Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Психосоматические расстройства Болезни с точки зрения психосоматики
  • Ритуалы на удачное замужество: симоронские способы выйти замуж
  • Формирование чтения на основе развития познавательных процессов Что такое антиципация в литературном чтении
  • Какие могут быть последствия приворота для мужчин?
  • Если чиновник богат – значит, он вор и взяточник Все чиновники воры и взяточники
  • Иван абрамов - комик новой россии Комик иван
  • Использование приема антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе. Формирование чтения на основе развития познавательных процессов Что такое антиципация в литературном чтении

    Использование приема антиципации на уроках литературного чтения в начальной школе. Формирование чтения на основе развития познавательных процессов Что такое антиципация в литературном чтении

    Антиципация – буквально переводится как предугадывание. Имеется в виду специфический механизм психологической системы человека, который способен «предвидеть» определенные события в будущем, результаты тех или иных действий, решений.

    Антиципация как способность предугадывать рассматривается в современной психиатрии в нескольких возможных проявлениях: она позволяет не только представить возможный исход того или иного действия субъекта, но также дает возможность смоделировать различные варианты решения проблемы до того, как она разрешилась или даже до ее возникновения.

    Имеется в виду, что антиципация также является механизмом, который подготавливает разум субъекта к возможным вариантам ответа на ту или иную ситуацию и позволяет выбрать лучший из них.

    Антиципация с научной точки зрения

    Существует определенная условная связь мыслительной деятельности и ее расположении относительно времени. Например, способность восприятия окружающего мира «здесь и сейчас» соотносится с текущим временем, механизм памяти и все что с ним связано – относится к прошлому. Антиципация с научной точки зрения является мыслительным процессом, который относится к будущему.

    Тем не менее, эти механизмы в человеческом сознании всегда связаны между собой. К примеру, восприятие в настоящем и анализ информации всегда соотносится с прошлым, уже полученным опытом.

    В то же время прошлый опыт и ситуация в настоящем всегда поддаются процессу антиципации, поскольку человек размышляет над тем, каким образом то или иное событие в его жизни может повлиять на его будущее и моделирует определенные ситуации.

    Можно говорить о том, что антиципация - это достаточно своеобразный феномен человеческой психики, который может послужить некоторым инструментом «опережения», позволяющим «заглянуть в будущее». Такой феномен принято называть «опережающим отражением».

    Несмотря на то, что антиципация связана с будущим, она в достаточной степени основывается на пережитом ранее опыте. Более того, она может проявлять себя в присущих субъекту действиях и суждениях в настоящем времени. Интересным является тот факт, что опыт прошлого, как некоторое приобретенное знание, является неотъемлемой предпосылкой для существования механизма антиципации.

    Сама по себе антиципация необходима человеку для выполнения какого-либо конкретного действия. Это объясняется тем фактом, что если не сможет проследить за тем, какие изменения произойдут в целом.

    В результате того или иного действия, эта попытка деятельности будет сорвана. Говоря о антиципации как способности к предугадыванию возможных исходов, подразумевают то, что она является способностью анализировать дальнейшие результаты собственной деятельности индивидуума, без которой любая деятельность не могла бы осуществляться.

    Выделяют также своеобразное антиципицационное воображение. Именно эта функция является основанием способности человека предугадать какое-нибудь событие или результат деятельности. Эта способность крепко связана с актуальной для субъекта деятельностью. Она активируется в том случае, когда один из возможных механизмов памяти не способен стать основанием для антиципации.

    Имеется в виду, что личный опыт прошлого не предусматривает данной ситуации, и тогда воображение, опираясь на различную информацию из прошлого, выстраивает свою цепочку вероятных последствий будущего.

    Говоря иначе, человек пытается «угадать». Конечно же, такая генерация случайных событий не будет хаотичной, поскольку ее формированием занимаются конкретные области сознания, которые ограничиваются узкой тематикой событий и текущим состоянием субъекта и его восприятия.

    Помимо этого, выяснено, что антиципация и способностей к ней также зависит от личностных качеств индивидуума. Наиболее прочно эти показатели связаны с функциями сознания, которые влияют на успех адаптации субъекта к любой ситуации.

