Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Установление точной концентрации раствора соли Мора
  • Первый российский историк
  • Можно ли печень ребенку: куриную или свиную, и когда?
  • Рецепты творожных кексов для детей
  • Детские кексы: варианты рецептов с фото, особенности приготовления
  • Брауни в мультиварке на пару
  • Особняк Смирнова на Тверском: «маски грешников», побежденные рыцари и побег хозяев. Особняк П.П

    Особняк Смирнова на Тверском: «маски грешников», побежденные рыцари и побег хозяев. Особняк П.П

    Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре - одна из самых ярких работ Федора Шехтеля, знаменитого архитектора эпохи модерн, автора ряда прекрасных зданий, во многом определяющих внешний вид старой Москвы.

    История владения, в котором находится «Особняк П.П. Смирнова» прослеживается с конца XVIII века. Дом много раз переходил из рук в руки и перестраивался.
    В 1900 году его приобрел Петр Петрович Смирнов - потомственный почетный гражданин, известный предприниматель. Он решил провести значительную перестройку дома, поручив Федору Шехтелю работы по перепланировке, декорированию интерьеров и переделке фасадов. В результате этой работы появился великолепный, безошибочно шехтелевский по деталям, особняк в стиле модерн.
    За довольно скромным фасадом прячется один из лучших интерьеров работы Федора Шехтеля. В особняке 8 парадных помещений, каждое из которых выполнено в своем «историческом» стиле - настоящий архитектурный парад: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет».
    Все парадные интерьеры - за исключением «Египетского зала» - вытянуты вдоль выходящего на Тверской бульвар фасада и соединены анфиладными дверями.
    Тверской «булевар» на протяжении почти всего XIX века оставался единственным бульваром Москвы, поэтому именно сюда на «проминат» съезжались дворяне, стекались толпы праздных жителей, здесь всегда было людно и весело, все это и предопределило уникальную судьбу особняка.
    В 1906 году Петр Смирнов отдал особняк под клуб Московского русского собрания. Его двери распахнулись для благородных дам и господ - в доме работал ресторан, устраивали концерты, благотворительные аукционы.
    До революции роскошное здание всегда оставалось в центре внимания русской общественной жизни. Затем ситуация изменилась. После революции в особняке размещались столь серьезные «почтовые ящики», что он почти не упоминался даже в специальной литературе. Конторы, занимавшие здание в советское время, чудом не учинили в нем конструктивных разрушений.
    В настоящее время «Особняк П.П. Смирнова на Тверском» обрел новую жизнь. Закончена реставрация фасада и интерьеров. Удалось практически полностью сохранить историческую структуру здания.


    Романский зал






    Классический зал




    Египетский зал








    Будуар



    Городской особняк по адресу Тверской бульвар, 18 в Москве получил свой нынешний вид в самом начале XX столетия. Проект выполнил для Петра Петровича Смирнова - представителя купеческого рода водочных «королей» - архитектор .

    Еще в начале 60-х годов восемнадцатого века здесь находились владения Василия Васильевича Истлентьева - ротмистра конного гвардейского полка, но уже в 1763 году участок с домом был выкуплен Александром Григорьевичем Петрово-Солововым - генерал-поручиком.

    В послепожарной Москве место числилось уже за графом Владимиром Григорьевичем Орловым, а далее, в девятнадцатом столетии, дом неоднократно переходил из рук в руки и перестраивался. В результате этого здесь появился «ампирный особнячок», внутренние объемы которого создавали некий конгломерат строений разных эпох, что отражалось даже в планах комнат и залов: разноуровневые полы, многочисленные лабиринты комнат и служебных помещений.

    Наконец, в 1900 году, 28 ноября, особняк у тогдашнего собственника Николая Петровича Малютина - потомственного почетного гражданина - выкупает для своего семейства Петр Петрович Смирнов, отдав за него почти 300 тысяч рублей.

    Фото 1. Тверской бульвар, 18 в городе Москве

    К тому времени Петр Петрович состоял в счастливом браке с Евгенией Ильиничной Морозовой, с которой воспитывал троих детей: Татьяну с братьями Арсением и Алексеем. В 1900 году родилась уже Ольга.

    До своего переезда в Москву из Санкт-Петербурга, купец занимался чаеторговлей вплоть до 1893 года, пока по настоянию отца и создателя водочной империи Петра Арсеньевича Морозова не был задействован в семейном бизнесе. Таким образом в 1894 году и было образовано «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» с уставным капиталом под 3 миллиона тогдашних рублей.

