Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • К чему снится людоед по соннику К чему снится быть каннибалом
  • Подарили во сне цветы: что это значит?
  • К чему снится терка по соннику К чему снится терка
  • Создание ркка Николай Ильич Подвойский
  • Апрельский кризис 1917 г
  • Социальное страхование от несчастных случаев на производстве Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
  • Анас ибн Малик аль-Ансари сподвижник и слуга Пророка (мир ему и благословение). Малик ибн анас

    Анас ибн Малик аль-Ансари сподвижник и слуга Пророка (мир ему и благословение). Малик ибн анас

    "Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

    Малик ибн Анас ибн Амир родился в Медине в 93 году по хиджре (717 год по христианскому календарю).

    Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, проживавших в Медине. Имам принадлежал к королевской арабской семье Хумайр из Йемена, которая поселилась в Медине. Семья имама Малика до Ислама славилась своим гостеприимством и другими достоинствами, и точно также они стали широко известны после принятия Ислама, но в совершенно иной области. Их заслуги в деле Ислама сохранятся на все времена.

    Прозвище имама было Абдаллах, но когда он прославился в Медине как великий ученый его стали называть имам Дар аль-Хиджра, "Вождь Дома переселения", то есть духовный вождь Медины. Этот благословенный город продолжал сохранять свою духовную и просветительскую роль, как это было при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ислам распространился повсюду и мусульманские ученые - энтузиасты, как арабы, так и неарарбы приезжали в Медину и жили там, чтобы учиться у таких прославленных ученых, как имам Малик ибн Анас.

    Во время раннего детства имама Малика в его семье уже были широко известные ученые и преподаватели исламской науки. Дед имама был прославленным знатоком хадисов и считался одним из подлинных рассказчиков. Он умер, когда Малику было десять лет. К этому времени имам Малик уже начал учиться, и хотя, будучи ребенком, он не мог непосредственно пользоваться глубокими познаниями деда, незабываемые впечатления и ободряющие слова совета и любви сыграли важную роль в формировании характера имама и его страсти к знаниям. Дядя имама Абу-Сухайл Нафи был признанным специалистом по хадисам. Имам Малик учился хадисам у своего дяди. Отец имама Анас и дядя Раби также были знатоками хадисов. Имам Малик был с самого детства необыкновенно прилежным учеником. Однажды, когда его учитель читал лекцию, прямо ему на колени с потолка упала змея. Все слушатели разбежались, а он продолжал спокойно сидеть, как будто ничего и не произошло. Он был так погружен в учение, что даже змея его не отвлекла.

    Учителями имама были известные ученые того времени: Абу Радим Нафи бин Абд ар-Рахман. Имам учился у него чтению и рецитации Корана. Абу Радим хорошо известен в этой области даже в наше время всему мусульманскому миру.

    Нафи. В ранний период имама Малика Нафи был известен как видный знаток хадисов. Он изучил эту науку у своего знаменитого учителя Абдуллаха ибн Умара, так как Нафи был его освобожденным рабом, служившим ему в течение тридцати лет.

    Джафар ас-Садик. Имам Джафар ас-Садик также был одним из учителей имама Малика. Кроме того, что он был видным ученым, он принадлежал к семье Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он был правнуком имама Хусайна, внука Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

    Мухаммад бин Йахъя аль-Ансари. Мухаммад бин Йахъя был еще одним из учителей имама Малика. Он обычно преподавал в Масджид ан-Набауи, мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медине. Также были и другие ученые.

    Слава имама Малика распространилась повсюду и ученые из разных частей исламского мира того периода считали большой честью сидеть в кружке имама и слушать его уроки по хадисам и наставления по различным юридическим и правовым вопросам. Многие из них делали обширные заметки и копировали книгу Малика "аль-Мууатта" (знаменитого сборника хадисов), речь о которой пойдет ниже. Число ученых, которые приезжали, чтобы учиться у него достигает примерно 1300. Мы приведем краткие биографические очерки наиболее видных из этих ученых, что поможет нам понять, почему их копии "аль-Мууатта" остаются до сих пор наиболее достоверными.