    Примерами таких функций может быть эмоциональная уравновешенность, самоконтроль, способность к когнитивным действиям и социальному контакту. Исходя из этого, принято считать, что нарушение функции антиципации, особенно в том случае, когда оно ярко выражено, может указывать на возможные развития психических расстройств, которые затрагивают адаптационные и когнитивные механизмы.

    Механизм процесса антиципации

    Будучи задействованной, память может приводить в действие механизм процесса антиципации. Причем метод антиципации будет зависеть не от качества или объемов отложенной в памяти информации, но от варианта ее организации.

    Когда человек выполняет любое действие, его сознание, говоря простыми словами, передвигается во времени. При этом то, что происходит с субъектом в данный момент, непрерывно записывается в памяти и становится прошлым опытом.

    При этом происходит своеобразное «обновление» памяти, так как во время каждого действия, подсознание как бы «извлекает» старые фрагменты памяти, сопоставляет их с настоящим, просматривает или даже корректирует. Такой процесс как «запоминание» включает в себя понятие избирательности.

    В этом прослеживается влияние памяти на антиципацию – человек запоминает, как правило, то, что интересует его не только в данный момент, но и имеет какое-либо отношения к его планам на будущее, приоритетам.

    То есть, параллельно с простым процессом получения информации и обогащением своей памяти, сознание также «отбирает» те фрагменты, которые запланированы на будущее – они и представляют собой основу для антиципации. При этом в сознании существует некоторые рамки, критерии отбора информации, которые формируются специфическим актом и все тем же планированием будущего, которое напрямую связано с антиципацией.

    Таким образом, и антиципация обладает достаточно сильным влиянием на процесс воспоминания. Говоря иначе: что именно сознание должно «извлекать» из памяти, какой фрагмент задействовать, зависит не только от настоящего состояния субъекта, но и его отношения к будущему, и планируемых действий.

    Человеческое поведение целенаправленно, и доказывает это феномен антиципации. Термин «антиципация» переводится с латыни как «предвосхищаю» и означает процесс, который связан с проектированием будущего, предвосхищением событий, их ожиданием. В основе его лежит антиципирующее воображение.

    Ожидания бывают приятными и неприятными, они могут быть бытовыми, а могут быть далекими и смутными. Жизнь человека протекает между прошлым и будущим, а будущее всегда наступает после момента «сейчас». И антиципация – это проект будущего.

    Взгляды и мнения

    Способность человека регулировать свои действия, опираясь на предвосхищение результата, приводит к цели. Антиципация в наиболее общем смысле в психологии характеризуется как способность предвосхитить результат, а затем совершать действия, ориентируясь на свое представление. У неё выделяют три функции:

    • Регулятивная, или ограничивающая – функция состоит в том, что количество возможных действий субъекта ограничено заботой о представляемом будущем.
    • Когнитивная – отвечает за прогноз в познавательных процессах, построение гипотезы. Выстраивает путь к неизвестному.
    • Коммуникативная – предугадывание действий других людей.

    Процесс антиципации напрямую влияет на принятие решений, так как выбор той или другой альтернативы осуществляется через прогноз, к чему выборы приведут. Цель заключена в прогнозе, и если цели добиться не получается, то происходит адаптация пути – происходит коррекция направления или действий.

    Кроме того, исследователь Ломов подчеркивал большое значение антиципации в процессе восприятия и запоминания. То есть человек будет запоминать то, что ему важно для будущего. Предвосхищаемый опыт как бы подсказывает, что для него понадобится из настоящего.

    Нюттен считал, что антиципации будут соответствовать оценке человеком собственной деятельности. Если он оценивает ее хорошо, то ожидания будут приятными, если плохо – тревожными и негативными. На этом основании всех, кто оценивает хорошо, ученый назвал оптимистами, плохо – пессимистами. С другой стороны, Хоппе выделял два уровня предвосхищения – идеальный и тот, что исходит из объективных данных о конкретной ситуации.

    Одним из важнейших представлений считается мнение об антиципации как об инструменте, благодаря которому человек получает мотив. Представляя будущее, он воодушевляется и стремится к его реализации или пугается, желая избежать негативного сценария. На этом основывается защитное поведение, когда стимулом к побегу и попытке скрыться выступает лишь антиципация плохого результата событий.
    Корректировке они поддаются слабо, так как происходит постоянное подтверждение: человек избегает действия, тревога снижается, но он не разубеждается, а скорее убеждается в том, что последствия могли быть катастрофичны. И единственный способ избавиться от них – личный опыт, опровергающий подобные ожидания.

