Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Социальное страхование от несчастных случаев на производстве Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
  • 255 фз от 29.12 06 г. Закон о пособиях по временной нетрудоспособности, беременности и родам — Российская газета. На случай временной нетрудоспособности
  • Игорь Манн посетил Красноярск
  • Вкусные и доступные рецепты оладий из кукурузной муки
  • Вкусные оладьи из тыквы с сыром: способы приготовления Оладьи из тыквы с чесноком рецепт
  • Свиная рулька варено-запеченная - рецепт приготовления с фото Рулька отварная рецепт
  • Что говорят на похоронах моряка. Традиции похорон в мире

    Что говорят на похоронах моряка. Традиции похорон в мире

    У Американских индейцев, многих народов Африки, древних народностей, населяющих Сибирь, существовал обычай отправлять умершего в ладье вниз по реке, которая несла свои воды в море или океан. Люди верили, а в некоторых уголках света и по сей день верят, что такой способ отправки близкого в последнее далекое земное путешествие поможет душе быстрее вознестись к богам. А родной дом, в котором жил усопший и где остались жить его близкие, таким образом будет защищен от злых духов.

    Отражение этих верований мы находим и в египетской культуре, и в мифологиях других культур в виде концепции изначальности моря, появления земли из моря, отделения неба от земли. По религиозным представлениям египтян, под землей находился иной мир, который назывался Дуат. Он изобиловал ужасными огненными озерами, ядовитыми змеями и чудовищами. Чтобы усопший смог преодолеть препятствие, строились специальный погребальные лодки. По образу ладьи, на которой бог Солнца совершал плаванье. Под навесом устанавливали саркофаг с мумией. Ладью окрашивали в зеленый цвет - цвет прорастающих колосьев, символ воскресения из мертвых в загробном мире.

    Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II

    Ритуалы похорон восходят, прежде всего, к этнокультурной традиции определенного региона. Но в ходе развития цивилизации возникли обряды, связанные не с национальной, географической или религиозной принадлежностью, а с родом деятельности умершего. Таковы, скажем, похороны моряков или военных. Веками людей хоронили вдали от родных берегов. Вот описание погребения в 1528 году в водах Молуккского моря капитана Элькано из флотилии Магеллана: "Матросы несут к корме продолговатый сверток с привязанными к нему камнями и кладут на смазанную жиром доску. Прочитаны молитвы, монах-штурман в последний раз осеняет крестом воздух, и матросы поднимают доску. Раздается всплеск". По традиционному обряду морских похорон был погребен знаменитый английский мореплаватель Френсис Дрейк. Его свинцовый гроб под грохот корабельных пушек был опущен в океан у берегов Номбре-де-Диоса. в знак особого уважения к Дрейку в том же месте затопили несколько захваченных испанских судов (Англия в то время воевала с Испанией). С большими почестями опустили в море неподалеку от берегов Новой Бретани капитана Брюни д"Антркасто, умершего во время поисков пропавшей экспедиции Лаперуза. В средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишить умершего "христианской земли", необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван - флагом державы, под которым плавает корабль.

    Сегодня захоронение тела в море используется не столь часто. Если смерть случается на пассажирском судне, то тело сохраняется в специальном холодильнике, которым оборудуются все современные пассажирские лайнеры. На военных кораблях и подводных лодках, находящихся в длительном плавании, может использоваться кремация. Для этого устанавливаются специальные печи, работающие на солярке. И все же ритуал захоронения в море продолжает существовать во многих частях света. Хотя есть страны, где такое погребение запрещено, например в Нидерландах. Но даже в этой стране немало людей, которые выбирают для себя именно этот способ погребения. Как правило это те, чья жизнь так или иначе была связана с морем. Тела голландцев, выбирающих морское захоронение, доставляют в Великобританию английским судном, поскольку на голландском корабле, буровой платформе или воздушном судне вступают в силу законодательные предписания этой страны.

    В Великобритании морское захоронение узаконено. Ежегодно таким образом прощаются с 15-20 умершими европейцами. Здесь можно "предать тело морю" в местечке Newhaven или близ острова Wight. Перед погружением в гробу делаются отверстия для проникновения в них морской воды. Затем с помощью стальных канатов к днищу гроба прикрепляют бетонную плиту.

    В Англии существует ряд ограничений: тело умершего не может быть бальзамировано из-за опасности выделения ядовитых веществ, пагубно влияющих на морских обитателей, в частности мидий. Английские инструкции по погребению в море предусматривают также предоставление в обязательном порядке справки об отсутствии у умершего СПИДа или вируса гепатита.