    Семья Петра Морозова росла и в отцовском особняке на места стало не хватать, после чего Петр Арсеньевич решается на покупку дома для семьи сына.


    Фото 2. Бывший особняк Петра Петровича Смирнова на Тверском бульваре

    Архитектура городского особняка

    Вопросами реконструкции выкупленного особняка на Тверском бульваре, 18 занялся сам Петр Петрович, для чего пригласил зодчего Шехтеля, с которым их семья была к тому времени прекрасно знакома.

    Была поставлена задача устройства красивого и приличного жилья с обязательным сохранением имевшегося многоуровневого внутреннего устройства. В то же время, заказчик пожелал сделать особняк украшение Тверского бульвара, поэтому особое внимание Шехтель уделил уличному фасаду, оставив практически без изменений стены со стороны двора.

    Доминантой главного фасада стал кованый балкон, напоминающий своим видом корабль, плывущий над головами проходящих под ним людей. На него можно было попасть через парадный зал особняка.


    Вторым по значимости элементом стал высокий аттик, оформленный высокими витражными окнами и с размещенным на нем картушем с личной монограммой хозяина.

    Первый уровень особняка отвели под хозяйственные нужды, а вот на втором этаже Шехтель сумел создать великолепно скомпонованную анфиладу жилых комнат для взрослых членов семьи и парадных залов. Непосредственно детская половина находилась в мансарде.

    Главную лестницу изготовили из белого натурального мрамора, а сама балюстрада была оформлена с использованием любимого Шехтелем приема - в виде набегающей волны. На втором этаже марша находился внушительный оконный проем с фасетным многоцветным стеклом, которое в солнечные дни отбрасывало вокруг мозаику из всех цветов радуги.

    На стенах вестибюля висели парадные портреты Петра Петровича и Евгении Ильиничны.


    Все залы городского особняка в доме №18 по Тверскому бульвару были оформлены в разных стилях.

    Так, парадная столовая с деревянными панелями, цилиндрическим сводом, приземистыми колоннами, огромным камином и стрельчатым окном с встроенными витражами относилась к романскому стилю. Большая гостиная декорирована в классическом виде: богатая лепнина, зеленоватый оттенок стен и потолочная роспись, в которую Шехтель вплел монограмму-вензель хозяйки.

    Особо выделялся Египетский зал, для увеличения площади которого была выстроена пристройка со стороны двора. Декор был представлен копиями рисунков в золотисто-бежевой гамме, выполненных с древних папирусов, а также египетскими колоннами. Именно здесь хозяева проводили выставки реалистической живописи, которая не особо сочеталась с имевшимся антуражем.


    Для хозяина - Петра Петровича - Шехтелем был обустроен рабочий кабинет, оформленный в готическом стиле. Для самой Евгении Ильиничны был предусмотрен изящный будуар, главным украшением которого стал парусный потолок с орнаментальной лепниной с изображение роз, двумя изваяниями женских фигур, одетых в тунику, и освещением через плафоны, напоминающих распускающиеся бутоны.

    В особняке Смирнова на Тверском бульваре, 18 имелся и зимний сад с разнообразными растениями и даже небольшим зверинцем. Помещения для детей оформили с использованием сюжетов русских сказок.

    В 1821 году это был нарядный ампирный особняк с двумя отдельно стоящими флигелями, типичный представитель застройки Тверского бульвара пушкинского времени. Чуть позже дом сросся с флигелями, а в 1901-1903 годах Федор Осипович Шехтель перестроил его по заказу известного винозаводчика Смирнова. Он изменил постройку всего лишь несколькими штрихами, которые тем не менее придали ей совсем иной характер. Главным украшением сдержанного фасада стал кружевной кованый балкон, напоминающий плывущий по волнам корабль – излюбленная Шехтелем морская тематика.

    В ХIX веке роскошное здание, творение знаменитого на весь мир русского архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля, было центром русской общественной жизни. В шикарных интерьерах парадных помещений с 1906 года проходили праздничные дворянские собрания, проводились концерты с участием С. Рахманинова и Ф. Шаляпина, пышно отмечались значимые события. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадные помещения, собранные в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Будуар», «Кабинет». Здание являлось не только одним из самых богатых, но и одним из самых передовых в плане технического оснащения.

    У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невесёлых учреждений города. Один из наиболее богатых домов дореволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом, почти никаких упоминаний в литературе. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников в столице.
    В 1922 году здесь размещается Революционный военный трибунал, а потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили прямо в Романском зале. Тем самым для обычных москвичей вход в этот историко-архитектурный памятник оказался закрытым на многие десятилетия.
    Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, вернула им прежнее великолепие. В последнее время его занимают различные ресторанные и клубные заведения. Частью дома владеет Пенсионный фонд.

