Войти
Портал об устройстве канализации и водосточных труб
  • Игорь Манн посетил Красноярск
  • Вкусные и доступные рецепты оладий из кукурузной муки
  • Вкусные оладьи из тыквы с сыром: способы приготовления Оладьи из тыквы с чесноком рецепт
  • Свиная рулька варено-запеченная - рецепт приготовления с фото Рулька отварная рецепт
  • Жареная корюшка Как приготовить корюшку на сковороде
  • Пошаговый рецепт крема для торта из сгущенки и масла
  • Что такое вопрос философия. Основные философские вопросы

    Что такое вопрос философия. Основные философские вопросы

    Агностицизм — Философское учение, которое отрицает окончательно решенный вопрос о познаваемости мира, достижимости истинности, ограничивает роль науки лишь познаваемости явлений (Протагор, Кант, Дж. Беркли, Юма).

    Аксиология – Философское учение природы ценностей.

    Антропоцентризм — Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

    В марксистской философии считается, что производственные отношения являются:

    Определяющим в отношении между людьми.

    В соответствии с прагматичной концепцией истины:

    Истина – то, что полезно и помогает решать нерешенные проблемы.

    В структуре личности Фрейд выделяет:

    Оно, сверх Я, Я

    В Философии Платона идея лошади отличается от реальной живой лошади тем, что:

    Идея первична, лошадь, вторична.

    В Философии Канта «вещь в себе»:

    То, что вызывает в нас ощущения но само не может быть познано.

    «Война всех против всех – естественное состояние»:

    Волю как главный принцип жизни рассматривал:

    Шопенгауэр

    Время — Совокупность отношений выражающих координацию изменяющих друг друга состояний их последовательность и длительность. Время одномерно, необратимо, однородно.

    Высшая форма движения материи:

    Социальное движение.

    Выявление причин наследственных связей, подведение единичных, явлений под общий закон характерно для:

    Объяснения.

    Гегель: « Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории».

    Главным в обществе Маркс считает:

    Способ производства

    Глобальные проблемы:

    Проблемы от решения которых зависит выживаемость человечества.

    Война и мир, демография, экология.

    Гносеология – Философское учение о познании. Основатель Дж. Локк.

    Деизм — Религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

    Движение – Всякое изменение, взаимодействие, развертывающиеся в пространстве и во времени. Оно абсолютно и относительно.

    Диалектика – Система универсальных принципов, но предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Идея взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

    «Достоверное знание о мире невозможно», утверждает:

    Скептицизм.

    Дуалистическая философия характерна для:

    Рене Декарта.

    Если в предсказании теория эмпирического следствия не обнаруживает на практике, то тогда говорят о:

    Фольсификации знания.

    Законы диалектики впервые сформулировал: Гегель.

    Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:

    Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития:

    Закон единства и борьбы противоположностей.

    Закон диалектики скрывающий наиболее общий механизм развития:

    Закон перехода количественных изменений в качественные.

    Закон диалектики, характеризующий направление форму и результат:

    Отрицание отрицания.

    Идеализм – Направление философии, который решает основной вопрос философии в пользу первичности духа, сознания, субъективности.

    Основные формы идеализма — объективный и субъективный.

    Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

    Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин, Прокл; в новое время — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель.

    Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

    Идейным главой славянофилов является:

    Индивидуализм – Становление своих интересов выше интересов общества.

    Индивидуальное сознание фатализм

    Иррационализм – Принижает роль разума.

    Кант написал работу: « Нравственный долг»

    Коллективизм – Становление интересов общества выше своих.

    Концепция … характерная для В. Соловьева:

    Всеединство.

    Кто впервые употребил термин «философия»?

    «ЛОГОС» в философском учении Гераклита означает:

    Всеобщий закон, действию которого подчинены все в мире.

    Маркс « Капитал»

    Материализм – Направление философии, который решает основной вопрос философии в пользу первичной материи, природы, бытия объективного. Термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. — Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

    Метафизика — Философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.

    Милетская школа — Условное обозначение первых древнегреческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в 6 в. до н. э. в г. Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

    Мысль с именем которого связывают открытие бессознательного:

    Мыслитель, который полагает, что человеком движут сексуальные инстинкты:

    Натуралистический подход к обществу:

    В ней общество рассматривается как высшие творение природы, как естественное продолжение и космических закономерностей.

