Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Игорь Манн посетил Красноярск
  • Вкусные и доступные рецепты оладий из кукурузной муки
  • Вкусные оладьи из тыквы с сыром: способы приготовления Оладьи из тыквы с чесноком рецепт
  • Свиная рулька варено-запеченная - рецепт приготовления с фото Рулька отварная рецепт
  • Жареная корюшка Как приготовить корюшку на сковороде
  • Пошаговый рецепт крема для торта из сгущенки и масла
  • Названия парусных кораблей в русском флоте. Парусники России (19 фото)

    Названия парусных кораблей в русском флоте. Парусники России (19 фото)

    Быстрое развитие торговли между Россией и Персией (Ираном) во второй половине XVII века потребовало наладить судоходство на Каспийском море, а заключение торгового соглашения, подписанного русским царем и персидским шахом, оговаривало также и охрану торговых морских путей кораблями.

    Для этой цели в селе Дединово, расположенном на Оке ниже впадения в нее реки Москвы, в 1667 году началось строительство небольшой верфи, предназначенной для постройки военных судов. По поручению царя из Голландии и других европейских стран было приглашено несколько корабельных мастеров для найма на русскую службу. В числе приглашенных были полковник Ван-Буковец, который должен был стать непосредственным руководителем и организатором постройки судов, капитан и кормщик Бутлер, а также корабельные мастера Гельт, Ван-ден-Стрек и Минстер. В помощь им из числа "свободных людей" окрестных сел и деревень выделялись тридцать плотников, четыре кузнеца и четыре пушкаря. Общее руководство строительством осуществлял один из наиболее образованных и дальновидных царских сановников боярин А. Л. Ордын-Нащокин, которому и принадлежала инициатива постройки судов.

    Первоначально намечалось построить один корабль, бот, яхту и две шлюпки. 14 ноября 1667 года состоялась закладка корабля, которому было присвоено имя "Орел".

    19 мая следующего года он уже был спущен на воду, но из-за задержек в поставках материалов и нехватки специалистов он смог выйти в первое плавание лишь летом 1669 года.

    "Орел" представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового парусного корабля длиной 25 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Вооружение судна должны были составлять 22 пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты.

    Вместе с построенными в Дединове другими судами корабль перешел сначала в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань. Там через год он был захвачен возглавляемыми Степаном Разиным восставшими крестьянами. По сохранившимся документам, "Орел" простоял в бездействии в протоке Кутум близ одной из астраханских слобод и пришел в полную негодность к плаванию.

    Основатель российского регулярного флота Петр Первый высоко оценил постройку первого в стране военного корабля, заявив:

    "Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже... от начинания того, яко от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское".

    Линейный корабль "Ингерманланд"

    Ингерманландия... В честь этих исконно русских земель, расположенных в устье Невы и отвоеванных у иноземных захватчиков в 1703 году, Петр Первый постановил назвать заложенный 30 октября 1712 года на адмиралтействе в Санкт-Петербурге новый линейный корабль. 1 мая 1715 года "Ингерманланд", представлявший собой двухпалубный трехмачтовый линейный корабль, был спущен на воду и вскоре введен в состав корабельной эскадры Балтийского флота.

    Вскоре после вступления в строй "Ингерманланд" стал флагманским кораблем эскадры вице-адмирала Петра Михайлова (Петра Первого), который в течение нескольких лет держал свой Флаг на этом корабле.

    Шла Северная война. В 1716 году Россия совместно с Англией и Данией продолжала вести боевые действия против Швеции.

    В целях нанесения удара по противнику предполагалось наступление русской армии на Стокгольм со стороны Ботнического залива и высадка объединенного русско-датского десанта на южное побережье Швеции. Для осуществления этого замысла в июле в датские воды вошла Балтийская корабельная эскадра в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Вместе с прибывшими из Архангельска несколькими кораблями силы, собравшиеся в Зунде под командованием Петра Первого, составили двадцать два корабля.

    Вскоре к русскому отряду присоединились прибывшие для охраны торгового судоходства от шведских каперов и фрегатов английская и голландская эскадры, а затем и датские корабли. Всего в объединенном русско-датско-англо-голландском флоте было семьдесят кораблей. Объединив такие крупные силы под своим командованием, Петр Первый 5 августа направил эскадру, во главе которой следовал "Ингерманланд", к острову Борнхольм на поиск противника, но, не обнаружив шведских кораблей, возвратился к датским проливам.

    Прошло три года, и в июне 1719 года над "Ингерманландом" вновь взвился штандарт Петра Первого, который опять повел свою эскадру к берегам Швеции. Поход оказался успешным. Разгромив противника и приблизившись к шведской столице на три километра, русский флот с наступлением осени прекратил крейсерство и ушел на зимовку.

    В память об этих походах Петр Первый приказал сохранить "Ингерманланд" для потомков, однако в 1735 году корабль, находясь на вечной стоянке в Кронштадте, затонул во время сильного наводнения, а в следующем году из-за невозможности восстановления был разобран.

    Длина 46 м, ширина 12,8 м, осадка 5,6 м. Вооружение: 64 орудия.

    Линейный корабль "Евстафий"

    В сражении, состоявшемся в ночь на 26 июня 1770 года, русские моряки истребили 14 неприятельских линейных кораблей, 6 фрегатов и около 40 мелких судов. Кроме того, линейный корабль "Родос" и пять галер были захвачены в качестве трофеев. Из 15 тысяч личного состава противника спаслось не более 4 тысяч, потери же русских составили лишь 11 человек. Таковы итоги морского сражения при Чесме.

