Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Вкусные и доступные рецепты оладий из кукурузной муки
  • Вкусные оладьи из тыквы с сыром: способы приготовления Оладьи из тыквы с чесноком рецепт
  • Свиная рулька варено-запеченная - рецепт приготовления с фото Рулька отварная рецепт
  • Жареная корюшка Как приготовить корюшку на сковороде
  • Пошаговый рецепт крема для торта из сгущенки и масла
  • Секреты приготовления вкусных котлет из сельди Как готовить котлеты из селедки
  • Педагогические ситуации и пути их решения примеры. Педагогические ситуации в семейном воспитании

    Педагогические ситуации и пути их решения примеры. Педагогические ситуации в семейном воспитании

    Педагогическая ситуация - это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.

    Что затрагивают педагогические ситуации?

    Даже несмотря на то что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения - это установки, эмоциональные реакции, ожидания.

    Известно, что если имеет место острая педагогическая ситуация, то для ее разрешения больше всего подходит особый вид взаимоотношений и взаимодействия - деловые, организованные или отношения зависимости и подчинения, отношения ответственной зависимости. Этот вид отношений является самым трудным для взрослых и школьников, в них сложно прийти к согласию, добиться сотрудничества. Недаром А. С. Макаренко полагал, что необходимо воспитывать у школьников две способности: способность подчиняться и способность приказывать.

    Фазы протекания педагогической ситуации

    Первая фаза - острое конфликтное начало с нарушением социально-ценностных норм и правил одним участником ситуации.

    Вторая фаза представляет собой ответную реакцию оппонента, от содержания и формы которой зависит исход конфликта и самое главное - его последствия, то есть направление изменений сложившихся до этого отношений. Вторая фаза является центральным звеном ситуации. Обычно прохождение через нее сопровождается стрессом, она ставит под угрозу честь личности в целом. Нередко нехватка информации и времени не дает возможности достойного ответа. Всегда в подобных ситуациях в процессе педагогической деятельности выручают находчивость, выдержка и опыт, полученный ранее. Поэтому большое внимание начинающему педагогу нужно обратить на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

    Третья фаза - это радикальное и быстрое изменение бытующих ценностей и норм (случается, что разрушаются отдельные нормы) в двух разных направлениях - ухудшения или улучшения сложившихся до этого времени отношений. Благодаря третьей фазе педагогические воздействия бывают очень значительными.

    Почему возникают педагогические ситуации

    Конечно, и у опытных учителей, и у тех, которые только начинают практиковать, возникают педагогические ситуации в школе. Все они способны отразить глубокие психологические процессы в среде учеников, особенно во взаимоотношениях учителей и учащихся, а также ученического и педагогического коллективов.

    Считается, что если ученик бросил вызов по отношению к учителю, значит, у него есть на это какая-то потребность. Ведь ученик - как лакмусовая бумажка, и нужно быстро среагировать на детский сигнал. А различные негуманные действия со стороны учителя способны вызвать противодействие.

    Педагогическая ситуация затрагивает не только учеников, но и учителей. Для последних очень важным становится выйти из конфликта с творческим удовлетворением и достоинством. Всегда есть возможность отложить поиск выхода из острой ситуации на неопределенный срок, но каждая из них - это острый сигнал, который говорит о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

    Анализ педагогической ситуации позволяет увидеть сложные процессы актуализации личности и попытаться вовремя вмешаться в их развитие, для того чтобы исключить нежелательные последствия в будущем.

    Нужно иметь в виду, что для осмысления на первый взгляд небольшого педагогического факта необходимо потратить много времени и провести значительную исследовательскую работу, создать схему изучения человека и коллектива в целом.

    Разумнее будет начать глубокое обследование при проявлении незначительных симптомов неблагополучия, чем прибегнуть к этому, когда уже произошли серьезные отступления в развитии личности и коллектива.

    Значимость правильного решения

    Различные педагогические ситуации и их решение являются необходимым элементом профессиональной педагогической подготовки будущего учителя. В психологическом умении учителя главное - не допустить возникновения острых конфликтных ситуаций, в основе которых лежит резкая и, возможно, нетактичная реакция учителя на неподобающее поведение школьников. Получается, что ученик недостойно ведет себя, а учитель прямо и грубо реагирует на это, и тем самым проявляет педагогическую слабость. Итогом всего этого является то, что ученик и весь класс настраиваются против учителя.

    Правила педагогического общения

    Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

    Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы.

    Обязательно хорошо готовьтесь к предстоящему уроку.

    Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения учителя.

    Есть возможность изменить ученика к лучшему с помощью приемов оценки его личности.

    Известно, что совместная деятельность способна сблизить людей и повысить их авторитет, если, конечно, она имеет хорошую организацию.

    Корректность и предусмотрительность поведения педагога способны снизить напряжение в общении.

    Анализ педагогической ситуации

    Для того чтобы организовать анализ, необходимо:

    1. Выбрать методику, соответствующую ситуации и провести изучение нужной характеристики на условном объекте.

    2. Провести анализ данных, которые были получены.

    Ниже приведем примеры педагогических ситуаций и возможные способы их решения. Предлагаемый образец решения нужно воспринимать как ориентир.

    Ситуация 1: немного о самоконтроле

    Ученик 7 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

    Пример решения педагогической ситуации проведем поэтапно.

    На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля школьника.

    Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).

    На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.

    4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.

    Ситуация 2: «суфлер»

    Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.

    Эта педагогическая ситуация может быть решена следующим образом: ребенку предлагается роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.

    Можно провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист».

    Есть возможность заинтересовать ребенка чем-то другим (кружковая работа).

    Целесообразно провести работу с родителями. Узнать, каково их отношение к такому поведению ребенка. В том случае если родители согласны с тем, что проблема существует, можно предложить им посетить вместе с ребенком занятия психолога по формированию волевой сферы личности. Предложить заняться вместе шахматами, шашками и др.

    Если же родители не видят в этом проблемы, то необходимо отыскать точки соприкосновения, касающиеся вопросов формирования адекватной самооценки.

