Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • К чему снится людоед по соннику К чему снится быть каннибалом
  • Подарили во сне цветы: что это значит?
  • К чему снится терка по соннику К чему снится терка
  • Создание ркка Николай Ильич Подвойский
  • Апрельский кризис 1917 г
  • Социальное страхование от несчастных случаев на производстве Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
  • Нужно ли быть эрудитом чтобы стать успешным. Как быть начитанным

    Нужно ли быть эрудитом чтобы стать успешным. Как быть начитанным

    Автор этого замечательного (столь актуального в наше «клиповое» время) материала Иосиф Сергеевич Завалишин (1912–1982) - инженер-гидротехник, главный специалист института Гидропроект им. В.Я.Жука, принимавший участие, пожалуй, во всех крупнейших послевоенных стройках-мегапроектах ГЭС. Ветеран Великой Отечественной войны, с боевым путем Москва - Сталинград - Харьков - Киев - Бухарест - Будапешт - Прага - Берлин.

    Иосиф Сергеевич, потомок народовольца Федора Ивановича Завалишина - ярчайший пример подлинного советского русского интеллигента, высообразованного профессионала-практика, но и идеалиста, просветителя, удивительно гуманитарно цельного человека, с глубинно неравнодушным гражданским отношением к Отечеству. Возвышенного и в общественной, и в производственной и семейной жизни.

    Говоря о Иосифе Сергеевиче, невозможно не упомянуть его верную спутницу, единомышленницу и соратника - Элеонору Самсоновну Кузнецову, доцента кафедры педагогики МГПИ имени В.И.Ленина, лектора общества «Знание», автора многих научных работ по теории воспитания, вдохновителя и организатора Всесоюзного движения студенческих педагогических отрядов, с трастную последовательницу и пропагандиста педагогических идей А.С.Макаренко, руководителя Макаренковской секции Педагогического общества РСФСР. По ее инициативе создан музей А.С.Макаренко.

    В квартире Завалишиных под началом Элеоноры Самсоновны Кузнецовой функционировал уникальный в своем роде педагогический семинар (знаменитые «Макаренковские среды»), в котором Иосиф Сергеевич был постоянным участником и генератором идей. За десятилетия (!) еженедельной работы семинар стал подлинным очагом живого педагогического поиска, важнейшим явлением отечественной культуры.

    Таков круг жизни, души высоких порывов семьи Иосифа Сергеевича Завалишина, очерчивающий его духовный облик и стремления. По завещанию Иосифа Сергеевича родные и соратники издали его труды:

    И.С.Завалишин. Жизнь. Идеи. Проекты. Том 1. Размышления на гуманитарные темы. С. 48–73. Издание 2-е дополненное в 2-х томах. Том 2. Города будущего. Лекции. Из близкого окружения. Составление, редакция, комментарии Беляков Е.А., Завьялова Н.И., М., 2017.

    Приводим актуальную работу из этого сборника, а также, с любезного разрешения авторов-составителей, выкладываем всю книгу для скачивания и прочтения.

    Фото: военное фото И.С.Завалишина.

    ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

    Существовало прежде мнение, да оно и сейчас живо, что достаточно построить десятки тысяч школ, тысячи вузов, и задача образования народа будет решена. Оказывается, это совсем не так. Вопрос гораздо более многогранен.

    В классовых условиях, когда образование получали только высшие слои, так называемое «общество» было весьма малочисленным. Роль культурных центров выполняли усадьбы, а в начале XIX в. всё образованное общество помещалось в Дворянском собрании (Колонном зале в Москве).

    Обеспечивались личные контакты, обмен мнениями, налаживались интеллектуальные связи. Что-то подобное было и в тогдашнем Петербурге. На рубеже XIX-XX вв. роль культурных центров исполняли усадьбы меценатов, деятелей искусства (Абрамцево, Поленово, Талашкино, дача Волошина в Коктебеле). Какой же зал нужен для современного советского общества?! Ведь если технически и возможно создать зал, скажем, на миллион человек, то получится ли в таком гигантском зале психологически доступное и такое необходимое человеку общение?

    Как же быть? Давайте подумаем. Ведь именно общество, в конечном счете, воспитывает и образовывает. Великие люди, да и не только великие, но и самые обыкновенные, получают окончательное образование (а оно неизмеримо больше, чем то, что получают в школах и университетах) именно в обществе. Пушкин получил своё истинное образование не только в лицее, но в обществе, в свете. Мы подчас слишком буквально и однозначно воспринимаем такие, например, строки Лермонтова: «Зачем вошёл он в этот свет завистливый и душный…» В определённом смысле А.С.Пушкин действительно пострадал и самым роковым образом, от «света», но не надо забывать о том, что свет - это не только Дантес, но и друзья Пушкина, а без этого общения, без общества Пушкин не был бы Пушкиным. У Гёте есть великие слова: «Ведь, в сущности, все мы коллективные существа, что бы мы о себе не вообразили… Мы должны заимствовать и учиться как у тех, которые жили до нас, так и у тех, которые живут с нами. Даже величайший гений недалеко бы ушёл, если бы захотел производить всё из самого себя. Но этого не понимают очень многие добрые люди и полжизни бродят как во мраке, грезя об оригинальности» .

    Идеи рождаются всегда в обществе, живут в нём и развиваются, а вовсе не рождаются вместе с людьми, как наивно думали раньше, как думал Метерлинк в прекрасной своей сказке о Синей птице. Глинка верно сказал: «Музыку пишет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» .

    Как-то раз к Блоку пришёл знакомый и спросил: «Ну, что ты сегодня сочинил?» , - на что Блок ответил: «Я никогда не сочинял, не сочиняю и сочинять не буду» . Где же брал свои замечательные мысли Блок? - В обществе. Следовательно, наряду с образованием, осуществляемым с помощью школ и высших учебных заведений, нужен ряд дополнительных мероприятий. Как же воссоздать эффект образования обществом, если людей, получивших образование, стало так много и общество стало столь громоздким? Об этом мы и будем говорить в теме, освещающей проблему №3 - образование взрослых. Забегая вперед, скажем, - эта проблема вполне разрешима. Надо только умело использовать мощь современной техники и преимущества нашего советского общества. Западу этот вопрос не по плечу. Эта проблема имеет небольшую подтему: о методике самообразования и самовоспитания.

    О МЕТОДИКЕ САМООБРАЗОВАНИЯ (КАК СТАТЬ ОБРАЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ)

    Часто приходится слышать, что некоторые люди имеют выдающиеся способности, феноменальную память, способность быстро схватывать и, в силу этого, много знают в разных областях науки, культуры, жизни. Конечно, способности имеют большое значение, но далеко не только в них дело. Можно быть очень способным и талантливым, можно учиться в школе, институте, университете, аспирантуре, но оставаться малообразованным человеком. Можно, опираясь на хорошую память, очень много заучить и запомнить, но все же не подойти под название культурного, эрудированного, высокообразованного человека. «Многознайство не прибавляет ума» . (Гераклит)

    В чём же дело? Не парадоксальны ли высказанные положения? Постараемся ответить на вопросы, вытекающие из названия статьи.

    I. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ВОЗНИКАЮЩИХ СЛОЖНЫХ И ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ

    Жизнь многообразна, многообразны люди, многообразны обстоятельства. Нет двух совершенно одинаковых людей, двух одинаковых обстоятельств. Каждый человек, кто бы он ни был, таит в себе что-то индивидуальное, неповторимое. Вырабатывая для себя какие-то принципы, больше всего надо бояться шаблонных решений и готовых рецептов, ибо шаблон не учитывает ни индивидуальных особенностей человека, ни особенностей обстановки. Живя с шаблонными представлениями, человек рано или поздно столкнётся с острыми противоречиями с действительностью, что помешает ему правильно разобраться в окружающих обстоятельствах и неизбежно создаст ложное представление о мире. С ложными представлениями невозможно стать образованным человеком. «Ржа ест железо, лжа - душу» . (М.Горький)

    Перед человеком всегда или, во всяком случае, очень часто стоят сложные и трудноразрешимые вопросы, и к этому можно отнестись по-разному. Можно отнестись как Раскольников Достоевского и с огромным трудом найти смысл и понять суть совершенной ошибки. Можно поступить, как поступил Бальзак: когда его герой попал в затруднительное материальное положение, то, если верить биографам, Бальзак заперся в комнате, три дня никуда не выходил и с трудом придумал, как помочь своему герою. Можно же поступать как Нехлюдов в «Воскресении» Толстого, в эпизоде, положившем начало трагедии Катюши Масловой. В глубине души Нехлюдов чувствовал, что это нехорошо, плохо, даже очень плохо, что могут быть тяжёлые последствия для самой Катюши, но он не стал думать, а произнёс про себя тривиальную фразу: «Ну что же, ведь все так делают» , - и надолго успокоился. Несколько таких умозаключений в сложных жизненных обстоятельствах, какие сделал Нехлюдов, и человек потеряет способность волноваться, отыскивать правильные решения, станет равнодушным, потеряется для науки, для настоящей творческой работы, для понятия «высокообразованный человек».

