Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Две Луны на небе: почему это явление ищут в Сети каждый год
  • Аятуль курси текст от сглаза
  • День рождения пророка мухаммеда
  • Установление точной концентрации раствора соли Мора
  • Первый российский историк
  • Можно ли печень ребенку: куриную или свиную, и когда?
  • Пожизненное образование. «Человек обречен на пожизненное образование»

    Пожизненное образование. «Человек обречен на пожизненное образование»

    Денис Конанчук, академический директор Московской школы управления «Сколково»

    За последнюю тысячу лет в образовании можно насчитать четыре серьезных инновации. Во-первых, появление первых университетов в X—XII веках. Вторая инновация — создание Яном Амосом Коменским в XVII веке классно-урочной системы, которая определила развитие школьного образования. Третья — появление в XIX веке университетов исследовательского типа по модели Вильгельма фон Гумбольдта. Наконец, четвертая — идея прагматичного образования, предложенная американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX—XX веков, которая стала основой для развития проектного обучения.

    Сегодня в образовательном сообществе назревают новые глобальные изменения, и для этого есть три предпосылки: война за таланты, доступность высшего образования, а также потенциал университетов для «серебряного возраста».

    Война за таланты

    Университеты, образовательные консорциумы и целые страны сегодня всеми силами пытаются привлечь международных студентов. Это мобильные молодые люди (в мире их более 5 млн человек), обладающие большими способностями. Война за таланты ведет к стремительной дифференциации образовательных учреждений. Появление в начале 2000-х международных рейтингов университетов (ARWU, QS, THE) дало нам возможность сравнивать между собой вузы из разных стран, что стало началом эры глобальной конкуренции.

    Рейтинги запустили новые механизмы перераспределения ресурсов в сфере образования: лидеры укрепляют репутацию, получают -финансирование. Академическая мобильность также на руку лучшим: согласно исследованиям, магистры, аспиранты и профессора сегодня выбирают университеты на основании международных рейтингов. Между вузами из топ-100 и всеми остальными выросла стена, и с каждым годом это неравенство будет стремительно нарастать. В результате страна, не имеющая университетов в группе лидеров, в перспективе 5—10 лет рискует проиграть конкуренцию за интеллектуальный капитал и превратиться в образовательную провинцию.

    Всеобщее высшее

    Доступность образования — доминирующая глобальная идея последних пятидесяти лет. Доля населения, охваченного школьным и высшим образованием, выросла в несколько раз. Процент людей с высшим образованием в государствах «большой двадцатки» приблизился к 40%, а в отдельных странах (Россия, Канада, Япония и Южная Корея) превышает 55%.

    Мир столкнулся с феноменом, когда обра-зо-вательный уровень каждого следующего -поколения выше предыдущего. Сегодня многие родители уже не представляют, что их дети не закончат вуз. Наличие диплома университета стало социальной нормой, а не признаком принадлежности к интеллектуальной и профессиональной элите, как это было всего несколько десятилетий назад. Возможно, в будущем драйвером развития отрасли станет идея «нового высшего» образования, которое будет ориентировано на ограниченный круг людей и вернет принцип элитарности.

    Потенциал «серебряного возраста»

    Главными участниками системы образования до сих пор были школьники и студенты вузов — их включенность в учебный процесс составляет 50—90% в зависимости от возрастной категории. Но если в последние сто лет численность молодых людей в возрасте до 24 лет в развитых странах была относительно стабильна, то в ближайшие десятилетия она уменьшится.

    В то же время мы видим значительное увеличение числа людей в работоспособном, а также пенсионном возрасте — в совокупности это более 1 млрд человек. Они редко участвуют в образовательных программах: ежегодное обучение проходят не более 40% работающего населения и 5% пенсионеров. В России эти показатели еще ниже (15 и 1% соответственно). В эпоху экономики знаний, требующей постоянного повышения квалификации, именно люди работоспособного и «серебряного» возраста могут стать новым ресурсом для развития образования. Фокус образовательных реформ и предпринимательских инициатив будет неизбежно смещаться от школьников и студентов в сторону более зрелой аудитории.

