Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Альманах «День за днем»: Наука
  • Предложения с уточняющими обособленными членами
  • Ламбруско — шампанское или игристое вино?
  • Знакомство со школой будущих первоклассников игра «Путешествие на школьном корабле» методическая разработка на тему
  • Телефон горячей линии пенсионного фонда рф
  • Концлагерь Аушвиц-Биркенау
  • Главные сферы жизни человека и их развитие. Осознайте, что после провала жизнь продолжается

    Главные сферы жизни человека и их развитие. Осознайте, что после провала жизнь продолжается

    Тема выбора приоритета, когда ты осознанно фокусируешься на чем-то одном в течение длительного времени, настолько остра, что режет даже тех, кто к ней едва прикасается

    Тема выбора приоритета, когда ты осознанно фокусируешься на чем-то одном в течение длительного времени, настолько остра, что режет даже тех, кто к ней едва прикасается. А между тем внести осознанные перемены без такого выбора практически невозможно, особенно если вам уже не 20 лет и результаты текущих убеждений требуют полной переработки. По сути, нужно учиться заново «ходить».

    С экрана компьютера информация воспринимается еще более-менее терпимо, сознание может ловко игнорировать болезненные факты в тексте, зато на программах это чувствуется куда отчетливее. Когда, например, в кульминации марафона речь заходит о сути сфокусированности – необходимости отдать большую часть своего внимания одной задаче, развитию одной сферы - тела, дела или отношений, – появляется напряжение. Как можно выбирать из столь важных аспектов?

    • Тело или дело?
    • Дело или отношения?
    • Отношения или тело?

    Как вообще можно ставить вопрос под таким углом? Разве суть не в сбалансированности всех жизненных аспектов?

    Это хорошо продаваемая позиция, которой так часто спекулируют разные авторы. Я тоже за развитие во всех сферах жизни, но как это делается практически, без розовых бантиков на коробке для тренинга? Что стоит за историями людей, которые на самом деле живут на высоких скоростях?

    Я уже рассказывала, как это было у меня. Я хронически пыталась сделать «все и сразу»: одним махом решить все свои вопросы от развития любимого дела и приведения себя в форму до окружения близкими по духу людьми, пока не поняла, что этой истории уже много лет, а положение вещей особо не меняется (декорации не в счет). Справедливо отметить, что под любимым делом я всегда понимала именно любимое дело и под близкими по духу людьми – именнотаких людей, предварительно дав определение этим понятиям для самой себя. То есть речь шла о максимальной реализации своего потенциала, которая не терпит полумер. С компромиссами, конечно, куда проще собрать пазл собственной жизни, только будет ли вас устраивать узор?

    Из года в год я повторяла одну и ту же ошибку, абсолютно не отдавая себе отчет – я пыталась охватить все и сразу. Даже на мгновение не могла допустить, что откажусь от чего-то в угоду одной-единственной цели. Но, слава богу, моя слепота оказалось не вечной. Осознание, что в этих попытках я провела уже около 7 лет, а все ключевые вопросы как были нерешенными, так и остались - однажды постучалось в мою дверь, открыв мне глаза, что все это время я держусь нервной хваткой за то, чего даже не имею.

    Спасение пришло ко мне простым словом «приоритет».

    Расставлять приоритеты и следовать им – вот ключ к созданию осознанных перемен в своей жизни и продвижению по пути личного выбора. Ты не можешь сделать все и сразу, но абсолютно точно в состоянии сделать все, но постепенно.

    Мой выбор был отдан делу, по принципу – начни с того, что тебе ближе всего на данный момент.

    Не с того, что ты больше всего хочешь и не с того, что тебе подсказывают родственники или друзья, – начни с того, чтоближе. Это эффективнее. Научись осознанным переменам сначала в одной сфере, остальные будут сносно насаживаться уже на этот навык.

    Звучит складно, но на свой опыт примерить страшно.

    • Можно ли параллельно заниматься двумя сферами?
    • А если сразу всеми тремя все-таки?
    • Как правильно выбрать?
    • Как долго надо держать фокус на чем-то одном?

    Когда мне прямо задают эти вопросы, я не могу настаивать только на единственном приоритете и никогда не скажу человеку в лицо, что, если он не сфокусируется сейчас на одной задаче, он ее не решит. Написать в материале могу, сказать – нет. Такова моя позиция. Поэтому в разговорах я всегда поддержу любой озвученный выбор. Но для осознанного читателя я опять предложу эксперимент.