    Каждый вопрос, который выдвигается жизнью, как бы ни был он сложен, как бы долго не решался , как бы ни было тяжело его решение, должен быть обязательно и до конца решённым. Решённым тем человеком, перед которым стоит данный вопрос, может быть и не самостоятельно, а с помощью товарищей, но обязательно решённым. Это первое и непременное правило. Когда перед человеком возникают вопросы, он чувствует острую необходимость на них ответить, тогда он рано или поздно найдёт и ответы. В голове и душе такого человека всегда будет порядок. Порядок будет и в делах. Невозможно при современном уровне науки и человеческих знаний что-либо сделать в обстановке беспорядка, неуверенности. Задолго до наших дней это предвосхитил Рене Декарт - его замечательное высказывание «порядок освобождает мысли» абсолютно верно и миллионы раз проверено жизнью. Как же можно быть образованным человеком и иметь неосвобожденную, скованную мысль? Итак: обязательное решение всех жизненно важных вопросов, постижение «физического смысла» (Суворов: «Постижение и бдение превыше всего» ). Всегда во всем отыскать смысл, докопаться до истины, понять, что к чему. Всё должно лежать в определенной системе. Порядок в мыслях, чувствах, во всех делах. «Подальше положишь, поближе возьмешь» . (Русская поговорка).

    II. НЕ ЗАМЫКАТЬСЯ ТОЛЬКО В СВОЕЙ ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗУЧАТЬ И ПОСТИГАТЬ ИСКУССТВО

    Никогда не замыкаться на одном, не быть только «специалистом по левой ноздре» . (Л.Н.Толстой). Узкий специалист и узкий профессионал не может хорошо знать даже своей области. Это прекрасно сформулировал двести лет тому назад Ж.Ж.Руссо: «Когда занимаешься науками, все больше и больше убеждаешься, как различные науки поддерживают и помогают друг другу. Конечно, человеческий мозг не в состоянии освоить все науки. Но, если не иметь некоторого представления о других науках, то и в своей находишься в полном мраке» .

    С чего начать? - С искусства. Это проще всего и нужнее всего. Искусство необходимо всегда и всем. В разные эпохи первенствуют разные виды искусства. Сейчас наибольшее значение имеют театр и кино, музыка, литература, архитектура и живопись. В искусстве надо жить. Видеть все более или менее интересные постановки и картины. Знать общественное мнение и мнение критики, даже если оно неверно. Иметь собственное мнение, даже если оно странное и непохожее на то, что говорят или пишут, важно чтобы оно не было надуманным и пустым и оригинальным ради оригинальности, а чтобы шло от сердца, волновало тебя и твоих товарищей, с которыми обсуждаешь данный вопрос. Стараться иметь таких бесед как можно больше, не бояться сказать лишнее, рискованное, даже парадоксальное. После бесед с друзьями рискованное окажется надёжным, парадоксы перестанут быть парадоксами, лишнее будет уместным.

    Как шахматы невозможно освоить без некоторого знания теории, так и искусство в любой его форме нельзя понять без некоторого, хотя бы небольшого знания теории. Надо обязательно читать книги по искусству - биографии великих деятелей искусства, монографии отдельных художников, видеть и иметь много репродукций, хотя бы в виде открыток. Читать музыковедческие исследования, при слушании музыки максимально напрягать свою фантазию, чтобы понять и увидеть то, что видел композитор, когда писал музыку.

    Если отбросить сложные вопросы и очень приблизительно сформулировать, получится так: культурный человек должен хотя бы немного знать искусство. Что такое немного? Это, конечно, не имена известных актеров и несколько стандартных фраз: «меня это не волнует», или: это «очень свежо, сочно и т.д.».

    III. НЕ БОЯТЬСЯ ТРУДНОСТЕЙ И ОПАСНОСТЕЙ, А ИДТИ НАВСТРЕЧУ ИМ

    Здесь будет ГЭС

    Если человек пытливый, ищет, думает, имеет свои взгляды и суждения, достаточно ли этого? - Нет. Герой, описанный Достоевским в «Белых ночах», примерно таков, и Достоевский ясно показывает: это хорошо, но недостаточно. Он мил, вызывает симпатии, его можно любить, но влюбляться не стоит. Влюбляться надо в другого. Какой он - «другой», Достоевский точно не знает и поэтому рисует его схематично, но этот «другой» не похож на героя рассказа «Белые ночи», это бесспорно.

    Что же нужно кроме исканий, раздумий и знания искусства? Нужно гармоническое развитие. Если человек живёт только головой - это очень однобоко. Нужны большие физические усилия. Спорт. Туризм. Опасности. Преодоление больших физических трудностей. Преодоление страха. Отвага. Наконец, нужна бесконечная любовь к природе и знание её. Как великолепно это знал Лермонтов! Его герой (Печорин) таинственен, как всё таинственное - непонятен, но любовь к опасности и безграничная любовь к природе героя Лермонтова не вызывают никаких сомнений.

    Можно привести множество более новых примеров:

    «Дом, в котором разбиваются сердца» Бернарда Шоу, путешествие Тура Хейердала на «Кон-Тики», пешая экспедиция на Северный полюс, подвиг Ганса Хаса, спокойно снимавшего подводной кинокамерой акул, исследование и киносъёмка вулканов и многое другое. В действительной жизни, если только она ярка, интересна и результативна, всегда много риска и опасностей. Нужна большая закалка и умение преодолевать трудности, умение, говоря фигурально, не задумываясь лезть в холодную неспокойную воду. Нет лучше способа развить в себе эти качества, как заниматься спортом, туризмом, жить на природе и хорошо знать её.

    Прав тот отец, который учит своего сына искусству купаться в море в штормовую погоду, когда прибой с шумом обрушивается на берег. В этом, конечно, есть известная доля риска - ну и что же, без риска ничего не бывает, зато он на всю жизнь воспитает у своего сына правильный характер. Умелое, спокойное преодоление настоящих опасностей с настоящим риском - что может быть лучше для правильного воспитания!

    Есть прекрасные литературные примеры, которые великолепно готовят человека к романтике борьбы, мужества, преодоления чувства страха. Это прежде всего «Мцыри» Лермонтова.

    Чудесна также сказка Жорж Санд «Крылья мужества» (о том, как рыбаки ночью забыли мальчишку на каменистом острове, поднялся ветер, и через этот остров начали перекатываться волны). Эти и многие им подобные произведения необходимо знать с детского возраста. Хорошо с десяти-двенадцатилетнего возраста знать наизусть стихи из скандинавского эпоса «Фритьёф»:

    «Ни ночлега в домах, ни шатров на судах.
    Спи на ратном щите, меч булатный в руке,
    А шатром - голубой небосвод.
    Как взыграет гроза, подыми паруса,
    Пусть гремит, пусть ревёт, трус, кто парус совьёт.
    Чем быть трусом, погибни скорей» .

    Единство идеи, мысли, действия, чувство ответственности, невозможность каких-либо пустых бумажных предложений как нельзя лучше воспитывается при общении с природой, в преодолении трудностей и опасности. Это единство перерастает в единство характера - сочетание глубокой интеллигентности, знаний с отвагой и удалью. Русская литература всегда мечтала о таком герое, но литература его создать не могла, не успела, потому что подобные характеры появились только на гребне волны революции. Достоевский мечтал, чтобы Мышкин и Рогожин были одним лицом, но как это сделать, он не знал - литература не творит жизнь, её творят люди, литература только отражает это творчество, иногда на самых ранних, едва заметных его фазах…

    Сформулировать идею, когда она только-только зарождается - это великое дело - найдены сторонники, продолжатели, найдены талантливые люди, которые двинут вперёд, разовьют идею, проверят на практике и претворят её в дело.

    IV. ЗНАНИЯ. ПРИОБРЕТЕНИЕ ИХ ИСПОДВОЛЬ

    На Киевской ГЭС, 1966 г.

    Огромное значение имеют знания. Хотя великий ученый Франции Мишель Монтень и говорил, что «надо иметь не хорошо наполненную, но хорошо устроенную голову» , - и это абсолютно верно, - всё же надо иметь большой объём знаний.

    Найти хороший способ накопления знаний - значит иметь их в большом количестве. Наверное, не меньше половины времени тратится на пополнение запаса знаний и, если не иметь хорошего способа приобретения знаний, их будет слишком мало. Трудно говорить о цифрах, еще труднее их проверить - но иногда приходится слышать такое распределение: знания, полученные в школе, институте, аспирантуре - десять процентов, собственный опыт - два-четыре процента, остальное делится поровну между литературой и беседами с друзьями, с людьми практической жизни. Какова же методика получения большей части - восьмидесяти шести процентов знаний? Её можно назвать одним словом - исподволь.

    Хорошо иметь собственную большую библиотеку. Совершенно не обязательно читать все книги, которые там стоят, важно знать, где стоит книга и о чём она толкует. Возник какой-то вопрос. Вы что-то услышали. Вас что-то заинтересовало. Взяли соответствующую книгу, прочли несколько страниц, а иногда и всю книгу - и ответ книг на волне интереса запомнить просто, быстро и в подавляющем большинстве случаев на всю жизнь.

    Вас что-то волнует. Вы не знаете, как и что сделать - спросили у товарища, сделали всё по его рекомендации и то, что вы познали при этом, будете знать хорошо и навсегда. Если ответ на поставленный вопрос не содержится ни в одной из ваших книг, идите в соответствующую библиотеку, раньше загляните в энциклопедию - это ключ к большей части знаний и, конечно, она должна быть у каждого. В энциклопедии есть всегда библиографический указатель - используйте его, ищите нужные книги, читайте их, если это интересно, беседуйте со сведущими людьми. «Вечер беседы с достойным человеком больше, чем десять лет чтения книг» , - говорит восточная мудрость. Иначе говоря, живите так, чтобы вас всегда что-то интересовало, ищите исподволь ответа у товарищей и книг - это самый верный способ получить много знаний.

