Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Ашрам аммы в керале. Индия. Керала. Ашрам Аммы (Амритапури). Правила поведения в Ашраме
  • Сколько длится кровотечение после медикаментозного прерывания беременности
  • Зеленые коктейли и их польза Как делать зеленый коктейль
  • Афанасий никитин в каком году открыл индию
  • Откровение Иоанна Время написания откровения
  • Чем отличается монах от инока?
  • Имя существительное упражнения для тренировки. Тренировочные упражнения

    Имя существительное упражнения для тренировки. Тренировочные упражнения

    3. /Сушилов_ русс яз/Тренировочные упражнения_падежные окончания сущ.doc
    4. /Сушилов_ русс яз/имя прилагательное.doc
    5. /Сушилов_ русс яз/имя существительное.doc
    Тренировочные упражнения. Падежные окончания

    имен существительных 1, 2 и 3 склонений

    1. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание Ь в именах существительных второго и третьего склонения. При­думай и запиши еще по пять слов на эту орфограмму.

    По склону разрастался темно-зеленый плющ.. . Была хо­лодная полноч..; свет луны проб..вал лесную глуш.. и ложился на траву зелеными пятнами. Чистая отборная в нашем поле рож.. . Хороша весна-ц..рица, в плащ.. цв..тной одета! В поле рож.., что камыш.., чуть шумят колоски. В речк.. плещется лещ.., в лесу жутко ухает сыч.. . Уж за горой дремуч по­гас вечерний луч.., едва струей гремуч сверкает жаркий ключ.. . Кирпич.. за кирпичом клал каменщик. Из кошелька высыпалась мелоч.. .

    2. Раскрой скобки. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание окончаний имен существительных.

    Без букваря и (грамматика) не научьш..ся и (математика). По гладкой син.. (поверхность) воды плыл прекрасный ле­бедь, гордо выгнув длинную шею. Медленно, ровно качаясь, в (гавань) спят корабли. От (почка) к (почка) скатывает..ся кап­ля, сливает..ся с каплей возле другой (почка) и падает на землю. По заснеженной (улица) к (площадь) пот..нулись люди. С детства мальчик привык помогать (мать) заботится о (ба­бушка). Чем человек чес..нее, тем менее он подозревает другого в (бесчес..ность). На (север) диком стоит од..ноко на гол.. (вершина) сосна. От нашей (деревня) далеко и до (пристань) и до железной (дорога).

    3. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание Ь в именах существительных второго и третьего склонения. При­думай и запиши еще по пять слов на эту орфограмму. Подчерк­ни одушевленные имена существительные.

    Звучал булат картеч.. визжала рука б..йцов к..лоть устала и ядрам прол..тать м..шала гора кр..вавых тел. Каморка Герасима запирал.. сь на замок, который нап..минал своим видом ка­лач.., только черный. Ключ., от этого замка Герасим всегда но­сил с собой на пояс.. . Я любил забираться в глуш.. и чащу бабушкина сада. Началась великая суш., речка пересохла. Он взял какую-то ветош.. и стал протирать машину. Верхн.. этаж., был занят жилыми комнатами в нижнем пом..щен.. лабора­тория. Ямщик ходил кругом и улаживал упряж...

    4. Спиши отрывки из стихотворений Е.Трутневой. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание окончаний имен существительных.

    Тронул теплый ветерок у осин верхушк.. . Хорошо под ве­черок на лесной опушк.. . Разгулялся ветер на лесной по­лян заакрутил осинку в красном сарафан.. . В яг.дах брусник.. на зеленой кочк.. вырос гриб-грибочек в крас­неньком платочк.. . Прол..тают паутинки с паучками в серединк.. . Сколько алых яг.д у лесной рябинк.. Выросли в.лнушки прямо на тропинк.. . И к..локольчик луговой на то­ненькой былинк.., к..чаясь, гнет.ся над травой у солнечной тропинк.. . Ш..роко раскрыв глаза, глянули ромашки. В коло­кольчик.. роса, точно в синей чашк.. .

    5. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание окончаний имен существительных. Разбери по составу имена прилагательные.

