Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Страхование вкладов Порядок получения возмещения по вкладам
  • Значение ростовцев яков иванович в краткой биографической энциклопедии
  • Компот из вишни на зиму – только лучшие рецепты!
  • Как приготовить компот из яблок и вишни на зиму Компот из вишни и яблок рецепт
  • Гусь кусочками - рецепты приготовления
  • Варенье из кабачков Пятиминутка из кабачков с лимоном быстро
  • Формы отражения и их характеристика. Формы отражения объективного мира и их общая сравнительная характеристика

    Формы отражения и их характеристика. Формы отражения объективного мира и их общая сравнительная характеристика

    Вфилософии феномен человека характеризуется не только как существо социальное, но и как существо духовное , одухотворенное . Русский религиозный философ И.А.Ильин подчеркивал, что исследование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии. В противном случае, она окажется, по его словам, "мертвым и ненужным" грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как важнейших аспектах природы человека и его бытия в мире.

    Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его бытия в мире, и поэтому оно является одним из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове, как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание - это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека . В силу своей сложности и многогранности, оно является объектом изучения для комплекса наук – физиологии, психологии и педагогики, социологии и других. Сознание представляет собой специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного и философского исследования.

    В истории философской мысли явление сознания трактовалось по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма ("линия Платона "), сознание ("дух") - это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Дух первичен – так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм ("линия Демокрита ") и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно явилось вполне закономерным следствием эволюции, постоянного усложнения материального мира и совершенствования живой природы. В этом смысле сознание вторично - так утверждают сторонники "линии Демокрита" и науки.

    Впрочем, в истории философии существовали и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что якобы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие материалисты, Д.Бруно, Ф.И. Тютчев и др .). Некоторые мыслители полагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем изначально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности, Р.Декарт в своем учении о "врожденных идеях" разума .

    Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 г . В.И.Ленин высказал мысль о том, что "...в фундаменте самого здания материи можно предполагать существование способности, сходной с ощущением", и поэтому "логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Так где же та объективная предпосылка, на основе которой возникло и разви­лось сознание, это уникальное и сложнейшее явление мира?


    Для решения вопроса о сущности сознания ("Что это такое ?"), естественнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения . Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (одухотворенной). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение - это универсальное (всеобщее) свойство материи, и состоит оно в следующем .

    Отражение представляет собой свойство материальных предме­тов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать ) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содер­жание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии ). Отражение - это воспроизведение в себе других предметов . Оно про­является только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влия­ния друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции мате­риального мира сформировался целый спектр форм отражения, ко­торые различаются по своему носителю, степени сложности и специ­фическим особенностям, выполняемым функциям.

    Отражение существует в неживой природе . Здесь оно носит пас­сивный характер и проявляется в виде изменений механических, фи­зических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело ак­тивный, а со временем - избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже из­менять среду своего обитания. Расположим формы отражения в по­рядке их усложнения и дадим им краткую характеристику.

    Элементарное (механическое , физическое и химическое ) отраже­ние существует в неорганическом мире. Это, например, следы живот­ных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, измене­ние цвета листьев в связи с наступлением осени и т.п.

    Раздражимость , как форма отражения, возникла вместе с появ­лением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточ­ных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свой­ственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрическо­го разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая актив­ность , внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствитель­ность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему мож­но сказать, что раздражимость - это подход и переход к психике как качественно иной форме отражения материального мира.

    Психическое отражение (психика ) сформировалось вместе с появ­лением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свой­ства предметов, жизненно важные для существования животных-фор­му, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специаль­ных органов чувств, - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения - восприятие и представление . С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ пред­мета и долгое время сохранять этот образ в памяти.

    В рамках психического отражения возникает и так называемое опе­режающее отражение - способность предвосхитить, предугадать бу­дущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его разви­тия. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события - на­ступление холода, приближение землетрясения. У человека это прояв­ляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, "вещих" (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то, что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.

    Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова , "первая сигнальная система ". Она является основой так называемого "элемен­тарного мышления " высших животных . Разумеется, слово "элементар­ный" в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) име­ется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма "продуманные" реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отме­чал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочной деятельности, как индукция и дедукция). Это мышление ("низший разум ") и есть генетическая (слово "генезис" означает происхождение чего-то) предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружаю­щая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир "духа". Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как "мыслящей вещи " (Р.Декарт ), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно - практически, т.е. преобразует его.

    Что касается значения отражения, то оно состоит прежде всего в том, что данное явление и процесс представляет собой способ, меха­низм для получения, сохранения и передачи информации, а также энер­гии, от одних предметов к другим. Тем самым, отражение на уровне живого мира является важным условием приспособления к изменяю­щейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и инфор­мации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти окружающего мира и обретение свободы действий в нем.

    Прежде всего сознание выступает как образ окружающего нас мира. Сознание отражает окружающий нас мир, отражает материю. Поэтому его можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание вторично по отношению к материи в некоторых отношениях.

    Прежде всего по времени своего существования. Материя существует вечно. Сознание же появляется только с появлением человека, с появлением общества.

    Новый тип отражения появляется с возникновением жизни на Земле. Одним из важных свойств живых существ является их способность реагировать на изменения во внешней среде таким образом, чтобы сохранить самих себя. При этом те или другие физические агенты, действующие на организм, приобретают характер сигналов, значение которых задается самим организмом, потребностями его жизни, необходимыми условиями его существования. Так, например, изменение освещенности и изменение атмосферного давления служат сигналом для насекомых и заставляют их искать укрытия в норках в связи с приближением дождя. По мере развития живых организмов вырабатывалась способность тонкого анализа физических агентов и формировались органы чувств. Так сформировались глаза, уши, вкусовые органы, органы, фиксирующие запахи. По мере усложнения самих организмов развивались и анализаторы, фиксирующие изменения во внутренней среде самого организма и отвечающие соответствующими реакциями, например, падением или повышением давления в кровеносной системе, повышением или понижением температуры тела.

    Для анализа и координации сигналов у высших организмов сформировалась нервная система. У высших животных способность к отражению, к анализу сигналов и формированию чувственных образов достигает столь высокого уровня, а поведение становится столь сложным и целесообразным, что исследователи стали говорить о психическом отражении у высших животных. Главные особенности такого отражения – это способность оперировать чувственными представлениями, благодаря чему развивается так называемое опережающее отражение.

    Человек становится человеком, только общаясь с людьми. Человек приобретает сознание только в контакте с другими людьми, с носителями сознания, с носителями языка, с носителями культуры данного конкретного общества. Мозг человека – удивительное создание природы. У него огромные потенциальные возможности, он может воспринять весь мир, он может научиться всему, чему его научат, но в нем от природы, генетически не заложено ничего (или почти ничего), он все должен взять извне, из общества, от другого человека. Сознание отдельного индивида – это не только продукт его собственного развития, но в значительно большей мере продукт развития той культуры, среды, в которой растет, развивается и становится взрослым тот или иной конкретный человек. На вопросы, как протекает развитие сознания, каковы его фазы или ступени, по-разному отвечали философы и психологи. Мы же в качестве одного из вариантов рассмотрим теорию, созданную в первой половине 20 столетия швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896-1980).

    Сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любые другие формы реальности. Однако главные вопросы, на которые нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания.

    Сознание – это одна из тех особенностей человека, которые определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус. Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру: это познание (одной из форм существования сознания является знание), это практика, представляющая собою целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека, это ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, определяемое системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Бытие сознания – это важнейшая сторона бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его самоотраженную часть (рефлексию), но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

    Так что сознание, с одной стороны, создает возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно же допускает уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии. Многоликость человека и общества, растущее многообразие форм жизнедеятельности исторически развивающегося человека порождает многообразие форм существования сознания.