    Огромное значение имеют для образования «исподволь» путешествия . Кроме путешествий в прямом смысле - поездка во время отпуска в новые места, в новую страну или по специальному маршруту, поездка в служебную командировку - используйте также и другой, более мощный способ - не сидите слишком долго на одной работе, не сидите слишком долго в одном городе. Не будьте Старожилом Хиникатом (герой рассказа «У нас дома»….). Что такое «не слишком долго» - четыре, пять лет, не больше, на одном месте. Только после многих лет деятельности, если вам удастся плотно оседлать большую проблему, которая будет вам бесконечно интересна и полезна людям, можно затратить и больше времени на одном месте и в одном городе - если, конечно, проблему можно решить, не выезжая из данного города. Приведенные цифры, конечно, не закон - в отдельных случаях могут меняться, но для большинства случаев современной жизни, они, по всей вероятности, близки к оптимальным.

    Если слишком долго заниматься одним и тем же вопросом, можно стать очень узким специалистом. Как отмечалось выше, специализация необходима, но слишком узкая специализация противоречит современной жизни, современной технике, современной науке.

    V. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИТИКИ. ПОСТОЯННОЕ И ГЛУБОКОЕ ПОНИМАНИЕ ЕЁ

    Интерес к политической жизни и знание её. Современная жизнь насыщена политикой. Ни в одну историческую эпоху политика не играла такой роли, так близко не касалась судьбы каждого человека, так сильно не влияла бы на его настроение и самочувствие, как сейчас.

    Известна записка Бетховена к своему другу: «… я не смог приехать в четверг, так как были военные действия. Приеду в субботу…» Видно, что военные действия мало волновали великого композитора. Эти времена безвозвратно прошли. Проблемы строительств, отдельных отраслей промышленности, вопросы различных течений в искусстве - всё это политика.

    Неожиданность и скачкообразность политики для людей мало сведущих кажется невероятной, невозможной - все непонятное мешает правильно ориентироваться. При современном развитии радио, кино, обилии иллюстрированных журналов, выставок, фестивалей, спортивных соревнований, массового заграничного туризма - каждый человек получает от одних и тех же событий диаметрально противоположную информацию. Если недостаточно хорошо знать политику, в сознании получается полнейшая путаница, неразбериха. Насколько глубоко эта неразбериха влияет на человека, видно из таких разительных примеров, как самоубийство Стефана Цвейга и предполагаемое самоубийство Хемингуэя. Положение осложняется тем, что далеко не всё может быть опубликовано, о многих вещах пишется схематично, условно, не в полную меру. Ничто не требует такого глубокого и всестороннего знания теории, как политика. Диалектика, философия, сочинения классиков - без этого никогда невозможно постичь суть происходящего и ближайшие перспективы. Надо иметь вкус к этим вещам, не смотреть на общественные науки и философию как на нечто чисто академическое, книжное. Многие науки раньше были книжными, оторванными от жизни, сугубо теоретическими.

    Атом, электроны, протоны и т.д. - интересно, занятно, непонятно… Кто бы мог подумать, что из этого родится Хиросима… То же было раньше с электричеством. В старых курсах физики изложение электричества начиналось так: «Возьмите янтарь, потрите его - к нему пристанут бумажки» . Далее шло изложение электростатики, опытов Гальвани, законов Ома, Кирхгофа, правило левой и правой руки и т.д. Всё это было книжно, теоретично, неинтересно и казалось совершенно оторванным от жизни. Но из этого родились электротехника и электроника, которые пронизывают всю современную жизнь и которые невозможно понять и развивать без понимания всех, казалось бы, на первый взгляд, старинных и нежизненных теорий.

    Сказанное о политике можно сформулировать короче: быть сыном своего века и страстным патриотом своей Родины, не чуждаться актуальных проблем и знать их, жить в них, болеть за них, хорошо разбираться. Тогда у вас в руках будет ключ к пониманию жизни и к сердцу подавляющего большинства людей, к их пониманию жизни, и люди, в свою очередь, научат вас многому - тому, что не вычитаешь ни в каких книжках, газетах, журналах.

    VI. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В СОБЫТИЯХ

    Предположим, что вы овладели в значительной степени пониманием современной политики, разбираетесь хорошо во многих вопросах, болеете за актуальные проблемы. Достаточно ли этого? - Нет, недостаточно. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» - сказал великий грузинский поэт Руставели. «Мнит себя стратегом» … Что-либо «мнить» в сегодняшней жизни недопустимо. Современная жизнь основана на технике. Подавляющее большинство людей - рабочие, техники, инженеры - живут техникой. Один рабочий, работавший на большой сибирской стройке, высказал замечательную мысль: «Современная техника не любит и не прощает ошибок. Ошибёшься раз, а она тебя три раза накажет» . Как же можно «мнить»? Надо не «мнить», а быть.

    Хоть и на очень небольшом участке, но быть, обязательно быть.

    Настоящие характеры выковываются только в гуще актуальных событий. Гораздо вероятнее встретить интересных людей там, где сложно, где опасно, где решается судьба дела. Встретить таких людей, значит многому от них научиться. Быть самому участником событий, значит найти общий язык с интересными людьми и ещё большему научиться. Не только научиться, но и приобрести собственный опыт и улучшить собственный характер, что тоже очень важно.

    Можно спросить, почему же Фредерик Шопен, живя почти всю жизнь во Франции, писал такую великолепную музыку? Дело в том, что нельзя отождествлять писателей, поэтов и людей искусства с людьми практической жизни. Кроме того, жизнь общества идет периодами. В какие-то периоды накапливаются знания, опыт, исподволь решаются сложнейшие вопросы - это скрытый, невидимый процесс. Наступает момент наибольшей концентрации формулировок, выводов, мнений, теорий. Писатель, художник или поэт, обладая чуткой душой, слышит и чувствует эти формулировки и выводы и переносит их на холст или на бумагу и воплощает в звуках музыки. А в XIX веке был как бы взрыв - появилась мощнейшая плеяда писателей и поэтов, которая сумела идеи, накопившиеся за полтора-два века, перенести на бумагу и сделать понятным многим то, что ранее было неявным, неизвестным.

    Искусство, пожалуй, больше, чем что-либо - плод коллективного творчества. Всё, что пишется на гуманитарные темы, верно лишь в определенных условиях и в определённое время. Жизнь же строится непрерывно и не прекращается. Семидесятые годы нашего века далеки от такого положения, которое было в XIX веке, - происходит пока скрытый процесс исканий, формулировок, новых истин, нового образа жизни и мышления. Скачок наступает позднее. Поэтому сейчас и меньше таких писателей и поэтов, какие были в XIX веке.

    Эта статья адресуется не писателям, а практикам, которые хотят быть образованными людьми. Они ждать не могут, пока появятся новые Герцены и Тургеневы, а должны лезть во все щели, быть в самых трудных местах, на работах, связанных с решением самых актуальных проблем, на самых актуальных стройках, участвовать в событиях - не наблюдателем, а непосредственным участником, и ничего не бояться . Если была война 1941-1945 гг., то надо было быть там. Если судьба страны решалась на послевоенных стройках Сибири - нужно тоже было быть там и т.д.

    VII. ОСНОВНОЙ МЕТОД ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ - ДОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА РАЗУМА И ЧУВСТВА

    Современная жизнь выдвигает сложные, трудноразрешимые проблемы как общественного, так и личного порядка. Такие же проблемы часто возникают на работе, в практической деятельности. В начале статьи мы писали, что нельзя оставлять вопросы, которые тебя волнуют нерешёнными, нельзя их откладывать или, что ещё хуже, привыкнуть жить с нерешёнными вопросами и просто делать, что все делают - разумная нить теряется и жить становится неинтересно. Многие вопросы можно решить путём логических рассуждений, однако по мере усложнения жизни, техники и науки, легкорешимых вопросов становится всё меньше.

    Как же быть?

    Когда-то в далекие времена такой же вопрос стоял перед математиками - арифметические задачи становились все сложнее и сложнее. Решать их логическими рассуждениями стало невозможным. В результате была изобретена алгебра, которая во много раз упростила решение сложных задач и многие арифметические задачи, которые казались неразрешимыми, разрешила. Конечно, нельзя искусство называть алгеброй человеческой мысли, но искусство (музыка, живопись, театр и т.д.), его методы и приемы в огромной степени могут облегчить решение сложных задач и многие неразрешимые задачи - решить. В человеческом сознании действуют как бы две системы - логическая система разума и система чувств, настроений и интуиции. Раньше считалось, что настроения и чувства прямого отношения к серьёзным делам не имеют, или более того, считалось, что это нечто вредное, помеха. «Дай сердцу волю - заведёт в неволю» - эта формула фальшивая. В литературе и искусстве долгое время обсуждалась проблема борьбы со страстями: считалось, что существует какой-то установленный порядок жизни, которым надо руководствоваться, и что человеческие чувства, настроения, страсти мешают, уводят в сторону - это тоже неправда. Даже Гоголь, правда, несколько в ином ракурсе, но всё же говорит об этой проблеме («бывают страсти и страстишки» ). Борьба двух начал в человеке - очень старинная проблема, восходящая к античным представлениям об Аполлоне и Дионисе.

    В русской литературе XIX века и начала нашего очень много внимания уделяется проблеме разума и чувства. «Разумом я понимаю, что это нехорошо, но чувство подсказывает мне другое…», или: «с точки зрения разума всё как будто бы, хорошо, но угнетает какое-то скрытое чувство, которое я не могу объяснить и определить, в чём дело» . «Умом я понимаю, что этот человек хороший, но сердце говорит что-то другое» и т. д. Так в чём же дело? Должна ли быть всё время эта раздвоенность?

    Практически подобные вопросы решаются довольно просто. Существуют волевые начала в человеке или волевые люди - принимается «волевое» решение, и всякая раздвоенность исчезает. Против такой методики решения вопроса можно привести два аргумента.