    У него замечательные успехи в област.. точных наук. Утром сад в сиянь.., в блеск.., на кустах горит роса. Самая неразрывная дружба есть та, которая начинается с юност.. . В белом ине.. стоят березы осины т..желые хлопья снега по­крывают темные ветви ел.. . У труса от тен.. др..жат коле­ни. Я вышел в сад вдохнул ароматный воздух и п..радовался свежест.. раннего летнего утра. По бескрайней Сибир.. гордо несут свои воды великие реки Обь Лена Енисей.

    Упражнение 1 .

    Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

    Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

    Упражнение 2.

    Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами.

    Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай.

    Упражнение 3.

    От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание.

    Сын - сынишка, сват - сватушка, морковь - морковка, картофель - картошка, мечта - мечтанье, выход - выходка, просьба - прошение, месть - мщение, восход - восхождение, гость - гостья, Евгений - Евгения, Валерий - Валерия.

    Упражнение 4.

    От следующих существительных образуйте формы:

    а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын;

    б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено;

    в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на . Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф.

    Упражнение 5.

    От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах.

    Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.

    Упражнение 6.

    От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.

    Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

    Упражнение 7.

    Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных.

    Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин.

    Упражнение 8.

    Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного.

    1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш.... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.).

    Упражнение 9.

    Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

    1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).

    Упражнение10.

    Перепишите, добавляя нужные окончания.

    1. Губернский предводитель был в отчаяни.... (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь... и разноцветь.... (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш...н... там и кухон... наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи... (Цост). 5. Есть в светлеет... осенних вечеров умильная, таинственная прелесть... (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере... гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ... (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел... (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж... богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи..., на камфар... и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни... наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород..., в малин...ке. Одни ели малину, другие... бродили по грядкам клубник... (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч... (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц... потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани... романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют... - значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ... в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали..., поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти... (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн... зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск... снегов, жует хвою и пускает клубы пар... (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар... (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол... (Исб.). 23. И я в чудесном забыть... движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань... закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог - злой и неудобный старичищ... (М. Г.). 26. Муравьишк... в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев..., в безымянном болот.... (Тв.). 28. При моем приближен... он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.).

    Упражнение 11.

    Допишите окончания, объясните их написание.

    1. Амбарищ..., багрищ..., болотищ..., веслищ..., ветрищ..., винищ..., волчищ..., глыбищ..., головищ..., горищ..., дворищ..., деньжищ..., жарищ..., избищ..., кафтанищ..., когтищ..., комарищ..., лапищ..., мозолищ..., плутищ..., сапожищ..., силищ..., умищ..., хвостищ..., человечищ..., чудищ..., холодищ....

    2. Животишк..., именьишк..., торговлишк..., одеялишк..., жалованьишк..., мелочишк..., писаришк..., службишк..., старичишк..., зайчишк..., рублишк..., житьишк..., хвастунишк..., судьбишк..., письмишк..., заводишк..., народишк..., постелишк....

    3. Заводил..., запевал..., зубил..., зубрил..., мазил..., зазывал..., объедал..., светил....

    Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»

    1. В каком слове окончание Е?

    1) в комментари...

    2) присутствовать на заседани...

    3) по алле...

    4) о благосостояни...

    2. В каком слове окончание Е?

    1) сообщить о метел...

    2) в ближнем зарубежь...

    3) отправить письмо Анастаси...

    4) свидетельство о рождени...

    3. В каком слове окончание И?

    1) окна в ине...

    2) конфликт в Закавказь...

    3) обратиться к Наталь... Петровне

    4) приехать из Турци...

    4. В каком слове окончание И?

    1) готов к отправк...

    2) в глубоком ущель...

    3) в усть... реки

    4) в теплом помещени...

    5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

    1) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...

    2) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится

    3) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...

    4) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

    Разделы: Начальная школа

    Цели урока.

    1. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
    2. Способствование развитию внимания, мышления, орфографической зоркости, умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей.
    3. Воспитание культуры общения, любви к родному языку, к творчеству А.С. Пушкина.