    Йахъя бин Йахъя аль-Масмуди принадлежал к берберскому племени в Испании. Он совершил два путешествия, чтобы повидать имама Малика и учиться у него, и затем вернулся в свою страну преподавать науку о хадисах и юриспруденцию. Эмир Кордовы просил его принять должность кади Кордовы, но он отказался.

    Другим знаменитым учеником имама Малика был ибн Уахб Абу Мухаммад Абдаллах бин Салмах аль-Фахри .

    Аби Абдаллах Абд ар-Рахман бин аль-Касим бин Халид аль-Сасри был еще одним прославленным учеником имама Малика. Он умер в Египте. Все вышеперечисленные ученые оставили самые верные копии "аль-Мууатта", которую они изучали у имама Малика.

    Как говорит Захаби в своей знаменитой работе "Тазкира аль-Хуффаз", даже имам Абу Ханифа сидел в присутствии имама Малика с таким почтением, с каким сидят в присутствии своего учителя. Хотя в этом отражается большая скромность старшего по возрасту Абу Ханифы, тем не менее, здесь проявляется и большое почтение, которое имам Абу Ханифа питал к имаму Малику бин Анасу.

    Как великий мухаддис, то есть специалист и авторитет в науке о хадисах, он изучал все виды рассказов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснения аятов Корана, биографические рассказы сахабов о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, объяснения Корана и хадисов, сделанные сахабами, и их образ жизни. Затем, после тщательного рассмотрения, он собрал в своем знаменитом труде "аль-Мууатта" около тысячи хадисов. Во времена имама Малика специалисты по хадисам делились на две категории. Одна группа занималась собранием хадисов и установлением цепи их рассказчиков. Другая группа благочестивых ученых собирала и исследовала хадисы с целью извлечения из них заповедей и юридических решений. Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что, составляя свой труд "аль-Мууатта", он не включил туда даже рассказы, приведенные его отцом Анасом и дядей Раби со ссылкой на его деда. Как юрист, он бесстрастно выносил свои фатвы (юридические заключения), даже если правителям это не нравилось. Однажды его попросили вынести фатву относительно развода, данного под принуждением. Другие имамы сказали, что развод будет действительным, даже если он получен силой, но имам Малик сказал, что такой развод не действителен. За это он был избит по приказу правителя Медины Джафара бин Сулеймана. Имама Малика связали и били до тех пор, пока он не получил тяжелое повреждение рук, причем в такой степени, что уже не мог класть руки на грудь, совершая намаз, и таким образом он, по некоторым сообщениям, стал опускать руки во время молитвы. Имам Малик обычно воздерживался от того, чтобы выносить фатвы, если их испрашивали из отдаленных мест. Однажды к нему пришел человек, пробывший в пути около шести месяцев, и спросил мнение имама по правовому вопросу, и имам ответил: "Пожалуйста, скажи своим людям, что имам Малик сказал, что он не может ответить на этот вопрос". Ибн Аби Увайс рассказывал, как однажды имам Малик сказал ему, что иногда ему задают такие вопросы, что от волнения он не может ни есть, ни пить. Если кто-то поправлял его в каком-либо юридическом вопросе, имам обычно сразу же принимал эту поправку. Ему принадлежат такие слова: "Я - человек, и я ошибаюсь и говорю верно. Внимательно прислушиваетесь к моим словам. Те из них, которые соответствуют Книге (Корану) и сунне принимайте, а несоответствующие им отвергайте".

    Величайшим свершением имама Малика была кодификация мединского фикха. Медина была центром, где во всех отраслях исламского учения преподавали выдающиеся ученые и знатоки, которые изучали Коран, хадисы и принципы юриспруденции у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Сподвижники скончались один за другим, но знаменитые ученые табиины, то есть, поколение после сподвижников, еще жили в Медине при имаме Малике. Было семеро выдающихся табиинов, которые стали центральными фигурами в фикхе и хадисах, и по всем правовым вопросам обычно обращались к ним. Двое из них - это Сулайман и Салим бин Абдуллах. Сулайман был рабом Маймуны, матери мусульман и жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а Салим был внуком Умара и обучался у своего отца Абдуллаха ибн Умара. Эти табиины составляли консультативный совет, к которому обращались по всем вопросам, относящимся к Шариату. Мединский фикх, кодифицированный имамом Маликом, был результатом трудов этих благочестивых табиинов, основанных на авторитете Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сахабов.

