Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Значение ростовцев яков иванович в краткой биографической энциклопедии
  • Компот из вишни на зиму – только лучшие рецепты!
  • Как приготовить компот из яблок и вишни на зиму Компот из вишни и яблок рецепт
  • Гусь кусочками - рецепты приготовления
  • Варенье из кабачков Пятиминутка из кабачков с лимоном быстро
  • Соус из шампиньонов со сметаной
  • Как проводится аудит бухгалтерской отчетности. Методика аудиторской проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации Как называется проверка бухгалтерской отчетности

    Как проводится аудит бухгалтерской отчетности. Методика аудиторской проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации Как называется проверка бухгалтерской отчетности

    Бухгалтерский учет в организации — важная система, позволяющая собственникам и руководителям оперативно получать данные о состоянии дел на предприятии. Ни у кого не вызывает сомнения, что данные в этой системе должны быть верными и актуальными. Именно поэтому предусмотрена аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

    Обязательный аудит

    В установленных законом случаях такая проверка бухгалтерской отчетности носит обязательный характер. Обязательный аудит бухгалтерской отчетности предприятия предусмотрен, например, для открытых акционерных обществ, банков, бирж, страховых компаний, а также для компаний, объем выручки которых за предшествовавший отчетному год составил более 400 млн руб. или сумма активов по балансу по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, больше 60 млн руб. Таковы требования ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» . В остальных случаях проверка отчетности носит необязательный, но желательный характер. Главная цель аудита отчетности — подтверждение ее достоверности.

    Задачи аудита бухгалтерской отчетности

    В процессе аудиторской проверки бухгалтерской отчетности предприятия аудитор должен решить следующие задачи:

    1. Оценка правильности состава и содержания самих форм отчетности предприятия.
    2. Оценка соответствия и взаимоувязки показателей отчетности.
    3. Оценка правильности и соответствия применяемых в организации методик бухгалтерского учета и налогообложения действующему законодательству.
    4. Оценка правильности формирования сводной отчетности.

    Как правило, для выполнения указанных задач аудитору для проверки потребуются баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительная записка. Также аудитор запросит оборотно-сальдовые ведомости, главную книгу. В итоге аудитор должен ответить на вопрос, достоверна ли бухгалтерская отчетность и соответствует ли методика ее составления требованиям законодательства.

    Основные этапы аудиторской проверки отчетности

    В рамках аудиторской проверки бухгалтерской отчетности специалист-аудитор проходит через следующие обязательные ее этапы.

    Подготовительный или ознакомительный этап проверки. На данном этапе аудитор знакомится с компанией, получает максимально полную информацию о деятельности компании. На данном этапе аудиторской проверки аудитор изучает региональные, отраслевые особенности компании, степень автоматизации учетных процессов, финансовые обязательства компании, систему организации внутреннего контроля.

    Планирование проверки — это второй этап аудиторской проверки бухгалтерской отчетности. Это существенный и по времени, и по объему выполняемых работ этап проверки. Именно на данном этапе составляется график проверки, прописываются детально участки проверки, формируется группа специалистов, участвующих в проверке, проверяемые участки согласовываются с компанией. Подробно об этом этапе указано в п. 9 стандарта № 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. На основе плана формируется программа аудиторской проверки. В дальнейшем по мере необходимости уже в ходе самой проверки план и программа могут пересматриваться.

    Третий этап — это собственно проведение самой аудиторской проверки. На данном этапе происходят сбор, оценка и анализ фактов, касающихся деятельности компании. Аудит проводится на основе федеральных и международных стандартов. В процессе аудиторской проверки отчетности используются следующие процедуры:

    Ну и на четвертом заключительном этапе подводятся итоги аудиторской проверки бухгалтерской отчетности предприятия и составляется аудиторское заключение, в котором аудитор выражает свое профессиональное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности с расчетом уровня существенности.

    Проверка отчетности - это в первую очередь проверка достоверности и соответствия составленных форм отчетности аудируемого лица, приложений к ним и пояснительной записки, а также всех необходимых расчетов, деклараций, справок законодательным и нормативным документам.

    Основная цель аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит в подтверждении ее достоверности, а также в проверке ее соответствия по составу и формам действующему законодательству.

    Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

    Аудиторской проверке подлежит преимущественно внешняя отчетность. Кроме того, несмотря на то, что аудиторское заключение прикладывается (или подшивается) только к бухгалтерской отчетности, проверке в той или иной степени подлежат все виды внешней отчетности (налоговая, статистическая).

    Бухгалтерская отчетность предназначена для удовлетворения потребностей в информации широкого круга пользователей, поэтому основное внимание при аудиторской проверке уделяется именно ей. Также в обязательном порядке проверяется налоговая отчетность: выясняется, об исчислении и уплате каких налогов обязано отчитываться аудируемое лицо. Выясняется система применяемого в организации налогообложения (упрощенная система, налог на вмененный доход и пр.). В соответствии с достигнутым пониманием деятельности аудируемого лица должен быть сформирован перечень законодательных и нормативных документов, на соответствие которым будет проверена налоговая отчетность.

    При проверке годовой бухгалтерской отчетности аудитор проверяет также и промежуточную (квартальную, месячную) отчетность. Следует помнить, что состав и содержание промежуточной отчетности, как правило, отличаются от состав и содержания годовой отчетности в сторону упрощения.

    Проверка бухгалтерской отчетности может проводиться по следующим направлениям:

    • 1. Проверка техники составления отчетности (проверка правильности заполнения форм отчетности на основании главной книги и других регистров бухгалтерского учета, проверка взаимоувязки показателей отчетности между собой по всем формам отчетности).
    • 2. Проверка качества отчетной информации (бухгалтерская отчетность должна удовлетворять информационные потребности широкого круга пользователей).

    Аудитор, являясь независимым гарантом достоверности отчетности, помимо проверки техники ее формирования, должен проводить оценку качества информации:

    • - уместности (зависит от содержания и существенности информации);
    • - надежности (обеспечивается путем достижения объективности, полноты и нейтральности информации);
    • - сравнимости (обеспечивается информированием заинтересованных пользователей об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в учетной политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации).

    В результате аудита могут быть выявлены следующие ошибки:

    • - неполное заполнение реквизитов отчетности;
    • - нераскрыты в отчетности существенные показатели;
    • - показатели отчетности не подвержены результатам инвентаризации;
    • - существует несопоставимость данных отчетности с данными предыдущей отчетности;
    • - отсутствует взаимоувязка некоторых форм отчетности;
    • - недостаточное пояснения отчетности.

    Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей БФО аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности БФО аудируемого лица (п. 1 ст. 6. ФЗ № 307).

    По результатам проведенного аудита аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны выразить в аудиторском заключении мнение о достоверности БФО аудируемого лица, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.

    Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде.

    Таким образом, аудит бухгалтерской финансовой отчетности, является неотъемлемым элементом рыночной экономики, помогая экономически субъектам находить новые источники финансирования и предотвращать возможные ошибки при ведение бухгалтерского учета.

    Представленная здесь база данных финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий содержит данные 2,3 млн. российских организаций. Это – официальные данные Росстата РФ. Мы предприняли дополнительные меры, чтобы повысить качество этой отчетности, скорректировать мелкие опечатки, возникающие при формировании базы. Также есть возможность провести полный финансовый анализ предприятия по найденной бухгалтерской отчетности.

    Вся отчетность подготовлена по российским стандартам (РСБУ) и представлена начиная с 2012 года. Вот примеры бухгалтерской отчетности ведущих российских компаний: Газпром , Аэрофлот , Ростелеком .

    Если кроме финансовой отчетности организации вам нужны сведения о ней из ЕГРЮЛ, рекомендуем также воспользоваться бесплатной проверкой контрагентов .

    Для чего можно использовать бухгалтерскую отчетность

    Полученную из данной базы бухгалтерскую отчетность удобно использовать для следующих целей:

    • получение общих данных о наличии имущества и обязательств интересующей вас фирмы;
    • подробный финансовый анализ организации (в том числе путем автоматической загрузки данных в специальную программу для финансового анализа);
    • получение реальной отчетности интересующей организации за ряд лет для написания дипломных и курсовых работ студентами;
    • изучение потенциального работодателя и т.п.