    Особняк П.П. Смирнова – сплетение невероятных событий и судеб в мистических интерьерах. Нам предоставляется редкая возможность побывать во «Дворце водочного короля».

    Это интересно:
    Инженерные новшества Ф. Шехтеля в особняке Смирнова:
    - одно из первых зданий в Москве с центральным паровым отоплением с собственной котельной, (до середины 90-х ХХ века использовались немецкие радиаторы начала ХIХ века, заменены только при реставрации);
    - один из первых в Москве особняк с полной электрификацией, включая использование встроенных светильников в декорации залов (прообраз современных подвесных потолков со встроенным освещением);
    - первый дом с принудительной вентиляцией (прообраз современных кондиционеров);
    - первый особняк, где в зимнем саду – оригинальное применение промышленных принципов остекления: большие металлические рамы 2,5 х 3 метра с мелким членением, с устройством двойного остекления – (прообраз современных стеклопакетов). Такие окна практически не замерзали и при большом освещенном объеме сохраняли тепло.

    Особняк Смирнова, о котором сегодня пойдет речь, расположен на Тверском бульваре. Понятно, что такое место в центральной части города использовалось под застройку давно, но мы будем рассматривать интерьеры, созданные в самом начале ХХ века. В 1900 году эти владения приобрел Петр Петрович Смирнов – старший сын основателя династии, учредителя всемирно известного водочного бренда Петра Алексеевича Смирнова. Для перестройки особняка был приглашен известный и очень популярный в Москве архитектор Франц-Альберт Шехтель. Архитектор работал над домом дважды: в 1901-1903гг и по просьбе наследников в 1910-1913гг. Ф.Шехтель не стал кардинально перестраивать особняк, он лишь изменил планировку, объединил ряд построек под одним фасадом и оставил разноуровневое внутреннее устройство дома, обыграв его в интерьерных решениях. Здание получилось разноэтажным и протяженным, не помещающимся в объектив. Давайте рассмотрим фасад особняка. Вот вид с Тверского бульвара на левую часть здания. Обратите внимание на малозаметный эркер – выступающий, полностью застекленный балкон, потом мы увидим его изнутри

    Вот центральная часть особняка Смирнова, трехэтажная…

    …вот правая часть

    На самом деле в особняке больше этажей, чем кажется. Во-первых, первый этаж особняка Смирнова стал полуподвалом из-за поднятия культурного слоя Тверского бульвара на 70 см. Во-вторых, с бульвара, к счастью, не видна мансарда, надстроенная в 1990-х годах. Все залы, по которым мы с вами пройдем, расположены вдоль фасада и окнами выходят на Тверской бульвар. Запомните огромное трехчастное окно с витражами и мотив лепнины в верхней части окон и арки

    Особого упоминания заслуживает ажурный балкон. Он поднят на уровень гораздо выше пола комнаты, к которой относится. А вот причины такого решения называются разные: от ошибки архитектора, который был очень востребованным и одновременно вёл несколько объектов, до необходимости дать возможность прохода под ним по улице. Также противоречивы мнения о том, можно ли на него выйти: где-то балкон назван чисто декоративным, где-то говорят о возможности выхода на него. Кстати, я нигде не встречала таких рассуждений про эркер, хотя там то же самое решение, как мы потом увидим.

    Сразу оговорюсь, что я не была в правой части здания, т.к. её занимает Пенсионный фонд РФ — не то ведомство, которое охотно демонстрирует свои интерьеры. В утешение можно сказать, что интересных объектов в части, занимаемой ПФ РФ, находится немного. Это парадная лестница из белоснежного итальянского мрамора (кстати, её первый пролёт можно увидеть с улицы через стекло двери), лепнина на потолке, барельефы на стенах, оформление дверных групп

    Именно по этой лестнице попадали в особняк Смирнова гости. Сейчас посетители проходят для осмотра залов через так называемый Северный вестибюль, небольшая входная дверь которого находится слева от арки под витражным окном. При входе надо спускаться по ступенькам, так как пол вестибюля ниже уровня бульвара – это тот культурный слой, о котором я упоминала выше. Пол Северного вестибюля имеет очень своеобразное покрытие

    Пол Северного вестибюля особняка Смирнова на Тверском бульваре

    Своды вестибюля изначально были расписаны, но росписи не сохранились. В углу вестибюля ломаный дверной проём, в который видна мраморная лестница, ведущая на второй этаж, где располагаются основные помещения

    Вот вид на косой дверной проём сверху, с межлестничной площадки. Обратите внимание, что лестница здесь тоже не прямая, она ломано изгибается и ….