    Другим достижением имама Малика является книга "аль-Мууатта". Это наиболее достоверная комплектация хадисов и некоторые их толкования, сделанные сахабами и табиинами, по всем важным аспектам мусульманского образа жизни. По этому "аль-Мууатта" начинается с салята (пяти ежедневных молитв), затем переходит к хадисам, касающимся остальных столпов Ислама, и далее к различным правовым аспектам, в том свете, как они отражены в предписаниях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и как их понимали и применяли сахабы и табиины. Стиль, которого придерживался имам Малик в своей книге, таков, что он помогает читателю понять, прежде всего, что именно по данному вопросу говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Неизменный обычай Малика начинать обсуждение правовой темы с цитирования соответствующего хадиса или прецедента, связанного с сахабами, и основанного на этих авторитетах, делает "аль-Мууатта" наиболее достоверной. Поэтому имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафии был прав, говоря, что "не появилась на земле ни одна книга, после Книги Аллаха, более достоверная, чем книга Малика". В другом рассказе сообщается, что имам аш-Шафии сказал: "Никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем книга Малика". Еще в одном рассказе приводятся слова имама аш-Шафии, что "аль-Мууатта" - самая полезная книга после Корана. Авторитет имама аш-Шафии неоспорим, поскольку он также является имамом одной из школ исламской теологии и юриспруденции (мазхаба). Имам Ахмад бин Ханбал сказал о том, насколько хорошо имам аш-Шафии знал книгу Малика, в таких словах: "Я изучал "аль-Мууатта" под руководством десяти учеников Малика, которые заучивали ее на память. Под конец я проверил, как я запомнил, прочитав ее имаму аш-Шафии потому, что он был среди них наилучшим.

    Намерение имама Малика, как мы видим, состояло в том, чтобы утвердить верховенство подлинных хадисов и обычаев того времени, связанных с поколением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поколением табиинов. Этот человек хотел возродить обычаи сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он провел всю жизнь, собирая хадисы и отбирая наиболее достоверные из них.

    В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

    Имам Малик ибн Анас умер 11 числа месяца Раби аль-Аууаль 179 года по хиджре, в возрасте 86 лет, и похоронен в Джаннат аль-Бахъи в Медине.

    Да будет Аллах милостив к нему.

    Салих Абдур-Рауф

    azan.region15.ru

    Ислам отличается от любой другой религиозной системы присущим для него плюрализмом мнений и практик.

    Наличие различных богословско-правовых школ открывает для мусульман возможность выбора наиболее предпочтительного для себя способа реализовывать на практике закрепленные в священных источниках обязанности. Один из таких способов - следование мазхабу имама Малика ибн Анаса.

    Биография имама Дома переселения

    Основатель влиятельной суннитской богословско-правовой школы появился на свет в Медине в 93 году по Хиджре (717 год по Милади). В его роду было много образованных людей, прекрасно разбиравшихся в религиозных вопросах. В частности, дед имама Малика - Амир - был известен тем, что выступал в качестве одного из приближённых к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) ансаров, то есть мединских сподвижников. Вообще, практически вся жизнь основателя мазхаба прошла в Медине, за что он даже удостоился почётного прозвища «имам Дар уль-Хиджра», которое можно перевести как «имам (или предводитель, вождь) Дома переселения».

    С раннего детства Малик ибн Анас посвящал всё своё время образованию и внимательно относился к наставлениям своих преподавателей. Большой интерес у него вызывали хадисы. Проживание в Медине способствовало удовлетворению его запросов в полной мере - он проводил много времени, слушая рассказы сахабов и табиинов. Не забывал при этом и о развитии в рамках других направлений исламского права и богословия. Имам Малик прекрасно разбирался в коранических науках, провёл кодификацию норм фикха. Венцом его обширной деятельности стала книга «Аль-Муатта» - сборник хадисов, в котором собраны одни из самых достоверных и ценных изречений Пророка Мухаммада (с.г.в.) и связанные с его личностью истории. Эта работа стала своеобразным ориентиром для множества последующих поколений мусульманских учёных.