    Возьмите 4 яблока. Среднего размера, чтобы легко удержать в руках.

    Держите? Отлично.

    А теперь жонглируйте ими, чтобы ни одно не упало на пол. Причем жонглируйте красиво, высоко, искусно. Вкладывая всю душу в этот процесс. Мы же тут за максимальную реализацию, ведь так?

    Сложно отрицать тот факт, что есть люди, которые легко и виртуозно жонглирует четырьмя яблоками, да что там – они и десятью умеют. То есть это возможно. А если возможно – то и вы можете. Или?

    Жонглируйте. Прямо сейчас. Ни одно не уронив.

    Смотреть на то, как кто-то ловко оперирует всеми сферами своей жизни, и пытаться это с ходу повторить на своем опыте – утопия, особенно, если в вашей жизни требуется капитальный ремонт вплоть до заливки нового фундамента. Научитесь сначала осознанно развивать одну сферу – будь то дело, тело или отношения, а затем, немного окрепнув в процессе осознанного жизнетворчества, добавляйте новые «яблоки».

    Чтобы научиться жонглировать четырьмя яблоками, сначала надо научиться правильно ловить одно, затем добавить к нему второе и так далее, причем после освоения азов – каждое последующее яблоко добавлять все легче и легче.

    Возьмите в руку один мячик и перебрасывайте его из одной руки в другую. Высота броска - немного выше уровня глаз. Броски и поимки производятся в разных точках. Броски - ближе к середине тела, поимки - с внешней стороны. После поимки рука совершает полукруговое движение и совершает бросок. Это упражнение простое, но очень важное, так как закладывает базу для жонглирования. Упражняйтесь, пока вы не станете уверенно бросать и ловить мячик.

    «Как научиться жонглировать»

    Сложно? Нет. Легко? Тоже нет.

    Даже просто перебрасывать мячик из руки в руку требует определенного усилия и концентрации, так почему же кто-то еще думает, что для развития своей жизни можно «плыть по течению»?

    Как стать виртуозным жонглером собственной жизни и развиваться во всех сферах по максимуму?

    0. А жонглер кто?

    Хочется сказать, что это вы. Но не совсем. Это вы Осознанный. Способный взять жизнь в собственные руки и крутить любой из ее аспектов по своему усмотрению. До жонглера нужно дорасти.

    Существуют четыре основные сферы: душа, тело, дело и отношения. Так вот, состояние жонглера – это ваш контакт с самим собой, со сферой, которая называется «душа». Это фундамент, без которого любые преобразования бессмысленны, так как разлетятся в пух и прах на первой же кочке. Без принятия текущего момента и без полной ответственности за все, что происходит, - расстановка приоритетов, по сути, не имеет значения.

    Что такое принятие текущего момента?

    Это в первую очередь, отказ от нытья: что посадили, то и выросло. Нелепо тут сетовать. Также – это способность видеть хорошее уже сейчас и концентрироваться именно на нем. Не как слепой оптимист, потому что «надо», а как разумный жонглер, которому спелые яблоки милее прогнивших, и который прекрасно понимает, что от того, что он берет в руки(на чем концентрирует внимание), будет зависеть то, что «крутится» в его жизни.

    1. Научитесь «жонглировать» сначала одной сферой

    Тот самый выбор приоритета, который спасет многих умных людей от пожизненного ярлыка «подающий надежды».

    Вы либо реализовали свои способности, либо нет. То, что они у вас есть, - не имеет значения.

    Выберите ту сферу жизни, которая на этом отрезке ближе всего к вам, и выведите ее на новый уровень. Сделайте то, о чем мечтали. Причем, сделайте красиво, высоко, искусно. Поставьте процесс на новую колею, которую впоследствии надо будет поддерживать, а пока она требует всего вашего внимания для плодотворной стройки. Отдайтесь, в конце концов, чему-нибудь без остатка. Поставьте цель, наметьте сроки, продвигайтесь вперед.

    В идеале около 80 процентов своего внимания вы отдаете приоритету и лишь 20 процентов времени и сил достаются всему остальному. Такой расклад позволяет проложить колею в минимальные сроки – от полугода до года для версии 1.0

    2. Добавляйте новые сферы, продолжая «держать» прежние. Яблоки падать не должны

    И вот вы уже вполне сносно «крутите» одну сферу, когда переходить к следующей и как?

