Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Публикации. Публикации Макеты 1с 8.3
  • Командировочный лист в 1с 8
  • Психосоматические расстройства Болезни с точки зрения психосоматики
  • Ритуалы на удачное замужество: симоронские способы выйти замуж
  • Формирование чтения на основе развития познавательных процессов Что такое антиципация в литературном чтении
  • Какие могут быть последствия приворота для мужчин?
  • Основные идеи русского космизма и его представители. Философия русского «космизма»: идея гармонии разума и природы Основная философская идея русского космизма состоит в

    Основные идеи русского космизма и его представители. Философия русского «космизма»: идея гармонии разума и природы Основная философская идея русского космизма состоит в

    Определить космизм в «жанровом» смысле достаточно трудно. Нельзя сказать, что это естественная наука - тем не менее, учёные-космисты внесли существенный вклад в развитие геологии, биологии, астрономии, физики и химии. Также космизм не является духовным учением, хотя в работах отдельных учёных приобретает метафизический смысл.

    Главное, что объединяет «космические» течения - отчаянное стремление к воплощению идеала. «Космос» понимается не только как пространство Вселенной, но и как философское представление о структурной гармонии. Таким образом, космос представляет собой упорядоченную вселенную, в эволюции и обустройстве которой людям можно и нужно участвовать, используя возможности разума.

    В переводе с греческого «космос» - это «порядок».

    Среди русских исследователей, которые разрабатывали космическую проблематику, были Александр Сухово-Кобылин , Николай Фёдоров , Константин Циолковский , Владимир Вернадский , Александр Чижевский , Иван Антонович Eфремов . О некоторых из них мы расскажем подробнее, остановивишись на самых смелых теориях и предоставив вам судить о том, какие прогнозы воплотились в жизнь сто лет спустя.

    Николай Фёдоров: мировая библиотека и победа над смертью

    Николай Фёдоров, которому принадлежит учение о «философии общего дела», преподавал историю и географию, работал библиотекарем, «дежурным чиновником при читальном зале Московского Публичного и Румянцевского Музеев». Он вёл аскетичный образ жизни, обильно критиковал в своих сочинениях систему образования, ратовал за распространение информации, а также утвержал, что человечеству необходимо, ни много ни мало, раз и навсегда устранить смерть.

    Единая библиотека

    Фёдоров осуждал стремление людей к обогащению и единоличному владению знанием, поэтому создал проект библиотечной реформы. Он был уверен, что каждый, вне зависимости от материального положения, должен иметь возможность самообразования. Для этого все богатые люди, имеющие в своем распоряжении личные библиотеки, должны объединить свои картотеки и поместить их в общедоступном месте, чтобы любой желающий мог обращаться к книгам из этого собрания. Он составил первый систематический каталог книг Румянцевского музея и предложил наладить обмен книг между библиотеками разных стран и городов, включая частные коллекции.

    Конечной целью этого должно стать объединение всех библиотек мира в единую сеть.

    Воскрешение предков и регуляция природы

    Основное зло для человека, по Фёдорову, заключается в смертности. Человек порабощён слепой силой природы, которая неуклонно ведёт его к умиранию. Весь комплекс бед, которые постигают общество, он называл «небратскими отношениями»: войны, борьба за собственность, ссоры и раздоры, и, в конечном счете, смерть. Наша культура мирится со смертью, каждый занят лишь обеспечением наиболее удачного и удобного существования для себя. В этой ситуации высшая цель и моральная обязанность учёного - воспрепятствовать разобщению и гибели. Если точнее, Фёдоров был уверен, что в будущем станет возможно сделать смерть обратимой и воскресить всех умерших людей.

    Идеи Фёдорова о будущем утопическом блаженстве всех людей базируются на христианском учении. Хотя, конечно, с точки зрения классического христианства их следовало бы отнести к разряду еретических, ведь проект воскрешения и Царствие Небесное в фёдоровской системе должны стать делом рук человечества.

    «Пока будет смерть, будет и голод, будут и болезни; и наоборот: пока будут болезни и голод, будет и смерть».

    Метафизика, по его мысли, должна воплощаться в реальных практических действиях. Путь к воскрешению предков лежит через науку: нужно средствами науки и техники совершать то, что ранее казалось чудесами. Познав связь между атомами и молекулами, возможно будет управлять процессом жизни. В конечном счёте мир должен стать прогнозируемым, понятным, дружественным человеку.

    Колонизация космоса

    Мёртвых, как известно, всегда больше, чем живых. Поэтому после их воскрешения человечество невероятно увеличится. Понадобится много места - и с этой целью Фёдоров предлагал осваивать космос. То есть расселять «воскрешенных предков» на других планетах, осваивая космическое пространство. Колонизируя Вселенную, человек будет нести свой разум в другие глактики, всё дальше и дальше в глубины космоса.

    Философ Алексей Козырев в лекции «Постнауки» рассказывает об общественном идеале и влиянии космизма на космонавтику.

    Константин Циолковский: на Марс, на Марс!

    В раннем детстве Циолковский частично потерял слух после скарлатины. Из-за этого он плохо успевал в гимназии и со временем был отчислен. Тем не менее, он продолжил образование самостоятельно. Он много читал, интересовался наукой и техникой, изучал физику, химию, астрономию и математику, занимался собственными разработками. Например, построил первый в мире центробежный аппарат (центрифугу), с помощью которого проводил опыты над животными. Первыми подопытными стали таракан и цыплёнок - причём оба выдержали перегрузку и остались живы.