    Чем отличаются эти данные от представленных в сервисах проверки контрагентов

    Вы можете также найти бухгалтерскую отчетность в различных сервисах проверки контрагентов, где использована та же база данных Росстата. Однако на нашем сайте отчетность проходит дополнительную проверку и обработку. Используя опыт и экспертные знания в области бухгалтерского учета и аудита, мы разработали алгоритм, снижающий проблему ошибок и опечаток в отчетности. Тем не менее, мы всегда рекомендуем сверять содержащуюся в базе данных отчетность с оригинальными документами, полученными непосредственно от организации, особенно при использовании ее в официальных целях.

    Подробнее о бухгалтерской отчетности

    • Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения

      О достоверности названной отчетности. При этом под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается... раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность; в иных случаях, установленных федеральными... для проведения независимой проверки своей бухгалтерской отчетности. Трудность состоит в том, ... контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности. Кроме того, в силу ч... сайте РФ в Интернет для публикации информации о размещении заказов на...

    • Публичное раскрытие показателей отчетности

      После составления бухгалтерской отчетности учреждениям необходимо подготовить публичное раскрытие... № 260н (далее – СГС «Представление отчетности»). После составления бухгалтерской отчетности учреждениям необходимо подготовить публичное... указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая... указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая...

    • Разъяснения по представлению бюджетной отчетности в 2018 году

      Отражения отдельных операций в отчетных бухгалтерских формах регулярно разъясняются Минфином... отражения отдельных операций в отчетных бухгалтерских формах регулярно разъясняются Минфином... и представлении годовой бюджетной отчетности, сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных... и представлении годовой бюджетной отчетности, сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и... посвящены годовым отчетным формам, которые к моменту публикации будут уже...

    • Штрафные санкции за непроведение обязательного аудита

      Публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью (ч... При этом несвоевременное представление (непредставление) бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней... дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения). В рассматриваемой... подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в...

    • Новшества в бухгалтерской (бюджетной) отчетности

      Вступают в силу, расскажем в публикации. Приказами Минфина РФ от 20 ... вступают в силу, расскажем в публикации. Изменения в общих положениях Введены... – перечень субъектов бухгалтерской (бюджетной) отчетности, отчетность которых подлежит включению в консолидированную бухгалтерскую (бюджетную) отчетность; субъект... периметра консолидации – субъекты бухгалтерской...

    • Обязанность автономных учреждений по размещение информации на bus.gov.ru

      Основное требование законодателя касается своевременности публикации этих документов. Но не так... основное требование законодателя касается своевременности публикации этих документов. Но не так... финансово-хозяйственной деятельности (ФХД); годовую бухгалтерскую отчетность; сведения о проведенных в отношении... правового акта, передающего полномочие по публикации документов, у подведомственных учреждений есть... – либо передав учреждениям полномочие на публикацию сведений посредством принятия отдельного акта...

    • К вопросу об использовании зарубежного опыта в реформировании российского аудита

      Ответственности всех сторон, обеспечивающих достоверность бухгалтерской отчетности; порядок выбора аудиторской организации и... стандартов и правил, исследования и публикации, непрерывное профессиональное обучение. Наибольшее же... , особенно небольшим, которые составляют бухгалтерскую отчетность для малого бизнеса. Обзорная проверка... лиц, причастных к составлению недостоверной бухгалтерской отчетности. Зарубежная практика регулирования и... [email protected] Полный список публикаций автора см. на сайте www ...

    • Малое предприятие подлежало аудиту, но не провела его: какое будет наказание?

      ФЗ). Обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью предусмотрена только для... случае представления пересмотренной бухгалтерской отчетности до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ... не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность, привлекает: налогоплательщиков-организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к... лиц организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к административной ответственности в...

    • Что показало обсуждение законопроекта о наделении Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности

      Части, делится своим мнением автор публикации, опираясь на свой 26 ... части, делится своим мнением автор публикации, опираясь на свой 26 ... требуют установления повышенных гарантий достоверности бухгалтерской отчетности проверяемых лиц. Можно ли как... (ТСЖ)), введение обязательного аудита бухгалтерской отчетности, очевидно, будет означать только... , так это не достоверность бухгалтерской отчетности, а затратную часть сметы... тех же ТСЖ вместо аудита бухгалтерской отчетности по стандартам, который никак...