    Шла русско-турецкая война. Крейсировавшая в Средиземном море русская эскадра в составе 9 линейных кораблей, 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 17 вспомогательных судов под общим командованием главнокомандующего войсками России в том районе А. Орлова на рассвете 24 июня 1770 года, получив данные о сосредоточении турецкого флота у острова Хиос, направилась на сближение с неприятелем. Турецкий флот, состоявший из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и нескольких десятков других судов, стоял на якорях в Хиосском проливе вблизи Чесменской бухты.

    Около полудня русские корабли, перестроившись в боевой порядок, решительно пошли на сближение с противником. Когда расстояние сократилось до 500 метров, турки открыли огонь. Головной корабль "Европа" временно вышел из строя.

    Его место сразу же занял линейный корабль "Евстафий", следовавший под флагом командира авангарда Г. А. Спиридова. Стремительно пройдя вдоль всей линии неприятельского флота, он сблизился с флагманским турецким кораблем "Реал-Мустафа" на дистанцию пистолетного выстрела и произвел сокрушительный бортовой залп. Неприятельский корабль загорелся, и его матросы в панике стали прыгать за борт.

    Однако и "Евстафий", попавший под обстрел пяти вражеских кораблей, получил повреждения. Он потерял управление и течением был навален на горящий турецкий корабль. Все попытки отбуксировать "Евстафий" в сторону с помощью шлюпок закончились неудачей. По сцепившимся снастям огонь перекинулся на русский корабль, но его мужественный экипаж, возглавляемый капитаном 1 ранга А. И. Крузом, умело вел абордажный бой, в ходе которого русские моряки сорвали и захватили кормовой флаг турецкого флагмана.

    Судьбу обоих кораблей решил непредвиденный случай: обвалилась горящая грот-мачта "Реал-Мустафы". Попав в раскрытую крюйт-камеру русского корабля, искры вызвали взрыв пороха и боеприпасов. Вслед за "Евстафием" взлетел на воздух и турецкий корабль.

    Гибель "Реал-Мустафы" и непрекращающийся интенсивный огонь русской эскадры деморализовали противника. Спешно обрубив якорные канаты, турки в беспорядке устремились в Чесменскую бухту, где на следующий день их настиг роковой конец. Длина 47,4 м, ширина 12,65 м, осадка 5,5 м. Вооружение: 66 орудий. Спущен на воду с эллинга Петербургского адмиралтейства 30 июля 1762 года.

    Шлюпы "Восток" и "Мирный"

    Антарктида,- "Терра Аустралис инкогнита"-неведомая Южная земля. Этот суровый обширнейший материк был открыт последним, хотя издавна привлекал внимание исследователей и ученых. Известный английский мореплаватель Джеймс Кук после своего путешествия 1772-1775 годов писал: "Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне".

    Основываясь на гипотезах и исследованиях, передовые русские офицеры и адмиралы В. М. Головнин, И. Ф. Крузенштерн, Г. А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России.

    3 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана и определения возможности выхода через Берингов пролив в Атлантический океан, другая - в Южную полярную область.

    Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам.двух трехмачтовых шлюпов:

    "Восток" (построен в 1818 году в Петербурге, водоизмещение - 900 тонн, вооружение-28 орудий, экипаж-117 человек) и "Мирный" (бывший транспорт "Ладога", построенный в 1818 году в Лодейном Поле, водоизмещение - 530 тонн, вооружение - 20 орудий, экипаж - 73 человека). Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев.

    Основными задачами экспедиции были: совершить переход в Антарктику, пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах, чтобы выяснить, существуют ли там земли, и если возможно - пройти к полюсу.

    Начальный этап этого невиданного путешествия проходил по уже знакомому русским морякам маршруту. Зайдя в Копенгаген, Портсмут, Санта-Крус на острове Тенерифе и в Рио-де-Жанейро, 22 ноября экспедиции разделились, направившись каждая по своему маршруту.

    Войдя в антарктические воды, "Восток" и "Мирный" произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карте появились мысы и заливы, названные именами участников экспедиции офицеров Парядина, Демидова, Куприянова, Новосильского. Затем экспедицией были открыты острова Анненкова, Лескова, Торсона (впоследствии одного из видных участников восстания декабристов в Петербурге в 1825 году) и Зава донского. Вся гряда островов была названа именем морского министра России де Траверсе.

    Упорно пробиваясь во льдах и уклоняясь от айсбергов, отважные русские исследователи 16 января 1820 года подошли наконец к шестому континенту. Этот знаменательный день вошел во всемирную историю как день открытия Антарктиды.

    Продолжая находиться в этом районе до середины февраля, два небольших парусных судна с деревянными корпусами, несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, еще дважды подходили к ледяным берегам, а с приближением антарктической осени направились в Сидней на кратковременный отдых.

    8 мая 1820 года, произведя ремонт и пополнив запасы, "Восток" и "Мирный" вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей: Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чича-гова. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи - острова Михайлова и Симонова.

    31 октября шлюпы после тщательной подготовки снова вышли из Сиднея в воды Антарктики. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Лавируя среди многочисленных айсбергов и льдов, шлюпы 13 декабря пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра Первого, а через неделю - гористый берег Александра I. Отсюда курс экспедиции лежал к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага. Часть островов была названа в честь побед русской армии над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года при Бородине, Малом Ярослав-це, Смоленске, Полоцке, Лейпциге, Ватерлоо и на Березине.

