Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Иван абрамов - комик новой россии Комик иван
  • История любви федора бондарчука и паулины андреевой
  • Разнообразие и характеристика техники декорирования десертов
  • Как сделать розы шоколадные?
  • Я тебя люблю на разных языках мира
  • Семена льна — возможный вред и противопоказания
  • Единства образовательного пространства российской федерации. О проблемах сохранения единства образовательного пространства в российской федерации

    Единства образовательного пространства российской федерации. О проблемах сохранения единства образовательного пространства в российской федерации

    Владимир БУРМАТОВ, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:

    Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации в настоящее время нормативно закреплено в нескольких статьях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: статья 3 - принцип единства образовательного пространства, статья 11 - федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Весной 2015 года решением Комитета ГД РФ по образованию была создана межфракционная рабочая группа по совершенствованию правового регулирования и формированию содержания общего образования для выработки рекомендаций по исполнению пункта 5 перечня поручений Президента РФ Владимира Путина, принятого по итогам форума «Качественное образование во имя страны» Общероссийского народного фронта. Рабочая группа сформировала перечень проблем в части отбора содержания общего образования.

    Ирина МАНУЙЛОВА, заместитель председателя Комитета по образованию:

    Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации сегодня стало одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Для обеспечения единства нам нужно рассмотреть весь комплекс таких инструментов, и туда, на наш взгляд, входят система формирования содержания образования, включающая и ФГОС, и примерные основные образовательные программы, и образовательные программы образовательных организаций. Второй компонент - средства обучения и воспитания, включая учебники и учебные пособия, третий - система комплексной оценки качества образования, включая промежуточную итоговую аттестацию учащихся и разработку контрольно-измерительных материалов. Все три составляющие взаимосвязаны между собой, но согласно концепции закона основополагающий инструмент для формирования содержания образования ФГОС, которые включают требования к структуре основных образовательных программ, соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, к их объему, к условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. При этом ФГОС должны обеспечить и преемственность основных образовательных программ, и вариативность их содержания, и возможность формирования различных программ по сложности и направленности, чтобы учесть образовательные потребности и способности наших обучающихся, а также обеспечить государственные гарантии уровня качества образования на основе единых требований к условиям реализации и результатам освоения этих программ. В законе об образовании достаточно полно определен состав примерной образовательной программы, содержание образования определяют образовательные программы, которые самостоятельно утверждают школы на основе ФГОС и с учетом примерных образовательных программ, но использование содержания примерных основных образовательных программ при формировании школьной программы не обязательно, в законе использован термин «с учетом». Таким образом, в самом законе, в его сегодняшней редакции, на мой взгляд, допущена избыточная свобода формирования обязательной для всех школ образовательной программы, что создает потенциальную угрозу целостности образовательного пространства страны, именно в этом сегодня и кроется главная опасность в его потере. Сегодня в портфеле комитета есть уже два законопроекта, которые, по сути, имеют одинаковую концепцию и единую общую цель - гарантированно обеспечить единство образовательного пространства страны. Различие этих законопроектов в том, что они предлагают разные инструменты для достижения заявленной цели, поэтому они альтернативны, но тем не менее цель одна, а механизмы, пути реализации - разные. Один из возможных путей предложил Президент РФ Владимир Путин в своем недавнем поручении о включении базового содержания образования в федеральные стандарты общего образования, задача профессионального сообщества - найти наиболее правильный алгоритм его формирования, обеспечив при этом единство наполнения обязательной части образовательной программы, но одновременно и разумную вариативность этой школьной программы, которая позволит учесть интересы школьников и их родителей. На межфракционной группе, которая была создана в комитете еще в январе 2015 года, мы неоднократно обсуждали возможные варианты включения содержания образования во ФГОС, предлагаем включить в стандарт не требования к результатам, как это сегодня звучит, а сами результаты освоения образовательной программы, в этом случае содержание в ФГОС будет представлено в форме результатов обучения для всей образовательной программы, метапредметные и личностные результаты есть в действующих стандартах, но сегодня мы больше внимания будем уделять предметным результатам, потому что именно предметные должны быть сформулированы в форме обязательных (ученик должен научиться) и возможных (ученик получит возможность научиться) и включены соответственно во ФГОС.
    Содержание обязательной части основных общеобразовательных программ может быть представлено в форме дидактических единиц по всем изучаемым предметам, это следует включать в примерные основные образовательные программы. В обязательной части основных общеобразовательных программ мы предлагаем указать рекомендуемое число часов для освоения учебного курса или предметной области, причем в форме интервала - от и до. Требуемая школе свобода и самостоятельность формирования своей образовательной программы будет реализована в рамках вариативной части образовательной программы и должна быть обеспечена за счет многообразия примерных образовательных программ, которые разрабатывают с учетом их уровней направленности на основе ФГОС. К сожалению, до сих пор, несмотря на то что закон действует уже три года, никакого многообразия примерных программ пока нет, это, на наш взгляд, тоже отчасти одна из причин затруднения в практике работы школы, потому что школам не из чего выбирать, у них нет набора примерных программ, поэтому зачастую им приходится самостоятельно создавать программу.
