Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Будущее уже не то, что прежде
  • Смотри, что у тебя внутри
  • К чему снится людоед по соннику К чему снится быть каннибалом
  • Подарили во сне цветы: что это значит?
  • К чему снится терка по соннику К чему снится терка
  • Создание ркка Николай Ильич Подвойский
  • Большинство меньшинство согласование со сказуемым. Согласование сказуемого и подлежащего материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

    Большинство меньшинство согласование со сказуемым. Согласование сказуемого и подлежащего материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

    Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.

    Построение сложноподчиненных предложений.

    Нормы согласования.

    Согласование причастий с определяемым словом.

    Правило.

    Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.

    Подсказка.

    Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).

    Согласование приложения с определяемым словом.

    Правило.

    Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

    Различай!

    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

    В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

    Построение предложения с однородными членами.

    правило распространенные ошибки
    общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами
    нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли
    нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась
    нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность.

    Нормы управления.

    Различай!

    воплощение во что-либо претворение в чем-либо
    идентичный чему-либо сходный с чем-либо
    обидеться на что-либо обижен чем-либо
    обрадоваться чему-либо обрадован чем-либо
    обращать внимание на что-либо уделять внимание чему-либо
    опираться на что-либо базироваться на чем-либо
    отзыв о чем-либо рецензия на что-либо
    полный чего-либо наполненный чем-либо
    превосходство над чем-либо преимущество перед чем-либо
    предостеречь от чего-либо предупредить о чем-либо
    различать что и что отличать что от чего
    рассердиться на что-либо рассержен чем-либо
    уверенность в чем-либо вера во что-либо
    удивляться чему-либо удивлен чем-либо
    уплатить за что-либо оплатить что-либо

    Построение сложноподчиненного предложения.

    Правило.

    Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.

    Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

    Алгоритм действий.

    1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.

    2) Проверь:

    Все слова стоят в правильном падеже;

    Согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;

    Согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;

    Правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.

    Разбор задания.

    Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

    1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

    2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

    3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.

    4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

    Вариант № 1.

    В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.

    Вариант № 2.

    Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а

    Вариант № 3.

    Предложение построено с учетом всех грамматических правил.

    Вариант №4.

    Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи .

    Таким образом , правильный ответ – вариант № 3.

    Потренируйся.

    1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.

    2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.

    3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

    4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

    2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

    2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.

    Согласование — морфологическое уподобление формы зависимого слова форме главного слова. Слабым участком является выбор способов согласования сказуемого с подлежащим в русском языке.

    Приведём некоторые правила, определяющие нормы согласования подлежащего со сказуемым:

    1. Сказуемое ставится в форме единственного числа, если в состав подлежащего входят имена существительные со значением определённого количества ( стая, группа, тройка, пара, десяток, сотня и т.п.): Тройка лошадей впряжена в возок. Стая птиц летела на юг.

    2. Сказуемое ставится в форме единственного числа , е сли в состав подлежащего входят имена существительные со значением временного периода(час, день, год и т.п.): Прошло два года. Незаметно пролетело десять дней отдыха.

    3. При подлежащем, выраженным собирательным существительным (ряд , большинство, меньшинство,часть ) и словом несколько + существительное в родительном падеже множественного числа, сказуемое может ставиться в форме единственного или множественного числа.

    В форме единственного числа в следующих случаях:

      существительное обозначает неодушевлённый предмет: Часть лампочек перегорела;

      сказуемое предшествует подлежащему : Подошло несколько человек. Вывезено большинство экспонатов;

      при подлежащем есть определение : Подавляющее большинство голосовало «За»;

      если сказуемое выражено страдательным причастием: Большинство бойцов ранено.

    Сказуемое ставится во множественном числе:

      существительное обозначает одушевлённый предмет: Несколько работников были уволены;

      в составе сказуемого или подлежащего есть однородные члены: Несколько мальчиков и девочек стояли у входа. Большинство детей хорошо отдохнули, набрались сил и приступили к занятиям;

      между подлежащим и сказуемым стоит придаточный или определительный оборот: Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее . Сказуемое здесь подстраивается к ближайшему компоненту - ожидающих.