    30 января из-за плохого состояния корпуса шлюпа "Восток" отряд покинул Антарктику. Через четыре дня русские мореплаватели, проходя мимо берегов Южной Георгии, завершили кругосветное плавание. 27 февраля "Восток" и "Мирный" прибыли в Рио-де-Жанейро, а 24 июля, успешно завершив историческое путешествие, отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде.

    Совершив выдающийся в истории мореплавания научный подвиг, экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день, в том числе в Южном полушарии - 535 дней; 100 суток плавание проходило среди айсбергов и льдов. За этот период русские моряки и ученые открыли 29 островов, собрали богатейшие материалы для изучения антарктических морей. Подвиг экспедиции характеризует и тот факт, что в районах, где пролегли курсы "Востока" и "Мирного", люди побывали снова лишь через сто с лишним лет.

    Чтя память выдающихся соотечественников, советские полярники первые научные станции в Антарктиде назвали в честь шлюпов "Восток" и "Мирный". Имена руководителей экспедиции- впоследствии известных русских адмиралов М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена носят современный крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда Советского Союза.

    Россия – огромное государство две трети границ которого омывается морями и океанами. С древних времен Русичи умели ходить по морям, но единой школы и традиций не было долгое время. Первыми деревянными судами были челны-однодревки, первый из них был найден в конце девятнадцатого века и возраст его был более 4000 лет. Подобные челны, выполненные из цельного ствола дерева были популярны у славян. В Х веке появились насады, борта этих челнов наращивались обшивкой, что делало их гораздо вместительнее.

    Славянский флот – Русская ладья

    В тоже время появились наборные ладьи, это небольшие суда применялись для торговли, но неплохо зарекомендовали себя и в военных походах. При длине 20 метров, ладьи брали на борт до 15 тонн груза, через пороги Днепра корабли приходилось буквально переносить это не позволяло делать их длиннее. Но эти маленьким суденышкам с десятком весел и одним прямым парусом успешно бороздили по Черному морю во всех направлениях. У славян было много разнообразных судов, все они имели небольшие размеры, для более удобного перетаскивания по суше между руслами рек.

    Лишь в XII веке с освоением балтийских вод начали появляться относительно крупные суда. Именно поморские кечи стали основой концепции ВМФ, были и плоскодонные суда, бравшие на борт до двухсот тонн, при длине корпуса 25 метров, а ширине 8 метров. Звавшиеся «заморскими» ладьи могли проходить до 300 км за сутки.

    Российский боевой флот начался с указа Петра Великого в октябре 1696 года. Сильный флот нужен для организации выхода в море, необходимого для развития торговли и усиления государства. До окончания Крымской войны в 1856 году, флот был деревянный, гребным или парусным. Это были годы борьбы за моря, за право присутствовать на них, регулярно приходилось доказывать состоятельность и силу. А делать это нелегко, ведь опыт морских держав намного больше и не на десяток лет, а на несколько веков.

    В скором времени Россия создала сильный флот и развила собственное судостроение, конечно это не нравилось соседям которые всячески хотели выдавить русских с моря. Постоянные войны, порой ведущиеся на нескольких фронтах, не сломили, а наоборот закалили, позволили воспитать выдающихся моряков и флотоводцев, создать высококлассную школу. Большинство побед было одержано над превосходящим по численности и уровнем вооружения противником. Русские корабли не только обеспечивали безопасность своих границ, но и являлись миротворцами, гарантирующими стабильность в Европе.

    Первые русские Боевые галеры

    Относятся к морским парусно-гребным судам, где в качестве основной движимой силы были весла, приводимые в движение рабами, каторжниками или самими воинами. Имелись в конструкции и две три мачты с косыми парусами. Не смотря на то, что галеры использовались как торговые суда, первоочередное их назначение боевое, из-за их скорости, огромной для своего времени. Именно галеры рекордсмены по продолжительности своего существования в составе вооруженных сил своих государств, они просуществовали около полутора тысяч лет.

    Первая галера прибыла из Нидерландов в разобранном виде в конце семнадцатого века в Архангельск, но царь велел отправить ее в село Преображенское не собирая. Так эта галера стала образцом для создания еще двадцати двух судов, вставших в состав эскадры под флагами адмирала Лефорта, образец также встал в строй.

    Боевое крещение

    После неудачной осады Азова в 1695 году, Петр особенно загорелся созданием флота способным вести битвы с моря. Все из-за , который подвозил запасы к Азову по морю. За зиму построив 23 галеры по голландскому образцу, 2 галеаса, 1300 стругов, 3 сотни лодок, 4 , к весне был готов новый поход.

    В мае русская флотилия под командованием императора появилось под Азовом, блокируя подвоз припасов с моря и суши, после ожесточенной осады турки все-таки сдались. Это была первая победа России, одержанная благодаря усилиям флота, но настоящие битвы были еще впереди.

    Одна из исторически важных морских побед была в Гангудском морском бою. Серьезная шведская группировка в составе тридцати судов, половина из которых были линейными фрегатами, была разгромлена 20 русскими судами преимущественно галерами. Петр сразу понимал, что победить вооруженного до зубов, опытного и превосходящего числом противника, лобовой атакой не взять. Самоуверенность шведов сыграла с ними злую шутку, Петр ввел противника в заблуждение, начав строить переволоку, для перетаскивания галер через перешеек. Шведский вице-адмирал Ватранг решил, что русские хотят перебросить свои силы, дабы напасть с тыла и незамедлительно отправил часть кораблей им навстречу, а часть в резерв. На руку русским сыграла и погода, установившийся перед битвой штиль сковал парусные суда, серьезно ограничив их подвижность. Застигнутые врасплох шведы не успели сгруппироваться, а прибывшие на помощь корабли контр-адмирала Таубе спешно ретировались, посчитав, что на них выдвинулась вся русская флотилия.