    Нет речи о том, что вы дойдете до некого условного «конца» в развитии первой сферы, после которого можно будет наконец, переключиться. Никаких «остановок» или «финалов» этот процесс не подразумевает. Вы всего лишь чувствуете, что набили руку достаточно и вывели процесс на следующий этап в согласии со своими целями.

    Однозначного момента, когда будет ясно, что пришло время добавлять новые сферы, и, уж тем более, уверенной внутренней готовности – не ждите. Такого не будет.

    Просто в какой-то момент надо очень ясно про себя понять – вы жонглер с вечно одним яблоком или все же виртуоз своей жизни?

    И переходить к следующему этапу – добавлению целей по другим сферам жизни, с учетом, что прежние процессы остаются в силе. Подробно об этом переходе я рассказывала здесь.

    Яблоки падать не должны. Но они будут падать на начальном этапе. Это надо пережить, продолжая развивать свой навык.

    Обучение жонглированию – это не история про то, что, набив руку с одним яблоком, вы его отложите в сторону и возьмете другое, то есть после одной сферы резко переключитесь на другую, ведь ей тоже надо много внимания. Нет. Здесь начинается та самая работа по всем сферам жизни – добавление новых элементов в уже имеющийся процесс и продолжение своей осознанной игры с ними.

    Немного о концентрации от Павла Дурова:

    Способность к многочасовой концентрации на одном занятии - навык, который в нашу мобильно-онлайновую эпоху встречается все реже. Но именно этот навык необходим для интеллектуального, творческого или духовного прорыва. Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации.

    3. Видимая легкость, известная как виртуозность, приходит только после упорных тренировок

    «Если то, что вы делаете, не дается вам легко – не делайте это», - еще один прекрасно монетизируемый совет, который активно продвигается.

    И вправду, профессиональный жонглер легко перебрасывает шары, уверенный канатоходец идет по тросу без напряжения, а опытный сноубордист летает на трамплинах, как будто это так же естественно, как и бегать.

    Виртуозность – это ощущение легкости при максимальной концентрации, которое приходит вместе с мастерством.

    Но было ли этим людям легко с самого начала, когда они учились «крутить свое первое яблоко»? И кем бы они стали, если бы послушали такой совет? Вернее, кем бы они остались?

    Вечно подающими надежды…

    Способность развить в себе видение того, что между этим сноубордистом и любой сферой твоей жизни нет никакой разницы, что все бытие соткано из одной ткани и подчиняется одним и тем же законам, а все люди вокруг – не более, чем продолжение друг друга – это первый шаг на пути становления внутреннего жонглера, способного держать баланс в развитии всех сфер жизни. И это куда увлекательнее и продуктивнее, чем бесконечная возня с внутренним ребенком.

    Да, меня это пугает. Давайте вспомним президентские выборы в США. Трамп одержал победу, потому что многие люди потеряли деньги в мировом кризисе 2008-2009 годов. Они уже не чувствуют, что смогут снова встать на ноги, цены постоянно растут, и люди действительно были раздражены относительно американского правительственного курса. Избрание Трампа или голосование за Брекзит вызваны огромным недовольством обычных людей, так как для них глобальная экономика работала недостаточно эффективно, несмотря на все громкие заявления политиков. Проблема в том, что даже у самих глав государств нет достаточных рычагов влияния, чтобы управлять миром, который так быстро меняется за счет реализации системы искусственного интеллекта. Ведь это разрушительно для рабочей силы. И если люди так раздражены последствиями глобального кризиса и отсутствием возможности зарабатывать больше денег, то они будут просто в ярости, узнав, что у них больше нет работы водителя грузовика или бухгалтера. А вместо них обязанности выполняет компьютер, которому не нужна пенсия или зарплата, который не пойдет на забастовку и не станет жаловаться, не возьмет больничный.

    Поэтому здесь главный вопрос: какие навыки понадобятся нам в этом новом мире? Правило «век живи – век учись» работает независимо от возраста и положения. Нам всем стоит приобрести новые умения. Это очень актуально на сегодняшний день, люди должны учиться. Появятся новые виды деятельности, которых не существует сейчас. Обычно происходит так: с появлением новых технологий появляются новые специальности, так исторически сложилось на протяжении последних 30-40 лет. Компьютеризация мира создала больше рабочих мест, чем разрушила. Но появление искусственного интеллекта уничтожает больше рабочих мест, чем создает. Например, 25 миллионов рабочих мест исчезнет в США, а появится всего 10 миллионов – это огромная разница, 15 миллионов рабочих мест просто не станет.