    В ожидании «лавины инноваций»

    Война за таланты, всеобщее высшее образование и внимание к старшим возрастным группам требуют серьезной перестройки образовательной сферы. Какими будут новые модели учебных заведений, которые придут на смену традиционным?

    Некоторые эксперты сравнивают глубину и мощность предстоящих изменений с «лавиной инноваций», после которой образовательный ландшафт должен измениться до -неузнаваемости--. Так это или нет, можно судить на основе анализа ключевых трендов, задающих вектор изменений на ближайшие 20—25 лет. К ним относятся:

    цифровая революция (горизонт 0—5 лет);

    бум образовательных стартапов (5—10 лет);

    промышленная революция и появление новых профессий (10—15 лет);

    изменение самого человека (15 и более лет).

    Рассмотрим каждый из этих трендов по-дробнее.

    Цифровая революция

    В сферу образования технологические новшества пришли с опозданием примерно в 10 лет. Первые онлайн-проекты здесь появились в 1990-е годы и были связаны с переводом в электронный вид учебных материалов. Правда, они не оказали серьезного влияния на отрасль. В 2011 году на рынок вышли проекты второго поколения — массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, или MOOC). Считается, что именно в этот момент в образовании началась цифровая революция.

    Сегодня ежегодный прирост рынка онлайн-образования составляет 27%, традиционного — 5%. В 2016 году более 50 млн человек по всему миру учились с помощью крупнейших онлайн-платформ (EdX, Coursera, Udacity и др.), из них около 800 тыс. россиян. Помимо частных проектов ряд государств запустили собственные национальные платфор-мы — Великобритания, Австралия, Бразилия, а в 2015 году и Россия.

    Почему онлайн-проекты второго поколения стали реальной инновацией в образовании? Например, курс «Искусственный интеллект» профессора компьютерных наук Стэнфордского университета Себастьяна Труна в 2011 году собрал более 150 тысяч онлайн-студентов со всего мира. Впервые в истории эксклюзивное знание, доступное лишь нескольким сотням людей и за большие деньги, стало открыто всем и бесплатно. Второе новшество — дизайн курсов: занятия длились не 45 минут, как обычно, а состояли из небольших видеофрагментов по 5—10 минут, благодаря чему слушатели сохраняли концентрацию.

    2015 год стал новой вехой в развитии цифрового образования. Компания LinkedIn за $1,5 млрд купила проект Lynda.com, который пересмотрел учебный процесс. Основой программы стали не мини-лекции, а тьюториалы, короткие видеоинструкции для представителей разных профессий. За несколько лет ведущие мировые эксперты создали более 25 тыс. тьюториалов, а для доступа к ним достаточно купить месячный, полугодовой или годовой абонемент. Возник новый тип образовательного проекта — своеобразный «интеллектуальный фитнес-зал», куда в любой момент можно купить билет.

    Развитие онлайн-образования и его массовость является условием для перехода к следующей технологической инновации — анализу больших массивов данных (Big Data) в обучении. Это приведет к появлению новых моделей управления учебным процессом (индивидуальные образовательные траектории) и активной работе с искусственным интеллектом (программирование эмоций).

    Если страна или учебное заведение не смогут участвовать в цифровой революции, то в течение пяти лет это приведет к потере слушателей и доходов, а через десять лет — к непреодолимому технологическому отставанию в сфере образования.

    Бум образовательных стартапов

    С начала 2000-х годов в сфере образования финансовые ресурсы начали привлекать не вузы с многовековой историей и брендом, а молодые команды предпринимателей. Десять лет назад мировой объем венчурных инвестиций в образовательные стартапы едва достигал $100 млн, а в 2016 году он превысил $3 млрд, что сравнимо с годовыми расходами на образование отдельных стран.

    Профили образовательных стартапов многообразны. Например, самый успешный стартап, привлекший более $300 млн, — TutorGroup — обучает английскому языку по интернету. А проект Achieve3000, собравший четверть миллиарда долларов, развивает способности к чтению и пониманию текста. Один из наиболее ярких примеров новой эпохи — программа Minerva, претендующая на подготовку мировых лидеров и инноваторов будущего. Ее основателям удалось привлечь более $25 млн еще на стадии идеи.