    Галерный флот при Петре I

    Петровский флот начинался именно с галер, так как они наилучшим образом подходили для нужд флота. В 1710 году со всей страны собирались мастеровые для строительства гребных судов. Выбор в пользу галер объяснялся рядом причин:

    • Суда универсальны и подходят как для боя, так и для патрулирования;
    • Относительно дешевое производство, корабельная древесина была очень дорога, а российская сосна была не только дешевле, но и более пригодной для строительства;
    • Низкая осадка, редко превышающая два метра, была очень важна, так как крупные линейные шведские корабли не могли полноценно действовать у береговой линии.

    Суда вмещали до трехсот гребцов, а вес весла достигал девяносто килограмм, на каждое весло приходилось до пяти человек. Максимальная скорость хода достигала шести узлов и иногда больше, при этом гребцы делали до двадцати взмахов веслами за минуту. Так как вдоль всего борта располагались весла, то пушки располагались только в носовой части и на корме судна, что также влияло на тактику ведения боя.

    Описание корпуса

    У российских галер общим было лишь основное описание, это весла с боков и пушки спереди и сзади, остальное постоянно менялось от модели к модели. О первой галере, пришедшей в разобранном виде, осталось мало информации, ее можно было отнести к полугалерам, ее длина была немногим больше тридцати восьми метров, при ширине девять и осадкой в один метр восемьдесят сантиметров.

    С этого момента началось строительство самых разных моделей, от двадцати до двадцати четырех банок, в длину до пятидесяти трех метров, относительно узких не больше семисот тридцати сантиметров. На вооружении они имели до двадцати семи пушек, это были первые, и последние голиафы своей эпохи позднее Петр отказался от них в пользу более скромных по размерам кораблей.

    Варианты установки фальконета и пушек на носу галеры

    Галеры турецкого манера имели длинный корпус и имели опасно низкий уровень бортов над водой, что часто было причиной их затопления. Спереди имелся поднятый к верху выступ, к которому крепилась фок-мачта. За этим выступом располагался помост с орудиями крупного калибра. Помост для передвижения людей вдоль корабля назывался куршеей, он был покрыт смоленым брезентом, а на корме венчался надстройкой-каютой из деревянных брусьев или дуг, на которые была натянута палатка.

    Вооружение и тактика ведения боя

    В связи со своей низкой вооруженностью галеры никогда не выстраивались в линию для обороны. Благодаря своим скоростным характеристикам она стала средством нападения. В передней части, как правило, находилось две-четыре пушки, которые «отстреливались» до момента тарана, да по своей тактике они чем-то напоминали японских камикадзе. Стремительно появившись из укрытия, галеры таранили противника, после чего брали неприятеля на абордаж. Часто первыми в перестрелке страдали именно гребцы, так как они не имели укрытия, отчасти из-за этого они во время атаки гребли что называется «как в последний раз» от скорости атаки зависело их выживание.

    Первые парусные боевые корабли России

    Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.

    Первый боевой корабль “Орёл”

    Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.

    Корабль “Орел” 1667 год

    На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.

    В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.

    В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.

    Парусный флот российской империи с 18 по 20 век

    Активное развитие Балтийского флота отмечено в первые десятилетия восемнадцатого века. Был создан большой парусный флот, за это время были созданы базы в Санкт-Петербурге, Выборге, Кронштадте, Ревеле, Гельсингфорсе.

    К середине века в составе состояли суда с двадцати четырех российских верфей Воронежа, Переяславля, Астрахани и прочих городов. Флот имел сто тридцать кораблей и триста девяносто шесть гребных судов:

    • Девять фрегатов;
    • Пять бандер;
    • Тридцать шесть линкоров;
    • Три шнявы;
    • Семьдесят семь различных вспомогательных судов;
    • Двести пятьдесят три галеры;
    • 143 бригантины.

    Информации о большинстве судов почти не сохранилось, но были и корабли, чьи имена оставили свой след в истории. Так первый в своем роде российский линейный корабль «Полтава», построенный в Петербурге в 1712 году, он имел на борту 54 пушки и не пропустил ни одного сражения за все время северной войны. В 1780 году был спущен на воду линейный корабль «Победоносец», это был лучший корабль своего времени, вооруженный сорока восьмью орудиями разного калибра.

    К началу девятнадцатого века стал третьим по величине в мире. В 1841 был спущен на воду 120 пушечный гигант « » . Это был пик расцвета, после которого последовал упадок, тому было несколько причин. Первопричиной было устаревание парусного флота, ему на замену пришли паровые двигатели и шестидесятым годам девятнадцатого века пароходы вытеснили парусные судна из военного дела. Стоит отметить, что петровский флот не смог дожить до наших времен, продолжительность жизни первых судов редко превышала один десяток лет. Потому что в жажде перенять опыт строительства судов на европейский манер, Петр забыл узнать, как стоит готовить древесину, галеры и прочие суда из-за спешки строились из сырой неправильно обработанной древесины.

    Корабль «Двенадцать апостолов» модель

    Несмотря на трудности, русские моряки демонстрировали отвагу и доблесть позволявшие одерживать превосходство на море. К 1861 году был спущен на воду первый броненосец, ставший символом индустриального развития государства. На протяжении всего царствования Николая второго флот обновлялся, при этом в результате нехватки собственных судов, несмотря на стремительное развитие промышленности, приходилось даже заказывать суда из Дании, Германии, Франции и Германии.