    Опыты и курьёзы

    Эксперименты, которые проводил Циолковский, вызывали недоумение и ужас обывателей, а его самого обрекли на славу главного отечественного «сумасшедшего учёного». В городе Боровске (Калужская область) он запускал воздушных змеев собственной конструкции, ездил на коньках с зонтом-парусом и сконструировал оснащённые таким же устройством сани.

    «По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался».

    Не обходилось и без курьёзов научного свойства - как-то Циолковский отправил в Русское физико-химическое общество свою рукопись, в которой описывал разработанную им кинетическую теорию газов . Вскоре он получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта 25 лет назад! Во многом эта неудача была обусловлена тем, как трудно было обмениваться информацией. Для учёных поиск данных был затруднён бытовыми препятствиями (отсутствие нужных книг, несовершенство почтового сообщения). Учитывая это, можно заново оценить проект Николая Фёдорова по усовершенствованию библиотечного дела.

    Пресечение автогонии

    К сомнительным идеям Циолковского можно отнести его атомистический панпсихизм . Он полагал, что материя, как и атомы, образующие её, «одухотворены», подвержены психическим законам. Одной из главных причин страдания в мире он считал автогонию - самопроизвольное неконтролируемое зарождение жизни.

    «Страдание» и «разумность» для Циолковского существовали объективно, как природное свойство материи.

    Именно автогония привела к появлению жизни на Земле. Однако не все существа оказались достаточно совершенны; многие продолжают оставаться на низком уровне, нарушая стройную картину разумного мироздания. Дальнейшее заселение Вселенной должно осуществляться не путем стихийного, слепого самозарождения и неуправляемой эволюции, которая множит страдания, а путем продуманного и целенаправленного расселения лучших, разумных существ.

    «Отец русской космонавтики»

    Циолковский занимался вопросами воздухоплавания, аэродинамики, авиастроения и строительства ракет для межпланетных путешествий, сделав существенный вклад в теорию реактивного движения и во многом опередив своё время. Он предложил конструкцию поезда на воздушной подушке и выдвинул идею космического лифта, продумал способ дозаправки ракет во время полёта, разработал и сам сконструировал аэродинамическую трубу. В научно-фантастической повести Циолковского «На Луне» даётся описание поверхности спутника Земли, которое впоследствии было подтверждено опытным путём.

    Константин Циолковский считал, что люди смогут расселиться по Вселенной, а начальным этапом покорения космоса должно стать конструирование орбитальных станций, пригодных для обитания человека. Всего через три десятка лет после его смерти такая станция действительно вышла на орбиту.

    Владимир Вернадский: биосфера Земли

    Вернадский окончил физико-математический факультет Петербургского университета, изучал кристаллографию, был академиком и директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. Его научные интересы, оставаясь обширными, - геология, химия, история - всегда были привязаны к теме Земли как планеты и целостности.

    Биосфера Земли

    Термин «биосфера», который использовал Вернадский, был введён Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX века. Под биосферой имеется в виду вся поверхность Земли, заселённая живыми организмами, глобальная экологическая система планеты. Эту совокупность организмов Вернадский называл «живым веществом». Кроме него существует и «косное вещество». Его составляют минералы и горные породы. В единую систему два вида материи соединяются благодаря постоянному обмену, «биогенному току атомов». Изучая биосферу, Вернадский пришёл к соображению о том, что осуществляется важный, прежде невиданный процесс.

    Происходит переход от биосферы к новому миру, в котором ведущая и преобразующая роль отводится человечеству.

    Теория ноосферы

    Ноосфера - новый вид планетарной цивилизации, где человек, вооруженный средствами науки, станет новой самостоятельной геологической силой - разумной и творческой. То есть будет способен менять облик планеты, создавая новые «косные тела» и подвергая изменениям живое вещество. Надо сказать, что слово «ноосфера» также принадлежит не самому Вернадскому, а французским учёным - профессору математики Эдуарду Леруа и Пьеру Тейяру де Шардену, биологу, геологу, палеонтологу и религиозному мыслителю. Вернадский же активно разрабатывал эту теорию, дав своё видение новой эпохи Земли.

    В эту эпоху деятельность людей и научная мысль приведут к изменению облика планеты. Ноосфера возникнет после резкого скачка в науке и технике, после заселения человеком всей планеты и развития средств сообщения. Также условиями её формирования станут глобализация, выход человека в космос, развитие образования, прекращение конфликтов и войн, коллективное принятие решений, равенство и победа над нищетой.

    Перспективы развития ноосферного общества представлялись Вернадскому радужными.

    То, что сейчас называется глобальными проблемами современности, не вызывало у него опасений. Действуя как природная сила, человечество не может совершить ничего, что не было бы частью общей эволюционной программы.

    Сегодня многое в теориях космистов выглядит наивным, однако общий настрой поражает оптимизмом и верой в возможности человека. Эти учения были созвучны эпохе прогресса и безграничных надежд. Именно поэтому позже космизм был забыт. Советская имперская культура потребовала другой науки (генетика, например, встретила травлю) и другой философии, поддерживающей интересы власти.