    В целом мы всегда предсказываем то, как будут развиваться события, и на основе этого строим свое поведение. Таким образом, антиципация оказывается важной для целеполагания, её характер влияет на способность к продуктивной деятельности, счастью, психической стабильности и успеху.

    Трюки с ожиданиями

    На основе антиципации Эббингауз разработал метод заучивания материала через предвосхищение. Метод антиципации состоит в том, что элементы связываются друг с другом в такой последовательности: второй – с первым, третий – со вторым и т.д. То есть каждый элемент должен наводить на мысль о последующем.

    Так как антиципации пронизывают все и с их помощью можно заучить даже бессмысленные последовательности, со связными словами и предложениями все получится еще проще и быстрее. Цель состоит в том, чтобы развить у человека предвосхищение. Прием антиципации заключается в том, что по отрывочным данным человек должен в итоге научиться формировать целостную картину возможного развития событий из этих данных. Несколько возможных применений:

    • Благодаря этому приему можно развить скорочтение. Основа – за каждым словом идет определенное, не выбивающееся из общего контекста слово. Мы исключаем любые слова, и игрок должен правильно прочитать отсутствующие, пока читает сам текст.
    • Понимать смысл текста из эпиграфа, названия.
    • Предугадывать возможные повороты сюжета из вырванных частей в любом месте теста.

    Развивать антиципацию может быть полезно не только для быстрого чтения, но и для сознательного понимания мотивов других людей, а также их возможных действий. При этом способность антиципировать помогает лучше усваивать материал, если предугадывание идет о содержании статьи или книги, так как человек подключает внимание, и затем ему становится интереснее разобраться, правильны ли были заключения.

    О важности положительных ожиданий

    Когда мы ждем чего-то приятного, мы испытываем предвкушение. Новое, интересное, захватывающее будоражит ум и приводит нас в состояние боевой готовности. Еще до того как событие происходит, мы переживаем всю гамму положительных эмоций. Мы счастливы, вдохновлены, парим и мечтаем. Исследования показывают, что антиципация подобного рода образует мощные положительные эмоции, помогающие сделать жизнь счастливой.

    У этого феномена есть и неожиданная сторона: предвкушение намного приятнее, чем воспоминание о чем-то хорошем. В ходе эксперимента людям предлагалось оценить свои эмоциональные переживания по поводу того, что было на самом деле и что они рисовали в воображении. Победило воображение.

    Предвкушение удовольствия дает больше положительного, и, конечно, это связано с тем, что переживать эмоции приятнее, чем вспоминать, а знание о том, что мы скоро будем переживать положительные эмоции, окрашивает будущее в приятные цвета, и нам есть куда стремиться. Поэтому это еще лучше, чем переживать и вспоминать, — у нас есть цель, наша жизнь осмысленна, и мы знаем, что дальше наверняка будет счастье.

    Для того чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь источник хорошего настроения. Чем ярче кажется будущее, тем больше вдохновлен человек, у него есть смысл жить, стремясь к этому будущему.

    Так что, чтобы каждый день был в радость и хотелось жить, лучше всего постоянно что-то задумывать, планировать что-то интересное и захватывающее. К тому же это помогает бороться со стрессом и легче относиться к неудачам в настоящем.

    О бессмысленности беспокойства

    Кроме механизма положительных антиципаций психологи детально исследовали и тревогу. Попробуйте представить себе любую задачу из прошлого, мысль о выполнении которой вас очень тревожила, но вы в конце концов тогда её решили. Примеров такого рода событий множество: посещение вечеринок, выступления перед публикой, просьбы к людям, которые ничем не обязаны вам.

    Многие перед такими задачами испытывают ощущение тревоги, страха, беспокойства, представляют, как катастрофично все может закончиться («Мое выступление провалится, я забуду слова», «Человек, интересующий меня, просто посмеется надо мной», «Я скажу какую-нибудь глупость»). Руки потеют, сердце разгоняется, дыхание учащается.