    Невозможно фальсифицировать:

    Существование Бога.

    Общественно экономическая философия: Маркс

    Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение чувственной воли:

    Аскетизм.

    Онтология философское учение о бытии. Основатель учения о онтологии Френсис Бэкон.

    Основатель идеализма:

    Платон (объективный идеализм).

    Основатель материализма:

    Демокрит.

    Основная идея философии французского просвещения:

    Приоритет разума как высший инстанции при решении проблем человеческого общества.

    Основной принцип античной философии:

    Космоцентризм.

    Основной идее западничества является:

    Россия развивается по европейскому пути.

    Основное утверждение эмпиризма:

    Все знания человека основываются на опыте.

    Подается фальсификации гепотиза о:

    Существовании жизни на земле

    По мнению Канта до формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет:

    Нравственный долг.

    Поставили проблему бытия в античности:

    «Поступай так, чтобы максимум твоей воли могла в тоже время стать и принципом всеобщего законодательства»:

    Прагматизм – Западная философия.

    Представитель Средневековой философии:

    Фома Аквинский.

    Представители немецкой философии:

    Кант, Гегель, Фейербах.

    Причиной неравенства в человеческом обществе, Руссо считал:

    Собственность.

    Прогресс —

    Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу:

    Пространство – Совокупность отношений выражающих координацию существующих объектов, из расположение друг относительно друга и относительную величину. Пространство трехмерно, однородно, изотропно.

    Работа о человеке его смертности и смерти:

    Разработанный Фрейдом метод наз.:

    Психоанализ.

    Ростущая взаимозависимость различных регионов мира:

    Глобализация.

    Революция — Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

    Регресс — Тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Противоположен прогрессу.

    С утверждением «мышление является таким же продуктом деятельности мозга как желчь продуктом деятельности» согласился бы представитель:

    Вульгарного материализма.

    Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения противостоящая схоластике и духовному господству церкви:

    Гуманизм.

    Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основу философии не бытие, а свободу:

    Н. Бердяев.

    Сенсуализм – Направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.

    Соборность в философии славянофилов:

    Свободное единение людей во Христе.

    Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

    Теология

    Соловьев: «Смысл любви», «красота в природе», «оправдание добра».

    Согласно социологии марксизма основной движущей силой развития общества является:

    Классовая борьба

    Средневековая философия: Бог

    Суть этического рационализма Сократа:

    «Добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом знания».

    Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

    Надо наслаждаться жизнью.

    Сущность проблемы биологии и социологии в человеке состоит:

    Взаимодействии и соотношении генов о воспитании.

    Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

    Систематизатор схоластики – Фома Аквинский.

    Тезис, принадлежащий Фалесу:

    «Познай себя».

    Теория развития Гегеля в основе которой лежит единство и борьба противоположностей:

    Диалектика.

    Теория научного познания именуется:

    Эпистимологией.

    Фатализм – Представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.

    Философия с греческого:

    Любовь к мудрости.

    Философ считавший логику главным орудием познания:

    Аристотель

    Философское направление, признающее разум основой познания и поведения:

    Рационализм.

    Характерная черта средневековых философов:

    Теоцентризм.

    Центральная философская проблема Д. Юма:

    Познание

    «Человек – мера всех вещей»:

    Протагор

    Что такое мировоззрение?

    Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

    Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

    Возрождение (ренессанс).

    Эсхотология – Учение о конечных судьбах мира и человека.

    Основной объект исследования эпохи Возрождения:

    Шопенгауэр – Представитель философии жизни.

    Эволюция — Необратимое историческое развитие живой природы.

    Экзестенциализм – Философия существования, экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.


    Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
    Основной вопрос философии: бытие и сознание

    Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия «бытие» - «природа» - «материя» и «дух» - «мышление» - «сознание» в данном случае употребляются как синонимы.

    В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, то есть существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные (идеальные, существующие в сознании).

    Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 году в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. Но ясно и другое: невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же.

    Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.

    Ф. Шеллинг говорил о соотношении объективного, действительного, мира, который находится «по ту сторону сознания», и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания».

    Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

    Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

    Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

    Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?

    В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.


    Онтологическая сторона основного вопроса философии

    При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:

    1. Материализм (основатель Демокрит) - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материя существует реально, независимо от сознания; является самостоятельной субстанцией; развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание определяется материей (бытием).