    Все новые образовательные проекты объ-единяет одно — они построены на современных технологиях, используют синтез передовых разработок в сфере компьютерного интеллекта, цифровых технологий и поведенческой психологии. Лучшие образовательные стартапы уже конкурируют с традиционными университетами за инвестиции и таланты.

    Промышленная революция и появление новых профессий

    Новые технологии становятся причиной «промышленных революций», меняющих работу компаний. Бизнес диктует новые требования к компетенциям людей и скорости их полу-чения.

    Один из главных трендов ближайших лет — переход к «безлюдной экономике», когда большинство рутинных операций будут выполнять машины. Например, роботы гораздо эффективнее человека осуществляют транспортировку товаров или сборку финальных изделий. А искусственный интеллект уже способен ставить точные медицинские диагнозы или оказывать услуги по подбору лучших предложений отелей и перелетов.

    На наших глазах появляются «профес-сии-пенсионеры», уходящие с рынка. Наиболее яркий пример последних лет — массовые банкротства туристических агентств, проигрывающих конкуренцию сервисам вроде Booking.com или Airbnb. Вместе с тем благодаря новым технологиям появляются профессии будущего, в которых востребованы интеллектуальные умения и качества, которые помогают принимать нестандартные решения.

    Растущая скорость изменений становится еще одним признаком новой индустриальной эпохи. Так, LinkedIn ежегодно публикует топ-25 компетенций, наиболее щедро оплачиваемых работодателями. Судя по этому рейтингу, традиционные навыки (скажем, знание языка или основ экономики) теряют позиции и становятся базовыми, а самые востребованные компетенции возникают на стыке традиционных сфер и новых технологий (например, маркетинг в социальных медиа или цифровые финансы). Показательно, что самая высоко-оплачиваемая компетенция 2015 года — «распределенные и облачные вычисления» — раньше отсутствовала в рейтингах. Сегодня уже невозможно выстроить успешную профессиональную траекторию на годы вперед, но как раз на принципе долгосрочного планирования базируется традиционная система образования.

    Список наиболее востребованных компетенций будет обновляться чаще. Если раньше новая профессия возникала раз в 20—30 лет, то сегодня — каждые 3—5 лет. Способность системы образования быстро реагировать на новые запросы, обучать специалистов не за 5 лет, а за 5 месяцев, становится условием конкурентоспособности страны. На этот вызов большинству образовательных учреждений мира только предстоит найти ответ.

    Но крупные компании уже не ждут, а действуют — для них это вопрос выживания. Например, создают корпоративные университеты — их сейчас более 4 тыс. по всему миру. Некоторые переходят на идеологию проектного и проблемно-ориентированного обучения, которая позволяет не только быстро учить сотрудников, но и решать стратегические задачи. Самые передовые руководители перестраивают всю систему управления, опираясь на модель самообучающихся -организаций-. Они используют концепцию «неявного» знания — это ноу-хау и набор профессиональных практик, которые не всегда можно формализовать. Передача такого знания происходит не на лекциях или семинарах, а в процессе взаимного обучения и взаимодействия на рабочем месте. Научить людей учиться друг у друга — стратегически более верное решение, однако оно требует отказа от привычной для большинства компаний жесткой вертикальной структуры.

    Изменение человека

    Согласно прогнозам ученых, продолжительность жизни человека, родившегося сегодня в развитых странах мира, составит 120 лет. И это меняет многое. Уже сейчас в жизни человека принято выделять три трудоспособных возраста, отличающихся образом жизни, мотивацией и ожиданиями от образования.

    Первый трудоспособный возраст (от 15 до 30 лет) связан с активным поиском карьерных возможностей. Человек в этом возрасте, как правило, не имеет семьи, снимает жилье и готов перемещаться по миру с целью самореализации. Образование для него — необходимый статус и «путевка в жизнь».

    Во втором трудоспособном возрасте (от 30 до 55 лет) у человека уже есть семья, дети, ипотечный кредит и пожилые родители. Возможности для смены места работы и проживания ограничены. На первый план выходит профессиональный рост, желание получить признание и занять достойное место в обществе. Образование здесь необходимо для выстраивания контактов, обновления знаний и умений, формирования репутации.