    Параллельно занятиям наукой Малик ибн Анас промышлял торговлей, что обеспечивало ему независимость от власть имущих, которые периодически просили его исполнять некоторые государственные обязанности. Безвылазное проживание в Медине великого имама, помимо его большой любви к городу, было обусловлено также проблемами со здоровьем. Основатель маликитского мазхаба умер в 179 году по Хиджре (803 год по Милади). Ему тогда было 86 лет.

    Особенности мазхаба имама Малика

    Характерной чертой мазхаба имама Малика ибн Анаса является то, что в его рамках крайне трепетное и почтительное отношение выражается к тем изречениям Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), которые передавались через ансаров. В рамках этой богословско-правовой школы опыт мединцев пользуется большим вниманием. Кроме того, маликитский мазхаб имеет важную общую черту с в плане особого акцента на разум как один из источников и принципов выведения правовых решений. Помимо Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.) для нахождения ответов на практические вопросы, связанные с религией и обычной жизнью, маликиты обращаются к множеству других методов и источников. Их суть требует отдельного прояснения.

    1. В Коране внимание уделяется, прежде всего, тем аятам, смысл которых точен и очевиден.

    2. В обращении с Пречистой с унной Малик ибн Анас активно применял метод суждения. Так, например, если хадис-ахад (изречение, передаваемое одним человеком) не противоречил ясным кораническим аятам и/или хадисам мутаватир (в правдивости этих изречений и деяний Пророка (с.г.в.) нет никаких сомнений) и машхур (общеизвестные хадисы, не дотягивающие до степени мутаватир), то он также принимался в качестве источника права.

    3. Действия мединцев . Те традиционные деяния, которые совершались ансарами и не противоречили Корану и сунне, считаются в рамках маликитского мазхаба более предпочтительными, чем хадисы-ахад.

    4. Суждения сахабов и табиинов могли рассматриваться как источник лишь в том случае, если в них не содержалось противоречия всем вышеперечисленным. При этом они не могли приравниваться к сунне.

    6. Истихсан - исправление богословско-правового решения, введённого киясом и доставляющего неудобства в новых условиях.

    7. Истислах - выведение общественно полезного суждения, когда основные источники исламского права не содержат необходимых указаний по актуальной проблеме. Этот метод впервые предложил сам имам Малик. Фактически истислах представляет собой один из подвидов истихсана, который не может применяться без кияса.

    Важнейшим принципом маликитского мазхаба является утверждение: всё, что не ведёт к поощряемому - разрешено; всё, что может привести к запретному - запрещается. В арабском языке этот принцип имеет собственное терминологическое обозначение - истисхаб.

    Зародившись в Медине, мазхаб имама Малика ибн Анаса распространился и на других территориях Земного шара. В настоящее время приверженцы этой богословско-правовой школы проживают главным образом в Северной (Египет, Тунис, Алжир, Марокко) и Тропической Африке (Нигерия, Мали), а также странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт). Постепенно мазхаб находит своё распространение и в Европе из-за продолжающихся миграционных потоков. При этом на родине имама Малика - в городе Медина - приверженцев его богословско-правовой школы было не так много ни тринадцать веков назад, ни сейчас.

    Малик ибн Анас ибн Амир родился в Медине в 93 году по хиджре (717 год по христианскому календарю).

    Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка (САС) проживавших в Медине. Имам был выходцем из королевской арабской семьи Хумайр из Йемена, которая поселилась в Медине. Семья имама Малика до Ислама славилась своим гостеприимством и другими достоинствами, и точно также они стали широко известны после принятия Ислама. Их заслуги в деле Ислама сохранятся на все времена.