    Особое направление материализма - вульгарный материализм (Фохт и др.), представители которого абсолютизируют роль материи, исследуют материю с точки зрения физики, математики и химии, игнорируют сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

    2. Идеализм - направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

    Два направления:

    Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.): реально существует только идея; «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме; «мир идей» объективно существует независимо от нашего сознания; «мир вещей» является лишь воплощением «мира идей»; большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

    Субъективный идеализм (Беркли, Юм): идеи (образы) материальных вещей существуют только в разуме человека, через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.

    3. Дуализм (Декарт) - течение философии, сторонники которого признавали равное существование двух противоположных и взаимосвязанных сторон единого бытия - материи и духа. Материальные вещи происходят от материальной субстанции, идеи - от духовной. В человеке соединяются одновременно обе субстанции.

    4. Деизм (французские просветители XVIII века) - направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

    Гносеологическая сторона основного вопроса философии

    При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:

    Эмпиризм (сенсуализм);
    рационализм;
    иррационализм;
    гностицизм;
    агностицизм.

    1. Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) - направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.

    2. Рационализм (основатель Р. Декарт) - течение философии, сторонники которого полагали, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.

    3. Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) - особое направление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

    4. Гностицизм (как правило, материалисты) - философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.

    5. Агностицизм (Э. Кант и др.) - направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует», «Бога не существует». Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - «вещи в себе». .....................................

    Философский вопрос - это всегда вопрос об основаниях суждений или действий. Основания бывают онтологические (об основах сущего), гносеологические (об основах познания, критериях истины) и аксиологические (о ценностных, нормативных основаниях).

    Надо сильно не уважать достижения философии и науки на протяжении многих веков, или сохранять невежественную невинность в их отношении, чтобы заявлять о полнейшей нерешенности проблем бытия, небытия, истины, смысла жизни, миссии человечества и т.д.

    Но не следует впадать и в другую крайность, преувеличивая значимость философии и уповая на то, что некое философское открытие вдруг преобразит мир. Философия развивается, меняется вместе с другими сферами духа: науками, искусством, литературой, моралью, социальными, политическими и правовыми идеями.

    В настоящей ситуации глобального обострения конфликтов, войн и насилия, широкого обратного транзита во многих странах от демократии к авторитаризму, а также глобальной поляризации между самыми богатыми, продвинутыми обществами и обществами бедными, чем-то обделенными, обиженными, соскальзывающими к агрессии, на первый план выходят аксиологические вопросы.

    Проблемы нормативных оснований встают с особой требовательностью и остротой, когда конфликтуют ценности, моральные, правовые, гуманистические, религиозные принципы.

    Какое насилие, ограничение прав и свобод допустимо для предотвращения насилия (особенно, в форме террора)?

    Если открытость границ для несчастных беженцев грозит ущербом для местных жителей, то есть ли баланс и как его находить?

    Могут ли быть оправданы революции, революционное насилие, свержение правительств вообще? Или есть границы жестокости репрессивных режимов, когда насильственное свержение власти уже оправдано?

    Каковые критерии легитимности постреволюционных режимов?

    Какие принципы должны лежать в основе помощи отсталым странам, если прошлый опыт такой помощи (финансовой, продовольственной, медицинской и проч.) приводил к негативным следствиям: перенаселенности, консервированию отсталости, преступности, насилию, войнам?

    Можно подумать, что такого рода вопросы не философские, а относятся к политике, идеологии, социальным наукам. В том-то и проблема, что ими занимаются совсем другие люди и институты, которые "не заморачиваются" философией. Результаты видны и зачастую плачевны.

    Философию же заперли в "башню слоновой кости" (точнее, в изолированные от мира университетские кафедры и специальные журналы). А вернее, там заперлись сами философы, всегда готовые с глубокомысленным видом порассуждать о "высоком": бытии и небытии, трансценденциях и смысловых мирах, о том "как добыть вопрос" и о миссии человечества.