    Но если вспомнить, как прошли события, по поводу которых мы так беспокоились, можно заметить одну поразительную закономерность. Тревога пропадает, когда мы начинаем реализовывать методично шаги по совершению того, что нужно было сделать.

    Когда мы с волнением ожидаем каких-то событий и не слишком уверены в себе, наша тревога сильная, всепоглощающая и… нереалистичная. Потому что во время действия она намного ниже, чем в то время, когда мы только представляем, что к действию приступим.

    Исследование с участием людей, испытывающих социальную тревожность, показало, что субъективная оценка тревожности у них выше, чем у обычных здоровых людей. При этом как только они приступают к делу, уровень тревожности падает.

    Доводите свои дела до конца: как только начнется стадия действия, тревога станет меньше. Когда такого опыта станет много, сработает научение, и тревожность в принципе не будет проявляться слишком ярко. Автор: Екатерина Волкова

    Помните старый анекдот? Сидит на лавочке интеллигент, читает "Войну и мир". Подходит к нему простой мужичок и вздыхает: "Экая у тебя книга-то сложная..." "Почему сложная" - удивляется интеллигент. "Ну как же - отвечает мужичок, - вона в ней сколько слов..."

    Конечно, для нас с вами количество слов в тексте - не главный показатель его сложности. Но как ни крути, чем слов больше, тем дольше нам предстоит их читать. А лишнего времени сегодня ни у кого нет. И естественно возникает соблазн начать читать "по верхам", перескакивая, пропуская слова. Всю нашу школьную жизнь нас ругали за такое чтение, говорили, что читать нужно внимательно, вдумчиво - а между тем в "перескакивании" есть рациональное зерно.

    Дело в том, что не все слова в деловом или учебном тексте одинаково ценны. Есть слова, несущие смысловую нагрузку, а есть связки, переходы и прочая "вода".По статистике на смысл в приходится около 70-75 % слов, а на воду - остальные 30-25%. И если мы научимся пропускать воду, то количество слов в тексте для нас уменьшится почти на треть, а значит и времени на чтение потребуется меньше.

    Существует прием, позволяющий человеку читать быстрее, пропуская "воду" - этот прием называется антиципацией. Суть антиципации в том, чтобы по уже прочитанному предугадывать, что будет дальше, узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам и домысливать остальное.

    В переводе с латинского "антиципация" (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин "антиципация" ввел в психологию в 1880г. немецкий ученый Вильгельм Вундт. Он понимал под этим термином способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

    Способность к антиципации, в том числе антиципации при чтении, можно тренировать. У хорошо тренированного читателя процесс чтения напоминает игру "Угадай мелодию". По нескольким начальным буквам он угадывает все слово, а по нескольким начальным словам - всю фразу, а по нескольким фразам - смысл всего абзаца или раздела.

    Например, человек читает текст о здоровом образе жизни. Встретив слова "поддерживать" и "физическую", он догадывается, что речь идет о поддержании физической формы - и само слово "форму" ему читать уже не нужно. Естественно, что процесс чтения идет у него быстрее.

    Как же научиться антиципации, развить в себе эту способность, натренироваться? Здесь вам помогут упражнения на прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу; на восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей); на составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный), предыдущего читательского опыта.

    В нашем сегодняшнем выпуске мы решили предложить вам одно из таких упражнений. Перед вами текст, в котором пропущены слова в начале и в конце каждого предложения. Прочитайте этот текст и постарайтесь восстановить пропущенные слова по смыслу. Не старайтесь угадать их дословно. Ваша задача -- уловить смысл текста в целом. Приготовились? Начали.