    Наконец, третий трудоспособный возраст начинается с 55 лет. Дети выросли, ипотека выплачена, остается время, чтобы восстановить здоровье и найти новое занятие для души. Людьми движет желание передать опыт молодым поколениям, чувствовать себя значимой частью семьи и общества. И образование в этом пока почти никак не помогает.

    Таким образом, каждый возраст требует своего подхода и только в этой логике концепция непрерывного образования приобретает смысл. Однако существующая система образования в мире нацелена, в основном, на первый трудоспособный возраст. Сейчас нужны новые форматы для людей 30—55 и 55+ лет, которые учитывали бы их стиль жизни и мотивации. Это могут быть бизнес-школы и корпоративные учебные центры, для пожилых — «серебряные университеты», идея которых становится все более популярной во всем мире. Создание новых программ для слушателей разного возраста — задача ближайших 10—20 лет, которую смогут решить передовые образовательные державы.

    Начало больших перемен

    Влияние всех описанных трендов на сферу образования станет очевидным через 5—20 лет. Но уже в этом году мы увидим перемены.

    Во-первых, волна технологических инноваций станет более осязаемой для родителей и учеников. Новые технологии войдут в класс, мобильное обучение станет обычной практикой в ведущих школах и вузах мира. Например, мобильные телефоны перестанут запрещать на экзаменах, так как задания будут нацелены не на запоминание информации, а на решение задач, не имеющих готового ответа. За счет сбора и анализа больших массивов данных образование станет адаптивным — не ученик будет подстраиваться под темп учебного процесса, а образование — под способности и цели ученика.

    Во-вторых, учитывая финансовую ситуацию в мире и снижение инвестиционного потенциала правительств и корпораций, основными драйверами и спонсорами изменений станут домохозяйства. В международной практике- уже появился термин «реформа выбора», когда вектор развития задает не регулятор, а люди, оплачивающие образование. Подобную тенденцию мы уже видим в дошкольном обучении — взрывной рост числа мобильных образовательных приложений для детей, покупку которых оплачивают родители. То же самое будет происходить в школьном и дополнительном образовании.

    Наконец, продолжится бум образовательных стартапов, в которых будут принимать участие все новые страны. Возможно, лучшая образовательная организация XXI века — это не Гарвард или Стэнфорд, а компания, которая появится уже в 2017 году. И хотелось бы, чтобы она была создана в нашей стране.

    Начиная с 1960-х гг. в мировая педагогика интенсивно разрабатывает идеи пожизненного (постоянного, непрерывного) воспитания. Эти идеи приобрели актуальность и значимость, будучи ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе, вызванные изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру. В современных условиях усилилась потребность населения в непрестанном обновлении знаний и умений.

    Под пожизненным воспитанием понимается поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь школьного (институционного) и внешкольного (неформального) воспитания и обучения. Пожизненное воспитание означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества. Оно предусматривает развитие системы периодически повторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ. Пожизненное воспитание формирует способность и мотивацию к самообразованию. Школа рассматривается как стартовая площадка пожизненного воспитания. Ей надлежит давать не только базовое образование, но и подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно и самостоятельно. Препятствием для пожизненного воспитания являются слабые связи между учебными заведениями и внешкольным воспитанием и образованием. К удачным попыткам устранить такие препятствия относится деятельность культурно-просветительских центров.

    Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе их программы лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Скаутское движение накопило большой опыт воспитания честных, смелых, ловких, сметливых людей.

    Связаны с проблематикой пожизненного воспитания концепции образования взрослых (андрагогика). Андрагогика не является аналогом пожизненного воспитания, будучи одной из его составляющих.

    Глава 3. Школа и педагогика России в конце XIX - начале XX в.

    Общий взгляд

    В конце XIX - начале XX в. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Увеличивались число школ и контингенты учащихся. Отдельные земства планировали осуществление всеобщего начального обучения уже к концу XIX в. Земские школы успешно конкурировали с государственными учебными заведениями в сфере начального образования. Важной сферой реформирования оказалась частная школа.