    Предлагаемая рабочей группой модель формирования содержания общего образования, и как следствие непосредственно содержания образовательной программы школы, легко позволяет учитывать и региональные, и национальные, и этнокультурные особенности, на основе такой программы можно легко конструировать предметно-тематическое содержание, отбирать преобладающие виды учебной деятельности, вести работу по индивидуализации образовательной программы, обеспечив тем самым и углубленное изучение отдельных предметов, максимально учитывая интересы обучающихся. Четко прописанные результаты в стандарте по каждому учебному предмету, которые войдут в обязательную часть программы, станут гарантией того, что во всех российских школах, всех без исключения, ученики будут изучать единое обязательное содержание.
    Нам кажется необходимым зафиксировать еще раз зону ответственности школы, определить, что школа имеет право делать самостоятельно, потому что достаточно серьезен вопрос о необходимости и обязательности самостоятельной разработки школами собственной образовательной программы. Совершенно очевидно, что не все школы готовы и не все школы хотят сегодня этим заниматься, поэтому, на наш взгляд, будет правильно закрепить право школ пользоваться примерными образовательными программами без какой-либо дополнительной доработки.
    Дополнительным механизмом обеспечения единства образовательного пространства может также стать подключение региональных и муниципальных органов управления образованием к управлению формированием содержания общего образования за счет того, что их можно наделить полномочиями по согласованию образовательных программ, разработанных школами. Таким образом, мы исключаем еще одно противоречие - противоречие между Законом «Об образовании в РФ» и законом №83-ФЗ, когда школа самостоятельно утверждает программу, а муниципальное задание, госзадание школе утверждает учредитель и он же финансирует эту школу на реализацию программ.
    Вторая, и чрезвычайно важная, составляющая - средства обучения и воспитания, к которым относится и учебник, роль которого, кстати, в учебно-воспитательном процессе законодательно сегодня не закреплена. Многочисленные нарекания к неоправданно большому федеральному списку рекомендованных учебников стали основанием для подготовки соответствующего законопроекта, несмотря на то что за последний период почти в три раза сократился этот перечень, но ведь главное даже не в количестве, главное в качестве этих учебников. Причина, на наш взгляд, в несовершенстве самой процедуры их экспертизы, потому что невозможно давать объективную оценку учебникам с точки зрения содержания, потому что мы соотносим учебник со стандартом, в стандарте содержания нет, а следовательно, оснований для отрицательного заключения тоже нет. Нет сегодня и правовых оснований для использования примерных образовательных программ. К сожалению, процедура формирования учебников, требований к ним пока в законе не отражена, и это тоже одна из причин распространения некачественных учебников. Весьма сомнительны и, на мой взгляд, даже коррупционны представление и возможность оплаты экспертизы учебно-методических комплексов. Сегодня предлагают законодательно закрепить определение УМК по отдельному предмету, который в учебник входит как составная часть, при этом методические материалы должны стать частью учебника. Учебно-методический комплект должен включать помимо учебника и учебные пособия, рабочие тетради для учащихся и электронную форму учебника. Безусловно, нужно предоставить учителю возможность использования и иных дополнительных учебных пособий, таких материалов, как первоисточники, хрестоматии, документы, периодическую печать, научные статьи.
    Логичным представляется такая последовательность разработки обязательного содержания общего образования: Федеральный государственный образовательный стандарт, примерная основная образовательная программа, затем рабочие программы по предметам и, наконец, учебники. Вполне допустимо говорить об основных или базовых учебниках, содержание которых по обязательным учебным предметам должно полностью соответствовать не только содержанию, внесенному во ФГОС, но и содержанию обязательной части примерной образовательной программы. Мы предлагаем установить порядок разработки учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учебников для углубленного и расширенного обучения обязательных предметов с условием, что их содержание также будет включать в себя содержание основных или базовых учебников. Такой подход позволит избавиться от ненужного многообразия, сохраняя единое образовательное пространство, но вместе с тем даст ту вариативность, которая позволит каждому обучающемуся в зависимости от выбранной программы найти свой наиболее оптимальный для него учебник.
    Еще один важный вопрос, связанный с сохранением единого образовательного пространства, - об источниках формирования контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации. Закон сегодня определяет, что КИМы разрабатывают на основании стандарта, но если в стандарте содержания нет, то строить контрольно-измерительные материалы невозможно, поэтому предлагаемая схема, на наш взгляд, устраняет этот пробел и позволяет обозначить границы качества подготовки выпускников. Сегодня требуют обсуждения место и роль различных предметных концепций. Сегодня уже есть концепции филологического и математического образования, историко-культурный стандарт, все они призваны регламентировать содержание во всей нормативно-правовой базе, но место формирования содержания образования пока никак не определено, этот пробел, на наш взгляд, тоже необходимо устранять. Предметные концепции должны быть разработаны по всем предметам или предметным областям обязательной части основной образовательной программы.
    Мы сегодня говорим об общем образовании, но нормы закона об образовании в отношении ФГОС, федеральных государственных требований, примерных программ и программ образовательных организаций относятся в равной мере ко всем уровням образования. В случае принятия тех наработок, которые предлагает рабочая группа, необходимо понимать, что должны существовать как минимум две правовые модели формирования содержания образования: одна соответственно для общего образования и еще одна для всех остальных уровней. Это потребует дополнительной проработки, дополнительного отдельного анализа.