    Кстати я ***, что к моим *** и родным я еще не *** с визитом. Объездив *** домов, истратив почти все свои визитные ***, я *** карету у Петровского бульвара и *** с намерением дойти *** до Рождественского монастыря; невольно я *** на каждом ***, *** былое и любуясь *** Москвы, которые *** такими живописными после *** петербуржских ***, вытянутых в шеренгу. *** переулок на Трубе *** в гору, по которой *** были *** домики, построенные *** всем *** архитектуры и, может быть, потому еще более ***; их *** веселила меня в детстве и теперь снова *** меня своею прихотливою ***. По ***, едва огороженным, *** деревья, а между *** развешаны были разные *** принадлежности; над *** в три этажа и в одно окошко, *** красною ***, возвышалась огромная *** решетка в виде голубятни, которая, казалась, *** весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня *** удивления; я *** очень хорошо этот ***; с тех пор он нимало не ***, только с бока приделали новую *** в один *** и как будто нарочно выкрасили желтою ***; с нагорья была видна *** двора; по нему величаво ходили *** птицы, и многочисленная *** весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я *** на этот *** другими ***, видел ясно всю *** и безвкусие его ***, но, несмотря на то, вид его *** в душе такие ***, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские ***, которые, кажется, готовы расшаркаться по *** вместе с *** и которые, подобно своим ***, так опрятны, так скучны и ***.

    (В. Ф. Одоевский "Косморама")

    Прочитали? Отгадали смысл? Проверьте себя. Ниже мы предлагаем полный текст без пропущенных слов. Еще раз напоминаем, что если вы не отгадали фразу дословно, это не страшно. Важно уловить смысл.

    Кстати я вспомнил, что к моим знакомым и родным я еще не являлся с визитом. Объездив кучу домов, истратив почти все свои визитные билеты, я остановил карету у Петровского бульвара и вышел с намерением дойти пешком до Рождественского монастыря; невольно я останавливался на каждом шагу, вспоминая былое и любуясь улицами Москвы, которые кажутся такими живописными после однообразных петербуржских стен, вытянутых в шеренгу. Небольшой переулок на Трубе тянулся в гору, по которой рассыпаны были маленькие домики, построенные назло всем правилам архитектуры и, может быть, потому еще более красивые; их пестрота веселила меня в детстве и теперь снова поражала меня своею прихотливою небрежностию. По дворам, едва огороженным, торчали деревья, а между деревьями развешаны были разные домашние принадлежности; над домом в три этажа и в одно окошко, выкрашенным красною краскою, возвышалась огромная зеленая решетка в виде голубятни, которая, казалась, придавливала весь дом. Лет двадцать тому назад эта голубятня была для меня предметом удивления; я знал очень хорошо этот дом; с тех пор он нимало не переменился, только с бока приделали новую пристройку в один этаж и как будто нарочно выкрасили желтою краскою; с нагорья была видна внутренность двора; по нему величаво ходили дворовые птицы, и многочисленная дворня весело суетилась вокруг краснобая-пряничника. Теперь я глядел на этот дом другими глазами, видел ясно всю нелепость и безвкусие его устройства, но, несмотря на то, вид его возбуждал в душе такие чувства, которых никогда не возбудят вылощенные петербуржские дома, которые, кажется, готовы расшаркаться по мостовой вместе с проходящими и которые, подобно своим обитателям, так опрятны, так скучны и холодны.

    (В. Ф. Одоевский. Косморама)

    Это упражнение - своего рода пример. Успешно справившись с ним и уяснив принцип развития навыка антиципации вы сможете создавать для себя новые и новые упражнения самостоятельно. И вскоре заметите, что тратите меньше времени на чтение деловых и учебных текстов - и больше на то, что вам действительно нравится.

    от лат. anticipatio - предвосхищаю) - представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия. Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия (П.К.Анохин), а электрофизиологическим - волна ожидания (Е-волна) Г.Уолтера, представляющее собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно-центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.

    АНТИЦИПАЦИЯ

    Способность системы в некоей форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. Особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности. В психологии различаются два смысловых аспекта этого понятия:

    1) способность представить себе возможный результат действия до его выполнения, а также представить способ решения проблемы прежде, чем она реально будет решена (=> интуиция); служит средством связи обратной при построении действия;

    2) способность организма подготовиться к реакции на некое событие до его наступления; это ожидание (или отражение опережающее) обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора действия. Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия (П. К. Анохин), а электрофизиологическим - волна ожидания Г. Уолтера (-> Е-волна).

    АНТИЦИПАЦИЯ

    лат. anticipatio - предугадывание событий). В психологии - способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты ("опережающее отражение"), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта. Термин А. приобрел и несколько иное - клинико-биологическое - значение. Так, например, в психиатрической генетике на примере шизофрении под феноменом антиципации понимают "утяжеление процесса": у детей в наследственно отягощенных семьях шизофрения манифестирует раньше, чем у их родителей, и протекает более тяжело (учащение приступов, ухудшение качества ремиссий) [Москаленко В.Д., 1989].