    Прозвище имама было Абдаллах, но когда он стал известен в Медине как великий ученый его стали называть имам Дар аль-Хиджра, «Вождь Дома переселения», то есть духовный вождь Медины. Дедушка имама был прославленным знатоком хадисов и считался одним из подлинных рассказчиков. Он умер, когда Малику было десять лет. К этому времени будущий имам уже начал учиться, и хотя, в силу своего возраста, он не мог пользоваться глубокими познаниями деда, незабываемые впечатления, ободряющие советы и слова любви сыграли важную роль в формировании характера имама и его страсти к знаниям. Дядя Малика Абу-Сухайл Нафи был признанным специалистом по хадисам, у которого имам Малик брал уроки. Отец имама Анас и дядя Раби также были знатоками хадисов. Сообщается, что имам Малик был с самого детства необыкновенно прилежным учеником. Его учителями были крупные ученые того времени.

    Совсем скоро слава имама Малика распространилась повсюду и ученые из разных частей исламского мира считали большой честью посещать его кружки.

    Передается, что даже имам Абу Ханифа сидел в присутствии имама Малика с таким почтением, с каким сидят в присутствии своего учителя. Хотя в этом отражается большая скромность старшего по возрасту Абу Ханифы, тем не менее, здесь проявляется и большое почтение, которое имам Абу Ханифа питал к имаму Малику ибн Анасу.

    Как великий мухаддис, то есть специалист и авторитет в науке о хадисах, он изучал все виды рассказов Пророка (САС), разъяснения аятов Корана, биографические рассказы сахабов о Пророке (САС), объяснения Корана и хадисов, сделанные сахабами, и их образ жизни. Затем, после тщательного рассмотрения, он собрал в своем знаменитом труде «аль-Мууатта» около тысячи хадисов.

    Во времена имама Малика специалисты по хадисам делились на две категории. Одна группа занималась сбором хадисов и выявлением цепи их рассказчиков. Другая группа благочестивых ученых собирала и исследовала хадисы с целью извлечения из них заповедей и юридических решений. Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что, составляя свой труд «аль-Мууатта», он не включил туда даже рассказы, приведенные его отцом Анасом и дядей Раби со ссылкой на его деда.

    Как юрист, он бесстрастно выносил свои фатвы (юридические заключения), даже если правителям это не нравилось. Однажды его попросили вынести фатву относительно развода, данного под принуждением. Другие имамы сказали, что развод будет действительным, даже если он получен силой, но имам Малик сказал, что такой развод не действителен. За это он был избит по приказу правителя Медины Джафара бин Сулеймана. Имама связали и били до тех пор, пока он не получил тяжелое повреждение рук, причем такой степени, что не мог класть руки на грудь, совершая намаз.

    Имам Малик с большой ответственностью выносил фатвы. Он говорил: «Кто хочет давать ответы на вопросы, должен сначала представить себя стоящим между Раем и Адом, и поразмыслить над тем, как он собирается спасать себя в будущей жизни, перед тем как давать ответ».

    Однажды к нему пришли люди издалека с вопросами, и из 40 вопросов Малик ответил лишь на несколько. Когда ищущие ответа в изумлении спросили, как они вернутся назад без ответов, что они скажут своим. На что имам Малик ответил без какого-либо стеснения: «Идите и скажите, что имам Малик не знает на эти вопросы ответа».

    Ибн Аби Увайс рассказывал, как-то имам Малик сказал ему, что иногда ему задают такие вопросы, что от волнения он не может ни есть, ни пить. Если кто-то поправлял его в каком-либо юридическом вопросе, имам обычно сразу же принимал эту поправку. Ему принадлежат такие слова: «Я — человек, и я ошибаюсь и говорю верно. Внимательно прислушиваетесь к моим словам. Те из них, которые соответствуют Книге (Корану) и Сунне принимайте, а несоответствующие им отвергайте».