    Продолжение в «УГ-М» №45

    Принадлежит государству. Данная функция заключается в следующем:

    • построение структуры образования;
    • определение основных принципов ее функционирования;
    • выбор направления (перспектив) развития.

    Главную роль в сфере образования играют принципы государственной политики. Этими принципами регламентируется работа всех образовательных учреждений и органов управления образованием в Российской Федерации. Образовательные программы обязательно должны отвечать данным принципам.

    Принципы государственной политики в сфере образования отражены в Законе "Об образовании в Российской Федерации". Они заключаются в следующих двенадцати положениях:

    • приоритетность образования;
    • обеспечение права каждого человека на образование, отсутствие дискриминации в сфере образования;
    • гуманистичность образования, приоритетность жизни и здоровья человека, учет прав и свобод личности, возможность свободного развития личности, воспитание в человеке взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности, культуры права, экологической культуры, рационального использования природных ресурсов;
    • единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнических и культурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;
    • возможность интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
    • светское образование в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
    • свобода выбора при получении образования, учитывая склонности и потребности человека, обеспечение условий для самореализации человека, развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
    • обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
    • автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
    • демократический характер управления образованием, обеспечение равных прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
    • отсутствие ограничений и здоровая конкуренция в сфере образования;
    • баланс государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

    Рассмотрим основные из этих принципов подробнее.

    Принцип приоритетности образования

    Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума. Образовательный процесс должен способствовать культурному развитию личности и, основываясь на равенстве возможностей, помогать человеку развивать свои способности и формировать личное мнение. Цель образования – сформировать личность, соблюдающую морально-нравственные нормы принятые в обществе и готовую принять на себя социальную ответственность.

    В конце ХХ века приоритетность образования являлась в Российской Федерации формальной и не реализовывалась на практике. На сегодняшний день ситуация в значительной степени меняется. Ведется большая работа. В частности установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, которые отражают последние достижения науки. Особое внимание уделяется финансированию образовательных учреждений, за последнее время оно заметно выросло. В большинстве школ оборудованы компьютерные классы и выход в сеть Интернет. Строятся новые школы, вузы, техникумы. Это только первые шаги в выводе образования на приоритетные позиции.

    Право на образование

    Право на образование закреплено не только в законе «Об образовании», но и в Конституции РФ.

    Право на образование имеет каждый гражданин РФ. В данном случае недопустима какая-либо дискриминация по половому, расовому, национальному, языковому признаку. Человек имеет право получить образование независимо от места проживания, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, должностного и имущественного положения, наличия судимости.

    Гуманистичность образования

    Гуманистичность образования заключается в признании высшей и безусловной ценности всех участников образовательного процесса. Главным приоритетом этого процесса является личность.