    Ситуация 3: «испытание»

    В одном из 8 классов школы был ученик, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной из учительниц. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Учительница сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван. Тогда учительница взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные дети сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции учителя, ученик перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.

    Ситуация 4: спортсмен или художник?

    Возникают также педагогические ситуации в детском саду, которые, как и в школе, требуют скорейшего разрешения.

    С раннего детства мальчик (7 лет) проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Воспитатель предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В детском саду мальчик имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание поиграть вместе, то мальчик не пускает. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».

    Социально-педагогические ситуации такого рода можно решить различными способами:

    1. Ребенок с явно заниженной самооценкой, не признан своими родителями. Нужно постараться повысить его самооценку, предлагая участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение, чтобы родители и дети смогли оценить его успех.

    2. Нужно провести в группе социометрию. Выявить, к каким детям расположен ребенок, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания. Можно дать ребенку особенное задание, после его выполнения высоко его оценить, похвалить перед другими детьми, повысив тем самым его самооценку.

    3. Следует провести работу и с родителями. Необходимо помочь им понять и увидеть увлечения ребенка. А также предложить им учесть мнение мальчика, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.

    Все примеры педагогических ситуаций говорят о том, что не существует единственного метода решения и не всегда он лежит на поверхности. Иногда, чтобы выйти из ситуации с достоинством, нужно приложить немало усилий и времени.

    Педагогическая задача

    Педагогическая ситуация и педагогическая задача являются единицами педагогического процесса. В результате взаимодействия учителей с воспитанниками обычно возникают разные ситуации. Те, которые соотносятся с целью деятельности, а также с условиями ее осуществления, - это и есть педагогические задачи.

    В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, учитель - это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом.

    КОНФЛИКТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ С ВОЗМОЖНЫМИ ВАРИАНТАМИ РЕШЕНИЯ

    Ситуация «Контрольная»

    Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, стерто.

    Возможный вариант решения:

    Учитель: «Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а в оставшееся время вы должны будете решить контрольную работу».

    Ситуация «Урок стоя»

    Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов педагога: «Здравствуйте, садитесь», - все продолжают стоять.

    Возможный вариант решения:

    Необходимо, чтобы учащиеся сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Один из способов добиться этого - начать урок как обычно, не акцентируя вни¬мания на том, что класс стоит.

    Ситуация «Украшение»

    Урок английского языка в десятом классе ведет молодая учительница. По ходу урока, проходя по классу, она приостанавливается у парты Вити. На платье учительницы Витя замечает украшение из янтаря и тут же в сторону бросает реплику: «Подумаешь, канифоль нацепила».

    Возможный вариант решения:

    Ситуация «Необычное применение стула»

    Учительница музыки входит в восьмой класс. За последней партой развалился «акселерат» с распущенными волосами. На голове у него стул.

    Весь класс озорливо поглядывает то на учительницу, то на ученика и ждет ее реакции.

    Возможный вариант ответа для учителя: «Что, уже и этим местом сидят?»

    Класс взрывается от смеха. Ученик покраснел. Он явно смущен и теперь не знает, что делать. Учитель же, как ни в чем не бывало, начинает урок. Стул поставлен на место.

    Ситуация «Опоздание»

    Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом разгаре.

    Ваши действия:

    1. Не обратить никакого внимания на это опоздание (при¬выкли).

    2. Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс.

    3. Устроить «торжественную» встречу «Ее Величества Ната¬ши» с бурными аплодисментами всего класса и восхищенными возгласами учителя.

    Ситуация «Система»

    Ребята шестого класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работает в школе второй год), заменявшей заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5-6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук. Но учительница не реагировала, поскольку не знала, что это: система или случайность. Свою «атаку» она повела после второго хрюканья.

    Возможный вариант решения:

    «Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим классом (она была классным руководителем в параллельном классе) наметила экскурсию на свиноферму. Кто из вас пожелает, могу взять с собой. Витя нам поможет в «общении». Мне от ребят уже приходилось слышать о твоем увлечении, но не думала, что это так серьезно. Поможешь, Витя?»

    Урок прошел успешно. Желающих мешать не оказалось.

    Ситуация «Войдите»

    Урок биологии в девятом классе ведет молодая учительница. Через пять минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли, как подобает учащимся школы.

    Ребята выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова, и они вползают в класс на четвереньках...

    Возможный вариант решения:

    Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей». И - ученикам, стоящим на четвереньках: «Пожалуйста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Смущенные шутники не выдерживают, встают на ноги и торопятся занять свои места. Учительница благодарит их и продолжает урок.

    (Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? = The conflict - is it creative?: Тренинговый практикум по конфликтологии. - Минск, 1996.)

    Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических си-туаций. - М., 1999.

    Задание: Опишите педагогические ситуации по алгоритму:

    1. Оценка ситуации.

    2. Прогнозирование.

    3. Решение.

    4. Используйте при оценивании, прогнозировании и решении методы воспитания, формы воспитания, стили общения и управления.

    Методическая помощь к данному заданию!

    Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.

    Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому, любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.

    Классификация педагогических ситуаций:

    1. По месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);

    2. По степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);

    3. По степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);

    4. По степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);

    5. По участникам (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.);

    6. По заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);

    Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).

    8. По характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).

    Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия.

    Пример разбора педагогической ситуации.

    поздравление учителя с днём рождения

    11-й класс. Ученики поздравляют свою учи­тельницу литературы и одновременно классную руководительницу с днём рожде­ния, дарят ей цветы и подарок, заранее под­готовленный родительским комитетом. На такое поздравление учительница отвеча­ет сухим «спасибо» и уходит. Дети не поня­ли такой реакции и решили выяснить, что произошло. Оказалось, что учительница ожидала совсем другого поздравления - она хотела, чтобы каждый её ученик подо­шёл к ней, подарил какую-нибудь мелочь и поздравил её. Она обвинила детей в не­внимании и нелюбви и решила отказаться от классного руководства и преподавания в этом классе. Через какое-то время дети решили перед ней извиниться. Она приняла их извинения, но на нормализацию ситуа­ции было затрачено много учебных часов. Соответственно, дети не получили нужных им знаний по некоторым темам.