    Величайшим свершением имама Малика была кодификация мединского фикха. Медина была центром, где во всех отраслях исламского учения преподавали выдающиеся ученые и знатоки, которые изучали Коран, хадисы и принципы юриспруденции у Пророка (САС) и его сподвижников. Сподвижники скончались один за другим, но знаменитые ученые табиины, то есть, поколение после сподвижников, еще жили в Медине при имаме Малике. Было семеро выдающихся табиинов, которые стали центральными фигурами в фикхе и хадисах, и по всем правовым вопросам обычно обращались к ним. Двое из них — это Сулайман и Салим бин Абдуллах. Сулайман был рабом Маймуны, жены Пророка (САС), а Салим был внуком Умара ибн аль Хаттаба (РА) и обучался у своего отца Абдуллаха ибн Умара. Эти табиины составляли консультативный совет, к которому обращались по всем шариатским вопросам. Мединский фикх, кодифицированный имамом Маликом, был результатом трудов этих благочестивых табиинов, основанных на авторитете Пророка (САС) и сахабов.

    Еще одним достижением, как отмечалось выше, имама Малика является книга «Аль-Муатта». В ней собраны достоверные хадисы, а также высказывания сахабов и табиинов по всем важным аспектам мусульманского образа жизни. Многие ученые очень сильно хвалили эту книгу. Так, великий имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафии говорил, что: «Не появилась на земле ни одна книга, после Книги Аллаха, более достоверная, чем книга Малика».

    Имам Ахмад ибн Ханбал сказал о том, насколько хорошо имам аш-Шафии знал книгу Малика, в таких словах: «Я изучал «аль-Мууатта» под руководством десяти учеников Малика, которые заучивали ее на память. Под конец я проверил, как я запомнил, прочитав ее имаму аш-Шафии потому, что он был среди них наилучшим». Здесь нужно отметить, что Малик жил намного раньше имама аль-Бухари, и поэтому в момент написания «Муватты» еще не существовало сборников «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим».

    В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

    Сообщается, что перед смертью великий имам произнес ташаххуд (слова подтверждения единственности Аллаха) и после этого сказал: «Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого». (Коран, 30:4)

    Имам Малик ибн Анас умер 11 числа месяца Раби аль-Аууаль 179 года по Да будет Аллах милостив к нему.

    Post Views: 323

    Posted in

    Анас ибн Малик рассказывал: «Моя мать взяла меня за руку и направилась к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), все люди из ансаров, будь то женщина или мужчина, сделали тебе подарок. Я не могу тебе подарить ничего, кроме моего сына, возьми его, он будет служить тебе, как ты пожелаешь, и сделай ему дуа!». Пророк (мир ему и благословение) поцеловал Анаса между глазами и сказал «О Аллах, увеличь ему имущество детей, надели благодатью и введи в Рай!». Сподвижник стал отцом восьмидесяти мальчиков и двух девочек, одну из них звали Хафса, а другую Умму Амр. Когда он умер, общее количество детей и внуков насчитывало сто двадцать человек, в другой версии говорится, что сто.

    «Я служил Пророку (мир ему и благословение) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел»,- говорил Анас. Первое завещание от него было такое «О сын мой, храни тайное и будь верующим!. Моя мать и жёны Пророка (мир ему и благословение) спрашивали меня о тайном, но я никогда не рассказывал».

    Однажды днём, когда Пророк (мир ему и благословение) спал, он вспотел, и тогда пришла мать Анаса ибн Малика с сосудом и стала собирать пот в сосуд, от этого Пророк (мир ему и благословение) проснулся и спросил: «Что ты делаешь?». Она ответила: «Твой пот мы используем как благовоние, это самый прекрасный запах из всех!»

    Сражения

    Мухаммад ибн Абдулла аль-Ансари сказал: «Анас ибн Малик, будучи ребёнком и находясь в служении Пророку (мир ему и благословение), отправился вместе с Пророком (мир ему и благословение) на сражение при Бадре».

    Передаётся Абу Кулябой от Анаса: «Я участвовал с Пророком (мир ему и благословение) в сражении при Худайбии, совершил с ним малый хадж - Умру, большой Хадж, участвовал в завоевании Мекки в сражениях при Хунайне, Таифе и Хайбаре».