    АНТИЦИПАЦИЯ

    от лат. anticipatio - предвосхищаю) - представление предмета, явления, результата действия и т. п. в сознании человека еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Сип. предвидение. Анатомо-физиологической основой А. является механизм акцептора действия, описанный П. К. Анохиным в теории функциональных систем. Физиологическим проявлением А. является волна ожидания Г. Уолтера (см. Е-волна) - медленное отрицат. изменение электрического потенциала, предшествующее ожидаемому предъявлению стимула, преимущественно выраженное в лобно-цснтральных отделах коры. В психологии мышления А. обозначает представление (в сознании человека) схемы решения к.-л. проблемы еще до того, как она будет реально решена (см. Вюрцбурхская школа). Ср. Экстраполяционныи рефлекс.

    Антиципация

    от лат. anticipatio) предвосхищение. А. - представление предмета или результата действия и т.п. в сознании человека до того, как они будут реально восприняты или осуществлены.

    Антиципация

    Словообразование. Происходит от лат. anticipatio - предвосхищаю.

    Специфика. Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.

    Исследования. Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации рассматривается акцептор действия (П.К.Анохин), а электрофизиологическим - волна ожидания (Е-волна) Г.Уолтера, представляющая собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно-центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.

    Антиципация

    форма опережающего отражения действительности, состоящая в способности действовать и принимать решения с определенным временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.

    АНТИЦИПАЦИЯ

    от лат. anticipatio – предвосхищение) – способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В конфликтологии А. проявляется, во-первых, в способности участников конфликта предвидеть возможный ход его развития и последствия борьбы для себя. В этом смысле А. у разных людей существенно отличается. Одни прогнозируют развитие событий на несколько шагов вперед и даже используют конфликт для хладнокровного достижения своих целей. Др. не думают даже о первой возможной реакции оппонента на их действия. Во-вторых, А. заключается в быстрой эмоциональной реакции участника конкретного конфликта на непосредственно ожидаемое изменение ситуации. Внешне этот вид А. проявляется в определенной позе, движении, иногда – мимике и жесте. По внешним признакам человек, владеющий языком жестов, может довольно объективно определить, как оппонент оценивает ситуацию и к какому варианту развития событий он готовится.

    АНТИЦИПАЦИЯ

    от лат. anticipation; anticipo - предвосхищаю] -1) предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-л.; 2) преждевременное наступление какого-л. события или действия; в медицине - появление признаков болезни ранее, чем это обычно происходит

    Введение.

    Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной. В настоящее время существует два направления обучения детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Отправной точкой работы над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями, которые дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребенка.

    Цель работы учителя по формированию читательского интереса:

    • поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;
    • привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;
    • создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития обучающегося как читателя.

    Теоретической основой работы являются:

    • исследования А.Н. Корнева о причинах нарушения чтения у детей, о методах устранения этих нарушений;
    • методика развития зрительного восприятия текста, тренировка памяти и внимания, разработанная О.А.Кузнецовым и Л.Н.Хромовым;
    • методика обучения скорочтению, разработанная американским ученым психологом Ли Кларком;
    • система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста, предложенная Г. Г. Граник;
    • система упражнений на развитие восприятия текста, предложенная И. Д. Ладановым и О.А.Розановой.

    Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

    1. Восприятие текста.

    Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие теста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

    • увеличить ширину поля зрения;
    • уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;
    • сократить время каждой отдельной фиксации;
    • избавиться от регрессий;
    • развитие антиципации текста.

    2. Упражнения на увеличение поля зрения.

    1. Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом: подготовительный этап: зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения – 25 с). Исполнительный этап: последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.

    При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». «Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка; термины – на уроке «Мы и окружающий мир» и.т.д. Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.

    2. По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.

    Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.

    2. Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.

    вол/ мол мул вол волк столб болт вол тол вот

    мак/ маг мак мат мал смак бак лак мак рак гак

    ручка/ тучка кучка рубка ручка рюмка речка

    маска/ манка марка каска пасха маска миска

    Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.