    Оценка:

    Ученики проявили должное внима­ние по отношению к своей учительнице. Они поздравили её, хотя и не обязаны бы­ли это делать. Учительница смешала свои личные отношения с профессиональной де­ятельностью.

    Прогнозирование:

    Ученики потеряют уважение к своей учительнице. Они в выпускном классе ос­танутся без надлежащей поддержки класс­ного руководителя. Понизится их успевае­мость по литературе.

    Решение:

    Учителю не следует так ярко прояв­лять свои эмоции. Не нужно смешивать профессиональную деятельность и собст­венные чувства. Ей нужно больше внима­ния уделить обучению детей литературе, а выяснение отношений оставить на вне­классное время.

    (Маша Л, 2-й курс)

    Да-а... Интересно, кто здесь повёл себя по-детски: школьники или учи­тельница?..

    Вообще-то, на мой взгляд, оби­жаться на детей за то, что поздравили «не так», не очень правильно. Всё же де­ти старались... Ну, а уж если учитель недоволен своими учениками, то нет ли в этом и его вины?

    (Ирина Хоменко)

    Примеры педагогических ситуаций.

    1. Учитель приглашает к доске ученика, просит повернуться его лицом к классу, а сам, стоя слева от ученика, задает ему вопросы. Мифологически предполагается, что класс всячески заинтересован в том, чтобы слушать ответ ученика. Далее ученик у доски начинает метаться между необходимостью с точки зрения этикета отвечать тому, кто задает вопросы, и смотреть на него и одновременно пытаться смотреть в глаза всему классу.

    2. "Вы знаете, - говорит учительница, - у меня просто не хватает сил дотянуть до конца пятый и шестой уроки. Я так выматываюсь, что приходится задавать учащимся самостоятельную работу или какое-нибудь никчемное переписывание, и хотя мне стыдно от этого, но что делать, я просто не знаю".

    3. Я пятый год работаю в школе. В школе работает и моя жена. В 10 "А" классе вот уже полгода ученица Лиза К. отказывается отвечать на уроке и выполнять любые задания, которые я специально для нее готовлю. По другим предметам у нее все в порядке. Когда я прихожу к ней домой поговорить с ней и с родителями, она демонстративно встает и уходит, несмотря на протесты родителей. Жена считает, что девочка влюблена в меня, но мне от этого не легче, тем более что на меня многие старшеклассницы стали смотреть "как-то странно.

    4. Всякая попытка учительницы, преподающей историю в 5-7-х классах, добиться, чтобы ученики слушали объяснение, выполняли задания, реагировали на выставляемые ею оценки, ни к чему не приводит. Учительница перечитала гору литературы, советовалась со всеми, с кем только можно, в том числе со школьным психологом, но изменить ничего не удается. Учительница посетила множество уроков у корифеев, но понять, почему и как им удается увлечь детей, найти сними контакт, ей так и не удалось.

    5. Ученик 9-го класса Слава К. рассказал учительнице страшную тайну, взяв с нее честное слово, что она никогда и никому не расскажет о том, что она от него услышала. Речь шла об очень серьезном уголовном преступлении, а также о том, что криминальная группа заставляет подростка идти по этому пути дальше. Ученик заверил, что, если она предпримет какие-то неосторожные движения, ее попросту убьют. Учительница в ужасе.

    6. Учительница вывезла восьмиклассников за город, в лес. Сначала ребята бегали, кричали, бросались шишками и ветками, потом сели, положив головы на рюкзаки и сумки, и замолчали. Делать что-либо, двигаться, говорить им уже не хотелось. Вернувшись, они жаловались на скуку и бесполезно потерянное время. Что нужно было делать, чтобы расшевелить их, чем заинтересовать?

    7. Учителя долго готовили, совместно с ученическим активом, предметный вечер по литературе, но на этот вечер никто из учащихся не явился, несмотря на объявления, выданные каждому приглашения, привлекательную тему вечера.

    8. В школе появился учитель, который раз в неделю ведет какой-то спецкурс без оценок. Уроки у него проходят весело, раскованно, дети получают удовольствие, домашние задания делать не нужно. В школе только и разговоров, что об этом учителе. Дети от него без ума, все остальные учителя поблекли и потеряли свой авторитет. Ученики ставят методы этого педагога в пример и пренебрежительно относятся к выполнению домашних заданий по другим предметам.

    9. Восьмиклассники договорились игнорировать классные часы и вместо этого собираются почти всем классом у кого-нибудь дома и по специальной договоренности, подготовившись заранее, ведут разговоры о всяких интересных делах, событиях, открытиях, а потом пьют чай и кофе или фанту и колу и танцуют. Своего классного руководителя они на эти пиры не приглашают, но родители рассказали об этом учителю, и он задумался...

    10. У ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Весь его день расписан по минутам, мать, отец, бабушка и дедушка определили его в разные кружки и секции. Уроки его заставляют делать по 5-6 часов в день, ругают за всякую промашку. Летом на даче ребенок должен читать внепрограммную классику, слушать часами серьезную музыку, учить стихи великих поэтов, когда приходят гости, мальчик должен показывать им свои таланты.

    11. Учитель где-то раскопал анкету со следующими вопросами:

    Кем бы ты хотел быть? - Большинство учащихся 9-го класса ответило: Не знаю.

    Что главное в жизни? - Ученики ответили: Деньги.

    Зачем нужно учиться? - Ответ: Чтобы не приставали родители.

    Ответы учащихся поразили педагога, и он решил, что надо что-то делать. Но что?

    12. Девочка влюбилась в одноклассника, он вроде бы поначалу ответил ей

    взаимностью, но потом стал самоутверждаться за ее счет, издеваясь и потешаясь над нею.

    13. Учитель испробовал все способы затушить искру любопытства у одного любознательного мальчика: и родителей вызывал, и к директору водил, - а он знай себе на каждом уроке сидит с поднятой рукой и норовит такие вопросы задать, ответов на которые нет в школьных учебниках.