    Реализация принципа гуманистичности обучения не может обойтись без следующих составляющих:

    • личностно-центрированного подхода к обучению;
    • ориентации на личностный рост и саморазвитие личности;
    • отношения к обучаемому, как к субъекту самостоятельной работы и творчества;
    • создание атмосферы доброжелательности, доверия и взаимоуважения между участниками образовательного процесса.

    Единство образовательного пространства

    Основным инструментарием для обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации служат федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и федеральные государственные требования. ФГОСы определяют требования к структуре основных образовательных программ, а так же к условиям реализации и результатам их освоения. Стандарты должны обеспечить преемственность образовательных программ и, одновременно, вариативность их содержания.

    Следует отметить подводные камни данного положения. ФГОС подразумевают вариативность программ и при этом не закрепляют объема знаний, которые нужно усвоить ученику. Содержание описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандартах следующего уровня тоже отсутствует четко прописанное содержание. Соответственно, стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным дисциплинам. На одном и том же этапе образования могут дать совершенно разный уровень знаний. Насколько разный? Как захочет или сможет образовательное учреждение, как захочет или сможет получить учащийся.

    Светское образование в светском государстве

    Светскость образования определяется соблюдением следующих правовых критериев:

    • недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в образовательных учреждениях;
    • недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление любыми образовательными учреждениями;
    • недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений;
    • обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести и слова;
    • недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
    • недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов;
    • недопустимость направленности образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.

    Принцип светскости образования - это реализация человеком свободы совести, обеспечение свободы выбора мировоззрения и устранение угрозы дискриминации по религиозным убеждениям.

    Государство и образование

    Государственная политика имеет важное значение в различных областях жизни общества. Но в образовании она должна быть особенно четкой и последовательной. От грамотного вмешательства государства в данную сферу жизни и формирования общества зависит насколько мыслящее, конкурентоспособное общество будет создано на территории Российской Федерации.

    Создание единого образовательного пространства

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Наряду с другими направлениями выбрано обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Под образовательным пространством России понимается вся совокупность её образовательных учреждений разного типа взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а так же идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают опреденный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений.

    Единое образовательное пространство, по Е.А.Ямбургу, это «пространство», региона. Его структура включает медико-психологическую службу для диагностики детей; службу социально-педагогической реабилитации «проблемных» детей; службу работы с одаренными детьми; службу культурно-информационных связей и общения и т.д. Все это способствует делу воспитания, обучения и развития. Сохдание такого пространства требует изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни, системе управления.

    В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения обучающимися образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения.

    Требования ФГОС нового поколения предполагают: «… активную роль всех участников образовательного процесса в формировании компетентной личности;… обеспечение перехода в образовании… от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей» и предусматривают составление и внедрение «… прогрмамм развития у обучающихся универсальных учебных действий».

    Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Об этом говорится и в законе «Об образовании»

    Встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

    Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор.

    Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности, благодаря специально-организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей, учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых

    Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.

    Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых; вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.

    С другой стороны, задача педагога, психолога и родителя состоит в том, чтобы создаваемое им пространство позволяло бы пережить данному школьнику ситуацию успеха в выбранном виде деятельности. Здесь очень важно эмоциональное положительное принятие любого результата и выполняемом ребенком задании. Таким образом, мы можем говорить о пространстве успеха для ребенка.

    Личность учащегося и учителя занимает центральное место в образовательном пространстве. По мнению Л.С.Выготского, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо развивать, сформировать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Богатая, разнообразная структура пространства обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка. Справедливо и обратное утверждение: субъектная позиция школьника создает условия для его самореализации. Ребенок, являясь субъектом пространства, сам его структурирует, тем самым создавая пространство для себя.

    Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школа, которое выстраивает, образовательную и воспитательную деятельность, по следующим направлениям:

      Образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

      Внеурочная деятельность (система дополнительного художественного образования, а так же кружки, студии, спортивные секции согласно личным интересам и способностям);

      Взаимодействие семьи и школы;

      Сотрудничество школы и культурно-образовательных учреждений;

      Повышение квалификации педагогов школы и дополнительного образования.