    Поэтому людям нужно срочно осваивать новые умения в течение ближайших 5 лет и постоянно держать в уме, что в течение следующих 5-10 лет многие виды работ будут переданы роботам с искусственным интеллектом.

    Во-первых, нам нужно стать более технически подкованными, научить писать коды, например. Но тут есть обратная сторона: если компьютер сам напишет код грамотнее человека, зачем заморачиваться? Уже созданы роботы, которые смогут изобретать целые новые языки. Поэтому - довольно неожиданно - нам стоит осваивать сферу творчества, например, музыку или создание игр. С такими вещами у машин есть сложности, люди в этом разбираются намного лучше. Также есть вещи, которые ценятся намного больше, если они сделаны ручным трудом: например, ювелирные украшения могут быть сделаны машинным аппаратом, но такую вещь покупать не хочется, ведь вам наверняка больше понравится нечто, сделанное таким же человеком, как и вы. У такой вещи будет своя история, и ценность ее будет выше. То же самое и с одеждой – вы не захотите вещь, чей дизайн разработал робот. Дешевая одежда может быть создана машинами, но эксклюзивные наряды делаются вручную, и модельер вкладывает в их создание свой творческий импульс.

    Для того чтобы человек представлял собой целостную гармоничную личность и чувствовал себя удовлетворённым, ему необходимо развиваться во всех основных сферах жизни. Соответственно, для этого необходимо знать главные сферы жизни человека, в которых нужно развиваться. Об этом и многом другом поговорим в этой статье.

    Изначально мы должны понимать, что человек просто обязан начать хоть как-то работать над собой и развиваться, как личность. Без этого жизнь проходит под тотальным влиянием судьбы, которую довольно просто узнать у опытного астролога или хироманта, к примеру.

    Надеюсь, что перспектива быть марионеткой в руках судьбы Вас не прельщает и Вы хотите хоть немного выйти из под её влияния. Это по силам каждому из нас, но нужно прилагать немало усилий.

    Проблема неудовлетворённости в жизни

    Большинство людей чувствуют себя неудовлетворёнными и несчастными именно из-за того, что упускают важный момент развития всех сфер жизни.

    Как правило, современный материалистичный человек направляет своё внимание в основном на какие-то вещи и предметы, ценные с его точки зрения, но совершенно забывает о более тонких и важных аспектах человеческой жизни.

    Проблема в том, что вот эта сама сугубо материалистичная концепция жизни неминуемо приносит страдания абсолютно каждому человеку, который её придерживается . Откровенно говоря, в материи и счастья-то не присутствует, а так, временное удовлетворение.

    Именно поэтому существует множество примеров из жизни, когда человек, у которого с материальной точки зрения есть всё, а счастья он не ощущает. Для многих людей с низким уровнем сознания не понять этого. Они считают, что когда ты богатый, то ты автоматически становишься счастлив.

    Об этом подробнее посмотрите в видео:

    Но также это не означает, что нам полностью нужно перестать думать про материальные аспекты жизни. Мы живём в материальном мире, поэтому, волей не волей, нам приходится с этим считаться. С этой проблемой сталкиваются все материалисты.

    Итак, давайте разберём все главные сферы жизни человека.

    Основные сферы жизни человека

    Существует четыре основных сферы жизни человека. Некоторые авторы разделяют их более широко, но всё их разнообразие можно свести к четырём группам. Каждая из этих сфер жизни требует внимания к себе. Гармоничное развитие в этих четырёх направлениях — главное условие для счастья.

    Физическая сфера

    К этой сфере относиться наше здоровье и всё, что с ним связано. Часто здоровье называют самой важной сферой, ставя её на первое место. Но отчасти, это заблуждение.

    Здоровье и физическая сфера жизни в целом важны без сомнения, но не являются главной целью человеческой жизни, так как без каких-либо вариантов тело умрёт, как бы мы не заботились о нём.

    Поэтому тут важно сохранять трезвость мышления: понимать, что здоровье важно, но не имеет большого значения без развития следующих главных сфер жизни человека .

    Социальная сфера

    Это сфера отношений со всеми окружающими людьми, а также с самим собой, что немаловажно. Сюда же относится умение зарабатывать деньги, так как это напрямую связано с социумом и пользой, которую мы ему приносим.