    Есть великолепное рассуждение Г.Гейне. Он говорит, что обычно мы уважаем волевых последовательных людей и прощаем им многое. Но, если разобраться как следует, то эти люди часто оказываются «рабами своих отживших мыслей». Другой аргумент сам напрашивается - в современной жизни и, в особенности, в технике достаточно хорошо известно, что «волевые» решения в подавляющем большинстве случаев весьма сомнительны. «Волевой» способ не годится. Многочисленные примеры в литературе и жизни подтверждают эту мысль. Решать поставленный вопрос оторванно от жизни и обстановки невозможно. Очевидно, если в жизни будут значительные противоречия, то не может быть внутренней гармонии.

    Почему декабристы шли на грандиозную, сложную и почти безнадёжную борьбу, на колоссальный, почти стопроцентный риск, хотя, казалось бы, лично у них всё было - любимые жёны, - чудесные семьи, обеспеченная жизнь…

    Но представим себе, что в общественной жизни произошли большие изменения, многие противоречия, которые мучали людей века - устранены и люди, конечно, не решили всех задач, но почувствовали, что стоят на правильной дороге, - что тогда? Придёт ли сама по себе гармония чувств и мысли? По-видимому, нет. Есть ли такая методика, которая бы обеспечила эту гармонию? Прежде всего, надо обратиться к искусству. Искусство - область человеческой деятельности, в которой никакие волевые решения невозможны. Если бы в искусстве завёлся волюнтаризм, оно перестало бы быть искусством. Но искусство ставит, наводит на решения и часто решает огромные по значимости вопросы, делает это просто, быстро, хорошо и достоверно. Современное искусство - это школа жизни. Горький, Достоевский, Бетховен, Бальзак, Толстой, Суриков… Есть ли хоть один вопрос жизни, который бы не был ими правильно поставлен, хорошо, всесторонне освещён и во многих случаях решён? Иногда даётся только намётка решения, но это тоже исключительно важно…

    Дело в том, что человек задолго до того, как научился мыслить, умел чувствовать, имел настроения, эмоции и т.д. Разум и мышление появились значительно позже и в силу этого во многом менее совершенны. Интуитивно вы решите какой-либо вопрос за полторы-две секунды. Для того же, чтобы этот вопрос решить методом логического мышления, потребуется, может быть, несколько часов, а, может быть, и месяцев. Решение в последнем случае будет точным, правильным, в огромном количестве случаев абсолютно верным, но очень медленным.

    Современная жизнь выдвигает очень сложные вопросы, нерешаемые никакими прямыми логическими рассуждениями. Без Евклида невозможна современная наука, но времена Евклида прошли безвозвратно. Железная логика доказательства геометрических теорем Евклида, которые по сей день изучают школьники всего мира, видимо, хорошо соответствовала уровню или, вернее, объёму проблем, которые были в то время. Но попробуйте чистой логикой решить какой-нибудь современный вопрос - вы натолкнётесь на частокол трудностей. Неизвестных будет во много раз больше, чем уравнений, или уравнений и неизвестных будут сотни. В небольшом количестве случаев, когда вашу проблему можно будет зашифровать в математическую форму, вам на подмогу придёт современное программирование и электронные машины, но количество проблем, которое можно облечь в математическую форму, составляет очень небольшую часть проблем. Подавляющее большинство современных задач решается сотни и тысячи раз на электронно-вычислительных машинах, пока результаты не начинают сходиться. В мозгу человека происходит нечто аналогичное. Интуитивно вы проверяете и намечаете десятки решений - большинство из них идёт подсознательно. Если варианты ваших случайных произвольных решений начинают подходить к истине, у вас появляется одно настроение, если расходятся - другое. Трудно описать этот процесс, но легко понять, познавая и изучая настоящую, большую музыку, большое искусство.

    Внимательно изучая на примерах произведений искусства, как тысячи случайных, интуитивных решений начинают двигать к какой-то цели, встречают на своем пути препятствия, иногда с огромным трудом их преодолевают, вы чувствуете какую-то общность сомнений, затруднений, неудач, очарований и разочарований, которые были у автора, с теми же чувствами, которые были у вас при решении какого-то сложного вопроса, при какой- то сложной и трудной борьбе.

    В начале своей деятельности вам часто кажется, при изучении с практической целью какого-то вопроса, что «чем дальше в лес, тем больше дров», и что, как будто бы, безнадежны и борьба, и изучение… Но вы слушаете и изучаете настоящую музыку, настоящее искусство и понимаете, что вы в начале пути, что просто, как часто бывает, вы недооценили предстоящих трудностей работы, что у автора, произведения которого вы читаете, слушаете или смотрите, были вот такие же сомнения, такое же охлаждение, такая же кажущаяся безнадёжность, но какие-то неясные, едва заметные чувства стали для автора путеводной звездой, он им поверил и вышел на пленительно ясный путь верного, радостного решения вопроса… Вы заметили такие же смутные неясные чувства в своей душе в момент борьбы, сомнений, исканий, неудач, разочарований и сами не придали им значения, прошли мимо, не увидев, как автор пошёл за нужным настроением и чувством, и вы идёте за своим чувством и выходите на сияющие просторы победы, решения, достижения. Это и есть метод единства чувства и разума, метод, которым широко пользуется искусство. Овладеть этим методом трудно, но необходимо. Для этого надо хорошо знать и понимать искусство.

    Сила изложенного метода заключается в том, что искусство гораздо раньше, чем наука и техника вошло в область сложных вопросов, разрешимых только способом единения чувств и разума, методом интуитивной оценки огромного количества вариантов, выбором из них строго ограниченного количества наиболее вероятных и логической разработки только этих немногих вариантов.

    Иначе не были бы объяснимы такие феномены мысли, как подвиг инженера Белилюбского, лично запроектировавшего почти все мосты на Транссибирской железной дороге. Невозможно было бы объяснить и феномен Чехова, соединившего в себе величайшего мыслителя и писателя.

    Без овладения методом единства чувства и разума невозможно вести настоящую творческую работу, невозможно самостоятельное решение сложных современных вопросов. Без умения самостоятельно решать сложные вопросы невозможно понять, что происходит, невозможно познать по-настоящему современную жизнь, невозможно навести порядок в своей душе, освободить свою мысль для постижения и познания.

    VIII. «ИЗ ДРЕВНИХ ЧУДЕСНЫХ КАМНЕЙ СЛОЖИТЕ СТУПЕНИ ГРЯДУЩЕГО» (Н.К.РЕРИХ)

    Мы живём представлениями. Представление о морали, представление о чести, долге. Представления об обязанностях, о добре и зле, о любви, верности, о жизненных правилах, о законах, о государстве и т.д. Представления помогают нам ориентироваться в сложных вопросах, принять правильное решение, экономят время. Но проходит 20–30 лет и представления меняются - иногда сильно, иногда немного.

    Важно быть вооружённым современными представлениями. Представления почти всегда отстают от жизни и тем более, чем жизнь быстрее меняется. Чем эпоха активнее и деятельнее, быстрее, тем опасней пользоваться устаревшими представлениями. Может получиться большая путаница в предметах, которые изучаешь, и в делах, которые делаешь. Как же составить правильные представления? Где их почерпнуть? Многое уже сказано: интересная работа, проникновение в толщу событий, активное участие в них - это необходимо, но недостаточно. Надо многое знать, и знать из жизни, из первоисточников. Надо иметь солидный «базис измерения» и во времени и в пространстве, надо знать, что думают (и думали) по интересующему тебя вопросу другие народы в другие времена, что думал по этому вопросу твой народ несколько веков назад. Тогда временные конъюнктурные, случайные напластования отпадут и появятся правильные представления. Положение облегчается тем, что история в какой-то степени повторяется, развивается спиралеобразно, и всегда можно найти тот виток спирали, изучение которого (или хотя бы знакомство с некоторыми фактами жизни и произведениями искусства, характерными для этого витка) будет плодотворным. Может показаться, что подобное изучение доступно только специалистам, но это не так.

    Тот, кто владеет подлинным знанием искусства, законами его развития, его историей, для того становятся доступными и понятными самые сложные и великие истины, тот почерпнет из старинных источников много свежего, актуального, существенно необходимого сегодня и сумеет перенести из соседствующих, казалось бы, далеких областей в свою область то, что позволит составить новые представления, как сказал великий русский художник Н.К.Рерих: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» .

    Насколько эти слова справедливы, нас убеждает пример раннего и современного конструктивизма. Конструктивизм 1920-х и 1930-х годов был немощен, бледен и, в конечном счёте, потерпел фиаско. Только очень немногим выдающимся, может быть, гениальным личностям удавалось, идя по пути раннего конструктивизма, добиться хороших результатов. Это, прежде всего, сам Маяковский. Формула раннего конструктивизма: «Клячу истории загоним…» (В. Маяковский) и «Я напишу трагедию такую, перед которой трагедия Шекспира будет выглядеть как фарс или жалкий водевиль» (он же). Сейчас нелепость этих формул очевидна.

    В 1930 году в г. Москве, в музее им. А.С.Пушкина (тогда он назывался Музей изящных искусств) была устроена выставка старинных мастеров искусства, были привезены из Ленинграда «Мадонна Лита» школы Леонардо, великолепные полотна Ван-Дейка, Тициана и Рубенса - все ахнули и поняли, что создать произведения, перед которыми трагедии Шекспира будут выглядеть «как фарс или жалкий водевиль» невозможно, не нужно и главное - явно бессмысленно. Сторонники раннего конструктивизма очень тяжело переживали успех выставки и ясно чувствовали, что народ за ними не идет. Прошли годы, и появился новый конструктивизм, на сей раз в искусстве. Внешне он похож на старый конструктивизм, но содержание его следует за формулой Рериха. Так же, как и ранний конструктивизм, современный конструктивизм утверждает, что искусство должно менять форму соответственно изменению формы вещей, повседневно окружающих человека.