    В России погребение в воде тоже разрешено законом. Вот что сказано в законе "О погребении и похоронном деле": погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

    В США законом разрешается прямое захоронение тела на морской глубине. При этом тело покойного может быть захоронено минимум за 150 миль от ближайшего берега, за пределами государственных границ. Но у такого способа захоронения есть свои недостатки. Нередки случаи, когда тела выносились на берег морскими течениями или рыболовные траулеры поднимали со дна моря гробы. Поэтому в качестве альтернативы прямому захоронению тела в морских водах существуют другие способы. Например, развеивание праха после кремации над морской гладью или захоронение урны с прахом на морском дне. Предлагается в Соединенных Штатах и еще один способ захоронения праха усопшего, который, кроме всего прочего, используется для восстановления природных рифов. Прах смешивается с цементом и отливается в форму диаметром около одного метра. Он представляет собой пустотелую полусферу с отверстиями. К полусфере крепится бронзовая табличка с именем усопшего, датами рождения и смерти, эпитафией. Похоронное бюро передает искусственный риф природоохранной организации, которая погружает подводный памятник на глубину около 100 метром на расстоянии 12 миль от берега. Искусственные рифы в течение нескольких дней населяются мелкими обитателями морских глубин, в течение трех месяцев на них поселяются колонии полипов. Таким образом, искусственные рифы используются для создания новой среды обитания морских организмов и помогают восстановлению экосистемы морского дна.

    Давным-давно обитатели островов и побережий из-за нехватки места на земле уже хоронили своих покойников в море, пуская по нему подожжённые . Сейчас, в связи со стремительным ростом и расселением человечества по всему миру, старинные обычаи постепенно возрождаются. Главы государств понимают: одними проблему не решить.

    Так, на подводных лодках нередко устанавливают кремационные печи – и в случае внезапной гибели одного из членов экипажа его тело сжигают прямо там. По прибытии в порт родственникам отдают урну с прахом.

    Что касается обычных кораблей, всего несколькими десятилетиями раньше трупы помещали в мешок вместе с чем-нибудь тяжёлым (чаще всего – камнем) и сбрасывали прямо в море. Делалось это для того, чтобы не замедлять корабль, ведь плавание и так было долгим. Ещё одной причиной являлись суеверия моряков, которые считали, что покойник на корабле – к несчастью, а гниющее мясо, к тому же, по медицинским соображениям, было опасно для здоровья. В наше время на крупных кораблях, как правило, имеется свой морг: там тело подвергается заморозке и ждёт доставки в порт приписки, где его забирают для проведения судмедэкспертизы.

    Впрочем, это относится не только к последователям христианства. Мусульманам отдавать тела морю запрещает Шариат – мертвецы обязаны достичь суши при любых обстоятельствах. Если морг на корабле отсутствует, и сохранить или быстро доставить покойника на берег при помощи вертолёта никак нельзя, над трупом совершается , который состоит из обмывания, заворачивания в саван, специальной молитвы, чтения талькина и т. д.). После этого умершего заключают в доски, обвязывают и отпускают к берегу – в надежде на то, что даже среди неверных найдётся хоть один смиренный сын Аллаха, который мёртвого и похоронит.

    А вот на побережье погребение в море – дело сугубо добровольное. Так, в Китае при населении в полтора миллиарда граждан и быстро растущих ценах на недвижимость обычные похороны обходятся в 16 000 долларов. По этой причине власти проводят активную пропаганду, обещая выплатить семье умершего до 1300 долларов, если люди согласятся кремировать покойника и развеять его прах над морем, что в Китае считается позорным и унизительным.

    Наоборот, в США в последние годы стало модным прокатить усопшего и тех, кто пришёл с ним попрощаться, на или теплоходе – по реке. Правда, речные похороны служат лишь частью обряда, и тело всё же в итоге оказывается в земле или кремационной печи. Однако инновации в Штатах нередки: морское дно также положительно рассматривается в качестве романтического последнего приюта (первым таким захоронением можно назвать ).

    В недалёком будущем морские и речные похороны и вовсе перестанут быть из ряда вон выходящим событием, утверждают фирмы, занимающиеся оказанием ритуальных услуг. Сейчас мысль о том, что собственное тело или останки близкого человека пойдут на корм рыбам, кажется людям чудовищной. Тем не менее, в земле тела разлагаются десятками лет, а свободного пространства больше не становится. Так что очень скоро погребение на дне будет рассматриваться, как один из наиболее подходящих вариантов избавления от тела.

    Просмотры: 4518

    Сброс радиоактивных отходов в море с целью захоронения (дампинг).


    Сброс (dumping) - это термин, имеющий особое значение; его нельзя смешивать с засорением (загрязнением) мусором или выбросам по трубам. Сброс - это доставка отходов в открытое море и выбрасывание их в специально отведенных для этого местах. С барж, вывозящих твердые отходы, последние сбрасывают через донные люки. Жидкие отходы обычно выкачивают через погруженную в воду трубу в турбулентную кильватерную струю судна. Кроме того, некоторые отходы захороняют с барж в закрытых стальных или иных контейнерах.