    Хочу отметить, что эта сфера очень сильно важна для счастья и успеха человека. В зависимости от того, какие отношения мы строим с людьми, складывается наша судьба, а также это напрямую влияет на отношение к нам самим.

    Любая деятельность в социуме невозможна без отношений с людьми, что уж тут говорить об отношениях с родственниками, которые чрезвычайно важны в жизни.

    В тот момент, когда мы перестаём заботиться об отношениях с людьми, эти отношения сразу начинают ухудшаться.

    Запомните, что мы должны научиться строить правильные отношения сначала с родителями и учителями, потом с супругом или супругой, далее с детьми, с коллегами, с друзьями и т.д.

    Интеллектуальная сфера

    К этой сфере относятся такие области, как развитие в профессиональной деятельности, постановка целей, работа с эмоциями и умом и т.п. Эти области многие авторы выделяют в отдельные сферы.

    Важно научиться питать свой ум и разум правильной «пищей», так как от этого зависит наш образ мышления, наши ценности и наша дальнейшая судьба.

    Немаловажно в этом случае то, в каком окружении мы проводим большинство времени. Трудно менять своё мировоззрение, оставаясь в старом окружении, которое, к примеру, не хочет развиваться и скептически относится ко всему, кроме денег, выпивки и т.д.

    Духовная сфера

    Не побоюсь этого слова, но это самая главная сфера жизни человека. Если эта сфера забыта человекам, то он однозначно впустую проживёт бесценную человеческую жизнь.

    Сюда относится серьёзный духовный рост, развитие бескорыстия и неосуждения, служение Богу и всем живым существам и многое другое. Важно понять, что мы имеем духовную природу и не являемся физическим телом, которое мы можем видеть в зеркале.

    Помните, что развивая духовную сферу, мы одновременно наполняем все остальные сферы. Именно от духовности зависит всё остальное, а не наоборот.

    Как развивать главные сферы жизни человека?

    Теперь нам нужно определить шаги, которые нужно делать для развития той или иной сферы жизни человека. Конечно, это большая тема, поэтому здесь будет краткое описание этого процесса плюс видео в дополнение.

    Развитие физической сферы

    В физической сфере нам нужно научиться правильно обращаться со своим телом. Это сфера, с которой обычно начинается процесс саморазвития личности.

    Обязательно отнесите сюда:

    — какая-либо физическая активность, но в меру (бег, спортзал, фитнес, танцы и т.п.)

    — чистота тела и окружающей среды

    — гармоничная сексуальная жизнь

    — искоренение вредных привычек

    Это не всё, но начните работать хотя бы по этим направлениям.

    Развитие социальной сферы

    В этой сфере есть один простой рецепт того, как строить правильные отношения с людьми. Для начала запомните важное правило:

    Необходимо всегда вкладывать свои силы в отношения со всеми категориями людей, которых можно разделить на старших, равных и младших .

    Как правильно вкладывать силы в отношения? Кому-то нужно уделить время, кому-то сказать доброе слово, а кому-то подарить что-то.

    Но как бы там не было, мы всегда должны :

    — людям, которые старше нас по возрасту, по положению, по карьерной лестнице оказывать уважение

    — с людьми, которые равны нам, нужно дружить

    — людям, которые младше нас нужно оказывать поддержку и заботу

    Никогда не делайте следующего :

    — не завидуйте старшим

    — не ссорьтесь с равными

    — не унижайте младших

    Более подробно про эту сферу в видео ниже.

    Развитие интеллектуальной сферы

    Также необходимо развиваться в смежных областях, благодаря которым мы сможем продвинуться в основном направлении.

    Если Вы хотите стать одним из лучших в какой-то области, то найдите человека, который уже является лучшим и начните учиться у него.

    Развитие духовной сферы

    Первое, что нужно понять – это то, что я душа, духовное существо, имеющее вечную природу. Это не всегда просто и быстро случается, поэтому ниже перечислены пункты, помогающие это сделать.

    Для развития духовной сферы необходимо получать знания о душе, о вечности, о Боге, о духовном мире, о духовном развитии.

    Методы правильного духовного развития:

    — слушание лекций на духовные темы

    — чтение Священных писаний

    — общение с возвышенными людьми

    — духовная практика

    — поиск духовного учителя и служение ему

    Все направления развития в каждой из сфер Вы можете узнать прямо сейчас, посмотрев видео ниже. В нём разбираются все четыре сферы жизни подробно (я решил, что удобнее об этом рассказать в видео, чем написать огромную статью).