    14. Учитель выяснил, что у учеников 10-го класса еженедельно проводится в среднем три зачета, две контрольные работы, три устных опроса на человека. Ученики также должны прочитать, законспектировать или выучить 150 страниц самых разнообразных заданий в неделю. Учитель решил исправить ситуацию. Чем закончилась эта история, попробуйте предположить.

    15. В октябре в 9 "Б" классе классный журнал был подменен другим, в который кто-то вписал все тексты, изменив только оценки учащихся странным образом: все оценки занижены на один-два балла.

    (из Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1994)

    Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Свердловской области

    «Камышловский педагогически колледж»

    Сборник

    педагогических ситуаций в воспитании

    детей младшего школьного возраста

    Камышлов, 2016 г.

    Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста / сост. Р. Р. Иорданян – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

    Руководитель: А.И. Штыркина - преподаватель педагогических дисциплин

    Сборник содержит актуальные ситуации, с которыми повседневно сталкиваются родители и педагоги при воспитании детей младшего школьного возраста. Главной целью книги помочь студентам, родителям, педагогам в поисках ответа на вопрос «Как поступить в той или иной ситуации?» Данное пособие возможно использовать при проведении семинаров-практикумов со студентами по овладению ими педагогическими знаниями. Материалы пособия, возможно, использовать как иллюстративные примеры к раскрытию темы; как метод активизации при организации диспута; как средство, помогающее определить, насколько правильно поняты будущими педагогами теоретические положения. Коллективный анализ помогает прийти к наиболее оптимальному решению педагогических задач.

    Пояснительная записка

    О нравственности можно говорить только тогда, когда человек нравственно ведёт себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

    На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана образовательного учреждения составлен сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения младших школьников.

    Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.

    Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодёжной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодёжи; ухудшается физическое и психическое состояние молодёжи. Благодаря работе с этическим поведение будут развиваться следующие ценностные ориентиры: эмоциональное отношение к доброте, злости, доброжелательность, конфликтность, вежливость.

    Этическое поведение – составная часть нравственного воспитания детей, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в школе, в общественных местах, на улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственно-этических качеств личности. Проводя этическое воспитание, педагоги учат детей, как вести себя в самых различных условиях.

    Исходя из данного понятия выделяют уровни этического поведения:

      Уровень дезадаптации;

      Уровень идентификации;

      Уровень индивидуализации;

      Уровень социализации;

      Уровень интеграции.

    Сборник заданий – это издание, содержащее различные произведения одного или нескольких авторов, а так же различные материалы.

    Данное пособие адресовано учителям начальных классов. Данные педагогические ситуации в зависимости от целей воспитания учитель может использовать как на уроке, так и вне урока.

    Цель: подборка и систематизация педагогических ситуаций, направленных на формирование этического воспитания младшего школьника.

    Данный сборник состоит из 3 разделов, которые можно использовать в любом порядке:

    1 раздел «Сложные ситуации успеха», в котором 8 педагогических ситуаций.

    2 раздел «Ситуации успеха», в котором 5 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.

    3 раздел «Проблемные ситуации», в котором 5 педагогических ситуаций.

    Всего в сборнике представлено 18 педагогических ситуаций.

    Практическая значимость: студентам для формирования у младших школьников этического воспитания, как во внеурочной деятельности, так и при проведении уроков. Учитель также использует материал для формирования этического поведения.

      Сложные ситуации успеха:

    Ситуация 1

    На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».

    Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка, почему он не выспался. Возможно, он помогал родителям по хозяйству или был на похоронах родственника, поэтому поздно лёг спать.

    Возможно, другие ученики будут недовольны, что мальчик не работает, а беседует (вне стен кабинета) с учителем, но я объясню им после урока, почему это было необходимо.

    Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем".

    Ситуация 2

    Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.

    Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы.

    Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.

    В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.

    Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.

    Ситуация 3

    Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой.

    Я постараюсь выяснить причину опоздания: не слышали звонка, из-за большой очереди поздно купили обед и не успели покушать …

    Необходимо сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить хорошие отношения со всеми учениками.

    Если их отругать, то они затаят обиду или будут всё равно опаздывать, а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз.

    Решение. Я скажу, что неплохо, когда дети следят за режимом питания, тем более, если так вкусно готовят в нашей столовой. Но необходимо соблюдать и дисциплину труда. Сегодня я оставлю опоздавших после урока и с ними на перемене выполним то, что они пропустили, занимаясь трапезой. Если это повторится, то мне придётся задержать весь класс, т.к. я вынуждена буду дважды (для большей части класса) объяснять новый материал. Поэтому, чтобы не страдали все одноклассники, необходимо вовремя являться на урок. Я считаю важным воспитание в коллективе и через коллектив, как это делал прекрасный педагог А.С.Макаренко.

    Ситуация 4

    Ученица отказалась участвовать в уборке класса.

    Постараюсь выяснить причину. Оказалось, что девочка учится в музыкальной школе и может испортить кисти рук.

    Надо, чтобы все дети участвовали в уборке класса, сохраняя хорошие отношения с учителем и одноклассниками.

    Если освободить девочку от работы, она почувствует своё превосходство, да и другие дети возмутятся такой несправедливостью и будут отрицательно относиться к ней и осуждать учителя.

    Решение. Я скажу, что очень хорошо, когда ребёнок помимо общеобразовательной школы увлекается ещё и музыкой. Похвально, что музыкант так трепетно относится к рукам. Но работать в классе надо всем. Я выберу работу, при выполнении которой её кисти будут выполнять минимальную нагрузку: полить цветы, протереть пыль с растений, со шкафов и полок.… А потом попрошу девочку пригласить весь классный коллектив на отчётный концерт, где она будет выступать, а мы всем классом болеть за неё.

    Ситуация 5

    На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.

    Причина ясна – усталость детей.

    Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.

    Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.

    Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.

    Ситуация 6

    Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».

    Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо.

    Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.

    Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.

    Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.

    Ситуация 7

    Один ученик плохо учится, на уроках не работает, на замечания педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет, у моего папы в городе большие связи».

    Причину надо искать в семье, это может быть неправильное воспитание и извращённая мотивация жизненного кредо со стороны родителей.

    Постараться убедить и ученика, и родителей, что их жизненная позиция неправильная и ущербная. Также добиться выполнения всеми детьми требований педагога на уроке.