    • Выбираем аудиторскую компанию

      Раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность; в иных случаях, установленных федеральными... нарушение требований к бухгалтерскому учету, в т.ч. к бухгалтерской отчетности. К должностным... в орган государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, необходимо... ограничений на обращение ценных бумаг. Публикация отчетности акционерного общества является обязательной процедурой...

    • Российский аудит сделал решительный шаг вперед

      ... – достоверность бухгалтерской отчетности или соблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете при подготовке отчетности? Бухгалтерская отчетность – это... маразма определение «бухгалтерская отчетность» специально для целей аудита. Понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность» дано в... освободить их от бухгалтерской отчетности вообще? Все пользователи финансовой отчетности равны перед законом... запрет на передачу отчетности третьим лицам или ее публикацию без аудиторского подтверждения...

    • Новые правила для главного бухгалтера коммерческой организации

      Имущества унитарного предприятия является утверждение бухгалтерской отчетности этого предприятия (пп. 9 п... документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, внесение исправлений... Е. С. Казакова « Порядок представления бухгалтерской отчетности упрощается ». А в Росстат ее... . А в период со дня публикации Федерального закона № 247-ФЗ (то... на внесение исправлений в утвержденную бухгалтерскую отчетность, содержащийся в ч. 9 ст...

    • Списание автомобиля вследствие его реализации

      В данной публикации мы ответим на вопросы читателей, ... имуществом (ОЦДИ) учреждения. В данной публикации мы ответим на вопросы читателей... определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом не... реализации отражается по балансовой стоимости бухгалтерской записью по дебету счетов... стоимостью реализуемого имущества по данным бухгалтерского учета. Если остаточная стоимость... Автомобиль продан физическому лицу. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи...

    • Лицевой счет дома

      Приведенных в регистрах бухучета, составляется бухгалтерская отчетность организации (ч. 1 ст. 13 ... домов, находящихся в управлении. Составить бухгалтерскую отчетность, содержащую достоверную и полную информацию... они положены в основу показателей бухгалтерской отчетности, а также работы по принудительному... информации, то есть сводятся к публикации отчета об исполнении договора управления... управлением каждым конкретным домом. Действующее бухгалтерское законодательство прямо не обязывает УК...

    • Учитываем изменения при составлении бухотчетности за полугодие

      Составлении бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности за... ф. 0503737), представленного на отчетную дату, и поступления денежных... ф. 0503737), представленного на отчетную дату, и показателя выбытия... РФ, производимого для целей бухгалтерского учета (курсовая разница). Положительная... права пользования нефинансовыми активами на отчетную дату. * * * Изменения, внесенные приказами... Об изменениях годовых отчетных форм читайте в очередных публикациях системы «Аюдар...

    Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности (АПБО) — это санкционированный независимый контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, представленных в отчетных регистрах бухгалтерии.

    Цели проверки:

    • подтверждение полноты и достоверности данных, отраженных в предоставленных отчетах;
    • контроль за соблюдением норм и правил действующего бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства;
    • удостоверение целесообразности движения денежных средств, исходя из функционального предназначения финансово-хозяйственной деятельности организации;
    • выявление резервных средств.

    Осуществлять аудит бухгалтерской отчетности организации и выдавать заключения имеют право только аудиторы, непосредственно представляющие аудиторские организации (п. 2 ст. 7 ФЗ-119 от 07.08.2001).

    АПБО нормируется положениями ФЗ № 307 от 24.12.2008, ПП РФ № 696 от 23.09.2002, НК РФ, ГК РФ, рекомендациями, приказами и постановлениями Минфина РФ, а также правилами аккредитованного профессионального объединения аудиторов.

    Виды и методы

    АПБО может быть двух видов:

    • обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности;
    • инициированный руководством предприятия (внеплановый).

    Обязательный проводится ежегодно не позднее 3-х месяцев после завершения отчетного года (периода). Заключение о состоянии БО предоставляется вместе с экземплярами проверенной бухотчетности в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой выдачи заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ФЗ № 402 от 06.12.2011).

    Как проводятся

    Первый этап — планирование и непосредственно организация АПБО. Проверяющий знакомится с деятельностью предприятия и на основании проведенных наблюдений разрабатывает программу предстоящей ПБО.