    Но если в начале 30-х годов, опираясь на формулу «клячу истории загоним», опрометчиво разрушали памятники древней архитектуры, то сейчас они восстанавливаются. Велик наш интерес, а Андроньевскому монастырю, Кижам, Суздалю, к творениям Андрея Рублёва и Ростову Ярославскому с его колокольным звоном, к старинной деревянной архитектуре Севера. Наши представления об этих памятниках изменились.

    Что же нужно знать из предыдущих эпох? Прежде всего, свою историю и своё старинное искусство. За последнее время оно хорошо популяризировано, появилось много хороших и понятных монографий, ряд хороших кинокартин. Надо ознакомиться с этими материалами, понять их и осмыслить. Ещё лучше после изучения литературных источников поездить по местам, где сохранились старинные памятники.

    Изучение собственной истории всегда поражает грандиозностью задач, которые стояли на протяжении многих сотен лет перед нашей страной, поражает умением, талантом и гением народа, который блестяще выходил победителем из труднейших положений, часто созданных собственными же великими устремлениями.

    Посмотрим на сооружение Московского Кремля, двигаясь по противоположному берегу реки от Каменного моста к Москворецкому. Вам сразу вспомнятся замечательные слова Менделеева, сказанные им о науке и практически близкие к искусству: «Как свободно, привольно и радостно живётся в науке». Башни все время как бы поворачиваются - так, чтобы быть красивее и приятнее для человеческого глаза. Впечатление простора увеличивается разномасшабностью башен Василия Блаженного, прекрасно вписанного в архитектуру кремлёвских стен. Разные эпохи, разные стили, но как всё слито в едином, потрясающе цельном ансамбле, как очевидна идея торжествующего, свободного разума. Как приятно предаваться размышлению на виду великолепных сооружений Кремля - кажется, что много людей, умудренных опытом, с лучезарно ясными мыслями, свободными суждениями и мнениями понимают и поддерживают тебя, ободряют!

    Московский Кремль - отражение интересной и неповторимой русской культуры: она впитала в себя и Восток, и Запад и больше всего создала неповторимо прекрасного собственного. Работа мастерская, первоклассная - швов не видно. В самом деле, по отметку зубцов стену строили итальянцы, а шатры над башнями, спустя многие годы - русские, в стиле русском! Кто может об этом догадаться, не зная документов? Одна из башен Кремля - Боровицкая - родная сестра восточной башни - башни Сююмбике в Казани - где стык, где противоречия? Их не видно, - опять железная монолитность ансамбля.

    Центральное сооружение - колокольня Ивана Великого построена итальянцем, а крайние сооружения - Годуновская башня и Филаретовская пристройка - русскими. Опять стыков не видно, опять стальная логика единства.

    Фантастическая, сказочная жар-птица - храм Василия Блаженного - замечательно гармонирует с готикой Спасской башни и со всеми неповторимыми сооружениями Кремля! - это и есть русская культура. Чудесный сплав великих культур мира и, как всякий сплав, обладает новыми, неведомыми ранее качествами… Конечно, понять великую музыку Кремля сразу трудно. Надо многое посмотреть, многое прочитать, продумать.

    Огромное влияние на русскую культуру оказал Восток. Никто так хорошо Восток не знает, как наша страна. Причин много. Во-первых, мы в государственных границах живём совместно с восточными народами - непосредственно черпаем их опыт, культуру, мудрость. С Востоком мы связаны и исторически. Лучшие умы России тянулись на Восток: Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Толстой, Пржевальский, Козлов. Что их туда влекло? - сознание огромной важности понимания восточной культуры для России. Музыка Бородина, Мусоргского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Глинки. Где, какой народ мира так понятно, ясно и великолепно раскрыл Восток? В советский период истории нашей родины эта тенденция еще более усиливалась. Восток был понят еще лучше и приближен к миллионам. Колоссально много дали труды замечательных советских ученых С.Ф.Ольденбурга и Бертельса. Сами народы советского Востока после революции сделали грандиозные шаги и помогли по-настоящему понять и оценить Восток. Не удивительно. Ведь на территории советского Востока жили великие мудрецы мира: жил великий Мухамед-Аль-Хорезми - истинный изобретатель алгебры, первый человек, 800 лет тому назад правильно понявший, что в шутке Архимеда таится грандиозная сила взрыва - сила революции науки.

    Саади из Шираза, Низами, Алишер Навои, Фирдоуси - кто знал их до революции? - только узкие специалисты. Сейчас классики Востока издаются у нас массовым тиражом. «Гюлистан», «Сказки попугая», «Рамаяна», «Шах Наме» сейчас доступны миллионам.

    В чём ценность для нас восточной культуры? Восток гораздо раньше вступил на путь создания мощных централизованных государств, знает, какие проблемы выдвигает централизация, знает, как они решаются, знает, какое огромное влияние на частную жизнь могут оказать государственные проблемы. Что ни притча великого Саади, то замечательный совет для современного человека. Совет мудрый, спокойный, детальный, проникнутый чудесными гуманными идеями. Тут всё: советы человеку, имеющему большой опыт, советы юному, как правильно держать себя с людьми… «Жемчужины полезных увещаний нанизаны на нить изящных рассуждений, а горькое лекарство совета смешано с мёдом остроумия» (Саади).

    Во-вторых, (мы уже говорили об этом), культура Востока органически входит в русскую культуру и понять её, не поняв Востока, трудно. Не знать же культуру своей страны человеку образованному невозможно. Кто-то в наши дни высказал правильную мысль: «Сила проектов не в том, что они составляются, а в том, что непрерывно усовершенствуются», - то же можно сказать и об идеях и представлениях.

    Знание культуры своего народа, понимание, как основные идеи всё время видоизменяются и непрерывно совершенствуются, даёт огромную силу ориентирования во всех вопросах, экономит много времени, избавляет от необходимости решения непосильной и ненужной задачи выдумывать всё вновь и вновь и, опять же, помогает создавать новые, созвучные эпохе представления.

    Интересные последствия имело знакомство замечательного русского художника Поленова с Востоком. Тончайший знаток и поэт русской природы отправился в длительное и серьезное путешествие на Восток. Там он увидел другую природу, других людей, другие краски. Вернувшись в Россию, на Оку, он увидел в русской природе то, чего не видел раньше: тончайшие, невидимые нюансы природных красок. После того, как он увидел эти краски в большом масштабе, более яркими на Востоке, - заиграли, дали о себе знать, раскрылись новые, замечательные, недоступные до того «невооруженному глазу» краски русской природы.

    IX. «НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МНЕ НЕ ЧУЖДО»

    В предыдущих разделах затронуто много вопросов - идеи, знания, активное участие в событиях, знание искусства, истории. Однако для образованного человека этого мало.

    Надо любить жизнь во всех её проявлениях. Иначе и идеи, и работа над собой будут односторонними. Может все исчезнуть под давлением жизненных обстоятельств. Любовь, счастье, жизнь, радость, увлечение, борьба, очарование, разочарование, крупицы опыта, найденного самим, постижение, - неудачи, тревоги - всё это свойственно человеку и отказываться от этого нельзя. Время аскетизма, самоотречения прошло! Современная культура, если только её в минимальной степени знать и уметь пользоваться ею, позволяет обойтись без этих крайне тяжелых для человека средств. Не надо пытаться себя втиснуть в какую-то заранее придуманную схему, не надо быть рабами своих отживших мыслей. «Блажен, кто смолоду был молод». Свойственно человеку любить - любите. Свойственно человеку быть счастливым - будьте счастливы. Не противоречить жизни, а знать её, понимать и любить. Казалось бы, очевидные положения, но как их практически достигнуть? Почему любить? - потому что работа, кроме самой элементарной, идет хорошо, когда её любишь, а жизнь не элементарна.

    Мы далеки от высказывания одного из героев Бальзака: «Жизнь - это ремесло, ему надо учиться» , но кое-что знать и соблюдать нужно. «Образованный человек не питается от керосинки, не дышит дурным воздухом, не делает несчастия из-за потерянной резинки» (А.П.Чехов). Прежде всего, надо обязательно хорошо организовать свою жизнь. Благоустройство жизни надо начинать с работы. Недавно один рабочий, выступая на большом собрании на одной из сибирских строек, сказал: «Благоустраивает прежде всего работа, а потом заработок» . Может быть, это литературно не совсем точно, но смысл глубокий и правильный.

    Выбрать себе работу по душе не просто - слишком много факторов влияет на успешное решение этого вопроса. Тут и природные склонности, и объективная обстановка, и бурный рост экономики, когда традиционная передача специальности от отца к сыну не всегда возможна, тут и семейные обстоятельства, зачастую отсутствие опыта в тот момент, когда он больше всего нужен, не всегда ясная перспектива. Путаница во мнениях, к сожалению, прочно бытует в нашей жизни. Но чем сложней вопрос, тем больше внимания, сил, стараний и таланта надо приложить к его решению. Опыт передовых людей и передовых коллективов показывает, что это вполне возможно. Заработок, материальные условия - это очень важная сторона жизни, и игнорировать эту сторону нелепо. Нельзя, конечно, всё сводить к материальным условиям, так как всякая односторонность уродлива (хорошо известна поговорка «Односторонний специалист подобен флюсу»). В нашей стране огромные возможности. Не надо только цепляться за насиженные места. Не надо бояться уехать - Ангара, Енисей, Лена, Амур, Витим, Вилюй, Хантайка, Амгуема - всего не перечислишь. И уехать не просто за длинным рублем, а за знанием жизни, уехать, чтобы самому оказаться в гуще событий. Работа на больших сибирских стройках, на Севере - это не только решение материальных вопросов, это огромный жизненный и производственный опыт . Никакой беспорядок в личной жизни нетерпим (вспомним приведенные выше замечательные слова Рене Декарта «Порядок освобождает мысль» ). Как же может человек стать образованным, если мысль у него скована, не свободна? Но так же нетерпимо отсутствие счастья и любви. Добиться их можно, но бежать от них нельзя, тем более нельзя отодвигать их решения. Уместно вспомнить высказывание Суворова: «Враг оттеснен - неудача, окружён, уничтожен - удача» . Враг для любого человека, а для образованного втройне - неустроенность и беспорядочность в личной жизни, отсутствие счастья, отсутствие любви. Поэтому, прежде всего, надо подумать именно об этом. Любовь, счастье - это не тема данной статьи, однако хочется отметить всё же два положения.