    После поражения в Русско-японской войне мировое влияние на море серьезно пошатнулось, и Россия скатилась до шестого места по вооружению флота. В это же время на вооружении появляются подводные лодки, за последние десять лет до революции император тратил колоссальные суммы на перевооружение армии, бюджет морского флота был пятым в мире.

    Революция и гражданская война положили конец всему царскому флоту, все, что не погибло в боях, было захвачено либо разграблено, лишь единицы судов уцелели.

    Парусный флот представляет собой группу кораблей, передвигающихся с помощью паруса. Как правило, применение флота сопровождалось сразу же с появлением самих кораблей, которые пригодны для длительных экспедиций или морских сражений.

    Краткая история парусников

    Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.

    В 12 — 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.

    Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве-ли-кий Гар-ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».

    Судно «Ве-ли-кий Гар-ри»

    Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи — Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники — пираты.


    Эра парусников 17 века

    С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.

    Классификация парусных суден

    Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач — для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:

    • К первым трем относились только линейные корабли;
    • 4 — 5 ранга были фрегаты;
    • 6 — 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).

    Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.

    В основном это были:

    • Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
    • Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей — крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
    • Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)

    Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.

    Основные боевые парусные корабли

    Военно-морской флот в эпоху Ренессанса играл важную роль для любого государства, а его мощь определяла мировую политику того времени. Развитие кораблей продолжалось два столетия прежде, чем они получили четкую классификацию. Основными военными кораблями парусного флота были:

    • Бригантина. 2-мачтовое судно с прямой фок-мачтой и косой грот-мачтой. Появилось в 17 веке и использовалось для разведывательных операций. На борту размещалось 6 — 8 пушек.
    • Бриг. 2-мачтовый корабль 7-го ранга с водоизмещением до 400 т. Являлся основным разведывательным посыльным судном во всех флотах мира. Также на борту имел от 8 до 24 пушек, которые использовались для отстрела при уходе от погони. Появился в качестве более практичного и простого варианта бригантин, однако не вытеснил их полностью.
    • Галион. Самое крупное судно времен 15 — 17 веков. Могла включать от 2 до 4 мачт, а водоизмещение составляло до 1600 т. Галионы были господствующими суднами в сражениях до появления линкоров.
    • Каравелла. 3 — 4 мачтовое универсальное судно водоизмещением до 450 т. Более широкое применение получило в экспедициях. Хорошая мореходность достигается благодаря разносторонним мачтам и надстройками на носу и корме. Несмотря на высокий борт, каравеллы были только однопалубными суднами. В боях часто служили грузовым судном, способным отстреливаться от небольших кораблей и при абордаже.
    • Каракка. Крупное 3-мачтовое судно ранних времен. Имело водоизмещение до 2000 т. и 30 — 40 пушек на борту. Корабль мог перевезти большое число пассажиров, до 1300 человек. Каракка хорошо зарекомендовала себя в 13 — 16 веках в качестве мощного судна, способного в одиночку дать отпор. Однако с формированием флотов и появлением крупных кораблей они утратили свое значение.
    • Корвет. 2 — 3 мачтовое судно с водоизмещением до 600 т для решения тактических задач. Появился в 18 веке и один из двух (наряду с фрегатом) классов кораблей, сохранившихся до наших дней. Использовался для крейсерской охоты или уничтожения одиночных целей, реже для разведки. Оснащался открытой или закрытой артбатареей с десятками орудий.
    • Линейный корабль. Крупнейшее 3-мачтовое судно с тремя артиллерийскими палубами (в основном с закрытыми батареями). По стандарту линкорами считались судна водоизмещением до 5000 т., однако известно в истории много кораблей этого типа и до 8000 т. Вся батарея могла включать до 130 пар орудий, расположенных вдоль бортов. Использовались в основном для борьбы с такими же крупными кораблями и обстрела береговой линии. Линкоры одни из немногих боевых парусников, которые служили в морских силах до начала 20 века.
    • Флейт. 3-мачтовый транспортный парусник. Водоизмещение было произвольным, но зачастую не превышало 800 т. Имели до 6 пушек и отличались высокой маневренностью. Часто использовались корсарами для грабежей. В России первые флейты появились в Балтийском флоте в 17 веке.
    • Фрегат. 3-мачтовое судно с водоизмещением до 3500 т. Следующий по мощности после линкора и имел на борту до 60 пар пушек. Использовался в качестве крупного корабля поддержки на всей линии фронта или выполнения коммуникационных задач (охрана торговых кораблей). Являлся основной боевым кораблем парусного флота Российской империи.
    • Шлюп. 3-мачтовый корабль с низкими бортами. Имел водоизмещение до 900 т. и 16 — 32 арторудия. Служил в качестве дальнего разведывательного или экспедиционного судна. Шлюпы были популярны в 17 — 19 веках среди российских экспедиторов для кругосветных путешествий.
    • Шнява. Небольшой парусник с 2 прямыми мачтами, получивший распространенность в скандинавском регионе. В России активно использовались Петром I для разведывательных операций перед сражениями. Водоизмещение до 150 т., а число орудий колебалось от 2 до 18.
    • Шхуна. Судно с произвольным, в основном крупным водоизмещением. Могло включать до 16 орудий и распространялось в составе парусного флота Российской империи. Боевые шхуны были исключительно 2-мачтовыми, а посыльные судна имели произвольное число мачт.

