Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Вкусные и доступные рецепты оладий из кукурузной муки
  • Вкусные оладьи из тыквы с сыром: способы приготовления Оладьи из тыквы с чесноком рецепт
  • Свиная рулька варено-запеченная - рецепт приготовления с фото Рулька отварная рецепт
  • Жареная корюшка Как приготовить корюшку на сковороде
  • Пошаговый рецепт крема для торта из сгущенки и масла
  • Секреты приготовления вкусных котлет из сельди Как готовить котлеты из селедки
  • Во сколько заканчивается вербное воскресенье. Вербное воскресение

    Во сколько заканчивается вербное воскресенье. Вербное воскресение

    Bepбнoe вocкpeceньe выпaдaeт в 2017 году нa 9 апреля. Оно всегда отмечается ровно за неделю до праздника Светлой Пасхи.

    Это день, когда Сын Божий вошел в Иерусалим, поэтому другое его название - "Вход Господень в Иерусалим". Произошло это событие после того, как Иисус воскресил Лазаря.

    Традиции

    Главный атрибут праздника - вербовые освященные веточки, которые должны простоять целый год как символ принятия Христа и Его великой жертвы.

    Накануне, в субботу вечером, православные христиане с ивовыми или вербовыми веточками идут в храмы и церкви на Всенощное бдение. Сразу после прочтения 50-го псалма Евангелия, священнослужители окропляют ветви вербы святой водой. После этого прихожане с зажженными свечами стоят до конца праздничной службы в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

    На следующий день люди вновь идут в церкви и повторно освящают вербовые ветви. Также в этот день в церковь могут прийти с веточками и те, кто не смог попасть на субботнюю вечернюю службу.

    В Вербное воскресенье проходит Литургия Иоанна Златоуста. Это тихий праздник, который лучше провести в кругу семьи. В этот период все еще идет Великий пост, а впереди христиан ждет самая строгая неделя поста – Страстная седмица.

    Пост и запреты

    В этот день можно полакомиться вкусными блюдами, а малышей порадовать сладостями. Но не стоит забывать, что праздник приходится на период Великого поста, то есть молочные и мясные продукты не стоит ставить на праздничный стол. В этот день можно есть рыбу и выпить немного красного вина.

    В Вербное воскресенье нельзя работать, ругаться и обижаться. Считается, что ветки вербы, которые собрались нести в храм на освящение, нужно срезать лишь с молодых деревьев, на которых еще нет засохших веток и повреждений. При этом нельзя брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Не рекомендуется брать ветки с деревьев, которые склоняются над водой: старину люди верили, что по ночам на таких ветвях могли отдыхать водяные и русалки.

    Обряды и заговоры

    Веткам вербы наши предки издавна приписывали целительные и магические свойства. Освященная верба считалась оберегом для всей семьи: ее веткой прикасались к близким людям, желая им здоровья и счастья.

    В Вербное Воскресенье знахари делали из вербы различные отвары и порошки от самых разных болезней на весь последующий год. В те времена именно так и лечились от многих болезней.

    Есть такой обряд, когда после церковной службы придя домой люди, бьют друг друга вербными ветками и приговаривают: "Не я бью, верба бьет. Будь здоров как вода и богат как земля" или "Верба хлест - бей до слез. Будь здоров как верба" и др. Смысл обряда в том, чтобы пожелать близкому человеку здоровья и благополучия. Многие люди верят, что после подобных обрядов к человеку придет здоровье, сила и благополучие.

    В Вербное воскресенье принято похлопывать маленьких деток пучками вербы, которые были освящены в храме, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Вербными ветками украшают стоящие в доме иконы. Этот обряд должен принести счастье, благополучие и здоровье каждому обитателю дома.

    Также считается, что целебными свойствами обладает и вода, в которой стояли ветки освященной вербы. В такой воде купали больных детей, уверенные, что болезнь после этого отступит. Мужчины в этот день носили почки вербы в качестве талисмана для придания физической силы, а девушки – для помощи в зачатии ребенка.

    Если же в этот день будет теплая и ясная погода, то вся деревня готовилась собирать хороший урожай фруктов. Если же "на Вербной мороз – яровые хлеба хороши будут".

    В Вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу. Для этого рано утром находили молодую вербочку, ломали на ней небольшую веточку и говорили приворотные слова: "До тех пор, пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь". Эту веточку вербы хранили в доме за иконами.