    Сказал Исхак ибн Усман: «Я спросил Мусу ибн Анаса, сколько раз Пророк (мир ему и благословение) участвовал в сражениях? Он ответил, двадцать семь сражений, восемь сражений, в которых провёл около месяца, девятнадцать сражений, в которых провёл несколько дней. Я спросил, сколько раз Анас ибн Малик участвовал в сражениях и он ответил, что в восьми сражениях». Анас ибн Малик был одним из метких стрелков.

    Знания

    Сказал Катад: «В день, когда Анас ибн Малик умер, Маврук сказал, что сегодня ушла половина знаний. Его спросили о смысле сказанного. Он ответил, когда появлялись разногласия по поводу хадиса, мы говорили, пойдёмте к тому, кто слышал это от самого Пророка (мир ему и благословение)», т.е. к Анасу ибн Малику. Анас ибн Малик своим детям сказал: «О дети, закрепляйте знания с книгой Аллаха».

    Достоинство

    Передаёт Сабит о том, что как-то он пришёл к Анасу ибн Малику и спросил:

    Твои глаза видели Пророка (мир ему и благословение)?

    Анас ибн Малик ответил: «Да!».

    Сабит поцеловал его глаза.

    Ты ходил по делам Пророка (мир ему и благословение)?

    Сабит поцеловал его ноги.

    Ты лил воду на Пророка (мир ему и благословение)?

    Сабит поцеловал его руки.

    Затем Анас ибн Малик сказал: «О Сабит, я лил воду Пророку (мир ему и благословение) для омовения», тогда Сабит сказал Анасу: «О юноша, совершай омовение полноценно и увеличится твоя жизнь, распространяй салам и увеличатся твои благие деяния, читай много Коран и в Судный день встанешь подобно двум пальцам» (подобно указательному и среднему пальцам).

    Кончина

    Есть разногласия по поводу даты смерти. В одной версии говорится, что Анас ибн Малик аль-Ансари умер в 90 году по хиджре, в другой версии говорится, что в 92 или в 93 году. Прожил он 103 года, по другим версиям 110 или 107. Умер в местности Таиф - в четырёх километрах от Басры, там же и похоронен.

    Статья подготовлена по книгам «Усуду Габату» и «Мухтасару Тариху Димашк».

    Гаджимурад Омаргаджиев




    /Св. Коран 15:97-99 وَلَقَدْ نَعْلَمُ أَنَّكَ يَضِيقُ صَدْرُكَ بِمَا يَقُولُون فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَكُن مِّنَ السَّاجِدِينَ وَاعْبُدْ رَبَّكَ حَتَّى يَأْتِيَكَ الْيَقِينُ

    Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят.
    Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц.
    Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе.

    Хадис дня

    بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ

    ИСЛАМ, ВЕРА И ЧИСТОСЕРДЕЧИЕ

    Сообщается, что Умар , да будет доволен им Аллах, также сказал:
    "(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепителъно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал.
    Он сел напротив пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал:

    "О Мухаммад , поведай мне об исламе".
    "(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят , соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это".
    (Этот человек) сказал:
    "Ты сказал правду",
    - а мы подивились тому, что он задаёт пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ) вопросы и подтверждает правдивость его слов.
    (Потом) он сказал: "А теперь поведай мне о вере".
    (Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ),) сказал:
    "(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного",
    - (и этот человек снова) сказал: "Ты сказал правду".
    (Потом) он сказал: "Поведай мне о чистосердечии" ".
    (Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям ,) сказал:
    "(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo , (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя".
    (Потом) он сказал. "(А теперь) поведай мне об этом Часе".
    Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), сказал:
    "Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос".
    Он сказал: "Тогда поведай мне о его признаках ".
    Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), сказал:
    " (Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ".
    А потом (этот человек) ушёл, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям ), спросил:
    "О Умар , известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?"
    Я сказал: "Аллах и посланник Его знают об этом лучше ".
    (Тогда) он сказал: "Поистине это - Джибрил , явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии. "
    (Муслим, Ат-Тирмизи , Абу Дауд, ан-Наса"и .)