    В отдельных странах были уникальные типы боевых суден, которые не получили распространение. Например, португальские корабли, сравнимые по водоизмещению с фрегатом, но имевшие несколько орудийных палуб, назывались крейсерами, хотя такой тип закрепился уже за более современными кораблями.

    Крупные корабли российского парусного флота

    Первые упоминания о российских парусниках можно найти в «Повести временных лет», которая рассказывает о походе князя Олега в Византию на кораблях. Российский парусный флот формируется уже Петром I. Строительство первых кораблей шло по подобию европейских. Первое крупное сражение отечественного флота отмечается со Шведами в Северной войне. В дальнейшем военно-морские силы начинают только расти.


    Крупный корабли Балтийского флота

    Крупнейшими военными парусниками в России (как и в мире) были линейные корабли. Первые линкоры были заложены в приладожской верфи, у которой не было опыта в строительстве больших кораблей, в результате чего судна получили слабую мореходность и маневренность. Список парусных линейных кораблей российского императорского флота, которые стали первыми в строю на Балтике:

    • Рига,
    • Выборг,
    • Пернов,

    Все три корабля спущены на воду в 1710 году и классифицировались как линейные корабли 4 ранга. На бортах размещались 50 орудий разного калибра. Экипаж судна составлял 330 человек. Парусные корабли в российском флоте также утратили свое значение с развитием паровых машин и броненосцев, однако еще использовались для разведывательных операций вплоть до времен гражданской войны.

    Предлагается к прочтению:

    Со времен Советского Союза в российских мореходных училищах сохранились шесть учебных парусников: «Юный Балтиец», «Крузенштерн», «Седов», «Мир», «Надежда» и «Паллада».

    1. Парусник «Юный Балтиец» приписан к Морскому техническому колледжу имени адмирала Д.Н. Сенявина, который находится в Санкт-Петербурге.

    2. Парусники «Крузенштерн» и «Седов» приписаны к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которая находится в Калининграде.

    3. Парусник «Мир» приписан к порту Санкт-Петербурге и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

    4. Парусник «Надежда» приписан к порту Владивосток и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

    5. Парусник «Паллада» приписан к Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету, который находится во Владивостоке.

    Таким образом, шесть учебных парусников сосредоточены в трёх портах: Владивосток, Калининград и Санкт-Петербург, по два в каждом, при этом, три: «Юный Балтиец», «Мир» и «Надежда», принадлежат учебным заведениям Росморречфлота, и три: «Крузенштерн», «Паллада» и «Седов», принадлежат учебным заведениям Федерального агенства по рыболовству.

    Парусник «Юный Балтиец»

    Построен на Балтийском заводе в 1989 г и стал первым парусно-моторным судном, построенным в России с 1914 года.

    У набережной лейтенанта Шмидта.

    По типу парусного вооружения относится к двухмачтовым шхунам с гафельно-бермудским вооружением. Высота мачт 32 м.

    Водоизмещение 441 рег.т. Длина 49,5 м. Ширина 8,4 м. Осадка 3,1 м. Скорость до 12 узлов. Может принять на борт 32 практиканта. В основном выполняет рейсы с практикантами в акватории Балтийского моря. В навигацию 2017 года на нем прошли практику 109 курсантов колледжа и клубов «Юнга» и «Адмиралтеец».

    Парусник «Крузенштерн»

    Построен в 1926 г в Германии. По типу парусного вооружения это четырехмачтовый барк. Полное водоизмещение 6400 т. Длина 114,5 м. Ширина 14,02 м. Осадка максимальная 7,2 м. Скорость под парусами до 16 узлов. Максимальная высота мачт 56 м. Площадь парусов до 3800 кв. м. Может принять на борт до 203 практиканта. Район плавания неограниченный.

    В 1991 г барк был передан из объединения «Эстрыбпром», Калининградскому высшему инженерному морскому училищу, и сменил порт приписки Таллинн на Калининград.

    Барк регулярно совершает плавания с курсантами из различных мореходок, преимущественно в морях, омывающих Европу. Он совершил два кругосветных плавания в 1995 – 1996 годах и в 2005 – 2006 годах. В 2015 г парусник совершил плавание в честь 75-ти летия Победы в Великой Отечественной Войне по маршруту: Сочи – Новороссийск – Керчь – Севастополь – Тулон – Рейкьявик – Мурманск – Архангельск – Калининград.

    На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

    Парусник «Седов»

    Построен в 1921 году в Германии. В настоящее время считается самым крупным учебным парусным судном. Парусное вооружение соответствует четырехмачтовому барку.

    Полное водоизмещение 7320 т. Длина 117,5 м. Ширина 14,7 м. Осадка 6,7 м. Скорость до 18 узлов. Высота мачт максимальная от киля до клотика 63,5 м. Площадь парусов 4192 кв. м. Может принять на борт 164 курсанта. Район плавания неограниченный.

    Паруснику принадлежит официальный мировой рекорд скорости под парусами для судов такого класса – 18,32 узла, который был установлен в 1987 году в Средиземном море.

    С 1966 по 2015 год судно прошло более 500 тысяч миль, что равно расстоянию от Земли до Луны и обратно.

    В 2006 и 2010 г парусник совершил плавания в высоких широтах Арктики посвященных памяти защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны. 23 сентября 2010 г он достиг широты 78°и стал первым судном такого класса поднявшемся так далеко на север.

    В 2012 – 2013 гг «Седов» совершил кругосветное плавание посвященное 1150-ти летию создания древнерусского государства.