    Возникают просветительские общества, сотни народных библиотек, новые педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Появляется значительное число изданий новой литературы по вопросам педагогики.

    В обществе было осознано, что потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. Пересматривался характер самой школы. Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы, где давались знания, умения, навыки, к школе, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность.

    Педагогическая проблематика привлекла внимание философов, социологов, психологов, специалистов естественных наук. В свою очередь педагоги постоянно обращались к другим наукам, используя их результаты при разработке теоретических проблем. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы.

    Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической мыслью ведущих зарубежных стран. Наши педагоги были хорошо осведомлены обо всем, что происходило в мировой школе и педагогике, чего нельзя было сказать об их зарубежных коллегах по отношению к педагогике России.

    Образование и педагогика в России на рубеже XIX-XX вв. были на подъеме. Вместе с тем их развитие происходило при резком нарастании внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (революции 1905-1907,1917 гг., русско-японская, первая мировая войны),что оставило глубокий след в образовании и педагогической мысли, привело к резкой политизации педагогических проблем. Впервые в российской истории вопросы образования обсуждались при участии политических партий.

    Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека.

    В непрерывном образовании выделяется несколько этапов:

    • детско-юношеское образование - обучение, воспитание и развитие человека, которое предшествует его вступлению в самостоятельную жизнь;
    • образование взрослых - учебная деятельность в период взрослой жизни, сопровождающаяся практической деятельностью.

    Знаменитая пословица «Век живи - век учись» в сегодняшних реалиях обретает новый, важный смысл. Эта пословица воплощается в сегодняшней реальности. Без этого человек не может вести полноценную социальную жизнь.

    Схема, представленная ниже, наглядно отражает непрерывность образования.

    Главная цель непрерывного образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности в человеке, укреплении способности приспосабливаться ко всему новому. Существует много форм непрерывного образования:

    • пожизненное;
    • начальное;
    • дополнительное;
    • последипломное;
    • профессиональное и другие формы.

    Непрерывность образовательного процесса дает возможность человеку понять свой внутренний мир и окружающий мир. Такое образование содействует выполнению социальной роли индивидуума в процессе трудовой деятельности и жизни в социуме.

    В контексте рассматриваемого вопроса следует различать непрерывное образование и непрерывное обучение. Образование - вопрос социализации, а обучение – это функционально воспитание и научение. Первое предполагает профессиональную переподготовку и обучение другим навыкам в течение жизни.

    Посредством непрерывного образования обеспечивается образовательный потенциал личности на протяжении жизни. Для реализации непрерывности, образование должно быть обеспечено системой институтов, соответствующих потребностям конкретной личности и общества в целом.

    Система непрерывного образования распространена сегодня во всем мире. Непрерывное образование выражается множеством терминов, например, продолжающееся образование, пожизненное образование, пожизненное учение, перманентное образование и другие. Одной из таких вариаций непрерывного образования является возобновляющееся образование. Оно представляет собой образование частями в течение всей жизни и подразумевает отход от длительного образования в образовательном учреждении. При возобновляющемся образовании происходит чередование процесса обучения с другими видами деятельности, в частности профессиональной.

    Модернизация российского образования начинается и в проекте концепции обозначено четыре основных направления:

    • переход к непрерывному профобразованию;
    • рост качественной составляющей в профобразовании;
    • формирование инвестиционной привлекательности образования;
    • реформа общего (среднего) образования.

    Система непрерывного образования в данном проекте состоит из трех элементов:

    • переход от управления высшими учебными заведениями к системе управления отдельными программами;
    • отказ от аккредитации вузов и переход к аккредитации учебных программ, постепенное введение кредитно-модульной системы образовательных программ;
    • создание независимых центров оценки качества образования.

    Непрерывность хорошо сочетается с вариативностью образования и поддерживается многообразием видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических технологий.

    Непрерывная система образования возможна при наличии сети связанных образовательных учреждений, внутри которой создается пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности современного человека.

    Информационные технологии помогают успешно справиться с переходом к непрерывному образованию.

    Определение

    Непрерывность – это последовательная цепь учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение обучающихся вперед на каждом из временных отрезков.