    Многие предположения космистов не подтвердились, оставшись сегодня разве что в арсенале лженаук. В то же время, гипотезы, которые современники считали нереальными и совершенно безумными, оказались не так уж далеки от действительности. Теперь они стали полноправной частью современной научной практики или сбываются прямо на наших глазах.

    Федор Иванович Гиренок - о самом главномФотография: facebook.com/girenok Есть мнение, что термин «русский космизм» придумал философ-почвенник Федор Иванович Гиренок, занимающий сейчас должность заведующего кафедрой на философском факультете МГУ. В научном мире Гиренок известен как автор эпатажных теорий о том, что человек - не разумное, а галлюцинирующее существо, и мы произошли не от умной обезьяны, взявшей в руки палку-копалку, а от обезьяны, страдающей от аутизма. А кроме того, ударными статьями о великой сермяжной правде в газете «Завтра» и неистовой критикой современной науки за слабость дерзаний. В негласных рейтингах философов он располагается в первой десятке вместе с Валерием Подорогой, Олегом Генисаретским, Павлом Тищенко и другими корифеями из Института философии Академии наук.

    Сам Федор Иванович не против, когда его называют крестным отцом русского космизма и в свое время дал несколько интервью, в которых так прямо и заявил: да, это моя идея.

    В чем главная идея?

    Если отбросить шелуху, русский космизм - это история мечтаний нескольких экстравагантных мыслителей конца XIX - начала XX века о том, каким станет человечество, когда наука и техника позволят ему преодолеть природные несовершенства, вырваться за пределы планеты Земля и даже, возможно, воскресить мертвых. В каком-то смысле это научная фантастика с сильной философской базой. Как если бы Герберт Уэллс вдруг решил сочинять вместо романов о далеком будущем развернутые долгосрочные прогнозы, впадая иногда в ядреный метафизический пафос.

    Когда появился русский космизм и почему?

    С чего все начиналось? С того, что наука начала радикально менять жизнь людей. Она и сейчас ее меняет, но сто лет назад этого никто не ожидал.

    Нам трудно представить, что творилось в голове у малограмотного мужика из, допустим, дремучей архангельской деревни, да еще и старообрядца, совершенно дикого, когда он попадал в один из столичных городов. Мощнейший культурный шок, потрясение, ужас. Или как реагировал мелкий чиновник, живущий в какой-нибудь патриархальной Костроме, где всюду колокола, посконность и лапти, на известие о первом успешном полете? Тоже шок, тоже потрясение.

    Из этого шока, появилось много странного, в том числе и неясные ожидания. «Что нас ждет?» - спрашивали люди. Эра сказочного процветания или геенна огненная?

    Как пишет в своей кандидатской диссертации Екатерина Мельникова, исследователь из Европейского университета в Петербурге, несколько тогдашних издательств, ориентированных на крестьян, только-только выучившихся читать, начали выпускать брошюры о скором конце света, которые с большой охотой раскупались на ярмарках вместе с лубочными картинками и всяким остальным народным творчеством. Крестьяне, наблюдая, как вдоль дорог устанавливают столбы и протягивают провода, по привычке ждали второго пришествия. И в самом деле - чего хорошего ждать от электрического освещения? Только ангелов апокалипсиса.

    У беспочвенной либеральной интеллигенции, напротив, ожидания были самые радужные. Каждое новое усовершенствование: телефон, прививки от оспы, наркоз, психоанализ, дирижабли и двигатель внутреннего сгорания - возбуждало аппетит. Если мы можем полететь на дирижабле из одного города в другой, то почему бы нам не перемещаться между планетами? На наших глазах сказка становится былью - вперед, вперед, вперед.

    Кто был главным русским космистом?

    Картина: Пастернак, Леонид Осипович Философ Николай Федоров (1829–1903). Находясь под впечатлением от успехов науки, он в какой-то момент прямым текстом заявил: а почему бы нам не воскресить всех наших предков? И в самом деле, друзья, раз уж инженер Попов изобрел при помощи своей головы и логарифмической линейки такое чудо, как радио, не замахнуться ли нам на воскрешение людей?

    Тогда казалось, что телеграмма из Сызрани в Рязань и всеобщее воскресение по научному методу - это задачи сопоставимого уровня сложности. Решили первую, решим и вторую. Это сейчас прогресс равняется обновленной версии бесполезного гаджета. Никакого волшебства не осталось и в помине. А во времена космистов оно лилось рекой.

    Сам Федоров работал в Москве в Румянцевском музее и был известный аскет и бессребреник. В наше время мы привыкли к тому, что аскеты и бессребреники, особенно если они ходят в церковь, истово презирают науку и, как архикрестьянин Герман Стерлигов, время от времени предлагают россиянам жечь колдунов. Федоров был другим. Наука и философия, говорил он, должны действовать, должны бороться с силами природы, зараженной грехом, до полной и окончательной победы. То есть до всеобщего воскресения, когда технологии смогут вернуть к жизни наших предков вплоть до Адама.

    Этот поворот с воскрешением - он очень странный. Историк русской философии профессор Зеньковский так и пишет - Федоров уклонился в магизм и фантастику. Почему его так повело? До того он сочинял нормальные с точки зрения русской философии вещи: про покаяться и простить, например. Видимо, ажиотаж и даже угар от новых возможностей сильно кружил голову и философу тоже.

