Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Ашрам аммы в керале. Индия. Керала. Ашрам Аммы (Амритапури). Правила поведения в Ашраме
  • Сколько длится кровотечение после медикаментозного прерывания беременности
  • Зеленые коктейли и их польза Как делать зеленый коктейль
  • Афанасий никитин в каком году открыл индию
  • Откровение Иоанна Время написания откровения
  • Чем отличается монах от инока?
  • Всемирный банк что. Основные функции всемирного банка, структура, роль в мировой экономике

    Всемирный банк что. Основные функции всемирного банка, структура, роль в мировой экономике

    В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

    Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии . Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

    В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

    • Международный банк реконструкции и развития
    • Международная ассоциация развития

    В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

    • Международная финансовая корпорация
    • Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций
    • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

    Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

    История

    Всемирный банк является одной из двух (наряду с Международным валютным фондом) крупных финансовых организаций, созданных по итогам Бреттон-Вудской конференции, состоявшейся в в 1944 году. Делегаты из 45 стран, в том числе представители Советского Союза, обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны .

    Советский Союз являлся одним из активных участников Конференции, однако впоследствии отказался от участия в деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, так как в соответствии с уставом не имел возможности влиять на принимаемые решения в отличие от Соединённых Штатов Америки.

    На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активное кредитование вследствие повышенных требований к заёмщикам. Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя (John McCloy) в качестве первого заёмщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн долларов США. Причём условием предоставления Франции кредита было неучастие в коалиционном правительстве коммунистов . Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя план Маршалла. Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

    В 1968-1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объёмы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнёс в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Ford . Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заёмщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

    В 1980 году Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил Клаузен (A.W. Clausen) по представлению тогдашнего президента США Рональда Рейгана. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном странам третьего мира. Для периода 1980-1989 годов характерной была политика кредитования, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач.

    С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

    Членство

    Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде , то есть каждая страна-член МБРР должна прежде стать членом Международного валютного фонда. Только те страны, которые являются членами МБРР, могут быть членами других организаций, входящих в Группу Всемирного банка.

    Международный банк реконструкции и развития состоит из 184 стран-членов . Последней (18 января 2007 года) принятой страной была Черногория. В соответствии с Уставом Международного банка реконструкции и развития каждая страна имеет определенную квоту в уставном капитале, пропорционально квоте распределяются голоса при принятии решений. По состоянию на 2006 г. голоса распределялись следующим образом:

    Страна-участница Доля, %
    16,39
    Япония 7,86
    Германия 4,49
    Франция 4,30
    4,30
    Китай 2,78
    Индия 2,78
    Италия 2,78

    Международная ассоциация развития насчитывает 164 стран-членов

    Управление деятельностью банка

    Всемирный банк представляет собой акционерное общество, акционерами которого являются 184 стран-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов стран-участниц. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

    Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: , Япония , Германия , Франция и . Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

    Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство работой банка, в том числе отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих деятельность Банка:

    1. утверждение займов и гарантий,
    2. определение общих принципов деятельности банка
    3. утверждение бюджета Банка
    4. выработка стратегий содействия странам
    5. принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

    Президент Всемирного банка председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США - страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции.

    Всемирный банк имеет представительства более чем в ста странах мира, в которых работает около 10000 человек.

    Президенты Всемирного банка

    Президент Сроки работы в должности
    Юджин Мейер (Eugene Meyer) 18 июня 1946 - 17 марта 1947
    Джон Макклой (John Jay McCloy) 17 марта 1947 - 1 июля 1949
    Юджин Р. Блэк (Eugene Robert Black) 1 июля 1949 - 1 января 1963
    Джордж Д. Вудс (George D. Woods) 1 января 1963 - 1 апреля 1968
    Роберт С. Макнамара (Robert S. McNamara) 1 апреля 1968 - 1 июля 1981
    Элден В. Клозен (Alden W. Clausen) 1 июля 1981 - 1 июля 1986
    Барбер В. Конэбл (Barber B. Conable) 1 июля 1986 - 1 сентября 1991
    Льюис Т. Престон (Lewis T. Preston) 1 сентября 1991 - 4 мая 1995
    Ричард Фрэнк (Richard Frank), и.о. 4 мая 1995 - 1 июня 1995
    Джеймс Д. Вулфенсон (James David Wolfensohn) 1 июня 1995 - 1 июня 2005
    Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) 1 июня 2005 - 1 июля 2007
    Роберт Зеллик (Robert Zoellick) 1 июля 2007 - 1 июля 2012
    Джим Ён Ким (Jim Yong Kim) с 1 июля 2012 - настоящее время

    Всемирный банк и Россия

    Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве .

    7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором работает около 70 человек, в основном - российских граждан.

    В июне 1993 года банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи. Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше 13 млрд долл.

    C 1 января 1995 по 1 июня 2005 года президентом Всемирного банка являлся Джеймс Д. Вулфенсон. Он впервые посетил Российскую Федерацию в октябре 1995 года и с тех пор каждый год посещал Россию с официальным визитом.

    Расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.

    Всемирный банк на Украине

    2016: Остранение ИТ-компании «Инком» от тендеров из-за коррупции

    В начале июля 2016 года Всемирный банк объявил об отстранении ИТ-компании «Инком» Александра Кардакова от участия в своих тендерах из-за коррупции. Подробнее .

    Критика

    Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц .

    В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ , Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали , значительного экономического роста не произошло бы . Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

    В частности Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России , критикуя шоковую терапию переходного периода.

    Анализ развития мировой экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на Банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

    В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили «бедные» государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, что нельзя объяснить только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.

    Исследовательский центр Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка. За период с 1980 по 2003 год его кредиты и гранты получили 105 «бедных» государств. В результате, в 39-ти странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17-ти - рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х - умеренным (1- 4%). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Ещё более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного Банка получили 48 государств, лишь три из них смогли успешно развиваться экономически, в 23-х был отмечен экономический спад.

    В 2010 году заметным критиком Всемирного Банка стал американский академик Радж Патэл. Он опубликовал множество критических статей о политических и псевдонаучных методах Всемирного банка.

    Декларируемые цели и задачи


    В 2012 году в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

    1. ликвидация нищеты и голода;
    2. обеспечение всеобщего начального образования;
    3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
    4. сокращение детской смертности;
    5. улучшение охраны материнства;
    6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
    7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
    8. формирование глобального партнерства в целях развития.

    Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

    Виды и направления деятельности

    Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) - предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

    Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заёмщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

    Мобилизация денежных средств

    Займы, предоставляемые МБРР развивающимся странам, финансируются в основном за счёт продажи облигаций, имеющих наивысший рейтинг надёжности «AAA» на мировых финансовых рынках. Получая небольшую прибыль от кредитования, МБРР более значительный доход получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 184 государств-членов Всемирного банка. Полученную прибыль МБРР использует для покрытия операционных расходов, частично перечисляет МАР и использует для облегчения бремени задолженности стран .

    Ресурсы МАР, которая является крупнейшим в мире источником финансирования беднейших стран мира в виде беспроцентных займов и грантов, пополняются каждые три года 40 странами-донорами. Дополнительные средства МАР получает по мере погашения странами предоставляемых на срок от 35 до 40 лет беспроцентных займов. Эти средства затем вновь используются для предоставления кредитов. На долю МАР приходится почти 40% общего объёма кредитных операций Всемирного банка.