    Преемственность, в свою очередь, - это непрерывность на границах различных этапов или форм обучения, по сути, это единая организация этих этапов или форм в рамках неделимой системы образования.

    Схематично преемственность в образовании можно изобразить, как представлено на рисунке 2.

    Преемственность нуждается в разработке и принятии единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до послевузовского обучения.

    В современном российском образовании отсутствует единая система, цели не согласованы между собой на стыках различных этапов и форм обучения.

    Одной из важнейших задач является обеспечение целостного и содержательного единства учебной деятельности во всем образовательном процессе. Как уже говорилось, образование - это непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, соответственно необходимо говорить о единстве системы непрерывного образования.

    Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей. Отдельные звенья образовательного процесса утрачивают свое единство. Это неизбежно отражается на формировании целостной, гармонично развитой личности и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образования на всех этапах обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждой отдельной личности.

    Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ:

    Какие навыки нужно иметь, чтобы обеспечить себе трудоспособность в будущем? Специфика новой реальности - это глобализация, дикая скорость изменений и огромный прогресс технологий, который давит на нас всех.

    Нам казалось, что с прогрессом технологий мы освободимся от рутины и будем заниматься более творческими вещами, требующими серьезного интеллекта. Но забавно: по Москве сейчас бродит огромное количество курьеров, доставляющих еду. Из-за искусственного интеллекта человеку остается неквалифицированная работа, которую трудно и дорого делать с помощью ИИ - проще нанять курьера. Получается, что машины забирают у нас работу, на которую мы рассчитывали.

    Как противостоять этой тенденции? Суть будущей конкурентоспособности основана на новом качестве знаний и наборе навыков, которыми должен обладать человек.

    Обновление знаний. В самых прогрессивных отраслях через 1,5–2 года половина знаний перестают давать конкурентное преимущество. Чтобы создать его, нужно генерировать новые знания. Человек обрекается на пожизненное образование. Какой бы замечательный вуз вы ни окончили, если не обновлять знания, в лучшем случае их хватит на пять лет. После этого можно оказаться за пределами конкурентной зоны рынка труда.

    Умение забывать. Многие вещи, которые мы учим в школе и вузе, сейчас очень сильно меняются. Хуже всего будет отличникам - они учат насмерть и забывают труднее всего. Троечникам тоже не стоит радоваться: они просто забывают, но труднее осваивают знания.

    Привычка к приобретению новых знаний и их широкий охват. Надо черпать из самых разных источников самые разные знания, которые потом уникальным образом синтезируются в мозгу человека.

    Освоение новых технологий. Мне, как представителю поколения бэби-бумеров, здесь сложнее всего: у меня есть привычный способ потребления знаний. Но мне нужно брать пример с моих внуков: они потребляют знания быстрее с помощью новых технологий и в какой-то мере учат меня этому.

    Как только мы отказываемся от мысли «пожизненного образования», мы становимся неконкурентоспособны.

    Новый набор навыков. Какие навыки будут востребованы в 2020 г., по мнению экспертов Всемирного экономического форума? Важность критического мышления растет, но его распространенность - нет. Среди необходимых навыков появился эмоциональный интеллект, которого не было еще в 2015 г. Креативность за пять лет скакнула с десятого на третье место.

    И появился загадочный навык - когнитивная гибкость. Тешу себя надеждой, что он в определенной степени присущ русским людям. Психологи определяют когнитивную гибкость как способность человека держать в сознании разнородные и даже противоречивые идеи и при этом быть способным оперировать ими и действовать. Однажды мой близкий американский друг показал цитату писателя Френсиса Фицджеральда: «Признак первосортных мозгов есть умение держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности мыслить». Я сказал ему, что это очень американская мысль: «Мы, русские, можем держать в голове хоть пять - у нас жизнь такая, что ее разные аспекты находятся в постоянном противоречии».

    Когнитивная гибкость в усложняющемся мире действительно становится исключительно востребованным навыком, который позволяет человеку поддерживать индивидуальную конкурентоспособность.