    Приметы и суеверия

    Согласно древним преданиям, в этот день никто не выгонял скот на улицу: люди верили, что его обязательно испортят злые духи. Девушки в Вербное воскресенье обязательно расчесывали волосы, приговаривая: "Вода, иди в землю вместе с головной болью". А затем клали расческу в воду и поливали этой водой вербу.

    Также девушки, которые хотели выйти замуж за конкретного парня, весь день, с утра и до самого вечера, думали именно об этом парне.

    А чтобы увеличить свой достаток, наши предки сажали цветок или же пересаживали комнатные растения. Считалось, что такие растения и приносят богатство в дом. Если же цветок завянет, то никакой прибыли не будет, а наоборот, вскоре ждут большие финансовые потери. Поэтому за таким цветком тщательно ухаживали.

    С Вербной неделей, особенно с последними ее днями связано много примет на погоду и будущий урожай. В старину верили, что какой ветер дует в Вербное воскресение, такой будет и все лето.

    Зачем православные верующие спешат в этот день в храм с пучками пушистых верб, рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).

    – Отче, какова история праздника Входа Господня в Иерусалим?

    – Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим по-особому переживается в нашей душе, наполняя ее чувством великого благоговения и трепета. Невозможно говорить о нем без всецелого внутреннего сердечного переживания, ведь это праздник особой скорби, особой радости, надежды и утешения! Он является великим уроком от Великого Учителя.

    Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского (ок. 340 г.) и Епифания Кипрского (конец III – начало IV в.), а его изображения находят на саркофагах IV века.

    Как говорит нам евангельское чтение в день праздника: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним… Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!..» (Ин 12:1–18). Символичны эти библейские стихи. Каждый раз таинственно участвуя в этом великом празднике, а не просто вспоминая события, которые совершились две тысячи лет назад, вновь и вновь до глубины души проникаешься любовью к нам, грешным, которая движет Господа на вольную страсть. Когда Спаситель приблизился к Иерусалиму и перед Его взором открылась вся панорама города, Он приостановил шествие и заплакал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:42–44). Какая скорбь в этих словах! Вокруг Христа радость и ликование народа, даже грудных детей, но что в душе Его? Страдает сердце Всеведущего Спасителя от того, что не поняли его миссии, не приняли Его Царства, не ответили на Его любовь. Ложная радость иудейского народа, встречающих Спасителя как земного Царя и Избавителя от Римского ига, уже совсем скоро обернется совсем иным «ликованием»: «Распни Его!» По земным меркам момент входа Господня в Иерусалим – это вершина успеха Спасителя. Уже совсем скоро эта вершина начнет стремительно падать вниз, достигая Страстной седмицы, Голгофы. Как ведет Себя Спаситель на этой вершине? Казалось бы, нужно въехать в город, как и подобает царю: на белом коне. Но Господь въезжает кротко и смиренно на осле (на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны), давая урок всем нам: как нужно себя вести на вершине нашего карьерного роста, ведь с тех давних времен два понятия, постоянно соседствуя, сопутствуют нам, вопия: «Осанна в вышних Богу!» и «Распни Его!» Очень важно, дабы не ошиблось наше сердце…

    – Как праздновать Вербное воскресенье и зачем освящать веточки вербы?

    – Как и все праздники, а особенно великие двунадесятые, мы празднуем и проводим с Господом в Его Доме – храме. Прочувствовать максимальную благодать и радость, участие можно, приобщившись Святых Христовых Таин и соединившись со Христом теснейшим образом.

    Во время Входа Господня в Иерусалим люди встречали Спасителя с пальмовыми ветвями и постилали по дороге свои одежды. Так как у нас не растет пальмовое дерево, как на Востоке, мы используем ваия, т. е. вербу. Верба первой просыпается у нас от зимнего сна, словно, по слову Божественного Писания, проповедует о воскресении мертвых, о том, что впереди весна жизни, а все скованное морозом оживет и покроется листьями, украсится цветами.

    Согласно церковному Уставу, благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Но у нас с давних пор есть обычай окроплять ваии святой водой (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 550).

    – Освященную вербу нужно хранить весь год?

    – Существует такая благочестивая традиция хранить освященную веточку в течение года (до следующего освящения) дома в святом углу в знак воспоминания событий Входа Господня в Иерусалим. Нужно помнить, что верба освящена и выбрасывать куда угодно ее нельзя. Следует сжечь сухую веточку, а пепел закопать в месте, которое не попирается ногами, либо пустить в текущую реку. Если же мы хотим сохранить вербу, то, принеся ее из храма, кладем в вазочку с водой и потом высаживаем.