    Если проигнорировать его замечание, то, во-первых, другие ученики задумаются, стоит ли работать на уроке. Во-вторых, они усомнятся в нравственных ценностях.

    Решение. Я посещу семью этого ребёнка, поговорю с родителями и выясню причину такого поведения сына. Если родители его так настраивают, то бесполезно что-то доказывать своё. Пойдём с ними на компромисс и договоримся, что сын будет работать на уроке, а не бездельничать. В классе проведу беседу о пользе знаний с конкретными примерами из жизни.

    Ситуация 8

    В школьном коридоре дерутся школьники. На подошедшего учителя не реагируют.

    Выясняю причину драки: один ученик обозвал другого, затронув национальные чувства.

    Попытаюсь прекратить драку, помирить их, исключить такие ситуации впредь. Постараюсь научить толерантно, относиться к окружающим, независимо от их расовой и национальной принадлежности.

    Если их просто разнять, то драка может возобновиться в другом месте. Возможно, и другие ученики соберутся, чтоб посмотреть на неё.

    Решение. Я разниму ребят и заведу в свой кабинет. Там попытаюсь выяснить зачинщика драки. Скажу, что оба виноваты, т.к. только глупые доказывают свою правоту с помощью кулаков, а все остальные выясняют свои отношения цивилизованно, с помощью аргументов. Объясню обоим, что каждый человек, независимо от национальности, должен терпимо относиться к другим, ведь мы живём в многонациональном государстве. После примирения отведу их к классному руководителю и порекомендую провести классный час на тему «Толерантность».

      Ситуации успеха

    Ситуация 1

    В 4-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету. Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься до­полнительно после уроков. Однажды он сказал ей:

    Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.

    Откуда тебе известно?

    Все так говорят.

    И ты веришь в это?

    Придётся тебе доказать обратное. Ты слышал выражение:кто хочет - тот добьётся? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.

    Занимались они, усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четвёрку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку.

    Ситуация 2

    Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив.

    Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, - рассказывала потом Ма­рия Александровна коллегам. - После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации.

    Мальчик просиял и гордо пошёл к своей парте.

    Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятёрка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по лите­ратуре.

    Ситуация 3

    Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:

    Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самосто­ятельно.

    Она даёт девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учёба даётся ей нелегко.

    Ситуация 4

    Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат…

    Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию.

    Миша растерялся, еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.

    Учитель, видя его состояние, подошёл к нему, положил руку на плечо и ласково произнёс:

    Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь - Олег Иванович старался внушить подростку уверенность.

    Кузин медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум. Олег Иванович вёл себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо у учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.

    Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвёл его к карте полушарий и сказал:

    Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь...

    Два, Западное и Восточное, - ответил Кузин.

    Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию?

    И тут Кузин заговорил как никогда бойко и уверенно...

    Олег Иванович слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал:

    Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, даже больше, чем на­писано в учебнике. Спасибо за ответ!

    Ситуация 5

    Первоклашке дали нестандартное задание:

    Это непростая задача,но я уверен, - сказал учитель, - что ты сможешь сам ее решить.

    Моей бабушке сейчас 50 лет.

    Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?

    Столько же, сколько и мне, 7 лет.

    Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?

    В школу она пошла в 7 лет, значит, - рассуждает малыш, - она пошла в первый класс - от 50 отнять 7 - 43 года назад. От 2016 отнять 43, получится 1973. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс - в 1973 году.

    Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.

    Решение: учитель создал ситуацию успеха, стимулирования и обеспечения роста достижений («Это непростая задача, но я уверен, что ты сможешь её сам решить»), благодаря чему ребёнок принялся за работу и не боялся преград и неудач. Также была применена ситуация убеждения: учитель убеждал ребёнка в его силах, что он сможет справиться с нелёгкой задачей. Проблемная ситуация продуктивного характера проявилась, когда первоклассник приступил к решению задачи: «В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?». А после того как мальчик решил нелёгкую задачу, педагог поощрил его (словесно), он сказал: «Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей», это «окрылило» ребёнка и можно предположить, что при решении др. сложной задачи учащийся сможет справиться сам, не прибегая посторонней помощи.

      Проблемные ситуации:

    Ситуация 1

    Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.) (1 класс)

    Ситуация 2

    Урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).(2 класс)

    Ситуация 3

    Так на уроке русского языка: сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые употребляем в речи. Дети уже знают, что есть слова-предметы, слова, обозначающие признаки и действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в некоторых случаях предлогами. Учащиеся легко называют слова-предметы, слова - признаки предметов и слова-действия предметов. При составлении предложения из перечисленных слов: птичка золотая, клетка, сидит, дети долго не могут составить предложение. У них возникает вопрос о том, как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль.

    Это проблемная задача с противоречивыми данными. Для ее решения я использую подводящий диалог:

    Давайте попробуем разобраться вместе:

    Какие слова-предметы нам предложены? (клетка, птичка)

    К какому слову лучше отнести данный признак: золотая"?

    К какому предмету относится действие? (птичка)

    Где может сидеть птичка?

    Что помогло нам определить место нахождения птички?

    Где встречали эти слова?

    Каково значение этих слов?

    Учителем делается обобщение: действительно, это новые слова, которые помогли нам связать знакомые слова в речи.

    Кто уже знает, как они называются? (этот вопрос возник, т.к. никто из ребят не употребил название "предлоги")

    Ситуация 4

    Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

    Решение ситуации:

    После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность, и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

    После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой - все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

    Ситуация 5

    Учитель делает на доске запись 3+ 6 х 4 = 36 и 3 + 6 х 4 = 27.

    Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

    Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

    Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

    Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? ( Математика, 3 класс).

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ И ИХ РЕШЕНИЕ

    Ситуация 1.

    Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

    Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

    Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

    Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

    Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

    Поведение отца Васи оказывает негативное влияние на психику ребёнка, влияет на его эмоциональное благополучие. В результате у ребёнка возможно развитие неврозов, задержка психического развития, психопатии, органические заболевания центральной нервной системы и т. п. Детский сад в состоянии оказать социально-психологическую помощь семье: консультации родителям (в частности, отцу) по проблеме формирования здорового образа жизни, проинформировать родителей по вопросам детской психологии, содействовать семье в повышении её воспитательного потенциала. Всё это и входит в план индивидуальной работы с семьёй мальчика. Кроме того, индивидуальную работу можно проводить в различных формах: беседы, тренинги, чтение, решение проблемных ситуаций и т. д. Для работы с семьёй воспитатель должен привлечь педагога-психолога. Только совместная деятельность воспитателей и психолога приведёт к наилучшему результату.

    Ситуация 2.

    Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло 2 человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем.

    Происшедшее можно объяснить в первую очередь тем, что не было непосредственного контакта между педагогом и родителями. Родители (и, возможно, не все) увидели информацию на стенде, и, вероятней всего, восприняли данную информацию как необязательную к исполнению. Скорее всего, воспитатель не проводит работу с родителями в должном объёме. Чтобы в дальнейшем такого не повторилось, необходимо работать с родителями в тесном контакте, осуществлять с ними всевозможные формы работы: родительские собрания, консультации, привлекать родителей к выполнению творческих работ, проводить открытые занятия для родителей, приглашать родителей к участию в утренниках, устраивать экскурсии и походы с детьми и их родителями, и т.п. Если педагог будет реализовывать эти и другие формы работы с родителями и объявлять на субботнике сначала на родительском собрании, а уж потом помещать информацию на стенд, то большее число родителей придут на помощь к детскому саду.

    Ситуация 3.

    Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

    Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке для решения этого?

    С родителями Серёжи необходимо проводить консультации, беседы, рекомендовать к прочтению научную и методическую литературу по психологии детей старшего дошкольного возраста, литературу по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Необходимо дать понять родителям и бабушке мальчика, что ребёнок должен быть самостоятельным. Только тогда он научится одеваться сам, когда будет пробовать это делать без посторонней помощи. Также родители должны понять важность прогулок на свежем воздухе и посещения бассейна, ведь это закаляет организм ребёнка, укрепляет его иммунитет. Для работы с семьёй Серёжи воспитатель должен привлечь инструктора по физической культуре, медицинскую сестру и педагога-психолога. Совместно с данными специалистами можно провести индивидуальную консультацию с семьёй ребёнка. Инструктор по физической культуре объяснит, что физические нагрузки, бассейн и прогулки закаливают детский организм, повышают иммунитет. Инструктор также может пригласить родителей понаблюдать за занятием в бассейне. Воспитатель может привлечь родителей к совместной прогулке с детьми, для того, чтобы показать родителям, что ребёнок благодаря подвижным играм не мёрзнет на улице, что прогулки закаляют, развивают физически. Медицинская сестра также должна дать понять родителям, что физически развитый ребёнок реже болеет. Родители должны быть уверены, что в плохую погоду прогулки не проводятся, что температура воды в бассейне не позволит ребёнку замёрзнуть и т.д. Педагог-психолог должен провести с родителями консультацию на тему самостоятельности ребёнка. Цель данной консультации – добиться понимания родителями того, что чрезмерная опека не даёт ребёнку взрослеть и быть самостоятельным. Ведь зачем быть самостоятельным, когда за тебя всё сделают и подскажут, что и как? А несамостоятельному ребёнку будет тяжело в школьной обстановке, ведь там ждать помощи особо не от кого. Бабушка же со своей помощью может вызвать насмешки со стороны сверстников внука, что негативно скажется на взаимоотношениях мальчика с другими детьми.

    Ситуация 4.

    Мама Андрея общается с сыном так, как будто у него есть в наличии, уже сформированы позитивные, сильные стороны личности и характера. Поэтому она строит свое общение с ним так: «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я же знаю, что ты добрый и честный. Поэтому завтра отнеси ее детям, они ведь тоже хотят поиграть с ней». А вот мама Коли в похожей ситуации говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!».

    В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?

    Те слова, которыми родители называют своего ребёнка, накладывают отпечаток на формирование положительных либо отрицательных черт характера. В данном случае мама Андрея способствует формированию у него положительных черт характера, называя своего сына ласково, добрыми словами, указывая его хорошие качества. А мама Коли наоборот – формирует отрицательные черты характера, называя мальчика нехорошими словами, укореняя тем самым в сознании ребёнка то, что он «плохой» и «вор». Таким образом, матери дают оценку поступкам своих сыновей (плохую или хорошую), и, соответственно этому, ребёнок вырастет «плохим» или «хорошим». В будущем он станет тем, что в него заложили с детства. Все оценки поступков ребёнка «записываются» во внутреннюю систему ребёнка в форме самооценки и его эмоционального состояния.

    Ситуация 5.

    Вечер. Ваша смена уже заканчивается, а за Ваней мама не пришла. Вдруг в дверях появляется 15 летний брат Вани и протягивает записку от мамы с разрешением забрать ребенка из детского сада. Ваши действия?

    Необходимо позвонить маме мальчика и узнать причину, по которой она не может прийти сама за ребёнком в детский сад. Если причина веская (например, мать попала в больницу), то необходимо сопроводить детей до дома и убедиться, что младший ребёнок не останется без присмотра. Если же веских причин нет, то педагог должен настоять на том, чтобы мать или любой другой взрослый родственник пришли за ребёнком. Если мать отказывается это сделать и просит всё таки отдать ребёнка несовершеннолетнему, то педагог опять же должен сопроводить детей до дома и в впоследствии сообщить о поступке матери заведующей детского сада. В разговоре с родителями мальчика необходимо руководствоваться Уставом ДОУ. Для предотвращения такого поведения родителей необходимо провести родительское собрание на тему «Ознакомление родителей с нормативными документами».

    Ход собрания:

    1) Ознакомление родителей с нормативно-правовой документацией, регламентирующей образовательный процесс: Закон РФ «Об образовании», Типовое положение ДОУ, «Конвенция о правах ребёнка», Устав ДОУ. Для этого используется мультимедийная презентация.

    2) Раздать родителям в распечатанном виде выдержки из документации, которые имеют прямое отношение к родителям воспитанников, организации образовательной деятельности, развитию детей.