    Также, как и на «Крузенштерне», на «Седове», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

    Парусник «Мир»

    Построен в 1987 г в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

    Судну принадлежит официальный рекорд скорости под парусами – 21 узел. Парусник участвовал во многих международных регатах и во время навигации совершает плавания с курсантами из различных мореходных и речных училищ преимущественно в морях, омывающих Европу.

    На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России.

    Парусник «Надежна»

    Построен в 1992 году в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2768 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

    Своё название парусник получил в честь флагманского корабля первой русской кругосветной экспедиции «Надежда».

    Парусник выполняет плавания преимущественно в морях Дальнего Востока.

    В 2014 и 2016 году он принимал участие в регатах на Черном море, для чего проделывал путь через Индийский океан и Суэцкий канал.

    На паруснике «Надежда», как и на однотипном паруснике «Мир», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России, преимущественно находящихся на Дальнем востоке и в восточной Сибири.

    Парусник «Паллада»

    Построен в 1989 году в Польше. Своё название парусник унаследовал в честь фрегата «Паллада», на котором русский писатель Иван Гончаров, совершил плавание на Дальний восток и написал свой знаменитый роман «Фрегат Паллада». Ну что же, историческая преемственность в названии кораблей, это всегда хорошо.

    По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2284 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

    В 2007 – 2008 г парусник совершил кругосветное плавание, посвященное 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева и 50-ти летию начала русского освоения Антарктиды.

    На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России, расположенных на Дальнем востоке, Камчатке и Восточной Сибири.

    В данной статье приведены лишь самые краткие сведения о каждом легендарном учебном паруснике. Разумеется, что у каждого из них своя история, насчитывающая десятки лет, и наполненная незабываемыми плаваниями и впечатлениями, десятков тысяч курсантов, которые приобщились к морю именно на их палубах и мачтах, совершая дальние плавания сквозь туманы и шторма, в разных уголках мирового океана.

    Стоит отметить, что в нашей стране не только самое большое число мореходных и речных училищ, но и самый большой флот учебных парусных судов.

    Кроме специализированных учебных парусников, приписанных к тем или иным морским учебным заведениям, в России имеются и другие парусные корабли, на которых приобщаются к морской жизни мальчишки и девчонки и даже, вполне себе взрослые люди. Море ведь притягивает не только молодежь, тяга к морю и желание попробовать себя в преодолении трудностей на море может появиться у человека в любом возрасте. Поэтому и бороздят каждый год водные просторы различные парусники и яхты, например, парусник «Штандарт» и парусная шхуна «Надежда».

    Парусник “Штандарт”, построенный в честь первенца Балтийского флота, корабля времен Петра Великого.

    Фото сделано в порту Гамбург в феврале 2012 г.

    Парусная шхуна «Надежда» проходит защитную дамбу в Кронштадте и следует на Большой Кронштадтский рейд. Фото сделано в августе 2019 г.

    Парусный корабль “Полтава” у Английской набережной

    Парусник «Полтава» хотя и построен как исторический корабль, однако даже ступая на его палубу уже в какой-то степени происходит приобщение к морю, ну а уж если провести на нем несколько часов, еще в течении нескольких дней, так ведь и в море и корабли влюбиться можно.

    Курсантам, которые впервые поднимутся на палубы учебных парусников, хочется сказать, что не корабль украшает моряка, а моряк, своей любовью к кораблю и морю, своим разумным служебным рвением и заботой о технической исправности корабля, становится его истинным украшением и основой безопасного и безаварийного плавания .

    Ни один белоснежный, и с виду шикарный лайнер, не станет домом для безграмотного и безответственного моряка, а любой трудяга рыболовный траулер, или сухогруз на каботажной линии, преображается и становится надежным помощником и дорогой в будущее, заботливому моряку, который искренне любит корабли, предан морю и всегда добросовестно исполняет свои обязанности на каждом судне, куда бы его не занесла судьба моряка.

    У настоящего моряка, сначала бумажные, а затем маленькие и ржавенькие кораблики, со временем сменяются на огромные океанские лайнеры. Нет такой силы на земле, которая может стать препятствием на пути человека, который хочет быть моряком и готов посвятить этому всю свою жизнь, и пусть напутствием ему в этом благородном стремлении, будут слова из великолепного романа Вениамина Каверина «Два капитана»:

    «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

    Рассказ о парусниках, которые бороздят просторы морей и океанов под флагом России, нужно начинать с самого старейшего российского четырёхмачтового барка «Седов». Этот парусник был построен в Германии на судоверфи в городе Киле и спущен на воду 14 февраля 1921. В момент своего появления на свет он был назван «Магдалена Виннен 11». В годы Второй мировой войны входил в состав вспомогательного флота фашистской Германии и перевозил военные грузы. По решению Потсдамской конференции о репарациях в декабре 1945 года барк был передан Советскому Союзу и получил новое название в память о русском гидрографе и полярном исследователе Георгии Яковлевиче Седове . За время службы в качестве учебного судна на барке «Седов» прошло судовую практику не одно поколение российских моряков. И в настоящее время красавец барк, который является самым крупным учебным парусником в мире (водоизмещение 7320 тонн), бороздит моря и океаны планеты.