    – Нужно ли печь специальные хлебцы с почками освященной вербы?

    – Такое действие из области народной традиции и является суеверием, имеющим языческие корни. Например, на Руси существовал на Вербное воскресенье обычай печь особые хлебцы по количеству членов семьи, в один из которых клали монету. Кому доставался этот хлебец, тот, по поверью, должен быть счастливым и удачливым целый год. Думаю, для верующего человека комментарии излишни. К сожалению, таких суеверий тьма, люди кушают вербу, бьют ею друг друга и т. д., но не знают сути самого праздника. Очень часто идут в храм не ради Христа, а ради вербы. Все это пережитки безбожного прошлого.

    Напомним еще раз для таковых: верба не имеет никакого духовно-целительного свойства, не является оберегом! Это символ воскресения и напоминание о празднике!

    – Что разрешается есть за трапезой в этот день?

    – Церковный Устав нам говорит: «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»).

    – Как-то надо по-особому украшать свой дом в этот праздник?

    – Никаких церковных постановлений и указаний по этому поводу не существует.

    Архимандрит Спиридон (Ходанич)
    Беседовала Наталья Горошкова
    Православная Жизнь

    Просмотрено (491) раз

    Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой! », - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

    Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

    Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

    Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

    Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

    Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

    Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

    Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

    Вербное воскресение. История праздника

    Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

    Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

    В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

    Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

    В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

    Библиотека Русской веры

    Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

    В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

    Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

    Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

    Русский текст:

    Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

    Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

    Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

    Русский текст:

    Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.

    «Шествие на осляти»

    В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.


    Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

    На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.


    Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х - первая половина 1640-х гг.

    Вербное воскресение в народных традициях

    К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

    Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

    «Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

    В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

    Вход Господень в Иерусалим. Иконы

    Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.


    Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева

    Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

    Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.
    Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

    В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.


    Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

    Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

    Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.


    Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

    Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

    Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.


    Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

    Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

    Душеполезное поучение на Вербное воскресение

    Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).

    1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

    Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же - воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое - Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов - Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же - царь кроткий.

    6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.

    Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей - об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.

    8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

    Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей - проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие - это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие - это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, - говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, - «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.

    10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.

    Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).




    Читать праздничные богослужения начинают обычно накануне в Лазареву субботу, которая предшествует празднику. Обычно в храмах с 15 до 16 часов начинается двухчасовая служба, посвященная воскрешению Лазаря. Именно в это время в конце богослужения начинают читать песнопения к Вербному воскресенью. На следующий день в большинстве храмов проходит утреннее богослужение с 8 утра до 10 или 11 часов. Точное время зависит от расписания прихода и его можно узнать в церкви. Вот как будет проходить вербное воскресенье 2019: служба в храме.

    В субботу идти или воскресенье




    Обычно верующие люди стараются посетить службу в утреннее и вечернее время. Однако реально это возможно только для неработающих пенсионеров, которые могут планировать свободно своё личное время. В зависимости от священника и правил, которые он устанавливает в приходе, стоит посетить храм вечером, чтобы освятить вербу. Однако нужно узнать заранее, так как не во всех храмах это возможно.

    Утром на вербное воскресенье стоит идти обязательно. Обычно прихожане, посещающие вечернюю службу, совершают исповедь, чтобы утром принять причастие. По церковным канонам считается, что вечером перед причастием обязательно нужно стоять службу в храме. Чтобы утром прийти на исповедь. Однако в некоторых храмах священник исповедует в ранние утренние часы до начала службы, поэтому причастники приходят на полчаса раньше или даже в более раннее время. После богослужения священник начинает говорить, в какое время стоит освещать вербу. Однако в некоторых храмах это можно сделать и в субботу накануне. Но это делают не всегда. Поэтому лучше поинтересоваться на рабочей неделе, во сколько и когда будет освящение вербы, чтобы приготовить её заранее.

    Больным, работающим людям, которые в перерыве зашли в храм, не обязательно полностью стоять службу. Достаточно просто купить свечу и поставить её перед иконами, немного помолиться и уйти. Это не будет считаться грехом. Однако те, кто постоянно посещает храм, обычно стараются стоять всю службу утром и вечером. Так что им не обязательно знать, идти в храм в субботу или воскресенье.