    Согласно концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи – головного мозга человека. Из известных современной науке материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной субстратной организацией. Около 11 млрд. нервных клеток образуют весьма сложное системное целое, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохимические, биоэлектрические и другие материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы венчает биологическую эволюцию, замыкая на себя всю информационно-энергетическую систему целостного организма, контролируя и регулируя его жизнедеятельность. Как результат исторической эволюции живого мозг выступает генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром. Но как и почему материя, состоящая из тех же атомов и элементарных частиц, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? Логично предположить, что в фундаменте самого знания материи существует способность, сходная с ощущением, но не тождественная ей, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отражения». Такое предположение было сделано Д. Дидро еще в XVIII веке.

    Материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения, которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Усложнение форм отражения связано с развивающейся способностью материальных систем к самоорганизации и саморазвитию. Эволюция форм отражения выступила в качестве предыстории сознания, как связующее звено между материей косной и материей мыслящей. Наиболее близко к идее отражения в истории философии подходили сторонники гилозоизма, но они наделяли всю материю способностью ощущать и мыслить, тогда как эти формы отражения характерны лишь для определенных ее видов, для живой и социально организованной форм бытия.

    Под отражением понимается процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия.

    Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения. Этимологически понятие информация означает ознакомление, разъяснение, сообщение, однако в философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации сложились три позиции: атрибутивная, коммуникативная и функциональная. С точки зрения атрибутивной концепции информации как отраженного разнообразия предметов по отношению друг к другу, информация носит всеобщий характер, выступает содержанием отражательного процесса как в живой, так и в неживой природе. В ней информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, сопровождающая все протекающие в мире процессы. Коммуникативная концепция информации как передачи сведений, сообщений от одних людей другим была наиболее популярной в связи с обыденно-практическим смыслом термина и сохранялась до середины 20-х годов нашего столетия. В связи с ростом объема передаваемой информации появилась потребность ее количественного измерения. В 1948 году К. Шеннон разработал математическую теорию информации. Под информацией стали понимать те передаваемые людьми друг другу сообщения, которые уменьшают неопределенность у получателя. С появлением кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах оформилась функциональная концепция информации как содержание отражения в саморазвивающихся и самоуправляемых системах. В контексте функционального подхода к природе информации принципиально по-новому ставится и решается проблема информационной природы человеческого сознания.

    Эта возрастающая интенсивность и богатство информационных связей формирует у живого способность к более интенсивному росту и расширенному самовоспроизводству свойств, формированию новых признаков, их кодированию и передаче по наследству. Тем самым усложнение форм отражения выражает не только факт развития и усложнения материи, но и факт ускорения этого развития. Возрастание интенсивности информационных связей с развитием форм отражения приносит новые качественные признаки в пространственно-временные формы бытия материи. Расширяются пространственные параметры бытия материи, ускоряется ее развитие. Наиболее простой уровень отражения, присущий живой материи, проявляется в форме раздражимости. Раздражимость представляет собой способность организма к простейшим ответным реакциям на воздействие среды. Это уже избирательное реагирование живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат реакции с потребностями организма. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение. Постепенно появляется раздражимость не только по отношению к биологически важным раздражителям, но и к другим значимым для организма явлениям, сигналам, несущим более опосредованную информацию о среде. Раздражимость уже вполне заметна у многих растений и простейших организмов. Эта достаточно информационно насыщенная форма отражения обуславливает дальнейшее развитие и усложнение организмов, их ускоряющуюся эволюцию. В ходе эволюции возникают востребованные обогащающимся отражением органы чувств. В соответствии с выполняемыми этими органами чувств функциями идет параллельно и процесс формирования специфической материальной ткани (материального субстрата) – нервной системы, концентрирующей в себе функции отражения.

    С возникновением этого специализированного материального инструмента отражения становятся еще более сложными и гибкими связи организма с внешней средой. Возникновение совокупности рецепторов существенно обогащает информационное содержание отражения окружающего мира. Этот уровень развития отражения определяют, как чувственное отражение. Ему присуща способность отражать отдельные свойства внешней среды. Возникновение ощущений связано с появлением элементарных форм психики, что дает новый толчок эволюции живого.