    Кредиты

    Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов:

    • инвестиционные кредиты и
    • кредиты на цели развития.

    Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

    Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.

    Получаемая от заёмщика заявка на финансирование проекта оценивается, с тем чтобы убедиться в том, что данный проект является приемлемым в экономическом, финансовом, социальном и экологическом отношениях. На стадии переговоров по кредиту Банк и заёмщик согласовывают задачи развития, решаемые в рамках проекта, компоненты проекта, ожидаемые результаты, контрольные показатели эффективности реализации проекта и план его реализации, а также график выделения средств займа. Во время реализации проекта Банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты реализации проектов. Три четверти средств непогашенных займов управляются директорами по странам, работающими в постоянных представительствах Банка в государствах-членах. Около 30 процентов персонала Банка работают в постоянных представительствах, которых по всему миру насчитывается почти 100.

    Долгосрочные кредиты МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процента предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 процентов неиспользованной суммы кредита; в 2006 финансовом году ставка этого сбора была установлена на уровне 0,33 процента. Полную информацию о финансовых продуктах, услугах, процентных ставках и сборах МБРР можно получить на странице Казначейского департамента Всемирного банка. Казначейство руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе Группы Всемирного банка.

    Гранты

    Всемирный банк осуществляет финансовую поддержку в форме грантов. Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

    • Облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности
    • Повышение эффективности служб канализации и водоснабжения
    • Поддержка программ иммунизации и вакцинации с целю снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия
    • Борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа
    • Поддержка организаций гражданского общества
    • Создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов

    Другие услуги

    Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны . Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения - часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

    Значительная часть усилий также направлена на образовательную деятельность и распространение знаний, помогающих решать проблемы развития страны.

    Институт Всемирного банка ИВБ (англ. World Bank Institute)- один из инструментов реализации политики по распространению знаний, способствующих решению задач Всемирного банка. ИВБ работает с политиками, бизнесменами, техническими специалистами, другими категориями граждан, а также с университетами, учебными центрами из разных стран.

    Служба Интернет-трансляций B-SPAN - это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.

    Направления (сферы) деятельности

    Деятельность Всемирного банка охватывает широкую область деятельности:

    • Проблемы бедности
    • Проблемы снабжения продовольствием
    • Сельское хозяйство, лесное хозяйство и развитие других секторов
      экономики, связанных с использованием земель
    • Проблема борьбы со СПИДом в развивающихся странах
    • Борьба с коррупцией
    • Борьба с распространением вирусных заболеваний
    • Борьба с малярией
    • Проблемы детства и юношества
    • Проблема эксплуатации детей
    • Проблемы развития энергетики , доступа к источникам и поиска
      новых источников энергии
    • Экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран
    • Выработка стратегий развития
    • Проблемы инвестиций в развивающиеся страны
    • Проблемы образования
    • Проблемы окружающей среды
    • Проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей
    • Стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов
    • Проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности
    • Финансовый кризис
    • Развитие банковской системы, финансовых рынков, платежных систем
    • Глобализация
    • Рост цен, проблемы стран-доноров
    • Урбанизация
    • Муниципальные финансы
    • Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гуджарат.

    Курсовая работа


    Всемирный банк


    Выполнил студент _________________________________________


    Введение

    Современная мировая экономика взаимосвязана и взаимообусловлена. Для обслуживания различных интересов представителей отдельных стран созданы специальные механизмы и инструменты. Важное место в системе международных экономических отношений занимают международные валютно-финансовые и банковские организации.

    Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение цельности и стабильности сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН - Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Банк международные расчетов, а также региональные банки развивающихся стран и региональные валютно-кредитные организации ЕС - Европейский инвестиционный банк, Европейский валютный институт и др.

    Кроме этих организаций, важную роль в международных экономических отношениях играет группа Всемирного банка, специализированный институт ООН, который состоит из Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его филиалов - Международной ассоциации развития (МАР), Международной финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МАИГ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

    В нашей курсовой работе мы рассмотрим структуру, функции и деятельность Всемирного банка.


    1. Международный кредит

    Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. Объективная основа развития международного кредита обусловлена выходом производства за национальные рамки и усилением интернационализации хозяйственных связей. Кроме того, он способствует повышению эффективности производства.

    Условия международного кредита содержат понятия ”валюта кредита” и ”валюта платежа”, ”сумма”, ”срок”, ”условия использования и погашения”, ”стоимость”, ”вид обеспечения”, ”методы страхования рисков”.

    Для международного кредита важно, в какой валюте он предоставлен, так как ее неустойчивость приводит к потерям со стороны кредитора. На выбор валюты влияет много факторов, в том числе уровни процентной ставки, практика международных расчетов, степень инфляции, динамика курса валюты и др. валютой международных кредитов являются национальные денежные единицы, евровалюты (с конца 50-х годов), международные счетные валютные единицы. Валюта платежа может не совпадать с валютой кредита. Например, ”мягкие” займы, предоставленные в валюте кредитора, погашаются национальной валютой заемщика или товарами традиционного экспорта страны.

    Сумма кредита - это часть ссудного капитала, который предоставлен заемщику в товарной или денежной форме. Кредит может предоставляться в виде одного или нескольких траншей (долей), которые разливаются по условиям. В соответствии со сложившейся практикой кредит покрывает обычно до 85 % стоимости экспортируемых машин и оборудования. Остальная часть обеспечивается авансовыми, наличными и гарантийными платежами импортера экспортеру .

    Срок кредита зависит он нескольких факторов: целевого назначения кредита; соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов; размера контракта; национального законодательства; традиционной практики кредитования; межгосударственных соглашений.

    По условиям погашения различают кредиты:

    ― с равномерным погашением равномерными долями в течение согласованного срока;

    ― с неравномерным погашением в зависимости от зафиксированного в соглашении принципа и графика (например, увеличение доли к концу срока);

    ― с единовременным погашением всей суммы;

    ― аннуитетные (равные годовые взносы основной суммы займа и процентов).

    ”Цена” международного кредита (т.е. процентная ставка) обычно базируется на процентных ставках стран-ведущих кредиторов, в первую очередь США, Японии, Германии. По еврокредитам практикуются международные процентные ставки.

    Процентная ставка влияет на стоимость кредита. Но иногда стоимость кредита не поддается денежной оценке. Например, установление контроля над иностранной фирмой или страной-заемщиком не является составляющей стоимости кредита, хотя имеет очень важное значение. такую же роль играют некоторые (кабальные) условия международных кредитов.

    При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности заемщика, т.е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам. Поэтому одним из условий международного кредита является защита кредитора от кредитных, валютных и других рисков.

    Таким образом, валютно-финансовые условия международного кредита зависят от состояния экономики, национального и мирового рынков ссудных капиталов.

    2. Группа Всемирного банка

    Всемирный банк (ВБ) - это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из шести тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран.