    Что это даёт




    В храме с молитвами обычно происходят различные чудеса. Однако священники не советуют увлекаться ими, так как в некоторых ситуациях быстрого улучшения жизни не наступает. Особенно, если человек задумал или делает что-то плохое, не угодное высшим силам. Иногда храм и богослужение помогают людям найти ответы на волнующие вопросы, однако для многих людей часто посещение богослужения, даже искренняя молитва не помогают в решении проблем, и они перестают посещать храм. На самом деле на службу ходят не для того, чтобы бог помог разрешить трудную ситуацию, а ради внутреннего освящения духи. Проникаясь молитвами, человек невольно начинает подсознательно искать выход из трудной ситуации, переосмысливать свою жизнь и верить в себя. Именно это придаёт ему уверенности в своих силах, поэтому в жизни наступает просветление и ощущение счастья, взаимности в любви.

    В некоторых ситуациях вера помогает преодолеть даже колдовство. Известно, что магия имеет действие на душу человека и нечистая сила, различными способами старается ему вредить. Одним влияние колдовства, порчи приходит через сновидения, другие начинают пить и предаваться всяким грехам. Многие даже из-за колдовского воздействия могут покончить собой. На церковном языке такое явление называется беснование и только при помощи молитвы и усилий самого человека оно лечиться. Хотя часто оставляет травмы на всю жизнь. Поэтому церковь призывает посещать службу, по возможности, в вербное воскресенье, чтобы очиститься и приобрести иммунитет к злой силе.

    После службы не забудьте поздравить всех, придя домой, можно своим знакомым и друзьям написать красивые смс, а поздравления выбрать

    Два дня радости отделяют покаянное время Четыредесятницы от скорби Страстной Седмицы. В 2013 года Церковь вспоминает Воскресение Спасителем праведного Лазаря 27 апреля, а Вход Господень в Иерусалим - 28 апреля. В чем смысл этих событий? Какие особенности богослужения? Почему освящаем вербу и едим рыбу?

    Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент «Маэсты» собора в Сиене (Италия) Дуччо ди Буонисенья. 1308-11 гг.

    Вербы воскресенья

    Словосочетания «вербное воскресенье» вы не найдете ни в Постной триоди, на в Типиконе. В русской традиции этот день принято называть «Неделя ваий». Вайа - молодая ветвь финиковой пальмы. Чтение, разъясняющие смысл праздника, санаксарий из Триоди на этот день говорит, что «Вайа бо у евреев ветвь мягкая глаголется». По понятным причинам в наших широтах место финиковых ветвей заняли вербы - наши русские вестники весны и нового пробуждения мира от зимнего оцепенения. Так, что там, где написано «Неделя ваий», смело можем говорить «Вербное воскресенье». В Богослужении Вербного воскресенья вайи-вербы упоминаются многократно, практически во всех песнопениях. Во время утреннего богослужения Вербного воскресения, после чтения Евангелия, ветви кадятся, над ними читается молитва на освящение ваий, а затем раздаются верующим. Эти трогательные атрибуты и символически, и осязательно позволяют верующим проникнуть сквозь тысячелетия к событию, полному трепетного торжества и кажущейся нелогичности. Поэтому ветви верб - участники именно утренней части богослужения Вербного воскресенья, а не весеннее украшение квартир. Вне храма, вне нашего участия в богослужении они теряют свой символический смысл…

    Торжество и печаль Вербного воскресенья.

    Тот же санаксарий начинается словами, способными вызвать священный трепет верующего и недоумение для стороннего наблюдателя: «Простерший небо словом, возсел на осленка, стремясь освободить смертных от безсловесия». То есть Тот, кто одним только словом Своим растянул для нас шатер небес, едет на ослике, животном отнюдь не торжественного вида. И Едущий в Вербное воскресенье на таком, по видимости невзрачном, существе, стремится освободить смертных от бессилия перед смертью.

    Канва праздничного события Вербного воскресенья объясняется следующим образом. Многим стало известно о воскресении Лазаря. Одни, уверовали во Христа, другие - «иудейская сонмица» - решают Его непременно убить в праздник Пасхи. «И вот Тот, Кто небо имеет престолом, восседши на осленка, входит в Иерусалим. Отроки евреев, да и сами они постилали Ему одежды и срезанные ветви фиников, иные же, неся ветви в руках, провожали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Ветви финиковых пальм знаменовали победу Христа над смертью. Победителей в бою или на войне встречали с ветвями вечнозеленых растений. С одной стороны как победитель смерти Христос явился, когда воскресил Лазаря, с другой - Ему предстоит страдать, умереть и окончательно победить господствовавший над людьми закон смерти.