    Цифровые навыки. Что они означают для непрограммистов? Это понимание того, что такое алгоритм, зачем он нужен и как им пользоваться. Это знание совсем не распространено. Нам нужно заново осмыслить: что можно и нужно алгоритмизировать?

    Сейчас у людей огромное количество страхов, связанных с появлением искусственного интеллекта: кажется, что он может лишить нас всей работы и просто уничтожить человечество. Это все страшилки - люди любят бояться.

    ИИ сможет сам перед собой ставить задачи и создавать начало алгоритма. Часто ссылаются на изобретение алгоритма, позволяющего машине играть в го. Эта игра гораздо сложнее шахмат, она бесконечна. Алгоритм придумал человек, а машина на основании механизма machine learning играет сама с собой и научилась так здорово, что обыграла чемпиона мира.

    Но программа, которая обыграла чемпиона мира в го, не может научиться играть в шахматы. Пока машина не будет осуществлять самостоятельное целеполагание, мы можем не бояться ИИ.

    Но это вовсе не значит, что человечество не ждут большие и серьезные изменения. Одна из наших основных задач - понять, в каких случаях человека следует заменять машиной, а в каких нет. Когда можно и нужно что-то алгоритмизировать, а когда нет. Каждому из нас нужно принципиальное понимание, что такое большие данные. Это не значит «много данных». Методы Big data означают, что человечество научилось обрабатывать большие массивы нескольких типов данных, которые не надо сначала причесывать вручную. Машина может сама получить эти данные и переработать их. Это экономит огромное количество времени и энергии человека.

    В 2010 г. компания Google, один из самых привлекательных работодателей, обнаружила, что у них очень высокая текучесть кадров. Они объединили данные, касающиеся обратной связи, данные ежеквартальной оценки сотрудников и менеджеров... обработали огромные объемы информации и обнаружили, чем объясняется текучка: неправильным продвижением менеджеров по службе.

    Интуитивно кажется: правильная схема продвижения в технологических компаниях должна быть основана на технологической компетенции человека. Оказалось, это заблуждение: в Google все хорошо понимали технологии. Обычному программисту в качестве менеджера не нужен человек, который лучше его программирует. Ему нужен тот, кто поставит задачу, поможет урегулировать возможный конфликт с коллегами или соседним подразделением, объединит людей для решения общей задачи. То есть человек, который обладает мягкими навыками межличностной коммуникации.

    В результате обработки больших данных оказалось, что техническая компетентность занимает лишь восьмое место из десяти факторов, влияющих на привлекательность человека, когда он становится начальником. А на первом месте - межличностные навыки.

    Как только в Google сменили критерии продвижения людей на позиции менеджеров, текучесть кадров у них уменьшилась в первые же полгода на 30%. Большие данные тем и хороши, что они часто дают контринтуитивный результат.

    Межличностные навыки. С ними серьезная проблема: молодежь гораздо лучше моего поколения разбирается в цифровых навыках, но у нее снижаются навыки социализации, затрудняется урегулирование конфликтных ситуаций. Этому нужно учить, в том числе и потому, что в определенных условиях цифровые навыки нельзя реализовать без «мягких» компонентов.

    Возможность развивать «мягкие» навыки есть у всех. Мы в значительной степени продолжаем общаться лицом к лицу, при этом возникают сложности. Давайте воспринимать их не как неприятности, а как возможности для совершенствования. Если вы сталкиваетесь со сложным человеком, который на вас не похож и с трудом понимает, что вы говорите, воспримите это как вызов, задачу, которую нужно решить с помощью мягких навыков.

    Окружайте себя непохожими на вас людьми - это один из важнейших навыков человека будущего. Если вы в какой-то области ничтожество, чтобы в ней продвинуться, вам нужно потратить море энергии и очень много времени. Но результат будет не сильно привлекательным: из ничтожества вы превратитесь в посредственность. Гораздо проще найти то, что у вас хорошо получается и довести этот навык до совершенства. Это потребует гораздо меньше времени и сил, но из способного человека вы превратитесь в блестящего.