    4. Если высказывание передаёт совместное действие нескольких лиц, множественного числа, когда оба предмета(лица) выступают как равноправные производители действия: Максим с Олегом долго ждали возвращения отца .

    Если же второй предмет сопутствует основному производителю действия, то второе существительное является дополнением, сказуемое ставится в форме единственного числа : Бабушка с внуком пошла в магазин.

    5. Часто возникает вопрос, как согласуется определение (в именительном падеже или родительном) при сочетании существительного и числительного два, три, четыре. Выбор формы именительного или родительного падежей зависит от того, до или после числительного стоит определение:

    Определение стоит после числительного:

      определение ставится в родительном падеже, если существительное мужского или среднего рода: Три новых автомобиля сошли с конвейера. Два соседних поля засеяны рожью.

      если существительное женского рода, то определение ставится в именительном падеже: Четыре белые лилии плавали в воде.

      - определение стоит перед числительным :

      употребляется именительный падеж независимо от рода существительного: На них он выменял борзые три собаки . Новые четыре дома появились в микрорайоне.

    6. Если подлежащему, в которое входят имена числительные, предшествуют ограничительные частицы (всего, лишь, только и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : Всего лишь пять человек пришло на занятие.

    7. Если в состав подлежащего входит составное числительное, которое оканчивается на один ( сорок один, триста семьдесят один, пятьсот тридцать один и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : В конференции принял участие сто двадцать один студент. Тридцать одна женщина получила награды за материнство.

    8. Если в состав подлежащего входит числительные тысяча, миллион, миллиард, то сказуемое ставится в форме единственного числа : Тысяча человек вышла на субботник.

    9. Если в состав подлежащего входят слова около, менее, более, свыше , то сказуемое можно использовать как в единственном , так и во множественном числе : Более ста студентов занимается (занимаются) научной работой.

    План урока № 33

    Предмет Русский язык

    Тема раздела: Синтаксис простого предложения.

    Тема урока: Особенности согласования сказуемого с подлежащим. .

    Цели урока :

    Образовательные : познакомить обучающихся с нормами согласования подлежащего и сказуемого, выработать навыки самостоятельного употребления в речи норм согласования подлежащего и сказуемого;

    Воспитательные : воспитание патриотических чувств, умения аналитически мыслить;

    Развивающие : развивать навыки аналитического мышления, умения применять новые правила в самостоятельной речевой деятельности.

    Тип урока : комбинированный

    Применяемые технологии, методы и приемы: элементы технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре, тесты открытые и закрытые, графический и распределительный диктанты.

    Межпредметные связи : русская литература, история, культурология.

    Оснащение урока : тестовый материал, таблица, лексический материал по развитию речи (диалоги).

    Использованная литература:

    1. Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл. школ с казахским языком обучения, Алматы, 2015

    2.Исмагулова Б.Х. и др. Русский язык. Методическое пособие для общеобразовательных школ с казахским языком обучения – 10 кл. Астана, 2014

    План урока:

    І. Организационный момент

    1. Приветствие

    Ход урока:

    II. Разминка

      Скороговорки

      Графический диктант.

    Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».

    Учит…ся – всегда пригодит…ся. Айбек пусть учит…ся в вашем классе.

    К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует появит…ся неожиданно.

    III . Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

    1. Распределите предложения по типу сказуемого

    1) После спора я понял, что в этом вопросе мой друг оказался прав.

    2) Путешественники, потерпевшие крушение, оказались на необитаемом острове.

    3) Друзья должны были позвонить вчера.

    4) Сосед мне должен большую сумму денег.

    5) Дети должны быть внимательны к своим родителям.

    6) Мы были на выставке.

    7) Я мог бы помочь тебе, но мне надо уехать.

    8) Родители были рады встретить гостей.

    9) Командир отдал приказ о наступлении.

    10)Ученики серьёзны и сосредоточены.

    2.Работа по тестам

    IV . Тема урока

    1. Прочитайте шутки. Используйте глаголы в правильной форме.

      Где ты (работать)?

    Нигде не (работать).

    А что ты (делать)?

    Ничего не (делать).

    Какая хорошая работа?

    Да, но какая большая конкуренция!

      Катя, что ты (делать)?

    - (Писать) письмо.