    В условиях глубоко взаимосвязанной и быстро изменяющейся глобальной экономики Всемирный банк предоставляет займы, консультации и ряд других стандартных ресурсов более чем 100 развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Помощь осуществляется таким образом, чтобы максимально увеличить пользу и смягчить влияние внешних факторов для более бедных стран, так как они принимают больше участия в мировой экономике. Всемирный банк использует свои финансовые и человеческие ресурсы, а также координирует с другими организациями деятельность, направленную на оказание индивидуальной помощи каждой стране в становлении на путь стабильного, непрерывного и равноправного развития. Основное внимание уделяется предоставлению помощи самым малоимущим слоям населения и самым бедным странам, но для всех своих клиентов Всемирный банк подчеркивает необходимость:

    ― инвестиций в население, в особенности, через базовое здравоохранение и образование

    ― охраны окружающей среды

    ― поддержки и стимулирования развития частного сектора

    ― усиления возможностей правительств в эффективном и прозрачном предоставлении качественных услуг

    ― поддержки реформ с целью создания стабильной макроэкономической среды, способствующей инвестированию и долгосрочному планированию.

    Всемирный банк является самой крупной организацией, оказывающей помощь в развитии, ежегодно принимая обязательства на сумму 20 млрд. долл. США в виде новых займов. Тем не менее, он не является единственным донором, а также играет жизненно важную роль в проведении координационной работы с другими организациями (частными, правительственными, многосторонними и неправительственными) для наиболее эффективного использования ресурсов в поддержку текущей программы развития страны.

    Цель деятельности Всемирного банка заключается в снижении уровня бедности и улучшении уровня жизни населения путем непрерывного роста и инвестирования в население. Основные виды деятельности Всемирного банка включают:

    ― инвестирование в население;

    ― охрану окружающей среды;

    ― стимулирование развития частного сектора;

    ― поддержку экономических реформ;

    ― борьба с коррупцией;

    ― помощь странам, пострадавшим от конфликтов;

    ― регулирование инвестиций.

    Всемирный банк принадлежит более чем 180 странам-членам, мнения и интересы которых представлены Советом управляющих и Советом директоров, находящимся в г. Вашингтоне.

    Страны-члены являются акционерами, наделенными властью принятия окончательных решений Всемирного банка. Каждое участвующее государство назначает управляющего и альтернативного управляющего для выполнения этих обязанностей. Управляющие, представляющие правительство на уровне министров финансов или планирования, встречаются каждую осень на ежегодном совещании Всемирного банка. Они принимают решения по ключевым вопросам политики Всемирного банка, принимают или исключают страны-члены, выносят решения по внесению изменений в уставной капитал и распределению чистой прибыли Всемирного банка и утверждают финансовые отчеты и бюджеты.

    Вследствие того, что министры встречаются только раз в год, основная доля власти управляющих делегирована Совету исполнительных директоров. Каждое участвующее правительство Группы Всемирного банка представлено в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне (Округ Колумбия) исполнительным директором. Пять крупнейших акционеров - Франция, Германия, Япония, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, каждый из них назначает своего исполнительного директора, в то время как другие страны-члены представлены 19 исполнительными директорами, которые выбираются группой стран (или избирательных округов). Некоторые страны - Китай, Российская Федерация и Саудовская Аравия - создали избирательные округа для каждой страны, в то время как другие объединились вместе в многосторонние избирательные округа. Двадцать четыре исполнительных директора обычно встречаются два раза в неделю для проведения обзора деятельности Всемирного банка, включая утверждение займов и гарантий, новых стратегий, административного бюджета, стратегии помощи стране, кредитование и финансовые решения.

    В группу ВБ входят:

    1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым развивающимся странам.

    2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам.

    3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

    4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками.

    5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

    Такая межгосударственная инвестиционная группа превратилась в крупнейший в мире инвестиционный институт. На долю группы ВБ приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными организациями развивающимся странам. ВБ призван способствовать интеграции экономики всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

    2.1 Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

    МБРР был создан в 1945 г. в результате подписания 28 странами Соглашения в Бреттон-Вудсе (июль 1944 г.). в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Соглашение, определяющее отношение между Банком и ООН. В нем, в частности говорится, что вследствие характера своих международных обязанностей и положения Устава Банк является независимой международной организацией и должен функционировать как таковая. Соглашением предусматривается представительство Банка на Генеральной Ассамблее ООН, в Экономическом и социальном совете, в региональных экономических комиссиях ООН, в Программе развития ООН. Банк считается специализированным учреждением ООН, его обязанности перед ООН состоят в участии в консультациях и предоставлении неконфиденциальной информации. В свою очередь, ООН взяло на себя обязательство воздерживаться от рекомендаций Банку относительно отдельных займов или относительно условий финансирования.

    Устав МБРР неоднократно менялся.

    Членами МБРР могут быть члены Международного валютного фонда (МВФ). В состав МБРР входят 180 государств.

    Цели МБРР:

    Содействие реконструкции и развитию стран-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

    Поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для целей производства;

    Содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран - членов банка.

    Основным направлением деятельности МБРР являются:

    Предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей: развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики; гарантирование погашения задолженности соответствующим правительствам; предоставление займов под конкретные проекты;

    Предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения, подготовку кадров. Обычно подобные займы выдаются при соблюдении развивающимися странами таких условий, как создание благоприятного климата для деятельности ТНК; девальвация национальных валют; либерализация контроля над экспортом; ликвидация субсидий потребителям; освобождение иностранных вкладчиков капитала от налогов; свободный вывоз прибылей; предоставление гарантий от национализации и др.

    Предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным; денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР;

    Кредитование беднейших стран, которые некредитоспособны на международных финансовых рынках и не в состоянии оплатить процентные ставки, близкие к рыночным; предоставление займов беднейшим странам осуществляется Международной ассоциацией развития (МАР);

    Предоставление долгосрочных займов и кредитов странам - членам Банка, включая частные фирмы. Последним займы выдаются в случае предоставления гарантий правительством соответствующей страны; Банк должен убедиться, что необходимые средства невозможно получить из других источников на приемлемых условиях; использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене или странах-членах;

    Оказание технической помощи развивающимся странам, которая подразделяется на следующие виды: 1) техническая помощь, финансируемая как составная часть займов и кредитов; бессрочные займы и кредиты на техническую помощь; техническая помощь, финансируемая через Фонд подготовки проектов; 2) техническая помощь, предоставляемая, но не финансируемая Банком - здесь Банк выступает в качестве административного органа и сюда включаются проекты, осуществляемые под руководством Банка; к этому виду относятся также программы оплачиваемой технической помощи для богатых развивающихся стран, например, нефтедобывающих стран, и для Международного фонда сельскохозяйственного развития; 3) техническая помощь, оказываемая за счет административного бюджета;

    Подготовка и реализация финансируемых проектов, включающая: определение объекта, проведение предварительной подготовки и оценки стоимости проекта; ведение переговоров и представление проекта руководству Банка; практическое осуществление проекта и контроль за его окончанием; оценка результатов;