    Первое. Самотёком ничего не получается, даже любовь. Природа одарила человека всем - умением петь и танцевать, рисовать, любить и многим другим. Но от природы всё дается в очень небольших количествах. Дальше всё зависит от человека. То же и любовь. Она возможна с первого взгляда. Может быть, это даже самая хорошая любовь, но дальше её надо поддерживать, лелеять, ухаживать за ней, как за живым растением, иначе она зачахнет, захиреет или, наоборот, при хорошем уходе расцветет.

    Второе. Всесторонне развитому человеку, человеку образованному, живущему по принципу, сформулированному в великих словах Маркса - «Ничто человеческое мне не чуждо» , и счастье, и подлинная любовь более доступны.

    Заканчивая, хочется сказать, что статья не претендует на полноту освещения вопроса. Образованному человеку нужно знать гораздо больше. Статья - лишь несколько советов, которые автору кажутся существенными. Правда, есть хорошая индийская поговорка - «Самое легкое - давать советы, самое тяжёлое - их выполнять» . Тем не менее, советы полезны. Может быть, окажется полезной и эта статья.

    Иосиф Сергеевич Завалишин

    ПРИМЕЧАНИЯ

    В какой бы области ни был: в политической, производственной или жизненной (Прим.­ И.С.Завалишина).

    Однажды я спросил И.С.Завалишина: какие наилучшие маршруты, чтобы изучить свою страну. Он сказал, что лучше всего начать с Кремля. Затем - бульварное кольцо. Затем «Золотое Кольцо», старинные русские города. Дальше, если есть возможность, Урал, Сибирские реки… «Надо всё бросить, - говорил И.С.Завалишин, - и путешествовать по Волге, по Ангаре, на Байкал, Енисей…» Тогда это было трудно осуществить. Сейчас есть масса турфирм, но они, скорее, отправят тебя на Канары.

    Tаким был и сам И.С.Завалишин. Очевидно, что такие люди никогда не ставят своей главной целью личное обогащение. Сермяжная мудрость нового русского мещанства, наоборот, призывает «не быть идиотами», на которых «все ездят» и ездить самому. Неужели эта идеология победит? Неужели моих подрастающих детей и внуков тоже засосёт эта трясина пошлости? Однажды я заикнулся Завалишину о карьере. Он посадил меня перед собой и сказал: «Ты должен раз и навсегда для себя решить, чего ты хочешь: карьеры или осмысленных больших дел. Если - карьеры, то я ничему тебя научить не смогу. Иди поучись у кого­-нибудь другого».

    Как мне кажется, эти пожелания сегодня обрели новый смысл. С изменением социально­экономического положения в стране, в частности, в народном хозяйстве, не стало крупных строек на периферии России, не реконструируются и не развиваются города, новые не строятся - это даже и не обсуждается. В результате возник ряд проблем. Резкая концентрация строительства в Центре, а точнее, в Москве, ведёт к её тотальной застройке, что не безопасно для исторического центра. Бездействуют многие ведущие проектные институты, работавшие на страну, а проектирование рассредото- чилось по небольшим фирмам. Появились безработные специалисты. И это далеко не полный перечень проблем в этой области. (Н.И.Завалишин)

    СКАЧАТЬ: И.С.ЗАВАЛИШИН. ЖИЗНЬ. ИДЕИ. ПРОЕКТЫ ( , )

    Составление, редакция, комментарии Беляков Е.А., Завьялова Н.И., 2017.

    Данную книгу авторы передают в общественное достояние. Напоминаем, что произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

    Сколько войн пережило человечество? Как измерить красоту? Что общего между смехом и гримасой недовольства?

    Сотню понятных объяснений самых разных вещей вы найдете в этой книге. Ее автор - профессор кафедры психофизиологии в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ведущий научный сотрудник в Институте прикладной физики РАН Владимир Антонец.

    Из книги:

    Может ли звучание имени влиять на то, как тебя воспринимают?

    Российский филолог Владимир Журавлев выяснил, что послания, заключенные в звучании слов современного русского языка, могут быть оценены с помощью 25 эмоциональных антонимичных сопоставлений: «хороший - плохой», «радостный - печальный», «безопасный - страшный», «простой - сложный» и других.

    Проведя исследования с большим количеством людей, Журавлев смог установить, какую подсознательную оценку по какой шкале имеет каждый звук.

    Сейчас в интернете легко найти подсказку, какое впечатление оставляет ваше имя. Например, Николай - красивый и безопасный, Коля - хороший, а Колян - хороший, добрый и красивый. Анализ стихов и иллюстраций к ним показал, что поэты интуитивно соблюдают фоносемантические правила и что имеются также звукоцветовые соотношения, которые тоже соблюдаются в языке.

    Красота в квадрате

    Большинство людей думает, что математика - слишком абстрактная и далекая от реальной жизни наука. Не тут-то было!

    Вы слышали о математической теории, которая помогает упростить поиск спутника жизни? Догадываетесь, как связан экспоненциальный рост с угрожающими человечеству катастрофами? Осознаете, что цифры в логотипе компании влияют на ваши покупки? Из книги математика и философа Алекса Беллоса вы узнаете об этом и многом другом. Читается на одном дыхании!

    Из книги:

    Предостережение человечеству

    Профессор физики Альберт Бартлетт выступает со своей знаменитой лекцией «Арифметика, население и энергия» с 1969 года. Каждый раз он начинает ее с того, что не предвещающим ничего хорошего тоном заявляет: «Величайший недостаток рода человеческого состоит в его неспособности понять суть экспоненциального роста».

    Экспоненциальный рост имеет место в случае, если какая-то величина постоянно увеличивается пропорционально ее значению, например путем удвоения: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64…

    Представьте бутылку с бактериями, численность которых увеличивается в два раза каждую минуту. В 11:00 в бутылке находится одна бактерия, а к 12:00 бутылка будет полностью заполнена бактериями. «Если бы вы были обычной бактерией, живущей в этой бутылке, - спрашивает Бартлетт, - в какой момент времени вы поняли бы, что свободного пространства вот-вот не останется?» Поразительно, но в 11:55 бутылка кажется почти пустой: она заполнена всего на 3 процента.

    Бутылка Бартлетта - это предостережение жителям Земли. Если население планеты будет увеличиваться по экспоненте, свободного места на ней не останется гораздо быстрее, чем кажется.

    Теория игр

    Хотите восхищать окружающих своей прозорливостью? Научиться мыслить стратегически и из любой ситуации выходить победителем? Эта книга написана специально для вас.

    Из книги:

    Меньше - лучше

    Возможно, вы считаете, что всегда полезно иметь больше вариантов. Но если мыслить стратегически, сокращение числа возможных вариантов может принести больше пользы.

    Томас Шеллинг пишет в своей книге о том, как афинский полководец Ксенофонт сражался, встав спиной к глубокому ущелью. Он специально выбирал такую позицию, чтобы у его солдат не было возможности отступать. В той битве у них одеревенели спины, но они победили.

    Точно так же Кортес потопил свои корабли после прибытия в Мексику. Ацтеки могли отступить в глубь своей территории, а у солдат Кортеса не было никакой возможности для бегства или отступления. Сделав поражение еще более пагубным, чем оно было бы само по себе, Кортес повысил свои шансы на победу - и победил.

    Психология

    Психология - одна из интереснейших наук о человеке, и теперь она стала доступной каждому. Чтобы лучше понять себя и других людей, вам не понадобится читать написанные сложным языком труды ученых.

    В этой книге теория объясняется так просто и увлекательно, что вы уже через пару дней сможете консультировать своих друзей. Пол Клейнман поможет разобраться в ключевых идеях психологии, концепциях Фрейда, Фромма, Роршаха и других исследователей.

    Из книги:

    Социофобия

    Социофобия - один из самых распространенных типов тревожного расстройства; его симптомы в какой-то момент времени возникают почти у 13 процентов населения земного шара.

    Человека, страдающего социофобией, постоянно беспокоит, как его воспринимают окружающие. Такие люди испытывают иррациональный страх перед тем, что кто-то относится к ним плохо или негативно их оценивает, а также, что они предстают перед другими не в лучшем виде.

    Не следует путать социофобию с чрезмерной застенчивостью, так как первая сопровождается устойчивыми и весьма серьезными симптомами эмоционального и физического характера: дрожь, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, сильная нервозность в ситуациях общения с незнакомыми людьми, страх быть недооцененным, беспокойство из-за возможности быть униженным, чрезмерное волнение из-за того, что окружающие заметят встревоженность больного, страх перед заранее запланированными событиями и прочее.

    Голая статистика

    Наш мир все быстрее и быстрее генерирует огромные объемы данных. Тем не менее, как справедливо отметила The New York Times, «данные - всего лишь исходный материал знаний». Статистика - самый мощный из имеющихся в нашем распоряжении инструментов для практического использования информации.