    Оборудование: портрет А.С.Пушкина, картина “Зимний пейзаж”, таблица “Слова – помощники”, таблица для самопроверки, индивидуальные карточки, музыкальное сопровождение “Вальс”.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Под музыкальное сопровождение (“Вальс”) входит главный герой урока –“ Зима” ( учитель в костюме “Зимы” ) :

    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идёт волшебница зима.
    Пришла, рассыпалась; клоками,
    Повисла на суках дубов;
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов;
    Брега с недвижною рекою
    Сровняла пухлой пеленою;
    Блеснул мороз. И рады мы
    Проказам матушки Зимы.

    (А.С. Пушкин, отрывок из поэмы “Евгений Онегин”.)

    – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

    II. Сообщение темы и целей урока.

    – Легкий ветерок занёс меня сюда, к вам на урок русского языка по теме “Упражнение в написании окончаний имён существительных”.

    – Я буду рада, если вы и меня научите писать окончания имён существительных. Что же для этого нужно уметь? (Уметь изменять имена существительные по падежам.)

    – А что нужно знать? (Знать три типа склонения имён существительных и их падежные окончания.)

    III. Проверка домашнего задания.

    – Проверим как вы научились склонять мена существительные: снежинка, мороз, метель.

    (Дети на перемене записали домашнее задание на доске .)

    – Какие безударные окончания мы должны проверять? (-и, -е)

    – В каких падежных формах пишется окончание -е? (Д.п., П.п. -1-ескл., П.п. – 2-ескл.)

    – А когда пишется окончание –и? (Р.п. 1-ескл., Р.п. Д.п., П.п. 3-е скл .)

    – Что называется склонением? (Изменение имён существительных по падежам называется склонением.)

    IV. Упражнение на внимание.

    (Работа в тетрадях.)

    – Я очень хочу научиться писать окончания имён существительных, но для этого нужно быть очень внимательным.

    – Спишите цепочку букв и найдите имена существительные, спрятавшиеся здесь.

    (Взаимопроверка.)

    – Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу и, если всё правильно, поставьте плюс на полях.

    (Один ученик выходит к доске, подчёркивает слова, обозначает склонение .)

    – А какие имена существительные относятся к 3-ему склонению?

    (Имена существительные ж. р. с ь на конце, с окончанием .)

    – Какие это слова? (Слова с непроверяемым написанием.)

    V. Упражнение на развитие орфографической зоркости, повторение пройденного.

    1. Индивидуальная работа. (Работа по карточкам)

    Докажи правописание окончаний имён существительных.

    Хлопочет у проруб. ()
    Растёт на опушк. ()
    Визжит от злост. ()
    Подошла к берёз. ()

    2. Коллективная работа.

    – Я написала на доске предложение. Прочитайте его. Что вы заметили?

    (В предложении допущены ошибки.)

    – совсем заморозил мне голову мороз! Исправьте, пожалуйста, ошибки и объясните правописание орфограмм.

    За кружылись в белом вихри снежные хлопя понислись подороги

    .

    (Закружились в белом вихре снежные хлопья, понеслись по дороге.)

    – Почему поставили запятую? (Однородные члены предложения. )

    Назовите их.

    Чем они связаны между собой?(Интонацией перечисления .)

    – Объясните правописание орфограмм.

    – Объясните правописание окончаний им. существительных.

    Какие слова – помощники можно использовать для проверки написания безударных окончаний имён существительных?

    VI. Определение падежей имён существительных.

    (Работа с сигнальными карточками: падеж существительных.)

    – Так, значит нужно уметь определять падеж имён существительных? Хорошо, тогда я называю существитель7ные, а вы показываете падеж и называете окончания.

    У подруги(Р.п,1-е скл., -и), по тропинке(Д.п.,1-ескл., -е), в зоопарке (П.п.,2-е скл, -е), к площади (Д.п., 3-ескл., -и)

    – Молодцы, ребята, я кажется уже понимаю, в каких падежных формах нужно писать окончание –и, а в каких – -е.

    VII. Определение склонения имён существительных.

    – А ещё нужно знать три типа склонения.