    3) Предложить родителям ответить на вопросы по содержанию документации.

    4) Для самостоятельного, более подробного изучения, предложить родителям методическую литературу по данной тематике, ссылки в Интернет-источниках.

    Ситуация 6.

    Саша вздрагивал от громких звуков и разговоров каждый раз, а если кто-то из взрослых пытался обнять ребенка, то он закрывался рукой, сгибался и дрожал. Воспитатели часто видят на теле мальчика синяки и следы побоев. Понятно, ведь мальчик из неблагополучной семьи. Ваши действия.

    Необходимо в срочном порядке подключить к работе с мальчиком педагога-психолога. Психолог и воспитатели в данном случае работают вместе. Также необходимо поставить в известность заведующую детским садом, которая должна принять меры. С родителями ребёнка проводится беседа совместно с психологом и заведующей. Психолог должен объяснить родителям, что неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на психике ребёнка, а побои калечат его не только физически, но и морально. Такое отношение к мальчику не позволит ему стать в будущем полноценной личностью. Заведующая должна поставить родителей перед фактом, что если на теле ребёнка появятся новые побои, она незамедлительно поставит об этом в известность органы опеки, которые, в свою очередь, предпримут дальнейшие действия. А вообще надо было принять меры ещё в самом начале, когда воспитатель увидела у ребёнка первые синяки. В таком случае можно было избежать последующих побоев. Если же ситуация с мальчиком не изменится, то необходимо сделать всё возможное, чтобы ребёнка забрали из семьи. Для этого необходима помощь органов опеки (социальных работников и психологов).

    Ситуация 7.

    Антону (6 лет) подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения: «Ты девочка - шофером быть не можешь», «А ты, Илья (его лучший друг), не умеешь управлять ею».

    Воспитатель предложила показать, как можно управлять машиной, а потом передать ее Илье. Антон с предложением воспитателя не согласился, объяснив, что Илья непонятливый и не справится с управлением.

    Дети не теряли надежды, но Антон был неумолим. Им надоело просить, и они оставили Антона одного. Сначала Антон успокоился, но затем стал поглядывать в сторону играющих детей. Он отнес машину в шкафчик. Потом не выдержал и попытался вступить в контакт с детьми: «Можно, я с вами?»

    «Нетушки! Иди жадничай, без тебя будем играть»,- ответил ему Илья.

    Покрасневший Антон со слезами на глазах закричал: «Я не жадина - тебе дам!» Но Илья стал перечислять других детей, интересуясь, достанется ли им машина. Антон убежал в раздевалку, схватил машину и разбил вдребезги. Мама Антона, узнав о случившемся, так определила свое отношение: «Я так и знала, говорила: не бери машину в детский сад». Она во всем обвинила Илью.

    Проанализируйте характер отношений мамы с сыном, на чём они основаны. Какую психолого-педагогическую помощь может оказать воспитатель данной семье? Представьте индивидуальную консультацию с мамой Антона.

    Мальчик оказался в противоречивых чувствах: с одной стороны он стремился выполнить наказ матери, а с другой – остаться в дружеских отношениях с детьми. Ребёнок боится не выполнить наказ матери и запрещает детям играть с машинкой, тем самым отталкивая от себя детей. В итоге, наказ матери он выполнил, но своё желание (играть с детьми) осуществить не смог. Мальчик находился в психологическом напряжении, он попытался его снять предложив игрушку своему другу, но тот отказался и тем самым лишил Антона возможности снять возникшее напряжение. И ребёнок нашёл выход – он разбил машинку, что, скорее всего, приведёт к конфликту с мамой. Между мамой и ребёнком авторитарный стиль взаимоотношений. Мать подавляет мальчика, навязывая ему своё мнение и поставив себя в позицию «Я права, а ты нет!». Воспитателю необходимо провести с мамой беседу по поводу случившегося. Мать должна пытаться прислушиваться к мнению сына, больше позволять самостоятельности при принятии ребёнком решений, идти на компромисс в отношениях со своим сыном. На индивидуальной консультации с мамой воспитатель должен рассказать о психологических особенностях детей дошкольного возраста, о стилях взаимоотношений родителей с детьми, также можно рекомендовать маме литературу по проблемам взаимоотношений внутри семьи, предложить памятки по стилям взаимоотношений для их сравнения (сравнить между собой авторитарный, демократический и попустительский стили). Задача воспитателя в данной ситуации будет заключаться в том, чтобы поправить отношения Антона с детьми.

    Ситуация 8.

    Мать делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:

    Плохо себя ведешь. Ведь он меньше тебя, ему надо уступать.

    Все уступать да уступать! А если он мешает мне?! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!

    Все равно, ты же старше его!

    Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.

    Ах так? - сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!

    Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут.

    В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом.

    В чём вы видите причину конфликта между братом и сестрой? Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?

    Причина конфликта между братом и сестрой в том, что дети чувствуют неравное к себе отношение матери. Делать замечание, основываясь на том, что дочь старшая и поэтому должна уступить брату, неправильно. Именно это и способствует разрастанию конфликта между детьми. Получается, что брату можно всё, всё дозволено, ведь он же маленький, а девочка должна уступать ему как старшая. Такая позиция матери (позиция неравноправия) не правильная. В данной семье мы не наблюдаем такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности, потому что мать своим неправильным отношением к детям поставила девочку в позицию «Ты старшая, поэтому должна». Таким образом, девочка чувствует себя ущемлённой, возможно, испытывает чувство ревности и, обижая брата, она выплёскивает весь негатив на него. Чтобы девочка опекала брата мать должна была поставить её в позицию «Ты старшая, поэтому ты можешь помочь младшему, ведь ты знаешь и умеешь больше, чем он». Матери необходимо было просить девочку о помощи младшему брату, немного по-другому выстроить с ним диалог. Когда мальчик испортил её рисунок, мать должна была успокоить девочку и дать каждому ребёнку по чистому листу и договориться о том, что каждый рисует только на своём листе, а дочь могла быть показать брату, как правильно рисовать. Кроме того, мать должна чаще хвалить свою дочь.