    Второй этап — сбор и обработка данных. Аудитор изучает уставную документацию и финансовые отчеты (прибыли и убытки, баланс, статотчетность), ищет отклонения и искажения информации. Проверяются кассовые книги, журналы-ордера, результаты инвентаризаций.

    На третьем этапе сведения анализируются и выводится заключение. Затем аудитор сообщает результаты контроля руководителю, подтверждая или опровергая полноту и достоверность отчетных данных.

    Кто проводит АПБО

    Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, в соответствии с ч. 2 ст. 5 307-ФЗ, ежегодно должны проводить следующие предприятия:

    • акционерные общества;
    • кредитные организации;
    • страховые компании;
    • НПФ или управляющее им учреждение;
    • профессиональные участники рынка ЦБ.

    Для всех остальных хозяйствующих субъектов, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе казенных, автономных и бюджетных, а также некоммерческих организаций, АПБО проводить не обязательно. Контрольные мероприятия проводятся только в том случае, если:

    • учреждение составляет консолидированную БО (за исключением государственных внебюджетных фондов);
    • объем выручки от продаж за период, предшествующий отчетному, свыше 400 млн рублей. Исключение — сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
    • итоговая сумма активов в балансе на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн руб. Исключения аналогичны предыдущему пункту;
    • эта обязанность закреплена другими федеральными законами;
    • учредитель или наблюдательный совет бюджетного (автономного) учреждения инициирует проверку.

    Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений является объектом пристального внимания как органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и органов власти, выполняющих функции учредителя данных учреждений. В статье рассмотрена методика проверки правильности составления форм бухгалтерской отчетности.

    Заполненные бюджетными и автономными учреждениями формы бухгалтерской отчетности подлежат проверке:

    • работниками органа исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проведения камеральной проверки, при принятии квартальных, годовых форм отчетности в сроки установленные учредителем;
    • в рамках проведения мероприятий внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля, а также ведомственного контроля проводимого учредителем.

    О методике правильности составления форм бухгалтерской отчетности мы поговорим в этой статье.

    Контрольные мероприятия, проводимые в отношении форм бухгалтерской отчетности схематично, можно отобразить так:

    Цель проверки бухгалтерской отчетности

    При проверке форм бухгалтерской отчетности проверяющие обычно ставят перед собой следующие цели:

    Подготовка к проведению внешней проверки

    Подготовка к проведению внешней проверки включает в себя:

    • сбор и изучение законодательных актов РФ, в соответствии с которой проверяемое учреждение выполняет свою финансово-хозяйственную деятельность и ведет совершаемых операций;
    • разработку программы внешней проверки;
    • подготовку рабочего плана внешней проверки, который должен содержать сроки проведения внешней проверки и ответственных исполнителей;
    • направление исполнителей для проведения проверки.

    Предмет проверки

    Проверка форм отчетности может проводиться в камеральной и (или) выездной формах. Камеральная проверка отчетных форм обычно осуществляется учредителем при принятии у подведомственного учреждения форм, составленных на отчетную дату, в сроки, установленные учредителем. Предметом камеральной проверки являются:

    • представление отчетности не позднее срока, установленного учредителем;
    • соблюдение учреждением при заполнении форм бухгалтерской отчетности требований Инструкции № 33н;
    • соблюдение контрольных соотношений в представленных отчетных формах.

    Относительно предмета проведения проверки форм бухгалтерской отчетности в ходе выездной проверки отметим следующее. Проверка бухгалтерской отчетности в ходе данной проверки обычно осуществляется в рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. При такой проверке контролерами запрашиваются:

    • годовые формы бухгалтерской отчетности;
    • главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные и иные документы;
    • план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
    • учреждения;
    • отчет о выполнении государственного (муниципального) задания;
    • отчет о суммах использованных целевых субсидий;
    • сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.

    Предметом проведения выездной проверки являются:

    • соблюдение учреждением правил хранения первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы;
    • выполнение главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
    • соответствие показателей бухгалтерского учета в учетных регистрах на начало года данным за предыдущий год;
    • своевременность составления первичных учетных документов и отражения их в бухгалтерском учете;
    • соответствие итогов остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов главной книге и показателям финансовой отчетности;
    • установление достоверности показателей, отраженных в отчетности;
    • выполнение контрольных соотношений между формами отчетности;
    • оформление представленных форм отчетности требованиям Инструкции № 33н;
    • оценка эффективности и результативности использования учреждением средств, выделенных ему в проверяемом периоде из бюджета.

