, и уже во вторую очередь отмечала влияние европейских идей и впечатлений от заграничных походов русской армии.

    Свое первое тайное общество “Союз спасения ” гвардейские офицеры А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, основали в 1816 г . в Петербурге . Название было навеяно французской революцией (Комитет общественного спасения — правительство Франции эпохи “якобинской диктатуры”). В 1817 г. в кружок вступил П.И. Пестель, написавший его Статут (устав). Появилось и новое название — “Общество истинных и верных сынов Отечества”. Революционеры планировали в момент смены монарха на престоле вынудить его принять Конституцию, ограничивающую царскую власть и уничтожавшую крепостное право.

    На основе “Союза спасения” в 1818 г. в Москве был создан “Союз благоденствия”, куда входило более 200 чел. Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных намерений правительства, создание общественного мнения против крепостного права и самодержавия. На решение той задачи отводилось 10 лет. Декабристы считали, что завоевание общества помогло бы избежать ужасов Французской революции и сделать переворот бескровным.

    Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов сменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде “Союза благоденствия” решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого “Союза” принято решение перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821 — 1822 гг. возникли “Южное ” и “Северное ” общества. В 1823 г. на Украине была создана организация “Общество соединенных славян ”, к осени 1825 г. оно объединилось с “Южным обществом”.

    В декабристском движении в течение всего его существования имелись серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные (они проявились особенно ярко), но и либеральные тенденции. Расхождения членов “Южного” и “Северного” обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем (“Русская правда ”) и Никитой Муравьевым (“Конституция ”).

    Один из важнейших вопросов оставался вопрос о государственном устройстве России. По “Конституции” Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию , где исполнительная власть принадлежала императору , а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, — Народному вече . Источником всей государственной жизни Конституция торжественно провозглашала народ, император был всего лишь “верховным чиновником Российского государства”. Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод — слова, передвижений, вероисповедания.

    По “Русской правде ” Пестеля Россия объявлялась республикой , власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточивалась в руках Временного верховного правления . Далее верховная власть передавалась однопалатному Народному вече из 500 человек, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом выступала Державная дума (5 человек), избираемая на 5 лет Народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент . Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия оставалась единой и неделимой.

    Второй важнейший вопрос — вопрос о крепостном праве. И “Конституция” Н. Муравьева, и “Русская правда” Пестеля решительно выступали против крепостного права . “Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным”, — гласил § 16 Конституции Н. Муравьева. По “Русской правде” крепостное право немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось “святейшей и непременнейшей” обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.

    Н. Муравьев предлагал сохранить освобождаемым крестьянам приусадебную землю “под огороды” и по две десятины пахотной земли на двор. Пестель считал совершенно неприемлемым освобождение крестьян без земли и предполагал решить земельный вопрос путем сочетания принципов общественной и частной собственности. Общественный земельных фонд должен был сформироваться за счет изъятия без выкупа земель помещиков, размеры которых превышали 10 тыс. десятин. От землевладений в 5 — 10 тыс. десятин отчуждалась половина земли за вознаграждение. Из общественного фонда землей наделялись все желающие ее обрабатывать.

    Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля был более радикальным, последовательным с точки зрения развития буржуазных отношений в России, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

    Представители “Северного” и “Южного” обществ планировали совместное выступление летом 1826 г. Но неожиданная смерть Александра I, случившаяся 19 ноября 1825 г. в Таганроге, повлекла за собой династический кризис, заставила заговорщиков изменить свои планы. Александр I не оставил наследника, и по закону престол переходил к среднему брату Константину. Однако еще в 1822 г. Константин подписал тайное отречение. Этот документ хранился в Синоде и Государственном Совете, но не был оглашен. 27 ноября страна присягнула Константину. Только 12 декабря пришел ответ об отречении Константина, находившегося в Польше. На 14 декабря была назначена присяга Николаю , младшему брату.

    План декабристов состоял в том, чтобы вывести войска на Сенатскую площадь (где находились здания Сената и Синода) и не допустить сенаторов до присяги Николаю I, силой заставить объявить правительство низложенным, издать революционный “Манифест к русскому народ у”, составленный К.Ф. Рылеевым и С.П. Трубецким. Царская семья должна была быть арестована в Зимнем дворце. Диктатором, т.е. руководителем восстания, был избран полковник гвардии князь С.П. Трубецкой, начальником штаба — Е.П. Оболенский.

    На Сенатскую площадь в 11 утра вышли несколько рот Московского полка. К восставшим обратился генерал-губернатор М.А. Милорадович с призывом вернуться в казармы и присягнуть Николаю I, но был смертельно ранен выстрелом Каховского. Численность повстанцев постепенно достигла трех тысяч, однако, не имея руководства (Трубецкой так и не явился на Сенатскую площадь), они продолжали стоять в ожидании. К этому времени Николай, видя, что “дело становится серьезным”, стянул к площади около 12 тыс. человек и послал за артиллерией. В ответ на отказ декабристов сложить оружие начался картечный огонь. К 18 часам восстание было подавлено, погибло около 1300 человек.

    29 декабря 1825 г . под руководством С. Муравьева-Апостола выступил Черниговский полк , но уже 3 января 1826 г. восстание было подавлено.

    По делу декабристов было арестовано 316 человек. Подсудимые были разбиты на 11 разрядов в зависимости от степени их вины. К смертной казни четвертованием, замененной повешением, были приговорены 5 человек (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин).

    13 июля 1826 г. состоялась казнь в Петропавловской крепости. При экзекуции у Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола оборвались веревки, но их повесили вторично.

    На каторжные работы в Сибирь отправились Трубецкой, Оболенский, Н. Муравьев, Якубович, Якушкин и др. Всех осужденных во дворе Петропавловской крепости построили в “каре” и лишили чинов и дворянских званий (над ними ломали шпаги, срывали погоны и мундиры и бросали в костер).

    Только в 1856 г. в связи с коронацией Александра II была объявлена амнистия. Целое поколение молодых, образованных активных людей оказалось вырванным из жизни страны. Из “глубины сибирских руд” декабрист А.И. Одоевский писал Пушкину:

    “Наш скорбный труд не пропадет,
    Из искры возгорится пламя…”

    Прогноз оказался точным. Расправившись с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам.

    Декабристы - участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х - первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

    В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывалась система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

    Российская действительность с её крепостничеством;

    Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;

    Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье, Ф. Р. Вейсса;

    Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.

    Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены против самодержавного режима и крепостного права.

    «Орден русских рыцарей» (1814-1817)

    В 1814 г. в Москве М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная организация «Орден русских рыцарей». Она ставила своей целью учреждение в России конституционной монархии. По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции».

    «Союз спасения» (1816-1818)

    В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

    Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

    Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.


    Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

    «Союз благоденствия» (1818-1821)

    В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15.

    Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

    На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).

    Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

    Позже, в мае 1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютанта Васильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs ), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir )». Записка генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его в Царском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в 1821 сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

    В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.