    Захоронение радиоактивных отходов на дне морей и океанов практикуется с момента появления атомных реакторов на судах. Первыми это сделали США в 1946г., затем Великобритания - в 1949г., Япония - в 1955г., Нидерланды - в 1965г. Первым морской могильник жидких радиоактивных отходов появился в СССР не позднее 1964г., официальных данных об этом, естественно, нет.
    Радиоактивные отходы замуровывались в специальные контейнеры, которые теоретически не разрушаются морской водой и глубинным давлением.

    По выработанным МАГАТЭ рекомендациям хоронить их полагается на глубине не менее 4000м, на достаточном удалении от континентов и островов, в стороне от основных морских путей и в районах с минимальной продуктивностью моря, то есть там, где не ведется промышленный лов рыбы и других морских животных.
    На Западе информация о местах захоронения с указанием точных координат, глубины, массы, числа контейнеров и т.п. доступна не только специалистам, но и независимым исследователям. Расчеты официальных экспертов достаточно оптимистичны:в течение 500 лет даже при существующих уровнях сбросов на одной площадке индивидуальные дозы облучения не должны достигнуть значительных величин. Однако это мнение разделяют далеко не все специалисты, и на IX консультативном совещании членов Лондонской конвенции в 1985г. единый подход к проблеме захоронения на дне морей и океанов выработать не удалось.
    К этой конвенции СССР присоединился 15 лет назад. Ответственным за выдачу специальных и общих разрешений на сброс радиоактивных отходов был определен (по согласованию с Минрыбхозом) Госкомгидромет СССР.

    Характерна сама техника захоронения. Считается, что контейнеры не подвержены разрушению водой и давлением, полностью герметичны, и контакт их содержимого с окружающей средой исключен, хотя бы на определенный период. На практике контейнеры просто сбрасывали в воду, а если они не тонули... их расстреливали.
    Существует и такая техника захоронения. Радиоактивные отходы складируются на списанных судах ВМФ и Минморфлота, и когда ставить контейнеры с отходами уже некуда, суда буксируются в океан и - с благословения Минздрава СССР - топятся.
    Именно так в 1979г. буксировали баржу, загруженную твердыми радиоактивными отходами. Капитан доложил о чрезвычайном происшествии:баржа исчезла, за кормой буксира болтался пустой трос. Созданная комиссия так и не смогла добиться от капитана, когда и а какой точке он потерял баржу с секретным грузом. Однако споры в комиссии велись главным образом относительно того, кто вместе с капитаном будет отвечать за случившееся:ВМФ или Министерство судостроительной промышленности. Существовавшие в то время инструкции носили противоречивый характер, так что спорили и впрок: кому отвечать за такие происшествия в будущем. Вопрос о том, чтобы найти баржу и предупредить радиационное заражение рагиона, членов комиссии волновал куда меньше.
    Не соблюдаются и норма МАГАТЭ по содержимому затапливаемых контейнеров. Как утверждают очевидцы, в одном из контейнеров находится не менее ста отработавших тепловыделяющих сборок с ядерной установки ледокола "Ленин". В 1984г. в заливе Абросимова близ архипелага Новая Земля, был обнаружен плавающий контейнер с уровнем излучения 160Р/ч. После "доработки" его здесь же и затопили.
    Несерьезно сравнивать с рекомендациями МАГАТЭ и глубины затопления радиоактивных отходов в районе Новой Земли. Вместо положенного минимума в 4000м, они колеблются от 18 до 370м. Между тем этот район соседствует с населенным архипелагом, близок к континенту, здесь проходят активно используемые морские пути, ведется промысел рыбы и морского зверя.
    Совсем просто поступали с жидкими радиоактивными отходами: их сливали в западном секторе Баренцева моря, иногда в квадратах, где тральщики ловили рыбу. Какое уж тут согласование с Минрыбхозом! До самого последнего времени мы считали Арктический регион своим внутренним морем и хозяйничали там, как хотели или умели. Жители Новой Земли весьма обеспокоены ядерными могильниками у берегов архипелага. Пятая внеочередная сессия Мурманского областного совета в августе 1991г. потребовала открыть архипелаг и прилегающие акватории для научных исследований, в которых могут участвовать и международные эксперты, например из "Гринпис".
    В 1992г. аппарат Президента России рассекретил данные о загрязнении северных и дальневосточных морей:"В 1959-1992гг. наша страна сбросила в северные моря жидких радиоактивных отходов суммарной активностью около 20,6 тысяч кюри и твердых - суммарная активность около 2,3 миллиона кюри. В морях Дальнего Востока эти величины составили соответственно:12,3 и 6,2 тысячи кюри. По мнению экспертов, потенциальную опасность представляют реакторы атомных подводных лодок и атомного ледокола "Ленин". Всего затоплено 12 реакторов и их частей без ядерного топлива (в том числе три на Дальнем Востоке) и семь аварийном состоянии с невыгруженным ядерным топливом (все на Севере)".
    Эти данные представлены Россией в секретариат Лондонской конвенции и в Международное агентство по атомной энергии.
    Несомненно, что нам или нашим потомкам предстоит огромная работа по дезактивации морей и океанов, в том числе подъем затонувших или затопленных атомоходов, а также покоящихся на незначительных глубинах контейнеров с радиоактивными отходами.