    Смотрите:

    На видеоканале youtube ещё больше полезных бесплатных видео. Рекомендую.

    Резюме статьи

    Итак, в статье Вы узнали главные сферы жизни человека. Это физическая, социальная, интеллектуальная и духовная сферы. Также Вы узнали, как необходимо развивать каждую сферу.

    Сергей Юрьев http://сайт/wp-content/uploads/2019/04/Логотип-блогаlogotip-bloga-sergeya-yurev-6.jpg Сергей Юрьев 2016-09-19 05:00:25 2018-06-18 12:06:18 Главные сферы жизни человека и их развитие

    Поговорив с экспертами по технологиям и инновациям из Университета сингулярности в Калифорнии, Пит Флинт (Pete Flint) собрал разные прогнозы о будущем: о том, как мы будем мыслить, о возможностях, которые нам откроются, и о проблемах, с которыми придётся столкнуться обществу.

    Пит Флинт

    Инвестор и консультант в сфере технологий, основатель и директор онлайн-сервиса недвижимости Trulia, основатель Lastminute.com, онлайн-сервиса путешествий.

    Оптимистичный взгляд на вещи предполагает, что развитие технологий решит некоторые большие проблемы в разных сферах - от медицины до транспорта и энергетики. Это позволит достичь качественно нового уровня жизни.

    Уже сейчас скорость изменений очень высока: в бизнесе и технологиях буквально каждую неделю появляется что-то новое. В будущем скорость прогресса будет только возрастать. А это влечёт за собой изменения в этике, культуре и обществе. Возникнут новые проблемы, которые придётся решать человечеству.

    Особенности развития инноваций

    1. На самом деле очень трудно предсказывать будущее, поскольку оно слишком нелогично и принципы экспоненциального роста не действуют во многих сферах жизни. Что касается технологий, многие из них как раз таки развиваются экспоненциально. В результате мы часто переоцениваем последствия научных открытий в краткосрочной перспективе и недооцениваем в долгосрочной.

    2. Часто бывает трудно предсказать будущее из-за компаний, внедряющих инновации, привлекательные для ограниченного круга людей. Общественность либо не замечает таких инноваций, либо высмеивает их. Тем не менее эти компании быстро растут и обеспечивают себе решающие преимущества, в то время как другие организации либо не имеют возможности использовать новый продукт, либо не хотят это делать, либо делают, но слишком поздно.

    3. Инновации напоминают эстафету, где одна группа людей создаёт что-то и передаёт другой. Сначала мечтатели передают свои идеи новаторам, те, в свою очередь, передают продукты предпринимателям, а они - крупным бизнесменам, создателям империй, чтобы поставить продукт на финансовую основу и внедрить в массы. Успешное инвестирование в технологии зависит от того, сможете ли вы правильно выбрать время, и от понимания особенностей развития инноваций.


    GLAS-8/Flickr.com

    4. Мы должны с энтузиазмом воспринимать возможность появления суперинтеллекта, который поможет решить множество важных проблем. Особенно учитывая тот факт, что технологические прорывы случаются как при глубоком погружении в одну науку, так и на стыке разных дисциплин.

    5. Потребительские технологии постоянно улучшаются. Всё большее значение будут иметь юзабилити, анализ данных, аналитика. У компаний, которые занимаются этим сейчас, отличные перспективы в будущем.

    6. Некоторые технологические компании, чья деятельность основана на собственных данных, публичных данных или активах интеллектуальной собственности, наоборот, будут ослабевать. Потому что другие компании и сообщества предоставляют данные бесплатно или за очень небольшие деньги, чтобы привлечь пользователей к своим сервисам.

    7. или искусственным интеллектом сделает счастливыми многих людей.


    Adam McIver/Flickr.com

    8. уже практически стали товаром массового потребления. В будущем увеличение мощности и количества сенсоров, снижение цены, более продвинутые интерфейсы и снижение себестоимости будут способствовать дальнейшему распространению роботов.


    Richard Unten/Flickr.com

    9. Роботы станут куда более интересными, когда начнут делать то, что недоступно человеку, вместо того, чтобы просто заменять человека, как это происходит сейчас.

    10. Переход к самоуправляемым электромобилям сильно повлияет на повседневную жизнь в целом. И это случится гораздо раньше, чем предполагают, и раньше, чем люди успеют к этому подготовиться. То, что во время поездки вы можете делать что угодно и не следить за дорогой, города и районы. В больших городах это повлияет на качество жизни и, вероятно, повлечёт за собой всплеск урбанизации.