    В этой книге Чарльз Уилан дает ответы на многие интересные вопросы: как подсчитать количество бездомных в мегаполисе, почему казино всегда в плюсе, как глобализация влияет на бедных людей и другие.

    Из книги:

    Прогнозная полиция

    В фильме 2002 года Minority Report Том Круз играет детектива, предотвращающего преступления. Его герой является сотрудником некоего бюро, которое использует определенную технологию для прогнозирования преступлений еще до того, как они будут совершены. И это уже не фантастика.

    В 2011 году в газете The New York Times вышла статья под заголовком: «Полиция прибывает на место до совершения преступления». В ней рассказывалось, что специальная компьютерная программа предсказала высокую вероятность совершения краж из автомобилей в этот день на подземной парковке, расположенной в деловом районе города Санта-Круз.

    Когда туда приехали детективы, они обнаружили двух женщин, слишком уж пристально всматривающихся в окна автомобилей. Одна из них уже неоднократно задерживалась за воровство, а у другой нашли запрещенные наркотики.

    Система, использовавшаяся в Санта-Круз, была разработана двумя математиками, антропологом и криминалистом. Отдел полиции в Чикаго создал у себя целое подразделение аналитиков-прогнозистов. Частично его формирование объяснялось тем, что банды, терроризировавшие город, действовали по определенным шаблонам.

    Интерстеллар . Наука за кадром

    Перед съемками фильма «Интерстеллар» ученый-консультант Кип Торн предложил режиссеру два простых правила. Первое: ничто в кинокартине не должно противоречить общепринятым законам физики или достоверным знаниям о мире. Второе: все домыслы должны быть научно подкреплены.

    Если у вас остались вопросы после просмотра, то ответить на них поможет книга Кипа Торна об искривлении пространства и времени, черных дырах, гравитации и других загадках Вселенной.

    Из книги:

    Искривление времени

    Главный герой фильма «Интерстеллар» Купер переживает, что больше не увидит свою дочь Мёрф, поскольку, находясь вблизи Гаргантюа, он стареет лишь на несколько часов, тогда как на Земле проходят годы. Как это объяснить?

    Еще в 1912 году Эйнштейн понял, что массивные тела могут искривлять время и это искривление является причиной гравитации. Чем больше замедление времени, тем сильнее гравитационное притяжение. А у поверхности черной дыры, где время почти не движется, гравитация настолько огромна, что даже свет не может ее преодолеть.

    Теория подтвердилась, когда Роберт Вессот из Гарварда с помощью ракеты NASA поднял атомные часы на 10 000 километров и посредством радиосигналов сравнил их ход с часами, которые остались на Земле. Оказалось, что время на Земле течет примерно на 30 микросекунд в день медленнее, чем на высоте 10 000 километров.

    Экономика всего

    Декан экономического факультета МГУ объясняет, как экономика влияет на различные общественные процессы.

    Прочитав эту книгу, вы больше узнаете об устройстве государства и поймете, почему мы сталкиваемся с определенными силами социального трения, по каким причинам совершенство недостижимо, что такое социальный капитал, проблема халявщика, а также британская болезнь и красный склероз, перед какой дилеммой стоят элиты в России и многое другое.

    Из книги:

    Нужно ли нам государство?

    Не только в российском, но и в мировом общественном сознании существовало множество мифов, связанных с государством. И в какой-то момент эти мифы стали проверять. Например, все великие британские экономисты приводили один и тот же пример: если бы не правительство, кто бы строил в Англии маяки? А ведь нации нужны маяки - чем была бы Англия без судоходства?

    Экономист Рональд Коуз пошел в архив Британского адмиралтейства и стал смотреть, кто же в действительности строил маяки. Выяснилось, что ни один маяк в Англии не был построен правительством. Кто их только не строил - гильдии капитанов, местные общины, корпорации судовладельцев, но только не правительство.

    Затем Фридрих фон Хайек проверил, как обстоят дела с денежными системами. Выяснилось, что разные государства в разное время создавали свои казначейские системы денежных ассигнаций, но все они погибли. Денежные знаки, которыми мы пользуемся сейчас, - это так называемые банкноты, то есть системы частных расписок между банками. Стали смотреть на полицию, пожарную охрану, армию, и опять неоднозначные ответы.

    Вывод, который можно из всего этого сделать, таков: если государство и нужно, то вовсе не для того, для чего считалось раньше. У государства всюду есть заменители.

    P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога.

    С интересным собеседником приятно общаться. Подобное взаимодействие можно назвать полезным: всегда есть шанс узнать что-то новое, духовно обогатиться и повысить свой интеллектуальный уровень. Многих людей волнует вопрос: как стать эрудированным человеком? Большинству из нас хочется производить впечатление на окружающих. Известно, что в социуме любят людей, от которых исходит положительная энергия.

    Они словно притягивают к себе внимание. Яркая харизма всегда располагает к себе, помогает окружающим почувствовать себя более счастливыми и самодостаточными. На такого человека просто приятно смотреть, хочется брать с него положительный пример. Как стать эрудированной личностью? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

    Круг общения

    Это первое, с чего стоит начать. Большинство людей даже не подозревают о том, насколько обедняют свою жизнь, отказываясь от перспективы взаимодействия с действительно интересными людьми. Если такая возможность подворачивается сама собой, то нужно обязательно ею воспользоваться. Тогда вас не будет беспокоить мысль, как стать эрудированным и интеллектуально развитым человеком. Иногда бывает просто достаточно сменить круг общения для того, чтобы в жизни многие составляющие начали налаживаться. Нет ничего грустнее, чем ситуация, когда индивид находится не на своем месте, вращается среди тех, кто никак не способствует его развитию в лучшую сторону. Круг общения – это наше все.

    Чтение литературы

    Следует различать понятия эрудированности и образованности. Просто само по себе наличие какого-либо диплома не говорит о том, что человек достиг совершенства в какой-то области. Высокая степень развития достигается только путем упорной работы над собой. Нужно стремиться постоянно узнавать что-то новое. Задумавшись о том, как стать более эрудированным, нельзя пренебрегать чтением книг. Мир литературы настолько велик и своеобразен, что действительно способен обогатить вас изнутри, создать весомые предпосылки для качественного интеллектуального скачка.

    Людям становится приятнее взаимодействовать с теми, кому есть что сказать. Чтение книг помогает развиваться духовно, следовать за собственными внутренними желаниями. Ведь в произведениях часто описываются такие ситуации, которые могли бы произойти с нами в реальности. Размышляя, как стать эрудированным, нельзя не отметить тот неоспоримый факт, что книги должны быть определенно разных жанров. Не следует читать одно и то же. Так вы превратитесь скорее в любителя, а не во всесторонне развитую личность.

    Цель в жизни

    Невероятно значимая составляющая, без которой нельзя обойтись. Цель в жизни должна иметься у каждого. Без нее невозможно двигаться вперед, понимать, в чем заключается ваша главная задача. Есть люди, которые старательно избегают задавать себе подобные вопросы. Однако стоит заметить, что их жизнь никак нельзя назвать увлекательной и интересной. Чтобы совершать удивительные открытия, необходимо иметь возможность постоянно двигаться в направлении желаемого результата.

    Если вы действительно думаете над тем, как стать эрудированным, необходимо обозначить для себя желаемое направление и идти по собственной дороге. Не стоит бояться возникающих на пути препятствий. Они не столь страшны, как может показаться на первый взгляд. Всякая преграда нас чему-то учит, помогает бороться с собственной ленью и ограниченностью.

    Наличие мечты

    Это то, о чем многие забывают, когда речь идет об их собственном счастье. Мечта дает крылья, позволяет воспарить над ограничивающими обстоятельствами. Именно тогда приходит чувство полета, ощущение, что ваши возможности на самом деле безграничны. Наличие мечты обогащает нас изнутри, позволяет осознать ценность самой жизни. Именно в такие моменты человек начинает раскрывать свои лучшие качества характера и не упускает те возможности, которые перед ними открываются. У каждого должна быть своя мечта.

    Саморазвитие

    Человек должен обязательно стремиться к совершенствованию своих способностей. Никто не должен останавливаться в развитии только потому, что не знает, как достичь удовлетворительного результата. Саморазвитие – это значимая вещь в жизни. Если мы не занимаемся собой, не прилагаем усилия для того, чтобы добиться чего-то значительного, то вряд ли можно рассчитывать на успех.

    Человек не может в полной мере развиваться, если не знает, к чему у него лежит душа. В некоторых случаях понадобится потратить лучшие годы своей жизни для того, чтобы понять, в чем заключается цель и смысл именно вашей жизни.

    Отказ от перфекционизма

    Некоторые люди грешат тем, что начинают стремиться к тому, чтобы всегда и во всем быть первыми. Другие хотят делать все идеально. Это невозможно по определению. Как стать эрудированным, если вы постоянно хотите кому-то что-то доказывать? Для начала следует отказаться от мысли все делать правильно. Ошибки случаются у всех, в этом нет ничего страшного. Иногда даже промахи необходимы для того, чтобы иметь возможность расти над своими проблемами, стараться их решать всеми силами. Только пройдя через специальные испытания, можно понять, чего вы на самом деле стоите, в какую сторону следует направлять свои усилия. Известно, что перфекционисты – самые несчастные люди на свете. Отказ от такой позиции позволит многого достичь, освободиться от внутренних терзаний.

    Увлечения

    Человек, который интересен сам себе, неминуемо привлекает к себе окружающих людей. Он излучает возле себя позитивную энергию, выглядит счастливым и самодостаточным. Имея конкретное увлечение, мы действительно становимся более самостоятельными и самодостаточными. Возникает даже желание делиться этим с окружающими людьми, приносить им пользу.