    Захоронение РАО в морях с объектов Северного флота и Мурманского морского пароходства
    Начиная с 1959 года, Северный флот регулярно производил захоронения радиоактивных отходов в Баренцевом и Карском морях. Затапливались твердые и жидкие радиоактивные отходы, атомные реакторы, в том числе с невыгруженным топливом. Кроме того, в Баренцевом и Карском морях захоранивались РАО атомного ледокольного флота Мурманского Морского пароходства (ММП). Согласно последним оценкам, суммарная активность всех радиоактивных материалов, захороненных в Баренцевом и Карском морях, составила 38450 ТБк. ВМФ затапливали РАО также в Японском море, Тихом океане, Белом и Балтийском морях.

    Жидкие радиоактивные отходы
    Контурные воды реакторов и другие ЖРО сливались в моря с 1959 года. Последнее захоронение, ЖРО в море было осуществлено 1 ноября 1991 года. Эта практика может быть возобновлена, если не будет найдено приемлемого решения. Согласно требованиям к сбросу ЖРО, установленным ВМФ СССР в 1962 году, удельная активность для долгоживущих радиоизотопов не должна превышать 370 Бк/л, для короткоживущих – 1850 кБк/л. Соблюдались ли эти требования - неизвестно.

    Анализ практики захоронения ЖРО в морях показывает, что наиболее высокоактивные отходы захоранивались в трех районах северной части Баренцева моря. ЖРО с меньшей концентрацией радионуклидов затапливались недалеко от побережья Кольского полуострова. На карте 1 представлены районы захоронения ЖРО в Баренцевом море.

    С 1959 по 1991 гг. в Белом море были захоронены ЖРО удельной активностью 3,7 ТБк, в Баренцевом море – 451 ТБк, в Карском море – 315 ТБк. ЖРО активностью 430 ТБк были слиты в море в результате аварий в хранилищах отработавшего ядерного топлива, на подводных лодках и атомном ледоколе «Ленин». Суммарная активность жидких радиоактивных отходов, захороненных в Белом, Баренцевом и Карском морях – 880 ТБк (23771 Ки).

    С 1987 года ЖРО с атомных подводных лодок Северного флота перерабатывались на танкере «Амур», оборудованном очистной установкой. После очистки вода сливалась за борт. С начала эксплуатации «Амур» переработал и слил в моря 975 тонн ЖРО.

    ЖРО также захоранивались с плавтехбазах с проектным номером 1783А (класса «Вала») и со спецтанкера ММП «Серебрянка».

    Твердые радиоактивные отходы
    Северный флот затопил в Карском и Баренцевом морях 17 судов и лихтеров, имеющих на борту твердые радиоактивные отходы, включая части реакторных установок и другое загрязненное оборудование разных уровней активности. В основном, ТРО упакованы в металлические контейнеры. Эти ТРО являются средне- и низко-активными и состоят из загрязненных металлических частей реакторных отсеков атомных подводных лодок, одежды и оборудования, использованного для работ с ядерными установками. Кроме того, были затоплены 155 крупных объектов, включая циркуляционные насосы, генераторы и другие части ядерных установок. Часть ТРО помещали на суда и лихтеры и затапливали вместе с ними.

    В период с 1965 по 1991 гг. твердые радиоактивные отходы были затоплены в 8 разных районах вдоль восточного побережья Новой Земли и в Карском море. Районы затопления в Карском море представлены на карте 2. В этих районах затопление ТРО производили Северный флот и суда технического обслуживания ММП.

    Согласно Белой книге в Карском море затоплено 6508 контейнеров с ТРО, из них 4641 были затоплены Северным флотом. По документам ММП в море было затоплено 11090 контейнеров. Пароходство захоронило 1867 контейнеров отдельно и 9223 контейнера были помещены на суда и лихтеры и затоплены вместе с ними.

    Во время первых операций по захоронению РАО в 60-х годах многие контейнеры не тонули, оставались на поверхности. Команда, выполнявшая операцию по захоронению, в качестве решения проблемы, с корабля расстреливала контейнеры для облегчения процесса затопления. Это происходило в заливе Абросимова на юго-восточном побережье Новой Земли. Более того, поступали сообщения о контейнерах, плавающих в Карском море. Один из них был найден на побережье Новой Земли. Позднее, проблема была решена тем, что контейнерам с РАО изначально придавали отрицательную плавучесть (нагружали камнями).

    Помимо ТРО, затопленных в заливах вдоль восточного побережья Новой Земли, в Баренцевом море, у острова Колгуев, было захоронено судно «Никель». Судно было загружено 18 объектами объемом 1100 м3 с удельной активностью 1,5 ТВк.