    Уже с вайями - вербами Вербного воскресенья верующие поют на службе тропарь, песнопение, в котором сопрягаются торжество и печаль этого праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». В Вербное воскресенье мы, словно те еврейские дети, встречавшие Христа в Иерусалиме, встречаем Его «победы знамения носящее», то есть с вербами, знаменами христовой победы над смертью, помня о воскресении Лазаря, которое уверяет нас в общем воскресении мертвых. Но все это - «прежде Твоея страсти». Христос едет на страдание и смерть. Вербное воскресенье - время, где одними дорогами ходят Божественная сила Христа и человеческое несовершенство, которое уже замыслило предать своего Бога. Из канона Вербного воскресенья мы слышим как Бог, сидящий в вышних на херувимах, грядет со славою, в то время, когда фарисеи («писменницы и священницы» иудеев) на уровне обыденного сознания («тщетным поучистеся») удивляются, кто это такой, кому дети воспевают Осанну. Другое песнопение Вербного воскресенья еще более подчеркивает невероятность происходящего: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». Иисус Христос одновременно на Небесном Престоле и на осленке, Его воспевают ангелы и земные дети. И хотя, как говориться в каноне, ноги непокорных (иудеев) скоры на пролитие Владычней крови, но Он воскреснет.

    Вербное воскресенье в Священном Писании

    Пророк Захария за шестьсот лет до славного входа Христа в Иерусалим (Вербного воскресенья), предрек: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9). Что исполнилось по евангелисту Матфею с мельчайшими подробностями:

    «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21. 2-9).

    Вербное воскресение - история праздника.

    О Неделе ваий (нашем Вербном воскресенье) вполне определенно известно с конца 4 века. Паломница Эгерия описывает торжество, происходящее на ландшафтах новозаветной истории, в Иерусалиме. Верующие молятся на Елеонской горе, после чего все идут пешком в храм Воскресения. И все дети (у них особая роль в этом празднике, ведь именно они «неискусозлобны», то есть не испорчены опытом мертвой и политизированной книжности), держат в руках пальмовые или масличные ветви. Народ - и простые люди и знать - сопровождают епископа, который является образом Христа, грядущего во славе и на Страсть. При этом все поют песнопения, рефреном которых служит «Благословен грядый во имя Господне». Так что уже около полутора тысячи лет в Вербное воскресенье (Неделя ваий) празднуются торжество и печаль предпасхальных ожиданий.

    В Русской Православной Церкви с XVI века Вербное воскресенье праздновалось еще более торжественно. Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле, а царь или кто-то из знатных горожан вел этого осла под уздцы. Вербное дерево, украшенное и обвешанное сладостями, везли перед ослом. Шествие сопровождал хор. Со времен Петра I праздновать Вербное воскресенье подобным образом перестали.

    Вход Господень в Иерусалим. Тверь. XV в.

    Вербное воскресенье и аскетика.

    Образ Вербного воскресенья связан у нас прежде всего с весенним солнцем, пучками верб, рыбными блюдами, которые не вкушались весь пост? и предвкушением пасхальных торжеств. Отчего же тогда духовный писатель IX века прп. Феодр Студит произносит именно в неделю Ваий (Вербное воскресенье) свое поучение «О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог»?

    Святитель Григорий Палама вот что пишет об этом дне: «..так как приближается память спасительных Страстей Христовых, приближается и новая, и великая и духовная Пасха, пальма (победная награда) за бесстрастие, начало будущего века». Пост закончен, но впереди нас ждет Страстная седмица, неделя воспоминания того, чего стоила наша Пасха: «Пусть же уклонится каждый от таковых зол и да сотворит благо. А что есть благо? - Это - воздержание, пост, целомудрие и праведность, милосердие и великодушие, любовь и смирение, лишь при наличии коих мы сможем достойно соучаствовать закланному за нас Агнцу Божиему и тем приять залог бессмертия, который да сохраним с твердой надеждой на обещанное нам на небе наследие». Соучастие «закланному за нас Агнцу Божию» - вот что предстоит верующим после торжества Вербного воскресенья. Впереди - последний, самый трудный шаг. Это особо продолжительные богослужения, максимальное воздержание в пище и отказ от суеты в повседневной жизни. Вербное воскресенье - последняя передышка перед Страстной неделей.

    Дмитрий ДАЙБОВ