    каркас карась карат каркать карниз карниз карст

    катер кратер катет катет катион катод каток

    3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.

    • быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.
    • назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.

    4. Избавление от регрессий.

    Для избавления регрессий используется такой вид работы, как чтение с карточкой (2х5 см). Ребенок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.

    5. Развитие антиципации текста.

    1. На доске написаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие, загадка. После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убирает целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.

    2. Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов. Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения «Репка». По..де.. ре..Вы.. ре.. бо..-пре..Ста.. де.. ре.. тя.. Тя..-потя..вы… не мо..

    3. Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.

    Написать слова, у которых есть такие согласные:

    к – н кино, океан, конь, окно

    с – л сила, соль, осел, село

    4. Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.

    Он сам во всем…

    Дверь была…

    Сделал дело…

    Тише едешь…

    5. Восстановить диалог.

    Ты уже читал эту книгу?

    Ты что, медленно читаешь?

    Дети сами придумывают диалоги и предлагают одноклассникам их восстановить.

    3. Развитие внимания.

    Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как, без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение. Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.

    1. Для расширения объема и распределения внимания используются корректурные пробы. Подчеркнуть в ряду буквы:

    м-а/ мсаыумамауысуоносамиуо

    у-ы/мсаусыпамлеыиуыаодтжир

    2. Для развития избирательного внимания используется методика Мюнстерберга. Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

    кносликпрслонтдкволкмитпрщукатькарасьтпсомтдн

    Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?

    3. Найти ошибки в тексте.

    Явчера буду купаться.

    Мы завтра были на даче.

    4. Упражнение, предложенное И.Д.Ладановым в книге «Техника быстрого чтения»

    Найти пары цифр и букв, отличающихся друг от друга. Сосчитать количество отклонений. Время выполнения упражнения 1,5 мин.

    4. Чтение и память.

    В книге О.А.Кузнецова «Техника быстрого чтения» отмечается, что память - это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека. Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7_+2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква слог, слово, фраза, идея. Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более емкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно – смысловые блоки. (словосочетания, предложения, идеи).

    Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.

    1. Игра «Слова». Записать как можно больше слов, относящихся к темам: «Школа, книга, осень, город». – на уроке русского языка. «Лес, животные, приборы, оборудование » - на уроках «Окружающего мира». «Искусство, живопись» - на уроках изобразительного искусства.

    2. Игра «Кто больше запомнит?» Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит свое и т.д. Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например, на уроке русского языка – имена существительные женского рода.

    3. Игра «Запоминаем рисуя». Ведущий готовит список из 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют. насколько хорошо каждый запомнил записанные слова.

    4. Игра «Посмотри и запомни». На столе раскладываются карточки с написанными на них словам и. Дается время для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.

    5. Приемы осмысление текста

    Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного.Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация. Первый прием: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи. Второй прием: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка. Третий прием: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

    6. Определение смысловой структуры текста

    Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих заданий.

    1. Подобрать к каждому заголовку соответствующую часть текста.
    2. Работа с деформированным текстом. Собери рассыпанные тексты. Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, режиссере, том, создал, волк.Собери предложения из частей: Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по Ледовитому океану; гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда
    3. Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом. Впиши заглавия этих частей.
    4. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

    Работа над прогнозированием текста

    1. Допиши словосочетания: перочинный…грецкий …карие…кромешный …
    2. Дополни предложение.На берегу разложили костер, чтобы…Для большого строительства этого маловато, но достаточно для…
    3. Допиши текст.
    4. Восстанови пропущенные строчки в произведении.

    Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач. Непременным свойством умения читать является осознание за прочитанным текстом присутствие автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственным ему гаммой чувств. Чувство автора, понимание автора, принятие ли непринятие его позиции – истинная культура чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Детское «почему» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Учителю важно помнить, что чтение мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

    Заключение.

    Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, как правило, «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке с помощью методов, которые представлены в данной работе. Во время урока учитель должен стараться воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика. Творчески раскрепощенные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Положительным результатом всей работы должно являться:

    • высокий показатель техники чтения выше нормы;
    • все ученики должны являться читателями школьной и городской библиотек;
    • уроки литературного чтения должны быть самыми любимыми.

    Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана: «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».