    Проведение исследований по экономической и научно-технической проблематике; по вопросам разработки и осуществления конкретных программ; по вопросам кредитной политики, политики инвестирования и оказания технической помощи; оказание содействия развивающимся странам в повышении их исследовательского потенциала. Банк совместно с 40 другими организациями оказывает поддержку 18 международным центрам сельскохозяйственных исследований, которые разрабатывают современные эффективные технологии производства продовольствия;

    Оказание содействия политическому диалогу между Банком и бедными странами-членами в связи с финансированием отраслевых и общеэкономических планов развития в особых условиях;

    Финансирование проектов и деятельности развивающихся стран по охране окружающей среды из глобального фонда окружающей среды, в котором банк выступает в качестве попечителя и заказчика проектов;

    Сотрудничество на национальном уровне с негосударственными организациями, предоставляя им средства на финансирование проектов и консультационную помощь;

    Организация и проведение семинаров, учебных курсов для представителей из развивающихся стран; издание и распространение учебных материалов;

    Деятельность в качестве члена консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США в целях координации деятельности стран-кредиторов, осуществляющих систематическое финансирование программ в развивающихся странах;

    Предоставление информации о проектах в странах-членах, одобренным Банком. Сюда входит проектная документация: результаты экспертиз; национальные программы охраны окружающей среды; информацию о развитии отдельных стран и секторов экономики.

    Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит: определение общей политики Банка; прием новых членов; принятие решений о размерах уставного капитала банка; распределение чистого дохода. Исполнительным органом Банка является Директорат, состоящий из 24 директоров-распорядителей, из которых 5 - назначаются странами-членами, имеющими наибольшее число акций, а 19 - избираются управляющими из числа представителей остальных стран-членов. Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе опирается на 5 комитетов: 1) совместный аудиторский комитет; 2) комитет по вопросам кадровой политики; 3) комитет по выработке регламента; 4) комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; 5) комитет по административным вопросам.

    Финансовые средства Банка образуются из взносов стран-членов, из займов на международных рынках ссудного капитала и банковской прибыли.

    Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов, первоначально не превышала 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на обширный регионов развивающихся стран вынуждало руководство постоянно увеличивать кредитные ресурсы. Подписной капитал увеличивался в 1959 г., в 1980 г., в 1988 г., В 1997 г. он составлял 182 млрд. долл. - из которых 11 млрд. долл. - оплаченный капитал и 171 млрд. долл. - часть подписки, которая может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть и служит тем гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. На 1997 г. внешние заимствования Банка составляли 10 млрд. долл. Из этих средств Банк осуществляет финансирование своих кредитных операций. Кроме того Банк черпает средства из нераспределенной прибыли, а также за счет платежей в погашение предоставленных им займов. Банк предоставляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящих в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их использование. Страны-получатели обязаны выполнять рекомендации Банка и предоставлять ему отчеты об использовании займов и требуемую информацию.

    В рекомендациях МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, запрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР - кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных - транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С 80-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

    МБРР стал предоставлять также кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые Банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами.

    2.2 Международная ассоциация развития (МАР)

    Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. Формально она считается независимой от МБРР, поскольку имеет свой собственный устав и финансовую базу, однако фактически она представляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР, и является филиалом МБРР. Президент МБРР является одновременно президентом МАР.

    Отличие МБРР и МАР состоит в источниках приобретения финансовых средств для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получают на мировых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и с более длительными сроками погашения, чем коммерческие банки; МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров.

    В состав МАР входят 159 государств-членов, которые разбиваются на 2 категории: 26 экономически более развитых стран, входящих в I категорию, и 133 менее развитых стран II категории.

    Цели МАР:

    Предоставление долгосрочных кредитов наиболее бедным развивающимся странам;

    Оказание содействия экономическому развитию, повышению уровня жизни в наименее развиты странах Ассоциации, в частности, путем предоставления им необходимых средств на финансирование конкретных проектов, целесообразность которых подтверждается экспертами МБРР;

    Оказание содействия повышению производительности труда в странах с наиболее низкими годовыми доходами на душу населения.

    Основными направлениями деятельности МАР являются:

    Кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособных странах в целях их экономического развития. Страны, получающие кредиты, выбираются по 4 категориям: 1) страна должна иметь годовой доход на душу населения менее 1305 долл.; 2) страна должна обладать достаточной экономической, финансовой и политической стабильностью, чтобы оправдать предоставление долгосрочных кредитов на цели развития; 3) страна должна испытывать серьезные трудности с платежным балансом; 4) политика страны должна быть нацелена на экономическое развитие. МАР предоставляет кредиты, как правило, на срок в 50 лет, с началом погашения через 10 лет после получения кредита. За пользование кредитом проценты не взимаются;

    Проведение экспертизы финансируемых проектов для определения эффективности использования финансовой помощи;

    Оказание содействия странам-членам в проведении экономических реформ; в обеспечении развития в сфере экологии; в борьбе с нищетой.

    Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников: 1) переводов прибыли из МБРР; 2) капитала, подписчиками которого являются ее страны-члены; 3) взносов более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним доходом на душу населения.

    2.3 Международная финансовая корпорация (МФК)

    Международная финансовая корпорация создана в 1956 г. как самостоятельное юридическое лицо со своим уставом и собственными ресурсами. Фактически она является филиалом МБРР и специализированным учреждением ООН. Как финансовая организация входит в группу ВБ. Членами МФК являются 171 государство.

    Цели МФК:

    Оказание содействия в финансировании частного предпринимательства, главным образом в развивающихся странах, в целях экономического развития государств членов;

    Оказание помощи в управлении предприятиями, созданными с участием как иностранного капитала, так и местных инвестиций;

    Стимулирование притока частного капитала в производственную сферу;

    Реализация принципа рентабельности в сотрудничестве с частным сектором. Общая сумма инвестированного МФК капитала в 102 страны оценивалась в 1997 г. в 84,4 млрд. долл.

    Основными направлениями деятельности МФК являются

    Финансирование предпринимательства в странах-членах путем предоставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК, не требуя гарантий со стороны правительства. Займы предоставляются на срок от 7 до 12 лет по фиксированным или меняющимся ставкам; погашение займов производится в той валюте, в которой займ был получен;

    Осуществление инвестиций за счет собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство, коммунальные предприятия, туризм;

    Привлечение частных финансовых средств для инвестиций в проекты по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды;

    Содействие развитию предпринимательства в малом бизнесе;

    Оказание содействия частным и смешанным по капиталу предприятиям в овладении современными методами управления производством и др.

    Финансовые ресурсы МФК образуются из взносов государств-членов в соответствии с их подпиской на акции МФК; отчислений от прибыли МФК, получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций; дотаций и кредитов МБРР.

    2.4 Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ)

    Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка. В финансовом отношении является независимым. В качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. В составе МАИГ 134 государства-члена.

    Цели МАИГ:

    Предоставление гарантий на инвестиции, направляемые на производственные цели, преимущественно в развивающихся странах;

    Рахование и перестрахование от некоммерческих рисков;

    Содействие разработке проектов и обеспечение их обоснованности с точки зрения потребностей конкретной страны;

    Оказание технической помощи в целях стимулирования притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны;

    Осуществление информационной деятельности.