    Методика проведения проверки бухгалтерской отчетности

    Единой методики осуществления проверки форм отчетности не существует. Ревизоры при наработке опыта в проведении проверок вырабатывают последовательность действий, которыми пользуются, выполняя свою работу. Ниже мы предложим свой вариант последовательности действий, которой можно воспользоваться при проведении проверки и при разработке программ проверок.

    I. Изучение устава учреждения и учетной политики учреждения . Из устава контролер узнает свод правил, по которым проверяемое учреждение осуществляет свою деятельность, его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности. На основании учетной политики проверяющий делает вывод о способах организации и ведения бухгалтерского учета, используемых учреждением при отражении хозяйственных операций.

    II. Анализ показателей форм бухгалтерской отчетности . Ниже на схеме вашему вниманию представлены основные приемы финансового анализа, который могут проводить проверяющие.

    В ходе анализа показателей форм бухгалтерской отчетности проверяющий изучает результаты деятельности учреждения, сформированные по итогам отчетных периодов, по которым можно судить:

    • об имущественном положении учреждения;
    • о характере, осуществляемой деятельности;
    • о соотношении средств по их видам в составе активов;
    • о наличии дебиторской и кредиторской задолженности и ее изменении и т. д.

    III. Проверку достоверности показателей, отраженных в отчетных формах, представленных для проверки , которая включает в себя несколько этапов:

    1. Инвентаризация нефинансовых активов. По итогам проверки устанавливается фактическое количество нефинансовых активов, которое сравнивается с данными бухгалтерского учета, отраженными в отчетных формах (балансе (ф. 0503730), справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)). Также осуществляется проверка проведения учреждением обязательной инвентаризации, перед составлением годовых отчетных форм. Как показывают результаты проверки, не все учреждения перед составлением годовых отчетных форм проводят инвентаризацию нефинансовых активов и расчетов с бюджетом, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами и денежных средств, денежных документов. В результате соответствие учетных и фактических данных (наличие, состояние и оценка обязательств) подтверждено не было, достоверность данных бухгалтерского учета не обеспечена.

    2. Выявление соответствия плановых показателей, указанных в плане финансово-хозяйственной деятельности показателям, отраженным в отчетных формах (в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)). Напомним, что в силу норм п. 19 Требований в план финансово-хозяйственной деятельности можно вносить изменения неограниченное количество раз. Показатели плана должны отражать фактические данные по доходам и расходам учреждения, которые отражаются в отчете (ф. 0503737).

    3. Проверка подтверждения финансово-хозяйственных операций первичными документами, оформленными с соблюдением требований законодательства РФ и принятых к учету своевременно. Согласно нормам п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 7 Инструкции № 157н. Записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) вносятся по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа – как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов (п. 11 Инструкции № 157н). Ревизор, совершая проверку достоверности показателей отчетных форм, может выборочным методом проверить журналы операций с приложенными к ним первичными учетными документами на предмет:

    • соответствия первичных документов нормам законодательства РФ;
    • своевременности принятия первичных документов к бухгалтерскому учету;
    • правильности формирования журнала операций.

    4. Анализ соответствия бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (данные синтетического и аналитического учета должны быть увязаны как между собой, так и с документами, являющимися основанием для осуществления операций).

    5. Проверка соблюдения учреждением норм законодательных актов, которые могут повлиять на содержание отчетности (например, норм инструкций № 33н, 157н, 174н, Указаний № 65н).

    6. Проверка исполнения государственного (муниципального) задания, утвержденного учредителем, выявление причин неисполнения задания учредителя, своевременного возврата остатка сумм субсидий в бюджет в случае неисполнения учреждением государственного задания.

    Отметим, что Минфин в своем Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870 рекомендовал главным распорядителям средств федерального бюджета при определении остатков субсидии на выполнение государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), учитывать нормы действовавшего в 2015 году Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, основываясь на значениях нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема государственного задания по каждой государственной услуге (работе).

    При этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, вправе в установленном порядке в течение срока выполнения государственного задания при необходимости внести в него изменения, в том числе уточнив показатели, характеризующие объем государственных услуг (выполняемых работ).

    Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 № «О мерах по реализации Федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год» федеральные бюджетные и автономные учреждения до 01.07.2016 обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий на выполнение государственного задания, предоставленных им в 2015 году, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

    При этом названным постановлением не определен источник средств, за счет которого федеральными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания.

    По мнению Минфина, изложенному в Письме от 12.04.2016 № 02-01-09/20629, возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ на иные цели.

    Необходимо отметить, что согласно законодательству РФ, если государственное задание выполнено (в том числе если достигнуты показатели, установленные в государственном задании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых государственное задание считается выполненным), образовавшиеся в отчетном финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания могут использоваться учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденным в установленном порядке.

    7. Соответствие форм, представленных учреждением в составе отчетности, формам, установленным Инструкцией № 33н. Иногда в ходе проверки выявляется, что бухгалтеры заполняли и представили учредителю форму без учета внесенных в ее изменений, следовательно, не применявшуюся на момент составления отчетности.

    8. Наличие в формах отчетности всех необходимых подписей. Необходимость наличия подписей главного бухгалтера и руководителя учреждения установлена и п. 5 Инструкции № 33н. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии ее в структуре учреждения).

    9. Наличие всех форм отчетности, обязательных для включения в ее состав, и правильность их заполнения. Согласно нормам п. 10 Инструкции № 33н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в бухгалтерской отчетности за не представляется. При наличии числовых данных показатели отчетности должны быть заполнены. Например, в ходе проверки может быть выявлено отсутствие оборотов у учреждения в течение года по счету 0 104 00 000 «Амортизация основных средств» при наличии основных средств. Это говорит о неначислении амортизации в течение года, нарушении методологии учета и искажению показателей отчетности. Или, скажем, в форме 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» и в балансе (ф. 0503730) указывается отсутствие задолженности на конец отчетного периода. Однако по данным главных книг у учреждений имеются остатки по счетам 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000. Акты сверок с контрагентами для проверки не представлены. Иными словами, бухгалтерская отчетность дает недостоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а также о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

    Для облегчения работы по соответствию показателей, отраженных в отчетных формах и в главной книге, проверяющие могут разработать и применять в работе аналитические таблицы. Например, такую:

    Сравнительная таблица данных главной книги проверяемого учреждения и показателей,отраженных в отчетности (тыс. руб.)

    10. Проверка согласованности показателей форм отчетности (соблюдение контрольных соотношений). На сайте www.roskazna.ru регулярно размещаются (по мере внесения изменений в Инструкцию № 33н) контрольные соотношения показателей как внутри форм бухгалтерской отчетности, так и между формами бухгалтерской отчетности. Данные контрольные соотношения применяются и разработчиками программных продуктов, используемых для составления отчетных форм. Контролеры могут воспользоваться данными контрольными соотношениями и проверить их соблюдение в формах, представленных для проверки учреждением, в отношении которого ведется проверка.

    Оформление результатов проверки

    По итогам контрольных действий на объекте контрольного мероприятия оформляется акт, который обычно имеет следующую структуру:

    • основание для проведения контрольного мероприятия;
    • предмет контрольного мероприятия;
    • проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
    • перечень вопросов, которые проверены на данном объекте;
    • срок проведения контрольного мероприятия на объекте;
    • краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
    • результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана).

    К акту прилагаются перечень законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия, а также – при необходимости – таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.

    При выявлении на объекте контрольного мероприятия нарушений и недостатков они отражаются в акте, при этом указываются:

    • наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
    • виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам, видам средств (средства бюджетные и средства, полученные от осуществления приносящей доход деятельности), а также видам объектов государственной собственности и формам их использования;
    • причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
    • принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.

    При составлении акта должны соблюдаться:

    • объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте;
    • четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
    • логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
    • изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных работником, проводящим проверку.

    Акт по результатам контрольного мероприятия представляется для ознакомления и подписания руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу проверяемого учреждения. В случае несогласия ответственных должностных лиц объектов контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, им предлагается подписать акт с указанием на наличие замечаний.

    В завершение статьи заметим, что грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

    Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются, в частности:

    • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
    • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
    • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

    Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

    Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

    Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

    Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.