    И сейчас, работая, мы отдохнём. Я называю существительные, а вы,услышав существительные 1-ого скл. , топаете, 2-ого скл. – хлопаете, 3-его скл. – приседаете.

    Зима (1), снег (2), пыль (3), дорога (1), даль (3), мороз (2), сказка (1), серебро (2), ладонь (3),
    мышь (3), вьюга (1), город (2), мама (1), дождь (2), тишь (3), лёд (2), радость (3), горка (1).

    – Молодцы, ребята!

    VIII. Дифференцированная работа.

    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.

    (А.С. Пушкин отрывок из стихотворения “зимнее утро”.)

    – После таких замечательных слов я предлагаю выполнить творческую работу.

    I гр. По иллюстрации написать мини – сочинение.

    II гр. Составить из слов предложения, доказать правописание окончания существительных.

    в, порт, судно, возвратилось, из Арктик., научное
    в Арктик. , изучали, жизнь, учёные, океана

    (Коллективная проверка)

    III. гр. Списать два предложения, объяснить пропущенные окончания существительных.

    К обеду мы добрались до опушк. леса. На опушк. слышались голоса.

    (Самопроверка. До опушки (Р.п., 1-ескл., -и), на опушке (П.п., 1-ескл, -е ))

    Домашнее задание. Написать три существительных 3-его скл. в Р., Д. и П. падежах.

    Итог урока.

    – Итак, ребята, вы целый урок учили меня правильно писать безударные окончания имён существительных. Теперь вы должны проверить мои знания. Задавайте мне вопросы.

    (– Что нужно уметь, знать… Какие окончания надо писать в форме Р.П. 1-ого скл и т. д.)

    – Спасибо за урок! До свидания, до новых встреч!

    Разделы: Начальная школа

    Класс: 4

    Цели урока:

    Обучающая: научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

    Развивающая: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений

    Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    Прозвенел для нас звонок,
    Начинаю я урок.

    Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях. (Слайд 1. Презентация)

    1 этап. Целеполагание

    Урок русского языка. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.

    1. Минутка чистописания.

    (На доске написаны слова) Подберёзовик, молодость, старушка, молоко . (Слайд 2)

    первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им. существительного 2-го склонения;

    вторая – гласная, находится в суффиксе им. существительного 1-го склонения;

    третья – согласная, находится в корне им. существительного 3-го склонения и обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.

    Вода, воздух, одуванчик

    В воздухе кружились легкие семена одуванчика (разбор предложения по составу).

    2. Словарная работа. (Слайд 3)

    (На доске таблица)

    Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

    1а 3в (пальто)
    2в 3а (морковь)
    1г 3в 2а (картофель)
    1б 2г (желать)
    4г 3б1в (беседа)
    2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
    4б 2б 4в (погода)

    Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)

    Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)

    А можно ли его преобразовать в имя существительное?

    Что вы знаете об именах существительных?

    3. Игра “Бегущие минутки” . За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

    1. Изменяемая часть слова … (окончание).
    2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
    3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
    4. Постоянный признак имён существительных… (род).
    5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
    6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
    7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
    8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е ).
    9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
    10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

    Молодцы! Справились с заданием!

    Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). (Слайд 4)

    Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 5)

    Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.

    Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

    1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

    Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

    Согласны?

    2 этап. Содержание

    Повторение. (Алгоритм работы - 2способа определения падежных окончаний). (Слайд 6, 7)

    4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.

    1 группа с учителем, остальные – по карточкам.

    Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.

    В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.

    Сравни окончания. Что вы заметили?

    Почему в этих словах мы написали окончание – Е?

    Какое слово лишнее?

    Сделайте вывод.

    Задание Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.

    В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб...

    Проверка.

    Зачитайте слова с окончанием – И.

    Почему в этих словах вы написали окончание – И?

    Какое слово лишнее?

    5. Буквенный диктант. (Сигнальные карты)

    На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… ,на огород.., по площад.., на ступеньк.., без мебел.., в бочк.. .

    6. Физкультминутка.

    Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

    Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

    Разминка для рук:

    Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
    Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
    По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
    Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
    Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
    Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

    7. Работа в группах.

    1-я группа: Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж.