    А кто еще был космистом?


    Фотография: wikipedia.org

    Константин Циолковский (1857–1935) - еще один захватывающий герой. Бедный школьный учитель, с женой и детьми, в провинциальной Калуге в свободное от работы время занят тем, что вместе со своим другом, налоговым чиновником, клеит модели дирижаблей, способных покорять дальние планеты. Не странно ли - живя в исконной избе с печным отоплением, иконами в красном углу и керосиновой лампой, рисовать чертежи металлических летательных аппаратов?


    Фотография: wikipedia.org

    Александр Чижевский (1897–1964) - странный, очень странный советский ученый, часто бывавший в гостях у Циолковского в Калуге. Придумывает люстру, ионизирующую воздух - кажется, полезная вещь, и пишет умопомрачительные, на грани безумия, гимны Солнцу, похожие на псалмы последователей какой-то неизвестной вавилонской религии, с жутковатой пелевенщиной на заднем плане. Сочиняет евгенические правила для человечества, чтобы оно поскорее стало лучистым, в смысле - избавилось от обезьяньей наследственности, и превратилось в чистый свет. Есть сведения, что под конец жизни Чижевский откровенно поклонялся Солнцу.


    Фотография: wikipedia.org

    Владимир Вернадский (1863–1945) - невероятный человек из той же эпохи. Придумал ноосферу, известную всем со школьной программы. Откуда она? Зачем? Будучи успешным академическим ученым, на ровном месте приходит к мысли, что человеческий разум - это одна из космических стихий, такая же мощная, как гравитация. И она, конечно, образует свою отдельную сферу. До недавнего времени в Тамбовском университете существовал факультет ноосферной безопасности и права. Люди изучали вопрос вплотную. Теперь вроде факультет закрыли.

    Что стало с русским космизмом в XX веке, и почему про него снова вспомнили сейчас?

    Весь русский космизм - это небывалый оптимизм относительно будущего, доходивший иногда до крайностей и даже до форменных безобразий, когда реальность и бред смешивались и взбалтывались.

    И он исчерпал себя, когда стало ясно, что научный прогресс решает многие проблемы, но не решает все, поскольку и у него есть свои ограничения и свои издержки. Техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды, оружие массового поражения - о таких вещах Федоров не думал. Можно создавать новые модели сверхзвуковых самолетов, но воскрешение умерших, увы, нам неподвластно и вряд ли будет.

    Современная публика мало смотрит на звезды, и самый популярный сериал - не об ученых, покоряющих материю, а об игре престолов. И это не потому, что она глупее людей, живших на границе девятнадцатого и двадцатого веков. Просто теперь ни у кого нет никаких иллюзий по поводу того, каким образом возникает научное знание и чего оно может достичь в обозримой перспективе. А там, где иллюзий нет, спрос на фантастические построения космистов равен нулю.

    Космизм давно бы исчез, если бы не старания пропагандистов. В нем вдруг увидели ту саму русскую идею - смысл существования нации, стержень и опору, без которой нет жизни русскому человеку. Сейчас это такая альтернативная версия православия, самодержавия, народности.

    Авторы, придумавшие космизм, при всей своей экстравагантности были чрезвычайно далеки от вопросов национализма и государственного строительства. Наоборот, им хотелось поскорее попасть в землю обетованную, где нет ни национальностей, ни границ, ни таможенных пунктов с унылыми мужчинами в нелепых фуражках. Они думали о планете Земля и о человечестве, местные суверенитеты и территориальные амбиции их не беспокоили. Курьезно само название - русский космизм. Приставка «русский» здесь смотрится как частичка мощей Матроны Московской на Международной космической станции. При чем тут «русский»? Речь же идет о планетарном проекте, в который вовлекается все человечество. Человечество как единица невозможно, если оно дробится по национальному признаку. Ноосфера - она ведь не только там, где русские живут или где по утрам слышен малиновый звон.

    Впрочем, в этом мире всегда так происходит: идея, преодолевающая границы, как христианство две тысячи лет назад, в котором нет ни эллина, ни иудея, со временем оказывается на страже государственных границ. Та же история и с космизмом: люди мечтали о лучистом человечестве и высадке на альфу Центавра, а получили повестку в военкомат.

    См. также: «Космисты, ребята, вы слабые» - беседа инвесторов издания «Русская планета» с редакцией.

    UPD: В первый вариант этой статьи вкралась ошибка - текст про философа Николая Федорова был проиллюстрирован фотографией его однофамильца. Редакция приносит свои извинения.

    Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников . Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма:

    • религиозно-философский (Н. Ф. Федоров);
    • естественнонаучный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский);
    • поэтически художественный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин).

    Выделение разновидностей в русском космизме условно, так как идеи его представителей часто противоречат друг другу. И все же для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса, выдвижение на передний план практическидеятельного начала человека. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.

    Николай Федорович Федоров (1828 -1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем. Он не был профессиональным философом. Средства к жизни он добывал себе тем, что сначала работал учителем на периферии, а затем библиотекарем в Москве. При жизни его сочинения в виде статей публиковались мало. Однако идеи Н. Ф. Федорова восхищали еще при его жизни многих писателей и философов. Благожелательные отзывы о его философии оставили Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, а позже А. М. Горький.