    …за поворотом открывает нам лестничный холл в классическом стиле, со строгими прямыми линиями…

    …и таким же классическим оформлением

    Лестница разделяется и ведёт в разные помещения. Одно из них – кабинет, его ещё называют готическим, но сейчас оснований для такого определения не осталось. Из подлинного тут потолочные балки из мореного дуба, очищенные при реставрации от многих слоев краски…

    …и двери, также восстановленные. Обратите внимание, рисунок в верхней части двери повторяет рисунок лепнины на фасаде здания

    Кабинет имеет выход в эркер, расположенный в левой части фасада. На последнем фото видно, что уровень пола эркера приподнят по отношению к кабинету и что выход в эркер был изначально предусмотрен

    Помещения спланированы так, что в кабинет можно попасть сразу с лестницы, минуя прочие помещения: это удобно и для работы занятого бизнесмена, и для деловых встреч. Рядом с кабинетом находится будуар хозяйки или малая гостиная

    Она примечательна своим потолком – парусными сводами с цветами и листьями розы…

    …и угловым камином из розового мрамора, с густо-бирюзовой внутренней отделкой плиткой «кабанчик». Камин декоративный, так как в усадьбе было сделано центральное отопление с собственной котельной. Вообще особняк Смирнова был оборудован по последнему слову техники: полная электрификация, принудительная вентиляция, в зимнем саду рамы двойного остекления (по принципу нынешних стеклопакетов).

    Из будуара и с лестницы можно пройти в так называемый Романский зал или Романскую гостиную, одно из самых впечатляющих помещений особняка. Стена напротив окна оформлена в виде арки с орнаментом из кедровых веток и медальонами с изображениями мифических зверей

    У стены напротив окна стоят мощные колонны со стилизованными капителями

    Капители колонн в Романском зале

    У боковой стены находится монументальный камин с барельефом, изображающим сражение средневековых рыцарей

    Этот барельеф поддерживают две колонны, которые опираются на спины лежащих львов …

    Лев у камина в Романском зале

    …а вверху оканчиваются капителями с витиеватым растительным узором, в котором обнаруживаются …какие-то демонические лица!

    Капители колонн камина в Романском зале

    Возможно, в оформлении камина Ф.Шехтель зашифровал смысл, не очевидный при беглом осмотре. Дело в том, что на барельефе камина нельзя различить своих и врагов, победителей и побежденных, это просто битва всех со всеми. И это бессмысленное убийство людьми друг друга как апофеоз зла (дьявольские маски), опирающегося на власть (львы в основании). В гостиной есть ещё один барельеф, с более очевидно читаемыми символами – на противоположной стене, у окна, над проходом в аванзал

    Здесь изображены дерущиеся дракон и собака – масонские символы. Эту сцену можно трактовать как вечную битву за душу человека

    Барельеф в Романском зале

    Ещё хочу обратить внимание на тщательную проработку мельчайших деталей. Вот как оформлена площадка перед камином. На этом фото также видно, что внутренняя часть камина выполнена из плитки «кабанчик» коричневого цвета

    Площадка перед камином в Романском зале

    Романский зал выдержан в коричневых и зеленых тонах. Стены обшиты мореным дубом, оконные рамы так же выполнены из того материала, а подоконники – из мрамора

    Подоконник в Романском зале

    Романская гостиная занимает в высоту два этажа и именно её высокие тройные окна мы видели с бульвара. Витраж изображает виноградную лозу, простенок заполнен растительным узором

    Витражное окно Романского зала

    Потолок Романского зала полуцилиндрический, с выделенными ребрами и крупным орнаментом из неровных спиралей на светлом поле

    Потолок Романского зала

    Переход потолка в стену оформлен широкой темно-зеленой полосой с изображениями зверей и птиц. К потолку на цепях подвешена люстра, которая очень удачно вписалась с интерьер, хотя появилась здесь гораздо позднее

    Люстра Романского зала

    Дело в том, что после революции в особняке разместились сначала Революционный военный трибунал, а потом, на много лет, Военная прокуратура. Вот военный прокурор Москвы и привез после войны из Германии в качестве трофея эту люстру, выполненную в югендстиле – направлении модерна, характерном для Германии.