    Уже на уровне относительно простых организмов нервная система существенно расширяет возможности отражения, позволяет фиксировать разнообразие среды в индивидуальной «памяти» организма и использовать это в достаточно сложных приспособительных реакциях на изменения среды. С возникновением особого центра нервной системы – мозга, информационный объем отражения выходит на новый качественный уровень. Уже у позвоночных возникает восприятие – способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих внешних раздражителей, создавать целостный образ ситуации. Появляется индивидуальное поведение, основанное на индивидуальном опыте, на условных рефлексах, в отличие от интуитивного поведения, основанного на безусловных рефлексах. Формируется сложная психическая форма отражения, доступная высокоорганизованным млекопитающим. Психическая форма отражения характеризуется не только значительно большим богатством отражения явлений, но и более активным «присутствием» в процессе отражения отражающего.

    Следует заметить, что усложнение свойств психического отражения непосредственно связано с развитием мозга, его объема и структуры. На этом уровне развития расширяются ресурсы памяти, способность мозга запечатлевать конкретные образы вещей и присущие им связи, воспроизводить эти образы в различных формах ассоциативного мышления. На основе ассоциативности мышления животные (высшие обезьяны, дельфины, собаки) демонстрируют прекрасные способности к опережающему отражению, когда они свои поступки и действия конструируют сначала в идеальной модели, предвосхищающей логику событий. Им присущи и более богатые содержательные каналы информационных связей, более сложные звуковые и двигательные средства сигнализации, выступающие первичными формами замещения самих объектов.

    2. Характеристики отражения

    3. Уровни психического отражения

    1. Понятие психическое отражение . Категория отражения является фундаментальным философским понятием, под ней понимается всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Это такая форма взаимодействия феноменов, при которой один из них – отражаемый , – сохраняя свою качественную определенность, создает во втором – отражающем специфический продукт: отраженное
    Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах отражение выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. (По книге ЛЕОНТЬЕВА« Деятельность. Сознание. Личность" )

    В неживой природе взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение , которое выступает в виде простой механической деформации.

    Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость - отражение воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Будучи допсихической формой отражения, она выступает в качестве регулятора приспособительного поведения.

    Дальнейший этап в развитии отражения связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства – чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся начальной формой психики.

    Формирование органов чувств и взаимная координация их действий привели к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств – способности к восприятию окружающей действительности в определенной целостности, в форме субъективного образа этой действительности.

    Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы отражения в виде сознания и самосознания. Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть социальный по своей природе творческий процесс. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческую активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия.

    2. Характеристики отражения . Особенности процесса Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями: – Активность. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.

    - Субъективность. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

    - Объективность . В то же время психическое отражение дает возможность строить "внутреннюю картину мира", адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического - его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

    - Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Неповторимость Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.

    - Опережающий характер . Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

    Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.

    3. Уровни психического отражения. Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Б. Ф. Ломов выделял уровни психического отражения:

    1. Сенсорно-перцептивный - это базовый уровень построения психических образов, в процессе развития возникающий в первую очередь, однако не теряющий актуальности в последующей деятельности. Субъект, основываясь на информации, поступающей благодаря стимуляции органов чувств реальными объектами, выстраивает собственную тактику поведения. Проще говоря, стимул вызывает реакцию: событие, происходящее в реальном времени, влияет на последующее действие субъекта, обуславливает его.

    2. Уровень представлений. Образ может возникнуть без непосредственного влияния объекта на органы чувств субъекта, т.е это воображение, память, образное мышление. За счет многократного появления объекта в зоне восприятия субъекта, некоторые наиболее важные особенности первого запоминаются, отсеиваются от второстепенных, отчего возникает образ, независимый от непосредственного наличия раздражителя. Основная функция этого уровня психического отражения: планирование, контроль и коррекция действий во внутреннем плане, составления эталонов.