    Идеи Федорова нашли отражение в его труде “Философия общего дела”. Федоров полагал, что неустройство нашей жизни — следствие дисгармонии в отношениях человека к природе. Последняя выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Однако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. По мнению философа, люди должны “приводить мир в порядок”, вносить в него гармонию. В результате этого эволюция природы будет не стихийной, а сознательно регулируемой.

    Для преодоления разрыва человека и природы, считал Федоров, надо осуществить всеобщую регуляцию. При этом “внутренняя”, или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходящие по своему масштабу и сложности:

    • метеорическую регуляцию, объектом которой выступает Земля как целое;
    • планетарную астрорегуляцию, объект которой — Солнечная система;
    • всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная.

    Метеорическая регуляция включает :

    • управление атмосферными процессами (преодоление метеорических “погромов” — засух, наводнений, градобития и т. д.), овладение климатом, выявления оптимального отношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности;
    • регуляцию сейсмически-вулканических явлений;
    • телурическую регуляцию (рациональное использование земных недр; замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения);
    • гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ее трудоемкой добычи каменного угля и т. д.).

    Следующая ступень регуляции — превращение Земли в космический корабль, странствующий во Вселенной.

    В конечном счете человечество должно объединить все звездные миры.

    Общее дело мыслилось Федоровым как путь к просветлению, самообновлению людей, становлению мира между народами, сплочение всех землян в единую братскую семью.

    Федоров думал, что наука на Земле должна преодолеть объективное отношение к окружающему миру, но это не означает торжество субъективного подхода. Подход к миру, по его мнению, должен быть “проективным”, обеспечивающим превращение знания в проект лучшего мира. Без этого, по Федорову, знание принимается за конечную цель, а дело заменяется миросозерцанием. Он считал, что такое положение надо изменить. Культ идей, или “идолатрия”, должен быть устранен. Философия должна заканчиваться не созерцанием, а действием.

    Мыслитель видел в эгоизме источник всего негативного, что есть в мире. Для искоренения эгоизма необходимо, по Федорову, чтобы наука служила не целям борьбы между людьми, а целям достижения их всеобщего блага.

    Эгоизм порождает такое зло, как смертность людей. Федоров считал, что важнейший долг науки — преодолеть смертность и обеспечить людям бессмертие. Он надеялся, что наука может развиться до такой степени, что сможет обеспечить воскрешение всех ранее умерших людей и расселение их на бескрайних просторах Вселенной.

    По мнению Федорова, идеальный социальный строй должен основываться на гармоническом сочетании сознания и действия. При этом строе не должно быть разобщенности людей, насилия и страха, а также такой деятельности людей, которая способствует приближению мира к концу. В условиях идеального строя, который философ называет “психократией”, каждый будет исполнять свой долг, вполне осознавая свои задачи как часть человечества, призванного быть орудием Божиим. Только так, согласно Федорову, может быть достигнуто полное и всеобщее спасение. Таким образом, нравственный миропорядок, установившийся в обществе, становится залогом упорядоченности всего мира.

    В федоровской утопии получили свое выражение и оформление вековые чаяния русского народа.

    Утопичность представлений мыслителя о путях развития человеческого общества не может заслонить от нас того, что многое в его наследии сохраняет и в наши дни свое значение: идеи синтетизма и проективности знания, регуляции процессов природы и общественной жизни, увековечения жизни людей, тесной связи знания и нравственности, единения человека и космоса, идеал единства человечества и т. д.

    Другим крупным представителем философии русского космизма является Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935). Он известен как писатель-фантаст и провозвестник ракетодинамики и астронавтики, а так же как оригинальный мыслитель.

    Циолковский считал, что понять наш мир правильно можно только с космической точки зрения. Будущее мира связано с освоением космоса человеком. Деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека с космосом. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной, беспрерывно увеличиваясь.

    Философия Циолковского опирается на ряд принципов. Важнейшим из них выступает панпсихизм, заключающийся в признании чувствительности всей Вселенной. Другим принципом является монизм, базирующийся на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная.

    Третий принцип — это принцип бесконечности. Согласно этому принципу мир, Вселенная, могущество космического разума бесконечны.

    Четвертый принцип — принцип самоорганизации, основывающийся на допущении у Вселенной способности содействовать своей организации, дающей ей возможность бесконечно долго существовать во времени. И хотя сам термин “самоорганизация” Циолковским не применялся, но свойственность его философии вытекает из этого принципа и понимания им эволюции Вселенной.

    Циолковский допускал, что Вселенная имеет первопричину и движется волей, которые находятся вне ее пределов. Однако человек способен подчинить развитие космоса своей воле. Но для этого ему надо завоевать космос, на основе его изучения и подчинения своему разуму.

    Значительный процесс в философии русского космизма связан с творчеством Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), который является не только выдающимся естествоиспытателем, одним из основоположников геохимии, радиогеологии, генетической минералогии, но и значительным мыслителем, создателем учения о биосфере и ее переходе в ноосферу.