    Образовательный процесс – это единая педагогическая система, где взаимосвязаны три её составляющие: обучение-воспитание-развитие. Планируя свою систему, нацеленную на получение компетентного субъекта образования 1-ой ступени, учителю начальных классов важно реализовать одно из основных положений «в начальном образовании нет главных и негативных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребенка». При этом предметы нужно изучать во взаимосвязи, ориентируясь на учебные и обще учебные умения учащихся.

    Школа пространство проб, посредством которых происходит саморазвитие, самореализация, социализация учащегося. Школа с её культурой, традициями, системой ценностей и отношений становится фактором совершенствования творческого опыта учащихся и в то же время отражает существующие нормы и ценности. Перед школой стоят следующие задачи:

      Создать комфортную образовательную среду для раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечить развитие, саморазвитие, самореализацию учащихся за счет здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, сотрудничества учащихся и педагогов в различных видах деятельности;

      Сформировать профессиональную среду, способствующей успешной работе педагогов;

      Воспитать человека нового тысячелетия: самодостаточного, саморазвивающегося, способного адаптироваться и жить в современном обществе.

    Многими педагогами выдвигаются требования к современному уроку. Акцент делается на развивающий характер, поэтому урок необходимо обогатить новыми информационно-коммуникационными технологиями.

    Формированию учебных и общеучебных умений, обеспечению индивидуальных потребностей обучающихся способствует увеличение учебных часов, введение курсов по интересам и внеурочная деятельность по разным направлениям.

    Наряду с урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной работой в едином образовательном пространстве развивается и дополнительное образование детей. Положительный эффект дает совместная деятельность школы с образовательными учреждениями дополнительного образования детей, в результате которой осуществляются программы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию поэтому нужно применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС.

    Проект федерального закона

    «Об образовании в российской федерации»

    Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

    1. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОСы – В. С.) и федеральные государственные требования… являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы обучения.

    2. ФГОСы и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты, устанавливаемые университетами, обеспечивают:

    1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

    2) преемственность основных образовательных программ;

    3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

    4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ.

    3. ФГОСы являются обязательными при реализации основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. ФГОСы включают в себя требования к:

    1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему;

    2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    3) результатам освоения основных образовательных программ.

    ФГОСы устанавливают сроки получения общего и профессионального образования.

    5. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ФГОСы включаются специальные требования и (или) устанавливаются специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

    6. ФГОСы разрабатываются по уровням образования, ФГОСы профессионального образования – по профессиям, направлениям подготовки и специальностям соответствующих уровней профессионального образования 97 .

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И.

    ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ:

    СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

    Стандарт, стандартизация  это установление и соблюдение определенных норм в каком-либо виде деятельности и в создаваемых в процессе деятельности результатах.

    Нормирование в образовании существовало всегда в виде национальных традиций, связанных с представлениями об идеалах, общих целях, содержании и формах обучения и воспитания, а также в виде законодательных актов, нормативных документов, учебных планов, программ, учебников.

    В текст ныне действующей Конституции Российской Федерации впервые внесено положение о том, что государство устанавливает ФГОСы, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

    Закон Российской Федерации «Об образовании» раскрывает содержание и сущность государственного стандарта. Стандарт нормирует (определяет) обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

    ФГОСы предназначены, таким образом, для обеспечения гарантированного минимума обязательной подготовки каждого обучающегося, независимо от того, в каком образовательном учреждении данного уровня и профиля он получает образование. ФГОСы обеспечивают единство образовательных требований к качеству знаний, умений и навыков, а следовательно,  единство образовательного пространства страны; они призваны защищать учащихся от перегрузки (определяет максимально допустимый объем нагрузки), обеспечивать единую объективную оценку успешности учебной деятельности и работы образовательных учреждений и в конечном итоге гарантировать качество образования.

    При всех своих положительных качествах образовательный стандарт несет в себе и определенные опасности, связанные с возможностью возвращения к унифицированной, строго зарегламентированной школе, с риском превращения стандарта в шаблон, в способ подавления индивидуальности ребенка и творчества педагога. Прав В. С. Леднев, писавший о том, что необходимы такие стандарты, которые закрепляли бы демократические начала в образовании, защищали интересы ребенка и творчество учителя и в то же время сохраняли необходимый обществу уровень образования, единство образовательного пространства страны.