    Барк «Крузенштерн». Фото: www.russianlook.com

    Вторым по возрасту среди российских парусников считается четырёхмачтовый барк «Крузенштерн». Он был построен на судостроительной верфи в городе Везермюнде (ныне Бремерхафен) в Германии и спущен на воду в 1926 году. До войны он использовался как грузовое судно, его трюмы принимали до 4 тысяч тонн угля. В 1946 году, как и барк «Седов», он был передан Советскому Союзу и переименован в честь российского мореплавателя и адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна , руководителя первой Российской кругосветной экспедиции.

    Барк «Седов». Фото: www.russianlook.com

    Особое место среди российских парусников послевоенного периода занимает барк «Товарищ». В 1933 году на Гамбургской судостроительной верфи был построен трёхмачтовый учебный барк «Горх Фок» по заказу германского Имперского флота. Парусник оказался надёжным, устойчивым и маневренным. «Горх Фок» стал образцом для целой серии из шести немецких парусников, построенных в период с 1936 по 1958 годы. Начиная с 1934 года вышеназванный барк использовался в учебных целях, совершая походы по Атлантике, Северному и Балтийскому морям. После начала Второй мировой войны «Горх Фок» и его побратимы служили канцеляриями и казармами в германских портах. В конце войны парусник отбуксировали к острову Рюген, где 30 апреля 1945 года по приказу немецкого командования он был подорван и затонул. По решению Потсдамской конференции о репарациях в числе других судов парусник «Горх Фок» был передан Советскому Союзу. В 1947 году корабль был поднят со дна моря и за 4 года был капитально отремонтирован. Ещё находясь в Германии на капитальном ремонте, парусник получил рынду с именем «Товарищ», которое корабль унаследовал от первого учебного парусника на Чёрном море, погибшего в годы Великой Отечественной войны в порту города Мариуполь.

    В 1950 году барк «Товарищ» пришёл в порт Лиепае в Латвии, а 8 июля 1951 года судно вышло в свой первый поход под советским флагом. Путь его лежал к берегам Чёрного моря, где парусник начал служить как учебное судно для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона. За время своей службы под флагом СССР барк «Товарищ» неоднократно совершал длительные походы, наносил официальные визиты в другие государства, участвовал в парусных регатах и побеждал. Более 500 тысяч миль и порты 86 стран остались за кормой барка. Корабль сыграл несколько «ролей» в фильмах. Снимался в кинокартинах «Максимка», «Алые паруса», «Остров сокровищ», «Капитан Немо», «Узник замка Иф».

    Барк «Горх Фок». Фото: www.globallookpress.com

    Но вскоре паруснику стало не до кино. После распада Советского Союза и раздела Черноморского флота «Товарищ» перешёл в собственность Министерства образования Украины. Прослуживший до 1995 года под флагом Украины, барк был направлен в Англию на капитальный ремонт, где простоял три года. Требуемых для ремонта 3 млн долларов у Украины не нашлось. По предложению немецкой «Организации друзей парусного флота» парусник был прибуксирован из Англии в немецкий порт Вильгельмхафен, где принял участие в международной выставке «Экспо-2000». В 2003 году наступил закономерный финал: корабль был продан за 500 тысяч евро той же «Организации друзей парусного флота». В настоящее время «Горх Фок 1» (так теперь называется бывший «Товарищ») используется как корабль-музей для проведения банкетов и других церемоний. Эта история болью отдаётся в сердцах моряков-ветеранов, прошедших на «Товарище» судовую практику или служивших на нём.

    Из других, подобных «Товарищу», парусников в строю осталось три: американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель»), полученный по репарации, румынский «Мирча», построенный по заказу Бухареста в 1939 году, и немецкий «Горх Фок 11», последний из этой серии, спущенный на воду в 1958 году.

    Шли годы, и необходимость в учебных парусных судах всё возрастала. Ветераны «Седов», «Крузенштерн» и «Товарищ» уже не могли обеспечить практику кадетам морских ВУЗов стремительно развивающейся страны.

    12 августа 1981 года в Польской Народной республике на воду был спущен учебный парусный корабль (часто корабли этой серии называют фрегатами). Парусник был построен на Гданьской судоверфи имени Ленина на средства, собранные польской молодёжью для Морской академии в городе Гдыня. Фрегат «Дар молодёжи» участвовал во многих регатах и неоднократно одерживал победы среди парусников мира. В настоящее время ветеран польского флота находится на вечной стоянке как мемориальный корабль.

    Фрегат «Дар молодёжи». Источник: Public Domain

    Этот парусник стал образцом для серии учебных парусных фрегатов, построенных для Советского Союза в девяностые годы прошлого века. Все корабли строились на Гданьской судоверфи под руководством конструктора Зигмунда Хорена . Серия состояла из пяти парусников: «Дружба», «Мир», «Херсонес», «Паллада» и «Надежда». Судьба этих красивых учебных парусников в постсоветском пространстве различна. При разделе Черноморского флота фрегаты «Дружба» и «Херсонес» отошли к Украине. В 1992 году «Дружбу» перегнали в Итальянский порт Мессина, где она была переоборудована под круизную яхту. С начала 21 век красавец парусник стоит на приколе в порту Одессы и используется для практики кадетов младших курсов.

    Более трагична судьба «Херсонеса». После раздела флота до 2006 года на условиях аренды фрегат использовался как круизное судно. С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем судно находилось в отстое в порту Керчь. За эти годы парусник потерял былой нарядный вид, металлические детали заржавели, многие предметы интерьера были украдены. После присоединения Крыма к России забрезжила надежда, что «Херсонес», принадлежащий Керченскому морскому технологическому университету, будет восстановлен и снова поднимет паруса над своим красно-золотистым корпусом.

    Фрегат «Херсонес».