    Основными направлениями деятельности МАИГ являются:

    Предоставление гарантий, преследующих цели защиты от потерь, вызванных следующими обстоятельствами: неконвертируемостью местной валюты; экспроприации собственности в стране пребывания; войной и гражданскими беспорядками; нарушением контракта со стороны контрагента страны пребывания. МАИГ предоставляет выбираемым ею инвесторам гарантии на инвестиции в странах-членах (преимущественно развивающихся странах) и странах с переходной экономикой от некоммерческих рисках, что фактически означает страхование от политических рисков;

    Осуществление операций по совместному страхованию или перестрахованию;

    Предоставление гарантий международным консорциумам;

    Оказание содействия развивающимся странам в разработке проектов и подготовке заявок на предоставление гарантий; обеспечение заявок технико-экономическими обоснованиями, в частности, в финансовом, экономическом, экологическом аспектах;

    оказание содействия развивающимся странам с целью привлечения прямых иностранных капиталовложений.

    2.5 Деятельность Всемирного банка, направленная на социальное развитие

    Всемирный банк оказывает экономическую поддержку различным социальным программам во всем мире. Так, с конца 80-х годов займы Всемирного банка, направляемые школам во всем мире, увеличились вдвое. В 90-е годы они составляли в среднем 1,8 млрд. долл. в год. Последним примером займа ВБ на нужды образования служит Программа “Обратно в школу” в Индонезии, в рамках которой будут предоставлены более 6 млн. стипендий беднейшим ученикам начальной и средней школы.

    В прошлом году Всемирный банк предоставил займы в размере 1 млрд. долл. на улучшение здравоохранения и питания в развивающихся странах. Банк намерен в этом году утроить свои обязательства по кредитованию Международной ассоциации развития на цели борьбы со СПИДом, малярией, туберкулезом, а также на проведение вакцинации.

    Помимо финансирования программ по борьбе с конкретными болезнями и вакцинации, ВБ увеличивает размеры помощи на основные услуги по охране здоровья детей, которые являются важнейшими с точки зрения контроля инфекционных заболеваний в долгосрочной перспективе. Одним из примеров проектов в области здравоохранения является помощь Банка в создании около 300 новых местных медицинских центров в Мали.

    В октябре 1999 г. Всемирный банк совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) выступили с Инициативой безопасного материнства с целью кардинального снижения коэффициентов материнской смертности с их нынешнего уровня, выражающегося в одной смерти каждую минуту.

    В апреле 1996 г. Всемирный банк и МВФ выступили с Инициативой в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности, явившейся первой международной реакцией, направленной на существенное облегчение долгового бремени беднейших стран мира. В рамках этой инициативы задолженность более 30 стран, приобретающих это право, будет сокращена на 50 млрд. долл.

    Последствия такого шага для каждой из этих стран будут весьма значительными. Например, право на списание предоставляется Мозамбику, в результате чего его долг сократится почти на 75 процентов. Банк быстро продвигается вперед в реализации инициативы, которая в прошлом году была углублена, расширена и ускорена, с тем чтобы предоставить большие льготы большему числу стран как можно быстрее и эффективнее. Общий размер этой помощи, одобренной на сегодня для 10 стран, составляет более одной трети всей предполагаемой суммы списания задолженности в рамках Инициативы и даст им экономию в 17 млрд. долл.

    Решая задачи борьбы с бедностью во всем мире, Всемирный банк в течение последних пяти лет установил связи с широким кругом партнеров: с Всемирным фондом дикой природы с целью защиты лесов; с Международной организацией охраны природы для сохранения биологического разнообразия Земли; с организациями государственного и частного сектора для разработки проекта Фонда по решению проблемы углерода с тем, чтобы способствовать смягчению последствий глобального потепления.

    С 1996 года Всемирный банк начал осуществлять более 600 программ по борьбе с коррупцией и инициатив в области госуправления в более чем 95 странах-клиентах. Инициативы простираются от подготовки судей до организации семинаров и обучения методам журналистских расследований. Банком также разработаны строгие директивы относительно порядка использования кредитов и мер по борьбе с коррупцией и установлена анонимная горячая линия для приема жалоб о случаях коррупции. К июню 2000 г. 48 фирм и частных лиц были лишены на постоянный срок права участвовать в финансируемых Банком контрактах.

    В 1980 г. инвестиции в энергетический сектор составляли 21 % займов Всемирного банка. Сегодня эта цифра снизилась до 2 %. В отличие от этого, займы, направляемые на цели улучшения здравоохранения, питания и образования, возросли почти пятикратно - с 5 % в 1980 г. до более чем 22 % в настоящее время. В своей работе ВБ уделяет все большее внимание социальной защите, особенно системе социального обеспечения, а также новым проблемам, в частности гендерным.

    Новейшим примером является проект социальной защиты в Индии, где ВБ оказывает помощь в предоставлении возможностей образования для малолетних неквалифицированных работников женского пола и детей, бросивших школу. Новейший пример гендерного проекта - во Вьетнаме, где ВБ предпринял серию исследований случаев насилия на гендерной почве. На основе информации, полученной в результате исследований, правительство Вьетнама в настоящее время разрабатывает гендерную стратегию.

    Всемирный банк оказал поддержку инициативам по преодолению последствий военных конфликтов в 35 странах мира. Среди наиболее инновационных проектов: кооператив по производству трикотажных изделий в Боснии, объединяющий представителей различных этнических групп; помощь в обеспечении основными услугами беженцев-косоваров в Албании; программа помощи ветеранам в Камбодже; поддержка в планировании конверсии военных баз для гражданского использования в Южной Африке.

    Банк проводит политику децентрализации, развития с учетом специфики стран и широкого участия общественности, инициирует проекты, нацеленные на интересы небольших местных сообществ. В Боснии и Румынии местные сообщества объединяются, чтобы возродить доверие и строить школы. В Индонезии в 2000 г. деревни, местные группы мужчин и женщин принимают решения и выдвигают предложения, по которым средства выделяются в течение двух недель.

    Одновременно по более чем 81 % выделенных ВБ средств в 2000 году результаты получили удовлетворительную или более высокую оценку, что является впечатляющим показателем для организации, действующей в условиях неизбежного риска.

    3. Участие Казахстана в группе Всемирного банка

    Казахстан стал членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международной финансовой корпорации (МФК) – в сентябре 1993 года. Заявление на вступление в членство в агентствах Всемирного банка было подано Казахстаном 27 января 1992 г. Страна стала 163-м членом МБРР и 143-м членом МАР. Во исполнение своих обязательств как члена МБРР, Казахстан сделал взнос в размере 15041677 долл. США учреждению. Из бывших советских республик страна пятой присоединилась к Всемирному банку. 21 октября 2000 года Казахстан стал членом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

    После присоединения Казахстана к Группе Всемирного банка в 1992 стране было предоставлено двадцать два займа МБРР, а общая сумма обязательств Всемирного банка Казахстану достигла 1.883 млрд. долл. США.

    Основные сферы, финансируемые Всемирным банком в Казахстане, включают: водоснабжение и санитарию, сельское хозяйство, дорожную отрасль, социальную защиту, управление государственным сектором и энергетику .