    Ну и что? Моя подруга тоже маленькая, она не (мочь) (читать).

    Но ты маленькая, ты не (мочь) (писать)!

      Когда я был маленький, я (делать) все, что (хотеть) мой отец. Теперь я (делать) все, что (хотеть) мои дети. А когда я (делать), что я сам (хотеть).

    2. Составьте диалоги в следующих ситуациях, выразите ПРОСЬБУ, ОБЕЩАНИЕ, ОТКАЗ. Используйте глаголы в нужной форме.

      Ваша преподавательница сказала фразу очень быстро. Вы не поняли. (повторять-повторить)

      Ваша преподавательница сказала слово, которое вы не знаете. (писать - написать)

      Ваша преподавательница дала вам новые слова. Она хочет, чтобы вы хорошо поняли их. (учить - выучить)

      Ваш друг идет в магазин, потому что у него нет словаря. У вас тоже нет хорошего словаря. (покупать - купить)

      У вас дома нет хлеба. Ваш друг идет в магазин. (покупать - купить)

      Сейчас вы в магазине. Вы видите очень красивый шарф, но он висит далеко. Поговорите с продавцом. (показывать-показать)

      Сейчас вы в банке. Вы должны написать квитанцию, но у вас нет ручки. У другого человека есть ручка. (давать-дать)

      Вечером у вас будет важная информация для вашего друга. (звонить- позвонить)

      Ваш друг хорошо готовит плов. Сегодня вы хотите покушать плов. (готовить- приготовить)

      Ваш друг приехал из Сеула. Вы хотите больше знать об этом городе. (рассказывать -рассказать)

      Вы не знаете, как ехать в ЦУМ, а ваш друг знает. Он объясняет вам дорогу, но вы не понимаете, вам нужен план. (рисовать- нарисовать)

      У вас гости. Вы готовите им чай. Они скучают. Вы даете им шахматы. (играть-поиграть)

      Ваша подруга идет домой после урока. Вы хотите пойти вместе на остановку, но сначала вы должны поговорить с преподавателем. (ждать-подождать)

    Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:
    Детвора благодарны шефам за подарок.
    Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.

    При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
    Единственное число употребляется в том случае, если
    - существительное обозначает
    неодушевленные предметы (ряд столов стоял...);
    -
    не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).
    Множественное число употребляется для
    подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

    При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
    Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).
    Форма
    единственного числа сказуемого употребляется:
    - при подчеркивании
    пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;
    - если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает
    неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);
    - при
    составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).

    Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.

    Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).
    Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).

    При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым. Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание.

    Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.
    При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .
    Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

    V . Закрепление

    1.Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

    1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

    2. В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.
    1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

    3. Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

    1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

    4. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

    1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

    5.
    Выделите основы в предложениях.

    1. Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Старик был мастер сказки сказывать. (П.Бажов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский) 6. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 7. Все сейчас больны гриппом. (В.Набоков) 8. Весна шла недружно. 9. Краснов держался с глубоким достоинством. 10. Встреча дышала холодком. (М.Шолохов)

    6. Поставьте сказуемое в нужной форме.
    1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика. 2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся. 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата. 4. На берегу (стоять) несколько верб. 5. Часть учеников (уехать) на соревнования. 6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход. 7. За коляской (бежать) четыре пса. 8. Над головой (просвистать) две пули. 9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах.

    VI . Проверка по теме урока

    Тест по теме «Согласование сказуемого с подлежащим»

    1. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?

    1) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации.
    2) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.
    3) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви.
    4) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.

    2. В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?

    1) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.
    2) Прошл.. сто лет.
    3) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.
    4) К семи часам пришл.. только трое гостей.

    3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым?

    1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
    2) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.
    3) Установлено три новых олимпийских рекорда.
    4) Сорок четыре депутата поддержали выступающего.


    4. В каком предложении сказуемое имеет форму мужского рода?

    1) Известн.. кутюрье был.. приглашен.. в Москву.
    2) ООН объявил.. о внеочередном совещании.
    3) СНГ объединил.. несколько бывших республик СССР.
    4) Кольраби получил.. распространение не только в Европе.

    5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

    1) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.
    2) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.
    3) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
    4) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.


    6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

    1) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы.
    2) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет.
    3) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом.
    4) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.

    7. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

    1) Несколько учеников подошли к письменному столу.
    2) Большинство домов обветшало.
    3) В узы поступили сорок один человек.
    4) Движущей силой истории является народ.

    8. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

    1) Молодёжь получают знания.
    2) Большая часть между ними была довольно добрые люди.
    3) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
    4) Слово взяла профессор Сергеева.

    9.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

    1) Свет и тепло исходили от костра.
    2) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
    3) Часть станков была отправлена.
    4) На столе стоят три подсвечника.

    10.Найдите предложение без грамматической ошибки:

    1) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
    2) СМИ провело однодневную акцию протеста.
    3) С тех пор миновало пять лет.
    4) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

    VII . Подведение итогов урока

    VIII .Домашнее задание

    Жаналина Л.К., Шманова Н.Н. Русский язык для 11 кл., Алматы, 2015

    С.72, № 101-102, с.75-76

    1) При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

    Единственное число употребляется в том случае, если:

    – существительное обозначает неодушевлённые предметы (Ряд столов стоял... );

    – не подчёркивается активность действующих лиц (Большинство учеников отсутствовало ).

    Множественное число употребляется для подчёркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).

    2) При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек … ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

    Формой множественного числа подчёркивается активность действующих лиц.

    И тридцать витязей прекрасных

    Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин).

    Форма единственного числа сказуемого употребляется:

    – при подчёркивании пассивности действующих лиц:

    Двадцать человек стояло в стороне.

    – если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное:

    Прошло сто лет.

    3) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

    Уже много учеников посетило эту выставку.

    4) Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчёркивает равноправность, активность действующих лиц.

    А ткачиха с поварихой,

    С сватьей бабой Бабарихой

    Извести её хотят

    (А. С. Пушкин).

    Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.

    Жил старик со своею старухой (А. С. Пушкин).

    практика

    Словарь

    Упражнение 4. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Объясните, какими соображениями вызван выбор той или иной формы.

    1) Уже много карет проехало по этой дороге. 2) Большинство людей молчало. 3) Большинство людей хотели что-нибудь сделать. 4) Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели на это. 5) Множество мельчайших морских обитателей живут один год и к зиме умирают. 6) Ребят удивляла и радовала эта замечательная поездка через всю страну. Большинство из них никогда не было дальше своей округи. 7) Между нашими странами был заключён ряд взаимовыгодных торговых соглашений и договоров. 8) Множество людей любовались этим ярким созвездием южного чёрного неба.

    Упражнение 5. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим.

    1) На конгрессе присутствовал… 117 делегатов, причём большинство из них был… представителями стран-участниц. 2) Некоторая часть наших работников ещё нужда…тся в переподготовке. 3) Большинство спортсменов, не- смотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4) Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью. 5) Большинство представленных на конференции стран ещё недавно был… колониями. 6) Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно.

    Упражнение 6. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

    1) В современном здании Дома быта труд..тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса. 2) В работе семинара активно участвовал… 20 человек. 3) Все пять студентов пришл… вовремя. 4) В результате смелой операции патриотов был… убит… 9 солдат противника. 5) В стране работа…т более двух тысяч специалистов по реставрации музейных ценностей.

    Упражнение 7. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим типа брат с сестрой, возможны ли варианты. При необходимости сделайте исправления.

    1) После случившегося отец с ребёнком решили перебраться в другой город. 2) Я с моими сыновьями уеду раньше, а затем ты с девочками отправляйтесь. 3) Писатель со своей семьёй провели лето в деревне. 4) Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения.

    ▲теория

    Информация 3

    Согласование определения с определяемым словом

    1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным.

    Маша – большая сластёна.

    Миша – большой сластёна.

    2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома?

    Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относятся к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа.

    Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.

    Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.

    Три углублённые в земле

    И мхом поросшие ступени

    Гласят о шведском короле (А. С. Пушкин).

    практика

    Словарь

    Упражнение 8. Поставьте определение при существительных общего рода в нужной форме рода.

    1) Мой брат – больш… сладкоежка! 2) Ну как… же она неряха!
    3) Иванов был… кругл… сирота. 4) Мой друг неисправим… недотёпа. 5) Этот… забияка Андрей опять подрался.

    Упражнение 9. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

    1) Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2) За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3) Поступили в продажу две (новые, новых) модели автомобиля. 4) (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5) Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнования.

    ▲теория

    Информация 3

    Стилистические ошибки, связанные с нарушением синтаксической конструкции сложного предложения

    1. Сочетание одного из членов предложения и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Надо выяснить причины происшедшего и какие следует сделать выводы. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки.

    2. Употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но, однако реализовать этот проект пока невозможно. Он утверждает, что будто бы самолёт был неисправен.

    3. Неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказана вина этого человека (вместо если нужен союз когда ).

    4. Неуместно повторение частицы бы в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, всё закончилось бы благополучно ).

    5. Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных: Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. Сравните: Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце.

    6. Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении: Самое трагичное (то), что выхода из создавшегося положения нет.

    7. Контаминация (смешение) прямой и косвенной речи: Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной в кино. Нельзя забывать, что при преобразовании прямой речи в косвенную меняется форма местоимения: Сосед по парте спросил, кто пойдёт с ним в кино.

    практика

    Словарь

    Упражнение 10. Определите характер ошибки в структуре сложных предложений. Исправьте эти ошибки.

    1) Дума обвиняет его во многих процессах, то, что происходит в стране. 2) До сих пор среди персонала больницы, что располагается ныне в стенах этого дома, живёт эта легенда. 3) Самое неприятное, что иногда я начинаю думать, что она права, что вопрос этот совершенно неразрешим. 4) А значит, исчезнет та самая доброжелательная атмосфера, за которой и отдают детей в частные школы.

    Упражнение 11. Из двух простых предложений составьте сложные предложения.

    1) Ехать надо было через Томск. Поезд приходил в Томск в полдень. 2) Лес был совсем редкий. Он начинался сразу за селом. 3) Около станции нас догнал старик. Мы узнали в нём вчерашнего нашего знакомого. 4) Тишина была над полями. Ни одним звуком не нарушалась торжественность этой тишины. 5) На нашем пути попалось небольшое озеро. Вода в нём была мутная и невкусная. 6) Женщина резко повернулась. Гневом пылало её лицо.

    Упражнение 12. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях; внесите стилистическую правку.

    1) В субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, состоялась лекция. 2) Докладчик обратил внимание на вопрос, что нередко поднимается на подобных совещаниях. 3) Желательно бы, чтобы на страницах нашей газеты выступили экономисты. 4) Эти товары трудно было представить, как они будут реализованы. 5) Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся настоящим патриотом, привёл интересное сравнение. 6) Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

    Упражнение 13. Из данных простых предложений составьте возможные сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

    1) Леса окружали плотным кольцом деревушку. Малины и грибов всегда было много. 2) У нас глубокая ночь. На другом континенте, в Америке, сейчас в разгаре рабочий день. 3) На зарплату старшего научного сотрудника нельзя содержать семью. Сохранить научные кадры в России – большая проблема. 4) Я люблю свою родину. Мне придётся прожить остаток жизни вдали от России. 5) С трудом мы отыскали в горах эту хижину. В ней уже никого не было. 6) Утро вечера мудренее. Оставим этот разговор на завтра.


    приложение

    Контрольные задания на зачет

    Задание 1. Найдите в каждом предложении слово, выбор которого является ошибочным.

    1) Но во всём этом существует грандиозная опасность. 2) От этой ситуации голова встаёт дыбом. 3) Это так идёт к твоей белокурой причёске. 4) Нам выдавали такие замечания. 5) Не люблю давать комплименты. 6) Чаще всего при этом я испытываю совсем другие мысли.
    7) Устал ты или нет, какое у тебя настроение – всё играет огромное значение.

    Задание 2. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте явления контаминации. Сделайте стилистическую правку.

    1) Эти слова не играли никакого значения перед выборами.
    2) Мы сделали самые низкие цены. 3) Наша партия не умеет, как вести предвыборную компанию в таких условиях. 4) Житель Пекина покорил в этот раз все рекорды. 5) Бизнес-партнёры высоко отзывались о ней. 6) Наша работа носит различные направления. 7) Он выдвинул нам благодарность.

    Задание 3. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Сделайте стилистическую правку.

    1) Иногда мы начинаем время от времени ощущать боли в животе, потерю аппетита, похудание. 2) Во всех сказках принцессы обычно требуют от своих избранников выполнить подвиг. 3) Мне жутко нравятся родинки, особенно на шее. 4) Гастрольная поездка артистов обречена на успех. 5) Всё это было чудовищно весело. 6) Я верил в неминуемую удачу, и она мне улыбнулась. 7) Академик совершил блестящую научную карьеру. 8) Предвыборная программа кандидата здесь не играла решающего значения.

    Задание 4. Найдите случаи лексической недостаточности и избыточности. Сделайте стилистическую правку.

    1) Этот футболист забил в сотый раз. 2) Эта комичная ситуация всем показалась смешной. 3) Ученики занимались много и трудолюбиво.
    4) Нам дорога каждая минута времени. 5) Это очень музыкальная музыка. 6) Купленные покупки не принимаются обратно. 7) Она была его законной супругой. 8) Ну, давайте, рассказывайте мне ваши рассказы. 9) Я бы не хотела начинать жить сначала. 10) Он немного приоткрыл окно. 11) В кинотеатре идёт весёлая комедия. 12) Они просто коллеги по работе.

    Задание 5. Найдите стилистическую ошибку, сделайте правку.

    1) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей не так велико. 2) Хотелось бы поближе ознакомиться с представителями этого нового движения. 3) Леонардо Дикаприо сыграл заглавную роль в фильме «Титаник». 4) Итак, одевайте наушники! 5) Он пытается пояснить содержимое рукописи. 6) Эти деньги можно было затратить и по-другому. 7) Бальзам для натирания в кожу. 8) Между нами есть глубинная разница. 9) Он встаёт, одевает на себя шубу, шапку, ботинки и как ни в чём не бывало выходит на улицу.

    Задание 6. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.

    1) У билетной кассы все предъявляли свои … (командировочные – командированные ) удостоверения. 2) Мне кажется, что я припоминаю … (лицо – личность ) этого человека. 3) Молодой актёр играет … (главную – заглавную ) роль в спектакле «Волки и овцы» А. Н. Островского. 4) Группа школьников … (пришла – зашла ) в музей на лекцию.
    5) (Эффективное – эффектное )управление экономикой имеет огромное значение.

    Задание 7. Вместо точек допишите необходимые буквы. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая соответствующую форму.

    1) «Юманите» обратил..сь с призывом принять активное участие в выборах. 2) Перу был… одной из первых жертв испанских завоевателей. 3) Газеты сообщают о падении цен на чёрн… кофе. 4) В качестве вспомогательного языка эсперанто был… создан… доктором Л. Заменгофом. 5) Сочи расположен… на побережье Чёрного моря, южнее его находится солнечн… Сухуми.

    Задание 8. Выберите форму родительного падежа множественного числа имени существительных.

    1) Ни один новогодний стол не обходится без (мандарины). 2) В итальянской кухне используется очень много разных сортов (макароны). 3) В Испании в этом году из-за резкой смены погоды снизился урожай (лимоны). 4) На рынке часто попадались пирамидки из красивых, блестящих (баклажаны). 5) К столу подали несколько очищенных (апельсины).

    Задание 9. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

    1) Большинство произведений этого писателя (заканчивается, заканчиваются) трагично. 2) Ровно в шесть часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 3) В этом году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. 4) Для них несколько столичных фабрик (шьёт, шьют) костюмы. 5) Большинство произведений поэта (посвящено, посвящены) теме любви. 6) Три скамейки (стояло, стояли) у стены.

    Задание 10.

    1) (Произошло, произошли) два (удивительных, удивительные) события. 2) Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих. 3) За это решение (проголосовало, проголосовали) 238 депутатов. 4) Большинство людей (ответило, ответили) на вопрос «да». 5) Большинство сотрудников (было, были) отличными специалистами.

    Задание 11. Выберите правильную форму сказуемого. Обоснуйте свой выбор.