    Конечно же, не следует стандартизировать сам педагогический процесс, регламентировать его вариативность, творческое многообразие. Стандарт  средство обеспечения минимально необходимого качества образования и его единства в образовательном пространстве Федерации, условие вариативности образования без разрушения его основ. Отсюда требование гибкости стандартов, вариативности их использования. У школы, любого образовательного учреждения должно оставаться достаточное «вариативное пространство» для планирования, для оперативного маневра, для учета реальной ситуации. При этом должен соблюдаться приоритет гуманистических ценностей, сохранения нравственного, психического и физического здоровья школьника или студента 98 .

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    ПЕДАГОГИКА /

    Л. П. КРИВШЕНКО, М. Е. ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА И ДР.

    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты). Понятие «стандарт» происходит от английского слова «standard», означающего образец, норма, мерило. Стандарт образования  система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

    Основными объектами стандартизации в образовании являются: его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования.

    Необходимость проведения стандартизации образования вызвана коренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, к рыночным отношениям, к правам и свободам личности потребовал переосмысления политики в области образования. Сфера образования теперь ориентирована, прежде всего, на удовлетворение духовных потребностей личности, а не на интересы государства. Это в свою очередь обусловило значительные перемены в организации образования. Учебные заведения приобрели большую самостоятельность в выборе содержания, форм и методов обучения.

    Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов изучения последних, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение – все это потребовало заботы о сохранении базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого обучающимися в разных типах общеобразовательных учреждений. Стандарт и является тем механизмом, который обеспечивает существование единого в стране образовательного пространства.

    Стандартизация образования вызвана также стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их документов об образовании за рубежом.

    Идея стандартизации образования для России не нова. Она существовала еще в советское время. Хотя в СССР, как правило, не употреблялось понятие государственного образовательного стандарта, но его роль фактически выполняли единые учебные планы 99 .

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    ПЕДАГОГИКА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ,

    СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ /

    ПОД РЕД. С. А. СМИРНОВА

    Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона «Об образовании». Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, уровень и форма предъявления, указывает методы и способы измерения и интерпретации результатов обучения. Важным показателем системы образования является степень демократичности его стандарта, которая характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.

    В Законе «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции регионов и образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

    Федеральный уровень определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

    Национально-региональный уровень содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

    Школьный уровень определяет образовательное учреждение. Однако в стандарте указан объем содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

    Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают:

    требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

    максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

    Определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования и имеет право при наличии соответствующего желания двигаться в овладении содержанием образования дальше.

    Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. Стандарт дает возможность ученику осознанно избирать индивидуальную траекторию своего обучения и развития, что в значительной степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития школьника.

    Реализация ФГОС способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений учеников стандарту образования; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.

    На основе стандарта образования могут быть разработаны рабочие учебные планы 100 .

    «История дня народного единства» - Главную роль в нем играли посадские люди. Объединение вне зависимости от стратов, национальности, вероисповедания. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. Из истории смутного времени. Тарутино. Именно ополчение решило судьбу русского государства. Народное ополчение 1941 года.

    «Освоение космического пространства» - Старт намечен уже на ближайшие годы. Специалисты НАСА приступили к подготовке беспрецедентной экспедиции – полету к Солнцу. ЛЕОНОВ Алексей Архипович – первый летчик – космонавт, вышедший в открытый космос. Э.К.Циолковский. За 1 час 48 минут Юрий Гагарин облетел земной шар и благополучно приземлился.

    «Угол между прямыми в пространстве» - Решение. В кубе A…D1 найдите угол между прямыми: AB1 и CD1. В кубе A…D1 найдите угол между прямыми: AB1 и BC1. Угол между прямыми в пространстве. В кубе A…D1 найдите угол между прямыми: AA1 и BC1. В кубе A…D1 найдите угол между прямыми: AA1 и BC. В кубе A…D1 найдите угол между прямыми: AA1 и BD1. В кубе A…D1 найдите угол между прямыми: AB1 и BD1.

    «Система координат в пространстве» - Работа М.Эшера отражает идею введения прямоугольной системы координат в пространстве. В. Брюсов. Прямоугольная система координат в пространстве. Ох – ось абсцисс, Оу – ось ординат, Оz – ось аппликат. С Пифагором слушай сфер сонаты, Атомам дли счёт, как Демокрит. Декартова система координат не единственная.

    «Параллельность в пространстве» - Оглавление. 2.Следствие. Параллельность трех прямых. Прямая и плоскость имеют только одну точку. Отрезки параллельных прямых, заключенных между параллельными плоскостями равны. Возможны три случая взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве: Прямая лежит в плоскости. Параллельность прямой и плоскости.