    Заключение

    Всемирный банк является, по существу, финансовым кооперативом, принадлежащим 181 стране-члену и действующим в рамках системы контрольных и балансовых показателей.

    Всемирный банк содействует странам в усилении и сохранении основных условий, необходимых им для привлечения и удержания частных инвестиций. При финансовой и нефинансовой поддержке Всемирного банка правительства проводят реформирование своей экономики в целом и укрепление банковской системы. Они инвестируют в людские ресурсы, инфраструктуру и охрану окружающей среды, что служит расширению возможностей для привлечения и повышения эффективности частных инвестиций. При помощи гарантий Всемирного банка, страхования МАИГ от политических рисков и совместного инвестирования с МФК в акционерный капитал, инвесторы доводят свои риски до минимума и получают оптимальные условия для инвестирования в развивающиеся страны и страны, осуществляющие переход на рыночную экономику.

    Всемирный банк вступает в стратегическое соглашение со своими клиентами и акционерами для улучшения качества предоставляемой помощи путем:

    ― предоставления помощи самым бедным странам для снижения их долгового бремени таким образом, чтобы они могли обеспечить финансирование инициатив развития вместо выплаты процентов;

    ― оказания содействия в борьбе против коррупции, подрывающей экономический рост;

    ― оказания помощи развивающимся странам в адаптации современных коммуникационных технологий, умений и навыков с целью обеспечения их конкурентоспособности;

    ― укрепления и реформирования банковской системы и финансового сектора во избежание кризиса, такого как в Мексике в 1994-1995 и Юго-Восточной Азии в 1997-1998 годах;

    ― удовлетворения потребностей увеличивающего населения в продовольствии и уделения большего внимания развитию сельского хозяйства и села;

    ― обеспечения ситуации, при которой развитие соответствует социальным и культурным потребностям бенефициаров.


    Литература

    1. Вопросы по Казахстану: Малоизвестные факты из деятельности Всемирного банка // http://www.worldbank.org.kz/content/faq_rus.html

    2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., Консалтбанкир, 2001.

    3. Золотов А.Ф. Международные валютно-кредитные отношения: Курс лекций. К., МАУП, 2001.

    4. Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова и др. М., МО, 1993.

    5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. М., Финансы и статистика, 1994.

    6. Международные экономические организации: Справочник / Под ред. И.О. Фаризова. М., МГУ, 1982.

    7. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., Юнити, 2000.

    8. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право М., Дело, 1998.

    9. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. М., Юнити, 1995.

    10. Пебро М. Международные экономические, финансовые и валютные отношения. М., Прогресс, 1994.

    11. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. С.-Пб., Питер, 2001.

    12. Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник. М., ”Международные отношения”, 1999.

    13. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. М., ДА МИД РФ, 1996.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Всемирный банк - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

    Всемирный банк основан в 1944 году. Штаб-квартира находится в г. Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия). Организация имеет более 100 представительств по всему миру, в которых работают около 9 000 человек.

    Структура Всемирного банка

    Сейчас Всемирный банк состоит из нескольких организаций, являющихся частью единой структуры, известной как Группа Всемирного банка. Эти организации:

    1. Meждународный банк реконструкции и развития (МБРР). Предоставляет финансирование правительствам стран со средним уровнем дохода и кредитоспособных стран с низким доходом.
    2. Международная ассоциация развития (МАР). Предоставляет беспроцентные займы и гранты правительствам беднейших стран мира.
    3. Международная финансовая корпорация (МФК). Крупная организация развития, ориентированная на частный сектор. Помогает развивающимся странам инвестициями, привлечением средств с международных финансовых рынков, консультациями компаниям и правительствам.
    4. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Помогает привлекать прямых иностранные инвестиции в развивающиеся страны путем страхования инвесторов и кредиторов от политических рисков.
    5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

    Управление Всемирного банка

    Всемирный банк управляется как кооперативное общество, акционерами которого являются 188 стран-членов организации. Акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, определяющим политику Банка. Обычно, управляющими являются министры финансов или развития стран. Совет управляющих проводит свои совещания раз в год во время Ежегодных собраний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

    Конкретные полномочия переданы 25 исполнительным директорам. Пять исполнительных директоров представляют государства, обладающие крупнейшими пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

    Всемирный банк (далее - Банк или ВБ) - это межправительственная финансово-кредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 182 государства-акционера. Учрежден одновременно с МВФ. ВБ первоначально был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западно­европейские страны, экономика которых была подорвана второй мировой войной.

    С середины 50-х гг., когда положение в западно-европейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, Всемирный банк меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

    Согласно уставу Всемирного банка его членами могут стать только члены МВФ.

    Сферами деятельности Банка являются:

    • предоставление займов, грантов и технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики;
    • оказание консультационно-аналитических и трейнинг-услуг;
    • стимулирование притока инвестиций в страну из других международных финансовых источников.

      Основные задачи Банка:

      1. Координация движения капитала в мировом масштабе.
      2. Устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами.
      3. Стабилизация мировой экономики.
      4. Работа в качестве ведущего интеллектуального центра.

      Направления текущей деятельности Банка:

      1. Разработка стратегии по сокращению уровня бедности.
      2. Работа в области трудовых ресурсов.
      3. Организационное развитие.
      4. Защита окружающей среды.
      5. Рассмотрение проблем задолженности.
      6. Развитие частного сектора.

      Всемирный банк предоставляет займы развивающимся странам с целью снижения нищеты и финансирования капиталовложений, способствующих экономическому росту. Предос­тавленные средства вкладываются в дороги, электростанции, школы и оросительные сети, а также используются для осуществления такой деятельности, как пропаганда сельскохозяйственных знаний и внедрение достижений в области сельского хозяйства, подготовка преподавателей и реализация программ улучшения качества питания детей и беременных женщин. Не­которые займы Всемирного банка предназначаются для финансирования изменений в экономической системе стран с целью повышения их экономической стабильности и эффективности, ориентирования на рыночную экономику. Кроме того, Всемир­ный банк предоставляет "техническую помощь", или консультации, своих специалистов правительствам стран с тем, чтобы содействовать им в повышении эффективности определенных секторов экономики и усиления значения этих секторов для национального развития.

      Структура управления. 1. Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих. Каждое государство-член ВБ представлено в Совете одним управляющим. Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра. За исключением определенных полномочий (прием новых членов, увеличение или сокращение уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства), управляющие деле­гируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей.

      2. Совет директоров-исполнителей отвечает за осуществле­ние основной оперативной деятельности - политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о поли­тике и операциях Банка.

      3. Комитет по развитию - совместный министерский комитет Советов управляющих ВБ и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам. Он рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности.

      4. Президент Банка, кандидатура на пост которого (по традиции) выдвигается исполнительным директором, представля­ющим Соединенные Штаты Америки. Но он избирается Сове­том исполнительных директоров.

      Президент Всемирного банка несет ответственность за повседневное управление деятельностью Банка и - при осуществлении общего руководства Советом директоров - за организационную структуру Банка, за назначение и увольнение его сотрудников. Президент руководит штатом сотрудников, включа­ющим свыше 7100 человек из более чем 100 стран, с помощью трех директоров-распорядителей, которые осуществляют надзор за деятельностью сотрудников Банка в определенных областях.