    В. И. Вернадский, как и другие космисты, считал, что благодаря науке человечество получает возможность превратиться в силу, подчиняющую себе Космос и становящуюся ответственной за судьбу биосферы и Космоса. Это объясняется тем, что “научная работа становится проявлением геологической работы человечества, создает особое состояние геологической оболочки — биосферы, где сосредоточено живое вещество планеты: биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу”. В своих работах “Несколько слов о ноосфере” (1943) и “Научная мысль как планетарное явление” (1944) мыслитель под ноосферой понимает сферу распространения разумной деятельности людей, которая направлена на рационально регулируемое поддержание жизни всего живого, включая и самих людей, не только в рамках биосферы Земли, но и за ее пределами сначала в околосолнечном пространстве, а затем и за ее пределами. В. И. Вернадский полагал, что вступление человечества в эру ноосферы подготовлено всем ходом эволюции живого. Условием такого перехода выступает объединение созидательных усилий всего человечества во имя повышения уровня благосостояния всех людей.

    Значительный вклад в развитие философии русского космизма выпал на долю основателя космобиологии, поэта Александра Леонидовича Чижевского (1897 — 1964). Его удачно складывавшаяся судьба научного работника была прервана арестом в 1942 г. При этом пропало сто пятьдесят папок научного материала и потерялся его законченный научный труд “Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов” объемом в сорок печатных листов. Пятнадцать лет он провел в лишениях. Реабилитирован ученый был в 1957 г.

    Чижевский рассматривал электрон как субстрат природного мира, который основывается на принципе всеобщего кругообращения. Этому принципу, по его мнению, подчиняется существование всего, что есть в мире. Действие этого принципа дает о себе знать в рамках и симметриях.

    Согласно Чижевскому, история человечества подчиняется периодичности и зависит от солнечной активности . Революционные потрясения соответствуют моментам наибольшей солнечной активности, повторяющейся периодически с интервалом в одиннадцать лет. Этот одиннадцатилетний цикл делится на четыре периода:

    • период минимальной возбудимости (3 года);
    • период увеличения, роста возбудимости (2 года);
    • период максимального подъема возбудимости (3 года);
    • период понижения возбудимости (3 года).

    Для доказательства своих идей Чижевский приводил большой фактический материал. Однако рукопись труда “О периодичности всемирно-исторического процесса” объемом в 900 машинописных страниц в 1918 г. была утрачена. Сохранилось лишь краткое изложение этого труда под названием “Физические факторы исторического процесса” (1924).

    Идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь и космических катастроф на социальные явления и поведение отдельных людей имеют сегодня широкое распространение.

    I. Зарождение русского космизма

    В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивиллизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса. Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

    Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Его идеи оказали большое влиятние и привлекли к русскому космизму были самых разных людей - Циолкоский, Соловьев, Чижевский, Л.Н. Толстой, Бердяев, Вернадский, Булгаков и многие другие. Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями. Константин Эдуардович Цеолковский считал себя учеником Николая Федорович Федорова. В основном все свои труды он излгал в устной форме своим ученикам. Философия Н.Ф. Феорова была изложена его учениками в книге «Философии общего дела».

    Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний Федоров распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе. «Философия общего дела» ориентирована и на победу человеческого духа на Земле, и на повсеместное, в русле превращение Хаоса в Космос. Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Выход в Космос в идеях Н.Ф. Федорова.

    Решения проблем истощения ресурсов и перенасленеия, затухания Солнца Федоров, а за ним и Циолковский видели в активном освоении космоса - в завоевании человечеством новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. . C наступлением эры космоса открывается реальная возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации.

    Дело активного освоения космоса – одна из основных составляющих философии общего дела, которая сможет объединить все человечество. Федоров осознавал, что: “ Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.”. И Федоров и Циолковский предсказали неизбежность выхода человечества в космос


    Приводимые аргументы “за” разнообразны: невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в бесконечных просторах Вселенной разместятся мириады человеческих поколений, так что “отыскание новых землиц” становится приготовлением “небесных обителей” отцам – после их восрешения здесь на земле. “Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства должен сделаться их обитателем и правителем”.

    Идеи Н.Ф. Федорова были активно развиты К. Э. Циолковским, которого по праву называют прародителем всей космонавтики, он не только говорил о необходимости освоения космоса но и показывал реалные возможности того как это можно сделать – он предсказал использование ракет. Произвел рассчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи такие как создание поселений на марсе и других планетах безусловно были очень прогрессивными и дальновидными даже для нашего времени.

    В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего несовершенного... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила".

    Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

    1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

    2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

    3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

    4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое, вечное. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

    Несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечнымРелигия в идеях Н.Ф. Федорова

    Свои идеи Федоров обосновывал с позиций религиозного мировоззрения. Однако он не был в плену какой-то узко конфессиальной традиции. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У него довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все «из ничего», а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Несводимый к природе, но и неотделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, т. е. внесение в природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, – есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире. Федоров говорит о том, что господь создал человека, как нахначенное стать, сделаться свободным усилиями самого человека.

    Т.е. общее дело – это путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Федоров выступает против разделения познания мира на науки и говорит о необходимости целостного, единогоь восприятия. Он тем самым предвосхитил междисциплинарность, которую приобрели научные исследования в последнее время.

    Русский космизм. Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский.

    Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

    Философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

    Религиозные идеи несомненно оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Христианская идея о том, что все люди, - братья, дает изначальную установку о единстве всего сущего земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

    Естественно-научные. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине 19в и новые открытия в различных отраслях знания, подтолкнули космистов на гениальные догадки, носящие научно-практический характер и опирающиеся на науку как средство достижения благородных целей.

    Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма идея единства людей, всего человечества. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался космизм.

    Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители как Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И, Вернадский, Л. Чижевский.

    Н.Ф.Федоров по праву считается отцом русского космизма. Вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи победы над смертью, воскрешение мертвых. Федоров философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность это деятельность во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли, Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. При чем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе давно умерших предков.

    Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить и смерть. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству. Необходимо также обеспечить его необходимым место для нормального существования. Федоров решает эту задачу очень просто. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых мест обитания. И здесь достойная новая задача для науки помочь людям овладеть космосом. Федоров в своих мечтах предлагал свой вариант решения перемещения в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит землю в космический корабль. В перспективе человек объединит все миры и станет планетоводом. В этом особенно тесно проявится единство человека и космоса.

    К.Э. Циолковский основанием своей естественной философии считал познание Вселенной. Он разрабатывал собственную космическую философию (монизм), противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой пессимистическому материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни. Циолковский считает, что жизнь и разум на земле не являются единственными во вселенной. В качестве доказательства этого утверждения он считает достаточным то обстоятельство, что вселенная безгранична. По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее до бесконечности. Нравственная, космическая задача Земли внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствование мира земляне могут, лишь покинув землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается в переселении с Земли и в заселении космоса.

    Чижевский был основоположником гелиобиологии, науке о Солнце и его влиянии на земные процессы. Смысл его концепции состоит в том, что на богатом фактическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на солнце в силу единства всего существующего в космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государства. Ведь во главе большинства правительств практически большинства стран стоят не молодые люди. Происходящие на земле и в космосе ритмы, влияют на их здоровье и самочувствие. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные (войны, бунты, революции).

    Частное учреждение образования

    «Институт предпринимательской деятельности»

    По дисциплине «Философия»

    Тема: « Русский космизм: основные идеи и представители»

    Выполнила студентка 1 курса

    факультета ВЭД и П гр. ДО1ПД

    дневной формы обучения

    специальности «Бизнес-

    администрирование»

    Макатрова И.А.

    Проверила кандидат

    философских наук, доцент

    Пашко Рима Геннадьевна

    Введение

      Основные идеи и течения философии русского космизма

    1.1. Русский космизм П.А.Флоренского

    1.2. Космизм В.С.Соловьёва

    1.3. Философия Н.Ф.Фёдорова

    1.4. Антропокосмизм Н.Г.Холодного

    2. Современная цивилизация и русский космизм

    Список использованной литературы

    Введение

    Русский космизм является философским направлением и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.

    Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

    Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов.

    1. Основные идеи и течени я в философии русского космизма

    1.1. Русский космизм П.А.Флоренского

    П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции русского космизма.

    Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос и микрокосмос, являющийся в своём роде образом и подобием Вселенной и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации.

    И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. Мир есть раскрытие Человека, проекция его. В этом заключается космически-антропологический дуализм Флоренского.

    У Флоренского, как впрочем и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века".

    1.2. Космизм В.С.Соловьёва

    Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. Эта задача сводится к выведению условного из безусловного, случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество. Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего.

    Можно выделить несколько идей космизма Соловьёва:

    Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос).

    Тайна сопричастности человека космосу в его божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.

    Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие, тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

    1.3. Философия Н.Ф.Фёдорова

    Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. Борьба с разъединяющим пространством для мыслителя - "первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях. Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.

    Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

    1.4. Антропокосмизм Н.Г.Холодного

    В своей основной работе "Мысли дарвиниста о природе и человеке" (1944г.) Н.Г.Холодный развивает свою философию антропокосмизма и теорию познания, основанную на идеях эволюционизма. В противовес антропоцентризму (ставившему человека в центр всего мироздания) Холодный использует антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека и природы. В своей книге Холодный анализирует взаимоотношения человека и природы, показывает процесс создания человеком своеобразной среды, отличной от естественной, которую он называет антропосферой. Антропосфера, являясь частью биосферы, создана человеком, его трудом. "Человек, несмотря на существенные особенности созданной им жизненной среды, продолжает оставаться неотъемлемой частью космоса, полностью подчинённой действующим в нём законам. Человек находится не над природой, а внутри природы" . Основным отличием приспособляемости организма к среде человека от животных, по мнению Холодного, является то, что пассивное приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды, характерно для животных, заменяется активностью человека, стремящегося изменить окружающую среду в соответствии со своими целями.Труд остаётся основным условием роста умственных способностей человека. Для Холодного несомненна связь между интеллектуальными способностями человека и его космическим окружением, которая является результатом эволюции и естественного отбора. Науку Холодный определяет как знание упорядоченное, приведённое в систему, организованное и способное к дальнейшему развитию. Несмотря на автономность науки, она самым тесным образом связана с деятельностью и с производством. Закономерность в развитии науки Холодный видит в том, что наука подчиняется общим законам органической и социальной эволюции, т.е. в развитии науки решающую роль играют внутренние факторы (относящиеся к эволюции) и в последнюю очередь внешние относительно науки факторы (религия и философия). Независимость процессов эволюции Холодный связывает с тем, что каждая предыдущая стадия его определяет последующую, а посторонние факторы могут лишь ускорять или замедлять процесс развития, но не определять его. Антропокосмизм, по замыслу Холодного, влечёт за собой принципиальное изменение отношений человека к природе. Прежде всего он приводит к ощущению человеком своей органической, неразрывной и действенной связи со всем космосом. И космос оказывает воздействие на человека, влияет на его жизнь. Антропокосмизм предполагает кардинальное изменение места человека в космосе: человек становится (благодаря успехам науки и техники) космическим фактором, преобразующим природу в том участке Вселенной, где он обитает. Эволюционная теория познания Холодного обращается к развивающейся адаптации психо-физиологической организации человека к окружающей среде.