    1) Ряд новых законов (отклонено, отклонены) Думой на этой неделе. 2) Много людей (прошло, прошли) мимо памятника. 3) Несколько тысяч жителей города (живут, живет) в опасной зоне. 4) Часть жильцов (переехали, переехало) к родственникам.

    Задание 12. Из приведенных в скобках форм сказуемого выберете нужную.

    1) Множество людей (пришло, пришли) на встречу с писателем. 2) Ряд сторонников силового решения конфликта (высказали, высказал) мнение о продолжении боевых действий в Чечне. 3) Большинство избирателей (не пришло, не пришли) на избирательные участки. 4) Ряд деятелей культуры (оказал, оказали) поддержку нынешнему президенту. 5) Множество примет (указывает, указывают) на изменение погоды.

    Задание 13. Из приведенных ниже форм сказуемого выберите нужную.

    1) В зал (вошло, вошли) семь человек. 2) Этим летом на гастроли в наш город (приезжало, приезжали) два театра. 3) У него (было, были) две семьи – одна законная, другая тайная. 4) На книгу (получено, получены) 25 отзывов. 5) Ежедневно (издается, издаются) только пять газет. 6) В доме (жило, жили) три семьи.

    Задание 14. Из приведенных в скобках форм определений выберете нужную.

    1) В подарок было преподнесено две (старинные, старинных) вазы. 2) Два (последующие, последующих) месяца мы провели на море. 3) Аэрофлот приобрел двадцать два (новые, новых) самолета. 4) Его сопровождали две (близких, близкие) знакомые. 5) Наследство между родственниками поделено на три (неравные, неравных) части. 6) Этот человек был (ужасный, ужасная) обжора.

    Задание 15. Укажите недочёты, стилистические ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.

    1) Если бы эти мероприятия были бы проведены, эпидемия бы не разразилась. 2) Иванов вошёл в офис с видом такого сотрудника, полностью выполнившего все поручения. 3) Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни. 4) Многие считают, что будто завод не в состоянии выполнить заказ.

    Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех ) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал ). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

    1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

    Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

      Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова . В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

      Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным . Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

    2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

      При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) - два больших стола, два больших окнa .

      При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) - две большие вазы .

      Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы ).

      Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

      большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

      Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца ), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

    3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

      Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

      Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

      Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

      Большинство сотрудников поддержало директора.

    Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

    Ср.: Большинство депутатов поддержало решение; Часть депутатов поддержала решение; Ряд депутатов поддержал решение .

    Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

    а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

    Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

    б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

    Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

    в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

    Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

    г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

    Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

      В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

      Аналогичные правила действуют при подлежащем - количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько . Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего - на людей.

    4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

    Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

      Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

      Три дома на вечер зовут (Пушкин).

    Обратите внимание

    При составном числительном, оканчивающемся на один , сказуемое стоит в единственном числе, причём, поскольку это числительное изменяется по родам, род сказуемого тоже может быть различным:

    В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

    Согласование по роду есть и при числительном тысяча, миллион, миллиард.

    Явилась тысяча человек.

    В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

    Прошло пять минут.

      Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем - количественно-именном сочетании - влияют и некоторые специфические условия.

      Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

      В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

      Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

      Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

      Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь :

      Прошло всего два дня.

      Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

      Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

      Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

      Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

      Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

      Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры - липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

    Обратите внимание , что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

    Двести человек сдало кровь для пострадавших в аварии.

    К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

    а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

    Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

    б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

    Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

    в) наличие при подлежащем определений все, эти :

    Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

      Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

      Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

    5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

      Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

      При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

      Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

      При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

      Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

      Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

      Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

      Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

      В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

      Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

      Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

    Обратите внимание на то, что форма множественного числа при обратном порядке слов является нормативной в официально-деловом и научном стилях, где на первый план выходит смысловая точность высказывания (На заседании присутствовали...; в Президиум избраны... ).

      Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

      При соединительных союзах (и, да, ни... ни ), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

      При разделительных союзах (или, либо, не то... не то, то... то ) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

      За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

      Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

      Ср.: Приезжает брат или сестра - Брат или сестра должны были приехать.

      При противительных союзах (но, а, однако, зато ) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

      При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

      Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

      При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как..., так и сказуемое ставится во множественном числе:

      Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

      При других сопоставительных союзах (не только..., но и; не столько..., сколько; если не..., то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

      Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

      Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу - перед третьим.

      Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.