    Всего затоплено 31534 м3 ТРО с суммарной активностью около 590 ТБк: 6508 контейнеров, 17 судов и лихтеров и 155 крупногабаритных объектов.

    Захоронение атомных реакторов
    В Карском море было захоронено 13 реакторов с атомных подводных лодок. Шесть реакторов были захоронены с невыгруженным отработавшим ядерным топливом. Все реакторы были сняты с АПЛ, потерпевших серьезные аварии. Реакторы были настолько повреждены, а уровень радиоактивности высок, что выгрузить ядерное топливо не представлялось возможным. Реакторы были затоплены с невыгруженным топливом. Кроме того, три реактора с атомного ледокола «Ленин» были также захоронены в море.

    Реакторы хранились от года до 15 лет со момента аварии, после чего их захоранивали в Карском море. 5 из реакторов, вырезанных из АПЛ, были заполнены твердеющей смесью на основе фурфурола, чтобы предотвратить выход радиоактивности в морскую среду. По оценкам российских проектантов ЯЭУ, такое заполнение предотвратит контакт ОЯТ с морской водой на сроки в несколько сотен (до 500) лет. Поскольку информации о техническом состоянии захороненных реакторов очень мало, большая неясность существовала с оценкой их суммарной активности. Весьма приблизительные расчеты были сделаны российскими экспертами на основе данных, приведенных в Белой книге, где суммарная активность реакторов с АПЛ с невыгруженным топливом оценивалась в 85 ПБк. Более поздние расчеты показывают, что активность - 37 ПБк.

    Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10 % от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды . Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов.

    Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40 % органических веществ; 0,56 % азота; 0,44 % фосфора; 0,155 % цинка; 0,085 % свинца; 0,001 % ртути; 0,001 % кадмия. Во время сброса прохождении материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышаеся мутность воды. Наличие органических веществ чпсто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и не едко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода.

    Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод , содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды и СПАВ, нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробиантов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса . У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества.

    При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

    В некоторых районах городские отходы не затопляются с барж, а сбрасываются в океан по специальным трубам; в других районах их сливают в накопители на суше или используют в качестве удобрений, хотя содержащиеся в стоках тяжелые металлы могут вызвать в отдаленном будущем неблагоприятные последствия. Широкая гамма промышленных отходов (растворители, используемые в фармацевтическом производстве, отработанные кислоты титановых красителей, щелочные растворы предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, металлический кальций, слоистые фильтры, соли и хлористые углеводороды) сбрасываются время от времени в разных местах.

    Какой ущерб наносит морским организмам сброс подобных материалов? Мутность, появляющаяся при сбрасывании отходов, как правило, исчезает в течение суток. Сбрасываемый во взвешенном состоянии грунт покрывает грязью обитателей дна в виде тонкого слоя, из-под которого многие животные выбираются на поверхность, а некоторые замещаются через год новыми колониями таких же организмов. Илы бытовых отходов с высоким содержанием тяжелых металлов могут быть токсичными, особенно когда при соединении с органическими веществами образуется среда с пониженным содержанием кислорода; в ней могут существовать только немногие живые организмы. Кроме того, ил может иметь высокий бактериологический показатель. Очевидно, что промышленные отходы в больших объемах опасны для жизнедеятельности океана и поэтому не должны сбрасываться в него.

    Сбрасывание отходов в океан как таковое еще нуждается в тщательном исследовании. Располагая надежными данными, можно по прежнему разрешать сбрасывать в море такие материалы, как грунты, но следует запретить сброс других веществ - например, химикатов. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса. Глубоководные участки дна моря можно выделить для этой цели на основании таких же критериев, как и при выборе мест для городских свалок - удобства их использования и малой биологической ценности.

    Интересные факты


    Самые радиоактивные места. Топ 10.

    10. Хэнфорд, США

    Сколько ни говорят, что «могила моряка - это море», каждый моряк мечтает быть похороненным на суше, чтобы родным было куда прийти, чтобы его помянуть. Не стали исключением и японцы - у каждой военно-морской базы было своё кладбище, где хоронили погибших и умерших моряков. Однако во время Второй мировой войны многие японские моряки уходили на дно вместе со своими кораблями, и местом их памяти становились символические могилы.

    Специальные флотские кладбища начали создавать при главных японских военно-морских базах ещё в XIX веке. В таких местах торжественно хоронили умерших и погибших военных моряков, однако у них было одно отличие от классических кладбищ европейского типа. Дело в том, что по японской традиции раз в год принято поминать души покойных. Эта церемония официально проводилась и на флотских кладбищах, но оказалось, что не очень удобно поминать погибших в морском бою или катастрофе, если могилы разбросаны по всей стране, или море так и не отдало тела. Тогда на кладбищах стали устанавливать мемориалы-кенотафы - символические могилы без праха умерших. В отличие от классических памятников погибшим кораблям и морякам, которые существуют как на Западе, так и в Японии, это были именно символические могилы, объекты поминовения мёртвых.

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Йокосука: кенотаф экипажа линейного крейсера «Цукуба», погибшего при взрыве боезапаса 14 января 1917 года.
    tokyo-bay.biz


    Йокосука: индивидуальные могилы.
    tokyo-bay.biz


    Йокосука: ежегодная церемония поминовения.
    cocoyoko.net.e.rb.hp.transer.com

    После поражения Японии во Второй мировой войне официальная флотская церемония поминовения была отменена как «милитаристский ритуал» . Впрочем, и японского флота к тому времени уже не было, поэтому кладбища стояли без присмотра. В Куре кладбище и вовсе лежало в руинах - летом 1945 года оно сильно пострадало во время американских бомбёжек, а потом по нему прошёлся сильный тайфун. Но в стране остались ветераны, пережившие ужас войны, и родственники моряков, ушедших на дно вместе с кораблями, - эти люди продолжили ухаживать за кладбищами, периодически собираясь, чтобы помянуть павших.

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5

    Заголовок6


    Куре: вид на мемориал-кладбище. Фото автора


    Куре: кенотаф экипажа линкора «Ямато». Фото автора


    Куре: кенотаф экипажа линкора «Хюга». Фото автора


    Куре: кенотаф экипажа авианосца «Хиё». Этот монумент был установлен в 1983 году в Киото. В 1995 году его перевезли в Вакаяму, а в 2002 году установили на кладбище в Куре. Фото автора


    Куре: кенотаф экипажа крейсера «Аоба». Фото автора


    Куре: кенотаф экипажей крейсера «Могами» (слева) и сторожевого корабля №82 (справа). Фото автора

    Во времена американской оккупации и в первые годы после неё эту деятельность старались не афишировать, опасаясь обвинений в милитаризме. Только в начале 70-х годов на кладбищах стали массово устанавливать новые мемориалы-кенотафы в память о погибших во Второй мировой. При этом экипажи крупных боевых кораблей обычно имели отдельные кенотафы, а экипажи небольших кораблей часто поминались целыми частями. Устанавливались и более общие кенотафы - например, в память о погибших подводниках или о пропавших без вести на острове Гуадалканал.

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5


    Куре: кенотаф экипажей крейсера «Ицукусима» и канонерской лодки «Хиэй», погибших в 1894 году в морском бою с китайцами в устье реки Ялу. Установлены в 1895 году в другом месте, были перенесены на кладбище в 1981 году. Фото автора


    Куре: кенотаф экипажей подлодок военно-морского округа Куре. Фото автора


    Куре: кенотаф экипажа эсминца «Симакадзе». Корабль погиб 11 ноября 1944 года, памятник установлен 11 ноября 1965 года. Фото автора


    Куре: могила британского моряка Джорджа Тиббинса. Единственная могила, защищённая решёткой, установленной ещё до 1945 года - очевидно, во избежание инцидентов. Сейчас за могилой ухаживают столь же тщательно, как и за могилами японских моряков. Фото автора


    Куре: памятник павшим в войне за Великую Восточную Азию (официальное японское название войны на Тихом океане). Установлен 25 января 1947 года - первый памятник из появившихся на мемориальном кладбище в Куре после войны. Фото автора

    С начала 70-х в уходе за кладбищами-мемориалами и ежегодных мемориальных церемониях стали принимать официальное участие моряки японских ВМС. Однако и по сей день кладбища-мемориалы находятся в ведении общественных организаций, и ВМС официально не имеют к ним отношения. Присутствие на ежегодных мемориальных церемониях флотского почётного караула, оркестра и высших чинов военно-морских баз объясняется исключительно желанием развивать дружеские отношения с местным населением. Осторожность в вопросах, связанных со Второй мировой войной, до сих пор является неотъемлемой частью японской политики.

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5


    Общий вид кладбища в Сасебо. Фото автора


    Кенотаф экипажей подлодок военно-морского округа Сасебо. Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажа линкора «Харуна». Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажа броненосца «Хацусэ», погибшего 15 мая 1904 года на минах русского минзага «Амур». На этом же кладбище находится кенотаф экипажа броненосца «Ясима», погибшего вместе с «Хацусэ». Фото автора

    Скорее всего, по тем же соображениям политкорректности бывшее флотское кладбище в Йокосуке переименовано в «Кладбище Мамондзан», кладбище в Куре называется «Парк Нагасако», а кладбище в Сасебо - «Парк Хигасияма». И только самое маленькое и неприметное флотское кладбище в Майдзуру продолжает называться «Флотским кладбищем в Майдзуру». При этом только в Йокосуке бывшее флотское кладбище всё ещё разрешает захоронения частных лиц на своей территории, на остальных же кладбищах это запрещено.

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5


    Сасебо: кенотаф экипажа авианосца «Хирю», затопленного японцами после битвы при Мидуэе в 1942 году. Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажа авианосца «Дзуйхо». Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажа авианосца «Тайё». Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажей крейсера «Тёкай», потопленного 25 октября 1944 года в битве у острова Самар, и эсминца «Фудзинами», погибшего два дня спустя вместе со всем экипажем и моряками, спасёнными с «Тёкай». Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажа крейсера «Мёко». Фото автора

    Самые заметные памятники на территории кладбищ-мемориалов - это кенотафы экипажей погибших кораблей. Но есть там и кенотафы береговых частей флота, а также родов войск (например, подводников). Существуют и общие кенотафы погибшим в войнах и конфликтах. Кроме того, до 1941 года на кладбищах устанавливались кенотафы погибшим и умершим вследствие несчастных случаев и даже эпидемий. Сохранились на флотских кладбищах и индивидуальные могилы. Так, на территории кладбища-мемориала в Куре находится 92 коллективных мемориала, 157 индивидуальных могил японских моряков и могила английского военного моряка Джорджа Тиббинса, умершего в 1907 году во время визита его корабля в Японию. Всего на бывшем флотском кладбище в Куре поминают около 130 000 погибших моряков.

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5

    Заголовок6


    Сасебо: кенотаф экипажа крейсера «Хагуро». В постамент вмурован иллюминатор, поднятый с затонувшего крейсера. Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажа крейсера «Яхаги», погибшего 4 апреля 1945 года вместе с линкором «Ямато». Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажей эсминцев 27-го дивизиона эскадренных миноносцев: «Ариакэ», «Югурэ», «Сирацую», «Сигурэ». Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Хацуюки». Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Вакаба». Фото автора


    Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Вараби», погибшего при столкновении с крейсером «Дзинцу» в 1927 году. Увенчанный статуей бодхисаттвы Каннон, это один из самых необычных кенотафов на мемориалах-кладбищах. Фото автора

    Мемориалы-кенотафы выглядят по-разному - от роскошных произведений кладбищенской архитектуры до скромных конструкций, которые можно спутать с индивидуальными могилами. Никаких правил при их установке не существовало - всё явно определялось вкусами и финансовыми возможностями тех, кто заказывал тот или иной кенотаф. В результате монумент флотскому стройотряду может выглядеть солиднее памятника экипажу авианосца. Более старые монументы обычно выглядят скромнее, чем более новые, а почти все индивидуальные могилы выполнены в виде одинаковых каменных столбиков.

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5


    Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Суги». Фото автора

    Место последнего упокоения беспокоит многих еще при жизни. Для нашего курорта, и не только, эта тема очень актуальна. Земли становится всё меньше, места на кладбищах - всё дороже. Да и сам внешний вид многих кладбищ вызывает дрожь. Кто был на сочинских кладбищах, не понаслышке знает, что они переполнены - сплошь и рядом подзахоронения, гроб на гробе, у нас реально нет мест для расширений погостов. К тому же очень много заброшенных могил, а оградки делают у кого как финансы позволяют. В некоторых местах трава в человеческий рост и непролазная грязь. Да что говорить, это видеть надо…

    Одно время муссировалась идея с крематорием, но так до сих пор и не прошла. Хоронить на луне, в космосе, поближе к Богу, как сейчас придумали международные миллионеры, тоже не по карману. К нам в редакцию обратились читатели с предложением - а почему бы не организовать морское кладбище? «Народная газета» попыталась рассмотреть идею, которую предложили наши читатели.

    Прах в море
    Высокий уровень смертности и все меньшее количество земли для захоронений заставляют крепко задуматься. Для города Сочи с его высокой концентрацией населения и отсутствием земли – это вообще проблема. Одним из выходов было бы организовать крематорий, эта тема до сих пор муссируется на градостроительных советах. Но здесь все, по большому счету, упирается в экономический вопрос и ментальность граждан. Опросы показали, что на первоначальном этапе процент кремаций (дело все же новое, непривычное) будет составлять максимум 15% от умерших, в число которых будут входить невостребованные, безродные тела.

    А содержание крематория между тем дело затратное. Также чиновники говорят, что уже построен крематорий в Новороссийске, в планах работы которого обслуживание всего Краснодарского края. И при грамотном подходе, в случае предсмертной воли и желания родственников, поездку туда можно будет организовать буквально в течение одного дня. Поэтому с крематорием скорее всего вопрос у нас решен не будет. Тем не менее проблему с захоронениями решать нужно как можно скорее, кладбища в Сочи переполнены, и хоронить уже скоро станет просто негде.

    Выход из ситуации наши читатели видят в организации морского кладбища
    Просторы Черного моря позволят реализовать подобную идею, как известно, оно является огромным резервуаром сероводорода. Ниже глубины 150 -200 метров у нас в море залегает сероводород, так называемая «мертвая зона», где отсутствуют живые существа и разлагается вся органика. В том числе и за счет этого фактора экосистема моря имеет свойство самоочищаться. Кто-то может сказать, зачем нам вторая река Ганг? А не выйдет ли вся затея боком? Здесь хочется уточнить, что сероводород – это газ, который без остатка растворяет все, что попадает на глубину его залегания. Получается, как бы это странно ни звучало, экономичное хозяйствование, да и экологические бы нормы были соблюдены. Да и все мы разумные люди, и никто не стал бы делать морские кладбища в местах туристического скопления и с моральной точки зрения.

    Недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил оборудовать пустующие прибрежные территории от Сочи в сторону Геленджика. Там, где невозможно создать туристическую инфраструктуру, в промежутках можно было бы организовать морские кладбища. И местное население могло бы зарабатывать на оказании ритуальных услуг.

    А как у них?
    Кстати, в Китае всерьез заинтересовались темой захоронений в море. В центральном городе китайской провинции Гуандун место на кладбище обойдётся в 1200 долларов за квадратный метр. Это даже дороже, чем элитные квартиры. Но в Шанхае, Шаосине или Вэньчжоу власти заплатят вам 320, 800 или 1290 долларов за рассеивание праха умерших в море. Включена даже стоимость поездки на лодке и лепестков цветов, с которыми смешивают прах. По традиции военно-морских сил США, самых отличившихся тоже хоронят в море.

    Устав ВМС допускает предание воде как тела в гробу, так и развеивание праха. Прощальная церемония сопровождается религиозным ритуалом (если человек исповедовал ту или иную религию) и завершается тремя выстрелами траурного взвода из семи человек. В Великобритании и Ирландии захоронение тела в море разрешено в определенных частях Северного моря, для чего требуется специальное разрешение. На Гавайских островах такие погребения имеют давнюю традицию среди коренного населения и практикуются до сих пор. Получается, тема морских захоронений не нова и могла бы стать для Сочи выходом из ситуации с перенасыщенностью местных кладбищ.

    Традиция погребения в море зародилась в древние времена и существовала у самых разных народов.
    Все это имело свою подоплеку - верования, что путь на тот свет ведет по воде или о прибытии прародичей по морю. У викингов бытовало погребение человека в особой погребальной ладье, которая перед отплытием поджигалась. На Руси, где жило много варягов, тело вождя клали на корабль, который поджигал ближайший родственник покойного.

    Упокоиться с шиком
    Морские похороны сейчас набирают популярность и в научной сфере. Быть похороненным в море становится еще и очень модно. В противовес теории Чарльза Дарвина о происхождении людей от обезьяноподобных предков есть другая – человечество вышло из воды. Последняя в настоящее время очень популярна. Если человек не слез с дерева, а вышел из воды, получается, гармоничнее было бы и найти в ней свое последнее пристанище. Эту идею поддерживают и многие психологи. Похороны в море морально переносить проще, чем похороны в землю.

    – Опускание гроба в землю, медленное кидание земли – это очень тяжело, так же, как и кремация, этого многие боятся. А морское захоронение – более мягко действует на психику, – уточнил для «Народной газеты Сочи» один из психологов курорта.

    Действительно – огражденная акватория, катер, торжественная музыка, красивый гроб в виде ракушки-жемчужницы, который опускают в море, плавающие кругом лепестки цветов – все это может выглядеть для нас непривычно, но красиво. Если развивать эту тему дальше, то можно еще организовать установку плавучего памятника и получить специальное свидетельство, где будут определенные координаты захоронения. Можно оборудовать подходящим образом для поминок прибрежную зону с поминальными столиками и беседками, где можно предаваться скорби по ушедшим с красивым видом на море и проплывающими рядом дельфинами…

    Есть мысль, что особенно это бы заинтересовало иностранцев (быть похороненным в Черном море, и вообще в море, для многих из них – статусно, красиво и необычно). И это, кроме решения проблемы с кладбищами вообще, был бы и дополнительный заработок сочинцам. Ведь родственники усопших будут приезжать к ним на морские могилы, что-то покупать, где-то селиться. Похоронили, а потом еще и платный выезд на лодке для поминок и посещений – это целая индустрия необычных похорон.

    Подводные камни
    Однако с организацией морских кладбищ у нас не все так просто. В этом деле есть свои подводные камни. Директор МБУ г. Сочи «Управление по организации похоронного дела» Александр Мамлай, согласившись, что в идее морских захоронений есть рациональное зерно, объяснял, что реализовать такой проект будет непросто.

    – Есть действующее законодательство, а оно ни слова не говорит по поводу захоронений в море, – пояснил Александр Мамлай, – поэтому мы можем много обсуждать, но пока на законодательном, федеральном уровне это не будет прописано, все это бесполезно.

    Получается, чтобы запустить проект с морскими кладбищами, надо перекраивать законодательство на уровне Федерации. Пойдут ли на это парламентарии – вопрос. Между тем проблема с нашими сочинскими погостами, где уже негде хоронить, требует решения. Хотелось бы, чтобы наша власть побыстрее обратила на нее внимание и нашла выход.