    C того момента, как человек начал думать, он стремится понять окружающий мир и свое собственное существование. Он пытался объяснить это с помощью мифов, суеверий и религий с одной стороны и с помощью науки и философии с другой.Религия предлагает ответы на многие из этих вопросов, но она базируется на божественном вмешательстве, которое церковь считает «авторитетным», и выражается догматической, иррациональной верой. Наука и философия отказываются от догматов и пытаются ответить на эти вопросы с помощью разума, логики и опыта.Философия является довольно обширным и сложным понятием, но ее суть может быть сведена к поиску ответов на 10 вопросов, представленных ниже.

    1. Какова природа Вселенной?

    Откуда она взялась? Когда она начала существовать? Зачем она появилась? Что влияет на ее изменение? Она развивается или разрушается? Функционирует ли она сама по себе или нуждается в каком-то намеренном контроле, чтобы не превратиться в хаос?

    2. Есть ли какое-то Высшее Существо?

    Если да, то какова Его природа? Он создал Вселенную? Контролирует ли Он ее, и если да, то на каком уровне? Какова Его связь с человеком? Может ли Он вмешиваться в дела человека? Хороший ли Он? Если Он так хорош и всемогущ, то почему существует зло?

    3. Каково место человека во Вселенной?

    Является ли человек высшей формой развития во Вселенной или же он всего лишь незначительная песчинка в бесконечном пространстве? Является ли человеческий дух порождением каких-то высших духовных сил или он эволюционировал из материи? Как настроена Вселенная по отношению к человеку: дружелюбно, равнодушно или вовсе враждебно?

    4. Что такое реальность?

    Что такое сознание, и что такое мысль? Мысли реальны? Что главнее: сознание или материя? Создало ли сознание материю или материя эволюционировала в сознание? Откуда появляются идеи? Оказывают ли мысли какое-то влияние на нашу жизнь или это просто фантазии? Что такое Истина? Существует ли универсальная Истина, верная всегда для всех людей, или она индивидуальна для каждого?

    5. Что определяет судьбу каждого человека?

    Является ли человек творцом и движущей силой своей жизни или он живет под действием силы, над которой не имеет контроля? Есть ли свобода воли или наша жизнь определяется внешними факторами, и если так, то каковы эти факторы? Существует ли некая высшая сила, которая может вмешиваться в нашу жизнь? Или все предопределено от начала времен? Или наша жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев? Есть ли какой-то другой механизм контроля жизни, о котором мы не знаем?

    6. Что такое добро и зло?

    Что такое мораль? Что такое этика? Кто принял границы хорошего и плохого, правильного и неправильного? По какому принципу? Есть ли абсолютный стандарт определения хорошего или плохого независимо от личного мнения? Что делать, если решения других людей (общества, власти), определяющие рамки хорошего и плохого, противоречат личным убеждениям? Должны ли мы подчиняться другим или следовать своей собственной совести? Если в качестве ответа на пятый вопрос предположить, что мы не имеем свободы воли, то какая разница, как мы будем поступать в жизни, хорошо или плохо? Если у нас нет выбора, то изменится ли что-то от того, какими мы будем, добрыми или злыми?

    7. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

    Какой должна быть идеальная жизнь? Как бы выглядело утопическое общество или рай на земле? Возможно ли вообще создать утопию? Если да, то как? Обеспечит ли утопия личную свободу? Что нужно будет делать с теми, кто будет против утопической системы? Если начать контролировать или наказывать их, будет ли это оставаться утопией?

    8. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

    Когда личность служит государству или когда государство служит личности? Какова идеальная форма правления? Когда человек вправе не подчиняться диктатуре государства? Какова предельно допустимая степень влияния государства? В каком случае человек, протестующий против установленных порядков, окажется прав?

    9. Что такое образование?

    Что важно знать молодым людям, а что нет? Кто должен контролировать образование: родители, сам учащийся, общество или государство? Должен ли человек быть образованным, чтобы быть свободным и жить по своим интересам? Или он должен подчинить свои желания служению другим людям или государству?

    10. Что происходит после смерти?

    Является ли смерть концом всего, или в человеке есть душа, которая продолжает существовать после смерти? Если есть душа, то бессмертна ли она, или в конечном итоге тоже когда-нибудь перестанет существовать? Если душа продолжает существовать после смерти, то как выглядит это существование? Если возможно существование после смерти, то будут ли вознаграждены те, кто вел себя «хорошо», и будут ли наказаны те, кто вел себя «плохо». Если так, то как можно совместить это с предопределенностью судьбы?