    Групповое мероприятие по сплочению семей, улучшению внутрисемейных отношений, можно провести в виде тренинга. К проведению мероприятия необходимо привлечь педагога-психолога.

    «Тренинг коррекции внутрисемейных отношений»

    1) «Здравствуй, ты представляешь…»

    Цель – активизация и сближение группы, снятие напряжения, повышение уверенности в себе.

    Ход упражнения: родители обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь…» и начинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребёнком, или необычный эпизод из семейной жизни.

    2) «Какой Я родитель?»

    Цель – саморефлексия.

    Ход упражнения: каждый участник может записать не менее 30 характеристик – ответов на вопрос «Какой Я родитель?». Затем родители садятся в большой круг и по очереди высказываются, комментируя свой рассказ о себе и отвечая на вопросы.

    3) «Брачное объявление»

    Цель – развитие стремления к самосовершенствованию.

    Ход упражнения: представить текст брачного объявления, в котором нужно указать прежде всего свои основные достоинства, а также в нескольких словах охарактеризовать свой идеал.

    4) «Ласковое имя»

    Цель – реорганизация арсенала средств общения в семье.

    Ход упражнения: родители садятся в круг и рассказывают, каким ласковыми именами называют своего ребёнка, свою жену (мужа). Когда? Почему?

    5) «Я глазами семьи»

    Цель – осознание межличностных отношений в семье.

    Ход упражнения: участник должен представить себя в окружении близких ему людей и сделать предположения. «Сын считает меня…», «Муж (жена) думает, что я…».

    6) «Откровенно говоря»

    Цель – отреагирование эмоций.

    Ход упражнения: нужно закончить предложения, которые даны, высказав те самым своё отношение к происходящему.

    · Во время занятия я понял, что….

    · Самым эффективным считаю…

    · Я не смог быть более откровенным, так как…

    · На занятии мне не удалось…

    · Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

    · На месте ведущего я…

    Ситуация 9.

    Мать спрашивает у воспитателя:

    Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был маленьким - горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу!) стал другим: наши распоряжения критикует. Грубит, на все свое мнение... А ведь мы всегда очень строги с сыном. Никогда не отступаем от своего слова: если сказали - значит, он должен точно выполнить. Никаких уступок!

    Проанализируйте характер отношений взрослых с сыном, на чем они основаны. Почему мальчик стал непослушным? Предложите формы помощи данной семье?

    В данном случае ребёнок безоговорочно должен подчиняться воле взрослых. Понятно, что пока ребёнок был маленький, он следовал указаниям родителей, подчиняясь их авторитету без лишних разговоров, но ребёнок подрос, у него на всё появляется своё мнение, которое он противопоставляет воле родителей. Но, так как родители не учитывают его мнение, делая акцент на том, что они никогда не отступают от своего слова, возникает конфликт между взрослыми и формирующейся личностью мальчика. И, поэтому, ребёнок начинает проявлять своеволие, перестаёт слушаться родителей, грубит или не уступает.

    Семье должны оказать помощь воспитатели и психолог. Можно провести индивидуальную беседу с родителями мальчика на тему становления ребёнка как личности. Родитель должен понять, что строгость в воспитании это не постоянные требования к ребёнку и подчинение его своей воли, а сочетание требований с уважительным отношением к ребёнку как к формирующейся личности. Надо рекомендовать родителям как можно больше времени проводить с ребёнком. Совместные игры, чтение книг, прогулки позволят родителям лучше понять своего сына, прислушаться к его мнению. Только тогда, когда родители начнут в чём-то уступать своему ребёнку, идти на компромисс, только тогда он будет уступать, и если не во всём, то во многом соглашаться с ними.

    Ситуация 10.

    Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно проговаривая:

    Посмей, только не спать! Сейчас же закрой глаза! Воспитатель, заметив это, говорит:

    Так с дочкой мамы не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку, она и заснет.

    Но девочка не слушает ее, возражает:

    А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

    Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь на психологических особенностях девочки? Назовите их.

    Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую беседу провести с мамой?

    «Дети – это зеркало родителей».

    В данном случае девочка стремится быть похожей на мать, быть «взрослой», поэтому подражает своей матери, укачивая куклу и подшлёпывая её. Она поступает так, как поступает мать с её младшей сестрой – она повторяет жесты, слова и поступки своей матери в игре с куклой. Девочка проявляет отрицательные качества, но в её понимании это не считается плохим (ведь мама плохо поступать не может).

    Мать должна узнать от воспитателя о том, как её дочь копирует её слова и поступки и тем самым «увидеть» себя со стороны. Воспитатель и психолог должны помочь матери это сделать. Мать должна понять, что если она не изменит своё поведение в лучшую сторону, то в сознании девочки закрепится образ жестокой и злой матери. Девочке же воспитатель должна была сказать примерно следующее «Посмотри, а кукла-то заплакала, она думала её поцелуют, песенку споют, а вместо этого получила по попе. Ой как куколка расстроилась!» Таким образом, воспитатель сделает акцент на том, что «чувствует» кукла, и скорее всего девочка задумается, правильно она поступила или же нет. И ни в коем случае нельзя ругать ребёнка, говорить «ты плохая или ты не права».

    Для диагностики детско-родительских отношений можно использовать следующие методики:

    1) «Лики родительской любви».

    Данный опросник поможет и отцу, и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребёнку.

    2) «Мера забота»

    Многие нарушения в поведении и развитии ребёнка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.

    3) «Методика идентификации детей с родителями» (опросник А. И. Зарова).

    Диагностика компетентности и престижности родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.

    4) Методика PARI (адаптирована Т. В. Нещерет).

    Предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребёнку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, излишняя концентрация на ребёнке).

    5) «Стратегии семейного воспитания»

    Оценка стратегии семейного воспитания.

    6) «Шкала общения родителя с ребёнком» (А. И. Баркан)

    По этой шкале приблизительно можно понять состояние ребёнка на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения ребёнка с родителем.

    7) Для ребёнка можно использовать проективные методики, такие как «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное». Данные методики позволят сделать вывод об отношениях в семье, о том, какое место занимает ребёнок в семье и что значат для него родители.