    3. Вербально логическое мышление или речемыслительный уровень. Операции этого уровня еще менее связаны с событийным рядом актуального времени. Индивид оперирует логическими понятиями и приемами, сложившимися в ходе культурно-исторического развития человечества. Абстрагируясь от собственного непосредственного опыта, от воображения и памяти о событиях, имевших место в его жизни, он ориентируется и строит деятельность, опираясь на опыт человечества в целом. Тех понятий, определений и умозаключений, что были произведены не им. Это предоставляет возможность планировать и регулировать события различной направленности и временной удаленности, вплоть до планирования жизненного пути личности. Несмотря на значительную разницу между третьим и первым, начальным уровнем: процессы чувственной и рациональной регуляции деятельности непрестанно перетекают из одного в другой, формируя психическое отражение в многообразии его уровней и образов.

    Чем сложнее форма материи, тем сложнее отражение.

    А) Отражение на уровне физической формы материи.

    Пр: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде.

    Характеристики отражения: носит материальный характер (гистерезисный характер, результативный).

    Физические объекты не обладают индивидуальностью, при отражении не передается индивидуальность.

    Б) Отражение на уровне химической формы материи.

    Проявляется индивидуальность взаимодействующих объектов.

    Комплиментарность (передача биологического кода) соединяются в строго определенном порядке.

    В) Отражение на уровне биологической формы материи.

    Появляется оценка воздействия позитивное, негативное.

    Раздражимость (реакция на горячее, цветы поворачивают листья к солнцу)

    Чувственность (ощущение, восприятие и представление).

    Г) Отражение на уровне социальной формы материи.

    Человек – самый сложный субстрат.

    Сознание – высшая форма отражения, эта форма идеальна, универсальна, то есть может отразить любые предметы и явления.

    Сознание как высшая форма отражения.

    Сознание – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в идеальном отражении действительности.

    С. носит отраженный характер – является высшей формой отражения действительности.

    Сознание имеет относительный характер, т.к. сознание – отражение предмета, следовательно, у них есть общее содержание.

    Отражение сознанием окружающего мира носит творческий характер, (зависит от потребностей) именно на это сознание направляет свое внимание. Т.о. отражение носит избирательный характер (Смотрит на мир глазами, а видит мозгами.).

    От опыта и знания зависит то, как человек отражает среду. Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы?

    Свойство опережающего отражения, то есть возможность продумывать, предвидеть будущее.

    Продукт сознания – идеальные образы.

    Противопоставление сознания и материи

    В онтологическом аспекте:

    ……………..

    В гносеологическом аспекте:

    Абсолютный образ предмета идеален и вторичен по отношению к материи.

    Сознание отражает все свойства и признаки предмета, которые значимы для человека.

    Проблема сознания в истории философии.

    Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных, каждая из которых исследует сознание с точки зрения предмета своей науки. Так, представителей медико-биологических наук в первую очередь интересует мозг как орган сознания: его строение, специфика функционирования. Однако особенности мыслительной деятельности человека могут быть приняты на основе наиболее общих, универсальных представлений о сознании. Такое общее значение дает философия.

    На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания, старалась ответить на вопросы о содержании и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека. Эти вопросы были неразрывно связаны и с проблемой существования мира, и проблемами познания человеком самого себя. Поэтому вопросы сознания справедливо относят к основной проблеме философии.

    Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит Сократу, другая связана с именем его ученика - Платона. С точки зрения Сократа сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа "Я знаю, что ничего не знаю".

    Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела "там". Таким образом уже античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его достоянием, или же сознание человека является частью мирового разума.

    Нa протяжении всего Средневековья в Европе была распространена именно эта вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догмата­ми христианства. Христианство считало, что сознание представляет собой Бога, то надмировое начало, которое существует до всего и затем творит весь мир и самого человека. С точки зрения Блаженного Августина все знания о мире заложены в душе. Однако главное в жизни человека - его единение с Богом, чистая вера, которая, по его мнению, выше любого знания.

    На протяжении столетий в христианстве существовало представление о том, что бессмертная душа века обременена не только оболочкой, которую называли "сосудом мерзости и греха", но и разумом, подарком дьявола, который в своей гордыне пытался противостоять бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога. Именно поэтому на протяжении многих столетий все попытки "умствования" оценивались церковниками резко отрицательно, а авторы таких "умствований" приговаривались к церковным покаяниям и другим, более устрашающим наказаниям.

    Эпоха Возрождения возродила интерес к человеку и к его сознанию, а философия Нового времени в лице Р. Декарта, Ф. Бэкона, Д. Локка поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания.

    Декарт - яркий представитель рационализма, обращает внимание на потенциальные возможности человека, подчеркивая, что главным в сознании является внутренний анализ собственного "Я", именно самосознание Человека. По мнению Декарта, душа человека только мыслит и это составляет основу всей жизни. "Мыслю, следовательно существую", - так определяет Декарт главный смысл своей философии.

    Философия Декарта дает основание для рационалистической традиции рассмотрения сознания, той традиции, которая продуктивно разрабатывается философами до настоящего времени.

    Однако, не меньшее значение в анализе проблем сознания играет и точка зрения сенсуализма (от фр. "сенсус" - чувства), подчеркивающая первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей. Эти позиции обосновывались в трудах Дж. Локка, одного и наиболее ярких представителей сенсуализма и эмпи­рической тенденции в познании. Дж. Локк считал, что в "интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах", что знания, эмпирические данные имеют характер всеобщности, и они являются источником всех идей, а возможность общего знания достигается с помощью языка. Локк стоял на той точке зрения, что познание неразрывно связано с практической жизнью человека, а следовательно познавательные задачи, стоящие перед человеком всегда соответствуют способностям личности.

    Третьей традицией исследования сознания в философии можно считать мистическую, и иррационалистическую точки зрения.

    Первая из них (мистическая) связана с верой в сверхъестественные силы, воздействующие на челове­ка и его сознание. Она берет свое начало еще в глубокой древности. Мистическая концепция сознания имеет множество различий в восточной и западной философских традициях. Однако их объединяет и нечто общее, а именно убежденность том, что познание мира человеком всегда есть озарение, экстаз, откровение и оно всегда предполагает общение человека с Богом (или другими сверхъестественными силами), поскольку именно Бог является духовной первоосновой мира.

    Иррационалистическая (от лат. - неразумный) концепция сознания и познания оформившаяся к концу XIX века, предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически не определенные сто­роны сознания, помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе.

    Точка зрения иррационализма на сознание в даль­нейшем получила свое развитие в философии экзи­стенциализма. Экзистенциализм считает ложным рациональное познание и вместо него предлагает по­знание мира с помощью непосредственного, интуи­тивного проникновения в реальность бытия человека. Именно постижение своего бытия дает возможность человеку преодолеть недостатки старого философст­вования, его излишней рационалистичности и непо­нимания того, что каждый человек - конкретная, неповторимая личность, чье существование (экзи­стенция) невозможно понять ни средствами теорети­ческого, ни практического осмысления жизни. Такое отношение к своему существованию, по мнению фи­лософов - экзистенциалистов, позволяет глубже по­нять каждому Человеку смысл свободы выбора им своего существования и проникнуться ответственно­стью за свой выбор перед самим собой и перед ли­цом всей истории.

    Большая и плодотворная работа в анализе созна­ния и познания, проведенная немецкой классической философией XVIII-XIX вв., показывает, что созна­ние имеет сложную структуру, активно по своей природе, является одновременно достоянием всего рода человеческого, хотя его носителем всегда явля­ется индивид, личность.

    Важным для понимания проблем сознания и осо­бенно познания были работы И. Канта, в которых исследовались особенности познания мира челове­ком, давалась критика познавательных способностей человека как субъекта познания (его чистого разума, практического разума, способностей к суждению, умозаключению). С точки зрения Канта три основ­ные способности познания - чувственность, рассу­док и разум не могут дать истину человеку, потому что взаимодействие человека с миром вещей, окру­жающих его, позволяет понять только явление (фе­номен), а не сами вещи. "Вещи в себе", как называл их Кант, существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. В процессе познания человек выявляет их особенности с помощью созерцания, доопытных (априорных) категорий рассудка или при помощи построения системы суждений, основанных на разуме человека. Однако, ни каждое в отдельности из используемых человеком средств познания, ни все они, взятые вместе, не в состоянии выйти за пределы опыта или мира и получаемая познающим объектом картина соответствует законам человече­ского опыта и его логики, в то время как сущность "вещей в себе" находится за пределами собственно человеческого существования, она "по ту сторону" рассудка и разума, она трансцендентальна. Этот важ­ный вывод философии Канта дает целостное пред­ставление о философских традициях агностицизма, того философского учения, согласно которому не­возможно положительно решить вопрос об истинно­сти познания мира человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия.

    В развитие идей И. Канта Г. Гегель обосновал историзм сознания, его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также всесторонне рассмотрел диалектику индивидуально­го и общественного сознания,

    На протяжении многих веков развивалась и мате­риалистическая традиция анализа сознания и познания. Чаще всего она была связана с естественными науками и содержала в своем объяснении сознания и познания как все достижения, так и все заблуждения науки своего времени. Вместе с тем материалистические традиции философского анализа сознания позволили сделать целый ряд принципиально важ­ных выводов, которые лежат в основе современных естественных гуманитарных и социальных наук.

    Отражение – всеобщее свойство материи, ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов.

    Отражение определяется следующими признаками:

    1. оно предполагает взаимодействие объектов;

    2. зависти от уровня организации и структуры взаимодействующих объектов;

    3. зависит от условий, в которых происходит взаимодействие объектов;

    4. отражение адекватно структуре отражаемого объекта;

    5. отражение информативно, т.е. несет информацию об отражаемом объекте;

    6. на биологическом уровне отражение приобретает свойство предвидения, прогнозирования.

    Историческое развитие форм отражение неотделимо от общей эволюции материального мира. Чем выше уровень организации материальной системы, тем выше развита способность отражения. В неорганической природе отражение проявляется в механических изменениях (*след на земле, нагревание камня под воздействием солнечных лучей и проч.), физических (физические реакции), химических (химические реакции).

    В результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения – биологическая . Элементарными формами биологического отражения являются раздражимость , т.е. активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды (*реакция растений на смену дня и ночи, времена года), и чувствительность , т.е. способность отражать свойства предметов в виде ощущения. С появлением высокоорганизованных животных возникает психическое отражение (психика – система активной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего мира). Благодаря психике животное может воспринимать более сложные отношения между предметами мира, у них формируется элементарное мышление (например, обезьяна может достать плод, пользуясь палкой, и т.д.). Именно психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания.

    38. Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание.

    В медико-биологическом смысле сознание рассматривается как функция специального органа – головного мозга. Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими построить картину развития материи, возникновения жизни, появления человека и формирования человеческого сознания. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляются существа, обладающие мозгом. Человек как биологическое существо отличается наивысшей степенью организации мозга.

    В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может. Это подтверждается онтогенезом (процессом индивидуального развития человека): человек с раннего детства усваивает правила поведения, язык, культуру той социальной среды, в которой он живет; его сознание формируется в процессе трудовой деятельности, под влиянием существующих в данном обществе отношений, принципов, традиций.

    [Известны случаи, когда дети, воспитанные среди животных, оказывались затем существами, лишенными сознания. Обладая нормальным мозгом, они приобретали привычки и инстинкты животных: передвигались на четвереньках, ели без помощи рук, не умели говорить. Из этого следует, что сознание не только функция мозга, но и продукт общественного развития.]

    В происхождении сознания выделяют два вида условий :

    - природно-биологические (эволюция форм отражения, особые природно-географические условия, определенный уровень развития телесности, наличие высокоорганизованной материи – мозга),

    - социальные (жизнь обществом, коллективный труд, потребность в общении, формирование языка, речи).

    Наукой доказано, что мозг является органом психической деятельности и представляет собой сложно организованную систему отражения. Человеческий мозг – это сложная система, состоящая из нескольких (5) крупных подсистем, каждая из которых имеет свою организацию и особые функции. Например, кора больших полушарий головного мозга представляет собой серое вещество, состоящее из нескольких слоев нервных клеток (их насчитывается до 15 миллиардов). Полушария, в свою очередь, делятся на области, ответственные за выполнение двигательной, речевой, зрительной, слуховой и других функций.

    В подтверждение того, что сознание является функцией мозга, можно привести следующие доказательства:

    39. уровень сознания зависит от степени организации мозга (* сознание первобытного человека, ребенка);

    40. при повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность (*при повреждении лобной доли человек не может контролировать движения; *затылочных – нарушается ориентировка в пространстве, невозможно выполнение арифметических действий и т.д.).

    Значительное место в исследовании работы головного мозга принадлежит российской физиологии, особенно учениям И.М. Сеченова и И.П. Павлова , которые экспериментально обосновали единство физиологических и психических процессов, раскрыли сложный механизм духовной деятельности человека через изучение психики высших животных. Эти учения явились естественнонаучным основанием материалистического понимания проблемы сознания.

    Важное значение для понимания сущности сознания человека имеет учение Павлова о двух сигнальных системах.

    Отличие сознания от психики высших животных

    Сознание формируется вместе с формированием человека и общества. Наука дает нам представление о жизни человекообразных существ. Они были объединены в группы, совместно добывали пищу, осуществляли примитивное общение. В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиться приспособлением к природе - с помощью созданных им орудий он воздействовал на нее. В процессе трудовой деятельности человек преобразовывал не только окружающую его среду, но и свою собственную физическую и психическую природу. Под воздействием характера деятельности изменялись морфофизиологические особенности организма: развивалась рука – развивались большие полушария головного мозга, вырабатывалось прямохождение – развивался мозжечок и т.д. Развитие головного мозга влекло за собой развитие психики. С развитием труда человек начинает рассматривать окружающий его мир как предмет своей деятельности. Труд требовал прогнозирования результатов, постановки целей и определения средств их реализации. Труд объединял людей, создавал необходимость в общении. Это привело к совершенствованию средств общения, к формированию языка, членораздельной речи. Так в процессе трудовой деятельности и в общении человек создает идеальные образы, хранит их в памяти и передает их содержание через язык, речь, письменность.

    Таким образом, сознание – это общественно-историческое явление, оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе развития трудовой деятельности и общения.

    Человеческая деятельность неразрывно связана с активностью сознания. деятельность сознания направлена не только на отражение внешнего мира, но и на творческое преобразование действительности. Творческая деятельность сознания связана с потребностями , возникающими под влиянием взаимодействия человека с миром. Потребности, отражаясь в сознании человека, приобретают характер цели . Способность к целеполаганию присуща только человеку и является одной из основных особенностей сознания. Благодаря способности к анализу, памяти, воображению и другим мыслительным операциям человек создает идеальные образы, строит планы на будущее. Реальность, преобразованная в мыслях, может стать действительностью в результате практической деятельности. Таким образом, идеальное превращается в материальное, сознание через практику оказывает воздействие на породившую его действительность.

    [Творческая активность человека привела к созданию искусственного электронного мозга, способного выполнять многие сложные мыслительные операции. В результате этого возник вопрос: может ли искусственный мозг заменить или даже превзойти человека? Прежде всего, следует отметить, что мыслит не мозг человека, а человек с помощью мозга. Сознание не только функция мозга, оно имеет общественную природу, развивалось в процессе длительной эволюции, обусловлено многовековой культурой. Сознание активно и способно к творчеству. Оно включает в себя не только мыслительную деятельность, но также чувства, эмоции, волю, оценки. Возможности искусственного мозга ограничены: машина действует только по программе, заданной человеком, она не обладает чувствами, не способна предвидеть незапланированное изменение ситуации.]