    11. Внедрение электромобилей начнётся медленно, а затем быстро наберёт обороты. Поскольку заправки станут менее востребованными, со временем станет всё менее выгодно иметь обычный автомобиль.

    12. Изменения в робототехнике и внедрение инноваций в производство и сельское хозяйство уничтожат традиционные производственные цепочки, которые существуют сейчас. Это создаст много возможностей для бизнеса.

    Медицина


    hooleyp/Flickr.com

    13. В ближайшем будущем 3D-печать позволит создавать хрящи и кости с учётом особенностей конкретного человека. В отдалённой перспективе молекулярная и нанопечать будут создавать устройства и роботов, которые изменят медицину коренным образом. Например, с помощью такой печати можно будет создавать органы для трансплантации.

    14. Стоимость геномного тестирования стремительно снижается, и в следующем десятилетии эта процедура будет стоить копейки. Это серьёзно повлияет на и одновременно на появление потребительских товаров для здоровья и безумных идей вроде интеллектуальных туалетов и душевых кабин, основанных на чувствительных сенсорах.

    15. Возможность проведения недорогих генетических исследований в сочетании с анализом данных сместят акцент в медицине с лечения на диагностику и предупреждение болезней. Это позволит найти лекарства от самых страшных убийц современности - рака и неврологических расстройств.

    16. Для учёта огромного количества информации, полученной от чувствительных недорогих сенсоров, медицине потребуется аналитика и искусственный интеллект. Фрагментация и учёт информации станут главными проблемами медицины.

    17. Люди, рождённые в развивающихся странах сегодня, имеют все шансы прожить на 2,5 года больше, чем родившиеся 10 лет назад. Поскольку технологии развиваются экспоненциально, с каждым десятилетием продолжительность жизни людей будет увеличиваться. Так что в перспективе у тех, кто появится на свет через несколько десятков лет, будут все шансы жить очень и очень долго (если, конечно, они смогут себе это позволить). В связи с этим возникнет ряд проблем - финансовых, культурных и общественных.

    Финансы и экономика

    18. Blockchain - технология надёжного распределённого хранения данных - в скором времени изменит работу финансовых институтов. Они станут практически незаметными для нас.


    PROre:publica/Flickr.com

    19. будет развиваться, пока не станет практически неотличимой от настоящего мира. Более того, по качеству опыта и функциональности она будет превосходить реальность. Это зайдёт действительно далеко и будет иметь огромное влияние на наше общество.

    Энергия

    20. Стоимость получения солнечной энергии будет падать, поэтому использовать её будут всё чаще.


    Takver/Flickr.com

    21. За последние несколько десятилетий перемены в энергетике тормозят не технологии, а политика и социальные факторы.

    22. Инновации в сфере хранения и транспортировки энергии значат даже больше, чем новые технологии добычи энергоносителей.

    23. Перенесение информации в цифровой формат создаст потенциальные угрозы, так что инвестиции в безопасность будут очень внушительными.

    Образование

    24. Скорее всего, навыки, необходимые для работы, . Чтобы остаться на плаву, специалисту нужно будет проходить повторное обучение. Потребуется новый подход к образованию и карьере.

    25. Наши дети и внуки будут жить в другом мире. Чтобы они были успешными, мы должны обеспечить им непрерывное обучение и получение знаний в области технологий, инженерии, а также развить критическое мышление, творческий подход и чуткость.

    Организации будущего

    26. С развитием технологий увеличатся требования к производительности организаций и руководителей. Это сократит срок существования большинства компаний. Самые успешные организации будущего - те, что продолжат обучение сотрудников и внедрение новых технологий на протяжении всего своего существования.

    27. Компании, имеющие возможность быстро внедрять технологические новшества и меняться, всегда будут успевать за прогрессом.

    Общество

    28. Чтобы предотвратить резкое сокращение рабочих мест, правительство должно будет обеспечить каждого человека основным доходом, вне зависимости от того, работает он или нет, и помочь ему пройти через изменения в обществе и на рабочих местах.

    29. Ожидается, что количество рабочих мест в США сократится вдвое на протяжении следующих 20 лет за счёт компьютеризации и замены людей роботами. В менее развитых странах этот показатель будет ниже.

    30. Сокращение рабочих мест из-за внедрения роботов и искусственного интеллекта предсказуемо и неизбежно так же, как это было в прошлом при автоматизации работы предприятий. Но трудно предсказать, как будет реагировать на это правительство и общество.