    Свернул к речк…
    помог старушк…
    скрипит на дерев…
    махал флажк…
    рисунок на ткан…

    2-я группа: Найдите им. существительные с окончанием .

    Написал в тетрад…, играл на площадк…, кружились в воздух…, шли к берёзк…, подбежал к пристан…, найти на дорог…, пошёл по троп… .

    3-я группа: Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.

    пустыня, стакан, ладонь.

    Р. п.
    Д. п.
    П. п.

    4-я группа: У вас карточка со словами:

    На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., в лагер.., вдоль дорог.., на лошад.., на макушк.., к сирен.., на лодк.., до деревн.. .

    Вы должны поместить карточку в свой домик.

    1 скл. 2 скл. 3 скл.

    (Проверка. Представитель каждой группы объясняет задание)

    7. Упражнение на развитие зрительной памяти. (На доске записаны словосочетания)

    Дохнула хол.д..
    запушила сне.к..
    (за)т.нула ле.к..
    л.тят по льду
    (по)серебрила ине..
    нар.дила в шу.к..
    пр.т.нулся у опушк…
    появились (у) кормушк…
    пр.б.жал по ветк..

    Учитель: Объясните правописание пропущенных букв. Определите склонение и падеж имён существительных. (Дети выполняют задание)

    Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний. (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти). Самопроверка.

    Учитель: какой темой объединены все словосочетания? (Зима). Составьте рассказ, используя данные словосочетания.

    (Дети самостоятельно записывают небольшой рассказ. Несколько учеников читают свои мини-сочинения)

    9. Итог урока/

    Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

    1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

    2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

    Заполните карточку:

    Я работал с ___ настроением.

    Я ___ доволен собой.

    Я испытывал затруднения, когда ___ .

    Разделы: Начальная школа

    Класс: 3

    Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах (Объяснение нового материала).

    Цели:

    • научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах;
    • научить проверять с помощью ПМК «Школьный наставник» умение определять тип склонения существительных в начальной форме.
    • прививать навыки самостоятельной работы.

    Оборудование для урока:

    • УМК А. В. Поляковой;
    • медиапроектор;
    • компьютер;
    • карточки с заданиями.
    • схемы-опоры.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Прозвенел звонок веселый
    Мы начать урок готовы.
    Будем слушать, рассуждать
    И друг другу помогать.

    II. Чистописание

    АЛЛЕЯ АПТЕКА БИБЛИОТЕКА АЛОЭ

    – Чем похожи записанные слова?
    – Во всех словах есть непроверяемые безударные гласные.
    – Записаны имена существительные.
    – Ребята, какое слово, в цепочке записанных слов, является лишним и почему?
    – Алоэ – это существительное несклоняемое.
    – Какие еще вы знаете слова, которые являются несклоняемыми. Приведите свои примеры…
    – Колибри, кенгуру, шоссе…

    ДОРОГА, ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ, СТОРОЖ, ВЕЩЬ, ЗИМА, СНЕГ, ТЕНЬ, ИЗБУШКА, СОЛНЦЕ, ГНЕЗДО, ПОЕЗДКА, ЮНОША, МЫШЬ, ПОЛНОЧЬ.

    Взаимопроверка. Учащиеся сверяют с образцом, записанным на доске, по таблице; делают вывод.

    IV. Работа на ПК. Контроль умения определять тип склонения существительных в начальной форме

    Правила работы на ПК.

    – А сейчас мы будем выполнять тест-контроль на компьютере. Тест поможет проверить, как мы умеем определять склонение существительных в начальной форме.
    Кто раньше справится с работой, дополнит каждую записанную из групп своими словами.

    Т1(15)<<Найди имя существительное определённого склонения>>

    дочь девочка дочка
    абрикос голубика персик
    овес пшеница рожь
    груша слива яблоко
    метелица мороз снег
    тюльпан резеда гладиолус
    весна слякоть оттепель
    ягода крыжовник черника
    сахар конфета мёд
    сирень акация черёмуха
    перец корица соль
    лето осень зима
    брошь серьга ожерелье
    лицо бровь глаз
    берёза дуб лён

    – Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей).
    – Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с таблицей.