      Формирование ресурсов Банка. Уставный капитал Всемирного банка, образуемый путем подписки стран-членов на его ак­ции, первоначально не превышал 10 млрд. долларов США. Пе­реориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. В результате подписной капитал к середине 1990-х гг. достиг 165 млрд. долларов США.

      Таким образом, в настоящее время Всемирный банк по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкое увеличение капитала Банка в 1980-е гг., оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций Банка, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть подписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств.

      Именно эта (большая) часть и служит тем гарантийным фондом, под который ВБ заимствует значительные средства, пре­жде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким способом Банк содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией - самого ВБ и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации Банка, задолженность по которым к середине 90-х гг. достигла 92 млрд. дол­ларов США. Получая по этим высококотируемым облигациям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска.

      В последние годы Банк выступает в роли крупнейшего заем­щика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 1970-х гг. ВБ выпускает облигации в среднем на 5 млрд. долларов США ежегодно, а в 90-х гг. эта эмиссия достигла рекордной суммы в 12,7 млрд. долларов США (из 7% годовых). Тем самым Банк поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента, что отвечает интересам частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные условия приложения своих капиталов. Следовательно, ВБ с самого начала своей деятельности оказывает заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через него частный капитал США, а позднее и других промышленно развитых стран широким пото­ком направился в страны Азии, Африки и Латинской Америки, что способствовало возобновлению экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и второй мировой войной.

      Акционерный капитал распределен по соответствующей формуле на основе квот стран-членов МВФ, а голоса стран-членов распределены пропорционально количеству принадлежащих им акций. В настоящее время наибольшая доля голосов принадлежит США (17,07%), за которыми следует Япония (7,09%), Германия (5,48%), Франция (5,26%) и Великобритания (5,26%).

      В момент учреждения Всемирного банка он представлял со­бой одну организацию - Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие годы у Банка появились и другие подразделения. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) для оказания содействия росту частного сектора развивающихся стран путем предоставления консультаций этим странам и осуществления в них капиталов­ложений без правительственных гарантий. В 1960 г. была учреждена Международная ассоциация развития (MAP), которой было поручено оказание помощи беднейшим странам мира на льготных условиях. В 1988 г. было организовано Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) для содействия иностранным инвестициям в развивающихся странах путем страхования инвесторов от политических рисков.

      Эти подразделения были созданы в разных целях, и каждое имеет собственный устав и собственных членов. Президент МБРР одновременно является президентом каждого подразделения, и один и тот же Совет исполнительных директоров уп­равляет деятельностью МБРР, МФК и MAP. У МАГИ есть собственный Совет директоров, большинство членов которого входит в состав Совета исполнительных директоров МБРР. МБРР, MAP, МФК и МАГИ совместно образуют группу Всемирного банка.

      В группу ВБ входят также еще две организации:

      Международный центр по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР), созданный в 1966 г., с функциями советника и арбитра в конфликтах, которые могут возникать между государствами, являющимися его членами, и иностранными инвесторами, вложившими капиталы в экономику этих государств;

      Специальный фонд помощи для Южной Африки, образованный в 1985 г., в распоряжение которого были переданы специальные средства на оказание чрезвычайной помощи бедным африканским странам, начавшим реализацию крупных программ структурных реформ.

    В числе самых известных и масштабных международных финансовых организаций — Всемирный банк. Деятельность данного учреждения признается экспертами как исключительно важная с точки зрения сбалансированного развития экономик государств мира. В числе ключевых направлений деятельности ВБ — содействие развивающимся государствам в области совершенствования модели национального хозяйства. Для успешного решения этой и иных задач в структуре ВБ создано сразу несколько учреждений. Какова их специфика? Каким образом реализуются функции ВБ?

    Общие сведения о Всемирном банке

    Что это за учреждение — Всемирный банк? Полное название и функции данной структуры — чем они примечательны? Всемирный банк (The World Bank, ВБ) — это которая объединяет в себе несколько различных учреждений.

    В соответствии с публичными данными, отражающими деятельность ВБ, основная задача банка — повышение уровня экономического развития государств посредством предоставления им финансовой помощи со стороны обеспеченных стран. Организация была создана в 1945 году. Штаб-квартира банка располагается в Вашингтоне.

    Структура ВБ

    Рассмотрим специфику учреждений, которые формируют структуру Всемирного банка. В рассматриваемую финансовую организацию входят:

    • МБРР (или Международный банк реконструкции и развития);
    • МАР (ассоциация, заведующая вопросами развития);
    • МФК (или Международная финансовая корпорация);
    • МАГИ (агентство, в ведении которого — гарантии инвестиций);
    • МЦУИС (центр, занимающийся урегулированием споров в рамках инвестиционных проектов).

    Данные организации призваны предоставлять нуждающимся государствам займы по приемлемым ставкам, а в ряде случаев — беспроцентные. Также предусмотрена поддержка стран с помощью грантов. Условия предоставления соответствующей помощи ВБ — либерализация экономики, проведение приватизации, необходимых реформ в сфере образования, здравоохранения, совершенствование инфраструктуры.

    Рассмотрим теперь основные функции Всемирного банка.

    Функции ВБ

    Исследователи выделяют следующий их спектр:

    • инвестиционные активности (главным образом в развивающихся странах, в сферах здравоохранения, а также образования);
    • консультационная поддержка национальных правительств по экономическим вопросам, аналитическая деятельность;
    • совершенствование предоставляемых финансовых сервисов;
    • посредническая деятельность (в сфере распределения ресурсов между развитыми и экономически отстающими странами).

    Таким образом, рассматриваемая играет значимую роль для мировой экономики. Отмеченные функции Всемирного банка важны с точки зрения сбалансированного хозяйственного развития современных государств. Рассмотрим теперь, посредством каких механизмов ВБ реализует их на практике. Можно рассмотреть данный вопрос в контексте активностей отмеченных выше учреждений, которые входят в структуру Всемирного банка. Начнем с МБРР.

    Специфика деятельности МБРР

    МБРР или Международный банк реконструкции и развития — учреждение, которое, не считая ВБ, также подведомственно ООН. Многие функции Всемирного банка реализуются на базе данной организации. По сути, МБРР — это головная структура Всемирного банка. Можно отметить, что учреждение было образовано раньше, чем, собственно, сам ВБ, в 1944 году. Международный банк реконструкции и развития был образован после Бреттон-Вудской Конференции. Целью его учреждения стало стимулирование восстановления экономик государств, которые пострадали в ходе военных действий.

    В 50-х годах МБРР начал выполнять некоторые функции Всемирного банка, отмеченные нами выше — в частности, предоставлять кредиты развивающимся государствам. В 90-х соответствующего типа займы организация начала выдавать странам с переходной хозяйственной системой. Специфика кредитов МБРР — в долгосрочности. Займы учреждение выдает на срок порядка 15-20 лет. Финансовые активы банка формируются членскими взносами, величина которых зависит от квот, определенных для государств-участников.