    Возникает вопрос: что делать со своими ограничениями и недостатками? Сотрудничать с непохожими людьми. Если вы окружите себя теми, кто любит делать то, что вы терпеть не можете, то вы будете заниматься тем, что у вас хорошо получается. Почему мы этого не делаем? Нам проще иметь дело с теми, кто на нас похож: они понятнее и предсказуемее, реже возникают конфликты. Поэтому большинство людей, к сожалению, окружают себя подобными им, ограничивая свои возможности.

    Проверяйте, чему вы научились за неделю, месяц, год, если хотите строить life on learning. Если отбрасывать эту мысль, говоря, что вы слишком заняты оперативными вещами, то через некоторое время вы обнаружите, что остались на своем месте, а мир ушел вперед, и ваша конкурентоспособность резко снизилась.

    Сейчас все больше представителей бизнеса в качестве интеллектуального хобби используют преподавание. В Mail.ru примерно 600 топ-менеджеров преподают в разных местах, не потому, что им нужны деньги, а потому что преподавание превращается в форму самоообразования. Когда я учу внуков, то сам в чем-то разбираюсь лучше. В общении с ними у меня большая мотивация. Чем дальше человек отстоит от тебя поколенчески, по интеллектуальному развитию на данный момент, тем труднее становится учить его. Если вы справляетесь с этой задачей, то гораздо лучше постигаете то, что преподаете.

    Как развивать межличностные навыки? Преимущественно через практику. Если вы не очень хороший оратор и умираете от страха перед любым публичным выступлением, единственный способ научиться выступать - заставлять себя выступать, в разных аудиториях. Я тоже не сразу стал оратором: первая полуторачасовая лекция стоила мне таких энергетических затрат, что чувствовал, будто разгрузил вагон мешков с цементом. Если что-то не получается, главная личностная стратегия - заставить себя это делать, преодолеть страх, опасение, желание остаться в зоне комфорта.

    Управлять конфликтами - очень важный навык. Есть совокупность теоретических идей, которые нужно освоить: конфликты не всегда вредны, у них есть важный потенциал.

    Наш жизненный опыт чаще всего приводит к тому, что мы становимся жертвами так называемого цикла конфликтов и в конфликтной ситуации ведем себя стереотипно. Например, если в детстве вы росли в агрессивной среде и привыкли драться, то во взрослой жизни будете считать, что это единственный способ отстоять свои интересы. Если вы росли в интеллигентной семье, вас учили, что конфликтовать с другими вредно, то будучи взрослым, даже в состоянии конфликта, вы будете делать вид, что ничего не происходит. От этого тоже нужно отказаться. Нужно уметь драться, идти на компромисс, уметь сотрудничать и уступать.

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сафаров. Рамиль Сафаров азерб. Ramil Sahib oğlu Səfərov Имя при рождении: Рамиль Сахиб оглы Сафаров Прозвище Убийца с топоро … Википедия

    НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - философско пед. концепция, согласно к рой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта … Российская педагогическая энциклопедия

    Роуч, Майкл - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Соединённые Штаты Америки - Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    Дания - (Denmark) История Дании, физико географическое положение Дании Административное деление Дании, внешняя политика Дании, национальная кухня Дании, экономика Дании, культура Дании, Копенгаген Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2.… … Энциклопедия инвестора

    Финляндия* - Содержание: I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII. Образование. VIII. Наука, искусство, печать и общественная жизнь. IX. Церковь. X …

    Финляндия - I Содержание [Историю Финляндии, историю литературы, язык и мифологию см. соотв. разделы.]. I. Физический очерк. II. Население. III. Экономический обзор. IV. Финансы. V. Управление и судоустройство. VI. Финские войска и воинская повинность. VII.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Пенсия - (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

    ИНВАЛИДНОСТЬ - (от лат. invalidus слабый, немощный), стойкая потеря работоспособности. Эта общая теоретическая формулировка на практике, в страховом законодательстве различных стран подвергается различным видоизменениям. Чаще всего устанавливается определенный… … Большая медицинская энциклопедия

    Евреи - I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий, при которых ему приходилось и приходится … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Египет - Арабская Республика Египет, Миср, гос во на С. В. Африки и на Синайском п ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др. егип. Кипет черная земля, что противопоставляло долину Нила с ее плодородной почвой красной земле … Географическая энциклопедия