    Кроме того, чем сильнее индивид увлечен чем-то, тем меньше он лезет в жизнь окружающих. Именно в этом случае появляется больше возможностей реализовать начатое дело до конца, Когда мы посвящаем какому-то занятию свои силы, то неизбежно становимся счастливее. Создается впечатление, что за спиной вырастают долгожданные крылья, любые перспективы открываются перед нами.

    Путешествия

    Ничто не дарит такой поток вдохновения, как возможность посмотреть окружающий мир. Чем больше человек направляет усилий на то, чтобы путешествовать, тем больше нового о себе, об окружающем мире он может узнать. Если вы тоже размышляете над тем, как стать эрудированным и интеллектуально значимым, то необходимо начать расширять собственные горизонты. Путешествия невероятно обогащают наш внутренний мир, способствуют приливу сил, высвобождению созидательной энергии. Человек начинает верить в появившиеся возможности, хочет сделать что-то важное, постоянно развивается.

    Таким образом, если индивид всерьез обеспокоен тем, как стать эрудированным и интеллектуально развитым, он должен обязательно найти время на то, чтобы заняться собственной жизнью. Без этого невозможно достичь значимых результатов, успешно состояться во многих начинаниях. Эрудиция выручает не только в общении, она еще помогает значительно поднять самооценку. Каждый человек нуждается в том, чтобы заниматься собственным развитием, уделять достаточно времени и внимания имеющимся способностям. Только так можно полноценно двигаться вперед, чувствовать радость жизни и осмысленность каждого совершенного выбора.

    Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, как стать грамотным, эрудированным и интеллектуально развитым человеком. Сегодня для успеха недостаточно быть просто удачливым или талантливым в чем-то одном. Все более высоко начинают цениться общая эрудированность и разносторонняя развитость. Сделав всего несколько правильных шагов, вы сможете блеснуть не только в компании знакомых и друзей, но и поразить всех остальных.

    Быть открытым всему новому

    Первое и самое важное - не закрываться. Многие люди долгие годы выстраивают свою систему ценностей, вырабатывают определенную линию поведения, наполняют себя некоторыми знаниями. Но основная проблема заключается в закостенелости. Если вы будете верны только одним определенным знаниям, вы не сможете расширить свой кругозор. Очень важно уметь видеть и слышать новое.

    Не торопиться

    Помните о том, что быстро результат не появится. Делайте все с наслаждением и удовольствием. А для этого необходимо избавиться от спешки. Не ждите результата прямо сейчас. Многие современные люди страдают именно из-за этого ожидания. Человек хочет получить все и сразу. Расслабьтесь.

    Делайте все медленно и не спеша. Осознавайте каждое свое действие. Иначе вы можете пропустить множество важнейших деталей. Не стоит заниматься образованием просто ради образования. Наполняйте себя словно графин. Изучайте все с интересом, искренним и неподдельным.

    Чем больше вы будете вникать в детали, тем лучше вы будете понимать суть происходящего. Думаю, все мы прекрасно понимаем разницу между скорочтением и наслаждением любимой книгой. Так и с любыми знаниями. Просто запихать в себя кучу фактов будет абсолютной бессмыслицей.

    Обязательно отведите время для себя в одиночестве. Без книги, без компьютера и телефона. Просто вы и тишина. Именно в такие моменты человек может спокойно думать. А ведь именно это и есть залог успеха. Не просто наполнять себя всевозможными знаниями, но пробовать их на вкус, сомневаться, подвергать различные утверждения критике.

    На что делать упор

    Какие навыки могут вам помочь в достижении вашей цели? Думаю, все со мной согласятся, что развить свое красноречие будет крайне полезным. В этом нет острой необходимости, но уметь красиво и правильно разговаривать очень полезно. Благодаря современным технологиям вам даже выходить из дома для этого не нужно.

    Сегодня существует огромное количество приложений для телефонов и планшетов, которые могут задать вам направление для развития красноречия. Если же вам станет этого мало, то вы всегда можете записаться на курсы с живым преподавателем.

    Еще одна вещь, которая, несомненно, будет полезна - это логика. Купите или скачайте себе учебник по логике, решайте задачки, стройте логические цепочки, учитесь подбирать логические обоснования своим мыслям. Очень важно уметь видеть всю картинку целиком.

    Изучение психологии и социологии поможет вам в понимании людей. Не бойтесь начинать с чего-то маленького. Не стоит набрасываться на всю психологию сразу. Начните с изучения самого себя. Узнайте больше про свой характер, пройдите несколько психологических тестов, например, тест Кеттелла . И постепенно углубляйтесь в те сферы науки, которые вам наиболее интересны.

    Кроме того, в понимании происходящего очень помогают и . Собирайте образы людей с помощью литературы и кинематографа. Изучайте ситуации, которые происходят с главными героями. Подвергайте сомнению их выбор и фантазируйте, как поступили бы вы.

    Точные науки помогают расставлять все по своим местам. Математика, физика, химия пригодятся вам в жизни, не сомневайтесь. Один мой знакомый практически спас всю компанию, когда мы ходили в поход. Один из товарищей задерживался, а у него находились все принадлежности для огня. Мы стали замерзать, но ни зажигалки, ни спичек под рукой не было. Тогда молодой человек достал батарейки из фотоаппарата и попросил жвачку. Благодаря этим самым батарейкам и фольге мы смогли согреться у костра. Не пренебрегайте такими знаниями.

    Надеюсь, моя статья принесла вам много новых идей и мыслей, благодаря которым вы сможете добиться желаемого. Поделитесь ссылкой на статью с друзьями, если хотите, чтобы они тоже задумались над своей жизнью.

    Читайте. В первую очередь вас интересует чтение. Может быть, вы не любитель читать большие романы – они кажутся вам слишком большими, слишком тяжелыми. Почему бы для начала не попробовать читать журналы или романы в комиксах? Или выберите книгу с рассказами – читайте понемногу и также понемногу усваивайте прочитанное. Но самое главное, что вы можете сделать – посвящать время чтению, хотя бы немного, но каждый день.

    Переходите к более трудным задачам. После месяца или двух чтения отдельных отрывков постарайтесь перейти к более серьезным вызовам. Например, выберите современную классику вроде «Гарри Поттер и Философский камень» (название может быть немного другим в зависимости от перевода) или выберите одну из книг Лемони Сникета. Они рассчитаны не только на детей – эти книги читают и любят миллионы людей. Если вы попробовали читать, но вас все равно трудно привыкнуть к таким большим книжным объемам, попробуйте читать «Ридерс Дайджест» – в нем предлагаются сокращенные версии обычных книг, а так же свежие статьи из разных журналов.

    Найдите книжный клуб. Как только вы начнете читать, вам захочется обсудить то, что вы прочитали. Многие люди записываются или основывают книжный клуб. Это просто – позвоните брату или сестре и паре друзей. Встретьтесь с ними за чашечкой кофе и там согласуйте, какую книгу вы все будете читать. Встретьтесь снова через месяц и, будем надеяться, все успеют прочитать книгу, так чтобы вы могли ее обсудить. Говорите о темах, которые вы открыли для себя с этой книгой, поделитесь с друзьями чувствами, которые она у вас вызвала, или смешными моментами, которые вам запомнились. К тому же книжный клуб поможет вам не забрасывать чтение – вы знаете, что вы будете через пару дней обсуждать книгу, поэтому у вас есть цель – вы обязаны ее дочитать до конца.

    Ставьте перед собой личные цели для чтения. Многие очень начитанные люди занимаются так называемым «параллельным чтением» - они читают по несколько книг одновременно. Может, у вас будет лежать у кровати одна книга, которую вы будете понемногу читать перед сном. Может у вас будет книга в ванной, которую вы тоже будете периодически читать, или еще одна в кабинете и т.д. Даже если вы не хотите такой неразберихи, вы все еще можете ставить перед собой цели, например, «Я хочу в следующем году читать классику» или «В этом году я прочитаю все комедии Шекспира, а в следующем, возможно, буду читать трагедии». Даже если вы полностью не осуществите цель, вы все равно что-нибудь успеете прочитать из намеченного в списке. Постарайтесь ставить себе временные рамки для своих читательских целей.

    Выбирайте хорошо известные книги. Если вам нравится читать необычные вещи, замечательно. Но если вы хотите стать начитанным человеком в общепринятом смысле, вам стоит выбирать книги, о которых слышали другие. Попросите библиотекаря вам помочь. В чтении известных книг есть два преимущества: во-первых, вы будете понимать распространенные ссылки на книги от других людей, а во-вторых, вы станете образованнее в том смысле, о котором даже не задумывались. Например, многие слышали о книге «Убить пересмешника». На вечеринке один из ваших знакомых выразил недовольство по поводу расовой нетерпимости. В то время как никто из ваших друзей не является расистом (будем надеяться), этот знакомый единственный публично высказал свое мнение. Скажите ему «Ты новый Аттикус Финч», сделав тем самым этому человеку отличный комплимент и одновременно показав себя образованным человеком.

    Наслаждайтесь чтением. Возможно, вам больше по душе научная фантастика, а не классическая литература – в этом нет ничего постыдного. Или, может быть, вам больше нравятся романтические истории. В литературе вы можете найти и такое. Или может быть вы поймете, что вам нравится английская поэзия, но вы не в восторге от американской. Ну и что. Все, что вы читаете, делает вас начитанным человеком. Вы знакомитесь с новыми словами и идеями от людей со всего мира и разных временных эпох. Что бы вы ни захотели читать, поверьте, для вас найдется много материала. Вы не фанат Шекспира, но знаете все законы роботехники Азимова – вы все еще начитанный человек и вы получите больше удовольствия, читая то, что вам нравится.