    Специфика деятельности МАР

    Другая важнейшая структура, ответственная за функции Всемирного банка — МАР, или Международная ассоциация развития. Она была образована в 1960 году. Целью ее учреждения являлось предоставление льготных кредитов с длительным сроком выплат — порядка 40-50 лет — государствам, характеризующимся низким уровнем экономического развития. Так, например, в 1961 году организация приняла решение выдать соответствующие займы Индии, Чили, Гондурасу, а также Судану. МАР не только выдает кредиты с целью помощи правительствам стран с низким уровнем экономического развития, но также и содействует экспорту товаров из развитых государств в развивающиеся. Также в компетенции МАР — реализация различных социальных программ. Рассчитывать на кредит от МАР могут государства, которые не способны обслуживать займы на условиях МБРР. С момента своего основания организация выдала кредитов более чем на 90 млрд долларов США.

    Чем занимается МФК?

    МФК, или Международная финансовая корпорация — другая важнейшая структура, которую включает в себя группа Всемирного банка. Функции ее сводятся к предоставлению кредитов, направленных на стимулирование промышленности стран с невысоким уровнем экономического развития. Главная цель данной организации — содействие инвестированию в проекты, реализуемые в развивающихся странах, улучшению уровня жизни проживающих в них граждан. Займы от МФК выдаются частным предприятиям, которые показывают хорошие цифры по рентабельности. Срок кредитов — в пределах 15 лет. За все время своей деятельности организация выдала займов более чем на 20 млрд долларов США.

    Особенности деятельности МАГИ

    Чем особенно примечателен Всемирный банк — структура и функции данной организации достаточно сбалансировано распределены между обособленными структурами. В числе учреждений, отвечающих за решение большого объема задач в области инвестирования — МАГИ. Чем оно занимается? МАГИ, или Международное агентство по гарантированию инвестиций, занимается вопросами страхования соответствующих финансовых вложений от различных некоммерческих рисков, а также консультационной работой в процессе коммуникаций с правительствами государств. МАГИ стимулирует привлечение капитала в развивающиеся страны с целью улучшения их экономических показателей.

    Риски, которые анализируют эксперты организации, могут отражать специфику переводов валюты, конфискацию частной собственности, политическую нестабильность. МАГИ содействует обеспечению устойчивости в развивающихся государствах, а также информированию инвесторов относительно перспектив денежных вложений в экономики соответствующих стран. В числе основных инструментов деятельности МАГИ — гарантии. Организация с момента основания выдала их на сумму более 17 млрд долларов США. При содействии учреждения в развивающихся странах было размещено инвестиций на сумму более 50 млрд долларов США.

    Специфика работы МЦУИС

    Изучая специфику, которой характеризуются структура и функции Всемирного банка, следует обязательно исследовать особенности деятельности МЦУИС, или Данная организация содействует защите интересов партнеров, участвующих в тех или иных в рамках доступных правовых процедур. МЦУИС занимается устранением возможных барьеров внеэкономического характера, которые сопутствуют взаимодействию государств и предприятий в процессе международного сотрудничества. Рассматриваемое учреждение реализует свои функции посредством двух основных механизмов — примирения, а также арбитражного судопроизводства. Услуги МЦУИС — платные, участие в них — добровольное.

    Особенности кредитов ВБ

    Изучим специфику кредитов, которые предоставляются с целью решения главной задачи, находящейся в компетенции такого учреждения, как Всемирный банк — развития государств с отстающей экономикой. Организация предоставляет займы в двух основных разновидностях. Во-первых, это инвестиционные кредиты. Они предоставляются с целью финансирования промышленных отраслей в экономиках развивающихся государств, а также в иных сегментах хозяйственных систем, важных с точки зрения решения социально-экономических задач. Во-вторых, это направляемые на стимулирование политического развития стран. Их получение предполагает проведение государствами необходимых реформ.

    Консультационная поддержка

    В ряде случаев Всемирный банк может выполнять функции, которые фактически сводятся к посредничеству между иными финансовыми институтами или инвесторами и правительствами стран, нуждающихся в финансовой поддержке. Так, например, получение нужных займов государством в ряде случаев может быть связано с необходимостью соответствия их экономик и политических систем определенным критериям, которые желают видеть кредиторы. Деятельность Всемирного банка может быть связана, таким образом, с консультационной поддержкой правительств государств на предмет осуществления мероприятий, направленных на достижение соответствия национальной хозяйственной и политической систем необходимым критериям.

    Стратегия деятельности Группы ВБ

    Основные направления активностей ВБ, как в области кредитной политики, так и в сфере консультационных услуг, фиксируются в отдельном документе — Стратегии деятельности Группы ВБ. Данный источник задействуется как ключевой при взаимодействии Всемирного банка с правительствами государств, испытывающими потребность в финансовой помощи. Стратегия вместе с тем носит рамочный характер. Конкретные направления деятельности ВБ в области помощи отдельному государству прорабатываются, исходя из специфики его экономики и политической системы.

    Источники финансирования деятельности

    Итак, мы изучили некоторые из ключевых аспектов деятельности такого учреждения, как Всемирный банк. Расшифровка и функции данной организации нам также известны. Изучим теперь такой аспект активностей ВБ, как привлечение средств для финансирования деятельности. За счет каких источников функционирует данная международная организация?

    Существуют разные способы привлечения ВБ денежных средств для развития, а также выполнения ключевых функций. Например, что касается кредитов МБРР развивающимся государствам, то соответствующие финансовые ресурсы привлекаются за счет продаж облигаций, обладающих высоким рейтингом. Другой источник, задействуемый в деятельности ВБ — собственный капитал, который вносится странами-участницами организации. Данный ресурс также задействуется с целью выполнения обязательств, связанных с обслуживанием долговых обязательств перед МБРР. В распоряжении ВБ также есть в размере более чем 193 млрд долларов США. На практике данным ресурсом организация еще не пользовалась, но у нее есть такое право.

    ВБ и другие международные организации

    Итак, мы изучили ключевые особенности, которые характеризуют Всемирный банк. Полное название и функции данного учреждения нам также известны. Можно ли сказать, что ВБ — уникальное в своем роде учреждение? Отчасти это так. Но есть еще ряд международных организаций, функции которых имеют определенные признаки схожести с активностями Всемирного банка. Рассмотрим ряд примеров.

    В частности, определенную близость имеют функции Всемирного банка и ОПЕК. Дело в том, что значительный процент государств, входящих в Организацию стран-экспортеров нефти, относится к категории развивающихся. Функции ОПЕК выражаются, в частности, в стимулировании развития их экономики за счет отлаженных процедур экспорта соответствующего типа сырья на мировые рынки.

    Всемирный банк и МВФ

    Функции и роль в мировой экономике Всемирного банка в достаточной мере близки таковым для Данные организации также объединяет тот факт, что оба они — учреждены с целью восстановления экономик стран мира после Второй мировой войны. Достаточно близки принципы выстраивания организационной структуры ВБ и МВФ. Так, например, величина взноса того или иного государства в общий капитал учреждения определяет степень его влияния на деятельности учреждения. Схожесть функций указанных организаций прослеживается в том, что они сконцентрированы вокруг решения задач по стимулированию экономического развития стран, нуждающихся во внешней финансовой поддержке — например, в силу дефицита платежного баланса.