    2. Современная цивилизация и русский космизм

    Бурное развитие технологии привело к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.

    Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах К.Э.Циолковского, который даже называет одну из них “Космическая философия”.Весь космос обусловливает нашу жизнь, - писал он, - всё непрерывно и всё едино. Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром. Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчёркивает зависимость человека от него.

    Эта идея - влияния как ближнего, так и дальнего космоса на жизнь человека - достаточно подробно рассматривалась А.Л.Чижевским, который полагал, что наше научное мировоззрение ещё далеко от исторического представления о значении для органического царства космических излучений. Тем не менее ряд достижений науки XX в., по мнению Чижевского, позволяет сделать вывод, что “в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого достигли в наши дни особой ясности и глубины. Строение Земли, её физикохимия, биосфера являются проникновением строения и механики Вселенной”. Чижевский противопоставляет свою точку зрения существующему мнению, что жизнь есть результат случайной игры только земных сил. Для него жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Человек не только земное существо, отмечал он, - но и космическое, связанное всей своей биологией, всеми молекулами, частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями. В этом случае вовсе не случайным выглядит влияние солнечной энергии на протекание жизненных процессов. Чижевский одним из первых исследователей обосновал эту идею конкретными научными фактами. В частности, он проанализировал корреляции между солнечной активностью и пиками эпидемий и показал, что солнечная активность выступает своеобразным регулятором течения эпидемических процессов. Это конечно не означает, что состояние солнцедеятельности является непосредственной причиной эпидемического распространения тех или иных болезней, но активность Солнца способствует их быстрому назреванию и интенсивному течению.

    В русском космизме достаточно ясно осознавались не только зависимость человека от космоса, но и обратное влияние человека на окружающий мир. Соразмерность человека и остального мира послужили основой для развитой русскими космистами идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. В русском космизме обосновывались принципы нового отношения человека к природе. Фактически он достаточно близко подошёл к осознанию тех проблем, которые в дальнейшем получили название глобальных. По меньшей мере идея возможного экологического кризиса, хотя и неявно, но все-таки отчётливо звучала в работах космистов и вовсе не случайно. Интуитивное осознание русским космизмом возможных глобальных противоречий между технократической деятельностью человека и гармонией космоса приводило его к поискам выхода из возможного будущего неблагоприятного состояния, в которое могло бы быть ввергнуто человечество.

    Каждый из космистов предлагал свой вариант будущего развития человечества. Циолковский рисовал вполне идиллическую картину: климат будет изменяться по желанию и надобности. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность изучить все планеты, несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ. Наиболее реалистичные сценарии рассматривались в концепции Вернадского. Рассмотрение человека как особой геологической силы, способной радикально изменить мир, в котором он живёт, приводили к выводу о возможных негативных последствиях деятельности человека, что может оцениваться как предвидение вероятных глобальных экологических кризисов. Вместе с тем, Вернадский оптимистически рассматривал перспективы человечества, связывая его будущее с процессами перехода биосферы в ноосферу и возрастанием регулирующей роли человеческого Разума. Интересные размышления были предложены в философии “общего дела” Фёдорова, в которой он предостерегал от возможных последствий неразумного обращения с природой. “Человек сделал, по-видимому, всё зло, какое только мог относительно природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение губительных орудий и вообще средств для взаимного уничтожения)” . Все беды нашей жизни, по его мнению, происходят из-за дисгармонии человека и природы. Общее дело выступает как управление стихийными силами природы.Стало быть все зависит от человека”. Т.е. общее дело являлось как путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе.

    Вывод

    В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы. И все же космизм не получил широкого распространения и повторил судьбу многих философских течений, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху. Тем не менее в современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск “общего дела” как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу. социология (2)Реферат >> Социология

    Сорокиным. Русский космизм Н. Федорова, В. Вернадского и Чижевского. Основные темы в русской социологии. ... 5. Русская этико-субъективная школа. Основными представителями данного... способствовавший образованию русской нации. Основные идеи суммируются следующими...

  • Русский космизм и его роль в развитии отечественной науки

    Реферат >> Философия

    ... идей русского космизма в науке. Представители русского космизма - Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество 2.2 Русский космизм и педагогическая мысль - Педагогические идеи русских ... можно назвать русским космизмом и из каких основных компонентов оно...

  • Русская философия (8)

    Реферат >> Философия

    Создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три основных потока отечественной... представителей русского зарубежья непреходящим, а их искания глубоко созвучными нашим дням. Вопрос №5. Философия русского космизма ...

  • Философия В.С. Соловьева и русский космизм

    Лекция >> Философия

    Булгакова господствуют два основных мотива: признание глубокого... идеи космизма развивались не только философами и естествоиспытателями, но и представителями ... др.). Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении...