Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Вкусные и доступные рецепты оладий из кукурузной муки
  • Вкусные оладьи из тыквы с сыром: способы приготовления Оладьи из тыквы с чесноком рецепт
  • Свиная рулька варено-запеченная - рецепт приготовления с фото Рулька отварная рецепт
  • Жареная корюшка Как приготовить корюшку на сковороде
  • Пошаговый рецепт крема для торта из сгущенки и масла
  • Секреты приготовления вкусных котлет из сельди Как готовить котлеты из селедки
  • Способы умножения чисел по системе. Проект по математике на тему "способы умножения натуральных чисел"

    Способы умножения чисел по системе. Проект по математике на тему

    опубликовано 20.04.2012
    Посвящается Елене Петровне Каринской ,
    моему школьному преподавателю математики и классному руководителю
    Алма-Ата, РОФМШ , 1984–1987 год

    «Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой» . Карл Генрих Маркс
    эти слова были начертаны над доской в нашем кабинете математики;-)
    Уроки информатики (лекционные материалы и практикумы)


    Что такое умножение?
    Это действие сложения.
    Но не слишком-то приятное,
    Потому что мно-го-крат-ное…
    Тим Собакин

    Попытаемся сделать это действие
    приятным и увлекательным;-)

    СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ БЕЗ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ (гимнастика для ума)

    Предлагаю читателям зелёных страничек два способа умножения, в которых не используется таблица умножения;-) Надеюсь, что этот материал придётся по душе преподавателям информатики, который они могут использовать при проведении факультативных занятий.

    Способ этот, был употребителен в обиходе русских крестьян и унаследован ими от глубокой древности. Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа, таблица умножения в этом деле без надобности:-)

    Деление пополам продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, при этом параллельно удваивают другое число. Последнее удвоенное число и даёт искомый результат (рисунок 1). Нетрудно понять, на чём этот способ основан: произведение не изменяется, если один множитель уменьшить вдвое, а другой вдвое же увеличить. Ясно поэтому, что в результате многократного повторения этой операции получается искомое произведение.


    Однако как поступить, если при этом приходится делить пополам нечётное число ? В этом случае от нечётного числа откидываем единицу и делим остаток пополам, при этом к последнему числу правого столбца нужно будет прибавить все те числа этого столбца, которые стоят против нечётных чисел левого столбца – сумма и будет искомым произведением (рисунки: 2, 3).
    Иными словами все строки с чётными левыми числами зачёркиваем; оставляем, а затем суммируем не зачёркнутые числа правого столбца.

    Для рисунка 2: 192 + 48 + 12 = 252
    Правильность приёма станет ясна, если принять во внимание, что:
    5 × 48 = (4 + 1) × 48 = 4 × 48 + 48
    21 × 12 = (20 + 1) × 12 = 20 × 12 + 12
    Ясно, что числа 48 , 12 , утрачиваемые при делении нечётного числа пополам, необходимо прибавить к результату последнего умножения, чтобы получить произведение.
    Русский способ умножения и элегантен и экстравагантен одновременно;-)

    § Логическая задачка о Змее Горыныче и прославленных русских богатырях на зелёной страничке «Кто из богатырей победил Змея Горыныча?»
    решение логических задач средствами алгебры логики
    Для тех, кто любит учиться! Для тех, кому в радость гимнастика для ума ;-)
    § Решение логических задач табличным способом

    Продолжаем разговор:-)

    Китайский??? Рисовательный способ умножения

    С этим способом умножения меня познакомил сын, предоставив в моё распоряжение несколько листочков из блокнота с готовыми решениями в виде замысловатых рисунков. Закипел процесс расшифровки алгоритма рисовательного способа умножения:-) Для наглядности решила прибегнуть к помощи цветных карандашей, и… лёд тронулся господа присяжные:-)
    Предлагаю Вашему вниманию три примера в цветных картинках (в правом верхнем углу проверочный столбик ).

    Пример №1 : 12 × 321 = 3852
    Рисуем первое число сверху вниз, слева на право: одна зелёненькая палочка (1 ); две оранжевых палочки (2 ). 12 нарисовали:-)
    Рисуем второе число снизу вверх, слева на право: три голубеньких палочки (3 ); две красненькие (2 ); одну сиреневенькую (1 ). 321 нарисовали:-)

    Теперь простым карандашиком по рисунку прогуляемся, точечки пересечения чисел-палочек на части разделим и приступим к подсчёту точечек. Двигаемся справа налево (по часовой стрелке): 2 , 5 , 8 , 3 . Число-результат будем «собирать» слева направо (против часовой стрелки) и… вуаля, получили 3852 :-)


    Пример №2 : 24 × 34 = 816
    В этом примере есть нюансы;-) При подсчёте точечек в первой части получилось 16 . Единичку отправляем-прибавляем к точечкам второй части (20 + 1 )…


    Пример №3 : 215 × 741 = 159315
    Без комментариев:-)


    На первых порах показался мне несколько вычурным, но при этом интригующим и удивительно гармоничным. На пятом примере поймала себя на мысли, что умножение идёт в лёт:-) и работает в режиме автопилота : рисуем, точечки считаем, про таблицу умножения не вспоминаем, вроде как мы её вообще не знаем:-)))

    Если честно, то осуществляя проверку рисовательного способа умножения и обратившись к умножению столбиком, и не раз, и не два к своему стыду отметила некоторые притормаживания, свидетельствовавшие о том, что таблица умножения у меня проржавела в некоторых местах:-(и забывать её таки не стоит. При работе с более «серьёзными» числами рисовательный способ умножения стал чересчур громоздким, а умножение столбиком пошло в радость.

    Таблица умножения (эскиз тыльной стороны блокнота)


    P.S. : Слава и хвала родному советскому столбику!
    В плане построения способ непритязательный и компактный, очень даже скоростной, память тренирует – таблицу умножения забывать не дозволяет:-) И посему, настоятельно рекомендую и себе и Вам по возможности забывать про калькуляторы в телефонах и на компьютерах;-) и периодически баловать себя умножением столбиком. А то не ровен час и сюжет из фильма «Восстание машин» развернётся не на экране кинотеатра, а на нашей с Вами кухне или лужайке рядом с домом…
    Три раза через левое плечо…, стучим по дереву… :-))) …и главное не забываем про гимнастику для ума!

    Для любознательных : Умножение обозначается знаком [ × ] или [ · ]
    Знак [ × ] ввёл английский математик Уильям Оутред в 1631 году.
    Знак [ · ] ввёл немецкий учёный Готфрид Вильгельм Лейбниц в 1698 году.
    В буквенном обозначении эти знаки упускаются и вместо a × b или a · b пишут ab .

    В копилочку веб-мастера : Некоторые математические символы на HTML

    ° ° или ° градус
    ± ± или ± плюс-минус
    ¼ ¼ или ¼ дробь – одна четверть
    ½ ½ или ½ дробь – одна вторая
    ¾ ¾ или ¾ дробь – три четверти
    × × или × знак умножения
    ÷ ÷ или ÷ знак деления
    ƒ ƒ или ƒ знак функции
    ′ или ′ одиночный штрих – минуты и футы
    ″ или ″ двойной штрих – секунды и дюймы
    ≈ или ≈ знак примерного равенства
    ≠ или ≠ знак не равно
    ≡ или ≡ тождественно
    > > или > больше
    < < или меньше
    ≥ или ≥ больше или равно
    ≤ или ≤ меньше или равно
    ∑ или ∑ знак суммирования
    √ или √ квадратный корень (радикал)
    ∞ или ∞ бесконечность
    Ø Ø или Ø диаметр
    ∠ или ∠ угол
    ⊥ или ⊥ перпендикулярно

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы

    Муниципального района Аургазинский район РБ

    Научно-исследовательская работа

    «НЕОБЫЧНЫЕ СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ»

    Васильев Николай

    Руководитель -

    2013-2014 уч. г.

    1. Введение……………………………………………………………......

    2. Необычные способы умножения………………………………………...

    1) Немного истории………..………..…………………………………..

    2) Умножение на 9 ……………………………………………..............

    3) Умножение на пальцах ………………………………………………

    4) Таблица Пифагора ……………………………………………………

    5) Таблица Оконешникова ……………………………………………….

    6) Крестьянский способ умножения……………………….………....

    7) Умножение способом «Маленький замок» ………….……………….

    8) Умножение способом «Ревность» …………………………………….

    9) Китайский способ умножения …………………………………………

    10) Японский способ умножения …………………………………………

    3. Заключение…………………………..…………………………………...

    4. Список литературы……………………………………………………….

    Введение

    Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики, нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножаем, делим, складываем и вычитаем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе.

    Однажды мне случайно попалась страница в Интернете с необычным способом умножения, которым пользуются дети в Китае (как там написано). Я прочитал, изучил и мне понравился этот способ. Оказалось, что можно умножать не только так как предлагают нам в учебниках математики. Мне стало интересно, а есть ли еще какие-нибудь способы вычислений. Ведь способность быстро производить вычисления вызывает откровенное удивление.

    Постоянное применение современной вычислительной техники приводит к тому, что учащиеся затрудняются производить какие-либо расчеты, не имея в своем распоряжении таблиц или счетной машины. Знание упрощенных приемов вычислений дает возможность не только быстро производить простые расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результате механизированных вычислений. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память, повышает уровень математической культуры мышления, помогает полноценно усваивать предметы физико-математического цикла.

    Цель работы:

    Показать необычные способы умножения.

    Задачи:

    Ø Найти как можно больше необычных способов вычислений.

    Ø Научиться их применять.

    Ø Выбрать для себя самые интересные или более легкие, чем те которые предлагаются в школе, и использовать их при счете.

    Мне стало интересно, знают ли современные школьники, мои одноклассники и другие, иные способы выполнения арифметических действий, кроме умножения столбиком и деления «уголком» и хотели бы узнать новые способы? Я провел устный опрос. Было опрошено 20 учащихся 5-7 классов. Этот опрос показал, что современные школьники не знают других способов выполнения действий, так как редко обращаются к материалу, находящемуся за пределами школьной программы.

    Результаты анкетирования:

    https://pandia.ru/text/80/266/images/image002_6.png" align="left" width="267" height="178 src=">

    2) а) Умеете ли вы умножать, складывать,

    https://pandia.ru/text/80/266/images/image004_2.png" align="left" width="264 height=176" height="176">

    3) а хотели бы узнать?

    Необычные способы умножения.

    Немного истории

    Те способы вычислений, которыми мы пользуемся сейчас, не всегда были так просты и удобны. В старину пользовались более громоздкими и медленными приемами. И если бы школьник 21 века мог перенестись на пять веков назад, он поразил бы наших предков быстротой и безошибочностью своих вычислений. Молва о нем облетела бы окрестные школы и монастыри, затмив славу искуснейших счетчиков той эпохи, и со всех сторон приезжали бы учиться у нового великого мастера.

    Особенно трудны в старину были действия умножения и деления. Тогда не существовало одного выработанного практикой приема для каждого действия. Напротив, в ходу была одновременно чуть не дюжина различных способов умножения и деления - приемы один другого запутаннее, запомнить которые не в силах был человек средних способностей. Каждый учитель счетного дела держался своего излюбленного приема, каждый «магистр деления» (были такие специалисты) восхвалял собственный способ выполнения этого действия.

    В книге В. Беллюстина «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» изложено 27 способов умножения, причем автор замечает: «весьма возможно, что есть и еще способы, скрытые в тайниках книгохранилищ, разбросанные в многочисленных, главным образом, рукописных сборниках».

    И все эти приемы умножения - «шахматный или органчиком», «загибанием», «крестиком», «решеткой», «задом наперед», «алмазом» и прочие соперничали друг с другом и усваивались с большим трудом.

    Давайте рассмотрим наиболее интересные и простые способы умножения.

    Умножение на 9

    Умножение для числа 9 - 9·1, 9·2 ... 9·10 - легче выветривается из памяти и труднее пересчитывается вручную методом сложения, однако именно для числа 9 умножение легко воспроизводится "на пальцах". Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке).

    вычисления".

    счетной машинки" не обязательно могут выступать пальцы рук. Возьмите, к примеру, 10 клеточек в тетради. Зачеркиваем 8-ю клеточку. Слева осталось 7 клеточек, справа - 2 клеточки. Значит 9·8=72. Все очень просто.

    7 клеток 2 клетки.

    Умножение на пальцах

    Древнерусский способ умножения на пальцах является одним из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. При этом достаточно было владеть начальными навыками пальцевого счета “единицами”, “парами”, “тройками”, “четверками”, “пятерками” и “десятками”. Пальцы рук здесь служили вспомогательным вычислительным устройством.

    Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. Потом бралось число (суммарное) вытянутых пальцев и умножалось на 10, далее перемножались числа, показывавшие, сколько загнуто пальцев на руках, а результаты складывались.

    Например, умножим 7 на 8. В рассмотренном примере будет загнуто 2 и 3 пальца. Если сложить количества загнутых пальцев (2+3=5) и перемножить количества не загнутых (2 3=6), то получатся соответственно числа десятков и единиц искомого произведения 56 . Так можно вычислять произведение любых однозначных чисел, больше 5.

    Таблица Пифагора

    Вспомним главное правило древнеегипетской математики, в котором сказано, что умножение производится при помощи удвоения и сложения полученных результатов; то есть каждое удвоение есть сложение числа с самим собой. Поэтому интересно посмотреть на результат подобного удвоения цифр и чисел, но полученному современным методом складывания « в столбик», известному даже в начальных классах школы.

    Таблица Оконешникова

    Школьники смогут научиться устно складывать и умножать миллионы, биллионы и даже секстиллионы с квадриллионами. А поможет им в этом кандидат философских наук Василий Оконешников, по совместительству изобретатель новой системы устного счёта. Учёный утверждает, что человек способен запоминать огромный запас информации, главное – как эту информацию расположить.

    По мнению самого учёного, наиболее выигрышной в этом отношении является девятеричная система – все данные просто располагают в девяти ячейках, расположенных, как кнопочки на калькуляторе.

    По мысли учёного, прежде чем стать вычислительным «компьютером», необходимо вызубрить созданную им таблицу. Цифры в ней распределены в девяти клетках непросто. Как утверждает Оконешников, глаз человека и его память так хитро устроены, что информация, расположенная по его методике, запоминается во-первых, быстрее, а во-вторых – намертво.

    Таблица разделена на 9 частей. Расположены они по принципу мини калькулятора: слева в нижнем углу «1», справа в верхнем углу «9». Каждая часть – таблица умножения чисел от 1 до 9 (опять же в левом нижнем углу на 1, рядом правее на 2 и т. д., по той же «кнопочной» система). Как ими пользоваться?
    Например , требуется умножить 9 на 842 . Сразу вспоминаем большую «кнопку» 9 (она вверху справа и на ней мысленно находим маленькие кнопочки 8,4,2 (они также расположены как на калькуляторе). Им соответствуют числа 72, 36, 18. Полученные числа складываем особо: первая цифра 7 (остаётся без изменения), 2 мысленно складываем с 3, получаем 5 – это вторая цифра результата, 6 складываем с 1, получаем третью цифру -7, и остаётся последняя цифра искомого числа – 8. В результате получилось 7578.
    Если при сложении двух цифр получается число, превосходящее девять, то его первая цифра прибавляется к предыдущей цифре результата, а вторая пишется на «своё» место.

    С помощью матричной таблицы Оконешникова по утверждению самого автора, можно изучать и иностранные языки , и даже таблицу Менделеева. Новая методика была опробована в нескольких российских школах и университетах. Минобразования РФ разрешило публиковать в тетрадях в клеточку вместе с привычной таблицей Пифагора новую таблицу умножения – пока просто для знакомства.

    Пример : 15647 х 5

    https://pandia.ru/text/80/266/images/image015_0.jpg" alt="Рисунок5" width="220 height=264" height="264"> 35 + 70 + 140 + 280 + 1120 = 1645.

    Умножение способом «МАЛЕНЬКИЙ ЗАМОК»

    Умножение чисел сейчас изучают в первом классе школы. А вот в Средние века совсем немногие владели искусством умножения. Редкий аристократ мог похвастаться знанием таблицы умножения, даже если он окончил европейский университет.

    За тысячелетия развития математики было придумано множество способов умножения чисел. Итальянский математик Лука Пачоли в своём трактате «Сумма знаний по арифметике, отношениям и пропорциональности» (1494г.) приводит восемь различных методов умножения. Первый из них носит название «Маленький замок», а второй не менее романтичное название «Ревность или решетчатое умножение».

    Преимущество способа умножения «Маленький замок» в том, что уже с самого начала определяются цифры старших разрядов, а это бывает важно, если требуется быстро оценить величину.

    Цифры верхнего числа, начиная со старшего разряда, поочередно умножаются на нижнее число и записываются в столбик с добавлением нужного числа нулей. Затем результаты складываются.

    Умножение чисел методом «ревность».

    https://pandia.ru/text/80/266/images/image018.jpg" width="303" height="192 id=">.jpg" width="424 height=129" height="129">

    3. Так выглядит сетка со всеми заполненными клетками.

    Сетка 1

    4. В заключение складываем числа, следуя диагональным полосам. Если сумма одной диагонали содержит десятки, то прибавляем их к следующей диагонали.

    Сетка1

    Из результатов сложения цифр по диагоналям (они выделены жёлтым фоном) составляется число 2355315 , которое и является произведением чисел 6827 и 345, то есть 6827 х 345 = 2355315.

    Китайский способ умножения

    А теперь представим метод умножения, бурно обсуждаемый в Интернете, который называют китайским. При умножении чисел считаются точки пересечения прямых, которые соответствуют количеству цифр каждого разряда обоих множителей.

    https://pandia.ru/text/80/266/images/image024_0.png" width="92" height="46">Пример : умножим 21 на 13 . В первом множителе 2 десятка и 1единица, значит, строим 2 параллельные прямые и поодаль 1 прямую.

    Прямые пересеклись в точках, количество которых и есть ответ, то есть 21 х 13 = 273

    Забавно и интересно, но проводить 9 прямых при умножении на 9 как-то долго и неинтересно, а потом еще точки пересечения считать… В общем, без таблицы умножения не обойтись!

    Японский способ умножения

    Японский способ умножения – это графический способ с использованием кругов и линий. Не менее забавный и интересный чем китайский. Даже чем-то на него похож.

    Пример: умножим 12 на 34. Так как второй множитель двузначное число, а первая цифра первого множителя 1 , строим два одиночных круга в верхней строке и два двоичных круга в нижней строке, так как вторая цифра первого множителя равна 2 .

    12 х 34

    Количество частей, на которые разделились круги и является ответом, то есть 12 х 34 = 408.

    Из всех найденных мною необычных способов счета более интересным показался способ «решетчатого умножения или ревность». Я показал его своим одноклассникам, и он им тоже очень понравился.

    Самым простым мне показался метод «удвоения и раздвоения», который использовали русские крестьяне. Я его использую при умножении не слишком больших чисел (очень удобно его использовать при умножении двузначных чисел).

    Я думаю, что и наш способ умножения в столбик не является совершенным и можно придумать еще более быстрые и более надежные способы.

    Литература

    1. «Рассказы о математике». – Ленинград.: Просвещение, 1954. – 140 с.

    2. Феномен русского умножения. История. http://numbernautics. ru/

    3. , «Старинные занимательные задачи». – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. – 160 с.

    4. Перельман счет. Тридцать простых приемов устного счета. Л., 1941 - 12 с.

    5. Перельман арифметика. М. Русанова,1994--205с.

    6. Энциклопедия «Я познаю мир. Математика». – М.: Астрель Ермак, 2004.

    7. Энциклопедия для детей. «Математика». – М.: Аванта +, 2003. – 688 с.

    Третьякова Анастасия, Тёмкина Алина

    Цель и задачи проекта:

    Цель: ознакомление с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений.

    Задачи:

    1. Найти и разобрать различные способы умножения.
    2. Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.
    3. Рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся.
    4. Развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.

    Гипотеза: «Знания лишь тем открываются.

    Кто с разными числами знается!!!»

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №35 городского округа Самара

    Проект на тему:

    «Способы умножения

    Натуральных чисел»

    Работу выполнили: ученицы 5 «А» класса

    Третьякова Анастасия,

    Тёмкина Алина.

    Научный руководитель:

    учитель математики

    Рузанова И.М.

    Самара, 2014г.

    Цель и задачи проекта:

    Цель: ознакомление с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений.

    Задачи:

    1. Найти и разобрать различные способы умножения.
    2. Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.
    3. Рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся.
    4. Развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.

    Гипотеза: «Знания лишь тем открываются.

    Кто с разными числами знается!!!»

    Пифагор.

    1. Введение. 4 стр.
    2. Основная часть. 5 – 13 стр.
    1. Русско-крестьянский способ умножения. 5 – 6 стр.
    2. Квадрат Пифагора. 6 – 7 стр.
    3. Таблица Оконешникова. 7 – 9 стр.
    4. Индийский способ умножения. 9 – 11 стр.
    5. Египетский способ умножения. 11 – 12 стр.
    6. Китайский способ умножения. 12 стр.
    7. Японский способ умножения. 13 стр.
    1. Заключение. 14 стр.
    2. Литература. 14 стр.
    1. Введение.

    ….. Вы не сможете выполнить умножения многозначных чисел - хотя бы даже двузначных - если не помните наизусть всех результатов умножения однозначных чисел, т. е. того, что называется таблицей умножения. В старинной «Арифметике» Магницкого необходимость твердого знания таблицы умножения воспета в таких - надо сознаться, чуждых для современного слуха - стихах:

    Аще кто не твердит

    таблицы и гордит,

    Не может познати

    числом что множати

    И во всей науки, несвобод от муки,

    Колико не учиттуне ся удручит

    И в пользу не будет аще ю забудет.

    Сам Магницкий, автор этих стихов, очевидно, не знал или упустил из виду, что существуют способы перемножать числа и без знания таблицы умножения. Способы эти, не похожи на наши школьные приемы, некоторые употреблялись в обиходе великорусских крестьян и унаследованы ими от глубокой древности, некоторые используются и в наше время.

    В школе изучают таблицу умножения, а затем учат детей умножать числа в столбик. Разумеется, это не единственный способ умножения. На самом деле, существует несколько десятков способов умножения многозначных чисел. В данной работе мы приведём несколько способов умножения, возможно они покажутся более простыми и вы будете ими пользоваться.

    1. Основная часть.
    1. Русско-крестьянский способ умножения.

    Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоений другого числа. Пример: 32 х 13

    Множимое =32

    Множитель = 13

    Таблица 1.

    Деление пополам (см. левую половину Табл.1) продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, параллельно удваивая другое число (правая часть Табл.1). Последнее удвоенное число и дает искомый результат.

    Нетрудно понять, на чем этот способ основан: произведение не изменяется, если один множитель уменьшить вдвое, а другой вдвое же увеличить. Ясно поэтому, что в результате многократного повторения этой операции получается искомое произведение: (32 х 13) = (1 х 416)

    Особо внимательные заметят "А как быть с нечетными числами, которые не кратны 2-м?".

    Итак, пусть нам необходимо умножить два числа: 987 и 1998. Одно запишем слева, а второе - справа на одной строчке. Левое число будем делить на 2, а правое - умножать на 2 и результаты записывать в столбик. Если при делении возникнет остаток, то он отбрасывается.

    Операцию продолжаем, пока слева не останется 1. Затем вычеркнем те строчки, в которых слева стоят четные числа и сложим оставшиеся числа в правом столбце. Это и есть искомое произведение. Дана графическая иллюстрация по данному описанию. (см. Таблицу 2.)

    Таблица 2.

    1. Квадрат Пифагора.

    1 2 3

    4 5 6

    7 8 9

    Это всем известный Квадрат Пифагора, отражающий мировую систему счисления, состоящую из девяти цифр: от 1 до 9. Выражаясь современным языком – это девяти разрядная числовая матрица, в которой цифры, являющиеся основой для дальнейших вычислений любой сложности расположены в порядке возрастания. Квадрат Пифагора называют и Эннеадой, а тройку цифр - триада. Можно рассматривать тройки цифр расположенные по горизонтали (123, 456, 789) и по вертикали(147, 258, 369). Причем, записанные таким образом, тройки цифр начинают обозначать уже особые числа, подчиняющиеся законам математической пропорции и гармонии.

    Вспомним главное правило древнеегипетской математики, в котором сказано, что умножение производится при помощи удвоения и сложения полученных результатов; то есть каждое удвоение есть сложение числа с самим собой. Поэтому интересно посмотреть на результат подобного удвоения цифр и чисел, но полученному современным методом складывания « в столбик», известному даже в начальных классах школы. Это будет напоминать египетскую систему счисления, по сути, с разницей в том, что все цифры либо числа записываются в один столбик (без указания того или иного действия в соседнем столбике - как у египтян).

    Начнем с цифр, составляющих Квадрат Пифагора: от 1 – до 9.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    2 4 6 8 10 12 14 16 18

    3 6 9 12 15 18 21 24 27

    4 8 12 16 20 24 28 32 36

    5 10 15 20 25 30 35 40 45

    6 12 18 24 30 36 42 48 54

    7 14 21 28 35 42 49 56 63

    8 16 24 32 40 48 56 64 72

    9 18 27 36 45 54 63 72 81

    10 20 30 40 50 60 70 80 90

    Цифра 1: обычный последовательный ряд цифр.

    Цифра 9: левый столбик - четкий восходящий ряд («поток»).

    правый столбик - четкий нисходящий ряд последовательных цифр. Условимся называть восходящим ряд, значения чисел в котором увеличиваются сверху вниз; в нисходящем же – наоборот: уменьшаются значения чисел сверху вниз.

    Цифра 2: в правом столбике повторяются четные цифры 2,4,6,8 («в периоде»).

    Цифра 8: такой же повтор - только в обратном порядке- 8,6,4,2.

    Цифры 4 и 6: четные цифры «в периоде» 4,8,2,6 и 6,2,8,4.

    Цифра 5: подчиняется правилу сложения цифры 5- чередование 5 и 0.

    Цифра 3: правый столбик - нисходящий ряд уже не цифр, а чисел, образующих тройки вертикальных рядов в квадрате Пифагора- 369, 258, 147. Причем, отсчет идет «из правого угла квадрата» или справа налево. Здесь также действует принятое выше правило восходящего - нисходящего ряда. Но восходящий ряд – это движение от тройки чисел 147 до тройки 369; нисходящий - от 369 до 147.

    Цифра 7: восходящий ряд чисел 147,258,369 из «левого угла» или слева направо. Впрочем, все зависит от того, как изображена сама девятиразрядная числовая матрица - где поставить цифру 1.

    1. Таблица Оконешникова.

    Школьники смогут научиться устно складывать и умножать миллионы, биллионы и даже секстиллионы с квадриллионами. А поможет им в этом кандидат философских наук Василий Оконешников, по совместительству изобретатель новой системы устного счёта. Учёный утверждает, что человек способен запоминать огромный запас информации, главное – как эту информацию расположить.
    По мнению самого учёного, наиболее выигрышной в этом отношении является девятеричная система – все данные просто располагают в девяти ячейках, расположенных, как кнопочки на калькуляторе.

    По мысли учёного, прежде чем стать вычислительным «компьютером», необходимо вызубрить созданную им таблицу. Цифры в ней распределены в девяти клетках непросто. Как утверждает Оконешников, глаз человека и его память так хитро устроены, что информация, расположенная по его методике, запоминается во-первых, быстрее, а во-вторых – намертво.
    Таблица разделена на 9 частей. Расположены они по принципу мини калькулятора: слева в нижнем углу «1», справа в верхнем углу «9». Каждая часть – таблица умножения чисел от 1 до 9 (опять же в левом нижнем углу на 1, рядом правее на 2 и т.д., по той же «кнопочной» система). Как ими пользоваться?
    Например , требуется умножить 9 на 842 . Сразу вспоминаем большую «кнопку» 9 (она вверху справа и на ней мысленно находим маленькие кнопочки 8,4,2 (они также расположены как на калькуляторе). Им соответствуют числа 72, 36, 18. Полученные числа складываем особо: первая цифра 7 (остаётся без изменения), 2 мысленно складываем с 3, получаем 5 – это вторая цифра результата, 6 складываем с 1, получаем третью цифру -7, и остаётся последняя цифра искомого числа – 8. В результате получилось 7578.
    Если при сложении двух цифр получается число, превосходящее девять, то его первая цифра прибавляется к предыдущей цифре результата, а вторая пишется на «своё» место.
    С помощью матричной таблицы Оконешникова по утверждению самого автора, можно изучать и иностранные языки, и даже таблицу Менделеева. Новая методика была опробована в нескольких российских школах и университетах. Минобразования РФ разрешило публиковать в тетрадях в клеточку вместе с привычной таблицей Пифагора новую таблицу умножения – пока просто для знакомства.

    Пример : 15647 х 5

    1. Индийский способ умножения.

    В древней Индии применяли два способа умножения: сетки и галеры. На первый взгляд они кажутся очень сложными, но если следовать шаг за шагом в предлагаемых упражнениях, то можно убедиться, что это довольно просто.

    Умножаем, например, числа 6827 и 345 :

    1. Вычерчиваем квадратную сетку и пишем один из номеров над колонками, а второй по высоте. В предложенном примере можно использовать одну из этих сеток.

    Сетка 1 Сетка 2

    2. Выбрав сетку, умножаем число каждого ряда последовательно на числа каждой колонки. В этом случае последовательно умножаем 3 на 6, на 8, на 2 и на 7. Посмотри на этой схеме, как пишется произведение в соответствующей клетке.

    Сетка 1

    3. Посмотри, как выглядит сетка со всеми заполненными клетками.

    Сетка 1

    4. В заключение складываем числа, следуя диагональным полосам. Если сумма одной диагонали содержит десятки, то прибавляем их к следующей диагонали.

    Сетка1

    Посмотри, как из результатов сложения цифр по диагоналям (они выделены жёлтым фоном) составляется число 2355315 , которое и является произведение чисел 6827 и 345, то есть 6827 х 345 = 2355315.

    1. Египетский способ умножения.

    Древнеегипетское умножение является последовательным методом умножения двух чисел. Чтобы умножать числа, им не нужно было знать таблицы умножения, а достаточно было только уметь раскладывать числа на кратные основания, умножать эти кратные числа и складывать. Египетский метод предполагает раскладывание наименьшего из двух множителей на кратные числа и последующее их последовательное перемножение на второй множитель (см. пример). Этот метод можно и сегодня встретить в очень отдаленных регионах.

    Разложение. Египтяне использовали систему разложения наименьшего множителя на кратные числа, сумма которых составляла бы исходное число.

    Чтобы правильно подобрать кратное число, нужно было знать следующую таблицу значений:

    1 x 2 = 2 2 x 2 = 4 4 x 2 = 8 8 x 2 = 16 16 x 2 = 32

    Пример разложения числа 25: Кратный множитель для числа «25» - это 16; 25 - 16 = 9. Кратный множитель для числа «9» - это 8; 9 - 8 = 1. Кратный множитель для числа «1» - это 1; 1 - 1 = 0. Таким образом «25» - это сумма трех слагаемых: 16, 8 и 1.

    Пример : умножим « 13 » на « 238 » . Известно, что 13 = 8 + 4 + 1. Каждое из этих слагаемых нужно умножить на 238. Получаем: ✔ 1 х 238 = 238 ✔ 4 х 238 = 952 ✔ 8 х 238 = 1904 13 × 238 = (8 + 4 + 1) × 238 = 8 x 238 + 4 × 238 + 1 × 238 = 1904 + 952 + 238 = 3094.

    1. Китайский способ умножения.

    А теперь представим метод умножения, бурно обсуждаемый в Интернете, который называют китайским. При умножении чисел считаются точки пересечения прямых, которые соответствуют количеству цифр каждого разряда обоих множителей.

    Пример : умножим 21 на 13 . В первом множителе 2 десятка и 1единица, значит строим 2 параллельные прямые и поодаль 1 прямую.

    Во втором множителе 1 десяток и 3 единицы. Строим параллельно 1 и поодаль 3 прямые, пересекающие прямые первого множителя.

    Прямые пересеклись в точках, количество которых и есть ответ, то есть 21 х 13 = 273

    Забавно и интересно, но проводить 9 прямых при умножении на 9 как-то долго и неинтересно, а потом еще точки пересечения считать… В общем, без таблицы умножения не обойтись!

    1. Японский способ умножения.

    Японский способ умножения – это графический способ с использованием кругов и линий. Не менее забавный и интересный чем китайский. Даже чем-то на него похож.

    Пример: умножим 12 на 34. Так как второй множитель двузначное число, а первая цифра первого множителя 1 , строим два одиночных круга в верхней строке и два двоичных круга в нижней строке, так как вторая цифра первого множителя равна 2 .

    12 х 34

    Так как первая цифра второго множителя 3 , а вторая 4 , делим круги первого столбца на три части, второго столбца на четыре.

    12 х 34

    Количество частей, на которые разделились круги и является ответом, то есть 12 х 34 = 408.

    1. Заключение.

    Работая над этой темой мы узнали, что существует много различных, забавных и интересных способов умножения. Некоторыми в различных странах пользуются до сих пор. Но не все способы удобны в использовании, особенно при умножении многозначных чисел. В общем, таблицу умножения все-таки знать нужно!

    Данная работа может быть использована для занятий на математических кружках, дополнительных занятиях с детьми во внеурочное время, как дополнительный материал на уроке по теме «Умножение натуральных чисел». Материал изложен доступно и интересно, что привлечёт внимание и интерес учащихся к предмету математика.

    1. Литература.
    1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин “За страницами учебника математики”.
    2. Л.Ф. Магницкий «Арифметика».
    3. Журнал «Математика» №15 2011г.
    4. Интернет-ресурсы.

    Исследовательская работа по математике в начальной школе

    Краткая аннотация исследовательской работы
    Каждый школьник умеет умножать многозначные числа «столбиком». В данной работе автор обращает внимание на существование альтернативных способов умножения, доступных младшим школьникам, которые могут «нудные» вычисления превратить в весёлую игру.
    В работе рассматриваются шесть нетрадиционных способов умножения многозначных чисел, используемые в различные исторические эпохи: русский крестьянский, решетчатый, маленький замок, китайский, японский, по таблице В.Оконешникова.
    Проект предназначен для развития познавательного интереса к изучаемому предмету, для углубления знаний в области математики.
    Оглавление
    Введение 3
    Глава 1. Альтернативные способы умножения 4
    1.1. Немного истории 4
    1.2. Русский крестьянский способ умножения 4
    1.3. Умножение способом «Маленький замок» 5
    1.4. Умножение чисел методом «ревность» или «решётчатое умножение» 5
    1.5. Китайский способ умножения 5
    1.6. Японский способ умножения 6
    1.7. Таблица Оконешникова 6
    1.8.Умножение столбиком. 7
    Глава 2. Практическая часть 7
    2.1. Крестьянский способ 7
    2.2. Маленький замок 7
    2.3. Умножение чисел методом «ревность» или «решётчатое умножение» 7
    2.4. Китайский способ 8
    2.5. Японский способ 8
    2.6. Таблица Оконешникова 8
    2.7. Анкетирование 8
    Заключение 9
    Приложение 10

    «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
    Б. Паскаль

    Введение
    Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножаем, делим, складываем и вычитаем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе. Возник вопрос: а есть ли еще какие-нибудь альтернативные способы вычислений? Мне захотелось изучить их более подробно. В поисках ответа на возникшие вопросы было проведено данное исследование.
    Цель исследования: выявление нетрадиционных способов умножения для изучения возможности их применения.
    В соответствии с поставленной целью нами были сформулированные следующие задачи:
    - Найти как можно больше необычных способов умножения.
    - Научиться их применять.
    - Выбрать для себя самые интересные или более легкие, чем те, которые предлагаются в школе, и использовать их при счете.
    - Проверить на практике умножения многозначных чисел.
    - Провести анкетирование учащихся 4-х классов
    Объект исследования: различные нестандартные алгоритмы умножения многозначных чисел
    Предмет исследования: математическое действие «умножение»
    Гипотеза: если существуют стандартные способы умножения многозначных чисел, возможно, есть и альтернативные способы.
    Актуальность : распространение знаний об альтернативных способах умножения.
    Практическая значимость . В ходе работы было решено множество примеров и создан альбом, в который включены примеры с различными алгоритмами умножениями многозначных чисел несколькими альтернативными способами. Это может заинтересовать одноклассников для расширения математического кругозора и послужит началом новых экспериментов.

    Глава 1. Альтернативные способы умножения

    1.1. Немного истории
    Те способы вычислений, которыми мы пользуемся сейчас, не всегда были так просты и удобны. В старину пользовались более громоздкими и медленными приемами. И если бы современный школьник мог отправиться на пятьсот лет назад, он поразил бы всех быстротой и безошибочностью своих вычислений. Молва о нем облетела бы окрестные школы и монастыри, затмив славу искуснейших счетчиков той эпохи, и со всех сторон приезжали бы учиться у нового великого мастера.
    Особенно трудны в старину были действия умножения и деления.
    В книге В. Беллюстина «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» изложено 27 способов умножения, причем автор замечает: «весьма возможно, что есть и еще способы, скрытые в тайниках книгохранилищ, разбросанные в многочисленных, главным образом, рукописных сборниках». И все эти приемы умножения соперничали друг с другом и усваивались с большим трудом.
    Рассмотрим наиболее интересные и простые способы умножения.
    1.2. Русский крестьянский способ умножения
    В России 2-3 века назад среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знание всей таблицы умножения. Надо было лишь уметь умножать и делить на 2. Этот способ получил название крестьянского.
    Чтобы перемножить два числа, их записывали рядом, а затем левое число делили на 2, а правое умножали на 2. Результаты записывать в столбик, пока слева не останется 1. Остаток отбрасывается. Вычёркиваем те строки, в которых слева стоят чётные числа. Оставшиеся числа в правом столбце - складываем.
    1.3. Умножение способом «Маленький замок»
    Итальянский математик Лука Пачоли в своём трактате «Сумма знаний по арифметике, отношениям и пропорциональности» (1494г.) приводит восемь различных методов умножения. Первый из них носит название «Маленький замок».
    Преимущество способа умножения «Маленький замок» в том, что уже с самого начала определяются цифры старших разрядов, а это бывает важно, если требуется быстро оценить величину.
    Цифры верхнего числа, начиная со старшего разряда, поочередно умножаются на нижнее число и записываются в столбик с добавлением нужного числа нулей. Затем результаты складываются.
    1.4. Умножение чисел методом «ревность» или «решётчатое умножение»
    Второй способ Лука Пачоли носит название «ревность» или «решётчатое умножение».
    Сначала рисуется прямоугольник, разделённый на квадраты. Затем квадратные клетки делятся по диагонали и «…получается картинка, похожая на решётчатые ставни-жалюзи, - пишет Пачоли. – Такие ставни вешались на окна венецианских домов, мешая уличным прохожим видеть, сидящих у окон дам и монахинь».
    Перемножая каждую цифру первого множителя с каждой цифрой второго, записываются произведения в соответствующие клетки, располагая десятки над диагональю, а единицы под ней. Цифры произведения получают сложением цифр в косых полосах. Результаты сложений записываются под таблицей, а также справа от неё.
    1.5. Китайский способ умножения
    Теперь представим метод умножения, бурно обсуждаемый в Интернете, который называют китайским. При умножении чисел считаются точки пересечения прямых, которые соответствуют количеству цифр каждого разряда обоих множителей.
    1.6. Японский способ умножения
    Японский способ умножения – это графический способ с использованием кругов и линий. Не менее забавный и интересный чем китайский. Даже чем-то на него похож.
    1.7. Таблица Оконешникова
    Кандидат философских наук Василий Оконешников, по совместительству изобретатель новой системы устного счёта, считает, что школьники смогут научиться устно складывать и умножать миллионы, биллионы и даже секстиллионы с квадриллионами. По мнению самого учёного, наиболее выигрышной в этом отношении является девятеричная система – все данные просто располагают в девяти ячейках, расположенных, как кнопочки на калькуляторе.
    По мысли учёного, прежде чем стать вычислительным «компьютером», необходимо вызубрить созданную им таблицу.
    Таблица разделена на 9 частей. Расположены они по принципу мини калькулятора: слева в нижнем углу «1», справа в верхнем углу «9». Каждая часть – таблица умножения чисел от 1 до 9 (по той же «кнопочной» система). Для того, чтобы умножить любое число, например, на 8, мы находим большой квадрат, соответствующий числу 8 и выписываем из этого квадрата числа, соответствующие цифрам многозначного множителя. Полученные числа складываем особо: первая цифра остаётся без изменения, а все остальные попарно складываются. Получившееся число и будет результатом умножения.
    Если при сложении двух цифр получается число, превосходящее девять, то его первая цифра прибавляется к предыдущей цифре результата, а вторая пишется на «своё» место.
    Новая методика была опробована в нескольких российских школах и университетах. Минобразования РФ разрешило публиковать в тетрадях в клеточку вместе с привычной таблицей Пифагора новую таблицу умножения – пока просто для знакомства.
    1.8. Умножение столбиком.
    Не многие знают, что автором нашего привычного способа умножения столбиком многозначного числа на многозначное следует считать Адама Ризе (Приложение 7). Этот алгоритм считается самым удобным.
    Глава 2. Практическая часть
    Осваивая перечисленные способы умножения, было решено множество примеров, оформлен альбом с образцами различных алгоритмов вычислений. (Приложение). Рассмотрим алгоритм вычислений на примерах.
    2.1. Крестьянский способ
    Умножим 47 на 35 (Приложение 1),
    -запишем числа на одной строчке, проведём между ними вертикальную черту;
    -левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);
    -деление заканчивается, когда слева появится единица;
    -вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа;
    -оставшиеся справа числа складываем – это результат.
    35 + 70 + 140 + 280 + 1120 = 1645.
    Вывод. Способ удобен тем, что достаточно знать таблицу только на 2. Однако при работе с большими числами он очень громоздкий. Удобен для работы с двузначными числами.
    2.2. Маленький замок
    (Приложение 2). Вывод. Способ очень похож на наш современный «столбик». Да еще и сразу определяются цифры старших разрядов. Это бывает важно, если нужно быстро оценить величину.
    2.3. Умножение чисел методом «ревность» или «решётчатое умножение»
    Умножим, например, числа 6827 и 345 (Приложение 3):
    1. Вычерчиваем квадратную сетку и пишем один из множителей над колонками, а второй - по высоте.
    2. Умножаем число каждого ряда последовательно на числа каждой колонки. Последовательно умножаем 3 на 6, на 8, на 2 и на 7 и т.д.
    4. Складываем числа, следуя диагональным полосам. Если сумма одной диагонали содержит десятки, то прибавляем их к следующей диагонали.
    Из результатов сложения цифр по диагоналям составляется число 2355315, которое и является произведением чисел 6827 и 345, то есть 6827 ∙ 345 = 2355315.
    Вывод. Способ «решетчатое умножение» ничуть не хуже, чем общепринятый. Он даже проще, поскольку в клетки таблицы заносятся числа прямо из таблицы умножения без одновременного сложения, присутствующего в стандартном методе.
    2.4. Китайский способ
    Предположим надо умножить 12 на 321(Приложение 4). На листе бумаги поочередно рисуем линии, количество которых определяется из данного примера.
    Рисуем первое число – 12. Для этого сверху вниз, слева на право, рисуем:
    одну зелёную палочку (1)
    и две оранжевых (2).
    Рисуем второе число – 321, снизу вверх, слева на право:
    три голубых палочки (3);
    две красные (2);
    одну сиреневую (1).
    Теперь простым карандашом отделяем точки пересечения и приступим к их подсчёту. Двигаемся справа налево (по часовой стрелке): 2, 5, 8, 3.
    Полученный результат прочитаем слева направо – 3852
    Вывод. Интересный способ, но проводить 9 прямых при умножении на 9 как-то долго и неинтересно, а потом еще точки пересечения считать. Без сноровки сложно разобраться в делении числа на разряды. В общем, без таблицы умножения не обойтись!
    2.5. Японский способ
    Умножим 12 на 34 (Приложение 5). Так как второй множитель двузначное число, а первая цифра первого множителя 1, строим два одиночных круга в верхней строке и два двоичных круга в нижней строке, так как вторая цифра первого множителя равна 2.
    Так как первая цифра второго множителя 3, а вторая 4, делим круги первого столбца на три части, второго столбца на четыре части.
    Количество частей, на которые разделились круги и является ответом, то есть 12 х 34 = 408.
    Вывод. Способ очень похож на китайский графический. Только прямые заменены кругами. Легче определять разряды у числа, однако рисовать круги – менее удобно.
    2.6. Таблица Оконешникова
    Требуется умножить 15647 х 5. Сразу вспоминаем большую «кнопку» 5 (она посередине) и на ней мысленно находим маленькие кнопочки 1, 5, 6, 4, 7 (они также расположены, как на калькуляторе). Им соответствуют числа 05, 25, 30, 20, 35. Полученные числа складываем: первая цифра 0 (остаётся без изменения), 5 мысленно складываем с 2, получаем 7 – это вторая цифра результата, 5 складываем с 3, получаем третью цифру - 8, 0+2=2, 0+3=3 и остаётся последняя цифра произведения – 5. В результате получилось 78 235.
    Вывод. Способ очень удобный, но нужно выучить наизусть или всегда иметь под рукой таблицу.
    2.7. Анкетирование учащихся
    Было проведено анкетирование четвероклассников. Приняли участие 26 человек (Приложение 8). На основании анкетирования выявлено, что все опрошенные умеют умножать традиционным способом. А вот о нетрадиционных способах умножения большинство ребят не знают. И есть желающие познакомиться с ними.
    После первичного анкетирования было проведено внеклассное занятие «Умножение с увлечением», на котором ребята познакомились с альтернативными алгоритмами умножения. После чего был проведен опрос с целью выявить наиболее понравившиеся способы. Безусловным лидером стал самый современный метод Василия Оконешникова. (Приложение 9)
    Заключение
    Научившись считать всеми представленными способами, я считаю, что наиболее удобный метод умножения является способ «Маленький замок» - ведь он так похож на наш нынешний!
    Из всех найденных мною необычных способов счета более интересным показался способ «Японский». Самым простым мне показался метод «удвоения и раздвоения», который использовали русские крестьяне. Я его использую при умножении не слишком больших чисел. Очень удобно его использовать при умножении двузначных чисел.
    Таким образом, я достигла цели моего исследования – изучила и научилась применять нетрадиционные способы умножения многозначных чисел. Моя гипотеза подтвердилась – я овладела шестью альтернативными способами и выяснила, что это еще не все возможные алгоритмы.
    Изученные мною нетрадиционные методы умножения очень интересны и имеют право на существование. А в некоторых случаях ими даже проще пользоваться. Считаю, что о существовании этих методов можно рассказывать в школе, дома и удивить своих друзей и знакомых.
    Пока мы только изучали и анализировали уже известные способы умножения. Но кто знает, возможно, в будущем мы сами сможем открыть новые способы умножения. Также я не хочу останавливаться на достигнутом и продолжить изучение нетрадиционных способов умножения.
    Список источников информации
    1. Список литературы
    1.1. Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. - 368 с.
    1.2. Беллюстина В. Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики. - ЛКИ,2012.-208 с.
    1.3. Депман И. Рассказы о математике. – Ленинград.: Просвещение, 1954. – 140 с.
    1.4. Ликум А. Все обо всем. Т. 2. - М.: Филологическое общество «Слово», 1993. - 512 с.
    1.5. Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К.. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. – 160 с.
    1.6. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. - М.: Русанова, 1994 – 205с.
    1.7. Перельман Я.И. Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета. Л.: Лениздат, 1941 - 12 с.
    1.8. Савин А.П. Математические миниатюры. Занимательная математика для детей. - М.: Детская литература, 1998 - 175 с.
    1.9. Энциклопедия для детей. Математика. – М.: Аванта +, 2003. – 688 с.
    1.10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ сост. Савин А.П., Станцо В.В., Котова А.Ю. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 480 с.
    2. Другие источники информации
    Интернет – ресурсы:
    2.1. Корнеев А.А. Феномен русского умножения. История. [Электронный ресурс]

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Не заболела бы голова...

    "Математика такая трудная..." Вы наверняка не раз слышали эту фразу, а, может быть, даже сами ее произносили вслух.

    Для многих математические вычисления - дело непростое, но вот вам три несложных способа, которые помогут выполнить хотя бы одно арифметическое действие - умножение. Без калькулятора.

    Вполне вероятно, что в школе вы познакомились с наиболее традиционным способом умножения: сначала вы выучили на память таблицу умножения, а уж затем стали в столбик перемножать каждую из цифр, которыми записываются многозначные числа.

    Если вам надо перемножить многозначные числа, то, чтобы найти ответ, потребуется большой лист бумаги.

    Но если от этого длинного набора идущих одна под другой строчек с цифрами у вас голова идет кругом, то есть и другие, более наглядные методы, которые могут вам помочь в этом деле.

    Но тут пригодятся некоторые художественные навыки.

    Давайте порисуем!

    Как минимум три способа умножения связаны с рисованием пересекающихся линий.

    1. Способ индейцев майя , или японский метод

    Относительно происхождения этого способа существует несколько версий.


    Трудно умножать в уме? Попробуйте метод майя и японцев

    Некоторые говорят, что его придумали индейцы цивилизации майя, населявшие районы Центральной Америки до прибытия туда конкистадоров в XVI веке. Он также известен как японский метод умножения, поскольку учителя в Японии используют именно этот визуальный способ, когда учат младших школьников умножению.

    Суть в том, что параллельные и перпендикулярные линии представляют цифры тех чисел, которые нужно перемножить.

    Давайте умножим 23 на 41.

    Для этого нам надо нарисовать две параллельные линии, представляющие 2, и, немного отступя, еще три линии, представляющие 3.

    Затем, перпендикулярно к этим линиям мы нарисуем четыре параллельные линии, представляющие 4 и, чуть отступя, еще одну линию для 1.

    Ну как, неужели трудно?

    2. Индийский способ , или итальянское умножение "решеткой" - "джелозия"

    Происхождение этого способа умножения тоже не ясно, однако он хорошо известен по всей Азии.

    "Алгоритм "джелозия" передавался из Индии в Китай, затем в Аравию, а оттуда в Италию в XIV-XV веках, где он получил название "джелозия", поскольку внешне был похож на венецианские решетчатые ставни", - пишет Марио Роберто Каналес Виллануэва в своей книге, посвященной различным способам умножения.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Индийская или итальянская система умножения похожа на венецианские жалюзи

    Давайте снова возьмем пример с умножением 23 на 41.

    Теперь нам потребуется начертить таблицу из четырех клеток - по клетке на цифру. Подпишем сверху у каждой клетки соответствующую цифру - 2,3,4,1.

    Затем надо разделить каждую клетку надвое по диагонали, чтобы получились треугольники.

    Теперь мы сначала умножим первые цифры каждого числа, то есть 2 на 4, и запишем в первом треугольнике 0, а во втором 8.

    Потом перемножим 3x4 и запишем 1 в первом треугольнике, а 2 во втором.

    Проделаем то же самое и с другими двумя цифрами.

    Когда все клетки нашей таблицы будут заполнены, мы складываем цифры в такой последовательности, как показано на видео, и записываем получившийся результат.


    Media playback is unsupported on your device

    Трудно умножать в уме? Попробуйте индийский метод

    Первая цифра у нас будет 0, вторая 9, третья 4, четвертая 3. Таким образом, результат получился: 943.

    Как вам показалось, проще этот способ или нет?

    Давайте попробуем еще один метод умножения с помощью рисунка.

    3. "Массив" , или метод таблицы

    Как и в предыдущем случае, для этого потребуется нарисовать таблицу.

    Возьмем тот же пример: 23 x 41.

    Тут нам надо разделить наши числа на десятки и единицы, поэтому 23 мы запишем как 20 в одной колонке, и 3 в другой.

    По вертикали мы запишем наверху 40, а внизу 1 .

    Затем мы перемножим числа по горизонтали и вертикали.


    Media playback is unsupported on your device

    Трудно умножать в уме? Нарисуйте таблицу.

    Но вместо того чтобы умножать 20 на 40, мы отбросим нули и просто перемножим 2 x 4, получив 8.

    То же самое сделаем, умножая 3 на 40. Мы удерживаем в скобках 0 и умножаем 3 на 4 и получаем 12.

    Проделаем то же самое с нижним рядом.

    Теперь добавим нули: в левой верхней клетке у нас получилось 8, но мы отбросили два нуля - теперь мы их допишем и получится 800.

    В правой верхней клетке, когда мы умножали 3 на 4(0), у нас получилось 12; теперь мы допишем ноль и получим 120.

    Сделаем так же со всеми прочими удержанными нулями.

    И наконец, мы складываем все четыре числа, полученных умножением в таблице.

    Результат? 943. Ну как, помогло?

    Важно разнообразие

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Все способы хороши, главное - чтобы ответ сошелся

    Что точно можно утверждать, - так это то, что все эти разные способы дали нам один и тот же результат!

    Нам все-таки пришлось кое-что перемножить в процессе, но каждый шаг был проще, чем при умножении традиционным способом, и гораздо более наглядный.

    Так почему же мало где в мире в обычных школах учат этим методам вычисления?

    Одной из причин может быть упор на обучение "вычислениям в уме" - чтобы развивать умственные способности.

    Однако Дэвид Уиз, учитель математики из Канады, работающий в государственных школах в Нью-Йорке, объясняет это иначе.

    "Недавно я прочитал, что причина, по которой используется традиционный метод умножения, - это экономия бумаги и чернил. Этот метод не был придуман как самый простой для использования, но как самый экономный с точки зрения ресурсов, поскольку чернила и бумага были в дефиците", - объясняет Уиз.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Для некоторых методов вычисления только головы недостаточно, нужны еще и фломастеры

    Невзирая на это, он полагает, что альтернативные методы умножения очень полезны.

    "Я не думаю, что это полезно - сразу учить школьников умножению, заставляя их выучивать таблицу умножения, но не объясняя им при этом, откуда она взялась. Поскольку если они забудут одно число, то как они смогут продвинуться в решении задачи? Метод майя или японский метод необходим, потому что с его помощью вы можете понять общую структуру умножения, а это хорошее начало", - полагает Уиз.

    Существует и ряд других способов умножения, например, русский или египетский, они не требуют дополнительных навыков рисования.

    Как говорят специалисты, с которыми мы беседовали, все эти методы помогают лучше понять процесс умножения.

    "Понятно, что все идет на пользу. Математика в сегодняшнем мире открыта как внутри, так и снаружи классной комнаты", - резюмирует Андреа Васкес, учительница математики из Аргентины.