    V. Работа с таблицей. Формулировка темы и учебной задачи урока

    – Рассмотрите таблицу. В каком падеже имена существительные в таблице?
    – Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже? (Разные).

    – Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания? От чего это может зависеть? (От склонения).
    – Как заполнить пустые ячейки таблицы. (Указать склонение: 1, 2, 3)
    – Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных? (Можно, так как они безударные).
    – Достаточно ли знать падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания? (Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться).
    Учитель может закрыть или стереть окончания.
    – Что ещё нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? (Склонение).

    – Вот сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах.

    VI. Новая информация

    1. Работа с текстом

    – Прочитайте текст.

    Компьютер () помогает людям разных профессий (). Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле () компьютер управляет работой () двигателя, вычисляет скорость (), измеряет расстояние (). Может предупредить водителя об опасности на дороге.

    – А как вам помогает компьютер в учебе?
    – Пользуясь компьютером, можно узнать справочную информацию. Использование учебных программ помогает научиться грамотно писать, лучше справляться с заданиями по математике.
    – Дополните текст 1–2-мя предложениями о том, для чего вам нужен компьютер, чем и как он вам помогает. Запишите их в тетрадь.
    – Прочитайте свои предложения.
    – Прочитайте 1–е предложение из текста.
    – Назовите существительные. У какого существительного склонение определить проще?
    (компьютер) У существительных, которые стоят в И. п.; ед.ч.
    – Чтобы определить склонение имён существительных в косвенных падежах будем использовать алгоритм. Как вы думаете, какой будет первый шаг этого алгоритма?
    – А как мы определяли склонение в начальной форме у имён существительных?

    1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч.
    2. Определяю род.
    3. Нахожу окончание.
    4. По роду и окончанию определяю склонение.

    (На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

    – Какой новый шаг появился в алгоритме?
    – Существительное надо поставить в начальную форму.

    2. Выполняется работа с комментированием (с показом карточек со склонениями 1скл; 2 скл; 3 скл.)

    Потренируемся пользоваться алгоритмом.

    – Как определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (См. алгоритм)

    Физминутка с упражнением для глаз

    Дети читают стихотворение и выполняют движения.

    Мы писали, мы писали
    Наши глазки так устали
    Вместе сделаем зарядку
    Будет все у нас в порядке.
    Быстро, быстро поморгаем
    И моргая отдыхаем
    Поворачиваем шею
    Отдохнет она скорее
    Раз, два, раз, два
    Продолжается игра.

    VII. Закрепление

    Работа в паре.

    – Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

    Проверка по табличке:

    1 вар. – 1 скл, 2 скл, 3 скл, 2 скл;
    2 вар. – 2 скл, 1 скл, 2 скл, 3 скл.

    – У каких существительных было легче определить склонения?
    – Утро, солнце.
    – Почему?
    – Они стоят в И.п.

    VIII. Задание на выбор

    В – I . Найди «лишнее» слово и подчеркни его, определи склонение.

    ЮНОША, ЗИМА, МЕЧТА, ПОЛНОЧЬ , ПРОГУЛКА.

    ЛЕТО, КОВЁР, ТУЧКА , ЛАГЕРЬ, УРОК.

    ДЕРЕВНЯ, ЗАРЯДКА, ВЕСНА, ПОЕЗДКА, РАДОСТЬ .

    ТРОПИНКА , НАСТРОЕНИЕ, ОБЛАКО, ВЕСЕЛЬЕ, УЧЕНИЕ.

    ДОМ, ВАГОН, ЛЕТО, КОЛЯ , РУЧЕЙ.

    ДОЧЬ, ЖИЗНЬ, МЕТЕЛЬ, ДЯДЯ , МОРКОВЬ.

    В – II . Определи склонение.

    • Переливались на солнце (2скл.)
    • Бегать утром (2 скл.)
    • Заметили у корабля (2 скл.)
    • Спустили на воду (1 скл.)
    • Радовался жизнью (3 скл.)
    • Стрекочет с радостью (3 скл.)

    Итог урока

    – Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
    – Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных.
    – Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.