    Анас ибн Малик ибн Назар аль-Хазражи аль-Ансари - великий сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Родился в Медине и ещё в детстве принял Ислам. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) прозвал его Абу Хамзой. Он служил Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) в его доме, когда ему было десять лет. Он прожил долгую жизнь и передал около 2286 хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

    Жизнь с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям)

    Анас ибн Малик рассказывал: «Моя мать взяла меня за руку и направилась к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и сказала: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), все люди из ансаров, будь то женщина или мужчина, сделали тебе подарок. Я не могу тебе подарить ничего, кроме моего сына, возьми его, он будет служить тебе, как ты пожелаешь, и сделай ему дуа!». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) поцеловал Анаса между глазами и сказал «О Аллах, увеличь ему имущество детей, надели благодатью и введи в Рай!». Сподвижник стал отцом восьмидесяти мальчиков и двух девочек, одну из них звали Хафса, а другую Умму Амр. Когда он умер, общее количество детей и внуков насчитывало сто двадцать человек, в другой версии говорится, что сто.

    «Я служил Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел», - говорил Анас. Первое завещание от него было такое «О сын мой, храни тайное и будь верующим!». Моя мать и жёны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) спрашивали меня о тайном, но я никогда не рассказывал.

    Однажды днём, когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спал, он вспотел, и тогда пришла мать Анаса ибн Малика с сосудом и стала собирать пот в сосуд, от этого Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) проснулся и спросил: «Что ты делаешь?». Она ответила: «Твой пот мы используем как благовоние, это самый прекрасный запах из всех!»

    Сражения

    Мухаммад ибн Абдулла аль-Ансари сказал: «Анас ибн Малик, будучи ребёнком и находясь в служении Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), отправился вместе с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) на сражение при Бадре».

    Передаётся Абу Кулябой от Анаса: «Я участвовал с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) в сражении при Худайбии, совершил с ним малый хадж -Умру, большой Хадж, участвовал в завоевании Мекки в сражениях при Хунайне, Таифе и Хайбаре».

    Сказал Исхак ибн Усман: «Я спросил Мусу ибн Анаса, сколько раз Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) участвовал в сражениях? Он ответил, двадцать семь сражений, восемь сражений, в которых провёл около месяца, девятнадцать сражений, в которых провёл несколько дней. Я спросил, сколько раз Анас ибн Малик участвовал в сражениях и он ответил, что в восьми сражениях» . Анас ибн Малик был одним из метких стрелков.

    Знания

    Сказал Катад: «В день, когда Анас ибн Малик умер, Маврук сказал, что сегодня ушла половина знаний. Его спросили о смысле сказанного. Он ответил, когда появлялись разногласия по поводу хадиса, мы говорили, пойдёмте к тому, кто слышал это от самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)», т.е. к Анасу ибн Малику. Анас ибн Малик своим детям сказал: «О дети, закрепляйте знания с книгой Аллаха».

    Достоинство

    Передаёт Сабит о том, что как-то он пришёл к Анасу ибн Малику и спросил:

    Твои глаза видели Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)?

    Анас ибн Малик ответил: «Да!».

    Сабит поцеловал его глаза.

    Ты ходил по делам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)?

    Сабит поцеловал его ноги.

    Ты лил воду на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)?

    Сабит поцеловал его руки.

    Затем Анас ибн Малик сказал: «О Сабит, я лил воду Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) для омовения», тогда Сабит сказал Анасу: «О юноша, совершай омовение полноценно и увеличится твоя жизнь, распространяй салам и увеличатся твои благие деяния, читай много Коран и в Судный день встанешь подобно двум пальцам» (подобно указательному и среднему пальцам).

    Смерть

    Есть разногласия по поводу даты смерти. В одной версии говорится, что Анас ибн Малик аль-Ансари умер в 90 году по хиджре, в другой версии говорится, что в 92 или в 93 году. Прожил он 103 года, по другим версиям 110 или 107. Умер в местности Таиф - в четырёх километрах от Басры, там же и похоронен.

    Статья подготовлена по книгам Усуду Габату и Мухтасару Тариху Димашк.