    31. Быстрое развитие технологий должно помогать людям во всех сферах жизни. Но если в правительстве и обществе не произойдёт серьёзных изменений, то технологии будут доступны лишь малому количеству обеспеченных людей, что ещё больше разделит общество на классы.

    32. Некоторые развивающиеся страны смогут обогнать других в постройке определённых типов инфраструктур и получить экономическое преимущество, подобно тому, как побеждает уже существующие компании, применяя новую, более эффективную модель работы.

    33. Будущее отражает множество историй, которые вплетены в традиционные религии: жизнь после смерти, внетелесный опыт, искоренение болезней, лечение паралича, сверхинтеллект и так далее. Совпадение ли это? Или наша человеческая природа в течение всей истории толкала нас к решению этих проблем? И как отреагируют религии на то, что чудеса становятся обыденностью?

    34. Возможно, общество станет более человечным или, может быть, больше будет ценить человеческую природу в оцифрованной жизни. Поскольку технологии становятся всё более невидимыми, человек движется вверх по пирамиде потребностей Маслоу и начинает ценить вещи вокруг себя так, как не могли все поколения людей до него.

    Тема 7. Понятие общественного прогресса

    Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

    Различные взгляды на направленность общественного развития

    Французские просветители – история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

    Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

    Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

    Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.


    Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией .

    Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека – в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.


    Образец задания

    B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

    Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

    Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

    Ответ: Стагнация.

    Тема 8. Процессы глобализации и становление единого человечества

    В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.

    Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

    Глобализация процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности .

    Основные причины глобализации : переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.

    Глобализация – это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

    Основные направления глобализации : деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

    Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.



    По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:

    – Единство человечества – только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

    – Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

    – Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.



    В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое – как биологический вид, но и социальное – объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное – поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.


    Образец задания

    A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

    А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию.

    Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ: 3.

    Тема 9. Глобальные проблемы человечества

    Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек – природа – общество».



    Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.



    С учетом наличного уровня общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобальных проблем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:

    Пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») связаны с тем, что разрешить глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления таких мер, которые реализовать практически невозможно (например, приостановка роста населения, отказ от технического и технологического прогресса, снижение уровня потребления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.

    Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм») обосновывают тем, что научно-технические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проблем. Условием для этого является принятие мировым сообществом концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества.


    Образец задания

    B4. Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1) проблема образования народных масс

    2) демографическая проблема

    3) продовольственная проблема

    4) торговая проблема

    5) проблема использования космоса

    6) научная проблема

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

    Ответ: 235.

    Раздел 2. Духовная жизнь общества

    Тема 1. Культура и духовная жизнь

    Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

    – Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

    – Деятельностный подход: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

    – Ценностный подход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

    Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura – уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что существует независимо от него.

    На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура » в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

    Культура в узком смыслепроцесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

    В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.



    Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.



    Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

    Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

    К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

    Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

    Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

    Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.


    Образец задания

    A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

    А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

    Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ: 1.

    Тема 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

    Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.



    Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub – под) и контркультуру (от лат. contra – против).



    Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

    Составляющие и признаки субкультуры, знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

    Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

    Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура – это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


    Образец задания

    B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Первоначально во взаимодействии инновации и ____________(1) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени ______________(2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ______________(3), в формулы житейской ____________(4), практического ____________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный _____________(6)».

    Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    Б) поведение

    В) демократия

    Г) новаторство

    Д) искусство

    Е) рассудок

    Ж) преемственность

    3) традиция

    И) мудрость

    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.



    Ответ: ЗВБИЕА.

    Тема 3. Средства массовой информации

    Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

    Средства массовой информации представляют собой:

    Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.

    Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

    Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.

    Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

    Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.


    Образец задания

    B3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.

    Определите, какие положения текста носят:

    А) фактический характер

    Б) характер оценочных суждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.



    Ответ: ААББ.

    Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

    Искусство – центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

    Существует ряд теорий происхождения искусства:

    биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;

    игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;

    магическая – искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;

    трудовая – искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

    Искусство практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность – художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

    В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство – подражание природе; «природа – лучший мастер форм». Искусство – творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

    Предмет искусства человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

    Форма бытия искусства художественное произведение , имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

    Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов , каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

    Искусство как форма художественного познания обладает спецификой : является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

    Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.


    Образец задания

    C8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

    «Цель искусства – не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

    «Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).