    Из Романского зала через проём с барельефом дракона и собаки попадаем в аванзал – фактически проходную комнату, призванную оформить перепад уровня пола между разными частями строения

    По изогнутости дубовых перил, по фонарику в начале лестницы сразу можно узнать Шехтеля

    Витая лестница аванзала

    Посмотрите, как капитально выполнены окна в этой проходной комнате, по сути – коридоре

    Подоконники аванзала

    Вот завершение оконных рам-пилястр

    Из аванзала через такие вот двери

    проходим в следующую комнату анфилады – Рокайльную или Розовый зал. Здесь восстановлен только потолок, но какой!!!

    Всмотритесь в завитки лепнины – по углам изображены женщины в туниках – так называемые «декадентские дамы»

    Помимо несомненных художественных достоинств, этот потолок примечателен и новациями в техническом плане. Здесь придумано и реализовано то, что впоследствии назовут встроенными светильниками и точечным освещением. И это было выполнено сто с лишним лет назад! Впоследствии Шехтель в своих проектах будет неоднократно использовать такой способ освещения, но такого утонченно-изящного воплощения уже не повторится

    Из Розовой гостиной попадаем в Классический зал — второй по величине зал анфилады. Он выполнен в стиле позднего ренессанса, посвящен морской тематике и выдержан в зеленоватой гамме. Здесь сохранились только потолок и камин.

    В центре потолка в пустом восьмиугольном плафоне скорее всего было живописное панно. Фотографий потолка не сохранилось, поэтому росписи не восстановили. Все остальное пространство потолка декорировано лепными рельефами на тему морской стихии с изображениями мифических персонажей — сирен, нереид — и разных фантастических морских существ

    Фантастические морские чудища – один из любимых декоративных приемов Шехтеля

    Помимо морских нимф, здесь изображены духи моря или морские боги в фас и профиль

    Моя любовь на все времена – подоконники начала прошлого века 🙂

    Именно из этого зала виден тот кованый балкон, про который я говорила при обзоре фасада. По моим фотографиям не видно, возможен ли на него выход, и я не помню комментариев экскурсовода на эту тему. Давайте просто полюбуемся линиями и мотивами, характерными для модерна

    Вид на балкон из Классического зала

    Напротив окон расположен камин из темно-зелёного мрамора с внутренней отделкой плиткой «кабанчик» коричневого цвета. Камин украшен зеркалом в лепном обрамлении. По этой же стене находятся двери в следующий зал – Египетский, куда мы и направимся.

    Египетский зал – единственный, который не является частью анфилады и выходит окнами не на Тверской бульвар, а на внутренний двор. Это самый большой зал, площадью более 200 кв. м. Он изначально предназначался для масштабных мероприятий: художественных выставок, балов и больших приёмов. Вот вид на Египетский зал от входа из Классического зала

    Вот вид с противоположной точки, от окон. На месте массивных колон до шехтелевской реконструкции была стена, а сам зал было флигелем

    Зал выдержан в бежево-золотистой цветовой гамме. Стены оформлены декором, напоминающим порталы египетских храмов. Такие же обрамления вокруг больших, квадратных, доходящих почти до пола, окон

    Верхняя часть порталов украшена рельефными изображениями и росписями с египетскими мотивами

    Оформление верхней части портала

    В верхней части стен, перемежаясь с порталами, по периметру всего зала тянется фриз с иероглифами и росписями на темы Древнего Египта

    Выступы на месте снесенной стены оформлены капителями с лотосами и площадками с иероглифами

    На стенах имеются и крупные изображения, во всю высоту стены

    В центре потолка восьмиугольный плафон с символическим изображением Ра, бога солнца Древнего Египта.

    Плафон на потолке в Египетском зале

    При реставрации обнаружилось оригинальное инженерное и художественное решение. Светильник плафона крепился не на потолке, а был опущен ниже, что позволяло незаметно расположить за ним вентиляционное отверстие, что было очень важно для танцзала. От центрального светильника расходятся не то лучи, не то змеи – символы египетских божеств, связанных с солнцем. По периметру плафона изображены сцены из жизни египетских фараонов

    Из Египетского и Классического залов можно попасть в Греческую гостиную. Это небольшая комната продолжает анфиладу залов вдоль Тверского бульвара. Напротив окна расположена пара колонн ионического ордера из искусственного мрамора

    По периметру стены под потолком тянется лепной фриз на античную тему с изображениями колесниц, воинов и обслуживающих их ремесел

    Изначально здесь был проход в ту часть особняка, которая сейчас отдана Пенсионному Фонду и наглухо изолирована от просмотренной нами.

    Наша прогулка по особняку Смирнова окончена. До новых встреч в прекрасных интерьерах!